ПОДХОД К ВЫБОРУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПКМ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2021-0-11-103-111
УДК 629.7.017
Е. А. Вешкин, Р. А. Сатдинов, Р. С. Савицкий
ПОДХОД К ВЫБОРУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПКМ

Ввиду того, что в отношении Российской Федерации постоянно вводят санкции, появилась необходимость применения в разрабатываемых в нашей стране конструкциях современных вертолетов отечественных материалов, отвечающих всем необходимым для этого требованиям. Рассмотрены подходы к разработке отечественных материалов с заданными характеристиками для использования в конструкциях перспективной вертолетной техники. Выбранные методы позволили разработать полимерные композиционные материалы, отвечающие необходимым требованиям и не уступающие по своим свойствам импортным аналогам.

Ключевые слова: стеклопластики, требования, эпоксидное связующее, конструкции фюзеляжа вертолета, технологический режим, давление формования, температура, fiberglass, requirements, epoxy binder, helicopter fuselage structures, technological mode, molding pressure, temperature.

Введение

С каждым годом доля внедрения полимерных композиционных материалов (ПКМ) в конструкции летательных аппаратов становится все более весомой [1]. Это обусловлено задачами по снижению массы летательных аппаратов, увеличению ресурса и надежности их конструкций, а также весовой и экономической эффективности, что недостижимо без материалов нового поколения с улучшенными характеристиками [2–5]. Ввиду того, что ПКМ – анизотропный материал, существует возможность создания конструкций с заданными свойствами. Реализация принципа управляемой анизотропии позволяет создавать конструкции с управляемым характером разрушения, например вдоль или под углом к действующим нагрузкам, что обеспечивает не лавинообразный, как у металлов, а длительный процесс разрушения без потери несущей способности в случае наличия производственных и эксплуатационных дефектов, а также появления повреждений.

В Российской Федерации в рамках Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» предусмотрено создание линейки перспективных скоростных вертолетов [6].

Применение ПКМ в конструкциях вертолета обусловлено следующими их преимуществами по сравнению с металлами (алюминиевыми сплавами):

– высокий уровень удельных характеристик статической прочности и сопротивления усталости при относительно низкой плотности;

– высокая стойкость к концентраторам напряжений, технологическим и эксплуатационным дефектам, которая позволяет иметь мягкий и длительный характер разрушений;

– отсутствие возможности образования коррозионных повреждений, которые у металлов приводят к возникновению усталостных трещин с последующим катастрофическим разрушением лопасти.

Снижение массы авиационных конструкций вертолетной техники и повышение их ресурса возможно благодаря разработке и внедрению ПКМ нового поколения для элементов фюзеляжа, лопастей и системы управления. Эти направления в мире успешно развиваются. Например, конструкции фюзеляжа современной вертолетной техники на 70–100 % состоят из ПКМ. В связи с этим актуальной задачей является разработка технологии изготовления элементов фюзеляжа, лопастей и системы управления с применением ПКМ [7, 8].

Для обеспечения надежности и безопасности элементов вертолетной техники, в том числе в условиях Арктики, в процессе эксплуатации необходимо создание конструкционных материалов нового поколения и проведение исследований по оценке изменения их физико-механических характеристик при воздействии эксплуатационных факторов.

Одно из стратегических направлений развития НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ до 2030 г. – разработка линейки современных полимерных связующих, полуфабрикатов и ПКМ на их основе [9, 10].

Общим трендом развития направления по созданию новых ПКМ как в России, так и за рубежом является повышение механических и эксплуатационных характеристик материалов с применением энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий их переработки. Поэтому использование ПКМ с пониженными температурами отверждения позволяет существенно уменьшить энергозатраты при изготовлении конструкций вертолета [11, 12].

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 13.2. «Конструкционные ПКМ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года»).

