ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2014-0-8-7-7
УДК 667.64:62-492.2
Л. В. Семенова, Э. Я. Бейдер, Г. Н. Петрова, Н. И. Нефедов
ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ

Приведены основные электрические характеристики покрытий из отечественных порошковых красок, лакокрасочных материалов (ЛКМ) и компаундов: удельное объемное электрическое сопротивление, тангенс угла диэлектрических потерь, пробивное напряжение, диэлектрическая проницаемость. Рассмотрены свойства покрытий как в исходном состоянии, так и после теплового старения на воздухе и в гидростате.

Ключевые слова: лакокрасочные материалы, порошковые покрытия, электроизоляционные свойства покрытий, компаунды

Технический уровень современных электрических машин, электронной и радиоаппаратуры в значительной степени определяется характеристиками электротехнических материалов. Важнейшие технико-экономические показатели указанного оборудования (масса, габарит, мощность, надежность, технологичность, трудоемкость изготовления и др.) зависят от качества применяемых материалов. Среди материалов электротехнического назначения большой объем принадлежит полимерам и синтетическим смолам. На долю электротехнической промышленности приходится 20% применения этих материалов.

Новым направлением в электротехнике является изоляция различного вида деталей и оборудования покрытиями из полимерных порошковых красок, лакокрасочных материалов и компаундов [1–3]. Материалы для таких покрытий наряду с высокими диэлектрическими и механическими свойствами должны обладать термической стабильностью и влагостойкостью, которые позволят сохранить длительную работоспособность покрытия при заданных силе тока и напряжении, а также выдерживать большие нагрузки и повышенные температуры без изменения своих характеристик [4–8].

Основные электрические свойства покрытий из отечественных порошковых красок, лакокрасочных материалов и компаундов в исходном состоянии, а также после теплового старения на воздухе и в гидростате (при температурах 40-60°С и влажности 98%) приведены в табл. 1 и 2 [9].

Видно, что электрические свойства многих покрытий позволяют использовать их в качестве электроизоляционных материалов.

Малые величины диэлектрических характеристик и их высокая стабильность в широком диапазоне частот (рис. 1 и 2) позволяют применятьпокрытия из полиолефинов в высокочастотной технике. У сополимеров фторопластов с увеличением частоты выше 105-106 Гц диэлектрические потери существенно не возрастают.

При повышении температуры у всех полимеров наблюдается увеличение диэлектрических потерь (рис. 3 и 4).

Величина потерь зависит от материала пленкообразователя. Для компаунда ЭП-49А в области температур 393–413 К наблюдается максимум дипольно-релаксационных потерь. После перехода минимума значений при температуре 413 К покрытие ЭП-49А ведет себя аналогично другим материалам. Наименьшие потери с ростом температуры наблюдаются у фторопластов и эпоксидных компаундов УП-2155 и ЭВН-10.

Тепловое старение сначала, как правило, улучшает электрические характеристики покрытий, что объясняется удалением влаги из низкомолекулярных соединений и структурированием. С накоплением полярных групп в покрытии, связанным с термодеструкцией пленкообразователя, свойства начинают снижаться. Наиболее термостойкими являются покрытия Ф-40ДП, Ф-4МБ и ПДФ-10 (см. табл. 1).

Электрическое старение полимеров ускоряет влага, при поглощении которой растут диэлектрические потери и уменьшается электросопротивление. Гидрофобные полимеры (полиолефины, фторопласты, пентапласты), имеющие низкое водопоглощение, после выдержки в гидростате снижают свои характеристики незначительно, у гидрофильных (поливинилбутираль, компаунды ЭП-49Д и ЭП-49С) ρν снижается на 7–8 порядков, tgd - на 1–2 порядка.

 

Таблица 1

Электрические свойства покрытий

Покрытие

Условия старения

Темпера-

тура

испытания, °С

rv,

Ом×см

tg d

Диэлектрическая   проницаемость e

Пробивное напряжение

Е,

кВ/см

ПЭВП+4%   (по массе) Cr2О3

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1015

0,0015

2,6

20-30

В гидростате (8 сут)

20

2×1013

0,002

30

ПЭВП+1,5% (по массе) сажи

Без старения

(в исходном состоянии)

20

2×1012

0,01

3,3

30

В гидростате (8 сут)

20

3×1010

0,015

25

ПЭВП (термостабилизированный)+1,5% (по массе) Cr2О3

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1015

0,0013

30

На воздухе

100

1014

0,0013

-

ПЭНП   (сшитый)

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1014

0,0022

-

20

На воздухе

100

7×1011

0,0022

-

-

ПВЛ-212

Без старения

(в исходном состоянии)

