Статьи
Приведены свойства композиционных материалов клеевых (КМК) на основе широкого ассортимента клеевых препрегов на стекло- и угленаполнителях. Приведены сведения о преимуществах и особенностях технологического процесса изготовления элементов ПКМ из клеевых препрегов. Указано назначение КМК – для изготовления деталей из ПКМ, в том числе сотовой конструкции одинарной и двойной кривизны, предназначенных для эксплуатации при температурах 80–175°С.
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 13.2. «Конструкционные ПКМ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].
Совершенствование аэродинамических характеристик планера летательных аппаратов с одновременным обеспечением весовой эффективности во многом решается путем применения в конструкциях авиационной техники полимерных композиционных материалов (ПКМ) [1]. Благодаря своим уникальным свойствам они нашли широкое применение в силовых конструкциях авиакосмической и других видов техники, в конструкции планера, объем их применения в настоящее время достиг 50%, что позволило снизить массу на 20–25% [2].
В последнее время интенсивно развиваются работы по созданию нового класса конструкционных материалов на основе долгоживущих клеевых препрегов (материалы КМК), в которых в качестве связующего расплавного типа для пропитки стекло- и угленаполнителей широко используются модифицированные высокопрочные пленочные клеевые композиции с регулируемыми характеристиками (вязкоупругими, прочностными, деформационными и т. д.) [3].
Отличительной особенностью клеевых препрегов является возможность изготовления за одну технологическую операцию высоконагруженных сотовых (слоистых) конструкций из неметаллических материалов одинарной и сложной кривизны [4].
Технология имеет существенные преимущества перед традиционными технологиями формования деталей такого типа. Основное преимущество разработанной технологии – достижение герметичности и весовой эффективности деталей и агрегатов из ПКМ и, как следствие, повышение живучести и ресурса работы клееных конструкций, что отвечает стратегическим направлениям развития авиационных материалов и технологий [5, 6]. В результате применения клеевых препрегов также достигается значительное повышение трещиностойкости конструкций, уменьшение количества выбросов вредных веществ в атмосферу благодаря использованию безрастворной технологии изготовления клеевых препрегов и изделий из них. В процессе изготовления деталей обеспечивается существенное сокращение количества технологических операций и за счет этого – снижение трудоемкости работ [7, 8].
Композиционные материалы на основе клеевых препрегов марок КМКС (на основе стеклонаполнителей) и КМКУ (на основе угленаполнителей) обладают широким спектром свойств в зависимости от физико-механических характеристик клеевых связующих и наполнителей, используемых в их составе [9].
Среди номенклатуры клеевых препрегов марок КМКС особо следует отметить препреги марок КМКС-2м.120 и КМКС-4.175 (табл. 1) на стеклонаполнителях марок Т-10 и Т-15, с использованием которых ведущими КБ (филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», АО «РСК «МиГ») разработаны новые конструкции радиопрозрачных обтекателей [10, 11].
Таблица 1
Основные свойства стеклопластиков на основе клеевых препрегов марок КМКС-2м.120
Свойства |
Значения свойств для клеевого препрега марки КМКС |
|||
2м.120.Т10 |
2м.120.Т15 |
2м.120.Т60 |
2м.120.Т64 |
|
Рабочие температуры, °С |
-60÷+120 |
-60÷+120 |
-60÷+120 |
-60÷+120 |
Плотность стеклопластика, г/см3 |
1,8–1,9 |
1,5–1,6 |
1,7–1,8 |
1,74–1,84 |
Предел прочности при растяжении, МПа: – по основе – по утку |
570 245 |
385 240 |
1500 75 |
750 410 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа: – по основе – по утку |
27,5 17,5 |
19,0 17,0 |
42,0 11,5 |
31,0 22,0 |
Предел прочности при сжатии, МПа – по основе – по утку |
555 380 |
560 390 |
900 210 |
720 440 |
Предел прочности при статическом изгибе, МПа: – по основе – по утку |
760 480 |
440 380 |
1400 130 |
940 565 |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
240 |
160 |
210 |
230 |
Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа |
69 |
55 |
80 |
77 |
Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц |
4,76 |
4,19 |
4,46 |
4,82 |
Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц |
0,015 |
0,017 |
0,024 |
0,027 |
Благодаря применению в составе клеевых препрегов стеклоткани марки Т-64 (ВМП) на основе высокомодульных волокон и кварцевой ткани марки ТС-8/3-К-ТО взамен тканей Т-10 и Т-15, а также теплостойкого до 175°С клеевого связующего разработаны композиционные материалы с повышенным уровнем диэлектрических и теплофизических свойств (табл. 2), что позволило применить их в конструкции обтекателей новых изделий авиационной техники [12].
