Статьи
Титановые сплавы широко применяются в изделиях авиационной техники, длительно работающей во всеклиматических, в том числе и морских условиях, где возможно осаждение на их поверхности морской соли, способной при повышенных температурах (≥250°С) вызывать горячесолевую коррозию, сопровождаемую охрупчиванием поверхности титана.
Принимая во внимание потенциальную опасность горячесолевой коррозии для высоконагруженных деталей из титановых сплавов, эксплуатирующихся в условиях морского климата при температурах ˃250°С, представляет интерес выявить покрытия, способные обеспечить их защиту от влияния солевых отложений.
В данной работе показана возможность защиты поверхности титановых сплавов с помощью анодно-оксидного покрытия толщиной 10–15 мкм от воздействия отложений NaCl (основного компонента морской соли) при температурах до 500°С, растягивающих напряжениях и знакопеременных нагрузках.
Введение
Титановые сплавы применяются в изделиях авиационной техники с высоким ресурсом эксплуатации [1–6], длительно работающих во всеклиматических, в том числе и морских условиях, где возможно образование на их поверхности отложений морской соли.
На рис. 1 показан налет соли на поверхности лопаток двигателя, эксплуатировавшегося в морских условиях короткое время (~15 ч).
Рисунок 1. Титановые лопатки компрессора ГТД с солевыми отложениями
Известно, что контакт с NaCl, основным компонентом морской соли, при повышенных температурах (≥250°С) способен вызывать горячесолевую коррозию титановых сплавов, сопровождаемую охрупчиванием, в результате чего при одновременном воздействии растягивающих или знакопеременных напряжений их прочность и долговечность могут существенно снижаться [7–13].
Принимая во внимание потенциальную опасность горячесолевой коррозии для деталей из титановых сплавов, эксплуатирующихся во всеклиматических условиях при температурах ˃250°С, проводится поиск обработок поверхности, эффективно защищающих титановые сплавы от горячесолевой коррозии и не снижающих механические свойства титановых сплавов [8, 14, 15].
В данной работе показана возможность защиты титановых деталей с помощью анодно-оксидного покрытия толщиной 10–15 мкм от воздействия отложений NaCl при температурах до 500°С, растягивающих напряжениях и знакопеременных нагрузках.
Толщина солевых отложений может быть различной в зависимости от условий и длительности эксплуатации. При отработке методики испытаний на горячесолевую коррозию установлено [16], что наибольшей агрессивностью обладают отложения NaCl толщиной ~50 мкм. В связи с этим все дальнейшие исследования проводили с отложениями NaCl указанной толщины, что обеспечивало сравнимые и наиболее жесткие условия испытаний.
При испытаниях на горячесолевую коррозию степень коррозионного воздействия зависит не только от толщины солевых отложений, но и от температуры, длительности испытаний и уровня приложенных напряжений. Для того чтобы учесть влияние вышеперечисленных факторов, стойкость титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением оценивали с помощью служебных характеристик, таких как длительная прочность и многоцикловая усталость.
Материалы и методы
Для изготовления образцов использовали горячекатаные прутки титановых сплавов марок ВТ3-1, ВТ8М, ВТ8М-1, ВТ9, ВТ18У и ВТ25У в отожженном состоянии.
Испытания на длительную прочность проводили при температуре 450°С на сплавах ВТ3-1 и ВТ8М-1 (на базе 100 ч) и ВТ8М (на базе 100, 500 и 1000 ч), а также при температуре 500°С на сплавах ВТ18У (на базе 100 ч) и ВТ25У (на базе 100 и 500 ч) при статическом приложении растягивающих напряжений в соответствии с требованиями ГОСТ 10145 на гладких цилиндрических образцах с помощью испытательной машины ZST 2/3 ‒ ВИЭТ.
Испытания на многоцикловую усталость (МнЦУ) проводили при температурах 450°С (сплав ВТ3-1) и 500°С (сплавы ВТ18У и ВТ25У) в условиях чистого изгиба с вращением с частотой 50 Гц на базе 2·107 циклов в соответствии с требованиями ГОСТ 25502 на тороидальных образцах с помощью испытательной машины МВИ-611М.
