Статьи
Исследованы статические и усталостные характеристики сварных соединений из жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151. Проведены механические и ресурсные испытания плоских сварных конструктивно-подобных образцов элементов фюзеляжа из жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151, полученных методами сварки трением с перемешиванием и лазерной сварки. Живучесть сварных соединений оценивали с привнесенными концентраторами напряжений. Выполнена сравнительная оценка циклической долговечности до разрушения на сварных конструктивно-подобных образцах различной конфигурации.
Введение
Идея создания сверхзвукового пассажирского самолета возникла в конце1950-х гг. В то время сверхзвуковые самолеты считали перспективным направлением развития авиации. Такие самолеты могли бы значительно сократить продолжительность перелетов на дальние расстояния, что было особенно актуально для обеспечения более высокой транспортной связности между различными регионами. Однако развитие данного направления ограничивалось рядом технических проблем, основной из которых стало создание двигателя, работающего на сверхзвуковых скоростях и при этом достаточно экономичного. Кроме того, возникли проблемы с созданием конструкции самолета, которая могла бы выдержать большие нагрузки, возникающие при полете на сверхзвуковых скоростях. Тем не менее в начале 1970-х гг. созданы первые сверхзвуковые пассажирские самолеты, такие как «Конкорд» и Ту-144, которые успешно использовали для перевозки людей. Однако из-за высоких затрат на топливо и обслуживание их эксплуатация была дорогостоящей. Кроме того, причиной ограниченного использования сверхзвуковых самолетов стали экологические проблемы. Сегодня сверхзвуковые пассажирские самолеты практически не используют, авиакомпании предпочитают им дозвуковые пассажирские самолеты, которые имеют более высокую экономическую эффективность и в меньшей степени воздействуют на окружающую среду.
Тем не менее дальнейшее усовершенствование гражданских сверхзвуковых пассажирских самолетов снова актуально. В основу отечественных перспективных разработок, по-видимому, будет положен опыт создания самолетов Ту-144, «Конкорд» и Ту-160. При этом необходимо решить вопрос, связанный с экологическими требованиями к гражданским самолетам подобного класса. Кроме того, полет самолетов со сверхзвуковой скоростью приводит к возникновению аэродинамического нагрева, а значит, повышению температуры фюзеляжа до 120–160 °С. Учитывая этот фактор, необходимо уделять особое внимание вопросу выбора материала для изготовления фюзеляжа. Материал должен не только отличаться устойчивостью к высоким температурам, но и обеспечивать высокую весовую эффективность и технологичность, в том числе при различных способах создания неразъемных соединений [1–11]. Применение сварки в элементах фюзеляжа сверхзвуковых самолетов из жаропрочных алюминиевых сплавов позволит снизить трудоемкость изготовления и металлоемкость, повысить весовую эффективность, ресурсные характеристики и, как следствие, экономические показатели изделий новой техники [12–24].
В НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработан ряд современных технологий создания неразъемных соединений, для оценки работоспособности которых в элементах фюзеляжа изделий авиационной отрасли необходимо получить положительный опыт их испытаний в условиях, приближенных к эксплуатационным [25–28]. Ведь сварной шов является значительным концентратором напряжений, который может спровоцировать усталостное разрушение конструкции [8]. Научный и практический интерес представляет исследование влияния различных концентраторов напряжений на ресурсные характеристики сварных соединений, поскольку в большинстве случаев усталостные разрушения возникают именно в данных местах.
Материалы и методы
Исследованы сварные соединения листов жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151 толщиной от 1,5 до 2 мм. Перед сваркой проводили химическое травление заготовок и присадочных проволок.
Для сварки трением с перемешиванием (СТП) применяли серийный сварочный инструмент с диаметром заплечика 12 мм. Сварку проводили в режиме контролируемого заглубления инструмента на 0,1–0,2 мм. Исходные листовые заготовки сваривали по длине ~400 мм для последующего удаления зон входа и выхода инструмента. Непосредственно перед лазерной сваркой (ЛС) проводили шабрение соединяемых поверхностей листовых заготовок конструктивно-подобных образцов (КПО). Фиксацию заготовок КПО обеспечивали оснасткой и прихватами, выполненными ЛС.