20

2×1013

0,0045

3,8

20

Пентапласт  А-2

-«-

20

2,5×1016

0,0011

3,1

36-45

Фторопласт   Ф-30П

-«-

20

1016

0,002

2,7-2,9

> 20

Фторопласт   Ф-40ДП

-«-

20

1016

0,0014

3,1

> 20

Фторопласт   Ф-4МБ

-«-

20

0,6×1016

0,001

2,1–2,2

37

П-ЭП-91   (серая)

-«-

20

3×1014

0,006

4,8

-

П-ЭП-177:

серая

 

-«-

 

20

 

3,8×1016

 

0,004

 

4,2–4,5

 

35

 

На воздухе

150

3×109

0,31

6,49

17–19

 

В гидростате (30 сут)

20

1,9×1014

0,03

5,6

зеленая

Без старения

(в исходном состоянии)

20

3,1×1016

-

-

40–45

П-ЭП-534   (серая)

-«-

20

3,1×1016

4,0–4,5

30–35

В гидростате (30 сут)

20

6×1015

5,5

П-ЭП-971:

серая

 

 

Без старения

(в исходном состоянии)

 

20

 

1,5×1015

 

0,049

 

3,9

 

95

красно-коричневая

В гидростате (30 сут)

20

1,7×1015

0,04

3,4

65

ЭП-49А

 

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1016

0,005

3,5

60-80

На воздухе

130

1010

0,25

4,5

40-44

В гидростате (56 сут)

20

1012

0,05

5,0

31-43

ЭП-49Д

 

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1016

0,006

4,0

55-70

На воздухе

130

109

0,8

5,5

25-35

В гидростате (56 сут)

20

107

0,8

6,0

19-22

ЭП-49С

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1015

0,02

4,3

30

В гидростате (56 сут)

20

6×108

0,5

16,0

7,5

УП-2155

Без старения

(в исходном состоянии)

20

8×1015

0,002*

3,05

40

В гидростате (56 сут)

20

4×1015

0,034*

3,8

40

ЭВН-10

 

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1013

0,01

3,5

54-64

На воздухе

130

1011

0,05

3,8

30-35

В гидростате (56 сут)

20

1012

0,14

3,6

18-20

ПДФ-10

 

Без старения

(в исходном состоянии)

20

1015

0,01

3,0

50-60

На воздухе

250

1012

0,03

3,5

15-20

В гидростате (56 сут)

20

1014

0,01

3,5

20-25

* Характеристики определены при частоте 106 Гц, в остальных случаях – при 103 Гц.

 

 

 

Таблица 2

Влияние теплового старения на электроизоляционные свойства покрытий

Покрытие

Условия старения

rv,

Ом×см

tg d

Электри-

ческая

прочность

U, кВ/мм

Диэлектрическая  

проницаемость   e

температура,

°С

продолжительность,  

ч

ПЭВП+4% (по массе) Cr2О3

70

200

1015

0,001

3,1

 

500

1015

0,0009

3,0

ПЭВП+1,5% (по массе) сажи

70

500

1012

0,022

3,9

ПВЛ-212

70

500

1015

0,0018

3,9

Пентапласт А-2

120

1000

2,5×1016

0,0011

35–40

3,1

Фторопласт Ф-30П

130

500

1016

0,0015

>20

2,7-2,9

Фторопласт Ф-4МБ

200

1000

5,4×1017

0,0015

20

2,1

П-ЭП-91 (серая)

120

1000

2,8×1013

0,004

4,5

П-ЭП-177 (серая)

130

1000

4,5×1016

0,003

40

3,8

180

100

2,0×1016

20

ЭП-49А

180

500

2,5×1015

25

 

100

9,6×1016

17

УП-2155

200

100

(4,5-6,8)×1016

34

 

1000

5,5×1015

28

 

 

 

 

Рисунок 1. Зависимость тангенса угла диэлектрических потерь покрытий от частоты f:

1 – ПЭВП (сшитый); 2 – ПЭВП (сшитый; после старения в воздушной среде при 100°С, 500 ч); 3 – ПЭВП (термостабилизированный); 4 – фторопласт Ф-40ДП; 5 – фторопласт Ф-30П

 

Рисунок 2. Зависимость тангенса угла диэлектрических потерь покрытия из фторопласта Ф-3 от температуры при частоте 103 (1) и 106 Гц (2)

 

 

Рисунок 3. Влияние температуры на тангенс угла диэлектрических потерь покрытий из термопластичных (а) и термореактивных полимеров (б)

 

Рисунок 4. Зависимость удельного объемного сопротивления ρv покрытий от температуры

 

Рисунок 5. Зависимость электрической прочности напыленных покрытий ЭП-49А (1) и ЭВН-10 (2) от их толщины

 

В целом по электрическим свойствам порошковые покрытия лучше покрытий на основелакокрасочных изоляционных материалов и несколько уступают пленочным, которые характеризуются высокой однородностью и сплошностью [10]. Известно, что из порошковых полимеров чрезвычайно трудно получать сплошные, без точечных несквозных пор, покрытия толщиной менее 100 мкм [11], поэтому в отличие от лакокрасочных и полимерных пленок электрическая прочность порошковых покрытий проходит через максимум значений (рис. 5). Оптимальная толщина электроизоляционных покрытий составляет 200-400 мкм. С увеличением толщины вероятность образования пор и других включений возрастает, и электрическая прочность любых полимерных диэлектриков, в том числе покрытий, снижается [12–14].

