Статьи
Проведены исследования по модификации полиимидного связующего СП-97с. Изучен характер превращений, протекающих в связующем, содержащем модифицирующие добавки различной природы, на стадии формования материала. С учетом свойств стеклопластиков определены оптимальные количества модификаторов и оценена эффективность каждого из них для решения задачи снижения температуры отверждения связующего до 170°С. Установлена рецептура модифицированного связующего, разработан стеклотекстолит марки СТП-97К и изучены его свойства. Показано, что снижение температуры отверждения не вызывает существенного изменения показателей свойств материала в различных условиях эксплуатации.
Введение
Для изготовления изделий конструкционного и радиотехнического назначения широко применяются стеклотекстолиты на основе полиэфирных, эпоксидных, фенольных связующих. Однако эти материалы могут длительно эксплуатироваться при температуре не выше 200°С. Для изделий, работающих при температурах 250‒350°С, используются стеклотекстолиты на основе кремнийорганических и полиимидных связующих.
Относительно низкая когезионная прочность кремнийорганических смол и недостаточная в ряде случаев межслоевая прочность стеклотекстолитов на их основе, а также высокая температура переработки (250–270°С) ограничивают их использование для изготовления изделий сложной конфигурации, а также изделий с сотовым заполнителем и на основе разреженных тканей.
В последние годы в производстве композиционных материалов и, в первую очередь, стеклотекстолитов все большее использование находят полиимиды благодаря их способности сохранять на высоком уровне комплекс ценных физико-механических и других свойств в широком диапазоне температур.
Так, стеклотекстолит СТП-97с на основе полиимидного связующего, обладающий высокой термостойкостью и механическими свойствами, огнестоек, практически не выделяет дыма при воздействии пламени, нетоксичен и по этим показателям превосходит все известные полимерные композиционные материалы.
На его основе изготавливают некоторые детали интерьера, бортовые и оконные панели самолета, отсеки двигателей силовых установок, панели воздухозаборника и шумопоглощения, защитные кожухи и экраны двигателей, детали электрораспределительных устройств и т. п. [1–8].
К числу недостатков полиимидного связующего СП-97с относится высокая (350°С) температура его переработки. Из-за отсутствия соответствующего оборудования высокая температура переработки полиимидных стеклотекстолитов препятствует их широкому использованию при изготовлении конструкций, к которым предъявляются повышенные температурные требования. Особенно это касается крупногабаритных конструкций, изготавливаемых, как правило, методами вакуумного или автоклавного формования. Кроме того, особенность формования стеклотекстолитовых деталей определяется реологическими свойствами связующего, а именно – резким падением его вязкости при нагреве до температуры 160°С, что, в свою очередь, требует специальных приемов формования. Конденсационный характер отверждения связующего является причиной выделения значительного количества летучих продуктов, приводящих к повышенной пористости стеклотекстолита [9–13].
В связи с этим разработка слоистых пластиков на основе новых ароматических полимеров является весьма актуальным направлением в создании термостойких материалов. В данной статье приведены результаты работ по созданию материалов, сохраняющих все ценные свойства полиимидного стеклотекстолита СТП-97с, но отверждающихся при температуре не выше 170°С.
Материалы и методы
Стремление снизить температуру отверждения, улучшить технологические свойства, уменьшить пористость полиимидных стеклопластиков без существенного снижения их механической прочности, теплостойкости и огнестойкости стимулировало исследования по модификации полиимидного связующего СП-97с различными мономерными и олигомерными соединениями, содержащими функциональные группы, взаимодействующие с амино- и карбоксигруппами полиимидообразующих компонентов.
Изучен также характер превращений, протекающих в полиимидном связующем, содержащем модифицирующие добавки различной природы, на стадии формования материала. С учетом свойств стеклотекстолитов определены оптимальные количества вводимых в связующее модификаторов, выявлено их влияние на кинетику процесса отверждения полиимида и оценена эффективность каждого из модификаторов для решения задачи снижения температуры отверждения связующего до 170°С.
В результате поисковой работы показана принципиальная возможность снижения температуры переработки полиимидного связующего СП-97с до 170–200°С при сохранении огнестойкости и сохранении на достаточном уровне физико-механических свойств по сравнению со стеклотекстолитом СТП-97с, отверждаемом при 350°С.
В качестве модифицирующих соединений опробованы анилинофенолформальдегидная смола (СФ-340), полидиметил(γ-аминопропилэтокси)фенилсилсилазан (МФСН-А), 4,4¢-диаминодифенилметан (ДАДФМ).
