Статьи
Показаны перспективы применения титановых сплавов для создания нового класса слоистых металлополимеров. Приведено сравнение свойств композитов на основе титана с материалами на основе алюминия и стеклопластика. Полученные результаты исследований в области гибридных материалов позволяют говорить об эффективности использования в современных конструкциях слоистых металлополимеров. Внимание акцентировано также на высоких удельных свойствах гибридных материалов на основе титановых сплавов. Такие слоистые композиционные материалы сочетают в себе высокую прочность и трещиностойкость.
Введение
Титан и сплавы на его основе обладают высокими коррозионной стойкостью и прочностью в сочетании с малой плотностью и широко используются в авиации, космической технике, судостроении, строительстве и медицине [1–3].
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений применения титановых сплавов является изготовление на их основе слоистых композиционных материалов.
Как правило, композиционный материал создается для выполнения определенных задач, и для обеспечения заданной конструкционной прочности конкретной детали необходимо получить характеристики композита, значительно превосходящие в некоторых аспектах свойства традиционных материалов [4–8].
Материалы и методы
Сплавы для металлополимеров
В настоящее время важнейшим этапом при выборе композиционного материала является определение комплекса необходимых свойств, обеспечивающих надежную и долговечную работу конструкций, машин и оборудования в заданных условиях эксплуатации. В связи с тем, что конструкционные материалы характеризуются различными механическими, физико-химическими и технологическими свойствами, рассматривать необходимо всю гамму свойств, особенно если в конструкции применяются детали, изготовленные из разных материалов. Выбор материала для конкретных изделий и области применения должен основываться также на стоимости рассматриваемых материалов с учетом экономической рациональности. Использование ранее хорошо зарекомендовавших себя в подобных конструкциях и изделиях материалов вполне оправдано, однако не приводит к совершенствованию конструкций и изделий авиационной техники [9–13].
Для ряда изделий и при создании техники, особенно специального назначения, необходимо разрабатывать принципиально новые материалы с более высоким комплексом свойств, ранее недоступным для серийных материалов. С целью установления сложной взаимосвязи между химическим составом, технологией получения материала, его структурой и свойствами в настоящее время проводятся научные исследования и эксперименты с применением моделирования условий эксплуатации изделия, в том числе с помощью компьютерных программ. Оптимизация многофакторных технологий происходит с учетом современных производственных возможностей. Наука о материалах все ближе подходит к тому времени, когда можно будет с помощью компьютерных систем прогнозировать и рассчитывать с достаточно высокой точностью свойства новых уникальных металлических сплавов, пластмасс и, конечно, композиционных материалов.
Композиционный материал не может быть конструктивно универсальным, т. е. для каждого изделия требуется проведение всех необходимых расчетов и выбор оптимального сочетания компонентов с целью выполнения требований по эксплуатации конечного материала в конструкции, таких как:
– удельная прочность;
– жесткость;
– износостойкость;
– усталостная прочность;
– размеростабильность конструкции.
Большинство металлополимеров разрабатывается на основе алюминия. Несмотря на то что титан тяжелее алюминия, он (Ti) обладает преимуществами по теплопроводности – в 13 раз меньше теплопроводности алюминия; температурному коэффициенту линейного расширения (ТКЛР) – более низкий по сравнению с другими конструкционными материалами (при 20°С: в 1,5 раза ниже ТКЛР железа, в 2 раза – меди и в 3 раза – алюминия). Титан – парамагнитный металл, который не намагничивается, как железо, в магнитном поле и не выталкивается из него, как медь. Его магнитная восприимчивость очень слаба, это свойство можно использовать при строительстве, например, немагнитных кораблей, приборов, аппаратов. Необходимо также отметить, что механическая прочность титана и его сплавов в ~6 раз выше прочности алюминия [14–18].
Металлополимеры на основе титана
Применение титана и его сплавов в композиционных материалах изучено в значительно меньшей степени, чем алюминия, но уже сейчас можно сказать, что материалы на основе титана обладают более высокими технологическими характеристиками.
