Статьи
Разработаны два опытных экономнолегированных титановых сплава: псевдо-α-(Ti–Fe–Zr–O–N) и α+β (Ti–Al–V–Fe)-класса – для создания титан-полимерных слоистых композиционных материалов, позволяющих обеспечить снижение массы на 20% по сравнению с цельнометаллическими конструкциями из алюминиевых сплавов. Новые сплавы содержат микродобавки РЗМ и обладают повышенными механическими и эксплуатационными свойствами.
Введение
Создание перспективных воздушных судов и реактивных двигателей нового поколения в равной степени требует применения новых материалов и обеспечения экономической эффективности, что отражено в «Стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», разработанных в ВИАМ [1]. Разработка новых конструкционных материалов направлена в первую очередь на повышение удельных характеристик [2], что связано с постоянно возрастающими требованиями к весовой эффективности конструкций при обязательном условии обеспечения заданного комплекса механических и эксплуатационных свойств материалов. В связи с этим в настоящее время проводятся интенсивные исследования в области гибридных материалов нового класса – слоистых металлополимерных композиционных материалов [3]. Данные композиционные материалы имеют в своей основе тонкие листовые полуфабрикаты из легких сплавов, которые чередуются с препрегами из стекло- или углепластика. Наибольшее развитие в этой области получили так называемые СИАЛы – материалы на основе стеклопластика и алюминия [4, 5]. Помимо алюминиевых сплавов в металлополимерных композиционных материалах используются также сплавы на основе титана, что позволяет существенно повысить удельные прочностные свойства гибридного материала. Кроме того, весовая эффективность конструкций из титан-полимерных композиционных материалов дает возможность обеспечить снижение массы на 20% по сравнению с цельнометаллическими конструкциями из алюминиевых сплавов и слоистых композиционных материалов системы Ti–TiAl3 [6, 7].
Титановые сплавы обладают непревзойденными удельными характеристиками [8], но к настоящему времени практически все возможности по увеличению прочности и снижению плотности традиционных титановых сплавов исчерпаны [9]. Кроме того, многие высокотехнологичные титановые сплавы (например, сплавы ВТ38, ВТ23, SP-700, Beta CEZ) имеют сложную систему легирования и содержат дефицитные и дорогостоящие элементы. В связи с этим данная работа посвящена разработке новых экономнолегированных титановых сплавов для применения в слоистых гибридных материалах.
Объекты и методы исследования
Композиции опытных экономнолегированных титановых сплавов (табл. 1) определены на основании предварительно проведенных патентно-технических исследований и моделирования с помощью специализированного программного обеспечения JMatPro (Sente Software).
Таблица 1
Номинальный химический состав опытных экономнолегированных
титановых сплавов
Условный номер композиции |
Содержание элементов, % (по массе) |
Фазовый состав |
||||||
Al |
V |
Fe |
Zr |
O, N |
Gd |
Ti |
||
1 |
2,0 |
– |
1,2 |
1,0 |
– |
– |
Остальное |
α(+β) |
2 |
– |
– |
Σ=2,2 |
0,3 |
– |
Остальное |
α(+β) |
|
3 |
– |
– |
Σ=2,0 |
0,3 |
0,2 |
Остальное |
α(+β) |
|
4 |
4,4 |
Σ=3,0 |
– |
– |
– |
Остальное |
α+β |
|
5 |
4,3 |
Σ=3,0 |
– |
– |
0,3 |
Остальное |
α+β |
|
6 |
4,5 |
1,9 |
1,1 |
– |
– |
0,5 |
Остальное |
α+β |
Экспериментальные слитки массой ~30 кг выплавляли методом вакуумно-дуговой плавки с расходуемым электродом в печи ALD VAR L200. Для достижения химической и структурно-фазовой однородности слитков применен тройной переплав.
Механические испытания проводили на универсальной испытательной машине Zwick.