Проведенные физико-химические исследования (термогравиметрический анализ, ИК спектроскопия и др.), а также результаты предварительного испытания образцов стеклотекстолитов показали, что из всех изученных модификаций связующего СП-97с наилучшей является композиция с 3% (по массе) продукта МФСН-А, которая и выбрана для дальнейшей паспортизации стеклотекстолита на его основе.
Связующему присвоена марка СП-97К, а стеклотекстолиту – СТП-97К. В качестве армирующего наполнителя использовалась стеклоткань марки Т-10-80 из стекла алюмоборосиликатного состава [14].
В процессе работы проведены исследования процесса отверждения связующего, установлено оптимальное содержание связующего в пропитанной стеклоткани (препреге), связующего – в стеклотекстолите, разработан режим изготовления стеклотекстолита. Методом автоклавного формования изготовлены образцы стеклотекстолита с конечной температурой отверждения 170°С и определены его физико-механические, теплофизические, диэлектрические и другие свойства.
В табл. 1 приведены сравнительные свойства стеклотекстолита СТП-97К на основе модифицированного связующего и стеклотекстолита СТП-97с.
Таблица 1
Свойства стеклотекстолита СТП-97К в сравнении со стеклотекстолитом СТП-97с
Стеклотекстолит |
Температура формования, °С |
Пористость, % |
σв.и |
σв |
σв.сж |
Е, ГПа |
МПа |
||||||
СТП-97с |
350 |
13–15 |
480 |
500 |
350 |
34,2 |
СТП-97К |
170 |
4–6 |
450 |
490 |
400 |
30,0 |
Анализ сравнительных свойств показывает, что стеклотекстолит СТП-97К на модифицированном связующем при комнатной температуре имеет практически одинаковые прочностные характеристики со стеклотекстолитом СТП-97с.
Одной из важнейших характеристик стеклотекстолитов является зависимость их механических свойств от температуры и продолжительности ее воздействия [15].
В табл. 2 приведены основные механические свойства стеклотекстолита СТП-97К в зависимости от температуры испытания.
Таблица 2
Механические свойства стеклотекстолита СТП-97К при различных температурах
Свойства |
Значения свойств при температуре испытаний, °С |
||||
20 |
250 |
300 |
350 |
400 |
|
Предел прочности, МПа: |
|
|
|
|
|
при изгибе |
450 |
300 |
270 |
160 |
120 |
при растяжении |
490 |
440 |
430 |
– |
– |
при сжатии |
400 |
225 |
180 |
– |
– |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
30 |
29 |
28 |
– |
– |
Как видно из данных табл. 2, стеклотекстолит СТП-97К обладает высокой механической прочностью как в исходном состоянии, так и при повышенных температурах.
О длительности эксплуатации материала можно судить по результатам его термостарения при повышенных температурах. В табл. 3 представлены результаты длительного воздействия на стеклотекстолит температур 250–400°С.
Таблица 3
Механические свойства стеклотекстолита СТП-97К после термостарения
(испытания при температуре старения)
Продолжительность выдержки, ч |
Температура, °С |
σв.и |
σв |
σв.сж |
Е, ГПа |
МПа |
|||||
В исходном состоянии (без выдержки) |
250 |
300 |
440 |
225 |
29 |
300 |
270 |
430 |
180 |
28 |
|
100 |
250 |
270 |
380 |
200 |
30 |
300 |
290 |
230 |
275 |
29 |
|
500 |
250 |
250 |
340 |
200 |
30 |
300 |
220 |
220 |
255 |
29 |
|
1000 |
250 |
230 |
275 |
190 |
29 |
300 |
180 |
200 |
250 |
27 |
|
1500 |
250 |
275 |
270 |
210 |
29 |
300 |
175 |
190 |
220 |
26 |
|
2000 |
250 |
260 |
260 |
140 |
30 |
300 |
220 |
185 |
130 |
24 |
|
100 |
350 |
165 |
– |
– |
– |
50 |
400 |
125 |
– |
– |
– |
Полученные результаты показали, что стеклотекстолит СТП-97К при длительном воздействии температур 250–400°С сохраняет свои свойства на достаточно высоком уровне.
Так, изгибающее напряжение при разрушении после старения при 250°С в течение 2000 ч остается на уровне 260 МПа, после старения при 300°С в течение 2000 ч – на уровне 165 МПа, а после старения при 400°С в течение 50 ч – на уровне 125 МПа.
