СЕМИПРЕГИ И УГЛЕПЛАСТИКИ НА ИХ ОСНОВЕ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2025-0-8-85-99
УДК 620.179.1
К. И. Донецкий, Р. Ю. Караваев, Д. В. Быстрикова, А. Д. Грачева, А. И. Ткачук
СЕМИПРЕГИ И УГЛЕПЛАСТИКИ НА ИХ ОСНОВЕ

Рассмотрены особенности процессов изготовления семипрегов на основе углеродной ленты и углеродной равнопрочной ткани, а также процесса изготовления углепластиков на их основе методом вакуумного формования с учетом разработки состава и технологии изготовления эпоксидного расплавного связующего. Приведены результаты общей квалификации углепластиков и исследования комплекса физико-механических и эксплуатационных свойств. Проведены опытно-технологические работы по изготовлению конструктивно-подобных образцов обшивок панелей корпусных конструкций с использованием семипрегов, показано отсутствие дефектов.

Ключевые слова: углеродный наполнитель, эпоксидное связующее, семипрег, вакуумное формование, отверждение, углепластик, физико-механические свойства, carbon filler, epoxy binder, semipreg, vacuum forming, curing, carbon fiber, physical and mechanical properties

Введение

Применение полимерных композиционных материалов (ПКМ) при создании современной авиационной техники становится все более актуальным с учетом необходимости усовершенствования и обновления авиапарка РФ. В связи с увеличенным спросом на такие материалы требуется снижение их себестоимости и, как следствие, поиск замены дорогому и ресурсоемкому автоклавному формованию, которое в настоящее время в РФ является широко распространенным способом изготовления изделий из ПКМ [1–5].

Одно из решений данной проблемы – переход от автоклавного формования препрегов к вакуумному, что позволит значительно снизить энергозатраты и стоимость применяемого оборудования, тем самым снизить себестоимость как самого процесса, так и получаемого изделия. Однако в случае этого перехода появляется опасность значительного снижения качества изделий из-за увеличения пористости материала. Так, если автоклав практически гарантирует «сдавливание» воздушных включений в микродефект, не влияющий на свойства готовой продукции, то давление в 1 ат при вакуумном формовании таких гарантий не дает. Кроме того, требования к навыкам и ответственности персонала, отвечающего за сборку технологического пакета при вакуумном формовании, выше, чем при автоклавном формовании. Зарубежные исследователи уже достаточно давно обратили внимание на необходимость исследования этой темы и публикации по этому направлению наблюдаются продолжительное время [6–10].

С целью повышения качества и снижения пористости таких материалов многие ведущие производители материалов для изготовления ПКМ, такие как Hexcel, Cytec, Tencate и др., начали выпускать семипреги, состоящие из сухой (непропитанной) части ткани и расплавного связующего (рис. 1) [11–14].

 

 

Рис.1. Схематическое изображение расположения наполнителя и связующего в семипреге

 

Появление такого сухого фрагмента материала в технологическом пакете позволяет проводить его дегазацию полнее, а главное – с большей гарантией, чем в случае применения препрега, и в результате получить низкопористый пластик [15–22].

Основными причинами образования пор (а соответственно, получения изделия с пониженными механическими свойствами) ввиду более низкого давления при вакуумном формовании препрегов и семипрегов относительно автоклавного формования являются:

– недостаточное время предварительного вакуумирования;

– захват воздуха при изготовлении связующего;

– выделение летучих продуктов при отверждении полимерной матрицы;

– недостаточная величина вакуума при дегазации технологического пакета;

– влияние размеров формуемой заготовки;

– недостаток связующего;

– влага в наполнителе.

С учетом вышеизложенного одним из ключевых факторов, влияющих на конечные характеристики ПКМ, является обеспечение его низкой пористости, желательно – менее 1 %, что определяется как использованием расплавного эпоксидного связующего, не содержащего в своем составе летучих фракций, оптимальными технологией нанесения связующего на текстильный наполнитель и схемой сборки технологического пакета, так и достаточным временем проведения предварительного вакуумирования [23–27].

Распространение разработанных материалов и перспективных технологий позволит ускорить переход отрасли, в которой применяются композиты, к качественно новым базовым технологическим процессам с использованием совершенно иных инновационных материалов взамен традиционных, что будет нивелировать различия между российскими и зарубежными конкурентными технологиями, а также способствовать формированию спроса на изделия из ПКМ в РФ.

В данной работе представлены как семипреги (на основе углеродных наполнителей российского производства (ленты и ткани) и нового расплавного эпоксидного связующего), так и углепластики на их основе; приведены некоторые результаты испытаний в рамках общей квалификации материалов.

Работа выполнена при поддержке ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.

 

Материалы и методы

Для изготовления семипрегов выбраны углеродные наполнители производства НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ: углеродная лента с поверхностной плотностью 199 г/м2 и равнопрочная ткань с поверхностной плотностью 200 г/м2. Разработано расплавное эпоксидное связующее и проведены патентные исследования по связующим для ПКМ, получаемых методом вакуумного формования [28, 29].