Таблица 2
Основные свойства стеклопластиков радиотехнического назначения
на основе клеевых препрегов марок КМКС-4.175
Свойства |
Значения свойств для клеевого препрега марки КМКС |
|||
4.175.Т10 |
4.175.Т15 |
4м.175.Т64 |
4к.175.ТС8/3 |
|
Плотность стеклопластика, г/см3 |
1,8–1,9 |
1,5 |
1,65 |
1,62 |
Предел прочности при растяжении, МПа: – по основе – по утку |
605 315 |
450 230 |
730 410 |
720 425 |
Модуль упругости при растяжении по основе, ГПа |
29 |
21,8 |
30 |
28 |
Предел прочности при сжатии, МПа: – по основе – по утку |
630 390 |
560 390 |
720 450 |
600 275 |
Предел прочности при статическом изгибе, МПа: – по основе – по утку |
760 470 |
435 375 |
950 600 |
840 590 |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
210 |
170 |
270 |
233 |
Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа |
75 |
50 |
80 |
75 |
Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц |
4,2 |
3,7 |
4,82 |
3,6 |
Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц |
0,015 |
0,014 |
0,027 |
0,008–0,013 |
Стеклопластики на основе стеклоткани Т-10 обладают высокими физико-механическими характеристиками, однако наполнитель часто характеризуется наличием поверхностных дефектов (складок, гофров), которые образуются при изготовлении препрегов на современном оборудовании. Дефекты на поверхности вызывают разброс значений по содержанию связующего в препреге и соответственно – значительный разброс величины физико-механических характеристик отформованных деталей и агрегатов из ПКМ (в том числе разброс значений радиотехнических характеристик обтекателя сотовой конструкции) [13]. Во ФГУП «ВИАМ» разработан композиционный материал на основе клеевого связующего с теплостойкостью 120°С и стеклоткани марки Ст-62005 фирмы «ХК Композит» специальной текстильной формы (аналог ткани Т-10), обеспечивающий сохранение прочности при растяжении (σв) при температуре 120°С на уровне 90% от исходной прочности (вместо 70% – для материала КМКС-2м.120.Т10 на основе стеклоткани Т-10-14) [14]. Прочностные характеристики разработанного материала представлены в табл. 3.
Таблица 3
Прочностные характеристики* композиционных материалов клеевых
Свойства |
Значения свойств для материала марки |
|
КМКС-2м.120.Ст-62005 (разработанный) |
КМКС-2м.120.Т10 (аналог) |
|
Предел прочности, МПа: – при растяжении, МПа
– при сжатии
– при межслойном сдвиге
– при изгибе |
590–670 636 535–660 600 74–82 78 855–895 873 |
545–645 570 535–600 555 63,5–73,5 69,0 740–765 760 |
Модуль упругости при изгибе, ГПа |
27–29 28 |
24,0–25,0 24,5 |
Прочность при отрыве обшивки от сот, МПа |
4,8–5,5 4,9 |
4,5–5,5 4,8 |
* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.
Видно, что стеклопластик на основе отечественной стеклоткани Ст-62005 превосходит по своим прочностным характеристикам стеклопластик на основе стеклоткани Т-10-14. При этом стеклоткань марки Ст-62005 обладает хорошей драпируемостью и не образует поверхностных дефектов (складок, гофров) при изготовлении препрега.
Среди композиционных материалов на основе угленаполнителей, рекомендованных для длительной работы при температуре 150°С, наиболее высоким уровнем свойств по этому показателю обладает углепластик из клеевого препрега КМКУ-3м.150.УОЛ(У) на основе отечественной углеродной однонаправленной ленты УОЛ-300Р улучшенной текстильной формы и клеевого препрега марки КМКУ-3м.150.Р14535, изготовленного из однонаправленной ленты фирмы Porcher арт. 14535, Франция (табл. 4). Следует отметить, что эти материалы рекомендованы к применению в конструкции истребителя пятого поколения Т-50 и обеспечивают создание агрегатов, сочетающих сотовые и монолитные элементы [15, 16].
