ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАЗОВЫЙ СОСТАВ ОПЫТНОГО ТИТАНОВОГО ОРТО-СПЛАВА, СОДЕРЖАЩЕГО 13% (по массе) АЛЮМИНИЯ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-12-8-8
УДК 669.295
Е. Б. Алексеев, Н. А. Ночовная, П. В. Панин, А. В. Новак
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАЗОВЫЙ СОСТАВ ОПЫТНОГО ТИТАНОВОГО ОРТО-СПЛАВА, СОДЕРЖАЩЕГО 13% (по массе) АЛЮМИНИЯ

Приведены результаты исследований по определению технологических параметров деформации, структуры и фазового состава опытного интерметаллидного орто-сплава состава Ti–13Al–40Nb–5(Zr+V+Mo+W)–0,5(Si+C). Установлено, что температура горячей обработки давлением образцов, при которой не происходит деформационного упрочнения (наклепа), составляет 1000°С. Определены температуры существования фазовых областей (О+βА2)→(О+β(А2+В2)2)→(β(А2+В2)2)→β(А2+В2) опытного орто-сплава. Показано, что снижение технологической пластичности (степени деформации) при понижении температуры деформации ниже 1000°С и увеличении продолжительности выдержки вызвано распадом пластичной β-фазы с образованием из нее интерметаллидных α2- и О-фаз.

Ключевые слова: жаропрочный титановый орто-сплав, изотермическая деформация, допустимая степень деформации, осадка, горячая обработка давлением, фазовые превращения, фазовый состав, упорядоченные фазы, микроструктура, high-temperature titanium ortho alloy, isothermal deformation, acceptable limit of deformation amount, hot pressure treatment, phase transformations, phase composition, ordered phases, microstructure.

Введение

В настоящее время в отечественной промышленности и за рубежом для деталей двигателей широко применяются жаропрочные титановые сплавы ВТ25У и ВТ18У (РФ), IMI834 (Англия), Ti1100 (США) с температурой эксплуатации до 550–600°С. Однако несмотря на развитие технологий деформационной обработки [1] и разработку новых режимов термической обработки полуфабрикатов [1, 2], использование этих титановых сплавов при высоких температурах ограничено вследствие снижения их жаропрочных свойств (кратковременной прочности, длительной прочности и сопротивления ползучести), повышенного окисления и возможного возникновения «титанового пожара» [3].

Разработка, апробация и организация высокотехнологичного промышленного производства новых материалов с высокими удельными свойствами являются актуальными задачами современного авиационного двигателестроения, которые продиктованы необходимостью реализации крупномасштабных государственных проектов по созданию перспективных образцов авиационной техники. Сформулированные задачи могут быть успешно решены в рамках разработанных в ВИАМ «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» [4], где особая роль отводится жаропрочным титановым сплавам, в том числе на основе интерметаллидов [4–10].

Среди жаропрочных интерметаллидных титановых сплавов [10, 11] наибольший интерес с точки зрения разработки, освоения и практического применения представляют сплавы на основе соединения Ti2AlNb (орторомбическая фаза). Основными преимуществами таких сплавов являются хорошие технологические свойства, позволяющие изготавливать из них деформированные полуфабрикаты сложной формы, и высокие эксплуатационные характеристики.

Однако для практического применения жаропрочных интерметаллидных титановых сплавов в изделиях авиакосмической техники необходимо решить ряд вопросов. Условно их можно разделить на две группы:

– технологические – отработка технологии выплавки слитков, изготовления полуфабрикатов [12, 13] и режимов термической обработки [14], обеспечивающих повышение механических свойств;

– материаловедческие – изучение влияния химического состава на структурно-фазовый состав, механические и технологические свойства [15–19].

Для решения вышеуказанных вопросов и повышения уровня механических характеристик титановых сплавов (в особенности, жаропрочности) путем увеличения содержания алюминия, проведена отработка технологических параметров деформации опытного интерметаллидного титанового орто-сплава, содержащего 13% (по массе) алюминия, и исследовано влияние концентрации алюминия на его фазовый состав.

