Статьи
Приведены результаты исследований опытно-промышленных партий листов, плит, прессованных профилей и раскатных колец из нового российского высокопрочного коррозионностойкого сплава пониженной плотности В-1469 системы Al–Cu–Li–Mg–Ag.
Введение
На протяжении нескольких десятилетий, как в России, так и за рубежом, с целью повышения весовой эффективности изделий авиационной и ракетно-космической техники ведутся исследования, направленные на разработку алюминиевых сплавов, легированных литием [1–3].
Перспективный сплав В-1469 системы Al–Cu–Li–Mg разработан в ВИАМ и является первым в России алюминийлитиевым сплавом, легированным серебром [4]. За рубежом тенденция применения алюминийлитиевых сплавов, в том числе легированных серебром, в конструкциях изделий авиакосмической техники известна давно: идет постоянное совершенствование составов сплавов и технологий изготовления полуфабрикатов из них [5–7]. Серебро в небольшом количестве усиливает выделение дисперсных упрочняющих фаз при искусственном старении, что обеспечивает повышенные характеристики статической прочности [8–10]. Сплав также содержит скандий и цирконий, которые являются модификаторами литой структуры и обеспечивают получение мелкозернистой структуры в слитке, а также задерживают процессы рекристаллизации при получении полуфабрикатов и улучшают свариваемость.
Сплав В-1469 – высокопрочный, высокомодульный (Е=79 ГПа), пониженной плотности (d=2,67 г/см3) – обладает высокой технологичностью при литье и обработке давлением, что позволяет получать в промышленных условиях широкую номенклатуру полуфабрикатов. В настоящее время на серийном оборудовании ОАО «КУМЗ» освоено промышленное производство листов (0,8–6,0 мм), плит (35–80 мм), прессованных профилей различного сечения и раскатных колец. Все полуфабрикаты и сварные соединения из листов и плит, за исключением раскатных колец, паспортизованы [11–15].
Благодаря высокой технологичности, близкой к технологичности сплава 1441 при прокатке, стало возможным изготовление тонких листов толщиной 0,4–0,5 мм, которые рекомендованы к опробованию в алюмостеклопластике СИАЛ на базе листов из сплава В-1469 [16, 17, 18].
Сплав обладает высокой критической степенью деформации (~20%), что позволяет изготовлять детали холодной деформацией без промежуточных отжигов. Последующий нагрев под закалку не приводит к росту зерна. Освоено промышленное производство гнутых профилей из листов методом стесненного изгиба. Сплав сваривается всеми видами сварки, обладает высоким сопротивлением к коррозионному растрескиванию.
Материал для исследований
Исследования проводили на опытно-промышленных партиях листов и плит различных толщин, прессованных профилей различного сечения и раскатных колец из сплава В‑1469, изготовленных на серийном оборудовании ОАО «КУМЗ» (см. рисунок).
Полуфабрикаты из сплава В-1469:
а – плиты; б – прессованные профили
Результаты эксперимента и их обсуждение
Для изготовления полуфабрикатов из сплава В-1469 в условиях промышленного металлургического производства полунепрерывным методом отлиты слитки: плоские сечением 300×1100 мм и цилиндрические ø400 мм.
В процессе изготовления прессованных профилей отмечена высокая технологичность сплава: при скорости прессования до 1 м/мин профили отлично распрессовывались, отклонений по геометрическим размерам и качеству поверхности не зафиксировано. Механические свойства при растяжении профилей из сплава В-1469 при комнатной температуре приведены в табл. 1.