 

Материалы и методы

В 1970-х гг. такие компании, как Sikorsky Aircraft и Bell Helicopter, одними из первых приступили к разработкам в области применения ПКМ в конструкции планера вертолета. По заявлению разработчиков данных вертолетов, композиционные материалы (в основном использовались графитовые волокна и эпоксидное связующее, кевлар на эпоксидном связующем, «бумажный» сотовый заполнитель типа Nomex и алюминиевые соты) составляли ~82 % от массы всей конструкции фюзеляжа. В свою очередь отечественные производители тоже широко применяли ПКМ в конструкциях вертолетов – в основном при изготовлении деталей планера (до 60–70 %). В конце XX в. в воздух поднялся вертолет Ка-226, в конструкции которого, помимо деталей планера, из ПКМ изготовлены оперение, панели контейнеров топливных баков, обтекатели и многое другое.

Результаты проведенных в 1990-х гг. во всем мире работ по опробованию и внедрению ПКМ в конструкции вертолетов свидетельствуют, что наметилась устойчивая тенденция к расширению области использования деталей из таких материалов в вертолетной технике.

В настоящее время ведущие зарубежные и отечественные производители вертолетов, такие как Eurocopter Helicopters, AgustaWestland, Sikorsky Aircraft, Bell Helicopter, АО «НЦВ Миль и Камов», ПАО «Казанский вертолетный завод» и др. в своих разработках используют широкий спектр ПКМ в конструкциях фюзеляжа, лопастей несущих и рулевых винтов. Буквально до 2015 г. при изготовлении конструкций российских вертолетов применяли как импортные, так и отечественные материалы, однако в настоящее время в рамках программ по импортозамещению проводится разработка ПКМ нового поколения по уровню свойств, не уступающих зарубежным аналогам [13].

Для реализации конструктивного решения по получению современных ПКМ для изготовления деталей фюзеляжа и лопастей вертолета требуется подход к разработке необходимого комплекса материалов на основе наполнителей однонаправленной и тканой структур и эпоксидного расплавного связующего с пониженной температурой отверждения, что позволит снизить энергозатраты при производстве элементов конструкций фюзеляжа вертолета [14].

Объекты исследования:

– эпоксидное связующее марки ВСЭ-34 (основные свойства представлены в табл. 1);

– ткани из стеклянных нитей марок Т-10-14 и Т-64(ВМП)-78.

 

Таблица 1

Свойства эпоксидного связующего марки ВСЭ-34

Свойства

Значения свойств

по ТУ 1-595-12-1424–2014

фактические показатели

Внешний вид

Вязкая пластичная масса кремового цвета,

не содержащая посторонних включений

Кажущаяся вязкость по Брукфильду, Па·с, при температуре 70 °С

10–150

40,8

Продолжительность желатинизации, мин

Не более 60

48,5

 

Исследуемые свойства и нормативный документ:

– плотность – по ГОСТ 15139–69, ГОСТ Р 566882–2015;

– предел прочности при растяжении и модуль упругости – по ГОСТ 25.601–80, ГОСТ 56785–2015;

– предел прочности при сжатии и модуль упругости – по ГОСТ Р 56812–2015;

– предел прочности при изгибе – по ГОСТ Р 56805–2015;

– кажущийся предел прочности при межслойном сдвиге методом короткой балки – по ГОСТ 32659–2014.

 

Результаты и обсуждение

В НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработано эпоксидное расплавное связующее марки ВСЭ-34 с конечной температурой отверждения 140 °С и углепластики на его основе марок ВКУ-45Ж/UMT-12К.ОЖН (на основе углеродного однонаправленного жгута) и ВКУ-45/UMT-3К.РТН (на основе углеродной равнопрочной ткани). Для обеспечения совместного формования препрегов стекло- и углепластиков на основе связующего ВСЭ-34 за единый технологический цикл требовалось провести разработку стеклопластиков на основе российских наполнителей вместо импортных препрегов стеклопластиков фирмы Hexcel (США).

Задачи работы:

– разработка технологии изготовления препрегов стеклопластиков для применения в конструкциях вертолета;

– разработка нормативной документации на материал;

– проведение работ по общей квалификации (паспортизации) стеклопластиков на основе разработанных препрегов.

Требуемый уровень минимальных свойств стеклопластиков, разрабатываемых взамен импортных материалов, представлен в табл. 2.

