ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МАССЫ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ НА АДГЕЗИОННЫЕ, ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ ПОКРЫТИЙ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2014-0-8-8-8
УДК 678.6
В. А. Кузнецова, Г. В. Кузнецов, Г. Г. Шаповалов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МАССЫ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ НА АДГЕЗИОННЫЕ, ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ ПОКРЫТИЙ

Исследовано влияние молекулярной массы эпоксидных смол и природы отвердителей на адгезионную прочность, эластичность и эрозионную стойкость лаковых покрытий. Показано, что адгезионная прочность и эластичность покрытий монотонно изменяются с изменением молекулярной массы эпоксидных смол. Стойкость покрытий к газоабразивной эрозии зависит как от молекулярной массы эпоксидных смол, так и от природы отвердителей и в значительной мере определяется эластичностью покрытий.

Ключевые слова: эпоксидная смола, отвердитель, адгезионная прочность, эластичность, эрозионная стойкость

Создание лакокрасочных покрытий с повышенной устойчивостью к газоабразивной эрозии является актуальной задачей современного материаловедения. Применение эрозионностойких покрытий необходимо для защиты деталей и агрегатов, которые в процессе эксплуатации подвергаются эрозионному воздействию [1–9].

Известно, что в момент удара абразивной частицы о поверхность полимерного покрытия возникают волны механических напряжений, которые приводят к образованию микро- и макротрещин как в толще покрытия, так и на границе раздела «покрытие–подложка» [10–12]. Развитие макротрещин приводит к образованию магистральных трещин и эрозионному разрушению покрытия как за счет выкалывания фрагментов покрытия, так и за счет его отслаивания от защищаемой поверхности [13]. Процесс развития макротрещин тесным образом связан с прочностными, вязкоупругими и адгезионными свойствами покрытий [12]. Эти характеристики зависят как от молекулярной массы пленкообразующего, так и от природы применяемого отвердителя.

С целью выбора оптимального состава связующего для эрозионностойкого покрытия исследовано влияние молекулярной массы эпоксидного олигомера на адгезионные, физико-механические свойства и эрозионную стойкость лаковых покрытий, отверждаемых кремнийорганическим амином АСОТ-2 и низкомолекулярным полиамидом ПО-200. Исследованы эпоксидные олигомеры (образцы 14) с молекулярной массой (в атомных единицах массы – а.е.м.): ~1000 (1); ~1600 (2); ~2500 (3); ~3500 (4).

На рис. 1 приведены результаты определения эластичности при растяжении лаковых покрытий на основе эпоксидных олигомеров с молекулярной массой от ~1000 до ~3500 а.е.м., отвержденных кремнийорганическим амином АСОТ-2 и низкомолекулярным полиамидом ПО-200. Прочность при растяжении (эластичность при растяжении) определяли по ГОСТ 29309–92. Видно, что для обоих типов отвердителя эластичность лаковых покрытий монотонно растет с увеличением молекулярной массы эпоксидного олигомера. Природа отвердителя заметно влияет на эластичность лаковой пленки. Лаковые покрытия, отвержденные отвердителем ПО-200, характеризуются более высокой эластичностью (5,1–6,8 мм), чем покрытия, отвержденные отвердителем АСОТ-2 (3,5–5,0). Это определяется тем, что при отверждении эпоксидных олигомеров низкомолекулярным полиамидом образуются структуры с более редкими сетками, чем при отверждении эпоксидных олигомеров отвердителем АСОТ-2 [15–18].

На рис. 2 приведены результаты определения адгезионной прочности лаковых покрытий при нормальном отрыве, которую определяли в соответствии с ISO 4621. С увеличением молекулярной массы эпоксидного олигомера адгезионная прочность лаковых покрытий, отвержденных отвердителями АСОТ-2 и ПО-200, монотонно снижается. Это в значительной мере вызвано теми же причинами, что и увеличение эластичности покрытия с ростом молекулярной массы эпоксидного олигомера [14, 18, 19].

 

Рисунок 1. Эластичность при растяжении эпоксидных лаковых покрытий, отвержденных отвердителями АСОТ-2 (а) и ПО-200 (б), для образцов с молекулярной массой (а.е.м.): ~1000 (1); ~1600 (2); ~2500 (3) и ~3500 (4)

 

 

Рисунок 2. Адгезионная прочность при нормальном отрыве эпоксидных лаковых покрытий, отвержденных отвердителями АСОТ-2 (а) и ПО-200 (б), для образцов с молекулярной массой (а.е.м.): ~1000 (1); ~1600 (2); ~2500 (3) и ~3500 (4)

 

На рис. 3 приведены результаты определения стойкости лаковых покрытий к газоабразивной эрозии, полученные на установке центробежного типа «Тайфун», в соответствии с СТП 1-595-9-110–84. Эрозионную стойкость покрытий оценивали в циклах. Один цикл соответствует воздействию 800 г абразива дисперсностью 0,5–0,8 мм при скорости вращения ротора установки 2000 об/мин. Испытания проводили при температуре окружающей среды 20±2°С. При испытаниях фиксировали количество циклов, необходимое для разрушения покрытия заданной толщины до подложки.

