Статьи
Большинство разработанных за последние годы теплозащитных материалов (ТЗМ) на основе высокотермостойких неорганических волокон (кварцевых, кремнеземных, на основе оксида алюминия и др.) имеют, как правило, жесткую волокнистую структуру. При креплении такого материала на изолируемую металлическую поверхность корпуса летательного аппарата возможно растрескивание материала при перепаде температур вследствие резкого различия по температурному коэффициенту линейного расширения в системе «металл–волокнистый материал».
Для решения данной проблемы можно использовать промежуточный компенсирующий слой (демпфер), способный нивелировать напряжение между ТЗМ и металлической поверхностью и предотвратить растрескивание волокнистого материала.
Введение
Известна конструкция воздушно-космического летательного аппарата (ВКЛА), где на внешнюю поверхность обшивки устанавливается специальный материал «Термосорб», представляющий собой водосодержащий гель, заключенный в пластмассовый контейнер, предназначенный для уменьшения аэродинамического нагрева обшивки ВКЛА путем отвода от него тепла в процессе фазовых переходов воды, т. е. предохраняет воду от испарения при хранении, а при воздействии повышенной температуры расплавляется, обеспечивая отвод образующихся паров. Отвод образующегося водяного пара в атмосферу осуществляется посредством канала, созданного защитным барьером и открытой поверхностью материала «Термосорб». Использование дополнительного отвода тепла от силовой конструкции в процессе фазовых переходов воды в данном материале позволяет уменьшить требуемую толщину внешней тепловой защиты. Это необходимо, например, для ВКЛА с большой продолжительностью полета или использующих траекторию с высоким уровнем аэродинамического нагрева, что требует существенного увеличения толщины, а следовательно, и массы тепловой защиты и исключает возможность применения подобной конструкции на малоразмерных ВКЛА, так как требуемая толщина теплозащитных материалов (ТЗМ) становится соизмеримой, а для определенных траекторий даже больше теоретических обводов тонкопрофильных крыльев, подобных ВКЛА [1–3].
Недостатком устройства является то, что канал для отвода пара находится между внешней тепловой защитой и обшивкой ВКЛА, поэтому необходимо использовать в конструкции защитный барьер. В противном случае проникновение пара в слой внешней изоляции, представляющей обычно дисперсный материал, может привести не только к ухудшению теплофизических характеристик изоляции, но и ее разрушению при полете на больших высотах вследствие замерзания влаги [4].
Другим недостатком устройства является использование для охлаждения обшивки самого материала «Термосорб», конструктивные особенности которого ставят перед необходимостью его частой замены, что в рассматриваемом устройстве связано с демонтажем конструкции, а это существенно затрудняет возможность использования подобного устройства для охлаждения значительных по площади элементов обшивки ВКЛА [5, 6].
Таким образом, возникла проблема создания промежуточного компенсирующего слоя (демпфера), способного нивелировать напряжение между ТЗМ и металлической поверхностью и предотвратить растрескивание волокнистого материала, а также упростить конструкцию ВКЛА.
Материалы и методы
Цель может быть достигнута с помощью введения в конструкцию ВКЛА комбинированной тепловой защиты, содержащей обшивку 1; внешнюю тепловую защиту 2, выполненную из кварцевых плиток с внешним радиационным покрытием и прилегающей к ним подложки-компенсатора 5, установленной на обшивке; на внутренних поверхностях отсеков, образованных обшивкой и силовым набором, установлен капиллярно-пористый материал 4; верхняя поверхность в зоне упомянутых отсеков снабжена пароотводящими штуцерами 3, один торец которых выполнен заподлицо с поверхностью внешней тепловой защиты, а другой – с открытой поверхностью капиллярно-пористого материала (рис. 1).
Рисунок 1. Схематичное изображение фрагмента конструкции воздушно-космического летательного аппарата: 1 – обшивка; 2 – внешняя тепловая защита; 3 – пароотводящий штуцер; 4 – капиллярно-пористый материал; 5 – подложка-компенсатор
Увлажнение капиллярно-пористого материала осуществляется дозированной подачей жидкого хладагента (дистиллированной воды) через штуцеры [7, 8].
