Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2014-0-5-2-2
УДК 669.295
Н. А. Ночовная, П. В. Панин
АНАЛИЗ ОСТАТОЧНЫХ МАКРОНАПРЯЖЕНИЙ В СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЯХ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ РАЗНЫХ КЛАССОВ

Приведен анализ величины и характера распределения остаточных макронапряжений по сечению сварных соединений титановых сплавов ВТ20, ВТ6 и ВТ23, полученных методами аргоно-дуговой и электронно-лучевой сварки. Показано, что независимо от применяемого метода сварки в центре сварного шва действуют растягивающие напряжения, которые переходят в сжимающие в зоне термического влияния. Установлено, что относительный уровень растягивающих напряжений в сварных соединениях исследуемых сплавов снижается с увеличением коэффициента b-стабилизации сплава.

Ключевые слова: титановые сплавы, остаточные макронапряжения, сварное соединение, аргоно-дуговая электросварка, электронно-лучевая сварка.

Развитие отечественной авиационной отрасли стимулируется комплексом мер государственной поддержки, включающих, в частности, ряд целевых программ, направленных на развитие материаловедения и разработку новых материалов для перспективных воздушных судов как военного, так и гражданского назначения.

Авиационное материаловедение играет одну из ключевых ролей в развитии авиации и является определяющим фактором при создании новых образцов авиационной и космической техники. С целью упорядочения и выбора наиболее важных направлений развития материаловедения в ВИАМ разработаны Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года [1], где большое внимание уделено легким сплавам, в частности титановым [1–4].

Титан и сплавы на его основе являются одними из наиболее востребованных материалов как в авиационном машиностроении (для обеспечения высоких удельных характеристик [5–8]), так и в других областях (например, в медицине, при производстве конструкций эндопротезов, где требуется одновременно обеспечить высокую надежность и биологическую совместимость). Для достижения наибольшей весовой эффективности сборных конструкций целесообразно заменять механические соединения на сварные, что дает существенное снижение массы вследствие отсутствия дополнительных деталей крепления [9, 10]. Для титановых сплавов в большинстве случаев сварка осуществляется одним из методов сварки плавлением [10, 11]. Так, крупногабаритные шпангоуты из высокопрочного сплава ВТ23 получают методом электронно-лучевой сварки (ЭЛС), а компоненты эндопротезов из сплавов ВТ20 и ВТ6 – аргоно-дуговой электросваркой (АрДЭС).

Любые виды сварки плавлением приводят к формированию макронапряжений в сварных соединениях [9–13], что негативно отражается на комплексе технологических и эксплуатационных свойств, и в первую очередь – на конструкционной прочности и надежности. Вследствие этого, данная работа посвящена изучению характера распределения остаточных макронапряжений по сечению сварных соединений титановых сплавов разных классов (ВТ20, ВТ6, ВТ23), полученных методами АрДЭС и ЭЛС, с целью проведения сравнительного анализа и выявления закономерностей.

 

Объекты и методы исследования

 

Исследования проводили на крупногабаритных полуфабрикатах из титановых сплавов ВТ20, ВТ6 и ВТ23, подвергнутых различным видам сварки: аргоно-дуговой электросварке нерасходуемым вольфрамовым электродом (для сплавов ВТ6 и ВТ20) и автоматической электронно-лучевой сварке в вакууме (для сплава ВТ23). Химический состав сплавов, а также вид и толщина свариваемых полуфабрикатов приведены в таблице.

 

Химический состав и вид полуфабрикатов исследуемых титановых сплавов

Сплав

Класс сплава (коэффициент β-стабилизации)

Полуфабрикат (толщина)

Содержание легирующих элементов*,
% (по массе)

Al

V

Mo

Zr

Cr

Fe

ВТ20

Псевдо-α

(Kβ=0,18)

Плита

(h=20 мм)

5,9

1,2

1,5

1,8

ВТ6

α+β

(Kβ=0,27)

Плита

(h=12 мм)

6,25

4,1

0,11

ВТ23

α+β

(Kβ=0,75)

Плита

(h=80 мм)

5,5

4,5

2,0

1,0

0,6

* Основа сплавов – титан; примеси – в соответствии с ГОСТ 19807–91.