 

Материалы и методы

Исследования проведены на слитках опытного интерметаллидного орто-сплава на основе соединения Ti2AlNb (орторомбическая фаза) [20] состава, % (по массе)*: Ti–13Al–40Nb–5(Zr+V+Mo+W)–0,5(Si+C). Технологические особенности получения слитков подробно описаны в работах [12, 13]. Деформацию по схеме изотермической осадки цилиндрических образцов (Ø15 мм, h=20 мм), вырезанных из слитка, проводили по ГОСТ 8817 на гидростатическом одноколонном прессе с усилием 25 тс при температурах 800, 850, 950, 1000, 1050, 1100, 1140 и 1180°С. Заданная степень деформации составляла 3, 50 и 75%, скорость деформации – не более 10 мм/мин.

Микроструктурные исследования проводили на оптическом металлографическом микроскопе Olympus GX51; фотографии микроструктуры обрабатывали с помощью специализированного программного обеспечения SIAMS 700.

 

Результаты

Для изготовления деформированных полуфабрикатов из опытного интерметаллидного титанового сплава (орто-сплава) с содержанием алюминия 13% (по массе) необходимо определение параметров деформационной обработки. Для этого из центральной зоны выплавленных слитков были изготовлены цилиндрические образцы размером Ø15×20 мм, которые подвергались осадке на прессе с усилием 25 тс с заданной степенью деформации 50 и 75% в интервале температур от 800 до 1180°С.

 

 

* Композиция сплава в пересчете на % (атомн.): Ti–25Al–23Nb–3,5(Zr+V+Mo+W)–1,2(Si+C).

Осадку образцов производили в нагретых контейнерах, изготовленных из нержавеющей стали, масса которых значительно превышала массу образцов, поэтому условия осадки можно считать близкими к изотермическим. Продолжительность выдержки при заданной температуре составляла 10 мин, после чего осуществлялась закалка в воде.

Результаты эксперимента по определению допустимых степеней деформации при термомеханической обработке опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al приведены в табл. 1 (см. также [19]).

 

Таблица 1

Результаты технологических проб по определению допустимых степеней деформации

образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al при изотермической осадке

Температура

испытаний, °С*

Степень деформации, %

Состояние поверхности

осаженных образцов

заданная

фактическая

максимально допустимая

1180

50

55

>75

Без трещин

75

77

1140

50

55

>75

Без трещин

75

77

1100

50

55

>75

Без трещин

75

75

1050

50

50

75

Без трещин

75

77

1000

50

53

75

Без трещин

75

75

950

50

50

>70

Без трещин

75

71

900

50

53

>70

Без трещин

75

71

850

50

50

~35–40

Трещины и сколы

по всей поверхности

75

68

800

50

3

~2

75

2

* Выдержка для каждой температуры составляла 10 мин.

 

По результатам определения допустимой степени деформации образцов установлено, что температура горячей обработки давлением опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al, при которой не происходит упрочнения (наклепа), составляет 1000°С, а степень деформации: 75% (рис. 1, а). Снижение температуры деформации приводит к упрочнению материала, и допустимая степень деформации составляет 70% при минимальной температуре 900°С (рис. 1, б). При температуре 850°С осадка на прессе сильно затруднена, и максимальная степень деформации образцов не превышает 68%, при этом на осаженных образцах выявлены поверхностные дефекты в виде трещин (рис. 1, в, г). При понижении температуры до 800°С удельного усилия 1373 МПа (~140 кгс/мм2), развиваемого прессом, оказалось недостаточно, степень деформации не превысила 2–3% (рис. 1, д).

В связи с неудовлетворительными результатами испытаний при температуре 850°С проведены дополнительные исследования влияния продолжительности выдержки и используемой схемы деформации на технологическую пластичность опытного орто-сплава (табл. 2). Установлено, что увеличение продолжительности выдержки в 2 раза (с 10 до 20 мин) и проведение многостадийной осадки с промежуточными подогревами приводят к снижению фактической степени осадки с 68 до 43–59%. Кроме того, на всех образцах, нагретых до температуры 850°С, после осадки также выявлены трещины (рис. 2).

