КОНСТРУКЦИОННЫЙ УГЛЕПЛАСТИК ВКУ-25 НА ОСНОВЕ ОДНОНАПРАВЛЕННОГО ПРЕПРЕГА

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-11-6-6
УДК 678.747.2
А. А. Платонов, М. И. Душин
КОНСТРУКЦИОННЫЙ УГЛЕПЛАСТИК ВКУ-25 НА ОСНОВЕ ОДНОНАПРАВЛЕННОГО ПРЕПРЕГА

Приведены результаты работ, выполненных в ВИАМ, по разработке высокопрочного полимерного композиционного материала нового поколения на основе углеродного жгутового наполнителя и расплавного эпоксидного связующего. Представлены сравнительные упруго-прочностные характеристики полученного углепластика. Полученные результаты показывают, что разработанный углепластик ВКУ-25 не уступает по упруго-прочностным свойствам своим импортным аналогам.

Ключевые слова: композиционный материал, углепластик, однонаправленный препрег, автоматизированная выкладка препрега.

Введение

Несмотря на то, что использование полимерных композиционных материалов (ПКМ) в авиационной технике занимает в настоящее время относительно малую долю от их общего объема потребления, композиционные материалы находят наиболее специфическое и эффективное применение именно в этой области. В авиационной технике требования к свойствам материалов обычно выше, чем в других областях применения, это относится к таким важным характеристикам, как малая масса, высокие прочность и жесткость и хорошая стойкость к усталостным напряжениям. Композиты, особенно с высокими эксплуатационными характеристиками, являются единственными существующими в настоящее время материалами, отвечающими данным требованиям. Использование композитов в конструкциях летательных аппаратов позволяет добиться существенных результатов в снижении массы, увеличении надежности и ресурса [1, 2]. Объем их применения в современной авиационной технике постоянно возрастает, и если 30 лет назад на них приходилось всего 5% от массы авиационного планера, то в настоящее время объем применения композитов достигает 50% от массы авиационного планера, обеспечивая ее снижение на 20–25% [3, 4].

Наибольшее распространение при производстве силовых конструкций летательных аппаратов получили углепластики на основе эпоксидных связующих. Препреги (полуфабрикаты) углепластиков традиционно получали с применением растворной технологии, т. е. использовали полимерные связующие с высоким содержанием растворителя, как правило – спирто-ацетоновой смеси. Растворная технология имеет следующие недостатки: в препрегах имеется значительное количество летучих, которые необходимо удалять при формовании, отклонение содержания связующего в препрегах находится в переделах ±4%, значительное количество растворителя необходимо улавливать специальными очистными сооружениями [5, 6]. При переходе на расплавные связующие все вышеперечисленные недостатки исчезают, при использовании расплавов связующих избавляются от растворителей, нанос связующего регулируется зазорами между валами технологического оборудования для изготовления препрегов, что приводит к снижению разброса по содержанию связующего в пределах ±2% [7, 8].

При изготовлении наиболее ответственных высоконагруженных композитных конструкций авиационной техники используются углепластики на основе однонаправленных жгутов [9, 10]. Такие углепластики обладают высокой прочностью и жесткостью, а их использование позволяет при проектировании конструкции заложить заданное количество волокон в нужном направлении, тем самым обеспечивая необходимую заданную прочность и жесткость в различных направлениях приложения нагрузки [11, 12].

В свою очередь, использование однонаправленных препрегов при изготовлении изделий дает возможность применять автоматизированные технологии выкладки (AFP и ATL). Использование таких автоматизированных технологий выкладки препрегов позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с традиционной ручной выкладкой, а именно: более высокие производительность и качество структуры композита благодаря более качественной и плотной укладке препрега, снижение трудоемкости процесса выкладки препрега и сокращение времени производства, а также точность и стабильность процесса выкладки заготовок [13, 14].

В данной работе исследованы основные упруго-прочностные характеристики углепластика ВКУ-25, разработанного в ВИАМ в рамках федеральной целевой программы в соответствии с техническими требованиями,  предъявляемыми авиационными конструкторскими бюро [15].

 

Материалы и методы

Углепластик марки ВКУ-25 изготавливают методом автоклавного формования из препрега на основе эпоксидного связующего ВСЭ-1212, разработанного в ВИАМ, и углеродных нитей марки HTS-45 12k E23 фирмы Toho Tenax (рис. 1).

