Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2019-0-12-67-79
УДК 678.747.2
М. И. Валуева, И. В. Зеленина, М. А. Жаринов, К. Р. Ахмадиева
МИРОВОЙ РЫНОК ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОЛИИМИДНЫХ УГЛЕПЛАСТИКОВ (обзор)

Представлен обзор научно-технической информации в области высокотемпературных углепластиков на основе промышленно выпускаемых в настоящее время термореактивных связующих с имидными циклами и непрерывных углеродных армирующих наполнителей: сравнительные сведения по ассортименту и свойствам материалов различных производителей, преимущества и недостатки, направления применения, обзор разработок и перспектив развития работ в области высокотемпературных углепластиков во ФГУП «ВИАМ».


Введение

Создание нового поколения материалов и технологических решений предполагает реализацию полного «жизненного» цикла материала – от получения исходных компонентов до эксплуатации в конечных продуктах, обеспечивая исполнение принципа неразрывности материала, технологии и конструкции [1–3].

Проектирование современных конкурентоспособных изделий с повышенной весовой эффективностью при обеспечении требуемого уровня упруго-прочностных характеристик невозможно без применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) – рис. 1 [4–6]. При этом выбор компонентов и технологии получения ПКМ осуществляется с максимальным учетом возможных внешних воздействий на материал (физических, механических, эксплуатационных) в конструкции изделия [7].

 

 

Рис. 1. Самолеты Airbus A350 (а) и МС-21 (б), представленные на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в г. Жуковский, в конструкции которых использовано до 60% композиционных материалов

 

Преимущественное влияние на полноту реализации механических свойств ПКМ в конструкции изделия оказывает армирующий наполнитель, выбранный с учетом вида предполагаемых нагрузок и направления их воздействия. Широкое применение в составе ПКМ, в том числе для высоконагруженных элементов конструкций, благодаря сочетанию высокой прочности, химической и термической стойкости, электропроводности и низкой плотности, находят углеродные волокна [8–10].

Помимо успешно применяемых в составе высоконагруженных деталей летательных аппаратов высокопрочных углепластиков, рассчитанных на рабочую температуру до 120–150°С, становится необходимой разработка ПКМ для теплонагруженных элементов конструкций авиационно-космической техники нового поколения – перспективных двигателей, планеров самолетов (в том числе сверхзвуковых и самолетов с малой радиолокационной заметностью), элементов воздушно-космических систем [11, 12]. Такие материалы должны обеспечивать сохранение показателей упруго-прочностных свойств при воздействии повышенных температур эксплуатации.

Для создания высокотемпературных ПКМ используют полимерные матрицы гетероциклического строения, обеспечивающие стойкость к воздействию температур ˃200°С, наиболее распространенными классами которых являются бензоксазины, циановые эфиры, бисмалеинимиды, полиимиды, фталонитрилы [11–18].

В данной статье представлен обзор выпускаемых высокотемпературных углепластиков и их характеристик на основе бисмалеинимидных и полиимидных связующих.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 13. «Полимерные композиционные материалы» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

Экономические тенденции в области высокотемпературных ПКМ

Высокотемпературные пластики относятся к категории специальных пластмасс, обеспечивающих высокую стабильность и сохранение механических свойств при повышенных температурах эксплуатации. В настоящее время их доля на мировом рынке пластмасс составляет ~1%. Однако в течение последних лет наблюдается активное динамичное развитие данного направления. Основными факторами, способствующими росту рынка высокотемпературных материалов, являются растущий спрос в аэрокосмической и автомобильной промышленности, необходимость замены традиционных материалов, а также значительное улучшение экономических условий, позволяющее внедрять данные материалы, характеризующиеся достаточно высокой стоимостью [14].

Стоимость производства ПКМ зависит от выбранных сырьевых ресурсов – основных (армирующий наполнитель, компоненты полимерного связующего) и вспомогательных материалов, технологической оснастки, аппаратурного оформления процесса и может существенно отличаться в зависимости от способа формования – например, автоклавное, прессовое формование или метод RTM (пропитка под давлением) [15]. Применение препреговой технологии является предпочтительным вариантом изготовления ответственных деталей конструкции, обеспечивая стабильность свойств материала, гибкость в ориентации волокон, низкую пористость и простоту применения для изготовления деталей сложных форм [16].

Следует отметить, что, как правило, крупные компании-производители не ограничиваются только производством узлов и деталей из ПКМ, а реализуют всю технологическую цепочку – от разработки связующих и ПКМ на их основе до внедрения разработок в производство.

Большую роль в конечной стоимости ПКМ играет объем выпускаемой продукции. На рис. 2 представлено примерное соотношение составляющих стоимости производства ПКМ в зависимости от его объемов.

 

 

Рис. 2. Соотношение составляющих стоимости полимерных композиционных материалов (ПКМ) в зависимости от объемов производства [15]

 

Стоимость связующих, используемых для производства высокотемпературных ПКМ, различна. Так, если стоимость (в ценах 2019 г.) цианэфирных связующих, применяемых для изготовления ПКМ на рабочую температуру до 200°С, составляет более 40 £/кг (от 3400 руб./кг), то стоимость бисмалеинимидных связующих (до 230–250°С) составляет более 50 £/кг (от 4250 руб./кг), полиимидных (до 300°С) – более 80 £/кг (от 6800 руб./кг) [19].

Следует отметить, что для получения высокотемпературных ПКМ на рабочую температуру до 320–400°С требуются соответствующие высокотемпературные расходные материалы – вакуумные и разделительные пленки, дренажные материалы, герметизирующие жгуты, липкие ленты, материалы для оснастки и т. д. [20]. Основными производителями таких вспомогательных материалов являются такие компании, как Stevik (Франция), Diatex (Франция), Solvay (Pacific Coast Composites, США), Airtech Advanced Materials Group (США, Великобритания, Китай, Люксембург), а стоимость их составляет от 400 до 2000 руб. за единицу продукции.