Предварительный анализ отобранного материала показал, что профиль вязкости композиции должен быть такой, чтобы при комнатной температуре обеспечивать повышенную жизнеспособность при хранении и вакуумировании препрега, а также хорошую драпируемость и отсутствие стекания связующего с наполнителя. При этом при повышенной температуре вязкость должна снижаться до значений <25 Па·с, чтобы заполнить все технологические пустоты, созданные для лучшего удаления воздуха из вакуумного технологического пакета. Сформулированы требования к связующему: температура отверждения ‒ не более 180 °С, вязкость связующего в семипреге при температуре переработки ‒ не более 15 Па·с, температура стеклования ‒ не менее 170 °С. Выполнение этих требований обеспечит возможность получения семипрегов, предназначенных для изготовления вакуумным формованием различных изделий, в том числе сложной формы.

С учетом научно-технического задела и результатов патентных исследований выбраны исходные компоненты и изготовлены образцы: расплавного эпоксидного связующегона основе твердых эпоксидных смол, придающих составам необходимые реологические характеристики; высокопрочных жидких эпоксидных смол, придающих отвержденным образцам повышенные физико-механические характеристики; латентного отвердителя, способствующего хорошему хранению семипрега при комнатной температуре и выдержке при повышенной температуре, а также ряд других компонентов [30–34]. Основные свойства разработанного связующего приведены в табл. 1.

По результатам исследованийразработана технология изготовления расплавного эпоксидного связующего и выпущена необходимая нормативная документация. Далее на пропиточной установке изготовлены образцы семипрегов на основе полученного расплавного эпоксидного связующего и углеродных наполнителей (ленты и ткани). Семипреги получают путем нанесения эпоксидного связующего ВСЭ-68 в виде расплава на технологическую подложку из антиадгезионной бумаги с последующим совмещением пленки связующего с армирующим наполнителем. Для получения стабильной пленки связующего ВСЭ-68 с заданным расчетным значением поверхностной плотности устанавливают оптимальную температуру валов устройств нанесения (коутеров) связующего, обусловленную реологическими характеристиками связующего. Для обеспечения качественного совмещения пленки связующего с армирующими наполнителем на пропиточной установке устанавливают калибрующие устройства с оптимальными температурными режимами в нагревательных плитах и скоростью протяжки ленты наполнителя. Исходя из требуемой толщины монослоя разрабатываемого углепластика (номинальное значение) с учетом толщин подложки и полиэтиленовой пленки, устанавливают оптимальные зазоры в ламинаторах, обеспечивающие равномерное распределение связующего в семипрегах.

 

Таблица 1

Основные свойства разработанного расплавного эпоксидного связующего

Свойства

Значения свойств

Вязкость связующего при температуре 50 °С, Па·с

2100

Вязкость связующего при температуре переработки 100 °С, Па·с

11

Вязкость связующего при температуре переработки 100 °С после изотермической выдержки при 100 °С в течение 3 ч, Па·с

14

Температура стеклования (Tgdry), °С

193

Прочность при статическом изгибе отвержденного образца при температуре 20 °С (среднее значение), МПа

137

Время гелеобразования при температуре 120 °С, мин

95

Температура отверждения, °С

180

Степень отверждения при температуре 180 °С, %

99,1

 

На рис. 2 представлены этапы изготовления семипрегов на основе углеродных наполнителей (однонаправленной ленты из углеродной ткани марки ВТкУ-3; углеродной ткани марки ВТкУ-2.200) и расплавного эпоксидного связующего.

 

 

Рис. 2. Этапы изготовления семипрега на основе углеродного наполнителя: а – прогрев связующего между валами коутера перед пропиткой углеродного наполнителя; б – процесс совмещения углеродного наполнителя с изготовленной пленкой связующего; в – изготовленный семипрег углепластика марки ВКУ-69; г – изготовленный семипрег углепластика марки
ВКУ-69/ВТкУ-2.200

Проведены исследования образцов семипрегов на определение вязкости связующего в семипреге при температуре переработки 100 °С, поверхностной плотности семипрегов и массовой доли связующего в семипрегах (табл. 2).

 

Таблица 2

Свойства образцов семипрегов на основе углеродных наполнителей

(ленты и ткани) ирасплавного эпоксидногосвязующего

Свойства

Значения свойств для семипрега углепластика марки

ВКУ-69

ВКУ-69/ВТкУ-2.200

Вязкость связующего

в семипреге при температуре

переработки 100 °С, Па·с

10,1

10,2

Поверхностная плотность

семипрега, г/м2

301

305

Массовая доля связующего, %

33,6

34,5

 

Видно, что независимо от использованного углеродного наполнителя вязкость связующего в семипрегах при температуре переработки приблизительно одинакова (как и массовая доля связующего), что свидетельствует о корректно проведенном процессе изготовления материалов и оптимально подобранных режимах пропитки текстильных наполнителей связующим.

Разработаны связующее и процесс изготовления семипрегов, далее отработана технология изготовления углепластиков на их основе. Ранее в работе [35] для разработки технологий изготовления углепластиков методом вакуумного формования семипрегов совместно с коллегами из ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ» проведено моделирование процесса вакуумного формования с применением использованных в работе углеродных наполнителей.

