Статьи
Показаны достоинства ремонтных технологий с использованием клеевых материалов. Приведены основные свойства отечественных и зарубежных эпоксидных клеев, используемых при проведении ряда ремонтно-восстановительных работ: для устранения аварий и проведения профилактических работ на судах, нефте- и газопроводах, в авиационной промышленности, включая сотовые конструкции, а также для решения актуальной проблемы ремонта автомобилей.
Разнообразие свойств клеев дает возможность при разработке нового изделия из всего ассортимента клеящих материалов выбрать те, которые полностью отвечают разнообразным техническим требованиям, предъявляемым к клеевым соединениям [1].
Широкое применение в различных областях техники и народного хозяйства находят эпоксидные клеи благодаря таким ценным свойствам, как высокая адгезия к самым различным материалам, хорошие физико-механические характеристики, незначительная усадка при отверждении, высокая химическая стойкость, возможность отверждения при комнатной температуре и т. д. Поэтому новые разработки в области клеев на основе эпоксидных олигомеров и технологий склеивания с их использованием представляют значительный интерес.
Одним из важнейших направлений в области технологий склеивания являются ремонтные технологии. Это связано с тем, что традиционные способы ремонта и восстановления изношенных узлов и механизмов в промышленности требуют больших финансовых и трудовых затрат. Замена деталей на новые не всегда экономически выгодна. Кроме того, ремонту уделяется серьезное внимание в связи с развитием приоритетных работ по принципам «зеленой» химии [2].
Увеличение объемов применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) в авиационной технике как одного из перспективных направлений развития материалов [3–7] потребовало изучения типов возникающих дефектов в агрегатах из ПКМ и разработки ремонтных технологий для их устранения. Сотовые конструкции являются наиболее тонкостенными агрегатами, выходящими на наружный контур самолетов. С сотовым заполнителем выполняются ответственные элементы механизации крыла и оперения. Они более других чувствительны к сосредоточенным нагрузкам, часто повреждаются при попадании посторонних предметов (птиц, камней, сгустков битума с взлетно-посадочной полосы и др.) и влаги, а также от небрежности и отсутствия квалификации обслуживающего персонала (удары при движении стремянок, при падении инструментов и др.). Очевидно, что основными дефектами являются отслоения, которые возникают вследствие попадания влаги в сотовые конструкции [8].
Из-за отсутствия специализированного оборудования, позволяющего создать в зоне ремонтируемого участка требуемые температуру (120–175°С) и давление (0,2–0,8 МПа), во многих случаях используют жидкие и пастообразные эпоксидные клеи холодного отверждения [9]. Наиболее оптимальным способом ремонта отслоений с использованием клеев холодного отверждения является вырезка дефектной зоны обшивки (и, при необходимости, сотового заполнителя) и приклеивание фрагмента обшивки по месту ремонта. Такой способ позволяет тщательно просушить зону ремонта, выявить и заблокировать источник проникновения влаги, качественно и надежно отремонтировать сотовый заполнитель, полностью реализовать прочностные свойства клеевых соединений и обеспечить герметичность отремонтированной зоны агрегата [10].
Например, применяют, в том числе в самолетах серии «Ил», разработанные в ВИАМ эпоксидные клеи марок ВК-9 и ВК-27, которые используются для склеивания металлических и композиционных материалов, выполнения клееклепаных, клеерезьбовых и других соединений (клей ВК-27), в том числе при стапельной сборке планера самолета [11]. В отдельных случаях эти клеи используют с подслоем из эластичного клея ВК-25.
В ВИАМ разработан широкий ассортимент эпоксидных клеев, которые нашли применение при ремонте и изготовлении силовых деталей и агрегатов из металлов и ПКМ в конструкциях изделий авиакосмической техники и других отраслях промышленности [12–14]. Так, разработан термостойкий клей холодного отверждения марки ВК-58, который рекомендуется для склеивания металлов (углеродистых и нержавеющих сталей, титановых сплавов) между собой и с теплостойкими неметаллическими материалами, а также для крепления высокотемпературных тензорезисторов. Интервал рабочих температур клея составляет от -60 до +500°С, в том числе при 200°С в течение 100 ч. Клей нашел применение и для ремонтных целей. Разработана технология ремонта типовых дефектов систем кондиционирования воздуха (СКВ) с использованием клея ВК-58, которая позволяет восстановить функционирование и продлить ресурс СКВ, получить значительный экономический эффект за счет исключения длительных простоев авиационной техники, связанных с заменой поврежденных СКВ.