 

Рис. 1. Внешний вид образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al после изотермической осадки по следующим режимам:

а – при 1000°C, 10 мин, e=75%; б – при 900°C, 10 мин, e=71%; в – при 850°C, 10 мин, e=50%; г –при 850°C, 10 мин, e=68%; д – при 800°C, 10 мин, e=2%

 

 

 

Рис. 2. Внешний вид второй группы образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al после изотермической осадки по следующим режимам:

а – при 850°C, 20 мин, e=43%; б – при 850°C, 20 мин, e=47%+850°C, 10 мин, e=17%; в – при 850°C, 10 мин, e=35%+850°C, 3 мин, e=27%+850°C, 15 мин, e=13,5%

 

Таблица 2

Результаты влияния продолжительности выдержки и технологической схемы

деформации (многостадийной осадки) на допустимую степень деформации образцов

из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al

Режим осадки (стадия)

Температура

испытания, °С

Продолжительность

выдержки, мин

Степень деформации, %

Состояние

поверхности

образцов

фактическая

суммарная

1

850

20

43

43

Трещины

1

850

20

47

56

Трещины

2

 

10

17

 

1

850

10

35

59

Глубокие

трещины

2

 

3

27

 

3

 

15

13,5

 

 

В результате проведенного исследования показано, что опытный орто-сплав с повышенным содержанием алюминия (до 13% (по массе)) обладает хорошей технологической пластичностью при сжатии (70%) вплоть до температуры 900°C. Однако с учетом масштабного фактора образцов и слитков, в том числе наличия высокого уровня внутренних напряжений, которые могут привести к появлению трещин, допустимая степень деформации при изготовлении полуфабрикатов должна быть ниже 70%. В связи с этим исследование структуры и фазового состава проводили на образцах, осаженных со степенью деформации 50% (рис. 3).

В микроструктуре всех образцов четко выражены две зоны – интенсивной и затрудненной деформации, формирование которых обусловлено наличием сил трения в зоне контакта поверхностей образцов и стального контейнера, а также охлаждением торцов образцов при контакте с бойками. Для устранения структурной неоднородности в процессе изготовления полуфабрикатов необходимо применение защитных покрытий, обеспечивающих снижение силы трения, и подогрев штампов.

Структура осаженного при температуре 800°С образца, в связи с практически полным отсутствием деформации (3%), однородна по всему сечению (рис. 3, д).

Определение фазового состава опытного титанового орто-сплава с 13% (по массе) Al проводили на образцах после осадки при 800–1180°С со степенью деформации 50%, которые затем подвергали закалке в воде от соответствующих температур деформации. Дополнительно были исследованы образцы, осаженные со степенью деформации 77 (при 1050°C) и 3% (при 800°C), а также закаленные с температур 1220 и 770°C. Результаты качественного фазового рентгеноструктурного анализа образцов, подвергнутых изотермической осадке по различным режимам, приведены в табл. 3. Участки соответствующих дифрактограмм с качественной расшифровкой показаны на рис. 4 и 5.

 

Таблица 3

Результаты рентгеноструктурного анализа образцов из опытного орто-сплава

с 13% (по массе) Al после изотермической осадки

Температура осадки, °C/степень

деформации, %

Фазовый состав*

Параметр решетки β-фазы,

нм

1220/–

βА2

0,3241

1180/50

β(А2+В2(мало))

0,3241

1140/50

β(А2+В2)

0,3242

1100/50

β(А2+В2)

0,3241

1050/77

β(А2+В2)

0,3243

1000/50

β(А2+В2)

0,3242

950/50

β(А2+В2)(мало)2 (следы)

0,3242

900/50

βА2+О+α2

0,3247

850/50

О+βА22

0,3240

800/3

О+βА2+a2 (мало)

Не определялся

770/–

О+βА2 (мало)

Не определялся

* В работе приняты следующие условные обозначения: βA2 – неупорядоченная β-фаза (тип решетки A2 – кубическая объемноцентрированная), βB2 – обогащенная ниобием β-фаза, упорядоченная по типу B2; β(А2+В2) – β-фаза, в которой помимо βА2-фазы присутствуют отдельные кластеры упорядоченной βВ2-фазы.