Базовыми требованиями к подложке-компенсатору являются низкая плотность, упругость, гибкость и термостойкость. Основой для создания такого материала выбраны термостойкие синтетические волокна типа ароматических полиамидов. В табл. 1 приведены характеристики термостойких синтетических волокон различных марок [9].
Разработан иглопробивной материал марки АТМ-15 на основе таких синтетических волокон, как фенилон и терлон, свойства которого приведены в табл. 2 [10].
Таблица 1
Основные характеристики термостойких полимерных волокон
Характеристики |
Значения характеристик волокон |
|||
фенилон |
терлон |
арамид |
СВМ |
|
Предел прочности при разрыве, Н/текс |
– |
0,8–1,0 |
0,45–0,5 |
1,5–2,0 |
Удлинение при разрыве, % |
20–25 |
8–10 |
6–8 |
3–3,5 |
Плотность, кг/м3 |
1380 |
1460 |
1410–1460 |
1450 |
Усадка в воде, % |
1,5 |
1,0 |
– |
3,7 |
Кислородный индекс, % |
28–29 |
29–30 |
38 |
28–30 |
Температура разложения, °С |
330–370 |
500 |
700 |
500 |
Таблица 2
Физико-механические свойства материала АТМ-15
Свойства |
Значения свойств |
Толщина, мм |
5,3±0,2 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
610±15 |
Разрывная нагрузка, Н: по длине по ширине |
250 300 |
Влагопоглощение (φ=65%), % |
6,0 |
Водопоглощение, % |
600 |
Предел прочности при отрыве, МПа |
0,25 |
Рабочий диапазон температур, °С |
-130 ÷ +300 |
Иглопробивной материал АТМ-15 интенсивно впитывает влагу и воду. Это свойство использовано для модификации материала в принципиально противоположном направлении. Для применения в конструкциях, в которых материал работает в открытой атмосфере, он должен быть влаго-водостойким, для чего его пропитывают гидрофобным составом, в частности кремнийорганической эмульсией марки КЭ-37. Свойства гидрофобного материала, которому была присвоена марка АТМ-15ПК, приведены в табл. 3 [11, 12].
Таблица 3
Свойства материала АТМ-15ПК
Свойства |
Значения свойств |
Толщина, мм |
4±0,1 |
Объемная плотность, г/см3 |
0,15±0,01 |
Предел прочности при растяжении, МПа: по длине по ширине |
2,2 2,03 |
Предел прочности при отрыве, МПа |
0,13 |
Коэффициент теплопроводности, Вт/(м×К), при 20°С |
0,067 |
Влагопоглощение (φ=65%), % |
0,5 |
Горючесть |
Трудносгорающий |
Температура эксплуатации, ºС |
-130 ÷ +300 |
Из данных табл. 2 и 3 видно, что влагопоглощение материала АТМ-15ПК в 10 раз ниже по сравнению с влагопоглощением материала АТМ-15. Это свойство является чрезвычайно важным при эксплуатации ТЗМ в специфических климатических условиях – при температурах от -60 до +60°С и влажности 98%.
С другой стороны, высокое значение водопоглощения послужило основанием создания нового вида теплоизолирующего материала, способного сорбировать воду с последующим испарением с целью поглощения тепла, т. е. «активной теплоизоляции». Материал такого типа применяется для отвода тепла и поддержания комнатной температуры при работе приборов и оборудования [13].
Материал марки АТМ-15 является хорошим сорбентом, в котором вода равномерно распределяется и удерживается во всем объеме при возникающих перегрузках и свободно испаряется при повышенных температурах (фитилящий материал).
Результаты
Проведено испытание при одностороннем нагреве (рис. 2) нагревательными элементами 4 образца ТЗМ, состоящего из плитки ТЗМК 1 и нетканого иглопробивного полотна (ИПП) 2, к которому посредством фитилящего материала АТМ-15 3 подводилась вода 6, с замером температур с помощью термопар 5, установленных в трех точках по сечению испытываемого материала.