При эксплуатации вертолетов имеют место случаи повреждения хвостовых отсеков лопасти, и возникает необходимость их замены в условиях эксплуатации. В ВИАМ совместно с АО «Вертолетный завод им. М.Л. Миля» и НИИЭРАТ разработана ремонтная технология склеивания хвостовых отсеков с лонжероном лопасти в полевых условиях. В соответствии с разработанной технологией склеивание рекомендуется проводить клеями горячего отверждения, такими как ВК-3 и ВК-50, а также клеем холодного отверждения ВК-27А, представляющим собой пастообразный эпоксикаучуковый клей, армированный нетканым материалом. Рекомендации по применению данных клеев для указанной цели подтверждены стендовыми и наземными испытаниями.
Весьма актуальной задачей является создание зазорозаполняющих клеев холодного отверждения, которые необходимы при изготовлении клеевых соединений деталей и агрегатов конструкций криволинейной поверхности авиационной техники, где не во всех случаях достигается качественная подгонка склеиваемых поверхностей, что приводит к образованию зазоров размером до 0,5 мм.
В ВИАМ разработан эпоксидный клей ВК-67М, который может быть использован в качестве конструкционного клея, который обеспечивает следующий уровень прочности клеевых соединений:
Температура эксплуатации, °С |
Прочность при сдвиге, МПа |
20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19–20 |
|
80 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16–17 |
|
125 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10–11 |
|
150 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3,5–4. |
Клей обладает способностью заполнять зазоры величиной от 0,3 до 0,5 мм, при этом прочность при сдвиге клеевых соединений в зазоре составляет при 20°С не менее 14,0 МПа, при 150°С: 1,8 МПа. Клей работоспособен в интервале температур от -60 до +125°С. Клеевые соединения на основе зазорозаполняющего клея являются водо-, тропико-, грибостойкими и устойчивы к длительному воздействию температур до 125°С.
На основании проведенных исследований [15, 16] клей может быть рекомендован для склеивания и заполнения зазоров от 0,3 до 0,5 мм между поверхностями из алюминиевых сплавов, углеродистой стали, полимерных композиционных материалов (стекло- и углепластиков).
В России в последние годы также возрос интерес к быстроотверждающимся клеям из-за потребности в ремонтных составах, которые могли бы стать альтернативой «холодной сварке» и отверждаться в течение нескольких часов или даже минут.
Необходимым требованием к быстроотверждающимся эпоксидным клеям является обеспечение достаточного уровня технологической (начальной) прочности клеевых соединений через несколько часов отверждения при температуре 23±5°С, что позволяет существенно снизить трудоемкость технологического процесса склеивания благодаря возможности проведения последующих технологических операций до полного завершения процесса склеивания.
Такие страны, как США, Япония и Россия, активно занимаются исследованиями в направлении создания клеев быстрого отверждения. Однако разработанные в настоящее время клеи обладают рядом недостатков: неудовлетворительной жизнеспособностью (например, быстроотверждающийся универсальный клей 5 MinuteEpoxyFR фирмы Devcon, жизнеспособность которого составляет 3–5 мин), которая не позволяет использовать такие клеи для склеивания поверхностей большой площади; длительной продолжительностью отверждения – от 24 до 48 ч (для клеев марок ВК-9 и ВК-27) и, как следствие, отсутствием начальной прочности клеевых соединений, что увеличивает продолжительность и трудозатраты процесса склеивания.