Таблица 1
Механические свойства при растяжении прессованных профилей из сплава В-1469
Толщина полки, мм |
sв |
s0,2 |
d5, % |
МПа |
|||
До 5 |
570 |
540 |
10 |
До 40 |
580 |
550 |
8 |
Св. 40 до 80 |
620 |
590 |
10 |
Малоцикловая усталость (МЦУ) профилей из сплава В-1469 оценена по количеству циклов до разрушения (N) на плоских образцах с концентратором напряжения в виде центрального круглого отверстия Æ5 мм (Kt=2,6). Частота нагружения (f) составляла 5 Гц, коэффициент асимметрии цикла (R) равен 0,1 [19]. При максимальном напряжении в сечении «нетто» (157 МПа) N=300 кцикл. Критический коэффициент интенсивности напряжений в условиях плосконапряженного состояния ( ) определен для образца шириной 80 мм из тонкостенного прессованного профиля и составил 65 МПа . Для массивных профилей критический коэффициент интенсивности напряжений в условиях плоской деформации (K1с) составил 25 МПа . Глубина межкристаллитной коррозии профилей – до 0,14 мм, расслаивающая коррозия: 3 балл. При определении КР на установке «Сигнал» образцы простояли более 45 сут без разрушения при напряжении 300 и 280 МПа в поперечном и высотном направлениях соответственно.
Раскатные кольца Æ1030/850–888×320 мм из сплава В-1469 получены из кованых заготовок Æ400×650 мм. Ковка и раскатка при изготовлении раскатных колец проведены без промежуточных отжигов. При проведении ультразвукового контроля раскатных колец из сплава В-1469 эхо-сигналы от дефектов, равные или превышающие по амплитуде эхо-сигналы от плоскодонного отражателя диаметром 1,2 мм, не обнаружены. Механические свойства при растяжении определены на образцах, вырезанных в хордовом, радиальном и осевом направлениях (табл. 2).
Таблица 2
Механические свойства при растяжении раскатных колец из сплава В-1469
Направление вырезки |
sв |
s0,2 |
d5, % |
МПа |
|||
Хордовое Радиальное Осевое |
520 500 500 |
465 445 455 |
11,0 10,0 7,0 |
Листы из сплава В-1469 толщиной 0,8–3,0 мм изготовлены холодной рулонной прокаткой из горячекатаного рулона толщиной 7,0 мм с одним промежуточным отжигом без плакировки. Микроструктура листов тонковолокнистая с расположенными по границам зерен мелкодисперсными фазовыми составляющими.
Сплав В-1469 разработан как высокопрочный. Однако, учитывая современные тенденции развития алюминийлитиевых сплавов, задача получения на листах повышенных характеристик трещиностойкости при достаточно высоком уровне механических свойств весьма актуальна [20, 21]. Одним из способов, с помощью которого возможно повлиять на характеристики трещиностойкости материала, является воздействие на характер выделений упрочняющих фаз, образующихся при искусственном старении [22–24]. В результате проведенных исследований кинетики искусственного старения при различных температурах и выдержках разработан смягчающий режим, позволивший повысить трещиностойкость листов при незначительном снижении статической прочности [26, 27]. Комплекс эксплуатационных и коррозионных свойств листов из сплава В-1469 с повышенными трещиностойкостью и прочностью приведен в табл. 3.
Таблица 3
Характеристики листов толщиной 1,5–3,0 мм из сплава В‑1469-Т1
Свойства |
Уровень свойств для сплава В-1469-Т1 |
|
с повышенной трещиностойкостью |
с повышенной прочностью |
|
sв, МПа |
≥550 |
≥580 |
s0,2, МПа |
≥510 |
≥540 |
δ5, % |
≥10,5 |
≥7,5 |
МЦУ: N, кцикл (f=40 Гц, smах=157 МПа) |
285 |
230 |
, МПа при В=200 мм |
85 |
65 |
СРТУ: dl/dN, мм/кцикл, при DK=31 МПа |
2,3 |
4 |
РСК, балл |
3 |
3 |
МКК, мм |
≤0,12 |
≤0,14 |
sкр, МПа, (П) «Сигнал» |
380* |
400* |
* Без разрушения.
Для оценки возможности применения в конструкции нового изделия ОАО «РКК «Энергия» освоено промышленное производство плит из сплава В-1469 толщиной 35 мм и проведены их комплексные испытания. В настоящее время ведется разработка технологии изготовления и проводятся исследования плит толщиной 40, 60 и 80 мм. Механические свойства при растяжении плит из сплава В-1469 в продольном направлении при комнатной температуре приведены в табл. 4. Для сравнения уровня свойств плит толщиной 40, 60 и 80 мм в различных зонах, испытаны образцы, отобранные на 1/2 и 1/4 части плиты по толщине.