Операции ЛС и СТП проводили по разработанным технологиям, обеспечивающим уровни свойств, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Свойства сварных соединений жаропрочных алюминиевых сплавов 1151 и В-1213
в поперечном направлении, выполненных лазерной сваркой (ЛС)
и сваркой трением с перемешиванием (СТП)
Сплав |
Сварка |
σв, МПа |
σв.св/σв |
α, градус |
МЦУ, кцикл |
В-1213 |
ЛС с присадкой Св-1201 |
340–470 385 |
0,81 |
51–57 54 |
83,44 |
СТП |
365–405 380 |
0,80 |
61–65 63 |
198,05 |
|
1151 |
ЛС с присадкой Св-1177 |
325–345 335 |
0,83 |
29–32 31 |
17,75 |
СТП |
405–410 410 |
0,99 |
72–78 76 |
224,46 |
|
Примечание. В числителе указан диапазон значений, в знаменателе ‒ среднее значение. |
Разработанные технологии обеспечивают высокий уровень свойств сварных соединений, позволяющий не проводить послесварочную термическую обработку, которая может привести к нежелательным поводкам и деформациям крупногабаритных конструкций элементов фюзеляжа.
По разработанным технологиям изготовлены сварные КПО элементов фюзеляжа из жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151. Рентгеновскую компьютерную томографию сварных заготовок КПО проводили в соответствии с ТР 1.2.2961–2021. Работы по неразрушающему контролю выполнены при поддержке Министерства науки и высшего образования России (Соглашение № 075-11-2021-085 от 22.12.2021). После проведения томографии КПО механически обрабатывали для получения необходимых габаритных размеров. Кроме того, со сварного шва КПО механическим способом удаляли проплав и усиление, чтобы уменьшить влияние вида сварных швов, полученных
с помощью ЛС и СТП.
Конструкторы ПАО «Туполев» разработали чертежи плоских сварных КПО элементов фюзеляжа сверхзвуковых пассажирских самолетов, предназначенных для статических и усталостных испытаний и позволяющих подтвердить возможность безопасного применения сварных конструкций.
Анализ конструкции фюзеляжа позволил выбрать элементы, для которых клепаное соединение потенциально можно заменить на сварное. Определены размеры и расположение надрезов на сварных швах КПО для оценки живучести (остаточной циклической долговечности до разрушения) сварной конструкции. В качестве концентраторов напряжений (имитаторов трещин) надрезы наносили в металле шва и околошовной зоны (табл. 2).
Таблица 2
Эскизы конструктивно-подобных образцов (КПО) из сплавов 1151 и В-1213, выполненных с использованием лазерной сварки и сварки трением с перемешиванием
Испытания сварных КПО на кратковременную прочность проводили согласно ГОСТ 6996–66, малоцикловую усталость (МЦУ) – в соответствии с ГОСТ 25.502–79 при отнулевом цикле нагружения с частотой ≤50 Гц, R = 0,1 и уровнями максимальных напряжений цикла (σmax) 80, 110, 140, 157, 215 и 305 МПа. Для проведения сравнительного анализа сварных КПО, выполненных с помощью СТП и ЛС, использовали идентичные уровни нагружения.
Живучесть сварных соединений жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151 с привнесенным и регламентированным концентратором напряжений исследовали на образцах размером 100×340 мм с зачищенным проплавом и усилением [14, 15].
Для оценки влияния сварочно-термического цикла проводили замеры микротвердости сварных соединений на поперечных шлифах по центральной линии (на середине толщины), нулевая точка принята в центре шва, шаг замеров 1 мм.
Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.
Результаты и обсуждение
Сварка (СТП и ЛС) образцов проведена по отработанным ранее режимам. Томографический и визуальный контроль показал, что сформированы бездефектные сварные швы.
Результаты испытаний на кратковременную прочность плоских сварных КПО элементов фюзеляжа из жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151, полученных с помощью ЛС и СТП, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Кратковременная прочность (средние значения) различных типов плоских сварных конструктивно-подобных образцов (КПО) из сплавов 1151 и В-1213 со стрингером
Тип КПО |
σв, МПа, для КПО из сплава |
|
1151 |
В-1213 |
|
Выполненные методом лазерной сварки: с прерывистым несимметричным швом с прерывистым симметричным швом с непрерывным швом |
355 370 330 |
385 405 360 |
Выполненные методом точечной сварки трением с перемешиванием |
380 |
370 |
Кратковременная прочность КПО из сплава 1151, полученного методом точечной СТП, на 13 % превышает данный показатель для КПО с непрерывным швом, выполненным ЛС, и сопоставима с прочностью КПО с прерывистым симметричным швом. Кратковременная прочность КПО из сплава В-1213 со стрингером, выполненного методом точечной СТП, меньше прочности КПО, полученных с использованием ЛС, с прерывистым несимметричным и симметричным швом на 4 и 9 % соответственно и сопоставима с прочностью КПО с непрерывным швом.