 

Таблица 2

Свойства стеклопластиков фирмы Hexcel (США)

Свойства

Значения свойств стеклопластиков

R913/37%/7781

R913/37%/120

Прочность, МПа:

при растяжении

при сжатии

при изгибе

при межслойном сдвиге

 

450

460

610

65

 

490

590

714

74

Модуль упругости, ГПа

22

21

 

Для решения поставленных задач в первую очередь проанализировали российский рынок отечественных стеклонаполнителей. Выбрали стеклоткани двух марок – Т-10-14 и Т-64(ВМП)-78, выпускаемые по ГОСТ 19170–2001 и ТУ 5952-009-16319666–98 соответственно, и эпоксидное связующее марки ВСЭ-34.

Начальная работа состояла из нескольких этапов:

– отработка технологических режимов и разработка нормативной документации на изготовление препрегов стеклопластиков [15];

– отработка режимов формования стеклопластиков на основе разработанных препрегов [16];

– повторное изготовление стеклопластиков для подтверждения правильности выбранных режимов.

Если подход для отработки технологических режимов и разработки нормативной документации на изготовление препрегов рассматривали ранее и принцип его не изменился, то для разработки ПКМ на основе изготовленных препрегов одним из основных критериев является отработка технологии его формования. Для этого требуется провести исследование влияния различных режимов изготовления (температуры формования, скорости нагрева, давления и др.) на свойства ПКМ. При этом необходимо оценивать влияние режимов изготовления не только на механические свойства материала, но и на его микроструктуру [17, 18].

Для этого по отработанным режимам изготовили партию препрегов на основе стеклотканей марок Т-10-14 и Т-64(ВМП)-78 и провели исследование влияния параметров технологических режимов изготовления на свойства стеклопластиков марок ВПС-53/Т-10 и ВПС-53/Т-64(ВМП). На установке DSC 204F1 (фирма Netzsch, Германия) проведено исследование кинетики отверждения связующего ВСЭ-34 для определения оптимальных параметров режима отверждения препрегов стеклопластиков [19].

Для выбора оптимального температурного режима отверждения стеклопластика ВПС-42П/Т-64 исследована кинетика отверждения связующего ВСФ-16М на установке DSC 204F1 в программной среде Netzsch Kinetics 3/1. На основании проведенного расчета в данной программе оценены режимы отверждения в зависимости от продолжительности изотермической выдержки при различных температурах. Критерием оценки являлась степень конверсии, равная 90–95 %, которая была достигнута за 257 мин при температуре 130 °С, за 164 мин при температуре 140 °С, за 108 мин при температуре 150 °С.

Для проведения сравнительных исследований изготовили по три плиты из стеклопластиков марок ВПС-53/Т-10 и ВПС-53/Т-64(ВМП) методом вакуум-автоклавного формования при выбранных конечных температурах отверждения от 130 до 150 °С и давлении формования 0,7 МПа [20]. Из полученных плит вырезали образцы для проведения испытаний. Результаты проведенных исследований представлены в табл. 3 и 4.

 

Таблица 3

Свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-10

в зависимости от температуры отверждения

Свойства

Значения свойств при температуре отверждения, °С

130

140

150

Прочность, МПа:

при растяжении

при сжатии

при изгибе

при межслойном сдвиге

 

650

535

810

63

 

685

560

855

65

 

650

555

825

63

Модуль упругости, ГПа

20

24

21

Толщина монослоя, мм

0,22

0,21

0,21

Пористость, %

0,2

0,3

0,2

Температура стеклования, °С

146

150

153

 

Таблица 4

Свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-64(ВМП)

в зависимости от температуры отверждения

Свойства

Значения свойств при температуре отверждения, °С

130

140

150

Прочность, МПа:

при растяжении

при сжатии

при изгибе

при межслойном сдвиге

 

670

500

780

67

 

780

595

840

68

 

680

510

760

63

Модуль упругости, ГПа

20

24

22

Толщина монослоя, мм

0,11

0,09

0,09

Пористость, %

0,3

0,5

0,1

Температура стеклования, °С

151

158

152

 

Далее проведены сравнительные испытания стеклопластиков, изготовленных при различном давлении формования (от 0,9 до 7 кН/м2). Из изготовленных методом механической обработки плит из стеклопластиков вырезаны стандартные образцы и проведены исследования их основных физико-механических свойств. Полученные результаты представлены в табл. 5 и 6.