Рисунок 2. Схематичное изображение испытания при одностороннем нагреве образца теплозащитного материала: 1 – плитка ТЗМК; 2 – иглопробивное полотно; 3 – фитилящий материал АТМ-15; 4 – нагревательные элементы; 5 – термопары; 6 – емкость с водой
Рис. 3. Показания термопар во время испытания теплозащитного материала (ТЗМ) без фитилящего материала АТМ-15 (а – пассивная теплозащита) и с фитилящим материалом АТМ-15 (б – активная теплозащита): ▲ – температура на поверхности ТЗМ; ■ – температура между ТЗМК и иглопробивным полотном; ● – температура под ТЗМ
На рис. 3, а приведены показания термопар при испытании ТЗМ без использования фитилящего материала АТМ-15 (пассивная теплозащита). Для сравнения на рис. 3, б приведены показания термопар при испытании ТЗМ с фитилящим материалом АТМ-15, посредством которого в процессе испытания к нетканому ИПП (активная теплозащита) поступает вода.
Обсуждение и заключения
При испытании теплозащитных материалов экспериментально выявлено, что при одностороннем нагреве плитки до 1450°С при непрерывном фитилении и испарении воды в слое иглопробивного полотна температура под образцом теплозащитного материала не превышает 175°С, тогда как при отсутствии подачи воды посредством фитилящего материала температура под образцом такого материала достигала ~500°С. Таким образом, доказана эффективность применения фитилящего демпфирующего материала [14].
В последнее время разработки в данной области ведутся в основном с использованием керамических высокотермостойких волокон. Например, для теплоизоляции металлических корпусов камер сгорания газотурбинных двигателей разработан градиентный керамический волокнистый материал с рабочей температурой 1650°С, который представляет собой плитку с необходимым градиентом плотности, а также имеет жесткий керамический слой с одной стороны и мягкий упругий слой непропитанных связующим волокон с другой. Обеспечение в волокнистом материале слоя, не содержащего золь-гель связующего, способствует повышению упругости и демпфирующих свойств материала. Кроме того, мягкий волокнистый слой легко может принимать форму изолируемой конструкции, заполняя все неровности и шероховатости, что способствует повышению тепловых свойств изделия [1].
2. Каблов Е.Н., Гращенков Д.В., Исаева Н.В., Солнцев С.С. Перспективные высокотемпературные керамические композиционные материалы //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 20–24.
3. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологии их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
4. Кондрашов Э.К., Кузьмин В.В., Минаков В.Т., Пономарева Е.А. Нетканые материалы на основе термостойких полимерных волокон и межплиточные уплотнения //Труды ВИАМ. 2013. №7. Ст. 05 (viam-works.ru).
5. Щетанов Б.В., Балинова Ю.А., Люлюкина Г.Ю., Соловьева Е.П. Структура и свойства непрерывных поликристаллических волокон α-Al2O3 //Авиационные материалы и технологии. 2012. №1. С. 13–17.
6. Ивахненко Ю.А., Кузьмин В.В., Беспалов А.С. Состояние и перспективы развития теплозвукоизоляционных пожаробезопасных материалов //Проблемы безопасности полетов. 2014. №7. С. 27–30.
7. Солнцев С.С. Высокотемпературные композиционные материалы и покрытия на основе стекла и керамики для авиакосмической техники //Российский химический журнал. 2010. T. LIV. №1. C. 25–33.
8. Ивахненко Ю.А., Бабашов В.Г., Зимичев А.М., Тинякова Е.В. Высокотемпературные теплоизоляционные и теплозащитные материалы на основе волокон тугоплавких соединений //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 380–386.
9. Щетанов Б.В. Материал плитки для внешнего высокотемпературного теплозащитного покрытия орбитального корабля «Буран» //Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 41–50.
10. Луговой А.А., Бабашов В.Г., Карпов Ю.В. Температуропроводность градиентного теплоизоляционного материала //Труды ВИАМ. 2014 №2. Ст. 02 (viam-works.ru).
11. Каблов Е.Н., Гращенков Д.В., Исаева Н.В.и др. Высокотемпературные конструкционные композиционные материалы на основе стекла и керамики для перспективных изделий авиационной техники //Стекло и керамика. 2012. №4. С. 7–11.
12. Каблов Е.Н., Щетанов Б.В., Ивахненко Ю.А., Балинова Ю.А. Перспективные армирующие высокотемпературные волокна для металлических и керамических композиционных материалов //Труды ВИАМ. 2013. № 2. Ст. 05 (viam-works.ru).