Приведенные результаты подтверждают возможность использования порошковых материалов в качестве изоляции в электроизоляционной технике. Наиболее эффективно применение порошковых красок, лакокрасочных материалов и компаундов для изоляции пазов и полюсов малогабаритных электрических машин переменного и постоянного тока, изолирования шин распределительных устройств и инструмента, корпусной изоляции приборов и аппаратов, влагозащиты и электроизоляции плат печатного монтажа, герметизации обмоток малогабаритных трансформаторов,  дросселей, сопротивлений, конденсаторов, резисторов и многих других деталей электротехнического и радиоэлектронного оборудования, а также комплексной защиты изделий, работающих в контакте с жидкими или газообразными агрессивными средами, например аккумуляторов, топливо- и маслоизмерительной аппаратуры и др. [15–20].


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Чеботаревский В.В., Кондрашов Э.К. Технология лакокрасочных покрытий в машиностроении. М.: Машиностроение. 1978. С. 214–220.
2. Варденбург А.К., Пилипосян П.М. Электрическая напыленная изоляция. М.: Энергоатомиздат. 1984. С. 43–45.
3. Каблов Е.Н. Коррозия или жизнь //Наука и жизнь. 2012. №11. С. 16–21.
4. Каблов Е.Н. Химия в авиационном материаловедении //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 3–4.
5. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
6. Лакокрасочные покрытия /В кн. История авиационного материаловедения: ВИАМ – 75 лет поиска, творчества, открытий; Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука. 2007. С. 152–158, 326.
7. Лакокрасочные покрытия /В кн. История авиационного материаловедения. ВИАМ – 80 лет: годы и люди /Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ. 2012. C. 319–329.
8. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А., Малова Н.Е. Развитие авиационных лакокрасочных материалов //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5. С. 49–54.
9. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А. Основные направления повышения эксплуатационных, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 96–102.
10. Бейдер Э.Я., Петрова Г.Н. Свойства покрытий из порошковых красок //Авиационные материалы и технологии. 2003. №2. С. 61–73.
11. Бейдер Э.Я., Петрова Г.Н. Электроизоляционные свойства порошковых покрытий /В сб. Авиационные материалы и технологии. М.: ВИАМ. 2003. №2. С. 73–78.
12. Бейдер Э.Я., Петрова Г.Н., Кондрашов Э.К. Покрытия из порошковых фторопластов //Пластические массы. 2013. №1. С. 50–52.
13. Семенова Л.В., Малова Н.Е., Кузнецова В.А., Пожога А.А. Лакокрасочные материалы и покрытия //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 315–327.
14. Семенова Л.В., Родина Н.Д., Нефедов Н.И. Влияние шероховатости систем лакокрасочных покрытий на эксплуатационные свойства самолетов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 37–40.
15. Бейдер Э.Я., Донской А.А., Железина Г.Ф., Кондрашов Э.К., Сытый Ю.В., Сурнин Е.Г. Опыт применения фторполимерных материалов в авиационной технике //Российский химический журнал. 2008. Т. LII. №3. С. 30–44.
16. Нефедов Н.И., Семенова Л.В. Тенденции развития в области конформных покрытий для влагозащиты и электроизоляции плат печатного монтажа и элементов радиоэлектронной аппаратуры //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 50–52.
17. Нефедов Н.И., Семенова Л.В. Нанесение лакокрасочных покрытий методом «сырой по сырому» //Авиационные материалы и технологии. 2013. №4. С. 39–42.
18. Нефедов Н.И., Семенова Л.В., Оносова Л.А. Исследование процессов отверждения фторполимерных композиций //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2013. №11. С. 23–27.
19. Ларионов С.А., Деев И.С., Петрова Г.Н., Бейдер Э.Я. Влияние углеродных наполнителей на электрофизические, механические и реологические свойства полиэтилена //Труды ВИАМ. 2013. №9. Ст. 04 (viam-works.ru).
20. Бейдер Э.Я., Петрова Г.Н. Влияние полимерных покрытий на усталостно-коррозионную прочность металлов /В сб. Авиационные материалы и технологии. Вып. «Термопластичные материалы». М.: ВИАМ. 2004. С. 23–28.
1. Chebotarevskij V.V., Kondrashov Je.K. Tehnologija lakokrasochnyh pokrytij v mashinostroenii [Coatings technology in mechanical engineering]. M.: Mashinostroenie. 1978. S. 214–220.