 

Режимы выбранных методов сварки соответствовали режимам, применяемым при промышленном изготовлении сварных конструкций из крупногабаритных полуфабрикатов титанового сплава ВТ23, а также в мелкосерийном производстве компонентов эндопротезов из сплавов ВТ20 и ВТ6. Для проведения исследований после сварки из заготовок вырезали образцы размером 25×40×15 мм таким образом, чтобы сварной шов всегда находился в центре образца.

Анализ внутренних напряжений проводили рентгеновским методом «sin2ψ» [14, 15] на дифрактометрах ДРОН-4 и ДРОН-7 в Cu Kα-излучении: определяли межплоскостные расстояния для рефлекса (21.3) α-фазы при симметричной (y=0 град) и несимметричной (ψ: -10, -30, -50 град) съемке в интервале углов дифракции 2θ=134–150 град. Напряжения анализировали в трех областях каждого образца – в центре сварного шва (СШ), в зоне термического влияния (ЗТВ; на расстоянии 5–10 мм от центра шва) и в основном металле (ОМ; на расстоянии ˃15 мм от центра шва). При расчете напряжений учитывали анизотропию упругих констант, которые вычисляли через элементарные модули податливости. Для направления нормали к плоскости (21.3) значения модуля упругости и коэффициента Пуассона составили 110 ГПа и 0,33 соответственно. По результатам экспериментов построены эпюры распределения напряжений в поперечном сечении шва в зависимости от расстояния от его центра.

 

Результаты и обсуждение

Наличие макронапряжений в сварных соединениях металлов и сплавов, выполненных сваркой плавлением, является одним из наиболее значимых негативных факторов большинства сварочных технологий [9]. Опасность формирования остаточных напряжений в сварных конструкциях в полной мере относится и к сплавам на основе титана [10, 12, 13].

Причиной формирования остаточных сварочных макронапряжений являются значительные локальные упругие деформации, которые возникают вследствие усадки расплавленного металла в сварочной ванне и термического расширения/сжатия в прилегающих областях, не претерпевших расплавления. Накопленная упругая деформация не исчезает после полного завершения сварочного цикла и снятия температурных деформаций – так формируются сварочные макронапряжения, величина которых зависит от температурно-временно́го режима сварки и от химического и фазового состава (класса) свариваемого сплава.

Основным критерием оценки остаточных напряжений в сварных конструкциях принято считать количественную величину максимальных растягивающих напряжений, действующих в направлении длины шва [9, 10]. Именно эти напряжения ответственны за работоспособность сварной конструкции, так как они, аддитивно складываясь с напряжениями от внешних нагрузок, могут достигать предела текучести материала, что приводит к разрушению.

В зависимости от того, как ориентированы оси действия напряжений относительно продольного направления СШ, различают продольные и поперечные напряжения. Известно [10, 11], что в сварных соединениях продольные и поперечные напряжения, действующие в зоне СШ, являются растягивающими, но отличаются по величине. В первом приближении их можно соотнести с главными нормальными напряжениями, действующими в поверхностном слое (~20 мкм)* при плоском напряженном состоянии (σx и σy соответственно). Рентгеновский метод позволяет определить как сумму главных напряжений в поверхностном слое (σφ12), так и каждую компоненту в отдельности [14], что и было сделано для образцов, вырезанных из плиты сплава ВТ23 после ЭЛС. На рис. 1 приведена эпюра, отражающая распределение растягивающих сварочных напряжений в поверхностном слое исследуемых образцов из сплава ВТ23 в области сварного шва и околошовной зоны.

 * Толщина поверхностного слоя соответствует информационной глубине рентгенострук-турного метода анализа (~20 мкм для излучения Cu Kα).

Показано, что действующие вдоль длины шва продольные растягивающие напряжения (+270 МПа) в среднем на 10% меньше поперечных напряжений (+300 МПа). Такая зависимость характерна как для лицевой поверхности с вершиной шва, так и для обратной поверхности, где расположен корень шва. В связи с этим, в дальнейшем анализировали поперечные напряжения, величина которых, как показывают результаты эксперимента, заведомо больше величины продольных напряжений.