Азиатско-Тихоокеанский регион занимает лидирующие позиции и является крупным рынком для высокотемпературных пластиков – в 2014 г. на его долю приходилось 46,7% мирового спроса. Развитие автомобильной и аэрокосмической промышленности способствует перемещению производственных центров из западных регионов в Азию. Тихоокеанский регион является основной движущей силой рынка высокотемпературных материалов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основным фактором роста рынка таких материалов в Северной Америке является интенсивное развитие аэрокосмической промышленности в регионе, тогда как в Западной Европе основной потребитель – автомобильная промышленность. Наиболее крупными участниками мирового рынка высокотемпературных материалов являются такие компании, как Solvay S.A. (Бельгия), SABIC Innovative Plastics (Саудовская Аравия), E. I. du Pont de Nemours and Company (США), Celanese Corporation (США), Victrex plc. (Великобритания) [14].

Ожидается, что в 2019 г. рынок высокотемпературных пластмасс достигнет величины 13317,95 млн долларов, а производственные мощности высокотемпературных пластиков, согласно прогнозам, достигнут в 2019 г. 803,55 тыс. т, при этом среднегодовой темп роста в период с 2014 по 2019 г. составит 6,2% [14].

Одной из основных областей применения высокотемпературных материалов является производство авиационных двигателей. Около 50% ПКМ, применяемых в конструкциях современных самолетов, являются высокотемпературными (F-35, фирма Lockheed Martin, США). Ключевые стратегические решения для достижения конкурентного преимущества на рынке – разработка недорогих высокотемпературных композитных смол, получаемых с помощью простых производственных процессов, снижение эксплуатационных расходов, а также формирование стратегических альянсов [16]. На европейском рынке рост спроса на высокотемпературные композитные смолы стимулируется компаниями Dassault Aviation, BAE Systems и Airbus Group [16].

Производственная цепочка высокотемпературных ПКМ включает поставщиков сырья и мономеров, производителей полимерных связующих, изготовителей препрегов, узлов и деталей для изделий авиационной техники. Основными производителями связующих для высокотемпературных ПКМ являются компании Solvay S.A. (США), TenCate Advanced Composites (Toray), Lonza Group, Hexcel Corporation, Renegade Materials Corporation (Maverick Corporation) [16].

На период до 2023 года прогнозируется стабильный темп роста рынка высокотемпературных полимерных связующих и достижение к этому времени объема рынка 168,3 млн долларов [16].

Основные зарубежные производители

бисмалеинимидных углепластиков

Бисмалеинимидые (БМИ) связующие обеспечивают получение ПКМ с высоким уровнем прочностных свойств и находят широкое применение из-за сравнительно невысокой стоимости и простоты переработки: могут перерабатываться в ПКМ как традиционным автоклавным методом по препреговой технологии, так и методом RTM (пропитка под давлением). Применение бисмалеинимидных связующих в составе углепластиков обеспечивает работоспособность конструкционных ПКМ в диапазоне температур до 250°С.

Классификация наиболее распространенных бисмалеинимидных связующих подразумевает разделение на три поколения БМИ-составов:

– первое поколение – бисмалеинимиды, отверждаемые аминами и аминогидразидами (связующие марок Kerimid 601, M751, H795, C795, 795E);

– второе поколение – отверждаемые аллильными соединениями (связующие марок Matrimid 5292, RD 85-101, Compimid 65FWR);

– третье поколение – модифицированные эластомерными материалами (связующие марок Disbimid, RX 93-53-1).

Несмотря на то что БМИ-связующие достаточно хорошо освоены промышленностью для выпуска изделий из термостойких ПКМ, существует ряд недостатков, присущих данному классу полимерных матриц. Так, БМИ-связующие первого поколения характеризуются высоким уровнем водопоглощения (для марки Kerimid 601 – около 4,5%) и низким уровнем трещиностойкости (G1c=50–250 Дж/м2). Для устранения данных недостатков разработаны БМИ-связующие второго и третьего поколения, характеризующиеся повышенным уровнем физико-механических свойств – в частности, увеличенной трещиностойкостью (G1c – до 1000 Дж/м2) [11, 13].

Примером первого применения бисмалеинимидных связующих в авиационной промышленности является истребитель F-22 (США), на 24% состоящий из ПКМ. Из бисмалеинимидных ПКМ выполнены элементы конструкции военно-транспортного самолета С-17 (задняя створка обтекателя) и вертолета Bell429 (конструкции хвостового оперения), а также капот реверса тяги и каналы предварительного охлаждения самолетов фирмы Airbus [21].

Фирмой Cytec Solvay Group (США) представлены бисмалеинимидные связующие Cycom®5250-4 и Cycom®5250-4RTM, позволяющие получать углепластики как по препреговой (препреги марок Cycom®5250-4/IM7-6K-5HS, Cycom®5250-4/IM7, Cycom®5250-4/G40-800 и т. п.), так и по беспрепреговой технологии.

Фирмой Hexcel (США) [22] выпускаются бисмалеинимидные связующие марок HexPly®F650 и HexPly®F652 для изделий, эксплуатируемых при температурах до 232–288°С, получаемых на основе наполнителей из углеродного волокна Т-300 (3К или 6К).

Бисмалеинимидные препреги Tenax® (фирма Teijin, Япония) артикулов 301 и 304 отверждаются при температурах 180–270°С; артикулов 331 и 332 – при 180°С. Данные материалы характеризуются высокой трещиностойкостью [23] и температурой стеклования 280°С [24].

Фирмой Evonik (Германия) разработано семейство бисмалеинимидных связующих Compimide® на основе различных исходных компонентов на рабочую температуру ПКМ – до 250°С [25], компания также производит мономеры для синтеза бисмалеинимидных связующих.

В табл. 1 представлены сравнительные данные по свойствам бисмалеинимидных углепластиков различных производителей.

