Статьи
Представлена разработка технологии выплавки и деформации коррозионностойкой стали мартенситного класса ВНС-74 (05Х16Н5АБ), легированной повышенным содержанием азота (˃0,10 % (по массе)). Рассмотрены структура и ее влияние на твердость и прочностные характеристики калиброванных прутков разного сечения (от 6 до 16 мм), изготовленных из стали ВНС-74 методом холодной и горячей деформации. Показана высокая технологическая пластичность тонких прутков в холодном состоянии, необходимая для проведения операции холодной высадки головки болтов. Исследованы механические свойства и стойкость к коррозии под напряжением болтов холодной и горячей высадки без перекоса и с перекосом 8 градусов под головкой и под гайкой.
В работе дано сравнение основных методов контроля субструктуры отливок из никелевых жаропрочных сплавов с монокристаллической структурой заданной кристаллографической ориентации: визуального, рентгеновских методов «качания» и Лауэ, а также результатов определения разориентации субструктуры – методом «качания» относительно продольной оси отливки и полной разориентации субструктуры, определенной по лауэграммам. На основании проведенного сравнения сделан вывод о границах чувствительности при визуальном контроле структуры.
Показаны свойства немодифицированных фенолформальдегидных клеев, их состав и назначение. Приводятся примеры клеев на основе фенолформальдегидных смол, модифицированных поливинилацеталями. Показано улучшение свойств клеев после их модификации таким способом. Представлены прочностные характеристики клеевых соединений, выполненных с использованием фенолоацетальных клеев марок ВС-10Т-У и ВС-350 в исходном состоянии и после воздействия искусственных факторов, имитирующих эксплуатационные. Показано, что клеи ВС-10Т-У и ВС-350 обеспечивают работоспособность высокотемпературных тензорезисторов.
Представлены технологические особенности переработки стеклопластиков на основе полиимидных связующих PMR-типа. Продемонстрированы основные подходы к изготовлению образцов из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе стеклянных наполнителей и полиимидных расплавных связующих с учетом их физико-химических особенностей. Показано, что ПКМ на основе полиимидных связующих расплавного типа могут перерабатываться по различным режимам, обеспечивающим разный уровень характеристик.
Полимерные композиционные материалы (ПКМ) все активнее вытесняют традиционные материалы. Постоянно ведутся разработки новых ПКМ, более экономичных и в то же время обеспечивающих качественное изготовление деталей и конструкций из них. Процесс инфузии уверенно занимает важное место среди таких процессов, как автоматизированная намотка и автоматизированная выкладка препрега с последующим формованием в автоклаве. Однако при использовании автоклавной технологии имеются ограничения по габаритам формуемых деталей, кроме того, этот метод – достаточно дорогостоящий в эксплуатации. Поэтому процесс инфузии все шире применяют при изготовлении деталей в авиа- и судостроении, строительной индустрии и др.
Представлены результаты исследования устойчивости углеродных волокон различных типов и разных производителей к окислению методом воздействия заданной температуры в течение определенного времени. Исследованы высокопрочные углеродные волокна со стандартным и средним модулем упругости. Рассмотрены результаты краткосрочных и долгосрочных испытаний и термогравиметрического анализа. Показано, что среди исследуемых волокон наибольшим термоокислительным сопротивлением обладают высокопрочные углеродные волокна со средним модулем упругости.
Приводится описание способов подготовки поверхности образцов из алюминиевого сплава 1163-АТ перед нанесением гальванических покрытий. Приведены сведения о влиянии выбранных способов подготовки поверхности образцов на адгезию электролитического никелевого покрытия к подложке. Показано, что применение подслоя способно обеспечить снижение шероховатости поверхности после нанесения электролитического никелевого покрытия толщиной 12 мкм.
В машиностроении нанесение покрытий методом холодного газодинамического напыления (ХГН) чаще всего применяется для устранения механических повреждений (трещины, царапины) и дефектов, а также для обеспечения противокоррозионной защиты на стальных деталях. Повышение эффективности защитных покрытий, наносимых методом ХГН, за счет создания новых порошковых материалов является основной задачей исследований в этой области.
Статья посвящена проблеме преобразования гидрофильно-липофильных свойств (ГЛС) различных поверхностей для улучшения функциональных возможностей и увеличения длительности их эксплуатации. Представлена количественная оценка актуальности вопроса по сведениям источника sciencedirect.com. Кратко описаны основные положения и понятия, связанные с ГЛС материалов. Рассмотрены типы амфифильных молекул, виды и классы гидрофобизирующих систем. Проведен прогностический анализ современного рынка.
Проведено определение содержаний примесей 33 элементов (Li, Be, B, Na, Mg, Al, P, K, Ca, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Ga, As, Se, Rb, Sr, Zr, Mo, Cd, Cs, Ba, Re, Tl, Pb, Bi, Th, U) в образце празеодима методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС). Рассмотрена методика растворения пробы и подготовки ее к анализу. Спектральные интерференции устранены с помощью применения уравнений математической коррекции, реакционно-столкновительной ячейки, а также путем подбора мощности плазмы.
Статья посвящена оценке площади ударных повреждений в образцах из углепластика после ударных воздействий. Показано, что контроль и оценку размеров повреждений можно проводить ультразвуковыми теневым и эхо-импульсным, а также импедансным методами. Проведен сравнительный анализ оценки площадей ударных повреждений перечисленными методами. Оценку размеров ударных повреждений наибольшей точности можно получить при использовании автоматизированного ультразвукового эхо-импульсного метода с применением фокусированных преобразователей, а также при использовании ультразвуковых фазированных решеток.
Представлены результаты исследований параметров пожаробезопасности высокотемпературных углепластиков, изготовленных на основе различных термостойких полимерных связующих, проведенных с целью определения возможности их потенциального применения в конструкциях изделий авиационной техники, с точки зрения соответствия требованиям регламентирующих документов в области авиационной пожаробезопасности.Показано, что рассмотренные углепластики обладают высокими значениями характеристик пожарной безопасности и могут использоваться в изделиях авиационной техники.