 

Рисунок 1. Распределение растягивающих сварочных напряжений в поверхностном слое плиты из сплава ВТ23 после ЭЛС: x, y – осевое и поперечное направления сварного шва соответственно

 

Из дуговых способов сварки титана самым распространенным является дуговая электросварка в среде инертных газов [9–11]. При изготовлении компонентов эндопротезов из титановых сплавов применяется дуговая сварка в камерах с контролируемой атмосферой аргона 1-го сорта или гелия высокой чистоты. Так, в конструкции онкологического эндопротеза тазобедренного сустава присутствует сварное соединение, выполненное ручной АрДЭС с применением неплавящегося вольфрамового электрода. Материалом для таких протезов служат титановые сплавы ВТ20 и ВТ6, широко распространенные в медицинской практике.

Проведенные исследования сварных соединений сплавов ВТ20 и ВТ6, полученных методом АрДЭС, показали, что внутренние напряжения в СШ и ЗТВ носят переменный характер и изменяются от растягивающих в центре СШ до сжимающих на границе ЗТВ и околошовной зоны.

В сварном соединении сплава ВТ20 остаточные напряжения изменяются от +290 до -240 МПа (рис. 2, кривая 1); в сплаве ВТ6 соответствующие значения не превышают +270 МПа в СШ и -200 МПа в ЗТВ (рис. 2, кривая 2), что качественно и количественно согласуется с данными, представленными в работах [10, 12, 13]. Более низкий абсолютный уровень напряжений в (α+β)-сплаве ВТ6 объясняется протеканием в нем полиморфного β→α-превращения в процессе охлаждения после сварки, которое способствует значительной релаксации временны́х напряжений [10].

Электронно-лучевая сварка титановых сплавов применяется в авиастроении при изготовлении сложных и ответственных конструкций толщиной до 200 мм [10, 11, 16]. В последнее время все более широко ЭЛС применяют при производстве конструкций из высоколегированных сплавов титана, в том числе из термически упрочняемых двухфазных сплавов, таких как высокопрочный сплав ВТ23.

 

Рисунок 2. Эпюра распределения остаточных напряжений в сварных соединениях сплавов ВТ20 (1) и ВТ6 (2) после АрДЭС (в сечении, перпендикулярном сварному шву)

 

Плотность энергии электронного луча при ЭЛС достигает 5·103 кВт/мм2, что в несколько тысяч раз превышает плотность энергии при дуговой сварке [9]. В связи с этим в процессе ЭЛС происходит очень интенсивный локальный разогрев сварочной ванны с последующим образованием узкого и глубокого шва в виде клина (так называемый «кинжальный проплав») [9, 10]. Площадь зоны проплавления при ЭЛС в ~25 раз меньше, чем при АрДЭС, что в совокупности с высокой концентрацией энергии в луче приводит к образованию относительно узкой зоны термического влияния при высокой скорости охлаждения, что способствует формированию значительных по величине внутренних напряжений.

Проведенные исследования показали, что в полуфабрикатах из сплава ВТ23 после ЭЛС остаточные напряжения достигают 310 МПа и изменяются от растягивающих в СШ до сжимающих в ЗТВ (рис. 3, а). Металлографический анализ, а также распределение твердости, измеренной по методу Роквелла (HRC) по сечению сварного шва (рис. 3, б), свидетельствуют о неоднородности структуры СШ, ЗТВ и ОМ, что также объясняется условиями охлаждения после ЭЛС.

Наиболее распространенным видом термической обработки сварных соединений металлов и сплавов является отжиг для снятия напряжений [10, 16, 17]. Для титанового сплава ВТ23 рекомендуется [16, 17] проводить отжиг в среднем температурном интервале (α+β)-области с последующим охлаждением на спокойном воздухе. Так, отжиг при температуре 750°С в течение 4 ч приводит к практически полному снятию напряжений по сечению СШ и ЗТВ: растягивающие поперечные напряжения в центре шва не превышают +30 МПа (см. рис. 3, а).