За рубежом ведется активная разработка титанполимерных слоистых материалов и имеются определенные успехи в этой области. Отечественных аналогов такого рода материалов в настоящее время не существует, что подтверждает актуальность проблемы и необходимость проведения исследований и разработок в данном направлении.
Создание новых конструкционных материалов направлено в первую очередь на повышение удельных характеристик, что связано с постоянно возрастающими требованиями к весовой эффективности конструкций при обязательном обеспечении заданного комплекса механических и эксплуатационных свойств материалов. В настоящее время в ВИАМ проводятся исследования в области разработки гибридных материалов – слоистых металлополимерных композиционных материалов. Данные композиционные материалы (см. рисунок) имеют в своем составе листовые полуфабрикаты из легких сплавов, которые чередуются с угле- или стеклопрепрегами [19–21].
Схема металлополимерного композита
Наибольшее развитие в этой области получили так называемые СИАЛы – материалы на основе стеклопластика и алюминия. Помимо алюминиевых сплавов в металлополимерных композиционных материалах используются также сплавы на основе титана, что позволяет существенно повысить удельные прочностные свойства гибридного материала. Конструкции из титанполимерных композиционных материалов позволяют обеспечить снижение массы изделия на 20% по сравнению с цельнометаллическими конструкциями из алюминиевых сплавов и слоистых композиционных материалов системы Ti–TiAl3. Традиционные титановые сплавы обладают высокими механическими характеристиками, но в настоящее время практически все возможности по увеличению их прочности и снижению плотности исчерпаны. Кроме того, многие высокотехнологичные титановые сплавы (например, сплавы SP-700, Beta CEZ и др.) имеют сложную систему легирования и содержат дефицитные и дорогостоящие элементы.
В настоящее время проводятся исследования по разработке металлополимеров на основе тонких листов из титановых сплавов ВТ20 и ВТ23М, которые обладают высокими технологическими свойствами и имеют менее сложную систему легирования, чем вышеуказанные зарубежные β-сплавы. Металлополимеры на их основе превосходят по своим упруго-прочностным свойствам стеклопластик СИАЛ-1 (см. таблицу).
Механические свойства слоистых материалов
Материал |
σв |
σв.сж |
Е, ГПа |
МПа |
|||
Металлополимер на основе титанового сплава ВТ23 |
1500 |
935 |
130 |
Стеклопластик СИАЛ-1 |
800 |
– |
60 |
Создание титанполимерных слоистых материалов позволит получить новый класс материалов, имеющих широкое разнообразие структур и свойств, позволяющих конструктору выбрать соответствующий требованиям изделия материал. Титанполимерные слоистые материалы, состоящие из титановых полуфабрикатов и препрегов углепластика, обладают уникальной комбинацией характеристик прочности, вязкости разрушения и трещиностойкости.
Слоистые материалы на основе титана и его сплавов имеют более высокие прочностные характеристики по сравнению с алюминиевыми полимерными слоистыми материалами СИАЛ и GLARE и работоспособны в более широком диапазоне температур от -60 до +150°С (не менее) – вместо +120°С для материалов СИАЛ и GLARE.
Выводы
По результатам анализа новых сплавов показано, что титанполимеры по своим упруго-прочностным и эксплуатационным свойствам превосходят альтернативные композиционные материалы и в ближайшем будущем займут свое место на рынке инновационной наукоемкой продукции.
2. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520–530.
3. Каблов Е.Н., Каримова С.А., Семенова Л.В. Коррозионная активность углепластиков и защита металлических силовых конструкций в контакте с углепластиком //Коррозия: материалы, защита. 2011. №12. С. 1–7.
4. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ – для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 5–6.
5. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г. Слоистые алюмостеклопластики СИАЛ-1441 и сотрудничество с Airbus и TU DELFT //Цветные металлы. 2013. №9 (849). С. 50–53.
6. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф., Сидельников В.В., Шестов В.В. Слоистые металлополимерные композиционные материалы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 226–230.
7. Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Боков К.А. Экономнолегированные титановые сплавы для слоистых металлополимерных композиционных материалов //Труды ВИАМ. 2014. №11. Ст. 02 (viam-works.ru).
8. Соколов И.И., Раскутин А.Е. Углепластики и стеклопластики нового поколения //Труды
ВИАМ. 2013. №4. Ст. 09 (viam-works.ru).
9. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Аниховская Л.И. Клеевые препреги для слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ //Труды ВИАМ. 2014. №1. Ст. 05 (viam-works.ru).
10. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф. Новый класс слоистых алюмостеклопластиков на основе алюминийлитиевого сплава 1441 с пониженной плотностью //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 174–183.
11. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий //Труды ВИАМ. 2013. №2. Ст. 01 (viam-works.ru).
12. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Клеи для многоразовой космической системы //Труды ВИАМ. 2013. №4. Ст. 05 (viam-works.ru).
13. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
14. Постнов В.И., Сенаторова О.Г., Каримова С.А., Павловская Т.Г., Железина Г.Ф., Казаков И.А., Абрамов П.А., Постнова М.В., Котов О.Е. Особенности формования крупногабаритных листов металлополимерных КМ, их структура и свойства //Авиационные материалы и технологии. 2009. №4. С. 23–32.
15. Сенаторова О.Г, Антипов В.В., Лукина Н.Ф., Сидельников В.В., Шестов В.В., Митраков О.В., Попов В.И., Ершов А.С. Высокопрочные трещиностойкие легкие слоистые алюмостеклопластики класса СИАЛ – перспективный материал для авиационных конструкций //Технология легких сплавов. 2009. №2. С. 28–31.
16. Фридляндер И.Н., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф., Антипов В.В. Слоистые алюмо-полимерные материалы СИАЛ /В кн.: 75 лет. Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2007: Юбилейный науч.-технич. сб. М.: ВИАМ. 2007. С. 188–192.
17. Zhu J. et al. Influence of boron addition on microstructure and mechanical properties ofdental cast titanium alloys //Mat. Sci. & Eng. A. 2003. V. 339 (1–2). P. 53–62.
18. Niinomi M. Recent trends in titanium research and development in Japan //Proc. 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 30–37.
19. Гончаров В.А., Федотов М.Ю., Шиенок А.М. Моделирование полимерных композиционных материалов /В сб. трудов конф. «Новые материалы и технологии глубокой переработки сырья – основа инновационного развития экономики России». М.: ВИАМ. 2010. С. 8.
20. Хорев А.И., Белов С.П., Глазунов С.Г. Металловедение титана и его сплавов. М.: Металлургия. 1992. 352 с.
21. Ильин А.А., Колачев Б.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства: Справочник. М.: ВИЛС–МАТИ. 2009. 520 с.
2. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlja aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies for aviation engineering] //Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
3. Kablov E.N., Karimova S.A., Semenova L.V. Korrozionnaja aktivnost' ugleplastikov i zashhita metallicheskih silovyh konstrukcij v kontakte s ugleplastikom [Corrosion activity ugleplastikov and protection of metal load bearing structures in contact with the ugleplastiky] //Korrozija: materialy, zashhita. 2011. №12. S. 1–7.
4. Tarasov Ju.M., Antipov V.V. Novye materialy VIAM – dlja perspektivnoj aviacion-noj tehniki proizvodstva OAO «OAK» [The VIAM new materials – for perspective aviation engineering of production of JSC OAK] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 5–6.
5. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G. Sloistye aljumostekloplastiki SIAL-1441 i sotrudnichestvo s Airbus i TU DELFT [Layered alyumostekloplastiki SIAL-1441 and cooperation with Airbus and TU DELFT] //Cvetnye metally. 2013. №9 (849). S. 50–53.
6. Antipov V.V., Senatorova O.G., Lukina N.F., Sidel'nikov V.V., Shestov V.V. Sloistye metallopo-limernye kompozicionnye materialy [Layered metalpolymeric composite materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 226–230.