13. Щетанов Б.В., Ивахненко Ю.А., Бабашов В.Г. Теплозащитные материалы //Российский химический журнал. 2010. T. LIV. №1. С. 25–33.
14. Доспехи для «Бурана». Материалы и технологии ВИАМ для МКС «Энергия–Буран» /Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Фонд «Наука и жизнь». 2013. 128 с.
2. Kablov E.N., Grashhenkov D.V., Isaeva N.V., Solncev S.S. Perspektivnye vysokotempera-turnye keramicheskie kompozicionnye materialy [Promising high-temperature ceramic composite materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 20–24.
3. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologii ih perera-botki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and processing technologies for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
4. Kondrashov Je.K., Kuz'min V.V., Minakov V.T., Ponomareva E.A. Netkanye materialy na osnove termostojkih polimernyh volokon i mezhplitochnye uplotnenija [Nonwoven-based heat-resistant polymeric fibers and tile compaction] //Trudy VIAM. 2013. №7. St. 05 (viam-works.ru).
5. Shhetanov B.V., Balinova Ju.A., Ljuljukina G.Ju., Solov'eva E.P. Struktura i svojstva nepreryvnyh polikristallicheskih volokon α-Al2O3 [Structure and properties of continuous fibers of polycrystalline α-Al2O3] //Aviacionnye materialy i tehnolo-gii. 2012. №1. S. 13–17.
6. Ivahnenko Ju.A., Kuz'min V.V., Bespalov A.S. Sostojanie i perspektivy razvitija teplozvukoizoljacionnyh pozharobezopasnyh materialov [Status and prospects of heat sound protection fireproof materials] //Problemy bezopasnosti poletov. 2014. №7.
S. 27–30.
7. Solncev S.S. Vysokotemperaturnye kompozicionnye materialy i pokrytija na osnove stekla i keramiki dlja aviakosmicheskoj tehniki [High-temperature composite materials and coatings based on glass and ceramics for aerospace engineering] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. C. 25–33.
8. Ivahnenko Ju.A., Babashov V.G., Zimichev A.M., Tinjakova E.V. Vysokotemperaturnye teploizoljacionnye i teplozashhitnye materialy na osnove volokon tugoplavkih soedinenij [High-temperature insulating and heat-proof materials for fiber-based refractory compounds] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 380–386.
9. Shhetanov B.V. Material plitki dlja vneshnego vysokotemperaturnogo teplozashhitnogo po-krytija orbital'nogo korablja «Buran» [Material tiles for external high-temperature thermal protection orbiter «Buran»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1.
S. 41–50.
10. Lugovoj A.A., Babashov V.G., Karpov Ju.V. Temperaturoprovodnost' gradientnogo teploizoljacionnogo materiala [The thermal diffusivity of the gradient insulating material] //Trudy VIAM. 2014 №2. St. 02 (viam-works.ru).
11. Kablov E.N., Grashhenkov D.V., Isaeva N.V. i dr. Vysokotemperaturnye konstrukcionnye kompozicionnye materialy na osnove stekla i keramiki dlja perspektivnyh izdelij aviacionnoj tehniki [High-temperature structural composite materials based on glass and ceramic products for advanced aviation technology] //Steklo i keramika. 2012. №4. S. 7–11.
12. Kablov E.N., Shhetanov B.V., Ivahnenko Ju.A., Balinova Ju.A. Perspektivnye armirujushhie vysokotemperaturnye volokna dlja metallicheskih i keramicheskih kompozicionnyh materialov [Prospective reinforcing fibers for high temperature ceramic composites and metal materials] //Trudy VIAM. 2013. № 2. St. 05 (viam-works.ru).
13. Shhetanov B.V., Ivahnenko Ju.A., Babashov V.G. Teplozashhitnye materialy [Heat-proof materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 25–33.
14. Dospehi dlja «Burana». Materialy i tehnologii VIAM dlja MKS «Jenergija–Buran» [Armor for «Buran». Materials and technologies for the ISS VIAM «Energia–Buran»] /Pod obshh. red. E.N. Kablova. M.: Fond «Nauka i zhizn'». 2013. 128 s.