 

  Рисунок 3. Распределение макронапряжений (а) и твердости (б) по сечению сварного шва и околошовной зоны в сварном соединении сплава ВТ23 после ЭЛС (1);
термообработки по режиму: 750°С, 4 ч, охлаждение на воздухе (2); 860°С, 3 ч + 575°С, 4 ч, охлаждение на воздухе (3), а также после вакуумного отжига при 860°С, 3 ч + 575°С, 4 ч, охлаждение в печи (4)

 

Релаксация макронапряжений при термической обработке может происходить двумя путями – за счет пластической деформации (при высоко- и среднетемпературных отжигах) и в результате ползучести (при низкотемпературной обработке – старении). Для конструкционных титановых сплавов за условную температурную границу принимают критическую точку 0,7Ac3, когда предел текучести заметно снижается по сравнению со значениями при комнатной температуре. Так, при температурах 700–750°С предел текучести сплава ВТ23 уменьшается настолько, что в условиях действия полей упругих деформаций (остаточных напряжений) начинается интенсивное возникновение дислокаций и их скольжение. Пластическая деформация в «напряженных» микрообъемах приводит к высвобождению избыточной энергии и релаксации напряжений. При этом степень «разрядки» напряжений определяется температурой отжига и не зависит от его продолжительности, что подтверждено экспериментально – уровень и характер распределения напряжений остаются неизменными при увеличении времени выдержки до 8 ч и более.

Практически полное снятие напряжений в сварном соединении сплава ВТ23 после отжига в среднем температурном интервале (α+β)-области сопровождается снижением уровня прочностных свойств. Авторами работ [18–23] проведены исследования по изучению влияния различных режимов термической обработки на структуру и свойства крупногабаритных полуфабрикатов, в том числе сварных, из сплава ВТ23. Показано, что наиболее приемлемый уровень механических свойств (σв≥1100 МПа, KCU≥0,35 МДж/м2) и достаточно полное снятие сварочных напряжений могут быть обеспечены с помощью термической обработки, включающей высокотемпературный отжиг (860°С, 3 ч) и низкотемпературное старение (575°С, 4 ч); последующее охлаждение при этом может быть осуществлено как на воздухе, так и с печью. Максимальный уровень растягивающих напряжений после такой двухступенчатой обработки снижается до 90–130 МПа (см. рис. 3, а), что исключает разрушение в процессе эксплуатации.

Анализ научной литературы и результаты проведенных исследований позволяют выделить следующие основные закономерности формирования остаточных напряжений при сварке:

  • величина напряжений зависит от вида и режимов сварки;
  • в центре сварного шва формируются наиболее опасные растягивающие напряжения, которые переходят в сжимающие в зоне термического влияния;
  • на величину напряжений оказывает влияние химический и фазовый состав свариваемых материалов.

Применительно к рассматриваемым титановым сплавам выявленные закономерности можно интерпретировать следующим образом: влияние вида сварки и фазового состава сплавов на величину остаточных напряжений показано в виде характерной гистограммы (рис. 4), построенной по результатам проведенных исследований и с учетом литературных данных. Гистограмма представляет собой зависимость максимальных растягивающих напряжений от химического состава сплавов, выраженного коэффициентом β-стабилизации (Kβ).

 

Рисунок 4. Изменение величины максимальных остаточных напряжений в сварных соединениях в зависимости от коэффициента β-стабилизации Kβ при сварке методами ЭЛС (1) и АрДЭС (2)

 

