РАЗРАБОТКА ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ РАБОЧИХ И СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ И ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-4-5-5
УДК 629.7.023.224:629.7.03-226.2
С. А. Будиновский, А. А. Смирнов, П. В. Матвеев, Д. А. Чубаров
РАЗРАБОТКА ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ РАБОЧИХ И СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ И ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ

    Представлено комплексное теплозащитное покрытие (ТЗП) для рабочих лопаток ТВД из жаропрочного никелевого монокристаллического сплава ВЖМ4, работающих при температурах до 1200°С, а также рассмотрено применение высокотемпературных жаростойких покрытий в качестве соединительных слоев (ЖСС) ТЗП для сопловых лопаток ТВД из интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА, работающих при температурах до 1250°С. Приведены результаты высокотемпературных испытаний образцов из сплавов ВЖМ4 и ВКНА-25 с нанесенными ТЗП. Показано, что ТЗП состава[Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Y–Gd)O обеспечивает защиту изделий из сплава ВЖМ4 при температуре 1150°С – до 500 ч, а ТЗП состава [Ni–Cr–Al–Hf+A–lNi–Hf]+(Zr–Y–Gd)O обеспечивает защиту изделий из интерметаллидных сплавов типа ВКНА при температуре 1250°С – до 100 ч. Приведены результаты исследования теплопроводности керамического слоя (Zr–Y–Gd)O.

Ключевые слова: теплозащитные покрытия, жаростойкие покрытия, рабочие лопатки турбины, сопловые лопатки турбины, жар

Введение

   Развитие отечественной авиационной промышленности требует разработки и внедрения новых материалов – безуглеродистых жаропрочных и интерметаллидных никелевых сплавов для литья охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток турбины. В связи с этим в ВИАМ с применением метода компьютерного моделирования разработаны жаропрочный никелевый монокристаллический сплав IV поколения ВЖМ4 для литья охлаждаемых лопаток ТВД с рабочей температурой до 1150°С и интерметаллидные сплавы типа ВКНА для сопловых лопаток с рабочей температурой до 1200°С [1–5]. Однако для обеспечения длительного ресурса работы деталей турбины в условиях интенсивных теплосмен необходима их защита специальными покрытиями, предотвращающими разрушение поверхности пера лопаток в продуктах горения авиационного топлива при высоких эксплуатационных температурах [6–9].

 

Материалы и методы

 

Исследование теплозащитного покрытия для рабочих лопаток турбины

из жаропрочного никелевого сплава ВЖМ4

   Для защиты рабочих лопаток ТВД от высокотемпературной газовой коррозии в перспективных самолетных, вертолетных и наземных ГТД применяются теплозащитные покрытия (ТЗП), обеспечивающие работоспособность и повышение энергоэффективности благодаря внешнему керамическому слою покрытия, который позволяет снизить температуру газа на поверхности охлаждаемой лопатки до 100°С. Схема конструкции ТЗП, разработанного в ВИАМ для охлаждаемых лопаток турбины перспективных ГТД, представлена на рис. 1.

 

 Рис. 1. Конструкция комплексного теплозащитного покрытия

 

   Теплозащитное покрытие состоит из внутреннего металлического жаростойкого слоя и внешнего керамического слоя. Жаростойкий слой является конденсационно-диффузионным покрытием, осаждаемым на ионно-плазменной установке МАП-2 в вакууме путем конденсации на подложку (лопатку) материала из плазменных потоков, генерируемых на катоде. Внутренний жаростойкий слой (ЖСС) наносят в три этапа: на первом этапе наносят слой покрытия на основе никелевого сплава системы Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf, на втором – слой покрытия на основе алюминиевого сплава системы Al–Ni–Y, на третьем этапе – проводят вакуумный отжиг полученных слоев при температуре 1050°С в течение 3 ч для формирования β-фазы (NiAl) с повышенным содержанием Al в поверхностном слое жаростойкого покрытия, обеспечивающим при легировании Hf высокую стойкость к окислению при высоких температурах. Гафний эффективно повышает жаростойкость алюминидных покрытий в области температур до 1200°С.