Таблица 1

Физико-механические свойства (при температуре 20°С) углепластиков

на основе бисмалеинимидных связующих зарубежных производителей

Свойства

Значения свойств углепластиков фирм-производителей

Cytec Solvay Group (США)

Hexcel (США)

Сycom®

5250-4/IM7

Сycom®

5250-4/

IM7-6K-5HS

Cycom®

5250-4RTM/

IM7-6K-4HS

HexPly®F650

Рабочая температура, °С

232

204

177

232–288

Прочность при растяжении [0°], МПа

2618

592

Модуль упругости при растяжении [0°], ГПа

162

81

Прочность при сжатии [0°], МПа

1206

535

Прочность при межслойном сдвиге [0°], МПа

139

82,8

 

Основные зарубежные производители полиимидных углепластиков

Мировой рынок полиимидных материалов географически разделен на Азиатско-Тихоокеанский регион, Северную и Южную Америку, Европу, Ближний Восток и Северную Африку. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион опережает другие регионы по объему рынка, а в связи с ростом урбанизации отмечается повышение показателей в таких странах, как Индия и Китай. Второй по величине – рынок Северной Америки, третий – Европы. Основными производителями полиимидных материалов за рубежом являются компании DuPont-Toray (Япония), Kaneka Corporation (Япония), Ube Industries (Япония), Arakawa Chemicals Industries Inc. (Япония), Taimide Tech Inc. (Тайвань), Shinmax Technology Ltd (Тайвань), SKC Kolon PI (Южная Корея) и FLEXcon Company Inc. (США) [26].

Наиболее распространенные в промышленности полиимидные связующие условно можно разделить на три типа:

– имидообразующая смесь компонентов, при отверждении образующая полиимид линейного строения;

– имидообразующая смесь компонентов с реакционноспособными концевыми группами, при отверждении образующая полиимиды сетчатого строения (PMR-составы);

– циклизованные олигоимиды с реакционноспособными концевыми группами, при отверждении образующие полиимиды сетчатого строения (PETI-полиимиды).

Большинство применяемых в настоящее время фирмами Pratt & Whitney и General Electric полиимидных полимерных матриц относятся ко второму типу связующих и представляют собой модификации связующего марки PMR-15 (NASА, США) [27]. Высокая теплостойкость полиимидов связана с высокой жесткостью циклоцепных макромолекул и сильным межмолекулярным взаимодействием, высокая термостойкость – с упрочнением связей за счет эффектов сопряжения [11].

Фирмой Cytec Solvay Group (США) [28] выпускаются высокотемпературные полиимидные связующие серии AVIMID, устойчивые к воздействию температур от 260–288°С (AVIMID®R с температурой стеклования 305°С) до 277–316°С (AVIMID®RB с температурой стеклования 340°С), на основе которых в сочетании с равнопрочными и однонаправленными углеродными наполнителями на основе углеродных волокон Т650-35 (12К), а также на основе полиимидного связующего Cycom®2237 с температурой стеклования 338°С, армированных углеродным наполнителем (Т650-35), получают ПКМ для применения в конструкциях авиационных двигателей.

Связующее AVIMID®R – высокотемпературная полиимидная смола с температурой стеклования 305°С, предназначено для ПКМ с рабочей температурой до 288°С (в сухом состоянии) и до 260°С (во влагонасыщенном состоянии), с высокой термоокислительной стабильностью, устойчивостью к авиационным жидкостям, демонстрирующих небольшое микрорастрескивание при термоциклировании. Связующее AVIMID®R используется для получения ПКМ методами автоклавного или прессового формования с конечной температурой формования 360°С. Более термостойкая полиимидная смола AVIMID®RB характеризуется температурой стеклования 340°С, рабочими температурами ПКМ на ее основе до 316°С (в сухом состоянии) и до 277°С (после влагонасыщения).

Связующее Cycom®2237 – модификация связующего РMR-15, предназначено для получения ПКМ с пониженной пористостью, с сохранением свойств в диапазоне температур 260–288°С (влагонасыщенное и сухое состояние). Переработка может проводиться методами автоклавного, вакуумного или прессового формования с конечной температурой 316°С. Рекомендуется для изготовления таких элементов конструкций реактивного двигателя, как обводные каналы, крышки коробки передач, вентиляционные трубы, статор вентилятора, лопастные узлы, сопловые клапаны, сердечники, сепараторы, подшипники.

В качестве армирующих наполнителей высокотемпературных углепластиков используются, как правило, углеродные волокна со стандартным модулем упругости 200–230 ГПа – типа Т300-3К, Т650-12К. Увеличению жесткости материалов при сохранении достаточно высоких прочностных характеристик может способствовать применение армирующих наполнителей на основе среднемодульных волокон с модулем упругости 275–320 ГПа.

Фирмой Maverick Corporation (США) [29] выпускаются высокотемпературные полиимидные связующие марок MVK. Углепластики на основе данных связующих и углеродных волокон Т650-35 предназначены для работы в интервале температур 204–288°С. Модификациями связующего РMR-15 производства фирмы Maverick Corporation являются марки MVK-16® и MVK-14 Freeform®. Данные связующие перерабатываются по технологиям автоклавного или прессового формования с получением ПКМ на рабочую температуру до 288°С (в сухом состоянии) и до 204°С (в увлажненном состоянии) – для MVK-16® и до 316 и 204°С соответственно – для MVK-14®.

Связующее MVK-10® предназначено для переработки по RTM-технологии и позволяет получать ПКМ с эксплуатационными свойствами до 288°С: температура стеклования углепластика на основе углеродной ткани из волокна Т650-35 в сухом состоянии составляет 305°С, в увлажненном 250°С, после теплового старения в течение 1000 ч при 260°С температура стеклования составляет 310°С. Связующее марки J1® (фирма Maverick Corporation) предназначено также для переработки по RTM-технологии и позволяет изготавливать ПКМ с эксплуатационными свойствами до температуры 371°С.

В настоящее время достаточно большое распространение получили циклизованные PETI-полиимиды благодаря возможности применения безавтоклавных технологий переработки (RTM, RFI и т. д.), а также за счет высокого уровня механических свойств ПКМ на их основе. Так, полиимидные связующие марок PETI производства фирмы UBE Industries, Ltd (Япония) [30]: PETI-330, PETI-340M и PETI-365E – предназначены для получения углепластиков (на основе углеродных наполнителей Т650-35, Tenax IMS60 24K, T800-12K и др.) для эксплуатации при температурах до 330°С. В зависимости от марки связующие PETI могут перерабатываться по препреговой, RTM- или RFI-технологиям.