Наибольшая кратковременная прочность зафиксирована для КПО из сплава В-1213 с прерывистым несимметричным и симметричным швом, выполненных методом ЛС, а также для КПО из сплава 1151, полученного с помощью точечной СТП, что подтверждает тезис о наименьшем разупрочнении термически упрочненного металла околошовной зоны под воздействием термического цикла сварки.
Определена микротвердость на поперечных шлифах сварных соединений фрагментов КПО. Показано, что литая структура сварного шва, выполненного ЛС, обладает меньшей микротвердостью по сравнению со швом, полученным методом СТП. В то же время жесткий термический цикл ЛС позволяет сократить ширину зоны термического влияния на 2–3 мм (рис. 1).
Рис. 1. Распределение микротвердости (HV1) сварных соединений жаропрочных алюминиевых сплавов 1151 (а) и В-1213 (б), полученных методами лазерной сварки (ЛС) и сварки трением с перемешиванием (СТП), в зависимости от расстояния от центра шва (x)
Образцы с нахлесточным соединением имели ожидаемо низкие значения прочности, так как при приложении разрывной нагрузки сварной шов данного типа работает на срез (табл. 4). Испытания КПО, полученных методом ЛС, с нахлесточным соединением не проводили из-за высокой склонности к пористости.
Однократная ремонтная подварка методом СТП сплава 1151 приводит к снижению прочности на 12 %, МЦУ – в 5 раз. После ремонтной подварки КПО из сплава В-1213 прочность уменьшается на 11 %, МЦУ – в 2,8 раза.
Эффект значительного снижения МЦУ сварного соединения при СТП связан с возникновением концентратора напряжения от утонения металла шва при повторных воздействиях сварочного инструмента. При этом значительно занижается верхняя часть шва, что обусловлено вытеснением металла шва в грат [24].
За счет вторичного воздействия сварочно-термического цикла после ремонтной подварки методом ЛС прочность сварных соединений из сплавов 1151 и В-1213 уменьшается на 8 %.
Значения кратковременной прочности и МЦУ (табл. 4, рис. 2) для КПО с двойным проходом (ремонт дефектов сварки) коррелируют со значениями, полученными для элементарных образцов (табл. 1).
Таблица 4
Кратковременная прочность (средние значения) различных типов плоских сварных конструктивно-подобных образцов (КПО) из сплавов 1151 и В-1213
Тип КПО |
σв, МПа, для КПО из сплава |
|
1151 |
В-1213 |
|
Выполненные методом лазерной сварки для отработки ремонта дефектов |
325 |
370 |
Выполненные методом сварки трением с перемешиванием: для отработки ремонта дефектов с нахлесточным соединением |
360 140 |
340 150 |
Рис. 2. Циклическая долговечность до разрушения конструктивно-подобных образцов из сплавов 1151 и В-1213, выполненных методами сварки трением с перемешиванием (СТП) и лазерной сварки (ЛС), с ремонтным проходом (а), с концентраторами напряжений по шву (б) и по зоне термического воздействия (в)
Наличие надрезов на сварных КПО (как по шву, так и по зоне термического влияния) является причиной высокой чувствительности сварных швов алюминиевых сплавов В-1213 и 1151 к концентраторам напряжений. Так, установлены значительные различия значений циклической долговечности до разрушения КПО, выполненных с надрезом и без надреза.
Расположение надреза также предопределяет значение циклической долговечности. Величина МЦУ при нанесении надреза по границе шва меньше, чем при наличии надреза по центру шва. В обоих случаях усталостная трещина от надреза распространяется, как правило, к границе шва, т. е. по зоне термомеханического воздействия. Данные о снижении уровня ресурсных характеристик КПО с надрезом, имитирующим трещину, необходимы для оценки запаса прочности сварных конструкций элементов планера при проектировании.
Проведены испытания на МЦУ плоских сварных КПО элементов фюзеляжа из жаропрочных алюминиевых сплавов В-1213 и 1151, выполненных методами ЛС и СТП (рис. 3).
