Термопластичные связующие. Настоящее и будущее

Статьи

 




УДК 678.8
А. И. Ткачук, Т. А. Гребенева, Л. В. Чурсова, Н. Н. Панина
Термопластичные связующие. Настоящее и будущее

Представлен обзор термопластичных связующих, основное внимание направлено на перспективные термопластичные материалы для получения полимерных композиционных материалов. Приведена оценка основных преимуществ и недостатков эксплуатационных и технологических характеристик суперконструкционных термопластов. Описаны приемы, позволяющие повысить производительность процесса переработки суперконструкционных термопластов в ПКМ.

Ключевые слова: термопластичные связующие, полимерные композиционные материалы, суперконструкционные термопласты, пр

В мировом производстве конструкционных полимерных композиционных материалов (ПКМ) широко применяются термореактивные связующие[1–4], однако в настоящее время для получения ПКМ наблюдается еще большее увеличение спроса на термопластичные связующие благодаря их исключительным характеристикам: неограниченному сроку хранения, простоте изготовления, возможности вторичной переработки, сохранению их прочностных характеристик при высоких температурах и одному из главных достоинств – высокой вязкости разрушения [5–9]. Их уникальные технические характеристики, такие как прочность, коррозионная стойкость, легкость и другие, позволяют им успешно конкурировать, в первую очередь, с металлами и керамикой при производстве авиакосмической и автомобильной техники, предметов бытового назначения, в электронной и электротехнической промышленности.

Важным фактором для увеличения доли использованных в авиастроении полимеров является возможность снижения массы самолета, что обусловливает сокращение расхода топлива, т. е. согласуется с разрабатываемыми в Европе законами для авиаперевозчиков по снижению эмиссии СО2 и улучшению экологической обстановки. Кроме того, материалы, используемые в аэрокосмической, автомобилестроительной и нефтегазовой отрасли, должны иметь высокую стойкость к действию влаги, масел, гидравлических жидкостей, смазок, топлив и растворителей. Механические свойства материалов на основе смол для реактопластов сильно снижаются под действием влаги, в то время как термопластичные матрицы практически не поглощают воду и являются инертными к действию большинства растворителей и кислот. Одним из существенных недостатков полимерной матрицы по сравнению с металлом и керамикой является ее горючесть. Летучие продукты разложения полимеров часто содержат большое количество водорода, который поддерживает процесс горения, а также опасных для окружающей среды газов и примесей. Однако у термопластов, которые имеют в структуре молекулы бензольных колец, – низкое соотношение количества водородных атомов к углеродным, поэтому при разложении не наблюдается выделения большого количества горючих летучих продуктов.

В 2010 году общемировое производство термопластов достигло 245 млн тонн, при этом основная доля производства приходилась на полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП) и поливинилхлорид (ПВХ), т. е. полимеры общетехнического назначения, доля инженерных составляет ~4,5% и суперконструкционных термопластов ~1,2% [10]. Следует отметить, что доля России в общемировом производстве термопластов составляет всего 2%. Основными отечественными потребителями термопластов остаются производители упаковочных материалов, труб и профилей. Хотя и в РФ, и в странах ЕС производство ПКМ на основе термопластичных связующих составляет всего 10% от общего объема, однако в России это производство сильно зависит от поставок импортного сырья и составляет 500 тыс. тонн в год, в то время как в ЕС производится 5 млн тонн в год, при этом производители сырья самостоятельно перерабатывают 68% от объема изготовленных термопластов в ПКМ. Таким образом, в России наблюдается реальный дефицит отечественных термопластичных связующих, использующихся для изготовления ПКМ (переработчики пластмасс потребляют до 50% импортного сырья).