В ВИАМ разработан быстроотверждающийся эпоксидный клей холодного отверждения ВК-93 на основе эпоксидных олигомеров, эластификатора и отверждающей системы, обеспечивающий начальную прочность клеевых соединений =7,0–10,3 МПа после 5 ч отверждения при температуре 23±5°С и максимальную прочность =20–23 МПа после 24 ч отверждения при указанной температуре. Клей предназначен для склеивания металлических и композиционных материалов (стекло- и углепластиков), а также для оперативного ремонта деталей и агрегатов, в том числе в полевых условиях. Жизнеспособность клея составляет от 30 до 50 мин, что позволяет склеивать поверхности большой площади [17, 18].
Разработана перспективная технология применения быстроотверждающегося эпоксидного клея ВК-93 в сочетании с самоклеящимся материалом на тканевой основе ВСМТ, предназначенная для оперативного ремонта сотовых агрегатов из ПКМ [19, 20].
В направлении создания быстроотверждающихся клеевых составов успешно работает фирма ОАО «Композит» (г. Королев), специалистами которой предложена двухкомпонентная минералополимерная клеевая мастика «Маком-1», предназначенная для заделки и выравнивания дефектов, усиления поверхностей из металлов, керамики и пластиков, а также для пломбирования различных приборов и изделий. Клеевая мастика наносится на поверхность любой влажности и начинает отверждаться при температуре от -10°С. Технологическое отверждение при температуре 20–25°С происходит в течение 3–5 ч, полное – в течение 18 ч. Отвержденная клеевая мастика работоспособна при температуре от -150 до +200°С в условиях повышенной влажности, бензиновых и масляных сред. Однако данный клеевой состав не обеспечивает получение оптимального клеевого шва толщиной 0,1–0,2 мм, имеет невысокие прочность при скалывании и отдире, вибро- и ударопрочность из-за высокого минералонаполнения. Поэтому был разработан быстроотверждающийся клеевой состав ЦМК-26 на основе модифицированных эпоксидных смол, обеспечивающий прочность при сдвиге не менее 10 МПа через 3 ч после склеивания при температуре 18–25°С. К недостаткам клея марки ЦМК-26 следует отнести ограниченную жизнеспособность, которая составляет 15–20 мин. Клей обеспечивает склеивание металлов и конструкционных пластиков при температуре от -196 до +200°С. При этом установлено, что прочностные характеристики клеевых соединений через 2, 7 и 10 сут несколько возрастают, следовательно, в процессе дальнейшей выдержки происходит их доотверждение без повышения хрупкости, в то время как для многих быстроотверждающихся клеев характерно повышение хрупкости (снижение когезионной прочности) с увеличением степени отверждения [21].
Казанской государственной архитектурно-строительной академией запатентована клеевая композиция, предназначенная для склеивания металлических и неметаллических замасленных поверхностей.
Специалистами УкргосНИИПластмасс разработан эпоксидный клей ускоренного отверждения марки УП-5-233ПЭН, который представляет собой композицию, включающую продукт совмещения эпоксидной модифицированной смолы с диоксидом титана и отвердитель. Клей предназначен для соединения деталей из металлов (сталь, алюминиевый сплав и др.) и стеклопластиков (эпоксидных, полиэфирных, полиамидных) конструкционного назначения. Жизнеспособность клея составляет при 20°С от
10 до 60 мин.
Проведение различных ремонтных работ на мокрых поверхностях, в том числе находящихся в водной среде, является весьма актуальной задачей. Из отечественных и зарубежных источников известно, что для подводных ремонтно-восстановительных работ применяют в основном составы на основе эпоксидных смол, так как они характеризуются минимальным водопоглощением по сравнению с другими реактопластами, обладают универсальными адгезионными и технологическими свойствами. Например, эпоксидные клеи марок УП-5-177 и УП-5-177-1, предназначенные для склеивания поверхностей при ремонте металлических и стеклопластиковых конструкций под водой при температурах от 0 до 35°С. Эти клеи широко применяют для ремонта изношенных и поврежденных металлических и деревянных конструкций судов, настила палубы, а также трубопроводов различных систем. Клей УП-5-177-1 предназначается также для пропитки и наклейки слоев стеклоткани на поврежденные места металлических, стеклопластиковых конструкций по влажной поверхности и в водной среде, обеспечивая прочность при изгибе стеклопластика 300–400 МПа при отверждении на воздухе в течение 7 сут и 200–300 МПа при отверждении в воде при 20°С в течение 7 сут.