   Керамический слой, состоящий из оксидов редкоземельных металлов с низким коэффициентом теплопроводности, наносят после формирования жаростойкого слоя ТЗП в среде кислорода и аргона на установке УОКС-2 на базе магнетронных распылителей повышенной частоты из мишеней, изготовленных на основе циркониевого сплава. Материалом керамического слоя ТЗП является соединение на основе системы Zr–Gd–Y [10–17].

 

Результаты

    В таблице представлены результаты испытаний на изотермическую жаростойкость в закрытых керамических тиглях в спокойной атмосфере печи (на воздухе) при температурах 1150 и 1200°С на базе 500 и 100 ч соответственно.

 

Внешний вид и удельное изменение массы образцов из сплава ВЖМ4

после испытаний на изотермическую жаростойкость

 

Покрытие

Условия испытаний

Удельное изменение массы образцов, г/м2

Внешний вид

образцов

Без покрытия

1150°С, 500 ч

-2694

 

1200°С, 100 ч

-1418

 

С покрытием*

1150°С, 500 ч

-49,4

 

1200°С, 100 ч

-52,1

 

*Покрытие системы [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y] (80–100 мкм) + (Zr–Gd–Y)O (до 100 мкм).

 

    В результате испытаний на изотермическую жаростойкость образцов из сплава ВЖМ4 с ТЗП выявлено, что внешний керамический слой не имеет отслоений, сколов или вздутий. По результатам рентгенофазового анализа в образцах в исходном виде и после испытаний установлено, что основной фазой в покрытии является тетрагональный оксид на основе системы Zr–Gd–Y, обеспечивающий стойкость к спеканию и длительную работоспособность керамического слоя при высоких температурах, с кратковременными забросами до 1200°С.

    В результате исследований микроструктур образцов из сплава ВЖМ4 с ТЗП методом растровой электронной микроскопии установлено, что в исходном виде керамический слой имеет характерную столбчатую структуру (рис. 2, б).

    Под керамическим слоем находится тонкий оксидный клеящий слой (TGO – thermally grown oxide) на основе оксида алюминия толщиной 3±1 мкм. На микроструктурах этот слой четко выделяется в виде тонкой прослойки между керамическим и жаростойким слоями (см. рис. 2, а, б). Внутренний ЖСС имеет характерное двухзонное строение, верхний слой которого состоит из β-фазы (NiAl) и обеспечивает защиту основы сплава от окисления (см. рис. 2, а). Образец из сплава ВЖМ4 с покрытием состава [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Gd–Y)O после испытаний имеет вторичную реакционную зону (ВРЗ) толщиной 300 мкм, в которой присутствуют иглы ТПУ фаз (см. рис. 2, в). Керамический слой ТЗП после испытаний имеет трещины в структуре покрытия, что вызвано накоплением напряжений в результате окисления поверхности жаростойкого покрытия, поскольку керамический слой из-за своей пористости пропускает кислород и продукты окисления накапливаются между жаростойким и керамическим слоями (см. рис. 2, в, г). Толщина данного оксидного слоя после испытаний на изотермическую жаростойкость составляет 14±3 мкм (см. рис. 2, г).

 

Рис. 2. Микроструктуры образцов из сплава ВЖМ4 с теплозащитным покрытием состава
[Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Gd–Y)O:

а, б – в исходном состоянии; в, г – после испытаний при 1150°С в течение 500 ч

 

Разработка теплозащитного покрытия для сопловых лопаток турбины

из интерметаллидных сплавов типа ВКНА

    Особенность разработки ТЗП для интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА заключается в повышенной рабочей температуре покрытия. Это связано с прогнозируемым применением данных сплавов при температурах свыше 1200°С в перспективных ГТД. В ВИАМ разработаны жаростойкие покрытия, способные защищать интерметаллидные сплавы типа ВКНА от разрушения при температурах до 1300°С – это покрытия систем [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Y] и [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y], отличающиеся пониженным содержанием хрома [18–22].     Такие покрытия могут быть использованы в качестве ЖСС по двум причинам:

– способность защищать изделие из интерметаллидного сплава в случае скола керамического слоя ТЗП;

– сравнительно низкое (не более 11% (по массе)) содержание хрома, приводящее к снижению температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР) ЖСС, что увеличивает термостойкость покрытия.