Таблица 4
Сравнительные показатели* свойств материалов
Свойства |
Значения свойств для материала марки |
|
КМКУ-3м.150.УОЛ(У) |
КМКУ-3м.150.Р14535 |
|
Предел прочности при растяжении, МПа: – по основе
– по утку |
1430–1780 1600 26–46 36 |
1600–1840 1700 40–70 52 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа: – по основе
– по утку |
123–133 128 9,2–11,0 9,8 |
120–123 121 8–10 9,2 |
Предел прочности при сжатии, МПа: – по основе
– по утку |
965–1410 1115 195–275 230 |
1050–1240 1130 274–315 301 |
Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа |
85–100 97 |
90–97 95 |
Толщина монослоя, мм |
0,14 |
0,14 |
* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.
В настоящее время одним из перспективных направлений является разработка энергосберегающих технологий. В связи с этим в институте проведены работы по снижению температуры отверждения клеевых препрегов [17].
Так, разработаны стеклопластики марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К на основе клеевых препрегов КМКС-1с.80.Т60 и КМКС-1с.80.ТС8/3-К с использованием высокомодульных и кварцевых стеклонаполнителей с температурой отверждения 140±5°С (вместо 175±5°С), которые предназначены для изготовления агрегатов из ПКМ сотовой конструкции за одну технологическую операцию, в том числе радиотехнического назначения (обтекатели), работоспособных при температурах от -60 до +80°С [18]. Прочностные свойства стеклопластиков марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К приведены в табл. 5.
Таблица 5
Прочностные свойства стеклопластиков марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К
Свойства |
Значения свойств для материала марки |
|
ВПС-44К.Т60 |
ВПС-45К.ТС8/3-К |
|
Предел прочности при растяжении, МПа: – по основе – по утку |
1395 34 |
670 350 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа: – по основе – по утку |
40 6,1 |
23 10 |
Предел прочности при сжатии, МПа: – по основе – по утку |
805 150 |
580 360 |
Модуль упругости при сжатии, ГПа |
45 |
22 |
Предел прочности при статическом изгибе, МПа |
1135 |
1010 |
Модуль упругости при статическом изгибе, ГПа |
36 |
21 |
Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа |
62 |
60 |
Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц |
4,38 |
3,62 |
Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц |
0,016 |
0,013 |
Разработан также углепластик марки ВКУ-34КУОЛ(У) на основе клеевого препрега КМКУ-5м.150.УОЛ(У) с пониженной температурой отверждения 150–160°С (вместо 180±5°С) и нового углеродного наполнителя улучшенной текстильной формы марки УОЛ-300Р, свойства которого представлены в табл. 6.
Таблица 6
Физико-механические характеристики* композиционного материала
марки ВКУ-34КУОЛ(У)
Свойства |
Значения свойств для материала марки ВКУ-34КУОЛ(У) |
Предел прочности при растяжении, МПа: – по основе
– по утку |
1580–1900 1700 38–44 42 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа: – по основе
– по утку |
120–130 125 8,0–8,8 8,4 |
Предел прочности при сжатии, МПа: – по основе
– по утку |
950–1050 1020 215–230 220 |
Предел прочности при статическом изгибе, МПа |
1940–2260 2030 |
Модуль упругости при статическом изгибе, ГПа |
125–140 130 |
Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа |
83–87 85 |
Толщина монослоя, мм |
0,14 |
* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.
Проведены испытания образцов углепластика марки ВКУ-34КУОЛ(У) на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).45 на прочность при сжатии после длительного воздействия климатических факторов: влагостойкость (при влажности φ=98%), тропикостойкость, термостарение при 150°С в течение 500 и 1000 ч, грибостойкость.
Установлено, что сохранение прочности при сжатии после длительного воздействия различных факторов (φ=98%, тропическая камера, грибостойкость, термостарение) при 20°С составило 87–97%, при 150°С: 68–74%.
Проведены исследования прочности клеевых соединений при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сот с использованием клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 в исходном состоянии и после выдержки в камере тропиков, а также после воздействия влажности (φ=98%) в течение 1 и 3 мес.