Создание на рабочей поверхности образцов солевого налета толщиной ~50 мкм осуществляли послойным пневматическим напылением насыщенного водного раствора NaCl (ч.д.а.) с помощью пульверизатора и последующей сушкой при температуре 105–110°С в течение 15–20 мин. Эту операцию повторяли до получения солевых отложений требуемой толщины, которую измеряли микрометром на контрольных образцах.
На рис. 2 показан образец для испытаний на длительную прочность с солевым налетом. Визуально-оптические исследования состояния поверхности и изломов образцов после испытаний проводили с помощью бинокулярного микроскопа МБС-2 и микроскопа «Неофот».
Рисунок 2. Образец с солевыми отложениями (δNaCl=45–50 мкм) для испытаний на длительную прочность
Процесс анодного оксидирования образцов титановых сплавов выполняли в кислотном растворе в импульсном режиме при напряжении выше начала искрения. Толщина покрытия составляла 10–15 мкм. Данное анодно-оксидное покрытие толщиной до 15 мкм не оказывает влияния на чистоту поверхности и механические свойства (σв, δ, ψ) обработанной титановой детали. Микротвердость покрытия превышает микротвердость основы более чем в 1,5 раза и составляет 6600–6700 МПа. Цвет покрытия – от светло-серого до серого в зависимости от сплава.
В данной работе исследовали влияние длительных высокотемпературных выдержек на структуру и фазовый состав анодно-оксидного покрытия. Для этого образцы из сплавов ВТ8М и ВТ25У, изготовленные в виде шайб толщиной 2 мм и ø23 мм, с анодно-оксидным покрытием подвергали длительным высокотемпературным нагревам: из сплава ВТ8М при 450°С ‒ до 2000 ч, из сплава ВТ25У при 500°С ‒ до 1000 ч в термостате марки СНОЛ-1,6.2,5.1/9-ИЗ.
Рентгенофазовый анализ состава анодно-оксидного покрытия осуществляли при съемке монолитного образца на дифрактометре ДРОН-3 с монохроматическим Cu Kα-излучением.
Электронно-микроскопические исследования строения анодно-оксидного покрытия выполняли на электронном микроскопе GSM-350F.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 показаны значения пределов длительной прочности, полученные при испытаниях образцов из титановых сплавов без покрытия и с анодно-оксидным покрытием в исходном состоянии и с солевыми отложениями.
Как следует из приведенных результатов, наличие солевых отложений на поверхности титановых образцов без покрытия существенно снижает их длительную прочность в заданных условиях. В то же время, согласно полученным данным, анодно-оксидное покрытие не только не снижает длительную прочность титановых сплавов, но и обеспечивает практически стопроцентную (95–100%) защиту их от горячесолевой коррозии в заданных условиях.
Таблица 1
Эффективность анодно-оксидного покрытия в качестве защиты титановых сплавов
от горячесолевой коррозии при испытании на длительную прочность
Сплав |
Температура испытания, °С |
Длительность испытания, ч |
Длительная прочность, МПа, для образцов |
|||
без покрытия |
с покрытием |
|||||
без соли |
в контакте с NaCl |
без соли |
в контакте с NaCl |
|||
ВТ3-1 |
450 |
100 |
550 |
390 |
>555 |
550 |
ВТ8М |
450 |
100 |
640 |
540 |
– |
640 |
500 |
590 |
325 |
>605 |
590 |
||
1000 |
550 |
265 |
– |
550 |
||
ВТ8М-1 |
450 |
100 |
685 |
550 |
– |
685 |
ВТ9 |
500 |
100 |
600 |
195 |
– |
570 |
ВТ18У |
500 |
100 |
600 |
165 |
– |
590 |
ВТ25У |
500 |
100 |
685 |
165 |
– |
665 |
500 |
570 |
130 |
– |
550 |
На рис. 3 представлены фрагменты поверхности образцов из сплава ВТ8М-1 без покрытия после испытания на длительную прочность при температуре 450°С без солевых отложений и в контакте с NaCl. Изломы вышеуказанных образцов из сплава ВТ8М-1 приведены на рис. 4. Видно, что образец с солевым налетом имеет хрупкий характер разрушения и вся поверхность покрыта многочисленными трещинами в отличии от контрольного образца. В изломе образца, испытанного в контакте с NaCl, наблюдается окисленная приповерхностная трещина, приведшая к его преждевременному разрушению.
