Статьи
Разработано новое жаростойкое покрытие для защиты от высокотемпературного окисления деталей турбины ГТД, изготовленных из интерметаллидного сплава ВИН3, эксплуатирующихся в области температур 1100–1200°С. Проведены исследования жаростойкости свойств, эволюции состава и структуры легированных ионно-плазменных покрытий на сплаве ВИН3 при рабочих температурах.
В настоящее время основной тенденцией развития современных газотурбинных двигателей авиационного назначения, в том числе для существующих и перспективных вертолетов, является повышение температуры рабочего газа турбины, что обеспечивает рост тактико-технических и экономических характеристик. В связи с этим представляется целесообразным исследовать возможность применения в вертолетных турбинах новых современных материалов, обладающих по сравнению с используемыми более высокими прочностными характеристиками, а также меньшей плотностью, что позволит снизить массу двигателя и, соответственно, повысить экономическую эффективность данных изделий [1–4].
Одним из направлений комплексного повышения служебных характеристик существующих конструкций ГТД, в том числе продления ресурса работы, снижения массы и повышения рабочих температур, является применение интерметаллидных сплавов на никелевой основе для деталей вертолетных турбин [5–7]. В России во ФГУП «ВИАМ» разработан ряд интерметаллидных литейных сплавов серии ВИН, обладающих удовлетворительным комплексом механических свойств при температурах до 1200°С на базах испытаний до 1000 ч [8–11]. Однако с ростом рабочих температур в перспективных ГТД обеспечение длительных ресурсов работы сопловых лопаток вертолетных турбин не представляется возможным. В условиях интенсивных теплосмен обеднение поверхности деталей из интерметаллидных сплавов алюминием и хромом приводит к окислению и разупрочнению и может быть скомпенсировано применением защитного покрытия [12, 13].
При создании перспективных вертолетных двигателей появляется необходимость увеличения ресурса работы лопаток турбины из новых разработанных сплавов путем нанесения на них жаростойкого покрытия, защищающего от высокотемпературного окисления в области температур 1000–1200°С [14].
Материал и методы исследования
Для исследований выбраны следующие покрытия:
– СДП-2+ВСДП-18 (из серийных жаростойких сплавов);
– СДП-41+ВСДП-18 (показавшее высокую жаростойкость на интерметаллидных сплавах ВКНА-1В и ВКНА-25 [15]);
– СДП-42+ВСДП-18 (СДП-42 схож по составу со сплавом СДП-41 и отличается тем, что Re заменен на W – для снижения стоимости покрытия).
Толщина покрытия из конденсированного слоя сплавов СДП-2, СДП-41, СДП-42 и алюминидного диффузионного слоя из сплава ВСДП-18 во всех случаях составила
80 мкм.
Покрытия наносили на вакуумной ионно-плазменной установке с автоматизированной системой управления технологическим процессом (АСУ ТП) типа МАП-2 [16].
Испытания на изотермическую жаростойкость проводили в соответствии с ГОСТ 6130 на дисковых образцах Ø25 мм, h=3 мм, без покрытия и с покрытиями, в атмосферной печи: в керамических тиглях с крышками при Т=1200°С.
Исследования на циклическую жаростойкостьпроводили на дисковых образцах Ø25 мм, h=3 мм, без покрытия и с покрытиями, по режиму: выдержка при температуре 1200°С в течение 50 мин и охлаждение на воздухе в течение 10 мин до температуры 200°С (1 цикл испытаний). Оценка жаростойких свойств сплава без покрытия и с покрытием осуществлялась гравиметрическим методом – путем взвешивания образцов каждые 20–80 ч испытаний и определения удельного изменения массы образцов без учета массы окалины, осыпавшейся с их поверхности.
Микроструктура композиций «сплав–покрытие» исследовалась на оптическом микроскопе Olympus GX51 после отжига в вакууме и высокотемпературных испытаний на воздухе, элементный состав композиций «сплав–покрытие» – на волновом рентгеновском спектрометре JCMA-733. На данном приборе также изучали структуру покрытий в режиме «COMPO», когда контрастность изображения определяется средней атомной массой химических элементов, входящих в состав исследуемой области или фазы. При этом, чем больше средняя атомная масса, тем светлее на фотографии микроструктуры исследуемая фаза.
Результаты исследования и их обсуждение
После 500 ч испытаний на изотермическую жаростойкость (рис. 1, а) все покрытия обладают высокими характеристиками жаростойкости по сравнению с защищаемым сплавом. Из рис 1, а видно, что для образцов с покрытиями кривые удельного изменения массы имеют незначительные различия, унос массы покрытия не превышает 50 г/м2 при общем исходном удельном привесе покрытия 550–600 г/м2. Покрытие СДП‑42+ВСДП-18 имеет наименьшую потерю массы (на уровне 17 г/м2), что составляет около 3% от исходного удельного привеса покрытия.