Полиимидное связующее Neximid MHT-R компании Nexam Chemical (Швеция) с температурой стеклования ˃420°С представляет собой PETI-полиимид, содержащий не только концевые реакционноспособные группы, но и этинильные группы в основной цепи олигомера. Данное связующее предназначено для переработки по технологии RTM [31]. Компания Nexam Chemical была основана в 2009 г., разрабатывает, производит и занимается продажей не только связующих, но и целого ряда мономеров (Neximid® 100 (PEPA), Neximid® 200 (EPA), Neximid® 300 (PETA), Neximid® 400 (EBPA), Neximid® 500 (MEPA)) для синтеза полиимидных термореактивных связующих [31–34].

Следует отметить, что указанные максимальные значения рабочих температур для углепластиков на основе полиимидных связующих (288°С – для связующих AVIMID®R и MVK, 316°С – для связующих AVIMID®RB, 330°С – для связующих марок PETI) относятся к материалу в сухом состоянии, тогда как рекомендуемые температуры эксплуатации материалов в увлажненном состоянии могут быть существенно ниже – на 25–84°С.

Фирмой TenСate Advance Composites (в настоящее время – Toray Advance Composites) (США) выпускается практически весь спектр ПКМ для изделий авиационной и аэрокосмической техники с широким диапазоном рабочих температур – от 80 до 320°С [35–37]. Стандартный полиимидный материал TenCate RS-51 (на основе связующего AFRPE-4) характеризуется температурой стеклования 366°С, бисмалеинимидный материал RS-8HT: 310°С, цианэфирный материал ТС420: 176 или 348°С (в случае постотверждения при 260°С). Еще большей термостойкостью обладает полиимидное связующее марки 900НТ с температурой стеклования 454°С и препрег ТС890 на его основе, конечная температура формования составляет 316°С, постотверждения 371°С. Высокотемпературные материалы фирмы TenCate используются в качестве теплозащитных экранов и системы теплозащиты авиационных двигателей, заменяя титан для снижения массы. На передней части реактивного двигателя ламинаты фирмы TenCate Cetex® с микроперфорацией поглощают высокие звуки турбинного двигателя; на гондоле двигателя высокотемпературные термореактивные материалы фирмы TenCate в сочетании с эпоксидными ПКМ служат техническими решениями для реверсоров тяги, опор двигателей и кожухов гондол.

Сравнительные данные по свойствам полиимидных углепластиков зарубежных производителей представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Физико-механические свойства (при температуре 20°С) термостойких

углепластиков на основе полиимидных связующих зарубежных производителей

Торговая марка,

наполнитель

(схема укладки)

Рабочая

температура,

°С

Прочность при

растяжении

[0°], МПа

Модуль

упругости при

растяжении

[0°], ГПа

Прочность

при сжатии [0°], МПа

Прочность при межслойном сдвиге, МПа

Фирма Cytec Solvay Group (США)

AVIMID®R/Т650-35 (12К), 8HS ([90°/0°]4S)

260–280

868

60,2

815

AVIMID®RB/Т650-35, 8НS

([90°/0°]4S)

277–316

744

71,5

796

84*

Cycom®2237/Т650-35, 8НS

260–288

951

71,7

799

Фирма Maverick Corporation (США)

MVK-10®/Т650

([-45°/45°/90°0°]2S)

До 288

607

44

452

49

MVK-16®/Т650-35 (12К), 8НS

204–288

876–910

67,6–71,7

621–689

MVK-14®/Т650-35 (12К), 8НS

304–316

827

61,4

Фирма TenСate (США)

ТС-890, 900НТ/Т650-35, 8НS

До 343

765

70,3

644

RS-51, AFRPE-4/Т650

До 316

1445

117

865

Фирма Nexam Chemical (Швеция)

Neximid MHT-R/Т650-35, 8НS

([-45°/45°/90°/0°]2S)

До 360

488

45

393

41

Фирма UBE Industries, Ltd (Япония)

PETI-330, Т650-8НS ([90°/0°]4S)

До 330

834

43,6

46

* Данные приведены для укладки [-45°/45°]2S.

Разработки российских производителей ПКМ

в области бисмалеинимидных и полиимидных углепластиков

В России разработками в области полиимидных материалов активно занимаются с середины 1970-х гг. За это время разработан ряд как бисмалеинимидных связующих (ТП-88, ИД-91, ПИК-250), так и полиимидных связующих (АПИ-1,2,3, СП-97) и ПКМ на их основе. Эти материалы широко известны и подробно описаны в работах [11, 13, 38–40].

АО «Институт пластмасс» [41] выпускает растворные полиимидные связующие СП-97С, СП-97ВК и СП-76А, используемые для изготовления угле- и стеклопластиков, а также связующее марки СБМИ-2 на основе производных малеинимида.

ООО «Суперпласт» также занимается разработками термостойких материалов. Растворное полиимидное связующее марки ПРИС (является аналогом связующего PMR-15) используется для получения композиционных материалов, обладающих высокими физико-механическими показателями и высокой термостойкостью, может быть переработано методом автоклавного или безавтоклавного формования. Выпускаются также термостойкие, трудногорючие полиимидные пресс-материалы марок ПИ-ПР-20 и ПИ-ПР-40 с температурой длительной эксплуатации 280°С [11, 42, 43].

Из числа разработанных за последнее время материалов можно отметить углепластики на рабочую температуру до 250°С на основе бисмалеинимидных связующих: БМИ-3 (АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»), SB332, SB270 и ПСБ250 (АО «ИНУМиТ») [38–40, 44–46]. Связующее SB332 разработано для получения изделий методами вакуумной инфузии или RTM. Углепластики на основе связующих БМИ-3, SB270 и ПСБ250 изготавливают по препреговой технологии методом автоклавного или прессового формования.

Представляет интерес исследование по модифицированию полиимидных связующих углеродными наноконусами (смесь наноконусов, нанодисков и сажи), описанное в работе [47], с применением порошкового полиимидного связующего ИДА (ИмидДиАцетильный) разработки ИВС РАН; для получения углепластиков использовалась ткань ЭЛУР П-0,08.

ФГУП «ВИАМ» также обладает многолетним опытом по созданию композиционных материалов – в частности, высокотемпературных конструкционных углепластиков на основе термостойких термореактивных связующих:

– на основе бисмалеинимидного связующего ПАИС-104 и углеродной ленты ЭЛУР разработан углепластик марки КМУ-8 с максимальной рабочей температурой 250°С;

– на основе растворного полиимидного связующего СП-97к (модификация связующего СП-97с производства АО «Институт пластмасс») разработаны углепластики марок КМУ-2ЛП и ВКУ-21, предназначенные для работы при температурах до 300°С.