  

Рис. 3. Микроструктура образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al после изотермической осадки по следующим режимам:

аT=1100°C, e=55%; бT=1000°C, e=53%; вT=950°C, e=50%; гT=850°C, e=50%; дT=800°C, e=3%

 

 

 

Рис. 4. Участки дифрактограмм образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al после осадки со степенью деформации 77% при температуре 1050°С (а), со степенью деформации 50% при температурах 1000 (б) и 950°С (в)

 

 

Рис. 5. Участки дифрактограмм образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al после осадки со степенью деформации 50% при температурах 900 (а) и 850°С (б), со степенью деформации 3% при температуре 800°С (в)

 

По результатам проведенных исследований установлено, что:

– переход из двухфазной (О+βA2)-области в трехфазную (О+bА22)-область осуществляется при температуре ~780°C;

– переход трехфазной (О+β(А2+В2)2)-области в однофазную область существования высокотемпературной β(А2+В2)-фазы происходит в интервале температур 950–1000°C и, согласно данным из научно-технической литературы [21, 22], осуществляется через двухфазную (β(А2+В2)2)-область при температурах ~965 и 985°C соответственно;

– температурная область существования упорядоченной βВ2-фазы, в которой атомы Ti и Nb занимают узлы примитивных кубических подрешеток, образуя сверхструктуру типа B2, составляет 920–1210°C, что подтверждается наличием сверхструктурных рефлексов на соответствующих дифрактограммах (см. рис. 4 и 5).

Полученные результаты качественного фазового анализа наглядно представлены на политермическом разрезе Ti–25Al–Nb, % (атомн.) или Ti–13Al–Nb, % (по массе), на который нанесены уточненные температурные границы существования фазовых областей (сплошные) и упорядочения (пунктирные) для исследуемого опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al (рис. 6). Учитывая наличие в сплаве помимо Nb дополнительных β-стабилизаторов, таких как Mo и V, для нанесения значений и построения политермического разреза использовали расчетную формулу. Фигуративная линия опытного орто-сплава на политермическом разрезе соответствует 12,78%[Mo]экв.

 

% (по массе).

 

 

Рис. 6. Политермический разрез Ti–25Al–Nb, % (атомн.) или Ti–13Al–Nb, % (по массе) с уточненными температурными границами фазовых областей и упорядочением для опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al (отмечены красными линиями)

 

 

 

Рис. 7. Изменение фактической (максимальной) степени деформации образцов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al в зависимости от температуры испытания и фазового состава

Результаты технологических испытаний на изотермическую осадку образцов из опытного титанового орто-сплава с 13% (по массе) Al и рентгеноструктурного фазового анализа обобщены в виде графической зависимости фактической (максимальной) степени деформации образцов от температуры испытаний и фазового состава (рис. 7). Видно, что снижение технологической пластичности при повышении усилий прессования опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al при температурах ниже 1000°С вызвано переходом из однофазной β(А2+В2)-области в двухфазную (β(А2+В2)2)- и трехфазную (О+β(А2+В2)2)-область. При этом понижение температуры и увеличение продолжительности выдержки, в том числе при увеличении количества последовательных деформационных переделов с дополнительными подогревами, приводят к более полному распаду пластичной β-фазы с образованием из нее упорядоченных α2- и О-фаз, которые затрудняют процесс деформации сплава.

Таким образом, для изготовления деформированных полуфабрикатов из опытного орто-сплава с 13% (по массе) Al минимальная температура начала деформации слитков и первых этапов деформации должна соответствовать однофазной β-области и проводиться при температуре выше 1000°С, степень деформации не должна превышать 50% за один технологический переход, что обеспечит отсутствие поверхностных дефектов, а для устранения структурной неоднородности необходимы применение защитных покрытий, обеспечивающих снижение силы трения, и подогрев штампов.

 

Обсуждение и заключения

Установлено, что температура горячей обработки давлением образцов из опытного титанового орто-сплава с 13% (по массе) Al, при которой не происходит упрочнения (наклепа), составляет 1000°С, а степень деформации 75%.