Установлено, что после 3 мес выдержки образцов в камере тропиков процент сохранения прочности при сдвиге при температуре испытания 20°С составил 82%, при температуре испытания 150°С: 68%, что свидетельствует о тропикостойкости материала. Сохранение прочности клеевых соединений при сдвиге после воздействия влаги в течение 3 мес при температуре испытания 20°С составило 84%, а при 150°С: 70%, в результате чего можно сделать вывод о влагостойкости материала.
Проведены испытания клеевых соединений на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 на прочность при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сотового заполнителя после их выдержки при температуре 150°С в течение 500 и 1000 ч.
Значения прочности при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сот клеевых соединений после термостарения в течение 1000 ч при 150°С остались на уровне исходных значений. Таким образом, проведя анализ полученных результатов, можно сделать вывод, что клеевые соединения на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 устойчивы к длительному воздействию температуры до 150°С.
Композиционные материалы клеевые марок КМКС и КМКУ нашли широкое применение в конструкции изделий авиационной техники. Однако они относятся к классу полимерных горючих материалов, что делает невозможным их применение в интерьере самолета (в частности, для изготовления панелей пола). В связи с этим одним из ключевых направлений на данный момент является создание новых КМК на основе связующего пониженной горючести с теплостойкостью 80°С и отечественных стекло- и угленаполнителей. Разработка позволит использовать эти материалы для изготовления деталей и агрегатов из ПКМ монолитной и сотовой конструкции и применить их не только в салоне самолета (панели пола), но и для агрегатов наружного контура, что обеспечит снижение пожароопасности изделия [19]. Работы во ФГУП «ВИАМ» в данном направлении уже проводятся.
Композиционные материалы клеевые на основе клеевых препрегов внедрены в конструкцию многих изделий авиакосмической техники ведущих КБ [20, 21]. Они широко применяются в конструкциях изделий авиакосмического комплекса: ПАО «Компания «Сухой» (самолет «Сухой Суперджет 100»), АО «РСК МиГ» (самолеты серии МиГ всех модификаций), в самолетах ОАО «АК им. С.В. Ильюшина», ПАО «Туполев», ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», вертолетах АО «Камов», ракетной технике ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» и других [22].
К деталям и агрегатам, в которых применены композиционные материалы на основе клеевых препрегов, относятся: панели фюзеляжа, створки шасси, обтекатели, отдельные детали механизации крыла и оперения, воздухозаборный канал сотовой конструкции и т. д. [23, 24].
Имеющийся в настоящее время опыт длительной эксплуатации (более 25 лет) клееных конструкций в составе изделий авиационной техники подтверждает высокий уровень свойств ПКМ на основе клеевых препрегов [25].
2. История авиационного материаловедения. ВИАМ – 80 лет: годы и люди / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ. 2012. 520 с.
3. Батизат В.П., Аниховская Л.И., Дементьева Л.А. Клеи для склеивания конструкций из металлов и композиционных материалов // Авиационная промышленность. 1983. №11. С. 15–17.
4. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Применение адгезионных грунтов и систем модификации поверхности при склеивании // Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №9. С. 24–28.
5. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Влияние адгезионных грунтов на ресурсные характеристики клеевых соединений // Клеи. Герметики. Технологии. 2015. №11. С. 20–23.
6. Препрег и изделие, выполненное из него: пат. 2427594 Рос. Федерация; опубл. 23.07.13.
7. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
8. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
9. Петрова А.П., Донской А.А., Чалых А.Е., Щербина А.А. Клеящие материалы. Герметики: справочник / под ред. А.П. Петровой. СПб.: Профессионал, 2008. С. 589.
10. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Сереженков А.А. Конструкционные и термостойкие клеи // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 328–335.
11. Антюфеева Н.В., Журавлева П.Л., Алексашин В.М., Куцевич К.Е. Влияние степени отверждения связующего на физико-механические свойства углепластика и микроструктуру межфазного слоя углеродное волокно/матрица // Клеи. Герметики. Технологии. 2014. №12. С. 26–30.
12. Петрова А.П., Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Авдонина И.А., Тюменева Т.Ю., Жадова Н.С. Клеи для авиационной техники // РЖХ. 2010. Т. LIV. №1. C. 46–52.