 

Рисунок 3. Эрозионная стойкость эпоксидных лаковых покрытий, отвержденных отвердителями АСОТ-2 (а) и ПО-200 (б), для образцов с молекулярной массой (а.е.м.): ~1000 (1); ~1600 (2); ~2500 (3) и ~3500 (4)

 

Эрозионная стойкость лаковых покрытий немонотонно зависит от молекулярной массы эпоксидного олигомера. Абсолютные значения эрозионной стойкости лаковых покрытий зависят от типа использованного отвердителя. Покрытия, отвержденные отвердителем ПО-200, характеризуются более высокими значениями эрозионной стойкости, чем покрытия, отвержденные отвердителем АСОТ-2. Немонотонный характер зависимости эрозионной стойкости покрытий от молекулярной массы олигомера при монотонном изменении адгезионных свойств и эластичности покрытия с ростом молекулярной массы олигомера свидетельствует о том, что эрозионная стойкость покрытия сложным образом зависит не только от его адгезии к защищаемой поверхности и эластичности, но и существенным образом связана с диссипативными свойствами покрытия. Амплитудные значения механических напряжений, возникающих и распространяющихся в толще покрытия в результате воздействия на его поверхность набегающих абразивных частиц, в большей мере определяются способностью покрытия поглощать и рассеивать энергию удара набегающих абразивных частиц. Диссипативные свойства покрытия сильно зависят от его эластичности и, следовательно, от молекулярной массы эпоксидного олигомера и природы отвердителя [4, 11, 20].