Анализ данной зависимости позволяет сделать вывод о том, что после АрДЭС максимальные остаточные напряжения в среднем на 10% ниже, чем после ЭЛС независимо от класса сплава. Кроме того, в двухфазных сплавах растягивающие напряжения, сформированные в процессе сварки, частично релаксируют за счет протекания фазового превращения при охлаждении, поэтому средний уровень напряжений в (α+β)-сплавах на 10–15% ниже, чем в псевдо-α-сплавах, что также подтверждается экспериментально.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
3. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ – для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 5–6.
4. Шмотин Ю.Н., Старков Р.Ю., Данилов Д.В., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Новые материалы для перспективного двигателя ОАО «НПО „Сатурн”» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 6–8.
5. Ночовная Н.А. Перспективы и проблемы применения титановых сплавов /В сб. Авиационные материалы и технологии. Вып. «Перспективы развития и применения титановых сплавов для самолетов, ракет, двигателей и судов»: Сб. докладов юбилейного совещания, посвященного 55-летию титановой лаборатории. М.: ВИАМ. 2007. С. 4–8.
6. Петухов А.Н. Актуальные вопросы конструкционной прочности титановых сплавов и деталей из них /В сб. Авиационные материалы и технологии. Вып. «Перспективы развития и применения титановых сплавов для самолетов, ракет, двигателей и судов»: Сб. докладов юбилейного совещания, посвященного 55-летию титановой лаборатории. М.: ВИАМ. 2007. С. 8–13.
7. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития //Труды ВИАМ 2013. №2. Ст. 04 (viam-works.ru).
8. Хорев А.И. Теория и практика создания современных комплексно-легированных титановых сплавов для авиакосмической и ракетной техники /В сб. трудов Международной конф. «Ti-2009 в СНГ». 2009. С. 288–301.
9. Фролов В.А. Технология сварки плавлением и термической резки металлов: Учеб. пособ. М.: Альфа М, Инфра-М. 2011. 447 с.
10. Лясоцкая В.С. Термическая обработка сварных соединений титановых сплавов. М.: Экомет. 2003. 352 с.
11. Винокуров В.А. Сварные конструкции. М. 1982. 354 с.
12. Плихунов В.В., Бецофен С.Я., Мамонов А.М., Спектор В.С. Исследование закономерностей формирования структуры и внутренних напряжений в сварных соединениях из титанового сплава ВТ20 //Металлы. 2007. №5. С. 104–109.
13. Золоторевский Б.Б., Шубладзе Т.Г., Тихонова А.Ф. Остаточные напряжения и деформации в сварных соединениях титанового сплава ВТ6 //Сварочное производство. 1982. №1. С. 23–25.
14. Горелик С.С., Скаков Ю.А., Расторгуев Л.Н. Рентгенографический и электронно-оптический анализ: Учеб. пособ. для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. М.: «МИСиС». 2002. 360 с.
15. Чабина Е.Б., Алексеев А.А., Филонова Е.В., Лукина Е.А. Применение методов аналитической микроскопии и рентгеноструктурного анализа для исследования структурно-фазового состояния материалов //Труды ВИАМ. 2013. №5. Ст. 06 (viam-works.ru).
16. Моисеев В.Н., Куликов Ф.Р., Кириллов Ю.Г., Шолохова Л.В., Васькин Ю.В. Сварные соединения титановых сплавов. М.: Металлургия. 1979. 248 с.
17. Хорев М.А., Иода А.В., Красножон А.И. Механические свойства и структура сварных соединений из титанового сплава ВТ23, выполненных электронно-лучевой сваркой //Сварочное производство. 1981. №7. С. 25–26.
18. Ильин А.А., Скворцова С.В., Попова Ю.А., Куделина И.М. Влияние термической обработки на формирование структуры и свойств крупногабаритных полуфабрикатов из сплава ВТ23 //Титан. 2010. №4. С. 48–53.
19. Скворцова С.В., Попова Ю.А., Панин П.В., Грушин И.А., Курышев Е.А. Влияние термической обработки на структуру и свойства сварных соединений из титанового сплава ВТ23 //Титан. 2011. №2. С. 16–21.