В связи с повышением требований, предъявляемых к материалам, предполагаемым к применению в новейших изделиях авиационной техники, возникает необходимость в качественном улучшении как самих материалов (например, снижение пористости по сравнению с материалами на основе связующего СП-97к), так и в повышении технологичности процессов их получения и переработки. Для решения этих задач во ФГУП «ВИАМ» разрабатывают новые высокотемпературные связующие и ПКМ на их основе.

Исследования специалистов ФГУП «ВИАМ» [48, 49] по разработке экспериментальных образцов связующих с использованием компонентов серии Compimide® показали возможность изготовления бисмалеинимидного связующего и углепластика (ткань фирмы «Порше» арт. 4750) на его основе с повышенной устойчивостью к воздействию влаги: после 1 мес экспозиции при температуре 60°С и влажности 85% сохранение свойств от исходных значений при температуре испытаний 220°С составило 80%.

Во ФГУП «ВИАМ» разработано термостойкое термореактивное полиимидное связующее марки ВС-51 для получения препрегов ПКМ (на рабочую температуру до 300°С) как из раствора, так и с использованием расплавного метода [50, 51]. Температура стеклования углепластика на основе полиимидного связующего ВС-51 и углеродной ткани марки ВТкУ-2.200 (ФГУП «ВИАМ») составляет 360–370°С [12, 51].

 

Обсуждение и заключения

Одной из основных тенденций развития современного материаловедения является увеличение доли ПКМ в конструкциях перспективных изделий аэрокосмической техники. В частности, это достигается увеличением рабочей температуры ПКМ, что позволяет внедрять данные материалы в теплонагруженные элементы конструкций.

Основными требованиями при создании нового поколения ПКМ являются высокая прочность, пониженные пористость и влагопоглощение, обеспечение высокого уровня сохранения свойств в максимально широком диапазоне рабочих температур.

В мире для реализации в ПКМ рабочих температур 250–350°С используется широкий спектр полимерных термостойких термореактивных связующих, наиболее применяемые из которых – бисмалеинимидные, полиимидные, фталонитрильные. Достаточно широкая номенклатура выпускаемых термостойких материалов позволяет применять различные технологии переработки и реализовывать широкий спектр свойств в конечных изделиях. В связи с этим наблюдается стабильный рост мирового рынка высокотемпературных материалов.