Прочность при сжатии после старения в течение 2000 ч при 250 и 300°С сохраняется на уровне 140 и 130 МПа соответственно, а модуль упругости при растяжении изменяется незначительно.
Кратковременные испытания механических свойств стеклотекстолитов не полностью воспроизводят условия эксплуатации этих материалов и изделий из них и поэтому не являются исчерпывающей характеристикой этих материалов. Значительно более полно можно оценить их работоспособность по данным длительной и усталостной прочности.
Длительная прочность стеклотекстолита СТП-97К характеризовала поведение материала в процессе его деформации при наложении длительных однократных статических нагрузок, а усталостная прочность – при наложении многократных циклических нагрузок.
Результаты
Результаты определения длительной и усталостной прочности стеклотекстолита СТП-97К приведены в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Длительная прочность стеклотекстолита СТП-97К
Вид нагружения |
Температура, °С |
, МПа, на базе, ч |
|||||
0,1 |
1 |
10 |
102 |
5·102 |
2·103 |
||
Растяжение |
20 |
480 |
450 |
430 |
400 |
380 |
365 |
250 |
410 |
380 |
350 |
310 |
270 |
220 |
|
Изгиб |
20 |
350 |
330 |
300 |
280 |
260 |
245 |
300 |
120 |
110 |
100 |
90 |
80 |
70 |
Таблица 5
Предел выносливости стеклотекстолита СТП-97К
Вид нагружения |
Температура, °С |
s-1, МПа, на базе, цикл |
|||
104 |
105 |
106 |
107 |
||
Растяжение
|
20 |
300 |
240 |
170 |
120 |
300 |
200 |
150 |
100 |
70 |
|
Изгиб |
20 |
220 |
180 |
140 |
110 |
300 |
180 |
140 |
100 |
60 |
Как показали результаты испытаний стеклотекстолит СТП-97К сохраняет на достаточно высоком уровне прочность как при длительном, так и при циклическом нагружении.
Стеклотекстолит СТП-97К обладает стабильными диэлектрическими характеристиками. В табл. 6 приведены диэлектрические свойства материала при частоте 1010 Гц при комнатной и повышенной температурах, в условиях длительного термостарения при 300°С, а также после выдержки при повышенной влажности.
Таблица 6
Диэлектрические свойства стеклотекстолита СТП-97К
Свойства |
Значения свойств |
|||||||||
при комнатной температуре |
после выдержки при j=98% в течение 48 ч |
при температуре, °С |
после выдержки при 300°С в течение, ч |
|||||||
100 |
300 |
400 |
500 |
100 |
500 |
1000 |
2000 |
|||
Тангенс угла диэлектрических потерь tgδ |
0,0081 |
0,0288 |
0,0098 |
0,0092 |
0,0085 |
0,0074 |
0,0053 |
0,006 |
0,0074 |
0,0078 |
Диэлектрическая проницаемость έ |
4,57 |
5,05 |
4,76 |
4,50 |
4,47 |
4,77 |
4,22 |
4,21 |
4,23 |
4,17 |
Стеклотекстолит СТП-97К вплоть до температуры 500°С сохраняет стабильные диэлектрические показатели, которые незначительно меняются после длительного термостарения при 300°С. Результаты определения теплофизических свойств приведены в табл. 7.
Таблица 7
Теплофизические свойства стеклотекстолита СТП-97К
Температура, °С |
Коэффициент теплопроводности λ, Вт/(м·К) |
Коэффициент температуропроводности α·106, м2/°С |
Удельная теплоемкость с, кДж/(кг·К) |
50 100 200 300 |
0,31 0,31 0,31 0,31 |
0,19 0,18 0,17 0,17 |
0,94 0,99 1,05 1,05 |
Температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР) в интервале температур 20–260°С практически не меняется и равен 5,4, а с 260 до 360°С лежит в интервале значений 5,4–2,7.
Определение горючести стеклотекстолита СТП-97К на стандартных образцах толщиной 2,5–3,0 мм показало, что материал относится к классу «трудносгорающих». При экспозиции 12, 30 и 60 с стеклотекстолит не горит, не тлеет, а потеря массы при этом не превышает 0,1%. Использование стеклотекстолита СТП-97К в качестве обшивок трехслойных сотовых панелей показало, что он имеет минимальное дымовыделение.