Результаты и обсуждение
Концепция «экономного легирования» титановых сплавов основана на выборе таких легирующих элементов, которые имели бы относительно небольшую стоимость и/или входили бы в состав наиболее доступных лигатур. Выполнение данных условий позволяет удешевить процесс производства и, соответственно, снизить себестоимость полуфабрикатов и готовых изделий без существенной потери в механических и эксплуатационных свойствах.
К экономнолегированным титановым сплавам относятся малолегированные сплавы, не содержащие дорогостоящих и/или дефицитных элементов (Mo, Ta, Zr, Nb, W и др.) и имеющие в основе систем легирования относительно дешевые компоненты с технической чистотой (Al, Fe, Cu и т. п.) [8–10]. При шихтовке таких сплавов часто используются доступные «естественные лигатуры» – ферротитан и феррованадий. К преимуществам экономнолегированных титановых сплавов следует также отнести широкие возможности использования лома и отходов титанового производства при выплавке. Сплавы также могут быть легированы микродобавками РЗМ [11].
Однако основными недостатками этой группы сплавов являются недостаточный уровень и нестабильность свойств, вследствие чего в настоящее время они рекомендованы к применению в основном в «наземных объектах» (медицинские имплантаты, детали автомобилей и различные декоративные изделия). В последнее время с развитием металлополимерных композиционных материалов экономнолегированные сплавы титана стали рассматриваться как перспективные листовые сплавы для слоистых титан-полимерных композитов авиационного и космического назначения.
С начала 2000-х гг. в ВИАМ интенсифицированы исследования в области малолегированных титановых сплавов, и уже в 2004 г. получен патент на «Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него» [12]. Предложенный новый экономнолегированный сплав содержит железо, азот и кислород в качестве основных легирующих элементов, а также небольшое количество молибдена для упрочнения (в % по массе): Ti – основа, (0,6–1,0) Fe, (0,3–0,6) Mo, (0,3–0,4) O, (0,04–0,05) N. Сплав имеет умеренные прочностные свойства (σв=800–890 МПа), хорошую пластичность (d=18,4–26,8%) и повышенную ударную вязкость (KCU=520–560 кДж/м2). Данный сплав рекомендован для применения в изделиях медицинского назначения, так как обладает повышенной биологической инертностью и не содержит токсичных элементов – например ванадия. Однако основным недостатком сплава является его недостаточная низкотемпературная технологичность, что не позволяет изготавливать из него тонколистовые полуфабрикаты. Прочность сплава также недостаточна для применения его в авиационных деталях ответственного назначения.
По состоянию на первую половину 2014 г. можно выделить несколько экономнолегированных титановых сплавов, которые нашли практическое применение в различных областях машиностроительной отрасли (табл. 2).
В данной работе система легирования псевдо-α-сплава выбрана в соответствии с традиционными условиями для данной группы сплавов, т. е. необходимостью создания стабильной гомогенной структуры (>95% (объемн.) α-фазы, до 5% (объемн.) b-фазы) и повышения прочности за счет нейтральных упрочнителей.