В результате моделирования получены следующие результаты:

– выведена упрощенная аналитическая формула для определения необходимого времени вакуумирования углепластика и предельного значения вакуума в преформе в зависимости от длины изделия;

– для этапа пропитки методом конечно-элементного анализа построена зависимость порообразования от величины давления остаточной паровоздушной смеси в наполнителе;

– определены оптимальные режимы вакуумного формования углепластиков из семипрегов на основе ткани и ленты и разработанного расплавного эпоксидного связующего.

С учетом описанных ранее дренирующих свойств семипрегов и с использованием полученных данных по моделированию процесса изготовления пластиков оптимизирована сборка технологического пакета для проведения режимов предварительного вакуумирования и формования углепластиков. На важность выбора схемы и качество сборки технологического пакета обращают внимание и зарубежные исследователи [36]. Результатом этого стала разработка технологии изготовления углепластиков вакуумным формованием семипрегов, обеспечивающая получение низкопористых материалов.

 

Результаты и обсуждение

Успешное применение разработанной технологии позволило получить плиты углепластиков, образцы из которых использовали при определении физико-механических свойств; один из основных критериев качества изготовленных материалов ‒ их пористость.

Типичное изображение образца углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200 после микроструктурного анализа приведено на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Микрофотография сечения образца углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200

 

Наглядно видно отсутствие пор и расслоений в шлифе образца, что свидетельствует как об оптимальном выборе схемы сборки технологического пакета для лучшего вакуумирования семипрега, так и о достаточности времени выдержки сборки под вакуумом.

Некоторые физико-механические свойства полученных углепластиков приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Основные свойства углепластика марок ВКУ-69 и ВКУ-69/ВТкУ-2.200

Свойства

Значения свойств для углепластика марки

ВКУ-69

ВКУ-69/ВТкУ-2.200

Прочность при растяжении

при 20 °С (среднее значение), МПа

2100

770

Модуль упругости при растяжении при 20 °С (среднее значение), ГПа

120

65

Прочность при изгибе, МПа, при температуре, °С:

 

 

20

1410

910

100

1220

860

Модуль упругости при изгибе, ГПа, при температуре, °С:

 

 

20

115

59

100

110

58

Плотность, кг/м3

1560

1530

Температура стеклования Тg, °С

209

212

Пористость (объемная доля пористости), %

0,19

0,20

 

Приведенные свойства углепластиков достаточно типичны для материалов, имеющих в своем составе схожие наполнители и связующие.

Далее проведен широкий спектр исследований механических свойств углепластиков, в том числе после эксплуатационных воздействий (табл. 4–9).

 

Таблица 4

Результаты испытаний кажущегося предела прочности

при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [0]13)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания, °С

‒60

20

120

145

Кажущийся предел прочности при межслойном сдвиге, МПа (ГОСТ 32659–2014)

94

83

62

53

Установлено, что кажущийся предел прочности при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69 при температуре испытания 20 °С составляет 83 МПа (среднее значение). Сохранение предела прочности при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69 при температурах испытаний ‒60 и +120 °С по средним значениям относительно значения при 20 °С составляет не менее 75 % для обеих температур; сохранение значения при температуре 145 °С (выше рабочей на 25 °С) – не менее 64 %.

 

Таблица 5

Результаты испытаний кажущегося предела прочности

при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [0]13)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания, °С

‒60

20

120

145

Кажущийся предел прочности при межслойном сдвиге, МПа (ГОСТ 32659–2014)

61

55

55

47

 

Установлено, что кажущийся предел прочности при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200 при температуре испытания 20 °С составляет 55 МПа (среднее значение). Сохранение предела прочности при межслойном сдвиге образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200 при температурах испытаний ‒60, +120 и +145 °С относительно значения при 20 °С составляет не менее 85 % для каждой температуры.

 

Таблица 6

Результаты испытаний ударной вязкости по методу Шарпи

образцов из углепластика марки ВКУ-69

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [‒45/0/+45/90]3s)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания, °С

20

120

Ударная вязкость по методу Шарпи, кДж/м2 (ГОСТ 4647–2015)

171

173

 

Установлено, что ударная вязкость по методу Шарпи образцов из углепластика марки ВКУ-69 при температуре испытания 20 °С составляет 171 кДж/м2 (среднее значение). Ударная вязкость образцов из углепластика марки ВКУ-69 при температуре испытания 120 °С относительно значения при 20 °С сохраняется полностью.

 

Таблица 7

Результаты испытаний ударной вязкости по методу Шарпи

образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [‒45/0/+45/90]3s)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания, °С

20

120

Ударная вязкость по методу Шарпи, кДж/м2 (ГОСТ 4647–2015)

97

101

 

Установлено, что ударная вязкость по методу Шарпи образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200 при температуре испытания 20 °С составляет 97 кДж/м2 (среднее значение). Сохранение ударной вязкости образцов углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200, как и в случае углеродной ленты, при температуре испытания 120 °С относительно значения при 20 °С также сохраняется полностью.