Таблица 4
Механические свойства* при растяжении плит из сплава В-1469
Толщина плиты, мм |
sв |
s0,2 |
d5, % |
МПа |
|||
35 |
580 |
540 |
8,0 |
40 |
590/590 |
560/560 |
7,0/6,5 |
60 |
600/600 |
560/560 |
7,0/6,5 |
80 |
570/570 |
530/540 |
6,5/5,5 |
* Для плит толщиной 35 мм приведены свойства по ТУ; для плит толщиной 40–80 мм приведены фактические свойства, определенные на образцах, вырезанных из зон 1/4 толщины плиты / 1/2 толщины плиты.
Характеристика МЦУ для плит из сплава В-1469 толщиной 35 мм определена при тех же условиях испытания (как для листов) и оценена по количеству циклов нагружения: 315 кцикл при максимальном нагружении цикла =157 МПа. Вязкость разрушения (K1с) составила 30 МПа , СРТУ: 3,0 мм/кцикл при DK=31 МПа .
Образцы для определения склонности к РСК и МКК вырезаны из поверхностных слоев и из середины по толщине плиты. Для всех зон РСК составляет 3 балла, глубина МКК – низкая и составляет 0,07–0,11 и 0,11–0,14 мм соответственно. При определении КР на установке «Сигнал» образцы, вырезанные в высотном направлении, простояли более 45 сут без разрушения при напряжении 350 МПа.
Предел текучести (s0,2сж)и модуль упругости (Есж) плит сопоставимы со свойствами при растяжении. Чувствительность к концентратору напряжений в виде отверстия отсутствует. Проведены кратковременные испытания при температурах от 100 до 175°С, а также определены пределы длительной прочности и ползучести, свойства после длительных нагревов при этих температурах.
Заключение
Таким образом, результаты комплексных исследований позволяют рекомендовать полуфабрикаты из сплава В-1469 для элементов конструкций авиационно-космической техники, работающих в условиях сжатия длительно во всеклиматических условиях при температурах от -70 до +150°С (верхние поверхности крыла, лонжероны, балки, стрингеры и другие детали). Применение полуфабрикатов из сплава В-1469 в клепаных и сварных конструкциях обеспечивает снижение массы деталей и узлов на 10 и 20% соответственно. Перспективно применение тонких листов толщиной 0,4–0,5 мм в алюмостеклопластике СИАЛ.
В результате проведенной работы отмечена высокая технологическая пластичность сплава при изготовлении, освоено промышленное производство полуфабрикатов: плит различных толщин; неплакированных листов толщиной 0,4–0,5 и 0,8–3,0 мм, полученных рулонной холодной прокаткой с одним промежуточным отжигом; прессованных профилей различного сечения; раскатных колец.
В сравнении с зарубежными аналогами – сплавами 2195, 2098, 2198 системы Al–Cu–Li – полуфабрикаты из сплава В-1469 не уступают по комплексу прочностных, коррозионных свойств и характеристикам трещиностойкости, обладая при этом меньшей анизотропией свойств.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Ткаченко Е.А., Вахромов Р.О. Алюминиевые деформируемые сплавы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 167–182.
4. Фридляндер И.Н., Грушко О.Е., Антипов В.В., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б. Алюминийлитиевые сплавы /В сб. 75 лет. Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2007: Юбилейный научн.-техн. сб. М.: ВИАМ. 2007. С. 163–171.
5. Rioja R.J., Denzer D.K., Mooy D., Venema G. Lighter and Stiffer Materials for Use in Space Vehicles /In: Proceedings of the 13-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-13). 2012. P. 593–598.
6. Rioja R., Liu J. The evolution of Al–Li base products for aerospace and space applications //Metallurgical and Materials Transactions A. 2012. V. 43. №9. P. 3325–3337.