Таблица 5

Основные свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-64(ВМП)

в зависимости от давления формования

Свойства

Значения свойств при давлении формования, кН/м2

0,9

1

2

3

5

7

Предел прочности, МПа:

при растяжении

при сжатии

при изгибе

при межслойном сдвиге

 

520

460

640

60

 

500

420

590

60

 

530

460

665

62

 

665

555

810

67

 

750

545

810

65

 

780

595

840

66

Толщина монослоя, мм

0,16

0,15

0,14

0,11

0,1

0,09

Пористость, %

0,3

0,8

0,2

0,3

0,3

0,5

Температура стеклования, °С

155

158

157

152

148

152

 

Таблица 6

Основные свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-10

в зависимости от давления формования

Свойства

Значения свойств при давлении формования, кН/м2

0,9

1

2

3

5

7

Предел прочности, МПа:

при растяжении

при сжатии

при изгибе

при межслойном сдвиге

 

500

500

770

59

 

605

535

815

64

 

640

560

815

66

 

655

530

840

66

 

710

535

875

65

 

720

550

865

63

Толщина монослоя, мм

0,25

0,24

0,23

0,22

0,21

0,21

Пористость, %

0,2

0,3

0,3

0,2

0,3

0,3

Температура стеклования, °С

153

155

155

147

148

150

 

Результаты испытания, представленные в табл. 3–6, показали, что свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-64(ВМП), изготовленного при давлении формования от 5 до 7 кН/м2 и температуре формования 140 °С, находятся на более высоком уровне (на 10–30 %) по сравнению со свойствами стеклопластика, изготовленного по другим режимам формования. Свойства стеклопластиков марки ВПС-53/Т-10, изготовленных при давлении формования от 3 до 7 кН/м2 и вне зависимости от температуры формования, находятся приблизительно на одном уровне.

В связи с тем, что отверждение связующего в период формования происходит не одновременно во всем объеме, а с некоторыми различиями во времени (обусловлены прежде всего условиями подачи, отвода тепла и природой выбранного связующего), проведено исследование микротвердости матрицы по толщине (2,0±0,1 мм) плит из стеклопластика, изготовленных по разным режимам формования образцов, влияние которых оценивали в пяти симметричных по сечению образца зонах, условно названных – подповерхностные, полусредние и сердцевинные [21–23]. Результаты испытаний представлены в табл. 7 и 8.

Рост величины микротвердости от лицевой и оборотной сторон образца к его сердцевине можно объяснить тем, что при отверждении формуемого образца передача выделяемого в окружающую среду или в формовочную оснастку тепла с поверхностных зон благодаря экзотермической реакции отверждения происходит более интенсивно, чем с зон, которые не имеют прямого выхода на поверхность образца. Однако в исследуемых образцах из стеклопластиков, в зависимости от их зоны проведения испытаний, критической разницы по показателям микротвердости не наблюдается, что косвенно свидетельствует о стабильности свойств по всей толщине и площади изготовленных ПКМ.

 

Таблица 7

Микротвердость матрицы в образцах из стеклопластика марки ВПС-53/Т-10,

изготовленных по разным режимам формования

Режим

формования

(температура, °С/

давление, кН/м2)

Микротвердость, МПа, в различных зонах проведения испытания

подповерхностная

полусредняя

сердцевинная

полусредняя

подповерхностная

с толщиной ПКМ, мм

0,1

0,5

1,0

1,5

1,9

130/7

208

208

211

209

207

 

150/7

217

221

232

225

218

 

140/0,9

204

205

215

206

207

 

140/1

208

212

221

213

210

 

140/2

201

206

211

208

207

 

140/3

207

213

215

211

207

 

140/5

208

213

215

214

209

 

140/7

212

217

220

219

215

 

 