    По данным, полученным из литературных источников, известно, что одними из наиболее широко применяющихся за рубежом подслоев являются платино-алюминидные покрытия, которые представляют собой β-фазу (NiAl) состава, близкого к стехиометрическому, легированную платиной. Известно также, что β-фаза стехиометрического состава имеет температурный коэффициент линейного расширения, наиболее близкий к ТКЛР керамических материалов среди алюминидов никеля.

    Однако в случае покрытия состава [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y] повышенные рабочие температуры могут привести к интенсивному обеднению алюминием β-фазы внешнего слоя ЖСС, а также к диффузии тугоплавких элементов, содержащихся в никелевом конденсированном слое ЖСС, в приповерхностные слои покрытия. Появление тугоплавких элементов во внешнем слое ЖСС ведет к увеличению скорости роста и снижению прочностных характеристик оксидного слоя (TGO), формирующегося на поверхности ЖСС в процессе высокотемпературной выдержки, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению термостойкости ТЗП. Микроструктура и микроанализ образцов из сплавов типа ВКНА с ТЗП после высокотемпературных испытаний представлены на рис. 3, на котором видны характер разрушения слоя TGO и результаты микрорентгеноспектрального анализа приповерхностного слоя ЖСС состава [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y].

 

Рис. 3. Микроструктура (α – ×700) и результаты рентгеноспектрального микроанализа (б) образцов из сплавов типа ВКНА с теплозащитным покрытием с жаростойким подслоем состава [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y]после 50 циклов испытаний при 1200°С

 

    Таким образом, в качестве базового ЖСС выбрано покрытие состава [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Y]. Однако испытания ТЗП с таким подслоем при температуре 1250°С показали достаточно низкую термостойкость – не более 50 циклов испытаний по режиму: выдержка при 1250°С в течение 45 мин с последующим охлаждением на воздухе в течение 15 мин. Для повышения термостойкости ТЗП проведена оптимизация ЖСС, которая заключалась в повышении:

– содержания алюминия во внешнем слое ЖСС;

– плотности слоя TGO и его адгезии к ЖСС.

    Для обогащения внешнего слоя ЖСС алюминием разработана технология двойного алитирования, позволяющая увеличить его содержание до 35%. Для оптимизации свойств защитной оксидной пленки проведено легирование ЖСС гафнием (экспериментальный состав слоя Al–Ni–Hf).

    Оптимизация ТЗП позволила более чем в два раза повысить его термостойкость при температуре испытаний 1250°С, которая составила 100 циклов.

  Результаты высокотемпературных циклических испытаний ТЗП с различными ЖСС приведены на рис. 4. Видно преимущество использования материала на никелевой основе системы Ni–Cr–Al–Hf, не содержащего тугоплавких легирующих элементов, а также преимущество дополнительного легирования ЖСС гафнием.

 

Рис. 4. Результаты циклических испытаний на жаростойкость образцов из сплава ВКНА-25 при температуре 1250⇄200°С с теплозащитным покрытием состава:

∎ – [Ni–Cr–Al–Y–Ta–Re–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Y–Gd)O; – [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Y–
–Gd)O;  – [Ni–Cr–Al–Y–Ta–Re–Hf+Al–Ni–Hf]+(Zr–Y–Gd)O; ▲ – [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Hf]+
+(Zr–Y–Gd)O

 

  Важнейшим свойством ТЗП, определяющим эффективность его применения на рабочих и сопловых лопатках турбин, является теплопроводность, определяющая уровень теплозащитного эффекта и долговечность керамического слоя, а также время, в течение которого покрытие будет выполнять свои теплозащитные функции. Для определения количественного значения данного параметра проведены измерения теплопроводности керамического слоя ТЗП в диапазоне температур от 20 до 1250°С:
λср=1,1 Вт/(м·К) – для керамического слоя ТЗП на основе системы Zr–Gd–Y для охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток ТВД.

 

Обсуждение и заключения

   Для эффективной защиты охлаждаемых изделий турбины разработаны конденсационно-диффузионные ионно-плазменные жаростойкие покрытия на основе систем [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y] – для изделий из сплава ВЖМ4 и [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Hf] – для изделий из сплавов типа ВКНА, обладающие высокими защитными жаростойкими характеристиками в области рабочих температур: до 1200°С – для сплава ВЖМ4 и до 1250°С – для сплавов типа ВКНА, которые могут быть использованы в качестве ЖСС в системе ТЗП.