7. Na J., Xiang G., Zheng Z.Q. Microstructure evolution of aluminum-lithium alloy 2195 undergoing commercial product //Transactions of nonferrous metals society of China. 2010. P. 740–745.
8. Mukhopadhyay A.K. Compositional Characterization of Cu-Rich Phase Particles Present in As-Cast Al–Cu–Mg (Li) Alloys Containing Ag //Metallurgical and materials transactions A. 1999. V. 30a. №7. P. 1693–1704.
9. Zheng Z.Q., Chen X.Z., Chen Z.G., Li S.C., Wei X.Y. The element effects on micro-structure and mechanical properties in Al–Cu–Li alloy after thermal exposure /In: Proceedings of the 10-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-10). 2006. P. 1931–1936.
10. Bakavos D., Prangnell P.B., Bes B., Eberl F. The effect of silver on microstructural evolution in two 2xxx series Al-alloys with a high Cu: Mg ratio during aging to a T8 temper //Mat. Sci. Eng. 2008. V. 491. P. 214–223.
11. Шамрай В.Ф., Грушко О.Е., Тимофеев В.Н., Лазарев Э.М., Клочкова Ю.Ю., Гор-деев А.С. Структурные состояния материала прессовок и листов сплава системы Al–Cu–Li, легированного серебром //Металлы. 2009. №6. C. 53–59.
12. Shamray V., Grushko O., Timofeev V., Lazarev E., Klochkova J. Structural Evolution in Aluminum–Copper–Lithium–Magnesium Alloy Sheets During Processing /In: The 12-th International Conference of Aluminium Alloys (ICAA-12). 2010. P. 2141–2146.
13. Клочкова Ю.Ю., Грушко О.Е., Ланцова Л.П., Бурляева И.П., Овсянников Б.В. Освоение в промышленном производстве полуфабрикатов из перспективного алюминийлитиевого сплава В-1469 //Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С. 8–12.
14. Антипов В.В., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б. Развитие алюминийлитиевых сплавов и многоступенчатых режимов термической обработки //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 183–195.
15. Фридляндер И.Н., Грушко О.Е., Шамрай В.Ф., Клочков Г.Г. Высокопрочный конструкционный Al–Cu–Li–Mg сплав пониженной плотности, легированный серебром //МиТОМ. 2007. №6(624). С. 3 7.
16. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф. Новый класс слоистых алюмостеклопластиков на основе алюминий-литиевого сплава 1441 с пониженной плотностью//Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 174–183.
17. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г. Слоистые алюмостеклопластики СИАЛ-1441 и сотрудничество с Airbus и TU Delft //Цветные металлы. 2013. №9 (849). С. 50–53.
18. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В. Исследование пожаростойкости слоистых гибридных алюмостеклопластиков класса СИАЛ //Авиационные материалы и технологии. 2011. №3. С. 36-41.
19. Ерасов В.С., Нужный Г.А., Гриневич А.В., Терехин А.Л. Трещиностойкость авиационных материалов в процессе испытания на усталость //Труды ВИАМ. 2013. №10. Ст. 06 (viam-works.ru).
20. Magnusen P.E., Mooy D.C., Yocum L.A., Rioja R.J. Development of high toughness sheet and extruded products for airplane fuselage structures /In: Proceedings of the 13-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-13). 2012. P. 535–540.
21. Karabin L.M., Bray G.H., Rioja R.J., Venema G. Al–Li–Cu–Mg (Ag) products for lower wing skin applications /In: Proceedings of the 12-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-12). 2012. P. 529–534.
22. Елагин В.И. Состояние и пути повышения трещиностойкости высокопрочных алюминиевых сплавов //МиТОМ. 2002. №9. С. 10–15.
23. Polmear I.J. Aluminium alloys – a century of age hardening //Materials forum. 2004. V. 28. P. 1–14.
24. Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С., Клочкова Ю.Ю. Высокопрочные сплавы системы Al–Cu–Li с повышенной вязкостью разрушения для самолетных конструкций //Цветные металлы. 2013. №9. С. 66–71.