Рисунок 3. Фрагменты поверхности образцов из сплава ВТ8М-1 после испытания на длительную прочность при 450°C:
а – без покрытия (σ=685 МПа, τ=104 ч); б – без покрытия+NaCl (σ=590 МПа, τ=33 ч)
Рисунок 4. Изломы образцов из сплава ВТ8М-1 после испытания на длительную прочность при 450°C:
а – без покрытия (σ=685 МПа, τ=104 ч); б – без покрытия+NaCl (σ=590 МПа, τ=33 ч)
На рис. 5 и 6 показан вид образцов из сплавов ВТ8М-1 и ВТ25У без покрытия и с анодно-оксидным покрытием после испытаний на длительную прочность без солевых отложений и в контакте с NaCl. Хрупкий характер разрушения образцов без покрытия, испытанных в контакте с NaCl, существенно отличается от более пластичного разрушения контрольных образцов. Образцы с анодно-оксидным покрытием, испытанные в контакте с NaCl в идентичных условиях, не разрушены, нарушений анодной пленки и коррозионных повреждений на их поверхности не наблюдается.
Рисунок 5. Вид образцов из сплава ВТ8М-1 после испытаний на длительную прочность при 450°C:
а – без покрытия (σ=685 МПа, τ=104 ч); б – без покрытия+NaCl (σ=590 МПа, τ=33 ч); в – с анодно-оксидным покрытием+NaCl (σ=665 МПа, τ>193 ч)
Рисунок 6. Вид образцов из сплава ВТ25У после испытаний на длительную прочность при 500°C:
а – без покрытия (σ=685 МПа, τ=190 ч); б – без покрытия+NaCl (σ=165 МПа, τ=128 ч); в – с анодно-оксидным покрытием+NaCl (σ=665 МПа, τ>169 ч)
В табл. 2 приведены значения МнЦУ , полученные при испытаниях образцов из титановых сплавов без покрытия и с анодно-оксидным покрытием без солевых отложений и в контакте с NaCl. Согласно полученным данным, в условиях МнЦУ анодно-оксидное покрытие обеспечивает 95%-ное сохранение предела выносливости при температуре 450°С и 80%-ное ‒ при температуре 500°С, существенно превышая значения образцов с солевыми отложениями без покрытия.
Таблица 2
Эффективность анодно-оксидного покрытия в качестве защиты титановых сплавов
от горячесолевой коррозии в условиях МнЦУ
Сплав |
Температура испытания, °С |
Наличие солевых отложений |
Покрытие |
МнЦУ: σ-1, МПа, на базе 2·107 циклов |
ВТ3-1 |
450 |
- |
– |
410 |
+ |
– |
135 |
||
+ |
Ан. Окс. |
390 |
||
ВТ18У |
500 |
- |
– |
410 |
+ |
– |
79 |
||
+ |
Ан. Окс. |
335 |
||
ВТ25У |
500 |
- |
– |
570 |
+ |
– |
155 |
||
- |
Ан. Окс. |
570 |
||
+ |
Ан. Окс. |
450 |
На рис. 7 представлены образцы из сплава ВТ25У после испытаний на МнЦУ. Визуально-оптические исследования образцов после усталостных испытаний в контакте с NaCl показали, что на поверхности незащищенных образцов имеются продукты коррозии черного цвета, под которыми обнаружены пятна, питтинги и язвы. Установлено также, что в изломах образцов без покрытия, испытанных с солевыми отложениями и имевших на поверхности коррозионные повреждения, обнаруживается большее количество очагов зарождения усталостных трещин, чем у контрольных образцов. Это, очевидно, является причиной снижения пределов выносливости и преждевременного разрушения образцов под влиянием NaCl. В то же время показано, что поверхность образцов с анодно-оксидным покрытием, испытанных в контакте с NaCl, повреждений не имела.