 

Рис. 1. Внешний вид препрега марки ВКУ-25

 

Препрег углепластика ВКУ-25 получен по расплавной технологии методом пропитки на специализированном участке изготовления препрегов ВИАМ. Наработка препрега осуществлена на пропиточной установке Coateama BL-2800.

При исследовании упруго-прочностных характеристик применяли следующие стандарты: определение предела прочности и модуля упругости при растяжении по ASTM D 3039/D 3039M; определение предела прочности и модуля упругости при сжатии по ASTM 6641/D 6641; определение предела прочности при изгибе по ASTM D 7264/D 7264M; определение предела прочности при межслойном сдвиге (метод короткой балки) по ASTM D 2344/D 2344M.

Насыщение образцов в различных агрессивных жидкостях и средах проводили согласно ГОСТ 12020–72.

Испытания образцов проводили на испытательных машинах W+b LFM 250 (Швейцария), Zwick Roell Z-100 и Z-400 (Германия).

 

Результаты

При проведении научно-исследовательской работы по паспортизации углепластика ВКУ-25 определены его физические и упруго-прочностные характеристики. По результатам проведенных испытаний на углепластик марки ВКУ-25 выпущен паспорт №1846.

При проведении испытаний углепластика ВКУ-25 получены свойства, не уступающие свойствам соответствующих зарубежных аналогов (см. таблицу).

 

Сравнительные характеристики однонаправленных углепластиков

Свойства

Направление

приложения нагрузки

Значения свойств для углепластика

КМУ-15тл

Cycom 985-37%-AS4

ВКУ-25

Предел прочности при растяжении при 20°С, МПа

1370

1980

2180

90°

40

50

Модуль упругости при растяжении при 20°С, ГПа

120

130

135

90°

8,3

8,4

Предел прочности при сжатии при 20°С, МПа

840

1240

1190

Модуль упругости при сжатии при 20°С, ГПа

120

115

Максимальная рабочая температура, °С

80

120

120

 

Если сравнивать упруго-прочностные характеристики углепластика ВКУ-25 с его ближайшими аналогами – отечественным углепластиком КМУ-15тл на основе однонаправленной углеродной ленты УОЛ-300-1А и зарубежным углепластиком Cycom 985-37%-AS4 на основе углеродных жгутов AS4 – то можно видеть, что углепластик ВКУ-25 имеет значительное преимущество по прочности при растяжении и сжатии, более высокий модуль упругости при растяжении и более высокую максимальную рабочую температуру, чем углепластик КМУ-15тл. В сравнении с зарубежным углепластиком Cycom 985-37%-AS4 характеристики разработанного углепластика ВКУ-25 находятся приблизительно на одном уровне, имея превосходство в прочности 10% при растяжении в направлении приложения нагрузки 0° и 90°.

Препрег углепластика ВКУ-25 выпускается двух типов – с поверхностной плотностью 206 и 308 г/м2. Пластики, полученные на их основе, имеют толщину монослоя 0,131±0,007 и 0,215±0,025 мм соответственно.

Проведенные в ходе паспортизации испытания показали высокий уровень сохранения прочностных свойств углепластика ВКУ-25 после теплового старения материала при 120°С в течение 2000 ч (рис. 2). Видно, что пределы прочности при изгибе и сдвиге остаются почти на уровне исходных значений даже после термостарения материала в течение 2000 ч.

Сохранение прочностных свойств при изгибе и сдвиге после ускоренного старения (в течение 3 мес при температуре 60°C и влажности 85%), 3 мес экспозиции в камере тропического климата, а также воздействия нижнего значения температуры среды при эксплуатации (при температуре: 65°C в течение 3 мес) подтверждает высокую стойкость углепластика ВКУ-25 к эксплуатационным факторам (рис. 3).