25. Cheng Y., Feng Y.D., Xiang Y.X. Solution Treatment on Mechanical Properties and Microstructures of Al–Li–Cu Alloy //J. Material Sci. Eng. 2012. V. 1. P. 1–5.
26. Лукина Е.А., Алексеев А.А., Антипов В.В., Зайцев Д.В., Клочкова Ю.Ю. Применение диаграмм фазовых превращений при старении для оптимизации режимов старения в Al–Li сплавах В-1469, 1441 //Металлы. 2009. №6. С. 60–67.
27. Lukina E.A., Alekseev A.A., Antipov V.V., Zaitsev D.V., Klochkova Y.Y. Application of the Diagrams of Phase Transformations during Aging for Optimizing the Aging Conditions for V-1469 and 1441 Al–Li Alloys /In: Proceedings of the 12-th International Conference of Aluminium Alloys (ICAA-12). 2010. P. 1984–1989.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Antipov V.V., Senatorova O.G., Tkachenko E.A., Vahromov R.O. Aljuminievye deformiruemye splavy [Aluminium wrought alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 167–182.
4. Fridljander I.N., Grushko O.E., Antipov V.V., Kolobnev N.I., Hohlatova L.B. Aljuminijlitievye splavy [Alyuminiylitievye alloys] /V sb. 75 let. Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2007: Jubilejnyj nauchn.-tehn. sb. M.: VIAM. 2007. S. 163–171.
5. Rioja R.J., Denzer D.K., Mooy D., Venema G. Lighter and Stiffer Materials for Use in Space Vehicles /In: Proceedings of the 13-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-13). 2012. P. 593–598.
6. Rioja R., Liu J. The evolution of Al–Li base products for aerospace and space applications //Metallurgical and Materials Transactions A. 2012. V. 43. №9. P. 3325–3337.
7. Na J., Xiang G., Zheng Z.Q. Microstructure evolution of aluminum-lithium alloy 2195 undergoing commercial product //Transactions of nonferrous metals society of China. 2010. P. 740–745.
8. Mukhopadhyay A.K. Compositional Characterization of Cu-Rich Phase Particles Present in As-Cast Al–Cu–Mg (Li) Alloys Containing Ag //Metallurgical and materials transactions A. 1999. V. 30a. №7. P. 1693–1704.
9. Zheng Z.Q., Chen X.Z., Chen Z.G., Li S.C., Wei X.Y. The element effects on microstructure and mechanical properties in Al–Cu–Li alloy after thermal exposure /In: Pro-ceedings of the 10-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-10). 2006. P. 1931–1936.
10. Bakavos D., Prangnell P.B., Bes B., Eberl F. The effect of silver on microstructural evolution in two 2xxx series Al-alloys with a high Cu: Mg ratio during aging to a T8 temper //Mat. Sci. Eng. 2008. V. 491. P. 214–223.
11. Shamraj V.F., Grushko O.E., Timofeev V.N., Lazarev Je.M., Klochkova Ju.Ju., Gordeev A.S. Strukturnye sostojanija materiala pressovok i listov splava sistemy Al–Cu–Li, legirovannogo serebrom [Structural state of the material compacts and alloy sheets of Al–Cu–Li, doped with silver] //Metally. 2009. №6. C. 53–59.
12. Shamray V., Grushko O., Timofeev V., Lazarev E., Klochkova J. Structural Evolution in Aluminum–Copper–Lithium–Magnesium Alloy Sheets During Processing /In: The 12-th International Conference of Aluminium Alloys (ICAA-12). 2010. P. 2141–2146.
13. Klochkova Ju.Ju., Grushko O.E., Lancova L.P., Burljaeva I.P., Ovsjannikov B.V. Osvoenie v promyshlennom proizvodstve polufabrikatov iz perspektivnogo aljuminijlitievogo splava V-1469 [Development of industrial production of semi-finished alloy in perspective alyuminiylitievogo-1469] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №1. S. 8–12.