Необходимо отметить, что несмотря на существующие успехи, на территории Российской Федерации необходимо создание новых связующих и термостойких ПКМ на их основе, соответствующих последним зарубежным разработкам.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. №2 (14). С. 16–21.
3. Каблов Е.Н. Роль химии в создании материалов нового поколения для сложных технических систем // Тез. докл. ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. УрО РАН, 2016. С. 25–26.
4. Каблов Е.Н. Композиты: сегодня и завтра // Металлы Евразии. 2015. №1. С. 36–39.
5. Гращенков Д.В. Стратегия развития неметаллических материалов, металлических композиционных материалов и теплозащиты // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S.
С. 264–271. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-264-271.
6. Раскутин А.Е. Стратегия развития полимерных композиционных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 344–348. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-344-348.
7. Каблов Е.Н., Старцев В.О. Системный анализ влияния климата на механические свойства полимерных композиционных материалов по данным отечественных и зарубежных источников (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2018. №2 (51). С. 47–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-47-58.
8. Валуева М.И., Гуляев И.Н. Углеродные волокна и углепластики: история, современность и перспективы развития. Обзор // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2016. №11. С. 2–8.
9. Гуняева А.Г., Сидорина А.И., Курносов А.О., Клименко О.Н. Полимерные композиционные материалы нового поколения на основе связующего ВСЭ-1212 и наполнителей, альтернативных наполнителям фирм Porcher Ind. и Toho Tenax // Авиационные материалы и технологии. 2018. №3 (52). С. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26.
10. Куцевич К.Е., Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю. Клеевые препреги – перспективные материалы для деталей и агрегатов из ПКМ // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 379–387. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-379-387.
11. Михайлин Ю.А. Тепло-, термо- и огнестойкость полимерных материалов. СПб.: Научные основы и технологии, 2011. 416 с.
12. Валуева М.И., Зеленина И.В., Ахмадиева К.Р., Жаринов М.А., Хасков М.А. Разработки ФГУП «ВИАМ» в области высокотемпературных углепластиков: направления и перспективы // Материалы IV Всерос. конф. «Роль фундаментальных исследований при реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» (г. Москва, 28 июня 2018 г.). М.: ВИАМ, 2018. С. 71–76. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Михайлин Ю.А. Термоустойчивые полимеры и полимерные материалы. СПб.: Профессия, 2006. 624 с.
14. High temperature plastics market by type (polysulfones, polyimides, polyphenylene sulfide, fluoropolymers, and others), by end-use industries (electrical & electronic, transportation, industrial, medical, and others) – Global trends & forecast to 2019 // MarketsandMarketsТМ [офиц. сайт]. URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/high-temperature-plastics-market-1192.html (дата обращения: 17.11.2019).
15. Shama Rao N., Simha T.G.A., Rao K.P., Ravi Kumar G.V.V. Сarbon composites are becoming competetive and cost effective // Infosys Limited [офиц. сайт]. URL: https://www.infosys.com/ engineering-services/white-papers/documents/carbon-composites-cost-effective.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
16. High temperature resins market by resin type (BMI, cyanate ester, polyimide, thermoplastics, and others), by end-use industry type (aerospace & defense, transportation, and others), by manufacturing process type (prepreg layup, RTM, and orhers), and by region (North America, Europe, Asia-Pacific, and Rest the World), trend, forecast, competitive analysis, and growth opportunity: 2018–2023 // MarketResearch [офиц. сайт]. URL: https://www.marketresearch.com/Stratview-Research-v4143/High-Temperature-Composite-Resins-Resin-11797958/ (дата обращения: 17.11.2019).
17. Курносов А.О., Раскутин А.Е., Мухаметов Р.Р., Мельников Д.А. Полимерные композиционные материалы на основе термореактивных полиимидных связующих // Вопросы материаловедения. 2016. №4. С. 50–62.
18. Кузнецов A.A., Семенова Г.К. Перспективные высокотемпературные термореактивные cвязующие для полимерных композиционных материалов // Российский химический журнал. 2010. Т. 53. №4. С. 86–96.
19. Other resins // NetComposites. URL: https://netcomposites.com/guide/resin-systems/other-resins/ (дата обращения: 17.11.2019).
20. Михайлин Ю.А. Термоустойчивые полимеры и полимерные материалы на их основе // Полимерные материалы. 2005. №8. С. 23–26.
21. Fisher G. High temperature and toughened bismaleimide composite materials for aeronautics. Materials. Université de Lyon, 2015 // HAL archives-ouvertes [офиц. сайт]. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/tel-01299359 (дата обращения: 17.11.2019).
22. Препреги и смолы // Hexcel Corporation [офиц. сайт]. URL: http://www.hexcel.com/ (дата обращения: 17.11.2019).
23. Препреги Tenax® // Teijin Carbon Europe GmbH [офиц. сайт]. URL: https://www.teijincarbon.com/ru/produkcija/kompozity-tenaxr/tenaxr-prepreg (дата обращения: 17.11.2019).
24. Teijin developes hightly heat- and impact-resistant prepreg as carbon fiber intermediate material for aerospace applications // Teijin Limited [офиц. сайт]. URL: https://www.teijin.com/news/ 2019/20190304_3521.html (дата обращения: 17.11.2019).
25. Evonik for composites // Evonik Industries AG [офиц. сайт]. URL: https://www.rohacell.com/sites/lists/RE/DocumentsHP/Evonik-for-composites-EN.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
26. Global polyimides market // Market Litmus [офиц. сайт]. URL: https://marketlitmus.com/report-store/chemicals-and-materials/resins-and-polymers/global-polyimides-market/ (дата обращения: 17.11.2019).
27. Yang S.-Y. Advance polyimide materials: synthesis, characterization, and applications. 1st ed. Elsevier, 2018. 498 p.
28. Products // Solvay [офиц. сайт]. URL: https://www.solvay.com/en (дата обращения: 17.11.2019).
29. Products // Maverick Corp. [офиц. сайт]. URL: http://www.maverickcorp.com/ (дата обращения: 17.11.2019).
30. Products // Ube Industries, Ltd [офиц. сайт]. URL: http://www.upilex.jp/ (дата обращения: 17.11.2019).
31. Products // Nexam Chemical AB [офиц. сайт]. URL: http://www.nexamchemical.com/products/ (дата обращения: 17.11.2019).
32. Tsampas S., Fernberg P., Joffe R. Development of novel high Tg polyimide-based composites. Part II: Mechanical characterization // Journal of Composite Materials. 2018. Vol. 52. No. 2. Р. 261–274.
33. Fernberg P., Gong G., Mannberg P. Processing and properties of new polyimide composites with high temperature ability // ECCM16 – 16th European Conference on Composite Materials (Seville, Spain. June 22–26, 2014). URL: http://www.escm.eu.org/eccm16/assets/0600.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
34. Publications // Swerea AB. URL: https://www.swerea.se/ (дата обращения: 17.11.2019).
35. TenCate Corporate // Koninklijke Ten Cate bv [офиц. сайт]. URL: https://www.tencate.com/en/ (дата обращения: 17.11.2019).