   Проведены высокотемпературные испытания систем ТЗП с выбранными составами ЖСС и керамическим слоем системы Zr–Gd–Y.

   По результатам испытаний видно, что ТЗП состава [Ni–Cr–Al–Ta–Re–Y–Hf+Al–Ni–Y]+(Zr–Y–Gd)O обеспечивает защиту изделий из сплава ВЖМ4 при температурах 1150 и 1200°С до 500 и 100 ч соответственно, а ТЗП состава [Ni–Cr–Al–Hf+Al–Ni–Hf]+(Zr–Y–Gd)O обеспечивает защиту изделий из интерметаллидных сплавов типа ВКНА при температуре 1250°С до 100 ч.

   Керамический слой ТЗП на основе системы Zr–Gd–Y обладает низким коэффициентом теплопроводности и обеспечивает снижение рабочей температуры на поверхности рабочих и сопловых лопаток из современных никелевых жаропрочных и интерметаллидных сплавов.

   Разработанные ТЗП могут быть рекомендованы к использованию для защиты охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток ТВД современных самолетных, вертолетных и наземных ГТД.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Петрушин Н.B., Оспенникова О.Г., Висик E.M. и др. Жаропрочные никелевые сплавы низкой плотности //Литейное производство. 2012. №6. С. 5–11.
2. Кузнецов В.П., Лесников В.П., Конакова И.П., Петрушин Н.В., Мубояджян С.А. Структура и фазовый состав монокристаллического сплава ВЖМ4 с газоциркуляционным защитным покрытием //МиТОМ. 2011. №3. С. 28–32.
3. Базылева О.А., Аргинбаева Э.Г., Туренко Е.Ю. Жаропрочные литейные интерметаллидные сплавы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 57–60.
4. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Материалы для высокотеплонагруженных деталей газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 13–19.
5. Будиновский С.А. Применение аналитической модели определения упругих механических и термических напряжений в многослойной системе в решении задач по созданию жаростойких алюминидных покрытий //Упрочняющие технологии и покрытия. 2013. №3. С. 3–11.
6. Будиновский С.А., Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Применение аналитической модели определения упругих напряжений в многослойной системе при решении задач по созданию высокотемпературных жаростойких покрытий для рабочих лопаток авиационных турбин //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 26–37.
7. Смирнов А.А., Будиновский С.А. Анализ эволюции нормальных напряжений в системе «сплав–покрытие» в области температур до 1200°С //Авиационные материалы и технологии. 2014. №2. С. 8–14.
8. Будиновский С.А., Матвеев П.В., Смирнов А.А. Исследование жаростойкости литейных жаропрочных никелевых сплавов в области температур 1000–1200°С //Авиационная промышленность. 2014. №2. С. 48–52.
9. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов А.М., Степанова С.В. Ионно-плазменные жаростойкие покрытия с композиционным барьерным слоем для защиты от окисления сплава ЖС36-ВИ //МиТОМ. 2011. №1. С. 34–40.
10. Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Гаямов А.М., Смирнов А.А. Получение керамиче-ских теплозащитных покрытий для рабочих лопаток турбин авиационных ГТД магнетронным методом //Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 3–8.
11. Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Гаямов А.М., Матвеев П.В. Высокотемпературные жаростойкие покрытия и жаростойкие слои для теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 17–20.
12. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Жаростойкие и теплозащитные покрытия для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 60–70.
13. Чубаров Д.А., Матвеев П.В. Новые керамические материалы для теплозащитных покрытий рабочих лопаток ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2013. №4. С. 43–46.
14. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов А.М. Современное состояние и основные тенденции развития высокотемпературных теплозащитных покрытий для рабочих лопаток турбин авиационных ГТД //Авиационная промышленность. 2008. №4. С. 33–37.
15. Гаямов А.М., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин А.А. Выбор жаростойкого покрытия для жаропрочного никелевого рений-рутенийсодержащего сплава марки ВЖМ4 //Труды ВИАМ. 2014. №1. Ст. 01 (viam-works.ru).
16. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов А.М., Матвеев П.В. Разработка ионно-плазменных жаростойких металлических слоев теплозащитных покрытий для охлаждаемых рабочих лопаток турбин //МиТОМ. 2013. №11. С. 16–21.