Наиболее высокими значениями прочности и МЦУ обладают КПО со стрингером, которые соединяются с помощью СТП, имитирующей клепку. При этом сварка проводится не на всю толщину заготовки обшивки, обратная сторона КПО и, соответственно, лицевая сторона фюзеляжа планера остаются практически без воздействия.
Рис. 3. Циклическая долговечность до разрушения сварных конструктивно-подобных образцов из сплавов 1151 и В-1213 со стрингером, выполненных методом лазерной сварки в различной конфигурации (а, б) и методом точечной сварки трением с перемешиванием (в)
Заключения
Разработаны технологии ЛС и СТП, обеспечивающие высокий уровень свойств сварных соединений. Это позволяет не проводить послесварочную термическую обработку, которая может привести к нежелательным поводкам и деформациям крупногабаритных конструкций элементов фюзеляжа.
Установлена высокая чувствительность сварных соединений алюминиевых сплавов В-1213 и 1151 к концентраторам напряжений. Так, разница в циклической долговечности до разрушения на сварных КПО, выполненных с использованием ЛС, с надрезом (вне зависимости от его расположения) может быть десятикратной в сравнении с образцами без надреза. В этой связи необходимо оценивать влияние дополнительных технологических мероприятий по повышению живучести сварных соединений жаропрочных алюминиевых сплавов.
Наиболее высокими значениями прочности и МЦУ обладают КПО со стрингером, полученные методами ЛС и СТП. Выполнено соединение стрингера методом СТП, имитирующим клепку, практически без воздействия на обратную сторону КПО. Оценка возможности замены клепаного соединения сварным для данного типа КПО требует дальнейших исследований.
2. Каблов Е.Н., Кутырев А.Е., Вдовин А.И., Козлов И.А., Афанасьев-Ходыкин А.Н. Исследование возможности возникновения контактной коррозии в паяных соединениях, используемых в конструкции двигателей авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 4 (65). Ст. 01. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 31.10.2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
3. Congqing L., Guohong L. Development of friction stir welding technology for aircraft structures in China // 10th International Symposium on Friction Stir Welding: in 2 vol. Beijing, 2014. Vol. 2. P. 892–899.
4. Каблов Е.Н., Белов Е.В., Трапезников А.В., Леонов А.А., Зайцев Д.В. Особенности упрочнения и кинетика старения литейного алюминиевого высокопрочного сплава на основе системы Al–Si–Cu–Mg // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 2 (63). Ст. 03. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 31.10.2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-2-24-34.
5. Giummarra С., Yocum L. New Developments in Extruded Integrally Stiffened Panels // Proceedings of 17th AeroMat Conference & Exposition. Seattle, 2006. 298 р.
6. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Оспенникова О.Г. Перспективные алюминиевые сплавы и технологии их соединения для изделий авиакосмической техники // Тез. докл. 2-ой Междунар. конф. и выставки «Алюминий–21. Сварка и пайка». СПб.: Алюсил-МВиТ, 2012. С. 8.
7. Денисов Б.С., Мейлах А.И. Сварка в самолетостроении. Сварные конструкции МиГов. М.: Русавиа, 2007. 358 c.
8. Курицына В.В., Курицын Д.Н., Косов Д.Е. Автоматизированная система обработки экспертных оценок при принятии технологических решений // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2012. Т. 8. № 4. С. 44–55.
9. Пантелеев М.Д., Свиридов А.В., Скупов А.А., Одинцов Н.С. Освоение перспективных технологий сварки высокопрочного алюминий-литиевого сплава В-1469 применительно к элементам фюзеляжа // Труды ВИАМ. 2020. № 12 (94). Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 05.11.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-12-35-46.
10. Антипов В.В., Клочкова Ю.Ю., Романенко В.А. Современные алюминиевые и алюминий-литиевые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 195–211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.
11. Каблов Е.Н. Роль фундаментальных исследований при создании материалов нового поколения // Тез. докл. ХХI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: в 6 т. СПб., 2019. Т. 4. С. 24.
12. Бойцов А.Г., Люшинский А.В., Баранов А.А. Сварка трением перемешиванием корпусных деталей из высокопрочных алюминиевых сплавов // Авиакосмическое приборостроение. 2015. № 7. C. 3–11.
13. Бойцов А.Г., Качко В.В., Курицын Д.Н. Сварка трением перемешиванием // РИТМ: Ремонт. Инновации. Технологии. Модернизация. 2013. № 10 (88). С. 40–44.