20. Скворцова С.В., Мамонов А.М., Панин П.В., Грушин И.А., Петров А.А. Влияние термической обработки на формирование структуры и комплекса механических свойств крупногабаритных полуфабрикатов из титанового сплава ВТ23 /В сб. тезисов докл. седьмого Международного аэрокосмического конгресса IAC’12. 2012. С. 193–194.
21. Панин П.В., Дзунович Д.А., Куделина И.М., Грушин И.А. Термическая обработка крупногабаритных полуфабрикатов высокопрочного титанового сплава ВТ23 /В сб. материалов Всероссийской науч.-технич. конф. «НМТ–2012». 2012. С. 80–81.
22. Грушин И.А., Крылов С.А., Попова Ю.А. Изучение макронапряжений в сварных соединениях титанового сплава ВТ23 /В сб. тезисов докладов ММНК «XXXVII Гагаринские чтения». Т.1. 2011. С. 129–131.
23. Грушин И.А., Мамонтова Н.А., Курышев Е.А. Термическая обработка сварных соединений крупногабаритных полуфабрикатов титанового сплава ВТ23, полученных электронно-лучевой сваркой /В сб. тезисов докладов ММНК «XXXVIII Гагаринские чтения». Т.1. 2012. С. 28–29.
1. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technolo-gies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
2. Antipov V.V. Strategija razvitija titanovyh, magnievyh, berillievyh i aljuminievyh splavov [The development strategy of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
3. Tarasov Ju.M., Antipov V.V. Novye materialy VIAM – dlja perspektivnoj aviacionnoj tehniki proizvodstva OAO «OAK» [New materials VIAM – for advanced aircraft pro-duced by JSC «UAC»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 5–6.
4. Shmotin Ju.N., Starkov R.Ju., Danilov D.V., Ospennikova O.G., Lomberg B.S. Novye materialy dlja perspektivnogo dvigatelja OAO «NPO „Saturn”» [New materials for ad-vanced engine JSC «NPO „Saturn”»] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 6–8.
5. Nochovnaja N.A. Perspektivy i problemy primenenija titanovyh splavov [Prospects and problems of application of titanium alloys] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. Vyp. «Perspektivy razvitija i primenenija titanovyh splavov dlja samoletov, raket, dvigatelej i sudov»: Sb. dokladov jubilejnogo soveshhanija, posvjashhennogo 55-letiju titanovoj laboratorii. M.: VIAM. 2007. S. 4–8.
6. Petuhov A.N. Aktual'nye voprosy konstrukcionnoj prochnosti titanovyh splavov i detalej iz nih [Topical issues of structural strength titanium alloys, and parts of them] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. Vyp. «Perspektivy razvitija i primenenija titanovyh splavov dlja samoletov, raket, dvigatelej i sudov»: Sb. dokladov jubilejnogo soveshhani-ja, posvjashhennogo 55-letiju titanovoj laboratorii. M.: VIAM. 2007. S. 8–13.
7. Horev A.I. Fundamental'nye i prikladnye raboty po konstrukcionnym titanovym splavam i perspektivnye napravlenija ih razvitija [Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития] //Trudy VIAM 2013. №2. St. 04 (viam-works.ru).
8. Horev A.I. Teorija i praktika sozdanija sovremennyh kompleksno-legirovannyh titanovyh splavov dlja aviakosmicheskoj i raketnoj tehniki [Theory and practice of modern complex-doped titanium alloys for aerospace and rocketry] /V sb. trudov Mezhdu-narodnoj konf. «Ti-2009 v SNG». 2009. S. 288–301.
9. Frolov V.A. Tehnologija svarki plavleniem i termicheskoj rezki metallov [Technology fusion welding and thermal cutting]: Ucheb. posob. M.: Al'fa M, Infra-M. 2011. 447 s.
10. Ljasockaja V.S. Termicheskaja obrabotka svarnyh soedinenij titanovyh splavov [Heat treatment of welded joints of titanium alloys]. M.: Jekomet. 2003. 352 s.
11. Vinokurov V.A. Svarnye konstrukcii [Weldments]. M. 1982. 354 s.