13. Каблов Е.Н., Минаков В.Т., Аниховская Л.И. Клеи и материалы на их основе для ремонта конструкций авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2002. №1. С. 61–65.
14. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е., Петрова А.П. Свойства композиционных материалов на основе клеевых препрегов // Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №6. С. 19–24.
15. Аниховская Л.И., Минаков В.Т. Клеи и клеевые препреги для перспективных изделий авиакосмической техники // Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2002: юбилейный науч.-технич. сб. М.: МИСиС–ВИАМ, 2002. С. 315–326.
16. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю. Свойства клеев и клеящих материалов для изделий авиационной техники // Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 14–24.
17. Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Сереженков А.А., Куцевич К.Е. Основные свойства и назначение ПКМ на основе клеевых препрегов // Конструкции и технология получения изделий из неметаллических материалов: тез. докл. XIX Междунар. науч.-технич. конф. Обнинск: ОНПП «Технология», 2010. С. 11–12.
18. Морозов Б.Б. Применение полимерных композиционных материалов в изделиях разработки ОКБ Сухого // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 31–36.
19. Хрычев Ю.И., Шкодинова Е.П., Дементьева Л.А. Разработка технологического процесса изготовления радиопрозрачного обтекателя из клеевых препрегов типа КМКС-2м.120 // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 43–47.
20. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Кириенко Т.А., Чурсова Л.В. Клеевые связующие для деталей из ПКМ сотовой конструкции // Клеи. Герметики. Технологии. 2016 (в печати).
21. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе // Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
22. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Аниховская Л.И., Лукина Н.Ф. Композиционные материалы клеевые на основе стеклянных и углеродных наполнителей // Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 24–27.
23. Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Лаборатория «Клеи и клеевые препреги» – достижения и перспективы // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 1–5.
24. Lukina N.F., Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidelnikov V.V., Kutsevich K.E. Adhesive prepregs and composite materials on their basis // Russian Journal of General Chemistry. 2011. V. 81. №5. С. 1022–1024.
25. Куцевич К.Е., Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Влияние полисульфонов различного строения на свойства клеевых материалов // Клеи. Герметики. Технологии. 2014. №4. С. 6–8.
2. Istoriya aviacionnogo materialovedeniya. VIAM – 80 let: gody i lyudi / pod obshh. red. E.N. Kablova [The history of aviation materials science. VIAM – 80 years: years and people/ gen. ed. by E.N. Kablov]. M.: VIAM. 2012. 520 s.
3. Batizat V.P., Anikhovskaya L.I., Dementeva L.A. Klei dlya skleivaniya konstrukcij iz metallov i kompozicionnykh materialov [Adhesives for structural gluing from metals and composite materials] // Aviacionnaya promyshlennost. 1983. №11. S. 15–17.
4. Petrova A.P., Lukina N.F. Primenenie adgezionnykh gruntov i sistem modifikacii poverkhnosti pri skleivanii [Application of adhesive soils and systems of surface modification when agglutinating] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2013. №9. S. 24–28.
5. Petrova A.P., Lukina N.F. Vliyanie adgezionnykh gruntov na resursnye kharakteristiki kleevykh soedinenij [Impact of adhesive soils on life characteristics of adhesive bindings] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2015. №11. S. 20–23.
6. Prepreg i izdelie, vypolnennoe iz nego: pat. 2427594 Ros. Federaciya [Prepreg and product made from it: pat. 2427594 Russian Federation]; opubl. 23.07.13.
7. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
8. Grashhenkov D.V., Chursova L.V. Strategiya razvitiya kompozicionnyh i funkcionalnyh materialov [Strategy of development of composite and functional materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
9. Petrova A.P., Donskoj A.A., Chalykh A.E., Shherbina A.A. Kleyashhie materialy. Germetiki: spravochnik / pod red. A.P. Petrovoj [Adhesive materials. Sealants: reference book/ ed. by A.P. Petrova]. SPb.: Professional, 2008. S. 589.
10. Lukina N.F., Dementeva L.A., Petrova A.P., Serezhenkov A.A. Konstrukcionnye i termostojkie klei [Constructional and heat-resistant glues] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 328–335.