14. Antipov V.V., Kolobnev N.I., Hohlatova L.B. Razvitie aljuminijlitievyh splavov i mnogostupenchatyh rezhimov termicheskoj obrabotki [Development alyuminiylitievyh alloys and multi-heat treatment] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 183–195.
15. Fridljander I.N., Grushko O.E., Shamraj V.F., Klochkov G.G. Vysokoprochnyj konstrukcionnyj Al–Cu–Li–Mg splav ponizhennoj plotnosti, legirovannyj serebrom [High strength structural Al–Cu–Li–Mg alloy reduced density doped silver] //MiTOM. 2007. №6(624). S. 3–7.
16. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G., Lukina N.F. Novyj klass sloistyh aljumostekloplastikov na osnove aljuminij-litievogo splava 1441 s ponizhennoj plotnost'ju [New class of layered alyumostekloplastikov based on aluminum-lithium alloy 1441 with a reduced density] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 174–183.
17. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G. Sloistye aljumostekloplastiki SIAL-1441 i sotrudnichestvo s Airbus i TU Delft [Layered alyumostekloplastiki Sial-1441 and cooperation with Airbus and TU Delft] //Cvetnye metally. 2013. №9 (849). S. 50–53.
18. Antipov V.V., Senatorova O.G., Sidel'nikov V.V. Issledovanie pozharostojkosti sloistyh gibridnyh aljumostekloplastikov klassa SIAL [Flammability Study of layered hybrid class alyumostekloplastikov Sial] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №3. S. 36–41.
19. Erasov V.S., Nuzhnyj G.A., Grinevich A.V., Terehin A.L. Treshhinostojkost' aviacionnyh materialov v processe ispytanija na ustalost' [Fracture toughness of aircraft materials during fatigue test] //Trudy VIAM. 2013. №10. St. 06 (viam-works.ru).
20. Magnusen P.E., Mooy D.C., Yocum L.A., Rioja R.J. Development of high toughness sheet and extruded products for airplane fuselage structures /In: Proceedings of the 13-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-13). 2012. P. 535–540.
21. Karabin L.M., Bray G.H., Rioja R.J., Venema G. Al–Li–Cu–Mg (Ag) products for lower wing skin applications /In: Proceedings of the 12-th International Conference on Aluminum Alloys (ICAA-12). 2012. P. 529–534.
22. Elagin V.I. Sostojanie i puti povyshenija treshhinostojkosti vysokoprochnyh aljuminievyh splavov [Condition and ways to improve fracture toughness of high-strength aluminum alloys] //MiTOM. 2002. №9. S. 10–15.
23. Polmear I.J. Aluminium alloys – a century of age hardening //Materials forum. 2004. V. 28. P. 1–14.
24. Kolobnev N.I., Hohlatova L.B., Oglodkov M.S., Klochkova Ju.Ju. Vysokoprochnye splavy sistemy Al–Cu–Li s povyshennoj vjazkost'ju razrushenija dlja samoletnyh konstrukcij [High-strength alloys of Al–Cu-Li with high fracture toughness for aircraft structures] //Cvetnye metally. 2013. №9. S. 66–71.
25. Cheng Y., Feng Y.D., Xiang Y.X. Solution Treatment on Mechanical Properties and Microstructures of Al–Li–Cu Alloy //J. Material Sci. Eng. 2012. V. 1. P. 1–5.
26. Lukina E.A., Alekseev A.A., Antipov V.V., Zajcev D.V., Klochkova Ju.Ju. Primenenie diagramm fazovyh prevrashhenij pri starenii dlja optimizacii rezhimov starenija v Al–Li splavah V-1469, 1441 //Metally. 2009. №6. S. 60–67.
27. Lukina E.A., Alekseev A.A., Antipov V.V., Zaitsev D.V., Klochkova Y.Y. Application of the Diagrams of Phase Transformations during Aging for Optimizing the Aging Conditions for V-1469 and 1441 Al–Li Alloys [Application diagrams of phase transformations during aging for optimization of aging in Al–Li alloys B-1469, 1441] /In: Proceedings of the 12-th International Conference of Aluminium Alloys (ICAA-12). 2010. P. 1984–1989.