36. Product TC890 // Toray Advanced Composites [офиц. сайт]. URL: https://www.toraytac.com/product-explorer/products/mhdR/TC890 (дата обращения: 17.11.2019).
37. Whitley K.S., Collins T.J. Mechanical Properties of T650-35/AFR-PE-4 at Elevated Temperatures for Lightweight Aeroshell Designs // NASA Langley Research Center [офиц. сайт]. URL: https://ntrs.nasa.gov/search.jsp?R=20060013437 2018-02-25T20:16:46+00:00Z (дата обращения: 17.11.2019).
38. Русланцев А.Н., Думанский А.М., Портнова Я.М. Модуль ползучести углепластика БМИ-3/3692 на основе равнопрочной ткани // Тез. докл. XXI Междунар. науч.-техн. конф. «Конструкции и технологии получения изделий из неметаллических материалов» (Обнинск, 5–7 окт. 2016 г.). Обнинск: ОНПП «Технология», 2017. С. 128–130.
39. Волков Д.А., Попов А.Г., Осауленко А.В., Петрова О.Л., Литицкая В.А., Хандорина Е.А. Исследование влияния технологических факторов и конфигурации образцов на значение предела прочности при сжатии углепластика на основе препрега БМИ-3/3692 // Тез. докл. XXI Междунар. науч.-техн. конф. «Конструкции и технологии получения изделий из неметаллических материалов» (Обнинск, 5–7 окт. 2016 г.). Обнинск: ОНПП «Технология», 2017.
С. 168–170.
40. Ворвуль С.В., Мосиюк В.Н., Томчани О.В. Подбор режимов дополнительной термообработки связующего БМИ-3 методом ДМА // Тез. докл. XXI Междунар. науч.-техн. конф. «Конструкции и технологии получения изделий из неметаллических материалов» (Обнинск, 5–7 окт. 2016 г.). Обнинск: ОНПП «Технология», 2017. С. 178–181.
41. Продукция // Институт пластмасс [офиц. сайт]. URL: https://www.instplast.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
42. Полиимидное связующее ПРИС // Суперпласт [офиц. сайт]. URL: http://superplast.ru/pris (дата обращения: 17.11.2019).
43. Полимерные связующие для композиционных материалов компании производства ООО «Суперпласт» // Суперпласт [офиц. сайт]. URL: http://dubna-oez.ru/images/data/gallery/299_3057_06_Sal_nikov_A.A._Polimernie_svyazuyuschie_dlya_kompozitsionnih_materialov_proizvodstva_OOO_%ABSuperplast%BB.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
44. Связующие для ПКМ // ОНПП «Технология» [офиц. сайт]. URL: https://technologiya.ru/files/1154/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%9F%D0%9A%D0%9C.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
45. Бисмалеимидные связующие // АО «ИНУМиТ». URL: https://inumit.ru/rus/produkciya-i-uslugi/ugleplastiki/Resins/bismaleimides/ (дата обращения: 17.11.2019).
46. Продукция // Itecma. URL: https://itecma.ru/products/ (дата обращения: 17.11.2019).
47. Ваганов Г.В., Юдин В.Е., Елоховский В.Ю., Мягкова Л.А., Светличный В.М., Иванькова Е.М. Углепластики на основе порошковых полиимидных связующих, модифицированных углеродными наноконусами // Полимерные материалы и технологии. 2015. Т. 1. №1. С. 38–44.
48. Мухаметов Р.Р., Ахмадиева К.Р., Соловьева Н.А., Гуляев А.И. Повышение водостойкости бисмалеимидного связующего // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №5 (53). Ст. 08. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.11.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-5-8-8.
49. Мухаметов Р.Р., Долгова Е.А., Меркулова Ю.И., Душин М.И. Разработка бисмалеимидного термостойкого связующего для композиционных материалов авиационного назначения // Авиационные материалы и технологии. 2014. №4. С. 53–57. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-4-53-57.
50. Способ получения расплавных полиимидных связующих полимеризационного типа: пат. 2666734 Рос Федерация. №2017135540; заявл. 05.10.17; опубл. 12.09.18.
51. Жаринов М.А., Шимкин А.А., Ахмадиева К.Р., Зеленина И.В. Особенности и свойства расплавного полиимидного связующего полимеризационного типа // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2018. №12 (72). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.11.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-12-46-53.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N. Materialy novogo pokoleniya – osnova innovatsiy, tekhnologicheskogo liderstva i natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Materials of a new generation – the basis of innovation, technological leadership and national security of Russia] // Intellekt i tekhnologii. 2016. №2 (14). S. 16–21.
3. Kablov E.N. Rol khimii v sozdanii materialov novogo pokoleniya dlya slozhnykh tekhnicheskikh sistem [The role of chemistry in the creation of new generation materials for complex technical systems] // Tez. dokl. XX Mendeleyevskogo syezda po obshchey i prikladnoy khimii. UrO RAN, 2016. S. 25–26.
4. Kablov E.N. Kompozity: segodnya i zavtra [Composites: today and tomorrow] // Metally Evrazii. 2015. №1. S. 36–39.
5. Grashchenkov D.V. Strategiya razvitiya nemetallicheskih materialov, metallicheskih kompozicionnyh materialov i teplozashhity [Strategy of development of non-metallic materials, metal composite materials and heat-shielding] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 264–271. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-264-271.
6. Raskutin A.E. Strategiia razvitiia polimernykh kompozitsionnykh materialov [Development strategy of polymer composite materials] // Aviaсionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 344–348. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-344-348.
7. Kablov E.N., Startsev V.O. Sistemnyj analiz vliyaniya klimata na mekhanicheskie svojstva polimernykh kompozitsionnykh materialov po dannym otechestvennykh i zarubezhnykh istochnikov (obzor) [Systematical analysis of the climatics influence on mechanical properties of the polymer composite materials based on domestic and foreign sources (review)] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2018. №2 (51). S. 47–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-47-58.
8. Valuyeva M.I., Gulyayev I.N. Uglerodnyye volokna i ugleplastiki: istoriya, sovremennost i perspektivy razvitiya. Obzor [Carbon fibers and carbon plastics: history, modernity and development prospects. Overview] // Vse materialy. Entsiklopedicheskiy spravochnik. 2016. №11. S. 2–8.
9. Gunyayeva A.G., Sidorina A.I., Kurnosov A.O., Klimenko O.N. Polimernyye kompozitsionnyye materialy novogo pokoleniya na osnove svyazuyushchego VSE-1212 i napolniteley, alternativnykh napolnitelyam firm Porcher Ind. i Toho Tenax [Polymeric composite materials of new generation on the basis of binder VSE-1212 and the filling agents alternative to ones of Porcher Ind. AND Toho Tenax] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2018. №3 (52). S. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26.
10. Kutsevich K.E., Dementeva L.A., Lukina N.F., Tyumeneva T.Yu. Kleyevyye prepregi – perspektivnyye materialy dlya detaley i agregatov iz PKM [Adhesive prepregs as promising materials for parts and assemblies from polymeric composite materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 379–387. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-379-387.
11. Mikhaylin Yu.A. Teplo-, termo- i ognestoykost polimernykh materialov [Heat, heat and fire resistance of polymeric materials]. SPb.: Nauchnyye osnovy i tekhnologii, 2011. 416 s.