17. Косьмин А.А., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Булавинцева Е.Е. Жаростойкое покрытие для нового перспективного интерметаллидного сплава ВИН3 //Сварочное производство. 2013. №6. С. 35–37.
18. Матвеев П.В., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин А.А. Защитные жаростойкие покрытия для сплавов на основе интерметаллидов никеля //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 12–15.
19. Матвеев П.В., Будиновский С.А. Исследование свойств защитных жаростойких покрытий для интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА для рабочих температур до 1300°С //Авиационные материалы и технологии. 2014. №3. С. 22–26.
20. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Луценко А.Н. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей //Металлы. 2007. №5. С. 23–34.
21. Muboyadzhyan S.A., Kablov E.N. Vacuum plasma technique of protective coatings production of complex alloys //Металловедение и термическая обработка металлов. 1995. №2. С. 15–18.
22. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Помелов Я.А. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей //Конверсия в машиностроении. 1999. №2. С. 42–47.
1. Petrushin N.B., Ospennikova O.G., Visik E.M. i dr. Zharoprochnye nikelevye splavy nizkoj plotnosti [Heat resisting nickel alloys of low density] //Litejnoe proizvodstvo. 2012. №6. S. 5–11.
2. Kuznecov V.P., Lesnikov V.P., Konakova I.P., Petrushin N.V., Mubojadzhjan S.A. Struktura i fazovyj sostav monokristallicheskogo splava VZhM4 s gazocirkuljacionnym zashhitnym pokrytiem [Structure and phase composition of VZhM4 single-crystal alloy with gazotsirkulyatsionny protecting cover] //MiTOM. 2011. №3. S. 28–32.
3. Bazyleva O.A., Arginbaeva Je.G., Turenko E.Ju. Zharoprochnye litejnye intermetallidnye splavy [Heat resisting cast intermetallidny alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 57–60.
4. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Bazyleva O.A. Materialy dlja vysokoteplonagruzhennyh detalej gazoturbinnyh dvigatelej [Materials for the high-heatloaded details of gas turbine engines] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 13–19.
5. Budinovskij S.A. Primenenie analiticheskoj modeli opredelenija uprugih mehanicheskih i termicheskih naprjazhenij v mnogoslojnoj sisteme v reshenii zadach po sozdaniju zharostojkih aljuminidnyh pokrytij [Application of analytical model of determination of elastic mechanical and thermal stresses in multi-layer system in the solution of tasks on creation of heat resisting alyuminidny coverings] //Uprochnjajushhie tehnologii i pokrytija. 2013. №3. S. 3–11.
6. Budinovskij S.A., Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A. Primenenie analiticheskoj modeli opredelenija uprugih naprjazhenij v mnogoslojnoj sisteme pri reshenii zadach po sozdaniju vysokotemperaturnyh zharostojkih pokrytij dlja rabochih lopatok aviacionnyh turbin [Application of analytical model of determination of elastic stresses in multi-layer system at the solution of tasks on creation of high-temperature heat resisting coverings for working blades of aviation turbines] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 26–37.
7. Smirnov A.A., Budinovskij S.A. Analiz jevoljucii normal'nyh naprjazhenij v sisteme «splav–pokrytie» v oblasti temperatur do 1200°С [The analysis of evolution of normal stresses in splav-pokrytiye system in the field of temperatures to 1200°С] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №2. S. 8–14.
8. Budinovskij S.A., Matveev P.V., Smirnov A.A. Issledovanie zharostojkosti litejnyh zharoprochnyh nikelevyh splavov v oblasti temperatur 1000–1200°С [Research of heat resistance of cast heat resisting nickel alloys in the field of temperatures 1000–1200°C] //Aviacionnaja promyshlennost'. 2014. №2. S. 48–52.
9. Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Gajamov A.M., Stepanova S.V. Ionno-plazmennye zharostojkie pokrytija s kompozicionnym bar'ernym sloem dlja zashhity ot okislenija splava ZhS36-VI [Ion-plasma heat resisting coverings with composition barrier layer for protection against oxidation of alloy ZhS36-VI] //MiTOM. 2011. №1. S. 34–40.