Таблица 8

Результаты испытаний предела прочности при сжатии

после удара образцов из углепластика марки ВКУ-69

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [–45/0/+45/90]3s)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания 20 °С

Предел прочности при сжатии после удара, МПа (ГОСТ 33495–2015)

146

 

Установлено, что предел прочности при сжатии после удара образцов из углепластика марки ВКУ-69 при температуре испытания 20 °С составляет 146 МПа (среднее значение).

 

Таблица 9

Результаты испытаний предела прочности при сжатии

после удара образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200

(направление приложения нагрузки 0°, структура армирования [‒45/0/+45/90]3s)

Свойства

Значения свойств при температуре испытания 20 °С

Предел прочности при сжатии после удара, МПа (ГОСТ 33495–2015)

190

 

Установлено, что предел прочности при сжатии после удара образцов из углепластика марки ВКУ-69/ВТкУ-2.200 при температуре испытания 20 °С составляет 190 МПа (среднее значение).

Из приведенных данных видно, что в целом общие тенденции изменения свойств под воздействием внешних факторов в паре «однонаправленная лента‒ткань» приблизительно одинаковые.

Одной из возможных областей применения разработанных углепластиков может быть формовка корпусных панелей различной техники, а с учетом того, что при их изготовлении возникает потребность выкладки деталей переменной толщины, проведеныопытно-технологические работы по изготовлению конструктивно-подобных образцов (КПО) такой обшивки с использованием семипрега как на основе тканого, так и ленточного наполнителей.

Выбран формообразующий криволинейный элемент (оснастка) для изготовления КПО обшивки панели корпусной конструкции, имеющий криволинейные внутренние и внешние радиусы перегибов, имитирующий фрагмент обшивки сложной формы, эскиз которого представлен на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Эскиз формообразующего криволинейного элемента и конструктивно-подобного образца

С учетом ранее разработанной технологии изготовления ПКМ вакуумным формованием, изготовлены КПО размером 350×200 мм и толщиной от 2,5 до 10,5 мм с использованием семипрегов на основе углеродных наполнителей (ленты и ткани). Проведен раскрой семипрегов и выкладка семипрегов, жертвенной ткани и дренажного материала. Сборку технологического пакета осуществляли при помощи стандартного набора вспомогательных материалов для сборки пакетов такого рода, в которых рабочая температура не менее 200 °С (с учетом максимальной температуры отверждения связующего).

По отработанной ранее для плоских образцов технологии выполнено вакуумирование технологических пакетов и проведено формование КПО по установленному температурному режиму. Внешний вид полученных КПО с использованием семипрегов углепластиков марок ВКУ-69 и ВКУ-69/ВТкУ-2.200 представлен на рис. 5.

 

 

 

Рис. 5. Внешний вид конструктивно-подобного образца с использованием семипрегов углепластиков ВКУ-69 (а) и ВКУ-69/ВТкУ-2.200 (б)

 

Изготовленные КПО раскроены на образцы из различных областей для проведения соответствующих испытаний:

– неразрушающего ультразвукового контроля;

– определения плотности;

– определения методом рентгенографического контроля объемной доли пор образцов;

– определения степени отверждения образцов.

Для проведения неразрушающего контроля использовали ультразвуковой дефектоскоп в комплекте с преобразователем на фазированной решетке с рабочей частотой 5 МГц. Для сохранения и анализа результатов контроля использовали двухкоординатный сканер с необходимым программным обеспечением. Исследования проводили высокочастотным эхо-импульсным методом с чувствительностью контроля, эквивалентной выявлению плоскодонного отражателя диаметром 5 мм. По результатам контроля КПО оказалось, что дефектов площадью больше, чем площадь плоскодонного отражателя диаметром 5 мм, не обнаружено.

На рис. 6 на примере КПО на основе семипрега марки ВКУ-69 представлена схема вырезки образцов из изготовленных КПО на основе семипрегов углепластиков марок ВКУ-69/ВТкУ-2.200 и ВКУ-69 с расшифровкой нумерации образцов и указанием их размеров. Видно, что образцы взяты из различных областей изделия с учетом разнотолщинности и различных углов наклона материала в образце.

В табл. 10 представлены полученные результаты исследований свойств образцов, вырезанных из КПО на основе семипрегов углепластиков марок ВКУ-69 и ВКУ-69/ВТкУ-2.200.

 

Рис. 6. Схема вырезки образцов из конструктивно-подобного образца, изготовленного из семипрега марки ВКУ-69, где образцы 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 5.1, 5.2 (размер 20×20 мм) – для исследования объемной доли пор; образцы 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 (размер 15×15 мм) – для исследования плотности; образцы 1.9, 1.10, 1.11 (размер 4×4 мм) – для определения степени отверждения углепластика

 

Таблица 10

Результаты исследований свойств образцов,

вырезанных из изготовленных конструктивно-подобных образцов

Свойства

Значения свойств для образцов с использованием

семипрега углепластика марки

ВКУ-69

ВКУ-69/ВТкУ-2.200

Плотность, кг/м3

1541

1566

Объемная доля пористости, %

Не более 0,38

Не более 0,62

Степень отверждения, %

99,1

99,2

 

На рис. 7 представлена визуализация образцов, вырезанных из изготовленных КПО на основе семипрегов углепластиков марок ВКУ-69 и ВКУ-69/ВТкУ-2.200, при проведении рентгеновской компьютерной томографии.