Таким образом, стеклотекстолит СТП-97К на модифицированном полиимидном связующем СП-97К с температурой переработки 170°С имеет минимальное дымовыделение и превосходит по огнестойкости все известные композиционные материалы, перерабатываемые при температурах до 200°С.
Стеклотекстолит СТП-97К отличается достаточно высокой водостойкостью, а также стойкостью к различным средам, в частности, он обладает низкими бензо-, керасино- и маслопоглощением. Стеклотекстолит устойчив к воздействию микроорганизмов, коррозионно- и радиационностоек [16].
Стеклотекстолит и детали из него могут изготавливаться методами вакуумного или автоклавного формования при температуре 170°С в течение 5 ч. При этом пористость стеклотекстолита составляет ~5%. Материал поддается всем видам механической обработки.
Обсуждение и заключения
В процессе проведенной работы выбран специальный модификатор (отвердитель), который обеспечил снижение температуры формования стеклотекстолита на связующем СП-97с с 350 до 170°С, в результате чего разработаны связующее и стеклотекстолит СТП-97К на его основе. Этот материал представляет несомненный интерес с точки зрения обеспечения пожарной безопасности полетов пассажирских самолетов и вертолетов.
Стеклотекстолит СТП-97К изготавливается из высокотехнологичных, долгоживущих (до 120 сут при 4°С и до 45 сут при 20°С) препрегов, представляющих собой липкую и эластичную стеклоткань, пропитанную связующим СП-97К [17].
В зависимости от марки используемой стеклоткани (Т-10-80, Т-15(П)-76, Т-45(П)-76) и способа изготовления плотность полиимидного стеклотекстолита может меняться в пределах от 1150 до 1800 кг/м3.
Разработанный полиимидный стеклотекстолит на связующем СП-97К может эксплуатироваться в интервале температур от -60 до +350°С, в том числе при 300°С в течение 2000 ч, при 350°С в течение 100 ч, и рекомендован для огнестойких деталей конструкционно-радиотехнического назначения (силовые конструкции внутреннего набора, антенные обтекатели, мотогондолы двигателей), а также деталей интерьера, приборных отсеков, шумопонижающих конструкций и т. п. [18].
Компоненты связующего, препрегов и стеклотекстолита выпускаются серийно, на них имеется вся необходимая документация (ТУ, ПИ).
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Барботько С.Л. Пожаробезопасность авиационных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 431–439.
4. Давыдова И.Ф., Каблов Е.Н., Кавун Н.С. Термостойкие негорючие полиимидные стеклотекстолиты для изделий авиационной и ракетной техники //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2009. №7. С. 2–11.
5. Михайлин Ю.А. Термоустойчивые полимеры и полимерные материалы. СПб.: Профессия. 2006. 256 с.
6. Кондратенко А.Н., Голубкова Т.А. Полимерные композиционные материалы в изделиях зарубежной ракетно-космической техники (обзор) //Конструкции из композиционных материалов. 2009. №2. С. 24–34.
7. Гуляев И.Н., Власенко Ф.С., Зеленина И.В., Раскутин А.Е. Направления развития термостойких углепластиков на основе полиимидных и гетероциклических полимеров //Труды ВИАМ. 2014. №1. Ст. 04 (viam-works.ru).
8. Мухаметов Р.Р., Ахмадиева К.Р., Чурсова Л.В., Коган Д.И. Новые полимерные связующие для перспективных методов изготовления конструкционных волокнистых ПКМ //Авиационные материалы и технологии. 2011. №2. С. 38–42.
9. Каблов Е.Н. К 80-летию ВИАМ //Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2012. Т. 78. №5. С. 79–81.
10. Светличный В.М., Кудрявцев В.В. Полимеры и проблема создания современных конструкционных материалов //Высокомолекулярные соединения. Сер. Б. 2003. Т. 45. №6. С. 35–39.
11. Давыдова И.Ф., Кавун Н.С. Стеклопластики – многофункциональные композиционные материалы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 253–260.
12. Давыдова И.Ф., Кавун Н.С. Стеклопластики в конструкциях авиационной и ракетной техники //Стекло и керамика. 2012. №4. С. 1–7.
13. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520–530.
14. Полиимидное связующее для армированных пластиков, препрег на его основе и изделие, выполненное из него: пат. №2394857 Рос. Федерация; опубл. 07.05.2009.
15. Михайлин Ю.А. Конструкционные полимерные композиционные материалы. М. Изд-во «НОТ». 2008. 615 с.
