Архив - Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ"

Статьи

 


№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12




1.
УДК 66.065.5
Е. Н. Каблов, В. В. Герасимов, Е. М. Висик, И. М. Демонис
Роль направленной кристаллизации в ресурсосберегающей технологии производства деталей ГТД

Показана роль направленной кристаллизации жаропрочных сплавов как эффективного процесса в ресурсосберегающей технологии при производстве мало-габаритных дисков турбин; внедрении в производство интерметаллидных сплавов типа ВКНА с монокристаллической структурой; освоении высокорениевых жаропрочных сплавов при литье монокристаллических лопаток турбин.



2.
УДК 669.018.44:669.295
О. С. Кашапов, А. В. Новак, Н. А. Ночовная, Т. В. Павлова
Состояние, проблемы и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД

В статье отражены основные аспекты разработки и применения титановых сплавов для деталей газотурбинных двигателей. Проведено сравнение основных показателей физических и прочностных свойств жаропрочных и интерметаллидных титановых сплавов различных поколений. Указаны направления развития материалов и технологий рассматриваемого класса.



3.
УДК 669.725
В. С. Каськов
Бериллий – конструкционный материал для многоразовой космической системы

В ВИАМ (филиал ВЭТЦ ВИАМ) были созданы участки: механический, термический, гальванический, участок неразрушающего контроля, служба ОТК. Было выпущено около 400 шт. каркасов бериллиевых дисков с защитной системой (10 комплектов). Низкая плотность ((d=1850 кг/м3) и высокий модуль упругости (Е=290 ГПа) обеспечивают бериллию превосходное значение удельного модуля упругости (Е/d), который в шесть раз больше соответствующих параметров для сталей, титановых и алюминиевых сплавов. Отличительная особенность бериллия – его сравнительно низкая пластичность и технологичность, токсичность при обработке. Исследования технологичности бериллиевых материалов включали испытания на технологическую пластичность при листовой и объемной штамповке, на свариваемость при различных способах сварки, изучение технологии пайки, коррозионной стойкости в различных средах, обрабатываемости при точении, фрезеровании, шлифовании, электроэрозионной резке. Все эти задачи были успешно решены.



4.
УДК 669.715+678.034
В. В. Антипов, О. Г. Сенаторова, В. В. Сидельников
Исследование пожаростойкости слоистых гибридных алюмостеклопластиков класса СИАЛ

Приведены результаты испытаний на пожаростойкость (сопротивление распространению пламени) слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ различной структуры и состава (прежде всего на базе листов Al–Li сплава 1441). Испытания образцов с размером рабочей зоны 200×200 мм на лабораторных установках при воздействии пламени газовой горелки показали, что СИАЛы позволяют (по сравнению с монолитными листами из алюминиевых сплавов) на порядок (с ~1,5 до 15 мин при 1100°С) увеличить время сопротивления распространению пламени, сохранить жесткость конструкции и тем самым увеличить время эвакуации пассажиров из самолета. Установлен механизм противодействия разрушению СИАЛов при воздействии пламени. Результаты испытаний также показали, что СИАЛы (GLARE) возможно использовать в качестве пожаростойких перегородок.



5.
УДК 620.194.2:669.71
Л. Б. Хохлатова, Н. И. Колобнев, В. В. Антипов, С. А. Каримова, А. Г. Рудаков, М. С. Оглодков
Влияние коррозионной среды на скорость роста трещины усталости в алюминиевых сплавах

Скорость роста трещины усталости (СРТУ) – как стандартная характеристика материала – определяется в лабораторных условиях на воздухе, в то время как в реальных условиях усталостная трещина развивается при воздействии внешней коррозионной среды, которая приводит к уменьшению долговечности и снижению запаса циклической прочности материала. В работе исследовано влияние коррозионной среды на СРТУ алюминиевых сплавов, в том числе алюминий-литиевых сплавов.



6.
УДК 628.517.2.699.844
Ю. В. Сытый, В. А. Сагомонова, В. И. Кислякова, В. А. Большаков
Вибропоглощающие материалы на основе термоэластопластов

Для уменьшения отрицательного воздействия вибрации на пассажиров, пилотов и микроэлектронику самолетов используются вибропоглощающие материалы. В ВИАМ выпускаются вибропоглощающие материалы на основе термопластов и термоэластопластов, обладающие высокими демпфирующими свойствами.