Фирмой ЗАО «Анлес» разработан ряд эпоксидных клеев (Эпокси-универсал, Эпокси-обувной, Эпокси-экспресс, Эпокси-эксклюзив и т. д.), предназначенных для склеивания металлов, кожи, резины, полимерных материалов, ремонта обуви из натуральной и искусственной кожи, кожзаменителя.
При создании и эксплуатации современной техники требуются новые способы герметизации, восстановления металлических деталей, устранения дефектов литья (раковин, каверн, трещин), «лечения» последствий стресс-коррозии на магистральных трубопроводах и т. д. Использование полимерных материалов для этих целей позволяет производить ремонт без демонтажа оборудования и восстановительные работы в тех случаях, когда из-за высокого риска взрыва или пожара традиционные способы неприемлемы.
Разработки ФГУП «НИИ полимеров» в области клеев-компаундов марки «Анатерм» представляют собой наполненные композиции холодного отверждения, отличающиеся консистенцией (от жидкотекучей до пастообразной), скоростью отверждения и набора максимальной прочности (от 24 до 48 ч при температуре 20°С). Основой клеев-компаундов являются модифицированные эпоксидные смолы, отверждаемые аминными соединениями с различной реакционной активностью. Жизнеспособность клеев составляет от 10 до 60 мин, прочность при равномерном отрыве при температуре 20–25°С составляет 25–35 МПа. Клеи-компаунды имеют высокую адгезию к различным субстратам (металлам и сплавам, керамике, бетону, дереву, пластмассам), обладают необходимой твердостью в отвержденном состоянии и могут подвергаться механической обработке [22].
Состав «Анатерм-218», основой которого являются эпоксиакрилатные аддукты с добавками упрочняющих минеральных и металлических наполнителей, применяется для ремонта магистральных газо- и нефтепроводов при эксплуатации без остановки их работы.
Клеи серии «Анатерм-200» на основе олигоэфиракрилатов, модифицированных эпоксидным олигомером, применяются для обеспечения герметичности поврежденных трубок автомобильного радиатора.
Такие известные зарубежные фирмы, как Weicon (Германия), 3М Innovative Properties (США) и Hexcel Corporation (США), активно ведут работу в области создания пастообразных и жидких эпоксидных составов холодного отверждения, используемых для склеивания и ремонта различных поверхностей.
Фирма Weicon разработала эпоксидные двухкомпонентные клеи холодного отверждения, не содержащие растворителей и обладающие высокой прочностью при склеивании металлов, полимерных композиционных материалов, армированных стекло- и углеволокном, пластиков, керамики, стекла и т. д. Разработанные клеи таких марок, как WEICONEasy-MixS 50, WEICONEasy-MixN 50, WEICONEasy-MixN 5000, WEICONEasy-MixMetal, WEICONEpoxyMinuteAdhesive и т. д., экономичны, легки в применении (благодаря специальной упаковке с дозаторами) и отличаются свойствами: различным временем жизнеспособности – от 3–4 мин до 45 мин, продолжительностью отверждения – от 1 до 3 дней, вязкостью (от жидких до пастообразных, которые могут применяться на вертикальных поверхностях) и назначением. Клеи работоспособны в интервале температур – от -50 до +80–145°С.
Специалистами фирмы Hexcel разработан двухкомпонентный эпоксидный клей марки Redux 870 A/B, предназначенный для склеивания волокнистых композитов и металлов. Клей отверждается при температуре 23°С в течение 5 сут, обладает высокой прочностью при сдвиге клеевых соединений при комнатной и повышенной температурах:
Исследования в области эпоксидных клеевых систем проводит фирма 3М Innovative Properties. Специалисты фирмы предлагают двухкомпонентные клеевые композиции, где первый компонент содержит эпоксидные олигомеры, а второй – смесь из двух отвердителей в сочетании с агентами, повышающими ударную вязкость (обычно это частицы со структурой ядро-оболочка), и наполнителем (с размером частиц – от 0,5 до 500 мкм). Такие клеевые композиции характеризуются хорошими прочностными показателями при сдвиге в широком интервале температур – от -55 до 135°С:
2. Шарова И.А., Петрова А.П. Обзор по материалам международной конференции по клеям и герметикам (WAC-2012, Франция) //Труды ВИАМ. 2013. №8. Ст. 06 (viam-works.ru).
3. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
4. Каблов Е.Н. Химия в авиационном материаловедении //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 3–4.
5. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2–14.
6. Мухаметов Р.Р., Ахмадиева К.Р., Чурсова Л.В., Коган Д.И. Новые полимерные связующие для перспективных методов изготовления конструкционных волокнистых ПКМ //Авиационные материалы и технологии. 2011. №2. С. 38–42.
7. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
8. Виленц В.С. Ремонт клеевых соединений в условиях эксплуатации //Клеи. Герметики. Технологии. 2004. №6. С. 26–29.
9. Виленц В.С., Дементьева Л.А Применение клеев при ремонте сотовых конструкций //Клеи. Герметики. Технологии. 2006. №2. С. 24–26.
10. Виленц В.С. Особенности ремонта дефектов типа «отслоение–расслоение» на сотовых конструкциях из алюминиевых сплавов и композитных материалов в условиях эксплуатации //Клеи. Герметики. Технологии. 2008. №11. С. 14–17.
11. Куликов В.В. Клеевые соединения в изделиях серии «Ил» //Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 32–33.
12. Аниховская Л.И. Клеи и материалы на их основе для ремонта конструкций авиа-ционной техники //Клеи. Герметики. Технологии. 2006. №2. С. 21–23.
13. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Сереженков А.А. Конструкционные и теплостойкие клеи //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 328–335.
14. Петрова А.П., Лукина Н.Ф., Шарова И.А. Оценка прочности клеевых соединений, выполненных эпоксидными клеями, при воздействии различных факторов //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2013. №8. С. 28–34.
15. Шарова И.А., Лукина Н.Ф. Зазорозаполняющий эпоксидный клей холодного отверждения //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №3. С. 10–12.
16. Лукина Н.Ф., Шарова И.А., Шуклина О.В., Чурсова Л.В. Новые разработки в области клеев авиационного назначения //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2013. №2. С. 9–13.
17. Авдонина И.А., Лукина Н.Ф. Быстроотверждающийся эпоксидный клей ВК-93 холодного отверждения //Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №3. С. 14–17.
18. Эпоксидная клеевая композиция: пат. 2368636 Рос. Федерация; опубл. 27.09.2009.
19. Жадова Н.С., Тюменева Т.Ю., Шарова И.А., Лукина Н.Ф. Перспективные технологии для временного оперативного ремонта авиационной техники //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 67–70.
20. Шарова И.А., Жадова Н.С., Лукина Н.Ф. Клеящие материалы и технологии для временного оперативного ремонта сотовых агрегатов из полимерных композиционных материалов //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №5. С. 36–39.
21. Гладких С.Н., Колобкова В.М., Кузнецова Л.И. Быстроотверждающиеся клеевые составы холодного отверждения //Строительные и дорожные машины. 2006. №9. С. 37–38
22. Смирнов В.С., Парахина Н.Н., Мурох А.Ф., Хамидулова З.С., Милов В.И., Аронович Д.А., Рогачева И.П., Синеоков А.П., Князев Е.Ф. Применение клеевых материалов при ремонте действующих газопроводов //Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №9. С. 22–25.
2. Sharova I.A., Petrova A.P. Obzor po materialam mezhdunarodnoj konferencii po klejam i germetikam (WAC-2012, Francija) [Browse by materials of the international conference on adhesives and sealants (WAC-2012, France)] //Trudy VIAM. 2013. №8. St. 06 (viam-works.ru).
3. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
4. Kablov E.N. Himija v aviacionnom materialovedenii [Chemistry aviation materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3–4.
5. Kablov E.N. Aviakosmicheskoe materialovedenie [Aerospace Materials] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2008. №3. S. 2–14.