7. Nochovnaja N.A., Panin P.V., Alekseev E.B., Bokov K.A. Jekonomnolegirovannye titanovye splavy dlja sloistyh metallopolimernyh kompozicionnyh materialov [Ekonomnolegirovannye titanium alloys for layered metalpolymeric composite materials] //Trudy VIAM. 2014. №11. St. 02 (viam-works.ru).
8. Sokolov I.I., Raskutin A.E. Ugleplastiki i stekloplastiki novogo pokolenija [Ugleplastiki and fibreglasses of new generation] //Trudy VIAM. 2013. №4. St. 09 (viam-works.ru).
9. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Anihovskaja L.I. Kleevye prepregi dlja sloistyh aljumostekloplas-tikov klassa SIAL [Glue prepregs for layered alyumostekloplastikov class SIAL] //Trudy VIAM. 2014. №1. St. 05 (viam-works.ru).
10. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G., Lukina N.F. Novyj klass sloistyh aljumostekloplastikov na osnove aljuminijlitievogo splava 1441 s ponizhennoj plotnost'ju [New class layered alyumostekloplastikov on the basis of alyuminiylitiyevy alloy 1441 with lowered density] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 174–183.
11. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemel'nye jelementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare earth elements – materials of modern and future high technologies] //Trudy VIAM. 2013. №2. St. 01 (viam-works.ru).
12. Petrova A.P., Lukina N.F. Klei dlja mnogorazovoj kosmicheskoj sistemy [Glues for reusable space system] //Trudy VIAM. 2013. №4. St. 05 (viam-works.ru).
13. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kucevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [Glue prepregs and layered materials on their basis] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
14. Postnov V.I., Senatorova O.G., Karimova S.A., Pavlovskaja T.G., Zhelezina G.F., Kazakov I.A., Abramov P.A., Postnova M.V., Kotov O.E. Osobennosti formovanija krupnogabaritnyh listov metallopolimernyh KM, ih struktura i svojstva [Features of formation of large-size sheets of metalpolymeric KM, their structure and properties] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2009. №4. S. 23–32.
15. Senatorova O.G, Antipov V.V., Lukina N.F., Sidel'nikov V.V., Shestov V.V., Mit-rakov O.V., Popov V.I., Ershov A.S. Vysokoprochnye treshhinostojkie legkie sloistye aljumostekloplastiki klassa SIAL – perspektivnyj material dlja aviacionnyh konstrukcij [High-strength treshchinostoyky lungs layered alyumostekloplastiki class SIAL – perspective material for aviation designs] //Tehnologija legkih splavov. 2009. №2. S. 28–31.
16. Fridljander I.N., Senatorova O.G., Lukina N.F., Antipov V.V. Sloistye aljumo-polimernye materialy SIAL [SIAL layered alyumo-polymeric materials] /V kn.: 75 let. Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2007: Jubilejnyj nauch.-tehnich. sb. M.: VIAM. 2007. S. 188–192.
17. Zhu J. et al. Influence of boron addition on microstructure and mechanical properties ofdental cast titanium alloys //Mat. Sci. & Eng. A. 2003. V. 339 (1–2). P. 53–62.
18. Niinomi M. Recent trends in titanium research and development in Japan //Proc. 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 30–37.
19. Goncharov V.A., Fedotov M.Ju., Shienok A.M. Modelirovanie polimernyh kompozicionnyh materialov [Modeling of polymeric composite materials] /V sb. trudov konf. «Novye materialy i tehnologii glubokoj pererabotki syr'ja – osnova innovacionnogo razvitija jekonomiki Rossii». M.: VIAM. 2010. S. 8.
20. Horev A.I., Belov S.P., Glazunov S.G. Metallovedenie titana i ego splavov [Metallurgical science of titanium and its alloys]. M.: Metallurgija. 1992. 352 s.
21. Il'in A.A., Kolachev B.A., Pol'kin I.S. Titanovye splavy. Sostav, struktura, svojstva [Titanium alloys. Structure, structure, properties]: Spravochnik. M.: VILS–MATI. 2009. 520 s.