Таблица 8

Микротвердость матрицы в образцах из стеклопластика марки ВПС-53/Т-64(ВМП),

изготовленных по разным режимам формования

Режим

формования

(температура, °С/ давление, кН/м2)

Микротвердость, МПа, в различных зонах проведения испытания

подповерхностная

полусредняя

сердцевинная

полусредняя

подповерхностная

с толщиной ПКМ, мм

0,1

0,5

1,0

1,5

1,9

130/7

205

209

213

207

204

150/7

216

222

233

220

214

140/0,9

201

207

210

208

203

140/1

206

210

215

209

207

140/2

207

212

216

211

207

140/3

205

211

215

209

206

140/5

204

208

213

210

204

140/7

210

213

216

214

208

 

На основании выполненных исследований выбран оптимальный режим формования стеклопластика и проведены изготовление стеклопластиков и испытания образцов. Сравнительные свойства изготовленных стеклопластиков и их импортных аналогов представлены в табл. 9 и 10.

 

Таблица 9

Свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-10 в сравнении с импортным аналогом

Свойства

Значения свойств стеклопластиков

ВПС-53/Т-10*

R913/37%/7781

Прочность, МПа:

при растяжении

 

при сжатии

 

при изгибе

 

при сдвиге

 

Модуль упругости, ГПа

 

710–735

720

510–600

550

825–889

865

59–65

63

24–25

24

 

450

 

460

 

610

 

65

22

* В числителе – минимальное и максимальное значения, в знаменателе – среднее.

 

Таблица 10

Свойства стеклопластика марки ВПС-53/Т-64(ВМП) в сравнении с импортным аналогом

Свойства

Значения свойств стеклопластиков

ВПС-53/Т-64(ВМП)*

R913/37%/120

Прочность, МПа:

при растяжении

 

при сжатии

 

при изгибе

 

при сдвиге

 

Модуль упругости, ГПа

 

840–900

865

575–615

595

925–975

945

71–74

72

25–26

26

 

490

 

590

 

714

 

74

21

* В числителе – минимальное и максимальное значения, в знаменателе – среднее.

 

Результаты, представленные в табл. 9 и 10, показывают, что значения свойств разработанных стеклопластиков превосходят значения свойств импортных материалов, что свидетельствует о правильном подходе к разработке материала.

 

Заключения

На основании проведенной работы выбраны подходы к разработке препрегов и стеклопластиков на их основе. Для получения необходимых механических свойств ПКМ подобран режим отверждения стеклопластиков на основе эпоксидного связующего марки ВСЭ-34. Исследования микроструктуры стеклопластиков подтвердили правильность выбранного режима формования.

Сформирована и выпущена вся необходимая нормативная документация для изготовления препрегов и стеклопластиков на их основе для конструкций вертолетной техники.

