Статьи
Статья представляет собой обзор научных публикаций за последние годы, посвященных коррозионной стойкости никелевых жаропрочных сплавов. Рассмотрены материалы исследований, направленных на повышение коррозионной стойкости никелевых сплавов без нанесения дополнительных защитных покрытий. Изложена информация о влиянии основных легирующих элементов, добавляемых в никелевые жаропрочные сплавы, на коррозионную стойкость, а также приведены данные о работах, посвященных влиянию поверхностных обработок на стойкость к окислению.
Приводятся результаты исследований кинетики искусственного старения, полученные в производственных условиях ведущих металлургических заводов, поковок толщиной 135 и 225 мм и плит толщиной 12–60 мм из жаропрочного алюминиевого сплава АК4-1ч. на основе системы Al–Cu–Mg с добавками железа, никеля и кремния.
Получены данные по влиянию режимов старения на механические и коррозионные свойства поковок и плит, которые позволяют выбрать оптимальные режимы термической обработки для серийных полуфабрикатов из сплава АК4-1ч., актуализированные для современного модернизированного технологического оборудования металлургических заводов.
Проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по технологиям лазерной и гидроабразивной резки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Выявлены основные тенденции развития в этом направлении и проведена оценка текущего уровня исследований. Исследовано влияние фрезерной, лазерной и гидроабразивной резки плакированных листов из алюминий-литиевых сплавов 1441 и В-1481 на их механические и усталостные свойства. Показана возможность использования лазерной и гидроабразивной резки в качестве альтернативной операции при механической обработке листов из алюминиевых сплавов.
В работе приведены свойства эпоксидного связующего ЭДТ-69Н и полимерных композиционных материалов, изготовленных на его основе с применением различных тканых наполнителей (углеродных, стеклянных, органических). Методами термического анализа и ИК спектроскопии оценены условия отверждения связующего и его эксплуатации, закономерности взаимодействия реакционных групп и влияние типа наполнителя. Приведены области применения ПКМ на основе связующего ЭДТ-69Н и различных волокнистых наполнителей: углеродных, стеклянных, органических.
Описан метод механического легирования как альтернатива для получения высокотемпературных материалов на основе ниобия, получение которых традиционными методами (литейные технологии) сопряжено с большими трудностями.
Рассмотрена эволюция микроструктуры, фазового и гранулометрического составов композиционных порошков системы Nb–Si–Ti на различных этапах механического легирования.
Исследованы микроструктура и фазовый состав in-situ композита системы Nb–Si–Ti. Произведено сравнение твердости и плотности образцов с различным содержанием технологической примеси Fe.
Приведены исследования фреттингостойкости и жаростойкости покрытий, нанесенных вакуумно-дуговым методом на установке МАП-3 и магнетронным среднечастотным осаждением на установке SEO-TEC К71 – «Квадро».
Показаны зависимости удельного изменения массы образцов из интерметаллидного сплава Ti2AlNb с покрытиями и без них после испытаний на жаростойкость при температуре 700°С на базе 150 ч.
Оптимальным комплексом свойств обладают покрытия, нанесенные вакуумно-дуговым методом при распылении литого трубного катода из нихрома (Ni–Cr) с подачей в камеру напыления реакционного газа азота и ацетилена.
Несмотря на повышенный интерес конструкторов к композиционным полимерным материалам (ПКМ), алюминиевые сплавы являются основным конструкционным материалом авиационной промышленности. Особое внимание уделяется алюминий-литиевым сплавам и гибридным материалам на их основе типа СИАЛ. В работе затронуты вопросы защиты таких сплавов от коррозии и придания их поверхности специальных свойств. Рассмотрены различные виды анодного оксидирования поверхности алюминиевых сплавов под склеивание. Установлено, что по совокупности таких свойств, как прочность клеевых соединений и экологическая безопасность, для анодирования алюминий-литиевых сплавов, в частности сплава В-1469, оптимальным является применение комбинированного электролита, содержащего фосфорную и серную кислоты.
Рассмотрены различные виды разрушений образцов из стали 30ХГСА с покрытиями на основе цинка, а также проанализированы эксплуатационные разрушения крепежа из стали 30ХГСА, установлены причины потери работоспособности разрушенных деталей. Методами растровой электронной микроскопии исследованы механизмы усталостного и зернограничного хрупкого разрушения образцов, а также изломы деталей из стали 30ХГСА с покрытиями. На основании проведенных работ даны рекомендации для устранения факторов, способствующих разрушению.
Рассмотрены свойства теплоотражающего лакокрасочного покрытия на основе эмали ВЭ-72, предназначенной для защиты тканепленочных материалов от воздействия теплового излучения интенсивностью 1,7 Вт/см2. Описана методика, соответствующая требованиям авиационных норм, и приведено оборудование для проведения испытаний материалов на сохранение герметичности при воздействии лучистого теплового потока. Показаны также технические характеристики теплоотражающего лакокрасочного покрытия на основе эмали ВЭ-72, в том числе в сравнении с импортным аналогом.
Представлены результаты исследования трибологических свойств модельных систем нескользящих покрытий, где в качестве полимерной основы взято однокомпонентное алкидно-уретановое связующее, а в качестве абразивного наполнителя применялся песок и электрокорунд различного фракционного состава. Представленные данные могут быть использованы при разработке нескользящих покрытий, которые активно применяются как в авиационной промышленности, так и в других сферах народного хозяйства. Осмысленный подход к природе и размеру выбранного наполнителя позволит не только значительно улучшить функциональность нескользящего покрытия, но и увеличить срок его эксплуатации. Приводятся значения коэффициента трения как одной из главных характеристик данного типа покрытий, а также наблюдения, касающиеся качества поверхности и стойкости к истиранию.
Селективное лазерное сплавление (СЛС) является перспективной технологией изготовления деталей сложной конфигурации. В настоящее время к наиболее изученным алюминиевым сплавам, применяющимся для изготовления деталей методом СЛС, можно отнести силумины. В связи с существенным отличием структуры синтезированного сплава от сплава с литой структурой, значительно изменяются механические, коррозионные и эксплуатационные свойства деталей. Исследовано коррозионное поведение алюминиевого сплава системы Al–Si–Mg в синтезированном и термообработанном состояниях. Представлены результаты испытаний на общую и межкристаллитную коррозию.
Статья посвящена изучению механических свойств деформированных полуфабрикатов высокопрочных титановых сплавов мартенситного класса ВТ23М и ВТ43 при комнатной и пониженной температурах. Особенностью проведенной работы является то, что исследуемые полуфабрикаты изготовлены по одинаковой технологии. Выполнена оценка влияния климатических факторов, свойственных арктическому климату, на свойства образцов из титановых сплавов ВТ23М и ВТ43, а также оценена их коррозионная стойкость в контакте с углепластиками.