 

 

Рис. 7. Визуализация образцов, вырезанных из изготовленных конструктивно-подобных образцов на основе семипрегов углепластиков марок ВКУ-69 (а, б) и ВКУ-69/ВТкУ-2.200 (в, г) при проведении рентгеновской компьютерной томографии

Установлено, что плотность образцов, вырезанных из КПО на основе семипрегов марок ВКУ-69 и ВКУ-69/ВТкУ-2.200, не превышает 1600 кг/м3, что является типичным для углепластиков. Полученные значения объемной доли пористости значительно <1, что подтверждает то, что разработанный процесс изготовления ПКМ способом вакуумного формования семипрегов обеспечивает изготовление низкопористого материала, что в свою очередь гарантирует изготовление высококачественного материала.

Подтверждение получил и режим отработанного процесса отверждения углепластиков. Из данных табл. 10 видно, что степень отверждения образцов, вырезанных из изготовленных КПО, для каждого из материалов составляет >99 %, что свидетельствует о полной конверсии используемого связующего в семипрегах [37].

 

Заключения

Применение метода вакуумного формования семипрегов чрезвычайно перспективно для изготовления ПКМ. Получаемые свойства пластиков, в первую очередь объемное содержание пор, по значениям приближаются к максимальным значениям, получаемым при автоклавном формовании. При тщательном соблюдении всех технологических требований по методологии сборки технологического пакета и полностью проведенном предварительном вакуумировании возможно получение материала с минимальными дефектами и отсутствием расслоений. Применение сухой текстильной составляющей в семипрегах позволяет облегчить процесс вакуумирования технологического пакета относительно использования «чистых» препреговых технологий. Метод вакуумного формования позволяет снизить стоимость процесса изготовления ПКМ по отношению к автоклавному формованию, поэтому возможно его использование при изготовлении низко- и средненагруженных конструкций.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Kablov E.N. New Generation Materials and Technologies for Their Digital Processing // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 2. P. 225–228.
2. Онищенко Г.Г., Каблов Е.Н., Иванов В.В. Научно-технологическое развитие России в контексте достижения национальных целей: проблемы и решения // Инновации. 2020. № 6 (260). С. 3–16.
3. Каблов Е.Н. Роль фундаментальных исследований при создании материалов нового поколения // Тез. докл. ХХI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: в 6 т. СПб., 2019. Т. 4. С. 24.
4. Михайлин Ю.А. Волокнистые полимерные композиционные материалы в технике. СПб.: Научные основы и технологии, 2013. 720 с.
5. Irving P.E., Soutis C. Polymer composites in the aerospace industry. Sawston, Cambridge: Woodhead Publishing, 2019. 536 p.
6. Dang C., Bernetich K., Carter E., Butler G. Mechanical comparison of out-of autoclave prepreg part to conventional autoclave prepreg part // American Helicopter Society: 67th Annual Forum. 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/267687773_Mechanical_Comparison_of_Out-of-Autoclave_Prepreg_Part_to_Conventional_Autoclave_Prepreg_Part (дата обращения: 14.07.2024).
7. Berring N.S., Renieri M.P., Bond G.G., Palmer D.J. Autoclave vs. Non-Autoclave: A comparison of hat-stiffened subcomponents by static and fatigue testing and related non-destructive evaluations // 2012 SAMPE International Symposium and Exhibition-Emerging Opportunities: Materials and Process Solutions. Baltimore MD, 2012. P. 23–25.
8. Farhang L., Fernlund G. Experimental study of void evolution in partially impregnated prepregs // Journal of Composite Materials. 2019. Vol. 54. P. 1511–1523.
9. Levy A., Kratz J., Hubert P. Air evacuation during vacuum bag only prepreg processing of honeycomb sandwich structures: In-plane air extraction prior to cure // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2015. Vol. 68. P. 365–376.
10. Umemoto Y., Gouke M., Mashima Y. Out of autoclave material «semi-preg». Technical development of resin transfer molding // Proceedings of the 18th International Conference on Composite materials. 2011. P. 45–47. URL: https://www.iccm-central.org/Proceedings/ICCM18proceedings/data/2.%20Oral%20Presentation/Aug25(Thursday)/Th05%20Carbon%20and%20Ceramic%20
Matrix%20Composites/Th05-2-IF1563.pdf (дата обращения: 14.07.2024).
11. Resin composition, a fiber reinforced material having a partially impregnated resin and composites made therefrom: pat. US6139942, appl. 06.02.97; publ. 31.10.00.
12. Душин М.И., Донецкий К.И., Тимошков П.Н., Караваев Р.Ю. Исследование процесса безавтоклавного формования семипрегов на основе углеродных наполнителей (обзор) // Труды ВИАМ. 2018. № 9 (69). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.11.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-9-21-31.
13. Varvani-Farahani A. Composite materials: characterization, fabrication and application-research challenges and directions // Applied Composite Materials. 2010. Vol. 17. Is. 2. P. 63–67.