 

Рис. 2. Пределы прочности при изгибе (а) и сдвиге (б) углепластика ВКУ-25 после теплового старения

 

 

Рис. 3. Пределы прочности при изгибе (а) и сдвиге (б) углепластика ВКУ-25 при температуре испытания 20 () и 120°С () после 3 мес экспозиции:

1 – в исходном состоянии; 2 – при температуре 120°С; 3 –в камере тропического климата;
4
– при температуре -65°С

 

Прочностные характеристики при изгибе и сдвиге после экспозиции в воде, во влажной среде, топливе ТС-1, масле ИПМ-10, гидравлической жидкости НГЖ-5У в течение 3 мес представлены на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Пределы прочности при изгибе (а) и сдвиге (б) углепластика ВКУ-25 при температуре испытания 20 () и 120°С () после 3 мес экспозиции:

1 – в исходном состоянии; 2 – в воде; 3 – во влаге; 4 – в топливе; 5 – в масле; 6 – в гидравлической жидкости

Углепластик марки ВКУ-25 рекомендован для применения в деталях и конструкциях авиационной техники, эксплуатирующихся при температурах в диапазоне от -60 до +120°С, так как испытания показали, что в этом температурном интервале происходят изменения характеристик углепластика. Сохранение прочностных характеристик при повышенной температуре испытания составляет не менее 60% при различных видах нагружения.

 

Обсуждение и заключения

При проведении работы разработан новый высокотехнологичный полуфабрикат (препрег) полимерного композиционного материала на основе высокодеформативного эпоксидного связующего и армирующего наполнителя в виде углеродной нити, позволяющий получать ПКМ, не уступающий по характеристикам зарубежным аналогам. Все проведенные исследования свидетельствуют о высоком качестве полуфабриката. Разработанная технология внедрена на производстве в ВИАМ.

Углепластик ВКУ-25 прошел полный цикл испытаний в соответствии с программой паспортизации авиационных материалов, в ходе которых определены основные упруго-прочностные характеристики, стойкость к воздействию агрессивных сред, специальных жидкостей, масел и топлив, стойкость к долговременному воздействию природных климатических условий в различных климатических зонах, испытания на термовлажностное старение и долговременную тепловую прочность. В результате проведенных испытаний установлено, что разработанный углепластик имеет высокий уровень сохранения упруго-прочностных свойств (˃60%) после воздействия различных факторов, что подтверждает возможность их применения в деталях авиационной техники во всеклиматических условиях.

В настоящее время углепластик ВКУ-25 на основе однонаправленного препрега проходит квалификационные испытания и опробование на производственных предприятиях с целью его дальнейшего применения в изделиях авиационной техники, из этого материала планируется изготавливать элементы конструкции мотогондолы двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Работы проводятся совместно с ОАО «Авиадвигатель».