Определены фазовый состав и температуры фазовых областей (О+βА2)→(О+β(А2+В2)2)→(β(А2+В2)2)→β(А2+В2) опытного орто-сплава, а также температурная область существования упорядоченной βВ2-фазы, которая составляет 920–1210°C.

Показано, что снижение технологической пластичности (степени деформации) при понижении температуры деформации ниже 1000°С и увеличении продолжительности выдержки вызвано распадом пластичной β-фазы с образованием из нее интерметаллидных α2- и О-фаз.

Для изготовления деформированных полуфабрикатов минимальная температура начала деформации должна соответствовать однофазной β-области, деформация проводиться при температуре выше 1000°С, а ее степень не должна превышать 50% за один технологический переход, что обеспечит отсутствие поверхностных дефектов.

Для устранения структурной неоднородности в процессе изготовления полуфабрикатов необходимы применение защитных покрытий, обеспечивающих снижение силы трения, и подогрев штампов.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственной поддержки кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. №218∙ ГК №02.G25.31.0104.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Ночовная Н.А., Анташев В.Г., Ширяев А.А., Алексеев Е.Б. Исследование влияния режимов изотермического деформирования и термической обработки на структуру и механические свойства опытного жаропрочного Ti-сплава //Технология легких сплавов. 2012. №4. С. 92–98.
2. Ночовная Н.А., Ширяев А.А., Алексеев Е.Б., Анташев В.Г. Оптимизация режимов термической обработки для лопаточных заготовок из опытного жаропрочного титанового сплава //МиТОМ. 2014. №12 (714). С. 22–26.
3. Ночовная Н.А., Алексеев Е.Б., Изотова А.Ю., Новак А.В. Пожаробезопасные титановые сплавы и особенности их применения //Титан. 2012. №4 (38). С. 42–46.
4. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» //Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33.
5. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520–530.
6. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад //Наука и жизнь. 2010. №4. С. 2–7.
7. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ − для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 5–6.
8. Кашапов О.С., Новак А.В., Ночовная Н.А., Павлова Т.В. Состояние, проблемы и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД //Труды ВИАМ. 2013. №3. Ст. 02 (viam-works.ru).
9. Ночовная Н.А., Иванов В.И., Алексеев Е.Б., Кочетков А.С. Пути оптимизации эксплуатационных свойств сплавов на основе интерметаллидов титана //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 196–206.
10. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С., Боков К.А. Современные жаропрочные сплавы на основе гамма-алюминида титана: перспективы разработки и применения //МиТОМ. 2014. №7. С. 23–27.
11. Ночовная Н.А., Скворцова С.В., Анищук Д.С., Алексеев Е.Б., Панин П.В., Умарова О.З. Отработка технологии опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb //Титан. 2013. №4 (42). С. 33–38.
12. Ночовная Н.А., Алексеев Е.Б., Ясинский К.К., Кочетков А.С. Специфика плавки и способы получения слитков интерметаллидных титановых сплавов с повышенным содержанием ниобия //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. C. 53–59.
13. Каблов Д.Е., Панин П.В., Ширяев А.А., Ночовная Н.А. Опыт использования вакуумно-дуговой печи ALD VAR L200 для выплавки слитков жаропрочных сплавов на основе алюминидов титана //Авиационные материалы и технологии. 2014. №2. С. 27–33.
14. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Скворцова С.В., Грушин И.А., Агаркова Е.О. Влияние термической обработки на структурно-фазовый состав и механические свойства титанового сплава на основе орто-фазы //Титан. 2014. №4 (46). С. 45–49.
15. Nochovnaya N., Ivanov V., Alexeev E., Izotova A. Opportunities of increase of mechanical properties of the deformed semi-finished products from Ti–Al–Nb system alloys /Proc. 12-th World Conf. on Titanium (Ti–2011). Beijing. 2011. V. 2. P. 1383–1386.