Термопластичные полимеры можно условно подразделить на несколько групп [11–13]:

1 – по структуре – аморфные (акрило-бутадиенстирол (АБС), полиметилметакрилат (ПММА), поликарбонат (ПК)) и кристаллические (полиэтилен (ПЭ), полиэтилентерефталат (ПЭТ), полиамид (ПА));

2 – по объему производства – мало- и крупнотоннажные (volume plastics), к которым относят, прежде всего, ПЭ, полипропилен (ПП), полистирол (ПС);

3 – по эксплуатационным характеристикам, которые определяются рабочими температурами и физико-механическими свойствами.

По теплостойкости и прочностным характеристикам термопласты делят на следующие группы:

– материалы общетехнического назначения или общего назначения (general purpose thermoplastics) – ПС, АБС, ПММА, поливинилхлорид (ПВХ), ПП, ПЭ;

– пластмассы инженерно-технического назначения (engineering thermoplastics) – ПК, ПЭТ, ПА, полифениленоксид (ПФО), полибутилентерефталат (ПБТ), полиформальдегид (ПФЛ);

– суперконструкционные материалы (super-engineering or high temperature thermoplastics) – полиэфиримид (ПЭИ), полисульфон (ПСФ), полиэфирсульфон (ПЭС), полиэфирэфиркетон (ПЭЭК), полифенилсульфид (ПФС), жидкокристаллические полимеры (ЖКП).

Класс суперконструкционных полимеров, который в настоящее время очень активно развивается [14, 15], отличается от остальных низкими объемами производства и очень высокой стоимостью реализуемой продукции (от 2500 руб/кг). Наиболее крупными производителями суперконструкционных термопластов являются такие иностранные компании, как Solvay Advanced Polymers, BASF, DuPont, PolyOne, LATI, Victrex, Ticona, General Electric Co., GEBA, в то время как в России производится только полисульфон на мощностях ОАО НИИПМ. Ранее основное применение материалов этого типа было ориентировано на космос, авиацию и спецтехнику, а в настоящее время они все более активно проникают в гражданские области из-за замены ими традиционных материалов и расширения их потребления в интенсивно развивающихся гражданских отраслях, таких как автомобилестроение, нефтеперерабатывающая промышленность, электроника, медицина. Кроме того, для современной авиакосмической техники существенно повысились и ужесточились требования к полимерным материалам, используемым для формирования деталей и конструкций. Это, в первую очередь, сохранение не менее 80% величины значений механических характеристик в заданном интервале рабочих температур, высокая теплостойкость, пониженное водопоглощение, высокая огне- и химическая стойкость и т. д. Всем этим вышеперечисленным требованиям и удовлетворяют суперконструкционные термопластичные связующие.

Суперконструкционные термопласты могут содержать в своей структуре жесткоцепные полиарилены и полигетероарилены, которые позволяют достигать высоких рабочих температур от 160°С (см. таблицу) и высоких механических показателей по сравнению с инженерными термопластами. Наряду с высокими термоустойчивостью и упруго-прочностными свойствами, материалы этой группы отличаются стойкостью к действию ударных циклических нагрузок и растрескиванию, стабильностью размеров при низких (-60°С) и повышенных (+250°С) температурах. Они имеют высокую атмосферо- и химическую стойкость к топливу, маслам, основаниям и кислотам. Наполненные дисперсными и дискретными волокнами суперконструкционные термопласты все чаще заменяют металлы благодаря низкой плотности, а соответственно, более низкой массе.