14. Mishra R.S., Ma Z.Y. Friction stir welding and processing // Journal Material Science Engineering. 2005. Vol. 50. P. 1–78.
15. Покляцкий А.Г., Кныш В.В., Клочков И.Н., Мотручин С.И. Особенности и преимущества процесса сварки трением с перемешиванием стыковых соединений тонколистовых алюминиево-литиевых сплавов // Автоматическая cварка. 2016. № 5. С. 93–98. DOI: 10.15407/as2016.06.15.
16. Качко В.В., Курицын Д.Н., Бойцов А.Г. Влияние технологических факторов высокоскоростной перемешивающей сварки трением на качество получаемых соединений // Вестник МАТИ. 2012. Вып. 19 (91). С. 156–162.
17. Попович А.А., Панченко О.В., Наумов А.А., Свиридов А.В., Скупов А.А., Сбитнева С.В. Сварка трением с перемешиванием алюминий-литиевого сплава В-1469-Т // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 4 (57). С. 11–17. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-4-11-17.
18. Хоникомб Р. Пластическая деформация металлов. М.: Мир, 1972. 408 с.
19. Хейвуд Р.Б. Проектирование с учетом усталости. М.: Машиностроение, 1969. 503 с.
20. Chang B., Allen C., Blackburn J., Hilton P. Thermal and fluid flow characteristics and their relationships with porosity in laser welding of AA5083 // Physics Procedia. 2013. Vol. 41. P. 478–487.
21. Способ лазерной сварки трением с перемешиванием: пат. RU 2271908; заявл. 19.07.01; опубл. 20.03.03.
22. Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах. М.: Московский рабочий, 2000. 335 с.
23. Антипов В.В., Пантелеев М.Д., Свиридов А.В., Скупов А.А., Одинцов Н.С. Изготовление и испытание сварных панелей фюзеляжа из жаропрочных алюминиевых сплавов 1151 и В-1213 // Труды ВИАМ. 2023. № 5 (123). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 19.11.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-5-33-42.
24. Терентьев В.Ф., Кораблева С.А. Усталость металлов. М.: Наука, 2015, 484 с.
25. Дуюнова В.А., Волкова Е.Ф., Уридия З.П., Трапезников А.В. Динамика развития магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 225–241. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-225-241.
26. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В., Лавренчук В.П., Котельникова Л.В., Оглодков М.С. Повышение надежности сварных соединений из высокопрочного алюминиево-литиевого сплава В-1461 // Сварочное производство. 2010. № 11. С. 14–17.
27. Prasad N.E., Gokhale A.A., Wanhill R.J.H. Aluminum-Lithium Alloys. Processing, Properties, and Applications. Elsevier Inc., 2014. 571 p.
28. Скупов А.А., Пантелеев М.Д., Иода Е.Н. Структура и свойства сварных соединений сплавов В-1579 и В-1481, выполненных лазерной сваркой // Труды ВИАМ. 2017. № 7 (55). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.11.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-7-7.
2. Kablov E.N., Kutyrev A.E., Vdovin A.I., Kozlov I.A., Afanasyev-Khodykin A.N. The research of possibility of galvanic corrosion in brazed connections used in aviation engine construction. Aviation materials and technologies, 2021, no. 4 (65), paper no. 01. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: October 31, 2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
3. Congqing L., Guohong L. Development of friction stir welding technology for aircraft structures in China. 10th International Symposium on Friction Stir Welding: in 2 vol. Beijing, 2014, vol. 2, pp. 892–899.
4. Kablov E.N., Belov E.V., Trapeznikov A.V., Leonov A.A., Zaitsev D.V. Strengthening features and aging kinetics of high-strength cast aluminum alloy Al4MS based on Al–Si–Cu–Mg system. Aviation materials and technologies, 2021, no. 2 (63), paper no. 03. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: October 31, 2023). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-2-24-34.
5. Giummarra С., Yocum L. New Developments in Extruded Integrally Stiffened Panels. Proceedings of 17th AeroMat Conference & Exposition. Seattle, 2006, 298 р.
6. Kablov E.N., Lukin V.I., Ospennikova O.G. Promising aluminum alloys and technologies for their connection for aerospace products. Report 2nd Int. conf. and the exhibition «Aluminium–21. Welding and soldering». St. Petersburg: Alusil-MViT, 2012, p. 8.