Таблица 2
Промышленные и опытные экономнолегированные титановые сплавы
Год получения патента |
Состав сплава, % (по массе) |
Коммерческое обозначение |
Разработчик (страна) |
Источ-ник |
1999 |
Ti–4Al–2,5V–1,5Fe–0,25O |
– |
TIMET Corp. (США) |
[13] |
2001–2006 |
Ti–5Al–5V–5Mo–3Cr–0,5Fe Ti–3Al–5V–5Mo–3Cr–0,5Fe |
Ti-5553 Ti-3553 |
ВСМПО-АВИСМА (РФ) |
[14–17] |
2004 |
Ti–6Al–0,5…4,0Fe–0,5N–0,2O (+0,5% по массе РЗМ) |
– |
Daido Steel Co. (Япония) |
[18] |
2004 |
Ti–0,8Fe–0,45Mo–0,35O–0,045N |
– |
ВИАМ (РФ) |
[12] |
2005 |
Ti–6Al–1,8Fe–0,1Si |
Ti-62S |
TIMET Corp. (США) |
– |
2007 |
Ti–1Al–0,5Si–0,3Nb |
– |
Kobe Steel Ltd. (Япония) |
[19] |
2007 |
Ti–1Cu–0,5Nb |
– |
Nippon Steel Corp. (Япония) |
[20] |
2009 |
Ti–5Al–1Sn–1Fe–1Cr |
Ti-5111 |
Baoji Titanium Ind. Co. (КНР) |
– |
2011 |
Ti–1Fe–0,35O–0,01N Ti–1Fe–0,30O–0,04N |
Super-TIX800 Super-TIX800N |
Nippon Steel Corp. (Япония) |
[21] |
2012 |
Ti–4Al–0,1O–0,1Hf–V,Mo,Cr,Fe |
– |
Messier-Dowty SA (Франция) |
– |
2012 |
Ti–6,5Al–1,7V–1,7Mo–0,4Si–0,15Fe–0,2O–0,03C |
– |
TIMET Corp. (США) |
[22] |
Псевдо-α-сплав выбранной композиции является низколегированным и содержит небольшое количество (до 1,2% по массе) эвтектоидообразующего элемента (Fe) и нейтрального упрочнителя (Zr), а также нетрадиционные α-стабилизаторы – кислород и азот, использование которых взамен обычного α-стабилизатора алюминия позволило не только эффективно стабилизировать α-фазу, но и достичь значительного эффекта растворного упрочнения. В свою очередь легирование элементами внедрения (в основном бором, азотом и/или углеродом, реже – кислородом) приводит к двойному эффекту – растворному упрочнению и дисперсионному твердению за счет выделения частиц боридов, карбидов и оксидов [23–26]. Введение в сплав микродобавок РЗМ (Gd) привело к эффективному модифицированию грубопластинчатой литой структуры.
Группа двухфазных (α+β)-сплавов имеет «классическую» систему легирования Ti–Al–V–Fe: α-стабилизатор – алюминий, изоморфный β-стабилизатор – ванадий, недорогой эвтектоидообразующий β-стабилизатор – железо, а также РЗМ – гадолиний. В отожженном состоянии опытный сплав системы Ti–4,3Al–3(V+Fe)–0,3Gd содержит до 10% (объемн.) стабилизированной β-фазы. Кроме того, композиция сплава имеет существенное технологическое преимущество, так как предоставляется возможность использовать широкую номенклатуру шихтовых материалов, включая недефицитные ферротитан и феррованадий.
Из экспериментальных слитков опытных сплавов с помощью термомеханической обработки (методом осадки) при температурах однофазной β-области получены деформированные полуфабрикаты с суммарной степенью деформации до ~80%. Механические характеристики таких полуфабрикатов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Механические свойства опытных экономнолегированных сплавов
(деформированные полуфабрикаты)
Состав сплава, % (по массе) |
Предел прочности, МПа |
Ударная вязкость KCU, кДж/м2 |
Ti–1Fe–1Zr–O–N (+Gd) |
760 |
1055 |
Ti–(4–5)Al–V–Fe (+Gd) |
970 |
616 |
Заключение и дальнейшие исследования
Разработаны два опытных экономнолегированных титановых сплава:
псевдо-a-сплав системы Ti–1Fe–1Zr–O–N и (a+b)-сплав системы Ti–(4–5)Al–V–Fe. Сплавы также содержат микродобавки РЗМ (Gd), что приводит к эффективному модифицированию структуры и увеличению механических свойств.
Дальнейшая работа в этой области будет направлена на разработку технологий термомеханической обработки сплавов для получения тонколистовых полуфабрикатов толщиной 0,4–0,8 мм, которые могут быть применены в слоистых титан-полимерных композиционных материалах. Кроме того, требуется разработка нового низкомодульного сплава на основе титана специально для изготовления деталей крепления для таких композитов.
2. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ – для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 5–6.
3. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г. Слоистые алюмостеклопластики СИАЛ-1441 и сотрудничество с Airbus и TU DELFT //Цветные металлы. 2013. №9(849). С. 50–53.
4. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф., Сидельников В.В., Шестов В.В. Слоистые металлополимерные композиционные материалы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 226–230.
5. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Аниховская Л.И. Клеевые препреги для слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ //Труды ВИАМ. 2014. №1. Ст. 05 (viam-works.ru).
6. Краснов Е.И., Штейнберг А.С., Шавнев А.А., Березовский В.В. Исследование слоистого металлического композиционного материала системы Ti–TiAl3 //Авиационные материалы и технологии. 2013. №3. С. 16–19.
7. Boyer R.R., Williams J.C. Developments in research and applications in the titanium industry in the USA //Proc. of 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 10–19.
8. Ильин А.А., Колачев Б.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства: Справочник. М.: ВИЛС–МАТИ. 2009. 520 с.
9. Хорев А.И., Белов С.П., Глазунов С.Г. Металловедение титана и его сплавов. М.: Металлургия. 1992. 352 с.
10. Niinomi M. Recent trends in titanium research and development in Japan //Proc. 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 30–37.
11. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий //Труды ВИАМ. 2013. №2. Ст. 01 (viam-works.ru).
12. Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него: пат. 2222627 Рос. Федерация; опубл. 27.01.2004.
13. Titanium-aluminum-vanadium alloys and products made therefrom: pat. 5980655 US; publ. 09.11.1999.
14. Сплав на основе титана и способ термической обработки крупногабаритных полуфабрикатов из этого сплава: пат. 2169204 Рос. Федерация; опубл. 20.06.2001.
15. Сплав на основе титана: пат. 2169782 Рос. Федерация; опубл. 06.05.2006.
16. Titanium-based alloy: pat. EP 1882752; publ. 03.06.2009.
17. Titanium-based alloy: pat. US 6632396; publ. 14.10.2003.
18. High strength Ti alloy and its production method: pat. JP 2004010963; publ. 15.02.2004.
19. Yashiki T. Development of a high temperature oxidation-resistant titanium alloy for exhaust systems of motorcycles and automobiles //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. II. P. 1387–1390.
20. Otsuka H. et al. Formability of newly developed high-performance titanium alloys for automotive exhaust systems //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. I. P. 251–254.
21. Titanium alloy part and method of manufacturing same: pat. EP 2508643; publ. 10.10.2012.
22. Titanium alloy with improved properties: app. US 2012/0107132; publ. 03.05.2012.
23. Conrad H. Effect of interstitial solutes on the strength and ductility of titanium //Progress in Mat. Sci. 1981. V. 26(2–4). P. 123–403.
24. Zhu J. et al. Influence of boron addition on microstructure and mechanical properties of dental cast titanium alloys //Mat. Sci. & Eng.: A. 2003. V. 339(1–2). P. 53–62.
25. Ando T. et al. Precipitation of fine beta-phase in high nitrogen titanium alloy //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. I. P. 447–450.
26. Koike M. et al. Evaluation of cast Ti–Fe–O–N alloys for dental applications //Mat. Sci. & Eng.: C. 2005. V. 25(3). P. 349–356.
2. Tarasov Ju.M., Antipov V.V. Novye materialy VIAM – dlja perspektivnoj aviacionnoj tehniki proizvodstva OAO «OAK» [New materials VIAM - for promising aviation equipment produced by JSC «UAC»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 5–6.
3. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G. Sloistye aljumostekloplastiki SIAL-1441 i sotrudnichestvo s Airbus i TU DELFT [Layered aluminum-fiberglass Sial-1441 and cooperation with Airbus and TU DELFT] //Cvetnye metally. 2013. №9(849). S. 50–53.