При испытаниях на циклическую жаростойкость (рис. 1, б) на базе 100 циклов не наблюдается снижения массы покрытий СДП-41+ВСДП-18 и СДП-42+ВСДП-18. Покрытие СДП-42+ВСДП-18 имеет схожие показатели – прирост массы составляет 3,35 г/м2 – с покрытием СДП-41+ВСДП-18, прирост массы которого составил 8,12 г/м2, что говорит о его более интенсивном взаимодействии с кислородом и, как следствие, возможном снижении жаростойкости.
По результатам проведенных металлографических исследований определено, что толщина покрытия СДП-42+ВСДП-18 в исходном состоянии (без учета зоны диффузионного взаимодействия) составила 75–80 мкм.
Рисунок 1. Удельное изменение массы образцов из сплава ВИН3 в зависимости от продолжительности испытанияна изотермическую жаростойкость при температуре 1200°С (а) и циклическую жаростойкость при температуре 1200⇆200°С (б) без покрытия (○) и с покрытиями СДП-2+ВСДП-18 (●), СДП-41+ВСДП-18 (□), СДП-42+ВСДП-18 (■)
Область анализа |
Содержание элементов, % (по массе) |
||||||||||||
Al |
Cr |
Co |
Ni |
Y |
Mo |
La |
Ce |
Hf |
Ta |
W |
Re |
Ʃ |
|
Темная |
20,2 |
5,2 |
0,7 |
72,6 |
Н/о* |
Н/о |
Н/о |
Н/о |
Н/о |
1,4 |
Н/о |
Н/о |
100,1 |
Светлая |
10,3 |
3,6 |
0,7 |
74,4 |
Н/о |
1,0 |
Н/о |
Н/о |
1,3 |
8,8 |
Н/о |
Н/о |
100,1 |
0 мкм |
9,6 |
6,0 |
1,5 |
71,7 |
Н/о |
1,5 |
Н/о |
Н/о |
1,1 |
6,3 |
2,3 |
Н/о |
100,0 |
* Н/о – не обнаружено.
Область анализа |
Содержание элементов, % (по массе) |
|||||||||||
Al |
Cr |
Co |
Ni |
Y |
Mo |
La |
Hf |
Ta |
W |
Re |
Ʃ |
|
Темная |
5,6 |
8,0 |
4,7 |
68,7 |
Н/о* |
5,3 |
Н/о |
Н/о |
3,7 |
2,3 |
1,7 |
100,0 |
Светлая |
6,2 |
7,3 |
5,1 |
69,6 |
Н/о |
5,6 |
Н/о |
Н/о |
3,0 |
1,7 |
1,7 |
100,2 |
0 мкм |
7,8 |
4,6 |
3,8 |
71,4 |
Н/о |
4,3 |
Н/о |
Н/о |
5,6 |
2,4 |
Н/о |
99,9 |
* Н/о – не обнаружено.
Методами растровой электронной микроскопии, рентгеноструктурного фазового анализа и микрорентгеноспектрального анализа (рис. 2) установлено, что после испытаний покрытие СДП-42+ВСДП-18 на сплаве ВИН3 полностью сохранилось и продолжало выполнять свои защитные функции. Это связано с тем, что в поверхностном слое выявлены участки β-фазы, а среднее содержание алюминия в слое покрытия составляет 8–9% (по массе).
Таким образом установлено, что после испытаний образцов из сплава ВИН3 на изотермическую жаростойкость при температуре 1200°С на базе 500 ч покрытие СДП-42+ВСДП-18 имеет наименьшую потерю массы из всех исследованных систем покрытий, которая составляет 17 г/м2.
По результатам исследования образцов из сплава ВИН3 с защитными покрытиями на циклическую и изотермическую жаростойкость при температуре 1200⇆200°С на базе 100 циклов определено, что в покрытии СДП-42+ВСДП-18 наблюдается прирост массы, который составляет 3,35 г/м2.
2. Иноземцев А.А., Нихамкин М.А., Сандрацкий В.Л. Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок. М.: Машиностроение. 2008. Т. 2. С. 159–192.
3. Каблов Е.Н., Сидоров В.В., Каблов Д.Е., Ригин В.Е., Горюнов А.В. Современные технологии получения прутковых заготовок из литейных жаропрочных сплавов нового поколения //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 97−105.
4. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий //Труды ВИАМ. 2013. №2. Ст. 01 (viam-works.ru).
5. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. C. 36–52.
6. Базылева О.А., Аргинбаева Э.Г., Туренко Е.Ю. Жаропрочные литейные интерметаллидные сплавы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 57–60.
7. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Сурова В.А., Каблов Д.Е. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных и интерметаллидных сплавов с монокристаллической структурой //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 20–25.
8. Сплав на основе интерметаллида Ni3Al: пат. 2434067 Рос. Федерация; опубл. 01.07.2010.