7. Denisov B.S., Meilakh A.I. Welding in aircraft construction. Welded structures of MiGs. Moscow: Rusavia, 2007, 358 p.
8. Kuritsyna V.V., Kuritsyn D.N., Kosov D.E. Automated system for processing expert assessments when making technological decisions. Elektrotekhnicheskiye i informatsionnyye kompleksy i sistemy, 2012, vol. 8, no. 4, pp. 44–55.
9. Panteleev M.D., Sviridov A.V., Skupov A.A., Odintsov N.S. Perspective welding technologies of aluminum-lithium alloy V-1469 applied to fuselage panels. Trudy VIAM, 2020, no. 12 (94), paper no. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 05, 2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-12-35-46.
10. Antipov V.V., Klochkova Yu.Yu., Romanenko V.A. Modern aluminum and aluminum-lithium alloys. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 195–211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.
11. Kablov E.N. The role of fundamental research in the creation of new generation materials. Report XXI Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry: in 6 vols. St. Petersburg, 2019, vol. 4, p. 24.
12. Boytsov A.G., Lyushinsky A.V., Baranov A.A. Friction stir welding of body parts made of high-strength aluminum alloys. Aviakosmicheskoe priborostroyenie, 2015, no. 7. pp. 3–11.
13. Boytsov A.G., Kachko V.V., Kuritsyn D.N. Friction stir welding. RITM: Remont. Innovatsii. Tekhnologii. Modernizatsiya, 2013, no. 10 (88), pp. 40–44.
14. Mishra R.S., Ma Z.Y. Friction stir welding and processing. Journal Material Science Engineering, 2005, vol. 50, pp. 1–78.
15. Poklyatsky A.G., Knysh V.V., Klochkov I.N., Motruchin S.I. Features and advantages of the process of friction stir welding of butt joints of thin-sheet aluminum-lithium alloys. Avtomaticheskaya svarka, 2016, no. 5, pp. 93–98. DOI: 10.15407/as2016.06.15.
16. Kachko V.V., Kuritsyn D.N., Boytsov A.G. Influence of technological factors of high-speed stir friction welding on the quality of the resulting joints. Vestnik MATI, 2012, is. 19 (91), pp. 156–162.
17. Popovich A.A., Panchenko O.V., Naumov A.A., Sviridov A.V., Skupov A.A., Sbitneva S.V. Friction stir welding of aluminum-lithium alloy V-1469-T. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 4 (57), pp. 11–17. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-4-11-17.
18. Honeycombe R. Plastic deformation of metals. Moscow: Mir, 1972, 408 p.
19. Heywood R.B. Design for fatigue. Moscow: Mashinostroyenie, 1969, 503 p.
20. Chang B., Allen C., Blackburn J., Hilton P. Thermal and fluid flow characteristics and their relationships with porosity in laser welding of AA5083. Physics Procedia, 2013, vol. 41, pp. 478–487.
21. Method of laser friction stir welding: pat. RU2271908; appl. 19.07.01; publ. 20.03.03.
22. Bliznyuk V., Vasilyev L., Vul V. et al. The truth about supersonic passenger aircraft. Moscow: Moskovsky Rabochiy, 2000, 335 p.
23. Antipov V.V., Panteleev M.D., Sviridov A.V., Skupov A.A., Odintsov N.S. Heat-resistant aluminum alloys 1151 and B-1213 welded fuselage panels fabrication and testing. Trudy VIAM, 2023, no. 5 (123), paper no. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 19, 2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2023-0-5-33-42.
24. Terentyev V.F., Korableva S.A. Metal fatigue. Moscow: Nauka, 2015, 484 p.
25. Duyunova V.A., Volkova E.F., Uridiya Z.P., Trapeznikov A.V. Dynamics of the development of magnesium and cast aluminum alloys. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 225–241. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-225-241.
26. Lukin V.I., Ioda E.N., Baseskin A.V., Lavrenchuk V.P., Kotelnikova L.V., Oglodkov M.S. Increasing the reliability of welded joints made of high-strength aluminum-lithium alloy V-1461. Svarochnoe proizvodstvo, 2010, no. 11, pp. 14–17.
27. Prasad N.E., Gokhale A.A., Wanhill R.J.H. Aluminum-Lithium Alloys. Processing, Properties, and Applications. Elsevier Inc., 2014, 571 p.
28. Skupov A.A., Panteleev M.D., Ioda E.N. Microstructure and mechanical properties of V-1579 and V-1481 laser welds. Trudy VIAM, 2017, no. 7 (55), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 21, 2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-7-7.