12. Plihunov V.V., Becofen S.Ja., Mamonov A.M., Spektor V.S. Issledovanie zakonomer-nostej formirovanija struktury i vnutrennih naprjazhenij v svarnyh soedinenijah iz ti-tanovogo splava VT20 [Investigation of regularities of formation of structure and inter-nal stresses in welded joints of titanium alloy VT20] //Metally. 2007. №5. S. 104–109.
13. Zolotorevskij B.B., Shubladze T.G., Tihonova A.F. Ostatochnye naprjazhenija i de-formacii v svarnyh soedinenijah titanovogo splava VT6 [Residual stress and strain in the welded joints of titanium alloy BT6] //Svarochnoe proizvodstvo. 1982. №1. S. 23–25.
14. Gorelik S.S., Skakov Ju.A., Rastorguev L.N. Rentgenograficheskij i jelektronno-opticheskij analiz [X-ray and electron-optical analysis]: Ucheb. posob. dlja vuzov. 4-e izd., dop. i pererab. M.: «MISiS». 2002. 360 s.
15. Chabina E.B., Alekseev A.A., Filonova E.V., Lukina E.A. Primenenie metodov analit-icheskoj mikroskopii i rentgenostrukturnogo analiza dlja issledovanija strukturno-fazovogo sostojanija materialov [Application of methods of analytical microscopy and X-ray analysis for the study of structural phase state materials] //Trudy VIAM. 2013. №5. St. 06 (viam-works.ru).
16. Moiseev V.N., Kulikov F.R., Kirillov Ju.G., Sholohova L.V., Vas'kin Ju.V. Svarnye soedinenija titanovyh splavov [Welds titanium alloys]. M.: Metallurgija. 1979. 248 s.
17. Horev M.A., Ioda A.V., Krasnozhon A.I. Mehanicheskie svojstva i struktura svarnyh soedinenij iz titanovogo splava VT23, vypolnennyh jelektronno-luchevoj svarkoj [The mechanical properties of welded joints and structure of the titanium alloy VT23 per-formed by electron beam welding] //Svarochnoe proizvodstvo. 1981. №7. S. 25–26.
18. Il'in A.A., Skvorcova S.V., Popova Ju.A., Kudelina I.M. Vlijanie termicheskoj obrabotki na formirovanie struktury i svojstv krupnogabaritnyh polufabrikatov iz splava VT23 [Effect of heat treatment on the structure and properties of the large semi-finished alloy VT23] //Titan. 2010. №4. S. 48–53.
19. Skvorcova S.V., Popova Ju.A., Panin P.V., Grushin I.A., Kuryshev E.A. Vlijanie termicheskoj obrabotki na strukturu i svojstva svarnyh soedinenij iz titanovogo splava VT23 [Effect of heat treatment on the structure and properties of welded joints made of titanium alloy VT23] //Titan. 2011. №2. S. 16–21.
20. Skvorcova S.V., Mamonov A.M., Panin P.V., Grushin I.A., Petrov A.A. Vlijanie termicheskoj obrabotki na formirovanie struktury i kompleksa mehanicheskih svojstv krupnogabaritnyh polufabrikatov iz titanovogo splava VT23 [Effect of heat treatment on the structure and mechanical properties of large complex of semi-finished titanium alloy VT23] /V sb. tezisov dokl. sed'mogo Mezhdunarodnogo ajerokosmicheskogo kongressa IAC’12. 2012. S. 193–194.
21. Panin P.V., Dzunovich D.A., Kudelina I.M., Grushin I.A. Termicheskaja obrabotka krupnogabaritnyh polufabrikatov vysokoprochnogo titanovogo splava VT23 [Heat treatment of large semis high strength titanium alloy VT23] /V sb. materialov Vserossijskoj nauch.-tehnich. konf. «NMT–2012». 2012. S. 80–81.
22. Grushin I.A., Krylov S.A., Popova Ju.A. Izuchenie makronaprjazhenij v svarnyh soedinenijah titanovogo splava VT23 [Study macrostresses in welded titanium alloy VT23] /V sb. tezisov dokladov MMNK «XXXVII Gagarinskie chtenija». T.1. 2011. S. 129–131.
23. Grushin I.A., Mamontova N.A., Kuryshev E.A. Termicheskaja obrabotka svarnyh soedinenij krupnogabaritnyh polufabrikatov titanovogo splava VT23, poluchennyh jelektronno-luchevoj svarkoj [Heat treatment of welded joints of large semi-finished ti-tanium alloy VT23 produced by electron beam welding] /V sb. tezisov dokladov MMNK «XXXVIII Gagarinskie chtenija». T.1. 2012. S. 28–29.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.