6. Muhametov R.R., Ahmadieva K.R., Chursova L.V., Kogan D.I. Novye polimernye svjazujushhie dlja perspektivnyh metodov izgotovlenija konstrukcionnyh voloknistyh PKM [New polymeric binders for advanced manufacturing techniques of structural fi-brous PKM] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №2. S. 38–42.
7. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kucevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [The adhesive prepreg and laminates based on their] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
8. Vilenc V.S. Remont kleevyh soedinenij v uslovijah jekspluatacii [Repair adhesive joints in operation] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2004. №6. S. 26–29.
9. Vilenc V.S., Dement'eva L.A Primenenie kleev pri remonte sotovyh konstrukcij [Application of adhesives in the repair of cellular structures] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2006. №2. S. 24–26.
10. Vilenc V.S. Osobennosti remonta defektov tipa «otsloenie–rassloenie» na sotovyh konstrukcijah iz aljuminievyh splavov i kompozitnyh materialov v uslovijah jekspluatacii [Features of repair of defects such as «peeling-bundle» on the honeycomb structures made of aluminum alloys and composite materials under operating conditions] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2008. №11. S. 14–17.
11. Kulikov V.V. Kleevye soedinenija v izdelijah serii «Il» [Adhesive compound product series «Il»] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1. S. 32–33.
12. Anihovskaja L.I. Klei i materialy na ih osnove dlja remonta konstrukcij aviacionnoj tehniki [Adhesives and materials on their basis to repair aircraft structures] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2006. №2. S. 21–23.
13. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Serezhenkov A.A. Konstrukcionnye i teplostojkie klei [Structural and heat-resistant adhesives] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 328–335.
14. Petrova A.P., Lukina N.F., Sharova I.A. Ocenka prochnosti kleevyh soedinenij, vypolnennyh jepoksidnymi klejami, pri vozdejstvii razlichnyh faktorov [Evaluation of the strength of adhesive joints made of epoxy adhesives, under the influence of various factors] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2013. №8. S. 28–34.
15. Sharova I.A., Lukina N.F. Zazorozapolnjajushhij jepoksidnyj klej holodnogo otver-zhdenija [Zazorozapolnyayuschy cold curing epoxy adhesive] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №3. S. 10–12.
16. Lukina N.F., Sharova I.A., Shuklina O.V., Chursova L.V. Novye razrabotki v oblasti kleev aviacionnogo naznachenija [New developments in the field of adhesives aviation applications] //Vse materialy. Jenciklopedicheskij spravochnik. 2013. №2. S. 9–13.
17. Avdonina I.A., Lukina N.F. Bystrootverzhdajushhijsja jepoksidnyj klej VK-93 holodnogo otverzhdenija [Fast hardening epoxy VC-93 cold-curing] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №3. S. 14–17.
18. Jepoksidnaja kleevaja kompozicija [Epoxy adhesive composition]: pat. 2368636 Ros. Federacija; opubl. 27.09.2009.
19. Zhadova N.S., Tjumeneva T.Ju., Sharova I.A., Lukina N.F. Perspektivnye tehnologii dlja vremennogo operativnogo remonta aviacionnoj tehniki [Promising technologies for temporary operative repair of aviation equipment] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 67–70.
20. Sharova I.A., Zhadova N.S., Lukina N.F. Klejashhie materialy i tehnologii dlja vremennogo operativnogo remonta sotovyh agregatov iz polimernyh kompozicionnyh materialov [Adhesives and technologies for the repair of cellular interim operational units of the polymer composites] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №5. S. 36–39.
21. Gladkih S.N., Kolobkova V.M., Kuznecova L.I. Bystrootverzhdajushhiesja kleevye so-stavy holodnogo otverzhdenija [The fast cold curing adhesives] //Stroitel'nye i dorozh-nye mashiny. 2006. №9. S. 37–38
22. Smirnov V.S., Parahina N.N., Muroh A.F., Hamidulova Z.S., Milov V.I., Aronovich D.A., Rogacheva I.P., Sineokov A.P., Knjazev E.F. Primenenie kleevyh materialov pri remonte dejstvujushhih gazoprovodov [Application of adhesives in the repair of existing pipelines] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №9. S. 22–25.