Рисунок 7. Вид образцов из сплава ВТ25У после испытаний на МнЦУ при 500°C:
а – без покрытия (σ=510 МПа, N>29880000 цикл); б – без покрытия+NaCl (σ=195 МПа, N=12640000 цикл); в – с анодно-оксидным покрытием+NaCl (σ=410 МПа, N>25122000 цикл)
Электронно-микроскопическими исследованиями выявлено, что поверхность анодно-оксидного покрытия развитая и имеет ячеистую структуру (рис. 8). Покрытие пористое, но поры замкнуты в объеме покрытия и не достигают поверхности металла. Диаметр пор – от 100 до 500 нм. Рентгенофазовый анализ показал, что анодно-оксидное покрытие, независимо от материала подложки, состоит из анатаза с небольшим количеством рутила (А>>Р).
Рисунок 8. Микроструктура (×1000) поверхности анодно-оксидного покрытия
Установлено также, что состав и структура покрытия не претерпевают заметных изменений по сравнению с исходными при длительных высокотемпературных выдержках образцов из сплава ВТ8М-1 при температуре 450°С в течение 2000 ч и из сплава ВТ25У при температуре 500°С в течение 1000 ч.
Заключение
Показано, что под влиянием солевых отложений на поверхности образцов образуются продукты коррозии и коррозионные повреждения, в результате чего значения длительной прочности и МнЦУ титановых сплавов существенно снижаются.
Установлено, что анодно-оксидное покрытие толщиной 10–15 мкм является эффективной защитой титановых сплавов от горячесолевой коррозии до температуры 500°С при статическом и знакопеременном нагружении.
Выявлено, что анодно-оксидное покрытие имеет ячеистую структуру с диаметром пор от 100 до 500 нм и состоит из анатаза с небольшим количеством рутила (А>>Р).
Обнаружено, что состав и структура покрытия не претерпевают заметных изменений по сравнению с исходным состоянием при длительных высокотемпературных выдержках образцов из сплава ВТ8М-1 при температуре 450°С в течение 2000 ч и из сплава ВТ25У при температуре 500°С в течение 1000 ч.
Работа выполнялась под руководством к.т.н. | Л.Н. Пивоваровой. |
2. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России //Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
3. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада //Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
4. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по титановым сплавам для «Бурана» и перспективные направления их развития //Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 10–14.
5. Кашапов О.С., Новак А.В., Ночовная Н.А., Павлова Т.В. Состояние, проблемы и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД //Труды ВИАМ. 2013. №3. Ст. 02 (viam-works.ru).
6. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития //Труды ВИАМ. 2013. №2. Ст. 04 (viam-works.ru).
7. Солонина О.П., Глазунов С.Г. Титановые сплавы. Жаропрочные титановые сплавы. М.: Металлургия. 1976. 448 с.
8. Колачев Б.А., Ливанов В.А., Буханова А.А. Механические свойства титана и его сплавов. М.: Металлургия. 1974, 543 с.
9. Горынин И.В., Ушаков С.С., Хатунцев А.Н., Лошакова И.Л. Титановые сплавы для морской техники. СПб.: Политехника. 2007. 387 с.
10. Синявский С.В. Сопротивление титановых сплавов различным видам коррозионного растрескивания //Технология легких сплавов. 2010. №4. С. 80–85.
11. Li S.Q., Lei J.F., Liu Y.-Y., Yu B.-X., Li Y.-L., Yang R. Fushi Kexue yu Fandhu Jishu. Hot-salt stress corrosion of titanium alloys of Ti811 and TC4 //Corros. Sci. And Prol. Tehnol. 2010. V. 22. №2. P. 79–84.
12. Xiong Y., Zhu S., Wang F. Synergistic corrosion behavior of coated Ti60 alloys with NaCl deposit in moist air at elevated temperature //Corros. Sci. 2008. V. 50. P. 15–22.
13. Ulrich Zwicker. Titan und Titanlegierungen. Springer-Verlag Berlin. Heidelberg. New York. 1974. 512 с.
14. Bacos M.-P., Thomas M., Raviart J.-L., Morel A., Mercier S., Josso P. Influence of an oxidation protective coating upon hot corrosion and mechanical behavior of Ti–48Al–2Cr–2Nb alloy //Intermetallics. 2011. V. 19. №8. P. 1120–1129.
15. Yingun Hua, Yuchuan Bai, Yunxia Ye, Qing Xue, Haixie Liu, Ruifang Chen, Kangmin Chen. Hot corrosion behavior of TC11 titanium alloy treated by laser shock processing //Applied Surface Science. 2013. V. 283. №15. P. 775–780.