9. Сплав на основе интерметаллида Ni3Al: пат. 2434068 Рос. Федерация; опубл. 05.10.2010.
10. Жаропрочный сплав на никелевой основе для монокристаллического литья: пат. 2439184 Рос. Федерация; опубл. 05.10.2010.
11. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Материалы для высокотеплонагруженных деталей газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Бау-мана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 13–19.
12. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Жаростойкие и теплозащитные покрытия для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. C. 60–70.
13. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Ионное травление и модифицирование поверхности ответственных деталей машин в вакуумно-дуговой плазме //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 149–163.
14. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Heat-resistant coatings for the high-pressure turbine blades of promising gtes //Russian metallurgy (Metally). 2012. №1. С. 1–7.
15. Матвеев П.В., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин А.А. Защитные жаростойкие покрытия для сплавов на основе интерметаллидов никеля //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. C. 12–15.
16. Мубояджян С.А., Александров Д.А., Горлов Д.С., Егорова Л.П., Булавинцева Е.Е. Защитные и упрочняющие ионно-плазменные покрытия для лопаток и других ответственных деталей компрессора ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 71–81.
2. Inozemcev A.A., Nihamkin M.A., Sandrackij V.L. Osnovy konstruirovanija aviacionnyh dvigatelej i jenergeticheskih ustanovok [Basis for designing aircraft engines and power plants]. M.: Mashinostroenie. 2008. T. 2. S. 159–192.
3. Kablov E.N., Sidorov V.V., Kablov D.E., Rigin V.E., Gorjunov A.V. Sovremennye tehnologii poluchenija prutkovyh zagotovok iz litejnyh zharoprochnyh splavov novogo pokolenija [Modern technologies for bar stock of casting superalloys new generation] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 97−105.
4. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemel'nye jelementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare earth elements – materials of current and future high-tech] //Trudy VIAM. 2013. №2. St. 01 (viam-works.ru).
5. Kablov E.N., Petrushin N.V., Svetlov I.L., Demonis I.M. Nikelevye litejnye zharoprochnye splavy novogo pokolenija [Casting nickel superalloys new generation] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 36–52.
6. Bazyleva O.A., Arginbaeva Je.G., Turenko E.Ju. Zharoprochnye litejnye intermetallidnye splavy [Heat-resistant casting intermetallic alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 57–60.
7. Kablov E.N., Bondarenko Ju.A., Echin A.B., Surova V.A., Kablov D.E. Razvitie processa napravlennoj kristallizacii lopatok GTD iz zharoprochnyh i intermetallidnyh splavov s monokristallicheskoj strukturoj [The development process of directional solidification of high-temperature gas turbine engine blades and intermetallic alloys with a single-crystal structure] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 20–25.
8. Splav na osnove intermetallida Ni3Al [Alloy based on Ni3Al intermetallic]: pat. 2434067 Ros. Federacija; opubl. 01.07.2010.
9. Splav na osnove intermetallida Ni3Al [Alloy based on Ni3Al intermetallic]: pat. 2434068 Ros. Federacija; opubl. 05.10.2010.
10. Zharoprochnyj splav na nikelevoj osnove dlja monokristallicheskogo lit'ja [Superalloy based on nickel single crystal casting]: pat. 2439184 Ros. Federacija; opubl. 05.10.2010.
11. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Bazyleva O.A. Materialy dlja vysokoteplonagruzhennyh detalej gazoturbinnyh dvigatelej [Materials for high-thermal components of gas turbine engines] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 13–19.
12. Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A. Zharostojkie i teplozashhitnye pokrytija dlja lopatok turbiny vysokogo davlenija perspektivnyh GTD [Heat-resistant and heat-protective coatings for high-pressure turbine blades looking GTE] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 60–70.
13. Kablov E.N., Mubojadzhjan S.A. Ionnoe travlenie i modificirovanie poverhnosti ot-vetstvennyh detalej mashin v vakuumno-dugovoj plazme [Ion etching and surface modification of critical components of machinery on a vacuum arc plasma] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 149–163.
14. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Heat-resistant coatings for the high-pressure turbine blades of promising gtes //Russian metallurgy (Metally). 2012. №1. S. 1–7.
15. Matveev P.V., Budinovskij S.A., Mubojadzhjan S.A., Kos'min A.A. Zashhitnye zharostojkie pokrytija dlja splavov na osnove intermetallidov nikelja [Heat-resistant protective coatings for intermetallic alloys based on nickel] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 12–15.
16. Mubojadzhjan S.A., Aleksandrov D.A., Gorlov D.S., Egorova L.P., Bulavinceva E.E. Zashhitnye i uprochnjajushhie ionno-plazmennye pokrytija dlja lopatok i drugih otvetstvennyh detalej kompressora GTD [Protecting and strengthening the ion-plasma coatings for blades and other parts of responsibility compressor GTE] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 71–81.