Статьи
Разработан деформируемый высокожаропрочный сплав ВЖ179-ИД для лопаток последних ступеней компрессора высокого давления с рабочей температурой до 800 °С газотурбинных двигателей большой тяги. Для достижения требуемых показателей по механическим свойствам проведены структурные исследования, результаты которых использованы при определении режимов термической обработки сплава. По комплексу механических свойств разработанный сплав обладает значительными квотами превосходства как по сравнению с аналогом по применению сплавом ЭП718-ИД, так и с наиболее жаропрочным деформируемым сплавом для лопаток ЭП220.
Рассмотрено влияние степени дисперсности мартенситной структуры на триботехнические характеристики высокоуглеродистой комплексно-легированной стали. После упрочняющей термической обработки образцов с различными степенями деформации получены образцы со структурой от мелко- до крупноигольчатого мартенсита. По результатам испытания на изнашивание в условиях сухого трения скольжения установлено, что скорость изнашивания образцов с мелкоигольчатой мартенситной структурой по сравнению со скоростью образцов со средне- и крупноигольчатой мартенситной структурой меньше на 50 и 70 % соответственно.
Представлены результаты комплекса исследований, включающего анализ микроструктуры, определение механических свойств при воздействии разрушающих нагрузок при разрыве и срезе, а также определение усталостных характеристик при комнатной температуре крепежных изделий из псевдо-β-титанового сплава ВТ47. Проведен сравнительный анализ полученных результатов исследований, раскрывающий зависимость механических свойств крепежных изделий от структуры. Показана актуальность применения псевдо-β-титанового сплава ВТ47 в качестве материала для крепежных деталей.
Показано, что применение эпоксидного грунта ЭП-0234, используемого в качестве адгезионного подслоя под эпоксидно-полисульфоновым клеем ВК-36, приводит к увеличению продолжительности выдержки между процессом химического оксидирования в хромовой кислоте (Ан.Окс.хром) склеиваемых поверхностей и началом технологических работ по склеиванию до 30 сут (вместо 2 сут для анодированных поверхностей без грунта) без ухудшения показателей свойств склеенных образцов, а в некоторых случаях – с их улучшением.
Проведено сравнение технологических свойств препрегов, произведенных по онлайн- и офлайн-технологиям, а также физико-механических свойств углепластиков марок ВКУ-29/ВТкУ-3 и ВКУ-39/ВТкУ-2.200 на основе расплавного связующего ВСЭ-1212.Оценены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий изготовления препрегов и их влияние на свойства углепластиков. Показано, что различие в технологии получения полуфабрикатов (препрегов) не оказывает влияния на конечные свойства углепластиков, изготовленных автоклавным формованием.
В настоящее время полимерные композиционные материалы (ПКМ) широко применяют вместо таких традиционных материалов, как сталь или дерево. Для крупногабаритных деталей из ПКМ процесс инфузии становится наиболее востребованным и часто используемым. По этой технологии изготавливают корпуса кораблей, лопасти ветроэнергетических установок, крылья самолетов. Цель данного обзора – рассмотрение различных видов инфузии, их достоинств, недостатков и перспектив применения.
Рассматривается биологическое повреждение термопластичных и термореактивных армированных полимерных композиционных материалов (ПКМ), углеродных и стеклянных волокон и смол микроорганизмами и грибами. Показано, что биодеградация влияет на структурную целостность материала, его физические и механические свойства. Рассмотрены условия благоприятного развития микроорганизмов, механизм биодеградации, некоторые виды бактерий и грибов, поражающие ПКМ, и механизмы образования биопленок.
Представлен обзор научно-технической информации в области технологических особенностей процесса получения высокотемпературных углепластиков на основе термореактивных полиимидных связующих. Приведены параметры формования и проведен их сравнительный анализ, области применения и рекомендуемые температуры эксплуатации высокотемпературных полиимидных углепластиков, разработанных и выпускаемых зарубежными компаниями, продукция которых успешно внедрена на практике в элементы конструкций изделий авиационно-космической техники.
При современных тенденциях к экономии и повышению эффективности использования электроэнергии магнитные материалы системы Nd–Fe–B находят широкое применение при производстве полностью электрических транспортных средств: автомобилей (Tesla), авиационной техники, а также в новых источниках энергии – например, в ветрогенераторах. Рассмотрены различные способы нанесения защитных покрытий на магнитные материалы системы Nd–Fe–B, режимы подготовки поверхности и произведена оценка влияния технологии нанесения противокоррозионных покрытий на их защитную способность, величину остаточной индукции и коэрцитивной силы по намагниченности магнитных материалов.
Изложены результаты практических исследований коррозионной стойкости металлических материалов, используемых в конструкциях отечественной авиационной техники, за многолетний период. В работе соблюдена хронология исследований и разработок противокоррозионной защиты. Изложены проблемные вопросы в части климатической и биологической стойкости материалов. Приведены типовые коррозионные разрушения металлических материалов из-за коррозионного растрескивания, применения технических жидкостей и топлив, а также контакта разнородных материалов. Представлены технологические решения по противокоррозионной защите, принятые на разных этапах ее развития, которые являются актуальными и в настоящее время.
Проведены проверка принципиальной возможности количественной оценки коэффициента теплоотдачи материала при помощи стенда, а также подбор параметров эксперимента для повышения достоверности оценки коэффициента теплопроводности слоистого материала. Установлена возможность использовать в рамках одного испытания одну часть массива данных для оценки коэффициента теплоотдачи материала на его горячей стороне, а при обработке другой части экспериментальных данных использовать коэффициент теплоотдачи для оценки поглощаемой образцом теплоты. Предложенный метод оценки значительно проще по аппаратному обеспечению по сравнению с классическим калориметрическим методом.
На основании обзоров коррозионно-механического разрушения металлов (части 1 и 2) рассмотрено воздействие коррозионной среды и механических нагрузок на алюминиевые сплавы. Приведены основные теории и практические результаты определения изменения механических характеристик алюминиевых сплавов. Значения скорости растяжения должны соответствовать исследуемой системе «металл–среда» и обеспечивать соответствие механизма разрушения испытываемого материала в эксперименте на образцах механизму разрушения реальных конструкций в условиях эксплуатации.