16. Захарова Л.В. Влияние кислорода воздуха и толщины солевых отложений на коррозионное растрескивание титановых сплавов при высоких температурах в контакте с NaCl //Труды ВИАМ. 2014. №10. Ст. 12 (viam-works.ru).
2. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovacionnoj modernizacii Rossii [Modern materials – basis of innovative modernization of Russia] //Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
3. Kablov E.N. Materialy dlja izdelija «Buran» – innovacionnye reshenija formirovanija shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for the product «Buran» – innovative solutions of forming of the sixth technological way] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
4. Horev A.I. Fundamental'nye i prikladnye raboty po titanovym splavam dlja «Burana» i perspektivnye napravlenija ih razvitija [Fundamental and applied works on titanium alloys for «Buran» and the perspective directions of their development] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 10–14.
5. Kashapov O.S., Novak A.V., Nochovnaja N.A., Pavlova T.V. Sostojanie, problemy i perspektivy sozdanija zharoprochnyh titanovyh splavov dlja detalej GTD [Condition, problems and perspectives of creation of heat resisting titanium alloys for GTD details] //Trudy VIAM. 2013. №3. St. 02 (viam-works.ru).
6. Horev A.I. Fundamental'nye i prikladnye raboty po konstrukcionnym titanovym splavam i perspektivnye napravlenija ih razvitija [Fundamental and applied works on structural titanium alloys and perspective directions of their development] //Trudy VIAM. 2013. №2. St. 04 (viam-works.ru).
7. Solonina O.P., Glazunov S.G. Titanovye splavy. Zharoprochnye titanovye splavy [Titanium alloys. Heat resisting titanium alloys]. M.: Metallurgija. 1976. 448 s.
8. Kolachev B.A., Livanov V.A., Buhanova A.A. Mehanicheskie svojstva titana i ego splavov [Mechanical properties of titanium and its alloys]. M.: Metallurgija. 1974, 543 s.
9. Gorynin I.V., Ushakov S.S., Hatuncev A.N., Loshakova I.L. Titanovye splavy dlja morskoj tehniki [Titanium alloys for sea equipment]. SPb.: Politehnika. 2007. 387 s.
10. Sinjavskij S.V. Soprotivlenie titanovyh splavov razlichnym vidam korrozionnogo rastreskivanija [Resistance of titanium alloys to different types of corrosion cracking] //Tehnologija legkih splavov. 2010. №4. S. 80–85.
11. Li S.Q., Lei J.F., Liu Y.-Y., Yu B.-X., Li Y.-L., Yang R. Fushi Kexue yu Fandhu Jishu. Hot-salt stress corrosion of titanium alloys of Ti811 and TC4 //Corros. Sci. And Prol. Tehnol. 2010. V. 22. №2. P. 79–84.
12. Xiong Y., Zhu S., Wang F. Synergistic corrosion behavior of coated Ti60 alloys with NaCl deposit in moist air at elevated temperature //Corros. Sci. 2008. V. 50. P. 15–22.
13. Ulrich Zwicker. Titan und Titanlegierungen. Springer-Verlag Berlin. Heidelberg. New York. 1974. 512 с.
14. Bacos M.-P., Thomas M., Raviart J.-L., Morel A., Mercier S., Josso P. Influence of an oxidation protective coating upon hot corrosion and mechanical behavior of Ti–48Al–2Cr–2Nb alloy //Intermetallics. 2011. V. 19. №8. P. 1120–1129.
15. Yingun Hua, Yuchuan Bai, Yunxia Ye, Qing Xue, Haixie Liu, Ruifang Chen, Kangmin Chen. Hot corrosion behavior of TC11 titanium alloy treated by laser shock processing //Applied Surface Science. 2013. V. 283. №15. P. 775–780.
16. Zaharova L.V. Vlijanie kisloroda vozduha i tolshhiny solevyh otlozhenij na korrozionnoe rastreskivanie titanovyh splavov pri vysokih temperaturah v kontakte s NaCl [Influence of oxygen of air and thickness of salt deposits on corrosion cracking of titanium alloys at high temperatures in contact with NaCl] //Trudy VIAM. 2014. №10. St. 12 (viam-works.ru).