Следует также отметить, что разработки новых материалов в области полимерных материалов [24] требуют всестороннего их изучения и оценки [25], причем расширение методов исследования свойств материала и применение статистических методов всегда приводит к получению более объективной информации.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Маркетинг материаловедения, авиастроения и промышленности: настоящее и будущее // Директор по маркетингу и сбыту. 2017. № 5–6. С. 40–44.
2. Каблов Е.Н. Роль фундаментальных исследований при создании материалов нового поколения // Сб. тезисов ХХI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: в 6 т. СПб., 2019. Т. 4. С. 24.
3. Михайлин Ю.А. Волокнистые полимерные композиционные материалы в технике. СПб.: Научные основы и технологии, 2013. 720 с.
4. Зорин В.А. Опыт применения композиционных материалов в изделиях авиационной
и ракетно-космической техники // Конструкции из композиционных материалов. 2011. № 4. С. 44–59.
5. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки – основа инноваций // Крылья Родины. 2016. № 5. С. 8–18.
6. Онищенко Г.Г., Каблов Е.Н., Иванов В.В. Научно-технологическое развитие России в контексте достижения национальных целей: проблемы и решения // Инновации. 2020. № 6 (260). С. 3–16.
7. Куцевич К.Е., Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф. Свойства и назначение полимерных композиционных материалов на основе клеевых препрегов // Труды ВИАМ. 2016. № 8 (44). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.05.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-8-7-7.
8. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Аниховская Л.И. Клеящие материалы в конст-рукции лопастей вертолетов // Труды ВИАМ. 2016. № 7 (43). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 13.07.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-7-7-7.
9. Коган Д.И., Чурсова Л.В., Петрова А.П. Полимерные композиционные материалы, полученные путем пропитки пленочным связующим // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. № 11. С. 2–7.
10. Раскутин А.Е. Российские полимерные композиционные материалы нового поколения, их освоение и внедрение в перспективных разрабатываемых конструкциях // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
11. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 231–242.
12. Петрова А.П., Донской А.А., Чалых А.Е., Щербина А.А. Клеящие материалы. Герметики: справочник. СПб.: Профессионал, 2008. 589 с.
13. Каблов Е.Н. Роль химии в создании материалов нового поколения для сложных технических систем // Тез. докладов ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Екатеринбург: УрО РАН, 2016. С. 25–26.
14. Мухаметов Р.Р., Петрова А.П. Термореактивные связующие для полимерных композиционных материалов (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 3 (56). С. 48–58. DOI: 10.18577/2071 -9140-2019-0-3-48-58.
15. Вешкин Е.А., Постнов В.И., Стрельников С.В., Абрамов П.А., Сатдинов Р.А. Опыт применения технологического контроля полуфабрикатов ПКМ // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 6 (2). С. 393–398.
16. Постнова М.В., Постнов В.И. Опыт развития безавтоклавных методов формования ПКМ // Труды ВИАМ. 2014. № 4. Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 08.07.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-4-6-6.
17. ГОСТ 9450–76. Измерение микротвердости вдавливанием алмазных наконечников. М.: Изд-во стандартов, 1993. 35 с.
18. Вешкин Е.А., Постнов В.И., Семенычев В.В., Крашенинникова Е.В. Закономерности проявления анизотропии свойств в трех взаимно перпендикулярных сечениях стеклоуглепластика // Пластические массы. 2020. № 5–6. С. 15–19.
19. Сатдинов Р.А., Истягин С.Е., Вешкин Е.А. Анализ температурно-временны́х параметров режимов отверждения ПКМ с заданными характеристиками // Труды ВИАМ. 2017. № 3 (51). Ст. 09. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 13.08.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-3-9-9.
20. Сатдинов Р.А., Вешкин Е.А., Постнов В.И., Абрамов П.А. Роль антиадгезионных покрытий в технологическом процессе формования ПКМ // Труды ВИАМ. 2016. № 4 (40). Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.08.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-10-10.
21. Goyal R.K., Tiwari A.N., Negi Y.S. Microhardness of PEEK/ceramic micro- and nanocomposites: Correlation with Halpin–Tsai model // Materials Science and Engineering A. 2008. P. 230–236.
22. Аристов В.М., Аристова Е.П. Влияние структурной неоднородности на физические свойства частично кристаллических полимеров // Пластические массы. 2016. № 3–4. С. 15–17.
23. Аристов В.М., Аристова Е.П. Влияние релаксационных явлений на физические свойства полимерных материалов // Пластические массы. 2017. № 5–6. С. 3–6.
24. Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления. Упрощенные методы оценивания и проверки: справочник. М.: Статистика, 1979. 69 с.
25. Тагер А.А. Физико-химия полимеров. М.: Научный мир, 2007. 128 с.
