Статьи

 




Б. С. Ломберг, А. П. Петрова
Радий Евгеньевич Шалин
Радий Евгеньевич Шалин (1933−2006 гг.) член-корреспондент РАН, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РФ, правительственных премий РФ и УССР, «Заслуженный авиастроитель»

Радий Евгеньевич Шалин родился в семье служащего. Окончил в 1956 году Московский институт стали и сплавов.

Р.Е. Шалин был первым руководителем ВИАМ, прошедшим весь путь становления ученого в институте. Он пришел в ВИАМ в 1956 году и начал работать в должности дежурного инженера-мастера бригады плавильщиков в металлургической лаборатории. С самого начала своей деятельности ему пришлось столкнуться с разработкой технологии плавки новых для техники алюминийбериллиевых сплавов. При всех своих достоинствах бериллий имеет ряд существенных недостатков, но самый главный из них – исключительная токсичность. Бериллий – самый токсичный из всех применяемых в промышленности конструкционных металлов. Необходимо было обладать исключительным мужеством и преданностью науке, чтобы стать пионером металлургии бериллиевых сплавов. И действительно, при всех известных в то время мерах безопасности Р.Е. Шалину не удалось избежать заболевания, которое сильно отразилось на его здоровье.

Молодой инженер сразу проявил себя энергичным, работоспособным, инициативным сотрудником с хорошими организаторскими способностями.

Закономерен его дальнейший рост в институте – заместитель начальника лаборатории, затем начальник лаборатории, заместитель начальника института по науке и, наконец, директор института.

В период его руководства численность коллектива достигла наибольшей величины. Р.Е. Шалину удалось добиться крупного увеличения финансирования, фондовооруженности, роста производственных площадей. Объем тематики вырос вдвое. Под руководством Р.Е. Шалина разработаны новые материалы и технологии, которые позволили создать самолеты Ил-86, Ил-96, Ил-114, Ту-204, Ту-160, Ан-124, «Мрия», «Буран», МиГ-29, Су-27 и изделия спецтехники.

К концу двадцатилетия его деятельности на посту директора численность сотрудников упала более чем вдвое. Вместо двух-трех десятков марок материалов в год выпускались считанные единицы. Институт, имея многомиллиардные долги, оказался на грани банкротства. Для этого были объективные причины. И Радию Евгеньевичу оставалось только переживать вместе с коллективом эти тяжелые дни развала авиационной промышленности, краха советской науки – закономерного следствия общего кризиса страны. В этот период усилия директора, верного славным традициям, направлялись на сохранение основного ядра ученых и накопленного десятилетиями опыта. Р.Е. Шалин достойно выполнил эту сложную задачу.

Большой заслугой Р.Е. Шалина как директора института является то, что он сумел противостоять приватизации института, превращению его в акционерное общество. Начальник финансово-планового отдела А.Н. Герман (казалось бы, особо компетентный в этих вопросах человек) настойчиво доказывал преимущество свободной от бюрократических оков деятельности, заручась поддержкой у других ведущих специалистов. Но, к счастью, опыт руководства и прозорливая дальновидность помогли директору не поддаться на уговоры, не пойти по пагубному пути и избежать трудностей и тягот, которые пришлось пережить НИИ, попавшим на удочку «гайдаровской школы», и сохранить накопленный десятилетиями опыт.

Много усилий пришлось приложить Р.Е. Шалину, чтобы добиться признания за ВИАМ высокого статуса Государственного научного центра по авиационным материалам. Этот статус стал закономерным итогом большого вклада института в авиационное материаловедение, свидетельством значимости его методических разработок и созданных им научных школ, прокладывающих новые пути в материаловедении.

Для периода с конца 70-х до начала 90-х годов характерно значительное умножение задач, повышение уровня требований, развитие новой концепции оценки качества материалов. Эти тенденции отразились на всей тематике института. Потребовались значительное углубление исследований, новая вооруженность технологическим и экспериментальным оснащением. Для успешного решения этих проблем в полной мере понадобился организаторский и руководящийся вклад Р.Е. Шалина.

Важнейшим направлением в это время стало развитие изысканий композиционных материалов. В период руководства А.Т. Туманова это важнейшее направление только зарождалось и разработки практически не выходили из стен лаборатории. Внедрение композиционных материалов в конструкции летательных аппаратов и их промышленное производство в основном начали развиваться уже под общим руководством Р.Е. Шалина.

Решение крупнейшей комплексной проблемы – создание материалов для космического корабля «Буран», потребовавшее сложной координации работ десятка подразделений института, является исключительно заслугой Р.Е. Шалина. К числу его заслуг относится и организация выставки достижений ВИАМ, выдвинувшей институт на авансцену научно-технического прогресса и, главное, позволившей привлечь внимание правительства и научной общественности.

Много было споров, когда решался вопрос о выставке. Н.М. Склярову, бывшему в то время начальником лаборатории механических испытаний, с тяжелым чувством пришлось уступить уникальные залы, специально сконструированные для лаборатории, которая могла бы стать после размещения в них оборудования образцовой лабораторией страны. Но доводы Р.Е. Шалина победили. Возникло понимание, что выставка – это визитная карточка ВИАМ. Р.Е. Шалин действительно проявил исключительную дальновидность. Его планы полностью оправдались уже в ближайшие годы, что очень помогло ВИАМ в борьбе за достойное существование.

Р.Е. Шалин уделял много внимания проблеме качества авиаматериалов. Система управления качеством авиаматериалов – СУПРАКАМ – получила свое окончательное завершение. Началась работа по созданию системы сертификации авиаматериалов, был разработан оригинальный вид сертификата полуфабриката. Создан Государственный испытательный центр, аккредитованный Госстандартом СССР.

Заслуги Р.Е. Шалина были высоко оценены правительством: он награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, ему присуждены Ленинская премия, Государственная премия РФ, премии Правительства РФ и УССР, звание «Заслуженный авиастроитель». Вклад в науку Р.Е. Шалина отмечен избранием его членом-корреспондентом РАН.

До последнего дня своей жизни Р.Е. Шалин трудился в ВИАМ в должности Советника Генерального директора. Радий Евгеньевич скоропостижно скончался 11 июля 2006 года.


ЛИТЕРАТУРА
1. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов. В книге Авиационные материалы и технологии. М. изд. ВИАМ. 2012. С.157-166.
2. Каськов В.С. Бериллий и материалы на его основе. В книге Авиационные материалы и технологии. М. изд. ВИАМ. 2012. С.222-226.
3. Ломберг Б.С., Яковлев Е.Д. Новый жаропрочный материал для ядерной энергетики. Авиационные материалы и технологии. 2012, № 2. С.18-20.
4. Баранов Д.Е., Гагарин М.В., Яковлев А.Г. Подход к оценке кадрового потенциала научно-производственного предприятия оборонно-промышленного комплекса. Авиационные материалы и технологии. 2012, № 4. с. 58-64.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.