4. Antipov V.V., Senatorova O.G., Lukina N.F. i dr. Sloistye metallopolimernye kompozicionnye materialy [Layered metal-composite materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 226–230.
5. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Anihovskaja L.I. Kleevye prepregi dlja sloistyh alju-mostekloplastikov klassa SIAL [Adhesive prepregs layered aluminum-fiberglass class SIAL] //Trudy VIAM. 2014. №1. St. 05 (viam-works.ru).
6. Krasnov E.I., Shtejnberg A.S., Shavnev A.A., Berezovskij V.V. Issledovanie sloistogo metal-licheskogo kompozicionnogo materiala sistemy Ti–TiAl3 [Study layered metal composite material of Ti–TiAl3] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №3. S. 16–19.
7. Boyer R.R., Williams J.C. Developments in research and applications in the titanium industry in the USA //Proc. of 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 10–19.
8. Il'in A.A., Kolachev B.A., Pol'kin I.S. Titanovye splavy. Sostav, struktura, svojstva [Titanium alloys. The composition, structure and properties]: Spravochnik. M.: VILS–MATI. 2009. 520 s.
9. Horev A.I., Belov S.P., Glazunov S.G. Metallovedenie titana i ego splavov [Physical metallurgy of titanium and its alloys]. M.: Metallurgija. 1992. 352 s.
10. Niinomi M. Recent trends in titanium research and development in Japan //Proc. 12th World Conf. on Titanium. 2011. V. I. P. 30–37.
11. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemel'nye jelementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare-earth elements - materials for current and future high-tech] //Trudy VIAM. 2013. №2. St. 01 (viam-works.ru).
12. Splav na osnove titana i izdelie, vypolnennoe iz nego [Titanium-base alloy and article made therefrom]: pat. 2222627 Ros. Federacija; opubl. 27.01.2004.
13. Titanium-aluminum-vanadium alloys and products made therefrom: pat. 5980655 US; publ. 09.11.1999.
14. Splav na osnove titana i sposob termicheskoj obrabotki krupnogabaritnyh polufabrikatov iz jetogo splava [Titanium-base alloy and method for thermal processing of large-polufab-finished products of the alloy]: pat. 2169204 Ros. Federacija; opubl. 20.06.2001.
15. Splav na osnove titana [Titanium-base alloy]: pat. 2169782 Ros. Federacija; opubl. 06.05.2006.
16. Titanium-based alloy: pat. EP 1882752; publ. 03.06.2009.
17. Titanium-based alloy: pat. US 6632396; publ. 14.10.2003.
18. High strength Ti alloy and its production method: pat. JP 2004010963; publ. 15.02.2004.
19. Yashiki T. Development of a high temperature oxidation-resistant titanium alloy for exhaust systems of motorcycles and automobiles //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. II. P. 1387–1390.
20. Otsuka H. et al. Formability of newly developed high-performance titanium alloys for automotive exhaust systems //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. I. P. 251–254.
21. Titanium alloy part and method of manufacturing same: pat. EP 2508643; publ. 10.10.2012.
22. Titanium alloy with improved properties: app. US 2012/0107132; publ. 03.05.2012.
23. Conrad H. Effect of interstitial solutes on the strength and ductility of titanium //Progress in Mat. Sci. 1981. V. 26(2–4). P. 123–403.
24. Zhu J. et al. Influence of boron addition on microstructure and mechanical properties of dental cast titanium alloys //Mat. Sci. & Eng.: A. 2003. V. 339(1–2). P. 53–62.
25. Ando T. et al. Precipitation of fine beta-phase in high nitrogen titanium alloy //Proc. 11th World Conf. on Titanium. 2007. V. I. P. 447–450.
26. Koike M. et al. Evaluation of cast Ti–Fe–O–N alloys for dental applications //Mat. Sci. & Eng.: C. 2005. V. 25(3). P. 349–356.