16. Panin P., Nochovnaya N., Alexeev E., Kablov D. On the problem of low-temperature ductility improvement of Ti–Al and Ti–Al–Nb based alloys /Proc. Int. Symposium on Gamma TiAl Alloys (ISGTA’14). San Diego. 2014 (CD).
17. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Панин П.В. Исследование структуры и фазового состава опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb в деформированном состоянии //Титан. 2014. №4 (46). С. 12–17.
18. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Иванов В.И., Панин П.В., Новак А.В. Исследование влияния алюминия на фазовый состав и свойства деформированных полуфабрикатов из интерметаллидного титанового сплава ВТИ-4 //Технология легких сплавов. 2015. №1. С. 57–61.
19. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Скворцова С.В., Панин П.В., Умарова О.З. Определение технологических параметров деформации опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb //Титан. 2014. №2 (44). С. 36–41.
20. Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него: пат. 2210612 Рос. Федерация; опубл. 20.08.2003.
21. Казанцева Н.В., Лепихин С.В. Исследование диаграммы состояния Ti–Al–Nb //Физика металлов и металловедение. 2006. Т. 102. №2. С. 184–195.
22. Демаков С.Л., Степанов Л.С., Попов А.А. Фазовые превращения в супер-α2-титановом сплаве. I. Влияние температуры и времени выдержки под закалку на фазовый состав и структуру сплава //Физика металлов и металловедение. 1998. Т. 86. №5. С. 115–122.
1. Nochovnaya N.A., Antashev V.G., Shiryaev A.A., Alekseev E.B. Issledovanie vliyaniya rezhimov izotermicheskogo deformirovaniya i termicheskoj obrabotki na strukturu i mehanicheskie svojstva opytnogo zharoprochnogo Ti-splava [Research of influence of modes of isothermal deformation and thermal processing on structure and mechanical properties of pilot heat resisting Ti-alloy] //Tehnologija legkih splavov. 2012. №4. S. 92–98.
2. Nochovnaya N.A., Shiryaev A.A., Alekseev E.B., Antashev V.G. Optimizaciya rezhimov termicheskoj obrabotki dlya lopatochnyh zagotovok iz opytnogo zharoprochnogo titanovogo splava [Optimization of modes of thermal processing for scapular preparations from experimental heat resisting titanium alloy] //MiTOM. 2014. №12 (714). S. 22–26.
3. Nochovnaya N.A., Alekseev E.B., Izotova A.Yu., Novak A.V. Pozharobezopasnye titanovye splavy i osobennosti ih primeneniya [Fireproof titanium alloys and features of their application] //Titan. 2012. №4 (38). S. 42–46.
4. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33.
5. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlya aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies for aviation engineering] //Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
6. Kablov E.N. Shestoj tehnologicheskij uklad [Sixth technological way] //Nauka i zhizn. 2010. №4. S. 2–7.
7. Tarasov Yu.M., Antipov V.V. Novye materialy VIAM – dlya perspektivnoj aviacionnoj tehkniki proizvodstva OAO «OAK» [The VIAM new materials – for perspective aviation engineering of production of JSC «OAK»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 5–6.
8. Kashapov O.S., Novak A.V., Nochovnaya N.A., Pavlova T.V. Sostoyanie, problemy i perspektivy sozdaniya zharoprochnyh titanovyh splavov dlya detalej GTD [Condition, problems and perspectives of creation of heat resisting titanium alloys for GTE details] //Trudy VIAM. 2013. №3. St. 02 (viam-works.ru).
9. Nochovnaya N.A., Ivanov V.I., Alekseev E.B., Kochetkov A.S. Puti optimizacii ekspluatacionnyh svojstv splavov na osnove intermetallidov titana [Ways of optimization of operational properties of alloys on the basis of titanium intermetallic compound] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 196–206.
10. Nochovnaya N.A., Panin P.V., Kochetkov A.S., Bokov K.A. Sovremennye zharoprochnye splavy na osnove gamma-alyuminida titana: perspektivy razrabotki i primeneniya [Modern hot strength alloys on the basis of titanium gamma aluminide: development and application perspectives] //MiTOM. 2014. №7. S. 23–27.