14. Ridgard C. Out of autoclave composite technology for aerospace, defense and space structures // 54th SAMPE: Conference paper. Baltimore MD, 2009. P. 25–40.
15. Караваев Р.Ю., Городилова Н.А., Донецкий К.И. Изготовление полимерных композиционных материалов на основе семипрегов // Труды ВИАМ. 2023. № 5 (123). Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.10.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-5-64-74.
16. Grunenfelder L.K., Centea T., Hubert P., Nutt S.R. Effect of room-temperature out-time on tow impregnation in an out-of-autoclave prepreg // Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing. 2013. Vol. 45. P. 119–126.
17. Schechter S.G.K., Grunenfelder L.K., Nutt S.R. Air evacuation and resin impregnation in semi-pregs: effects of feature dimensions // Advanced Manufacturing: Polymer & Composites science. 2020. Vol. 6. Is. 2. P. 101–114.
18. Tavares S.S., Michaud V., Månson J.A.E. Through thickness air permeability of prepregs during cure // Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing. 2009. Vol. 40. P. 1587–1596.
19. Ma Y., Centea T., Nutt S.R. Defect reduction strategies for the manufacture of contoured laminates using vacuum BAG-only prepregs // Polymer Composites. 2017. Vol. 38. P. 2016–2025.
20. Levy A., Hubert P. Vacuum-bagged composite laminate forming processes: Predicting thickness deviation in complex shapes // Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing. 2019. Vol. 126. P. 105568.
21. Naji M.I., Hoa S.V. Curing of thick angle-bend thermoset composite part: Curing process modification for uniform thickness and uniform fiber volume fraction distribution // Journal of Composite Materials. 2000. Vol. 34. P. 1710–1755.
22. Хрульков А.В., Караваев Р.Ю., Городилова Н.А., Донецкий К.И. Некоторые причины образования пор в полимерных композиционных материалах (обзор) // Труды ВИАМ. 2023. № 6 (124). Ст. 07. http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.10.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-6-72-86.
23. Вешкин Е.А. Особенности безавтоклавного формования низкопористых ПКМ // Труды ВИАМ. 2016. № 2 (38). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.10.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-7-7.
24. Edwards W.T., Martinez P., Nutt S.R. Process robustness and defect formation mechanisms in unidirectional semipreg // Advanced Manufacturing: Polymer & Composites Science. 2020. Vol. 6. Is. 4. P. 198–211.
25. Sherwin G.R. Non-autoclave processing of advanced composite repairs // International Journal of Adhesion and Adhesives. 1999. Vol. 19. P. 155–159.
26. Takagaki K., Hisada S., Minakuchi S., Takeda N. Process improvement for out-of-autoclave prepreg curing supported by in-situ strain monitoring // Journal of Composite Materials. 2017. Vol. 51. P. 1225–1237.
27. Arafath A.R.A., Fernlund G., Poursartip A. Gas transport in prepregs: model and permeability experiments // Proceedings of International Conference on Composite Materials. 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/268290326_Gas_transport_in_prepregs_Model_and_permeability_experiments (дата обращения: 14.10.2024).
28. Kratz J., Hubert P. Anisotropic air permeability in out-of-autoclave prepregs: Effect on honeycomb panel evacuation prior to cure // Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing. 2013. Vol. 49. P. 179–191.
29. Сидорина А.И., Сафронов А.М., Куцевич К.Е., Клименко О.Н. Углеродные ткани для изделий авиационной техники // Труды ВИАМ. 2020. № 12 (94). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.10.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-12-47-58.
30. Amirkhosravi M., Pishvar M., Altan M.C. Improving laminate quality in wet lay-up/vacuum bag processes by magnet assisted composite manufacturing (MACM) // Composites ‒ Part A: Applied Science and Manufacturing. 2017. Vol. 98. P. 227–237.
31. Мухаметов Р.Р., Петрова А.П. Термореактивные связующие для полимерных композиционных материалов (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 3 (56). С. 48–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-48-58.
32. Ткачук А.И., Донецкий К.И., Терехов И.В., Караваев Р.Ю. Применение термореактивных связующих для изготовления полимерных композиционных материалов методами безавтоклавного формования // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 1 (62). Ст. 03. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 01.11.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-22-33.
33. Aleksendri D., Carlone P., Сiroviс V. Optimization of the temperature-time curve for the curing process of thermoset matrix composites // Applied Composite Materials. 2016. Vol. 23. Is. 5. P. 1047–1063.
34. Helmus R., Centea T., Hubert P., Hinterhölzl R. Out-of-autoclave prepreg consolidation: coupled air evacuation and prepreg impregnation modeling // Journal of Composite Materials. 2015. Vol. 50. Is. 10. P. 1403–1413.