10. Mubojadzhjan S.A., Budinovskij S.A., Gajamov A.M., Smirnov A.A. Poluchenie keramicheskih teplozashhitnyh pokrytij dlja rabochih lopatok turbin aviacionnyh GTD magnetronnym metodom [Receiving ceramic heat-protective coatings for working blades of turbines of aviation GTD magnetronny method] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №4. S. 3–8.
11. Mubojadzhjan S.A., Budinovskij S.A., Gajamov A.M., Matveev P.V. Vysokotemperaturnye zharostojkie pokrytija i zharostojkie sloi dlja teplozashhitnyh pokrytij [High-temperature heat resisting coverings and heat resisting layers for heat-protective coverings] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 17–20.
12. Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A. Zharostojkie i teplozashhitnye pokrytija dlja lopatok turbiny vysokogo davlenija perspektivnyh GTD [Heat resisting and heat-protective coverings for turbine blades of high pressure of perspective GTD] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 60–70.
13. Chubarov D.A., Matveev P.V. Novye keramicheskie materialy dlja teplozashhitnyh pokrytij rabochih lopatok GTD [New ceramic materials for heat-protective coverings of working blades of GTD] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №4. S. 43–46.
14. Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Gajamov A.M. Sovremennoe sostojanie i osnovnye tendencii razvitija vysokotemperaturnyh teplozashhitnyh pokrytij dlja rabochih lopatok turbin aviacionnyh GTD [Current state and the main tendencies of development of high-temperature heat-protective coverings for working blades of turbines of aviation GTD] //Aviacionnaja promyshlennost'. 2008. №4. S. 33–37.
15. Gajamov A.M., Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Kos'min A.A. Vybor zharostojkogo pokrytija dlja zharoprochnogo nikelevogo renij-rutenijsoderzhashhego splava marki VZhM4 [Choice of heat resisting covering for heat resisting nickel reny -ruteniysoderzhashchy alloy of the VZhM4 brand] //Trudy VIAM. 2014. №1. St. 01 (viam-works.ru).
16. Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Gajamov A.M., Matveev P.V. Razrabotka ionno-plazmennyh zharostojkih metallicheskih sloev teplozashhitnyh pokrytij dlja ohlazhdaemyh rabochih lopatok turbin [Development of ion-plasma heat resisting metal layers of heat-protective coverings for cooled working blades of turbines] //MiTOM. 2013. №11. S. 16–21.
17. Kos'min A.A., Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Bulavinceva E.E. Zharostojkoe pokrytie dlja novogo perspektivnogo intermetallidnogo splava VIN3 [Heat resisting covering for new perspective intermetallidny alloy of VIN3] //Svarochnoe proizvodstvo. 2013. №6. S. 35–37.
18. Matveev P.V., Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Kos'min A.A. Zashhitnye zharostojkie pokrytija dlja splavov na osnove intermetallidov nikelja [Protective heat resisting coverings for alloys on the basis of nickel intermetallic compound] //Aviacionnye materialy i teh-nologii. 2013. №2. S. 12–15.
19. Matveev P.V., Budinovskij S.A. Issledovanie svojstv zashhitnyh zharostojkih pokrytij dlja intermetallidnyh nikelevyh splavov tipa VKNA dlja rabochih temperatur do 1300°С [Research of properties of protective heat resisting coverings for intermetallidny nickel alloys of VKNA type for working temperatures to 1300°С] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №3. S. 22–26.
20. Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A., Budinovskij S.A., Lucenko A.N. Ionno-plazmennye zashhitnye pokrytija dlja lopatok gazoturbinnyh dvigatelej [Ion-plasma protecting covers for blades of gas turbine engines] //Metally. 2007. №5. S. 23–34.
21. Muboyadzhyan S.A., Kablov E.N. Vacuum plasma technique of protective coatings pro-duction of complex alloys //MiTOM. 1995. №2. S. 15–18.
22. Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A., Budinovskij S.A., Pomelov Ja.A. Ionno-plazmennye zash-hitnye pokrytija dlja lopatok gazoturbinnyh dvigatelej [Ion-plasma protecting covers for blades of gas turbine engines] //Konversija v mashinostroenii. 1999. №2. S. 42–47.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.