Сравнение характеристик суперконструкционных термопластичных связующих

Характеристики

Кристаллическая структура

ПФС

ЖКП

ПЭЭК

Плотность, г/см3

1,28-1,36

1,4-1,85

1,3

Рабочая температура, °С

-60÷+220

+240÷+260

+220÷+260

Прочность при растяжении, МПа

60–80

126–185

102–110

Модуль упругости при растяжении, ГПа

2,8–3,7

8–15

3,8–4,5

Относительное удлинение при растяжении, %

2–20

1–4

4–11

Ударная прочность (по Шарпи), кДж/м2

25–50

22–80

25

Водопоглощение в комнатных условиях (23°С, 24 ч, при погружении), %

0,02

0,03–0,1

0,05–0,06

Характеристики

Аморфная структура

ПЭИ

ПСФ

ПЭС

Плотность, г/см3

1,27

1,24

1,37–1,4

Рабочая температура, °С

+180

+160

-60÷+180

Прочность при растяжении, МПа

95–110

69–80

72–91

Модуль упругости при растяжении, ГПа

3–3,2

2,48–2,6

2,17–2,7

Относительное удлинение при растяжении, %

10–60

35–100

30–80

Ударная прочность (по Шарпи), кДж/м2

4–11

7

7,1–8,7

Водопоглощение в комнатных условиях (23°С, 24 ч, при погружении), %

0,06–0,07

0,3–0,8

0,4–0,7

 

С точки зрения технологичности процесса переработки суперконструкционные термопласты обладают повышенной жизнеспособностью связующего, коротким производственным циклом переработки в ПКМ, пониженной токсичностью производства, низкой усадкой при отверждении, возможностью вторичной переработки отходов, отсутствием легколетучего растворителя, что особенно актуально из-за увеличения требований к экологической составляющей производства и утилизации отходов.

При высоких температурах суперконструкционные термопласты являются вязкими жидкостями. Это позволяет делать из них детали, твердеющие при охлаждении. Благодаря тому, что термопластичные связующие можно многократно нагревать, формовать и охлаждать, их отходы подвергают вторичной переработке. Перерабатываются они традиционными для термопластов методами: литьем под давлением, прессованием, экструзией, термопластиковой намоткой и многими другими способами.

Основными недостатками всех теплостойких термопластичных связующих являются их высокая температура переработки (от 300 до 400°С) и низкая адгезия к наполнителю полимерной матрицы при формовании в ПКМ. Для повышения производительности и уменьшения энергозатрат на производстве можно использовать передовые приемы оптимизации процессов переработки термопластов в ПКМ, например – введение процессинговых добавок и нуклеаторов.

Существующие в настоящее время процессинговые добавки [16] позволяют перерабатывать термопласты не только общего, но и инженерного назначения (включая ПК, АБС, ПБТ, ПЭТ, ПС и др.) при более низких температурах, что положительно сказывается на физико-механических свойствах материала, уменьшает себестоимость изделий, а также сохраняет свойства добавок, чувствительных к высоким температурам переработки. Другой тип добавок – нуклеаторы [17], применимые только для кристаллизующихся полимеров, – способствуют ускорению цикла литья, уменьшая продолжительность охлаждения (на 5–40%), снижению технологической усадки, а следовательно, энергозатрат, повышению производительности. Таким образом, для усовершенствования процесса переработки высокотеплостойких термопластов в ПКМ необходимо разработать перспективные добавки, облегчающие переработку суперконструкционных термопластичных связующих, которые объединяют несколько различных классов соединений, позволяющих понизить как температуру переработки на производстве, так и продолжительность охлаждения готового материала.

Перспективным методом регулирования структуры межфазного слоя, направленным на увеличение адгезионного взаимодействия на границе раздела фаз матрица/наполнитель, является использование аппретов [18] и компатибилизаторов [19]. Аппреты – вещества, влияющие на структуру, свойства и протяженность межфазного слоя, который многократно увеличивает площадь контакта волокнистого наполнителя со связующим. Для производства конструкционных ПКМ с заданными эксплуатационными характеристиками необходимо целенаправленно подбирать аппретирующий состав для армирующего волокна с учетом вязкости связующего, его молекулярной массы, физико-химических свойств, размеров и структуры пор в наполнителе.

Введение компатибилизаторов является другим способом улучшения совмещения не смешивающихся между собой классов полимеров. Компатибилизаторы – связующие агенты, уменьшающие силы поверхностного натяжения на границе раздела фаз, позволяющие создать прочную связь между несовместимыми полимерами, существующими в виде многофазной системы, значительно улучшая распределение полимеров друг в друге. Как правило, добавление компатибилизаторов (до 5–7% по массе) приводит к образованию гомогенной дисперсии полимерной композиции с более регулярной и стабильной морфологией, а также к улучшению связи между деградировавшими полимерными цепочками.