35. Пузырецкий Е.А., Донецкий К.И., Шабалин Л.П., Караваев Р.Ю., Савинов Д.В. Теоретико-экспериментальное исследование вакуумного формования семипрегов на основе углеродных наполнителей (ленты и ткани) и расплавного эпоксидного связующего // Авиационные материалы и технологии. 2024. № 2 (75). Ст. 09. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 01.11.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2024-0-2-109-121.
36. Mujahid Y., Sallih N., Abdullah M.Z. A Comparison of Single-Vacuum-Bag and Double-Vacuum-Bag Methods for Manufacturing High-Quality Laminated Composites // Advances in Manufacturing Engineering. Lecture Notes in Mechanical Engineering / Eds S.S. Emamian, M. Awang, F. Yusof. Singapore: Springer, 2020. P. 74–79. DOI: 10.1007/978-981-15-5753-8_42.
37. Антюфеева Н.В., Алексашин В.М., Столянков Ю.В. Определение степени отверждения ПКМ методами термического анализа // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 3 (36). С. 79–83. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-3-79-83.
1. Kablov E.N. New Generation Materials and Technologies for Their Digital Processing. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2020, vol. 90, no. 2, pp. 225–228.
2. Onishchenko G.G., Kablov E.N., Ivanov V.V. Scientific and technological development of Russia in the context of achieving national goals: problems and solutions. Innovatsii, 2020, no. 6 (260), pp. 3–16.
3. Kablov E.N. The role of fundamental research in creating new generation materials. Reports XXI Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry: in 6 vols. St. Petersburg, 2019, vol. 4, p. 24.
4. Mikhailin Yu.A. Fibrous polymer composite materials in engineering. St. Petersburg: Scientific foundations and technologies, 2013, 720 p.
5. Irving P.E., Soutis C. Polymer composites in the aerospace industry. Sawston, Cambridge: Woodhead Publishing, 2019, 536 p.
6. Dang C., Bernetich K., Carter E., Butler G. Mechanical comparison of out-of autoclave prepreg part to conventional autoclave prepreg part. American Helicopter Society: 67th Annual Forum, 2011. Available at: https://www.researchgate.net/publication/267687773_Mechanical_Comparison_of_Out-of-Autoclave_Prepreg_Part_to_Conventional_Autoclave_Prepreg_Part (accessed: July 14, 2024).
7. Berring N.S., Renieri M.P., Bond G.G., Palmer D.J. Autoclave vs. Non-Autoclave: A comparison of hat-stiffened subcomponents by static and fatigue testing and related non-destructive evaluations. 2012 SAMPE International Symposium and Exhibition-Emerging Opportunities: Materials and Process Solutions. Baltimore MD, 2012, pp. 23–25.
8. Farhang L., Fernlund G. Experimental study of void evolution in partially impregnated prepregs. Journal of Composite Materials, 2019, vol. 54, pp. 1511–1523.
9. Levy A., Kratz J., Hubert P. Air evacuation during vacuum bag only prepreg processing of honeycomb sandwich structures: In-plane air extraction prior to cure. Composites Part A: Applied Science and Manufacturing, 2015, vol. 68, pp. 365–376.
10. Umemoto Y., Gouke M., Mashima Y. Out of autoclave material «semi-preg». Technical development of resin transfer molding. Proceedings of the 18th International Conference on Composite materials, 2011, pp. 45–47. Available at: https://www.iccm-central.org/Proceedings/ICCM18proceedings/data/2.%20Oral%20Presentation/Aug25(Thursday)/Th05%20Carbon%20and%20Ceramic%20
Matrix%20Composites/Th05-2-IF1563.pdf (accessed: July 14, 2024).
11. Resin composition, a fiber reinforced material having a partially impregnated resin and composites made therefrom: pat. US6139942, appl. 06.02.97; publ. 31.10.00.
12. Dushin M.I., Donetskiу K.I., Timoshkov P.N., Karavaev R.Yu. Research of process of out-of-autoclave formation semi-pregs on the basis of carbon fillers (rеview). Trudy VIAM, 2018, no. 9 (69), paper no. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 01, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-9-21-31.
13. Varvani-Farahani A. Composite materials: characterization, fabrication and application-research challenges and directions. Applied Composite Materials, 2010, vol. 17, is. 2, pp. 63–67.
14. Ridgard C. Out of autoclave composite technology for aerospace, defense and space structures. 54th SAMPE: Conference paper. Baltimore MD, 2009, pp. 25–40.
15. Karavaev R.Yu., Gorodilova N.A., Donetskiy K.I. Production of polymer composite materials based on semipregs. Trudy VIAM, 2023, no. 5 (123), paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 01, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-5-64-74.
16. Grunenfelder L.K., Centea T., Hubert P., Nutt S.R. Effect of room-temperature out-time on tow impregnation in an out-of-autoclave prepreg. Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing, 2013, vol. 45, рр. 119–126.
17. Schechter S.G.K., Grunenfelder L.K., Nutt S.R. Air evacuation and resin impregnation in semi-pregs: effects of feature dimensions. Advanced Manufacturing: Polymer & Composites Science, 2020, vol. 6, is. 2, pp. 101–114.
