Свежий номер
№10 2024
Проведены металлографические и дюрометрические исследования, а также испытания на изнашивание в условиях сухого трения скольжения мартенситостареющей стали 21НКМТ после различных видов термической обработки. Установлено, что наименьшей интенсивностью изнашивания обладают образцы после закалки и однократного старения, при этом наибольшей твердостью 630 HV обладают образцы после двукратного старения. Применение двукратного старения и перестаривания стали 21НКМТ приводит к увеличению интенсивности изнашивания на 12–33 %.
Представлены результаты исследования влияния примесей серы, фосфора, кремния и азота на основные характеристики (длительную усталостную прочность и кратковременные механические свойства) жаропрочного никелевого сплава ВЖМ200 для литья рабочих лопаток с направленной структурой для газотурбинного двигателя ПД-8. Установлено, что при повышенном содержании данных примесей уменьшается время до разрушения сплава при температуре 1000 °С на базах 100 и 500 ч и снижается его пластичность при температуре 20 °С, а также число циклов до разрушения при испытании на МнЦУ при температуре 900 °С в сплаве с добавкой кремния и азота.
Описан процесс создания реологической модели алюминиевого сплава 1163, предназначенной для использования в программных комплексах для моделирования процессов обработки металлов давлением. Экспериментальным путем получены зависимости напряжения течения сплава от температуры и скорости деформации. По эмпирической модели Хензеля–Шпиттеля рассчитаны коэффициенты, определяющие зависимость напряжения течения от термомеханических параметров. Полученная модель обеспечивает высокую сходимость расчетных и экспериментальных данных.
Изложены и обобщены результаты испытаний механических свойств материала промышленных листов толщиной 2,0 мм из жаропрочного титанового сплава марки ВТ41. Приведены данные по результатам испытаний на растяжение, мало- и многоцикловую усталость гладких образцов. Представлены результаты испытаний образцов на растяжение с корсетной формой рабочей части при различных скоростях нагружения. По результатам испытаний построена кривая в областях статического, повторно-статического, малоциклового и классического многоциклового разрушения.
Показаны зависимости механических и теплофизических характеристик в образцах с различным соотношением полиэфирэфиркетона (ПЭЭК) и жидкокристаллических полимеров (ЖКП), синтезированных методом послойного наплавления нити. Показано, что для определенных концентраций при добавлении ЖКП в состав ПЭЭК возможно увеличить механические характеристики по сравнению с материалом, синтезированным методом FDM из ненаполненного ПЭЭК. Показано наличие фибрилл и коаксиальных оболочек между слоями 3D-синтезированного органического композиционного пластика и внутри самих нитей. Предложена взаимосвязь между микроструктурой синтезированных методом FDM образцов и их механическими свойствами.
Приведены результаты разработки и исследования стеклопластика конструкционного назначения для изготовления элементов конструкции интерьера вертолетной техники. Проведен сравнительный анализ с ранее разработанными и применяемыми материалами, в том числе с зарубежным аналогом. Показано, что разработанные материалы удовлетворяют современным требованиям по пожаробезопасности, а за счет использования эпоксидного расплавного связующего обеспечивают повышенную технологичность и достижение высокого уровня упруго-прочностных характеристик. Продемонстрирована принципиальная возможность доведения материала до уровня удовлетворения требований в части пожаробезопасности, предъявляемых к материалам интерьера самолетов транспортной категории.
Представлены результаты исследований физических, огневых и теплофизических свойств огнезащитного материала на основе фторсилоксанового каучука с различными системами функциональных добавок. Работа направлена на расширение температурного интервала (до 200 °С) эксплуатации огнезащитных материалов в условиях, допускающих контакт с топливом. Исследования подтверждают эффективность фосфатно-азотной интумесцентной системы благодаря образованию под действием высоких температур прочного защитного кокса, предотвращающего распространение огня.
Изучено влияние температуры и влажности среды на скорость отверждения шпатлевки на основе ненасыщенной полиэфирной смолы (эпоксивинилэфирной): исследована жизнеспособность шпатлевки после смешения с отвердителем и ускорителем, время высыхания до степени 3 покрытия шпатлевки. Определены физико-механические свойства покрытия шпатлевки при отверждении в различных условиях температуры и влажности. Определены оптимальные температура и влажность (при выполнении работ на открытых площадках) при отверждении покрытий на основе эпоксивинилэфирной шпатлевки.
Углепластик КМКУ-2м.120, защищенный фторэпоксидным (ВЭ-46) и акрилстирольным (АС-1115) покрытиями, экспонировали в открытых условиях умеренно теплого климата г. Геленджика в течение 8 и 13 лет. Исследована кинетика влагопереноса состаренных образцов углепластика. Значения относительного изменения массы образцов разных форм и размеров аппроксимированы одномерными и трехмерными моделями Фика и Ленгмюра. Определено влияние типа и цвета покрытия, продолжительности климатического воздействия на влагосодержание и коэффициенты диффузии влаги в плоскости армирования и трансверсальном направлении.