Таким образом, разработка новых добавок, улучшающих процесс переработки, аппретирующих составов и компатибилизаторов для получения ПКМ на основе суперконструкционных термопластов позволит повысить механические, теплостойкие, а также эксплуатационные свойства материала, что приведет к увеличению срока службы изделий.

Авторы статьи выражают благодарность за помощь в работе сотрудникам М.М. Платонову, Г.Н. Петровой, Т.Ф. Изотовой.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
3. Чурсова Л.В., Ким М.А., Панина Н.Н., Швецов Е.П. Наномодифицированное эпоксидное связующее для строительной индустрии //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 40–47.
4. Чурсова Л.В., Раскутин А.Е., Гуревич Я.М., Панина Н.Н. Связующее холодного отверждения для строительной индустрии //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №5. С. 40–44.
5. Петрова Г.Н., Перфилова Д.Н., Грязнов В.И., Бейдер Э.Я. Термопластичные эластомеры для замены резин //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 302–308.
6. Петрова Г.Н., Бейдер Э.Я. Конструкционные материалы на основе армированных термопластов //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 34–40.
7. Петрова Г.Н., Бейдер Э.Я. Литьевые термопластические материалы авиакосмического назначения //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 41–45.
8. Петрова Г.Н., Румянцева Т.В., Перфилова Д.Н., Бейдер Э.Я., Грязнов В.И. Термоэластопласты – новый класс полимерных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2010. №4. С. 20–25.
9. Biron M. 8 – Future Prospects for Thermoplastics and Thermoplastic Composites //Thermoplastics and Thermoplastic Composites (Second Edition). 2013. А volume in Plastics Design Library. P. 985–1025.
10. Кацевман М.Л. Полимерные композиты и локализация //The Chemical Journal. 2013. №1–2. С. 66–69.
11. Михайлин Ю.А. Конструкционные полимерные композиционные материалы. СПб.: НОТ. 2008. 820 с.
12. Кербер М.Л., Виноградов В.М. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология. СПб.: Профессия. 2009. 560 с.
13. Мэттьюз Ф., Ролингс Р. Композиционные материалы. Механика и технология: Пер. с англ. М.: Техносфера. 2004. 408 с.
14. Берлин Ал.Ал. Современные полимерные композиционные материалы //Соросовский образовательный журнал. 1995. №1. С. 57–65.
15. Евразийский химический рынок. Новые полимеры: полифениленсульфид //Международный деловой журнал. 2008. Т. 39. №3. С. 14–21.
16. Ebnesajjad S., Morgan R.A. 11 – Applications of Processing Aid Additives //Fluoropolymer Additives. 2012. A volume in Plastics Design Library. P. 193–209.
17. Rungsima Homklina, Nattakarn Hongsriphan. Mechanical and Thermal Properties of PLA/PBS Co-continuous Blends Adding Nucleating Agent //Energy Procedia. 2013.
V. 34. P. 871–879.
18. Mukhopadhyay S., Fangueiro R. Physical Modification of Natural Fibers and Thermoplastic Films for Composites – A Review //Journal of Thermoplastic Composite Materials. 2009. V. 22. №2. P. 135–162.
19. Tay G.S., Shannon-Ong S.H., Goh S.W., Rozman H.D. Thermoplastic–lignocellulose composites enhanced by chemically treated Alcell lignin as compatibilizer //Journal of Thermoplastic Composite Materials. 2013. V. 26. №6. P. 733–746.
1. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologiy ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
2. Graschenkov D.V., Chursova L.V. Strategiya razvitiya kompozitsionnyh i funktsional'nyh materialov [Development strategy of composite and functional materials] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