18. Tavares S.S., Michaud V., Månson J.A.E. Through thickness air permeability of prepregs during cure. Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing, 2009, vol. 40, pp. 1587–1596.
19. Ma Y., Centea T., Nutt S.R. Defect reduction strategies for the manufacture of contoured laminates using vacuum BAG-only prepregs. Polymer Composites, 2017, vol. 38, pp. 2016–2025.
20. Levy A., Hubert P. Vacuum-bagged composite laminate forming processes: Predicting thickness deviation in complex shapes. Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing, 2019, vol. 126, p. 105568.
21. Naji M.I., Hoa S.V. Curing of thick angle-bend thermoset composite part: Curing process modification for uniform thickness and uniform fiber volume fraction distribution. Journal of Composite Materials, 2000, vol. 34, pp. 1710–1755.
22. Hrulkov A.V., Karavaev R.Yu., Gorodilova N.A., Donetskiy K.I. Some causes of voids formation in polymer composite materials (review). Trudy VIAM, 2023, no. 6 (124), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 01, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-6-72-86.
23. Veshkin E.A. Features of out-of-autoclave forming of poor-porous PCM. Trudy VIAM, 2016, no. 2 (38), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 26, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-7-7.
24. Edwards W.T., Martinez P., Nutt S.R. Process robustness and defect formation mechanisms in unidirectional semipreg. Advanced Manufacturing: Polymer & Composites Science, 2020, vol. 6, is. 4, pp. 198–211.
25. Sherwin G.R. Non-autoclave processing of advanced composite repairs. International Journal of Adhesion and Adhesives, 1999, vol. 19, pp. 155–159.
26. Takagaki K., Hisada S., Minakuchi S., Takeda N. Process improvement for out-of-autoclave prepreg curing supported by in-situ strain monitoring. Journal of Composite Materials, 2017, vol. 51, pp. 1225–1237.
27. Arafath A.R.A., Fernlund G., Poursartip A. Gas transport in prepregs: model and permeability experiments. Proceedings of International Conference on Composite Materials, 2009. Available at: https://www.researchgate.net/publication/268290326_Gas_transport_in_prepregs_Model_and_permeability_experiments (accessed: October 14, 2024).
28. Kratz J., Hubert P. Anisotropic air permeability in out-of-autoclave prepregs: Effect on honeycomb panel evacuation prior to cure. Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing, 2013, vol. 49, pp. 179–191.
29. Sidorina A.I., Safronov A.M., Kutsevich K.E., Klimenko O.N. Carbon fabrics for aircraft products. Trudy VIAM, 2020, no. 12 (94), paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 26, 2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-12-47-58.
30. Amirkhosravi M., Pishvar M., Altan M.C. Improving laminate quality in wet lay-up/vacuum bag processes by magnet assisted composite manufacturing (MACM). Composites, Part A: Applied Science and Manufacturing, 2017, vol. 98, pp. 227–237.
31. Mukhametov R.R., Petrova A.P. Thermosetting binders for polymer composites (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 3 (56), pp. 48–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-48-58.
32. Tkachuk A.I., Donetsky K.I., Terekhov I.V., Karavaev R.Yu. The use of thermosetting matrices for the manufacture of polymer composite materials by the non-autoclave molding methods. Aviation materials and technology, 2021, no. 1 (62), paper no. 03. Available at: https://www.journal.viam.ru (accessed: November 01, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-22-33.
33. Aleksendri D., Carlone P., Сiroviс V. Optimization of the temperature-time curve for the curing process of thermoset matrix composites. Applied Composite Materials, 2016, vol. 23, is. 5, pp. 1047–1063.
34. Helmus R., Centea T., Hubert P., Hinterhölzl R. Out-of-autoclave prepreg consolidation: coupled air evacuation and prepreg impregnation modeling. Journal of Composite Materials, 2015, vol. 50, is. 10, pp. 1403–1413.
35. Puzyretskiy E.A., Donetski K.I., Shabalin L.P., Karavaev R.Yu., Savinov D.V. Theoretical and experimental study of the vacuum forming of semipregs based on carbon fillers (tapes and fabric) and melting epoxy binding. Aviation materials and technologies, 2024, no. 2 (75), paper no. 08. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: November 01, 2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2024-0-2-109-121.
36. Mujahid Y., Sallih N., Abdullah M.Z. A Comparison of Single-Vacuum-Bag and Double-Vacuum-Bag Methods for Manufacturing High-Quality Laminated Composites. Advances in Manufacturing Engineering. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Eds S.S. Emamian, M. Awang, F. Yusof. Singapore: Springer, 2020, pp. 74–79. DOI: 10.1007/978-981-15-5753-8_42.
37. Antyufeeva N.V., Aleksashin V.M., Stolyankov Yu.V. Polymer composite curing degree evaluation by thermal analysis test methods. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2015, no. 3 (36), pp. 79–83. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-3-79-83.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.