Статьи
Изучено влияние добавок в базовом электролите, рабочего напряжения и температуры электролита на качество процесса электролитно-плазменного полирования деталей, изготовленных методом селективного лазерного сплавления из металлопорошковой композиции алюминиевого сплава марки ВАС1. Проведено электролитно-плазменное полирование конструктивно-подобного образца детали типа «Кронштейн». Разработана технология электролитно-плазменного полирования деталей, изготовленных методом селективного лазерного сплавления из металлопорошковой композиции алюминиевого сплава марки ВАС1.
Приведены результаты исследования взаимосвязи микроструктуры слитков из сплава В95оч после гомогенизационного отжига по различным (одноступенчатому и двухступенчатым) режимам и параметров технологической пластичности в интервале температур 350–450 °С. Установлена зависимость от режима гомогенизации структуры и свойств листов толщиной 6 мм из сплава В95оч, состаренных по опытному и серийному (Т2) режимам старения. Выбраны режимы гомогенизационного отжига и старения, обеспечивающие достижение наиболее высокого уровня служебных характеристик листов.
Проведено исследование особенностей технологии прокатки листов из высокопрочного титанового сплава типа ВТ23 в условиях НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ. Для отработки режимов прокатки сплава применяли компьютерное моделирование в специальном программном комплексе. Образцы из сплава типа ВТ23 подвергали прокатке при различной температуре, в результате получены оптимальные режимы горячей и теплой обработки давлением. Проанализированы механические свойства и структура полученных листов, которые удовлетворяют требуемым значениям.
Полимерные композиционные материалы постепенно заменяют металлы, в том числе в таких ответственных конструкциях, как крыло самолета или фюзеляж. Одним из технологических переделов при изготовлении заготовок будущих деталей является процесс выкладки препрега на оснастку. При выполнении выкладки особое значение имеет липкость препрега. Липкость препрега к подложке должна быть такой, чтобы он не отделялся от нее при транспортировке и легко отделялся при перемещении на оснастку. Проанализирована зависимость липкости от температуры, силы уплотнения и скорости отделения от подложки.
Проведены испытания элементов конструкций самолетов разработки ОКБ Сухого, изготовленных из препрегов антифрикционных и конструкционных органопластиков. Показана эффективность применения антифрикционных и конструкционных органопластиков для увеличения износостойкости и ресурса подвижных элементов механизации самолета, а также контактирующих с ними неподвижных деталей. Подтверждена возможность изготовления элементов механизации самолета путем совместного формования препрегов антифрикционного и конструкционного органопластиков.
Исследована зависимость свойств консолидированных пластин термопластичного углепластика на основе полиэфирэфиркетона и тканого углеродного наполнителя от технологических параметров изготовления: давления и температуры прессования, показателя текучести расплава полиэфирэфиркетона при данной температуре, скорости охлаждения отформованного углепластика и температуры снятия нагрузки при охлаждении. Оценка влияния технологических параметров формования на уровень консолидации пластин углепластика осуществлена с применением неразрушающих методов контроля и путем определения механических свойств.
В первой части обзора рассмотрены основные типы предкерамических кремнийорганических полимеров и типы образующихся в ходе их пиролиза керамических материалов. Проведен анализ научно-технических литературных и патентных источников информации по методам синтеза, химической модификации, физико-химическим свойствам, основным производителям и областям применения кремнийорганических полимеров. Описаны основные структурные факторы предкерамических полимеров, позволяющие варьировать в большом диапазоне весь комплекс физико-химических свойств керамического материала.
Проведены сравнительные испытания на стойкость стеклопластика ВПС-53/Т-25 к старению при экспонировании в натурных условиях умеренно теплого и умеренного климата в течение 3 и 6 мес. и к имитационным воздействиям при двух режимах лабораторных ускоренных испытаний. Установлено, что за 6 мес. экспонирования прочность стеклопластика уменьшилась на 7 %, тогда как коэффициент диффузии влаги при режимах увлажнения и сушки повысился на 60 и 120 % соответственно. Показана перспективность использования моделей Фика и Ленгмюра для сравнения эффектов старения полимерных композиционных материалов при испытаниях в натурных и лабораторных условиях.
Приведен анализ отечественных и зарубежных методик механических испытаний конструкционных авиационных композиционных материалов и покрытий на срез. Представлены виды оснасток на срез и их основные отличия. Показано развитие методик испытания методами инструментального индентирования и царапанием (склерометрия), при которых разрушение происходит при срезе материала индентором. Представлены типичная диаграмма среза в координатах «нагрузка‒перемещение пуансона», диаграммы внедрения и царапания инденторами, фотографии царапины без разрушения и со следами разрушения на деформируемой поверхности.