11. Antyufeeva N.V., Zhuravleva P.L., Aleksashin V.M., Kucevich K.E. Vliyanie stepeni otverzhdeniya svyazuyushhego na fiziko-mekhanicheskie svojstva ugleplastika i mikrostrukturu mezhfaznogo sloya uglerodnoe volokno/matrica [Influence of degree of curing binding on physical and mechanical properties of carbon fiber and microstructure of interphase layer of carbon fiber/matrix] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2014. №12. S. 26–30.
12. Petrova A.P., Lukina N.F., Dementeva L.A., Avdonina I.A., Tyumeneva T.Yu., Zhadova N.S. Klei dlya aviacionnoj tekhniki [Adhesives for aviation engineering] // RZhKH. 2010. T. LIV. №1. C. 46–52.
13. Kablov E.N., Minakov V.T., Anikhovskaya L.I. Klei i materialy na ikh osnove dlya remonta konstrukcij aviacionnoj tekhniki [Adhesives and materials based on them for repair of constructions of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2002. №1. S. 61–65.
14. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Lukina N.F., Kucevich K.E., Petrova A.P. Svojstva kompozicionnykh materialov na osnove kleevykh prepregov [Properties of composite materials based on glue prepregs] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №6. S. 19–24.
15. Anikhovskaya L.I., Minakov V.T. Klei i kleevye prepregi dlya perspektivnykh izdelij aviakosmicheskoj tekhniki [Adhesives and glue prepregs for advanced products of aviation engineering] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2002: yubilejnyj nauch.-tekhnich. sb. M.: MISiS–VIAM, 2002. S. 315–326.
16. Lukina N.F., Dementeva L.A., Petrova A.P., Tyumeneva T.Yu. Svojstva kleev i kleyashhikh materialov dlya izdelij aviacionnoj tekhniki [Properties of adhesives and gluing materials for articles of aviation engineering] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1.
S. 14–24.
17. Dementeva L.A., Lukina N.F., Serezhenkov A.A., Kucevich K.E. Osnovnye svojstva i naznachenie PKM na osnove kleevykh prepregov [Main properties and destination of PCM based on adhesive prepregs] // Konstrukcii i tekhnologiya polucheniya izdelij iz nemetallicheskikh materialov: tez. dokl. KHIKH Mezhdunar. nauch.-tekhnich. konf. Obninsk: ONPP «Tekhnologiya», 2010. S. 11–12.
18. Morozov B.B. Primenenie polimernykh kompozicionnykh materialov v izdeliyakh razrabotki OKB Sukhogo [Application of polymer composite materials in articles produced by experimental design bureau Sukhoi] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 31–36.
19. KHrychev Yu.I., Shkodinova E.P., Dement'eva L.A. Razrabotka tekhnologicheskogo processa izgotovleniya radioprozrachnogo obtekatelya iz kleevykh prepregov tipa KMKS-2m.120 [Technologies development of manufacturing process of radio transparent fairing from glue prepregs of KMKS-2M.120 type] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 43–47.
20. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Kirienko T.A., Chursova L.V. Kleevye svyazuyushhie dlya detalej iz PKM sotovoj konstrukcii [Adhesive bindings for details from PCM of honeycomb] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2016 (v pechati).
21. Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kucevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [Adhesive prepregs and layered materials on their basis] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
22. Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Anikhovskaya L.I., Lukina N.F. Kompozicionnye materialy kleevye na osnove steklyannykh i uglerodnykh napolnitelej [Composite glue materials based on glass and carbon fillers] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1. S. 24–27.
23. Lukina N.F., Chursova L.V. Laboratoriya «Klei i kleevye prepregi» – dostizheniya i perspektivy [Laboratory “Adhesives and glue prepregs” – achievements and perspectives] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 1–5.
24. Lukina N.F., Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidelnikov V.V., Kutsevich K.E. Adhesive prepregs and composite materials on their basis // Russian Journal of General Chemistry. 2011. V. 81. №5. С. 1022–1024.
25. Kucevich K.E., Dement'eva L.A., Lukina N.F., Chursova L.V. Vliyanie polisul'fonov razlichnogo stroeniya na svojstva kleevykh materialov [Impact of polysulfones of different structure on properties of adhesive materials] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2014. №4. S. 6–8.