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» //Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33.
2. Хрульков А.В., Душин М.И., Попов Ю.О., Коган Д.И. Исследования и разработка автоклавных и безавтоклавных технологий формования ПКМ //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 292–301.
3. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
4. Гришина О.И., Кочетов В.Н., Шавнев А.А., Серпова В.М. Аспекты применения высокопрочных и высокомодульных волокнистых металлических композиционных материалов авиационного назначения (обзор) //Труды ВИАМ. 2014. №10. Ст.05 (viam-works.ru).
5. Тимошков П.Н., Хрульков А.В. Современные технологии переработки полимерных композиционных материалов, получаемых методом пропитки расплавным связующим //Труды ВИАМ. 2014. №8. Ст.04 (viam-works.ru).
6. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Свойства и назначение композиционных материалов на основе клеевых препрегов //Труды ВИАМ. 2014. №8. Ст.06 (viam-works.ru).
7. Мухаметов Р.Р., Ахмадиева К.Р., Ким М.А., Бабин А.Н. Расплавные связующие для перспективных методов изготовления ПКМ нового поколения //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 260–265.
8. Душин М.И., Хрульков А.В., Раскутин А.Е. К вопросу удаления излишков связующего при автоклавном формовании изделий из полимерных композиционных материалов //Труды ВИАМ. 2013. №1. Ст. 03 (viam-works.ru).
9. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520–530.
10. Способ получения изделия из композиционного материала: пат. 2448808 Рос. Федерация; опубл. 05.10.2010.
11. Постнов В.И., Петухов В.И., Казаков И.А., Абрамов П.А., Постнов А.В., Сенаторова О.Г., Железина Г.Ф. Изготовление из МПКМ конструктивных элементов планера самолета и особенности их формообразования //Авиационные материалы и технологии. 2009. №3. С. 10–19.
12. Душин М.И., Хрульков А.В., Мухаметов Р.Р. Выбор технологических параметров автоклавного формования деталей из полимерных композиционных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2011. №3. С. 20–26.
13. Раскутин А.Е. Конструкционные углепластики на основе новых связующих расплавного типа и тканей PORCHER //Новости материаловедения. Наука и техника. 2013. №5. Ст. 01 (materialsnews.ru).
14. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России //Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
15. Каблов Е.Н. Материалы и технологии ВИАМ в конструкциях перспективных двигателей разработки ОАО «Авиадвигатель» //ИБ «Пермские авиационные двигатели». 2014. №31. С. 43–47.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative development of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33.
2. Hrulkov A.V., Dushin M.I., Popov Ju.O., Kogan D.I. Issledovaniya i razrabotka avtoklavnyh i bezavtoklavnyh tehnologij formovaniya PKM [Researches and development autoclave and out-of-autoclave technologies of formation of PCM] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 292–301.
3. Grashhenkov D.V., Chursova L.V. StrategiYa razvitiYa kompozicionnyh i funkcionalnyh materialov [Strategy of development of composite and functional materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
4. Grishina O.I., Kochetov V.N., Shavnev A.A., Serpova V.M. Aspecty primeneniya vysokoprochnyh i vysokomodulnyh voloknistyh metallicheskih kompozitsionnyh materialov aviatsionnogo naznacheniya (obzor) [Aspects of application of high-strength and high-modulus fiber metal composite materials for aeronautical purpose (review)] //Trudy VIAM. 2014. №10. St. 05 (viam-works.ru).
5. Timoshkov P.N., Hrulkov A.V. Sovremennye tehnologii pererabotki polimernyh kompozitsionnyh materialov, poluchaemyh metodom propitki rasplavnym svyazuyushchim [Modern technologies of hotmelt polymer composite materials processing] //Trudy VIAM. 2014. №8. St.04 (viam-works.ru).
6. Dement’eva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kutsevich K.E. Svoistva i naznachenie kompozitsionnyh maerialov na osnove kleevyh prepregov [Properties and appointment of composite materials based on adhesive prepregs]// Trudy VIAM. 2014. №8. St. 06 (viam-works.ru).
7. Muhametov R.R., Ahmadieva K.R., Kim M.A., Babin A.N. Rasplavnye svyazujushhie dlya perspektivnyh metodov izgotovleniya PKM novogo pokoleniya [Melt binding for perspective methods of production of PCM of new generation] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 260–265.
8. Dushin M. I., Hrulkov A.V., Raskutin A.E. K voprosu udaleniya izlishkov svyazuyushchego pri avtpklavnim formovanii izdeliy iz polimernyh kompozitsionnyh materialov [To question of removal of excesses binding at avtoklavny formation of products from polymeric composite materials]// Trudy VIAM. 2013. №1. St. 03 (viam-works.ru).
9. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlya aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies for the aircraft equipment] //Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
10. Sposob poluchenija izdeliya iz kompozicionnogo materiala [A way of receiving a product from composite material]: pat. 2448808 Ros. Federaciya; opubl. 05.10.2010.
11. Postnov V.I., Petuhov V.I., Kazakov I.A., Abramov P.A., Postnov A.V., Senatorova O.G., Zhelezina G.F. Izgotovlenie iz MPKM konstruktivnyh elementov planera samoleta i osobennosti ih formoobrazovaniya [Production from MPKM of constructive elements of a glider of the plane and feature of their shaping] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2009. №3. S. 10–19.
12. Dushin M.I., Hrulkov A.V., Muhametov R.R. Vybor tehnologicheskih parametrov avtoklavnogo formovaniya detalej iz polimernyh kompozicionnyh materialov [A choice of technological parameters of autoclave formation of details from polymeric composite materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №3. S. 20–26.
13. Raskutin A.E. Konstrukcionnye ugleplastiki na osnove novyh svyazuyushhih rasplavnogo tipa i tkanej PORCHER [Constructional coal plastics on the basis of new binding melt type and PORCHER fabrics] //Novosti materialovedeniya. Nauka i tehnika. 2013. №5. St. 01 (materialsnews.ru).
14. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovacionnoj modernizacii Rossii [Modern materials – a basis of innovative modernization of Russia ] //Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
15. Kablov E.N. Materialy i tehnologii VIAM v konstruktsiyah perspectivnih dvigatelei razrabotki OAO «Aviadvigatel» [Materials and VIAM technologies in designs of perspective engines of development of JSC «Aviadvigatel»] //IB «Permskie aviatsionnye dvigateli». 2014. №31. S. 43–47.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.