16. Давыдова И.Ф., Кавун Н.С. Исследование стойкости полиимидного стеклотекстолита
СТП-97К к агрессивным средам //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. №9. С. 42–44.
17. Давыдова И.Ф., Кавун Н.С. Огнестойкие стеклопластики в конструкциях мотогондол двигателей самолетов //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. №7. С. 16–20.
18. Вавилова М.И., Кавун Н.С. Свойства и особенности армирующих стеклянных наполнителей, используемых для изготовления конструкционных стеклопластиков //Авиационные материалы и технологии. 2014. №3. С. 33–37.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Barbot'ko S.L. Pozharobezopasnost' aviacionnyh materialov [Fire safety of aviation materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 431–439.
4. Davydova I.F., Kablov E.N., Kavun N.S. Termostojkie negorjuchie poliimidnye steklotekstolity dlja izdelij aviacionnoj i raketnoj tehniki [Heat-resistant polyimide incombustible Fiberglass products for the aviation and rocketry] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2009. №7. S. 2–11.
5. Mihajlin Ju.A. Termoustojchivye polimery i polimernye materialy [Thermostable polymers and polymeric materials]. SPb.: Professija. 2006. 256 s.
6. Kondratenko A.N., Golubkova T.A. Polimernye kompozicionnye materialy v izdelijah zarubezhnoj raketno-kosmicheskoj tehniki (obzor) [Polymer composite materials in products abroad rocket and space technology (review)] //Konstrukcii iz kompozicionnyh materialov. 2009. №2. S. 24–34.
7. Guljaev I.N., Vlasenko F.S., Zelenina I.V., Raskutin A.E. Napravlenija razvitija termostojkih ugleplastikov na osnove poliimidnyh i geterociklicheskih polimerov [Direction of the heat-resistant carbon-fiber-based polyimide and heterocyclic polymers] //Trudy VIAM. 2014. №1. St. 04 (viam-works.ru).
8. Muhametov R.R., Ahmadieva K.R., Chursova L.V., Kogan D.I. Novye polimernye svjazujushhie dlja perspektivnyh metodov izgotovlenija konstrukcionnyh voloknistyh PCM [New polymeric binders for advanced manufacturing methods of structural fiber PCM] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №2. S. 38–42.
9. Kablov E.N. K 80-letiju VIAM [On the 80th anniversary of VIAM] //Zavodskaja laboratorija. Diagnostika materialov. 2012. T. 78. №5. S. 79–81.
10. Svetlichnyj V.M., Kudrjavcev V.V. Polimery i problema sozdanija sovremennyh konstrukcionnyh materialov [Polymers and the problem of creation of modern construction materials] //Vysokomolekuljarnye soedinenija. Ser. B. 2003. T. 45. №6. S. 35–39.
11. Davydova I.F., Kavun N.S. Stekloplastiki – mnogofunkcional'nye kompozicionnye ma-terialy [GRP – multifunctional composite materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 253–260.
12. Davydova I.F., Kavun N.S. Stekloplastiki v konstrukcijah aviacionnoj i raketnoj tehniki [GRP in the construction of aircraft and missile technology] //Steklo i keramika. 2012. №4. S. 1–7.
13. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlja aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies, aircraft] //Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
14. Poliimidnoe svjazujushhee dlja armirovannyh plastikov, prepreg na ego osnove i izdelie, vypolnennoe iz nego [Polyimide binder for reinforced plastics, the prepreg and it is based on a product made of it]: pat. №2394857 Ros. Federacija; opubl. 07.05.2009.
15. Mihajlin Ju.A. Konstrukcionnye polimernye kompozicionnye materialy [Structural polymer composite materials]. M.: Izd-vo «NOT». 2008. 615 s.
16. Davydova I.F., Kavun N.S. Issledovanie stojkosti poliimidnogo steklotekstolita STP-97K k agressivnym sredam [Investigation of resistance polyimide fiberglass STP-97K to aggressive environments] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2011. №9. S. 42–44.
17. Davydova I.F., Kavun N.S. Ognestojkie stekloplastiki v konstrukcijah motogondol dvigatelej samoletov [Fire-resistant fiberglass structures aircraft engine nacelles] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2011. №7. S. 16–20.
18. Vavilova M.I., Kavun N.S. Svojstva i osobennosti armirujushhih stekljannyh napolnitelej, ispol'zuemyh dlja izgotovlenija konstrukcionnyh stekloplastikov [Properties and characteristics of reinforcing glass fillers used for the manufacture of structural fiberglass] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №3. S. 33–37.