1. Kablov E.N. Marketing of materials science, aircraft construction and industry: present and future. Direktor po marketingu i sbytu, 2017, no. 5-6, pp. 40–44.
2. Kablov E.N. The role of fundamental research in the creation of new generation materials. Abstracts of the XXI Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry: in 6 vols. Saint Petersburg, 2019, vol. 4, p. 24.
3. Mikhailin Yu.A. Fibrous polymer composite materials in technology. Saint Petersburg: Scientific bases and technologies, 2013, 720 p.
4. Zorin V.A. Experience of using composite materials in products of aviation and rocket-space technology. Konstruktsii iz kompozitsionnykh materialov, 2011, no. 4. pp. 44–59.
5. Kablov E.N. What to make the future of? New generation materials, technologies for their creation and processing – the basis of innovations. Krylya Rodiny, 2016, no. 5. pp. 8–18.
6. Onishchenko G.G., Kablov E.N., Ivanov V.V. Scientific and technological development of Russia in the context of achieving national goals: problems and solutions. Innovatsii, 2020, no. 6 (260), pp. 3–16.
7. Kutsevich K.E., Dementeva L.A., Lukina N.F. Properties and application of polymer composite materials based on glue prepregs. Trudy VIAM, 2016, no. 8, paper no. 7. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: May 17, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-8-7-7.
8. Lukina N.F., Dementeva L.A., Petrova A.P., Anihovskaya L.I. Gluing materials in the design of blades of helicopters. Trudy VIAM, 2016, no. 7, paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 13, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-7-7-7.
9. Kogan D.I., Chursova L.V., Petrova A.P. Polymer composite materials obtained by impregnation with a film binder. All materials. Encyclopedic reference book, 2011, no. 11, pp. 2–7.
10. Raskutin A.E. Russian polymer composite materials of new generation, their exploitation and implementation in advanced developed constructions. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
11. Grashhenkov D.V., Chursova L.V. Strategy of development of composite and functional materials. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2012, no. S, pp. 231–242.
12. Petrova A.P., Donskoy A.A., Chalykh A.E., Shcherbina A.A. Adhesive materials. Sealants: reference. Saint Petersburg: Professional, 2008, 589 p.
13. Kablov E.N. The role of chemistry in the creation of new generation materials for complex technical systems. Reports of the XX Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry. Ekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2016, pp. 25–26.
14. Mukhametov R.R., Petrova A.P. Thermosetting binders for polymer composites (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 3 (56), pp. 48–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-48-58.
15. Veshkin E.A., Postnov V.I., Strelnikov S.V., Abramov P.A., Satdinov R.A. Experience of using technological control of semi-finished products of PCM. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 2014, vol. 16, no. 6 (2), pp. 393–398.
16. Postnova M.V., Postnov V.I. Development experience out-of-autoclave methods of formation PCM Trudy VIAM, 2014, no. 4, paper no. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 8, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-4-6-6.
17. State Standard 9450–76. Measurement of microhardness by indentation of diamond tips. Moscow: Publishing house of standards, 1993, 35 p.
18. Veshkin E.A., Postnov V.I., Semenychev V.V., Krasheninnikova E.V. Regularities of the manifestation of anisotropy of properties in three mutually perpendicular sections of glass-carbon plastic. Plasticheskiye massy, 2020, no. 5-6, pp. 15–19.
19 Satdinov R.A., Istyagin S.E., Veshkin E.A. Analysis of the temperature-time parameters mode curing PCM with specified characteristics Trudy VIAM, 2017, no. 3, paper no. 9. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: August 13, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-3-9-9.
20. Satdinov R.A., Veshkin E.A., Postnov V.I., Abramov P.A. The role of anti-adhesive coatings in the technological process of PCM molding. Trudy VIAM, 2016, no. 4, paper no. 10. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: August 21, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-10-10.
21. Goyal R.K., Tiwari A.N., Negi Y.S. Microhardness of PEEK/ceramic micro- and nanocomposites: Correlation with Halpin–Tsai model. Materials Science and Engineering A, 2008. pp. 230–236.
22. Aristov V.M., Aristova E.P. Influence of structural heterogeneity on the physical properties of partially crystalline polymers. Plasticheskiye massy, 2016, no. 3-4, pp. 15–17.
23. Aristov V.M., Aristova E.P. Influence of relaxation phenomena on the physical properties of polymer materials. Plasticheskiye massy, 2017, no. 5-6, pp. 3–6.
24. Kenui M.G. Fast statistical calculations. Simplified Assessment and Testing Methods: handbook. Moscow: Statistics, 1979, 69 p.
25. Tager A.A. Physicochemistry of polymers. Moscow: Scientific world, 2007, 128 p.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.