Таким образом, оптимальными для создания эрозионностойких покрытий являются композиции на основе эпоксидных олигомеров и отвердителей, обеспечивающих достаточно высокую эластичность при достаточно высокой адгезии к защищаемой поверхности. Из исследованных композиций таким требованиям удовлетворяет эпоксидный олигомер с молекулярной массой ~1600 а.е.м., отвержденный низкомолекулярным полиамидом ПО-200.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России //Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
2. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А., Малова Н.Е. Развитие авиационных лакокрасочных материалов //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5. С. 49–54.
3. Семенова Л.В., Малова Н.Е., Кузнецова В.А., Пожога А.А. Лакокрасочные материалы и покрытия //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 315–327.
4. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А. Основные направления повышения эксплуатационных свойств, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 96–102.
5. Семенова Л.В., Родина Н.Д., Нефедов Н.И. Влияние шероховатости систем лакокрасочных покрытий на эксплуатационные свойства самолетов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 37–40.
6. Каблов Е.Н. Химия в авиационном материаловедении //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 3–4.
7. Бузник В.М. Сверхгидрофобные материалы на основе фторполимеров //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 29–34.
8. Чурсова Л.В., Ким М.А., Панина Н.Н., Швецов Е.П. Наномодифицированное эпоксидное связующее для строительной индустрии //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 40–47.
9. Кондрашов Э.К., Козлова А.А., Малова Н.Е. Исследование кинетики отверждения фторполиуретановых эмалей алифатическими полиизоцианатами различных типов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 48–49.
10. Кузнецова В.А., Кондрашов Э.К., Семенова Л.В., Кузнецов Г.В. О влиянии формы частиц оксида цинка на эксплуатационные свойства полимерных покрытий //Материаловедение. 2012. №12. С. 12–14.
11. Кузнецова В.А., Владимирский В.Н., Кондрашов Э.К. Прогнозирование эрозионной стойкости лакокрасочных покрытий с учетом динамических параметров /В сб. Авиационные материалы и технологии. 2003. Вып. «Лакокрасочные материалы и покрытия». С. 50–53.
12. Эрозия: Пер. с англ. /Под ред. К. Прис. М.: Мир. 1982. 464 с.
13. Нарисава И. Прочность полимерных материалов: Пер. с японского. М.: Химия. 1987. 398 с.
14. Кузнецова В.А., Деев И.С., Кондрашов Э.К., Кузнецов Г.В. Влияние отвердителей на микроструктуру и свойства модифицированного эпоксидного связующего для топливостойкого покрытия //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №11. С. 38–41.
15. Фабуляк Ф.Г. Молекулярная подвижность полимеров в поверхностных слоях. Киев: Наукова думка. 1983. 144 с.
16. Солянкин И.И., Кузнецова В.А., Кондрашов Э.К., Мягков М.В. Изменение химического состава полимерной матрицы эрозионностойкого покрытия при газоабразивном изнашивании //Лакокрасочные материалы и их применение. 1994. №5.
С. 26–27.
17. Деев И.С., Кобец Л.П. Микроструктура эпоксидных матриц //Механика композитных материалов. 1986. №1. С. 3–8.
18. Берлин А.А., Басин В.Е. Основы адгезии полимеров. М: Химия.1969. 319 с.
19. Семенова Л.В., Кондрашов Э.К. Модифицированный бромэпоксидный лак Л-18 для защиты полимерных композиционных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2010. №1. С. 29–32.
20. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
1. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovacionnoj modernizacii Rossii [Modern materials – the basis of innovative modernization of Russia] //Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
2. Kondrashov Je.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A., Malova N.E. Razvitie avi-acionnyh lakokrasochnyh materialov [Development of aircraft paints and varnishes] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2012. №5. S. 49–54.
3. Semenova L.V., Malova N.E., Kuznecova V.A., Pozhoga A.A. Lakokrasochnye materialy i pokrytija [Coating materials and coating] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 315–327.
4. Kondrashov Je.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A. Osnovnye napravlenija povyshenija jekspluatacionnyh svojstv, tehnologicheskih i jekologicheskih harakteristik lakokrasochnyh pokrytij dlja aviacionnoj tehniki [Main directions of operating properties, technological and environmental performance coatings for aircraft] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 96–102.
5. Semenova L.V., Rodina N.D., Nefedov N.I. Vlijanie sherohovatosti sistem lakokrasochnyh pokrytij na jekspluatacionnye svojstva samoletov [The effect of roughness of coatings systems on aircraft performance characteristics] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 37–40.
6. Kablov E.N. Himija v aviacionnom materialovedenii [Chemistry aviation materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3–4.
7. Buznik V.M. Sverhgidrofobnye materialy na osnove ftorpolimerov [Superhydrophobic materials based on fluoropolymers] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1.
S. 29–34.
8. Chursova L.V., Kim M.A., Panina N.N., Shvecov E.P. Nanomodificirovannoe jepoksidnoe svjazujushhee dlja stroitel'noj industrii [Nanomodified epoxy binder for the construction industry] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 40–47.
9. Kondrashov Je.K., Kozlova A.A., Malova N.E. Issledovanie kinetiki otverzhdenija ftorpoliuretanovyh jemalej alifaticheskimi poliizocianatami razlichnyh tipov [Study of curing kinetics ftorpoliuretanovyh enamels aliphatic polyisocyanates different types] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 48–49.
10. Kuznecova V.A., Kondrashov Je.K., Semenova L.V., Kuznecov G.V. O vlijanii formy chastic oksida cinka na jekspluatacionnye svojstva polimernyh pokrytij [On the influence of the form of zinc oxide particles on the performance properties of polymer coatings] //Materialovedenie. 2012. №12. S. 12–14.
11. Kuznecova V.A., Vladimirskij V.N., Kondrashov Je.K. Prognozirovanie jerozionnoj stojkosti lakokrasochnyh pokrytij s uchetom dinamicheskih parametrov [Predicting erosion resistance of coatings with the dynamic parameters] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. 2003. Vyp. «Lakokrasochnye materialy i pokrytija». S. 50–53.
12. Jerozija [Erosion]: Per. s angl. /Pod red. K. Pris. M.: Mir. 1982. 464 s.
13. Narisava I. Prochnost' polimernyh materialov [Durability of polymeric materials]: Per. s japonskogo. M.: Himija. 1987. 398 s.
14. Kuznecova V.A., Deev I.S., Kondrashov Je.K., Kuznecov G.V. Vlijanie otverditelej na mikrostrukturu i svojstva modificirovannogo jepoksidnogo svjazujushhego dlja toplivostojkogo pokrytija [Effect hardeners microstructure and properties of the modified epoxy coating binder toplivostoykogo] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2012. №11. S. 38–41.
15. Fabuljak F.G. Molekuljarnaja podvizhnost' polimerov v poverhnostnyh slojah [The molecular mobility in the polymer surface layers]. Kiev: Naukova dumka. 1983. 144 s.
16. Soljankin I.I., Kuznecova V.A., Kondrashov Je.K., Mjagkov M.V. Izmenenie himicheskogo sostava polimernoj matricy jerozionnostojkogo pokrytija pri gazoabrazivnom iznashivanii [Change in the chemical composition of the polymer matrix coating at erosionproofed gas abrasion wear] //Lakokrasochnye materialy i ih primenenie. 1994. №5. S. 26–27.
17. Deev I.S., Kobec L.P. Mikrostruktura jepoksidnyh matric [Microstructure epoxy matrix] //Mehanika kompozitnyh materialov. 1986. №1. S. 3–8.
18. Berlin A.A., Basin V.E. Osnovy adgezii polimerov [Fundamentals of polymer adhesion]. M: Himija.1969. 319 s.
19. Semenova L.V., Kondrashov Je.K. Modificirovannyj bromjepoksidnyj lak L-18 dlja zashhity polimernyh kompozicionnyh materialov [A modified bromepoksidny varnish to protect the 18-polymer composite materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2010. №1. S. 29–32.
20. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.