11. Nochovnaya N.A., Skvortsova S.V., Anishchuk D.S., Alekseev E.B., Panin P.V., Umarova O.Z. Otrabotka tehnologii opytnogo zharoprochnogo splava na osnove intermetallida Ti2AlNb [Working off of technology of pilot hot strength alloy on the basis of Ti2AlNb intermetallic compound] //Titan. 2013. №4 (42). S. 33–38.
12. Nochovnaya N.A., Alekseev E.B., Yasinskij K.K., Kochetkov A.S. Specifika plavki i sposoby polucheniya slitkov intermetallidnyh titanovyh splavov s povyshennym soderzhaniem niobiya [Specifics of melting and ways of receiving ingots of intermetallic titanium alloys with the raised content of niobium] //Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. C. 53–59.
13. Kablov D.E., Panin P.V., Shiryaev A.A., Nochovnaya N.A. Opyt ispolzovaniya vakuumno-dugovoj pechi ALD VAR L200 dlya vyplavki slitkov zharoprochnyh splavov na osnove aljuminidov titana [The use of ADL VAR L200 vacuum-arc furnace for ingots fabrication of high-temperature titanium aluminides base alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №2. S. 27–33.
14. Alekseev E.B., Nochovnaja N.A., Skvorcova S.V., Grushin I.A., Agarkova E.O. Vliyanie termicheskoj obrabotki na strukturno-fazovyj sostav i mehanicheskie svojstva titanovogo splava na osnove orto-fazy [Influence of thermal processing on structural and phase structure and mechanical properties of titanium alloy on the basis of orto-phase] //Titan. 2014. №4 (46). S. 45–49.
15. Nochovnaya N., Ivanov V., Alexeev E., Izotova A. Opportunities of increase of mechanical properties of the deformed semi-finished products from Ti–Al–Nb system alloys /Proc. 12-th World Conf. on Titanium (Ti–2011). Beijing. 2011. V. 2. P. 1383–1386.
16. Panin P., Nochovnaya N., Alexeev E., Kablov D. On the problem of low-temperature ductility improvement of Ti–Al and Ti–Al–Nb based alloys /Proc. Int. Symposium on Gamma TiAl Alloys (ISGTA’14). San Diego. 2014 (CD).
17. Alekseev E.B., Nochovnaya N.A., Panin P.V. Issledovanie struktury i fazovogo sostava opytnogo zharoprochnogo splava na osnove intermetallida Ti2AlNb v deformirovannom sostoyanii [Research of structure and phase composition of pilot hot strength alloy on the basis of Ti2AlNb intermetallic compound in the deformed condition] //Titan. 2014. №4 (46). S. 12–17.
18. Alekseev E.B., Nochovnaya N.A., Ivanov V.I., Panin P.V., Novak A.V. Issledovanie vliyaniya alyuminiya na fazovyj sostav i svojstva deformirovannyh polufabrikatov iz intermetallidnogo titanovogo splava VTI-4 [Research of influence of aluminum on phase structure and properties of the deformed semi-finished products from intermetallic VTI-4 titanium alloy] //Tehnologiya legkih splavov. 2015. №1. S. 57–61.
19. Alekseev E.B., Nochovnaja N.A., Skvortsova S.V., Panin P.V., Umarova O.Z. Opredelenie tehnologicheskih parametrov deformacii opytnogo zharoprochnogo splava na osnove intermetallida Ti2AlNb [Determination of technological parameters of deformation of pilot hot strength alloy on the basis of Ti2AlNb intermetallic compound] //Titan. 2014. №2 (44). S. 36–41.
20. Splav na osnove titana i izdelie, vypolnennoe iz nego [Titanium-based alloy and the product which has been executed of it]: pat. 2210612 Ros. Federatsiya; opubl. 20.08.2003.
21. Kazantseva N.V., Lepihin S.V. Issledovanie diagrammy sostoyaniya Ti–Al–Nb [Research of the chart of condition of Ti–Al–Nb] //Fizika metallov i metallovedenie. 2006. T. 102. №2. S. 184–195.
22. Demakov S.L., Stepanov L.S., Popov A.A. Fazovye prevrashheniya v super-α2-titanovom splave. I. Vliyanie temperatury i vremeni vyderzhki pod zakalku na fazovyj sostav i strukturu splava [Phase transformations in super-α2-titanium alloy. I. Temperature and hold time influence under tempering on phase structure and alloy structure] //Fizika metallov i metallovedenie. 1998. T. 86. №5. S. 115–122.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.