3. Chursova L.V., Kim M.A., Panina N.N., Shvetsov E.P. Nanomodifitsirovannoe epoksidnoe svyazuyuschee dlya stroitel'noy industrii [Nanomodified Epoxy Binder for the Construction Industry] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 40–47.
4. Chursova L.V., Raskutin A.E., Gurevich Ya.M., Panina N.N. Svyazuyuschee holodnogo otverzhdeniya dlya stroitel'noy industrii [Cold-cured Binder for the Construction Industry] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №5. S. 40–44.
5. Petrova G.N., Perfilova D.N., Gryaznov V.I., Beyder E.Ya. Termoplastichnye elastomery dlya zameny rezin [Thermoplastic elastomer for the substitution of rubbers] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 302–308.
6. Petrova G.N., Beyder E.Ya. Konstruktsionnye materialy na osnove armirovannyh termoplastov [Structural materials based on reinforced thermoplastics] //Rossiyskiy himicheskiy zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 34–40.
7. Petrova G.N., Beyder E.Ya. Lit'evye termoplasticheskie materialy aviakosmicheskogo naznacheniya [Molding thermoplastic materials of aerospace application] //Rossiyskiy himicheskiy zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 41–45.
8. Petrova G.N., Rumyantseva T.V., Perfilova D.N., Beyder E.Ya., Gryaznov V.I. Termoelastoplasty – novyj klass polimernyh materialov [Thermoelastoplastics – a new class of polymer materials] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2010. №4. S. 20–25.
9. Biron M. 8 – Future Prospects for Thermoplastics and Thermoplastic Composites //Thermoplastics and Thermoplastic Composites (Second Edition). 2013. A volume in Plastics Design Library. P. 985–1025.
10. Katsevman M.L. Polimernye kompozity i lokalizatsiya [Polymer composites and localization] //The Chemical Journal. 2013. №1–2. S. 66–69.
11. Mihaylin Yu.A. Konstruktsionnye polimernye kompozitsionnye materialy [Structural polymer composite materials]. SPb.: NOT. 2008. 820 s.
12. Kerber M.L., Vinogradov V.M. Polimernye kompozitsionnye materialy: struktura, svoystva, tehnologiya [Polymer composite materials: structure, properties, technology]. SPb.: Professiya. 2009. 560 s.
13. Mett'yuz F., Rolings R. Kompozitsionnye materialy. Mehanika i tehnologiya [Composite materials. Mechanics and technology]: Per. s angl. M.: Tehnosfera. 2004. 408 s.
14. Berlin Al.Al. Sovremennye polimernye kompozitsionnye materialy [Modern polymer composite materials] //Sorosovskiy obrazovatel'nyj zhurnal. 1995. №1. S. 57–65.
15. Evraziyskiy himicheskiy rynok. Novye polimery: polifenilensul'fid [Eurasian Chemical Market. New polymers: polyphenylene sulfide] //Mezhdunarodnyj delovoy zhurnal. 2008. T. 39. №3. S. 14–21.
16. Ebnesajjad S., Morgan R.A. 11 – Applications of Processing Aid Additives //Fluoropolymer Additives. 2012. A volume in Plastics Design Library. P. 193–209.
17. Rungsima Homklina, Nattakarn Hongsriphan. Mechanical and Thermal Properties of PLA/PBS Co-continuous Blends Adding Nucleating Agent //Energy Procedia. 2013. V. 34. P. 871–879.
18. Mukhopadhyay S., Fangueiro R. Physical Modification of Natural Fibers and Thermoplastic Films for Composites – A Review //Journal of Thermoplastic Composite Materials. 2009. V. 22. №2. P. 135–162.
19. Tay G.S., Shannon-Ong S.H., Goh S.W., Rozman H.D. Thermoplastic–lignocellulose composites enhanced by chemically treated Alcell lignin as compatibilizer //Journal of Thermoplastic Composite Materials. 2013. V. 26. №6. P. 733–746.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.