2. Vardenburg A.K., Piliposjan P.M. Jelektricheskaja napylennaja izoljacija [Electrical insulation sputtered]. M.: Jenergoatomizdat. 1984. S. 43–45.
3. Kablov E.N. Korrozija ili zhizn' [Corrosion or life] //Nauka i zhizn'. 2012. №11. S. 16–21.
4. Kablov E.N. Himija v aviacionnom materialovedenii [Chemistry aviation materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3–4.
5. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
6. Lakokrasochnye pokrytija [Paintwork] /V kn. Istorija aviacionnogo materialovedenija: VIAM – 75 let poiska, tvorchestva, otkrytij /Pod obshh. red. E.N. Kablova. M.: Nauka. 2007. S. 152–158, 326.
7. Lakokrasochnye pokrytija [Paintwork] /V kn. Istorija aviacionnogo materialovedenija. VIAM – 80 let: gody i ljudi /Pod obshh. red. E.N. Kablova. M.: VIAM. 2012. S. 319–329.
8. Kondrashov Je.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A., Malova N.E. Razvitie avi-acionnyh lakokrasochnyh materialov [Development of aircraft paints and varnishes] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2012. №5. S. 49–54.
9. Kondrashov Je.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A. Osnovnye napravlenija povyshenija jekspluatacionnyh, tehnologicheskih i jekologicheskih harakteristik lakokrasochnyh pokrytij dlja aviacionnoj tehniki [Main directions of operational, technological and environmental performance coatings for aircraft] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 96–102.
10. Bejder Je.Ja., Petrova G.N. Svojstva pokrytij iz poroshkovyh krasok [Coating properties of powder coatings] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2003. №2. S. 61–73.
11. Bejder Je.Ja., Petrova G.N. Jelektroizoljacionnye svojstva poroshkovyh pokrytij [Dielectric properties of powder coatings] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. M.: VIAM. 2003. №2. S. 73–78.
12. Bejder Je.Ja., Petrova G.N., Kondrashov Je.K. Pokrytija iz poroshkovyh ftoroplastov [Powder coating of fluoropolymers] //Plasticheskie massy. 2013. №1. S. 50–52.
13. Semenova L.V., Malova N.E., Kuznecova V.A., Pozhoga A.A. Lakokrasochnye materialy i pokrytija [Coating materials and coating] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 315–327.
14. Semenova L.V., Rodina N.D., Nefedov N.I. Vlijanie sherohovatosti sistem lakokrasochnyh pokrytij na jekspluatacionnye svojstva samoletov [The effect of roughness of coatings systems on aircraft performance characteristics] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 37–40.
15. Bejder Je.Ja., Donskoj A.A., Zhelezina G.F., Kondrashov Je.K., Sytyj Ju.V., Surnin E.G. Opyt primenenija ftorpolimernyh materialov v aviacionnoj tehnike [Experience in the application of fluoropolymer materials in aeronautical engineering] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2008. T. LII. №3. S. 30–44.
16. Nefedov N.I., Semenova L.V. Tendencii razvitija v oblasti konformnyh pokrytij dlja vlagozashhity i jelektroizoljacii plat pechatnogo montazha i jelementov radiojelektronnoj apparatury [Development trends in the field of conformal coatings for electrical insulation and moisture protection of printed circuit boards and electronic equipment components] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 50–52.
17. Nefedov N.I., Semenova L.V. Nanesenie lakokrasochnyh pokrytij metodom «syroj po syromu» [Paint coating method «on a wet soggy»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №4. S. 39–42.
18. Nefedov N.I., Semenova L.V., Onosova L.A. Issledovanie processov otverzhdenija ftorpolimernyh kompozicij [Study of curing processes fluoropolymer compositions] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2013. №11. S. 23–27.
19. Larionov S.A., Deev I.S., Petrova G.N., Bejder Je.Ja. Vlijanie uglerodnyh napolnitelej na jelektrofizicheskie, mehanicheskie i reologicheskie svojstva polijetilena [Influence of carbon fillers on the electrical, mechanical and rheological properties of polyethylene] //Trudy VIAM. 2013. №9. St. 04 (viam-works.ru).
20. Bejder Je.Ja., Petrova G.N. Vlijanie polimernyh pokrytij na ustalostno-korrozionnuju prochnost' metallov [Effect of polymeric coatings on the corrosion-fatigue strength of metals] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. Vyp. «Termoplastichnye materialy». M.: VIAM. 2004. S. 23–28.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.