12. Valuyeva M.I., Zelenina I.V., Akhmadieva K.R., Zharinov M.A., Khaskov M.A. Razrabotki FGUP «VIAM» v oblasti vysokotemperaturnykh ugleplastikov: napravleniya i perspektivy [Developments of FSUE VIAM in the field of high-temperature carbon plastics: directions and prospects] // Materialy IV Vseros. konf. «Rol fundamentalnykh issledovaniy pri realizatsii «Strategicheskikh napravleniy razvitiya materialov i tekhnologiy ikh pererabotki na period do 2030 goda» (g. Moskva, 28 iyunya 2018 g.). M.: VIAM, 2018. S. 71–76. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).
13. Mikhaylin Yu.A. Termoustoychivyye polimery i polimernyye materialy [Heat-resistant polymers and polymeric materials]. SPb.: Professiya, 2006. 624 s.
14. High temperature plastics market by type (polysulfones, polyimides, polyphenylene sulfide, fluoropolymers, and others), by end-use industries (electrical & electronic, transportation, industrial, medical, and others) – Global trends & forecast to 2019 // MarketsandMarketsTM. Available at: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/high-temperature-plastics-market-1192.html (accessed: November 17, 2019).
15. Shama Rao N., Simha T.G.A., Rao K.P., Ravi Kumar G.V.V. Sarbon composites are becoming competetive and cost effective // Infosys Limited. Available at: https://www.infosys.com/ engineering-services/white-papers/documents/carbon-composites-cost-effective.pdf (accessed: November 17, 2019).
16. High temperature resins market by resin type (BMI, cyanate ester, polyimide, thermoplastics, and others), by end-use industry type (aerospace & defense, transportation, and others), by manufacturing process type (prepreg layup, RTM, and orhers), and by region (North America, Europe, Asia-Pacific, and Rest the World), trend, forecast, competitive analysis, and growth opportunity: 2018–2023 // MarketResearch. Available at: https://www.marketresearch.com/Stratview-Research-v4143/High-Temperature-Composite-Resins-Resin-11797958/ (accessed: November 17, 2019).
17. Kurnosov A.O., Raskutin A.E., Mukhametov R.R., Melnikov D.A. Polimernyye kompozitsionnyye materialy na osnove termoreaktivnykh poliimidnykh svyazuyushchikh [Polymer composite materials based on thermosetting polyimide binders] // Voprosy materialovedeniya. 2016. №4. S. 50–62.
18. Kuznetsov A.A., Semenova G.K. Perspektivnyye vysokotemperaturnyye termoreaktivnye cvyazuyushchiye dlya polimernykh kompozitsionnykh materialov [Promising high-temperature thermosetting binders for polymer composite materials] // Rossiyskiy khimicheskiy zhurnal. 2010. T. 53. №4. S. 86–96.
19. Other resins // NetComposites. Available at: https://netcomposites.com/guide/resin-systems/other-resins/ (accessed: November 17, 2019).
20. Mikhaylin Yu.A. Termoustoychivyye polimery i polimernyye materialy na ikh osnove [Heat-resistant polymers and polymer materials based on them] // Polimernyye materialy. 2005. №8. S. 23–26.
21. Fisher G. High temperature and toughened bismaleimide composite materials for aeronautics. Materials. Université de Lyon, 2015 // HAL archives-ouvertes. Available at: https://hal.archives-ouvertes.fr/tel-01299359 (accessed: November 17, 2019).
22. Prepregi i smoly [Prepregs and resins] // Hexcel Corporation. Available at: http://www.hexcel.com/ (accessed: November 17, 2019).
23. Prepregi Tenax® [Prepregs Tenax®] // Teijin Carbon Europe GmbH. Available at: https://www.teijincarbon.com/ru/produkcija/kompozity-tenaxr/tenaxr-prepreg (accessed: November 17, 2019).
24. Teijin developes hightly heat- and impact-resistant prepreg as carbon fiber intermediate material for aerospace applications // Teijin Limited. Available at: https://www.teijin.com/news/2019/20190304_3521.html (accessed: November 17, 2019).
25. Evonik for composites // Evonik Industries AG. Available at: https://www.rohacell.com/
sites/lists/RE/DocumentsHP/Evonik-for-composites-EN.pdf (accessed: November 17, 2019).
26. Global polyimides market // Market Litmus. Available at : https://marketlitmus.com/report-store/chemicals-and-materials/resins-and-polymers/global-polyimides-market/ (accessed: November 17, 2019).
27. Yang S.-Y. Advance polyimide materials: synthesis, characterization, and applications. 1st ed. Elsevier, 2018. 498 p.
28. Products // Solvay. Available at: https://www.solvay.com/en (accessed: November 17, 2019).
29. Products // Maverick Corp. Available at: http://www.maverickcorp.com/ (accessed: November 17, 2019).
30. Products // Ube Industries, Ltd. Available at: http://www.upilex.jp/ (accessed: November 17, 2019).
31. Products // Nexam Chemical AB. Available at: http://www.nexamchemical.com/products/ (accessed: November 17, 2019).
32. Tsampas S., Fernberg P., Joffe R. Development of novel high Tg polyimide-based composites. Part II: Mechanical characterization // Journal of Composite Materials. 2018. Vol. 52. No. 2. Р. 261–274.
33. Fernberg P., Gong G., Mannberg P. Processing and properties of new polyimide composites with high temperature ability // ECCM16 – 16th European Conference on Composite Materials (Seville, Spain. June 22–26, 2014). Available at: http://www.escm.eu.org/eccm16/assets/0600.pdf (accessed: November 17, 2019).
34. Publications // Swerea AB. URL: https://www.swerea.se/ (accessed: November 17, 2019).
35. TenCate Corporate // Koninklijke Ten Cate bv. Available at: https://www.tencate.com/en/ (accessed: November 17, 2019).
36. Product TC890 // Toray Advanced Composites. Available at: https://www.toraytac.com/product-explorer/products/mhdR/TC890 (accessed: November 17, 2019).
37. Whitley K.S., Collins T.J. Mechanical Properties of T650-35/AFR-PE-4 at Elevated Temperatures for Lightweight Aeroshell Designs // NASA Langley Research Center. Available at: https://ntrs.nasa.gov/
search.jsp?R=20060013437 2018-02-25T20:16:46+00:00Z (accessed: November 17, 2019).
38. Ruslantsev A.N., Dumanskiy A.M., Portnova Ya.M. Modul polzuchesti ugleplastika BMI-3/3692 na osnove ravnoprochnoy tkani [Creep modulus of carbon fiber reinforced plastic BMI-3/3692 based on equally strong fabric] // Tez. dokl. XXI Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Konstruktsii i tekhnologii polucheniya izdeliy iz nemetallicheskikh materialov» (Obninsk, 5–7 okt. 2016 g.). Obninsk: ONPP «Tekhnologiya», 2017. S. 128–130.
39. Volkov D.A., Popov A.G., Osaulenko A.V., Petrova O.L., Lititskaya V.A., Khandorina E.A. Issledovaniye vliyaniya tekhnologicheskikh faktorov i konfiguratsii obraztsov na znacheniye predela prochnosti pri szhatii ugleplastika na osnove preprega BMI-3/3692 [Investigation of the influence of technological factors and sample configuration on the value of compressive strength of carbon fiber based on the prepreg BMI-3/3692] // Tez. dokl. XXI Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Konstruktsii i tekhnologii polucheniya izdeliy iz nemetallicheskikh materialov» (Obninsk, 5–7 okt. 2016 g.). Obninsk: ONPP «Tekhnologiya», 2017. S. 168–170.
40. Vorvul S.V., Mosiyuk V.N., Tomchani O.V. Podbor rezhimov dopolnitelnoy termoobrabotki svyazuyushchego BMI-3 metodom DMA [Selection of modes for additional heat treatment of a binder BMI-3 by the DMA method] // Tez. dokl. XXI Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Konstruktsii i tekhnologii polucheniya izdeliy iz nemetallicheskikh materialov» (Obninsk, 5–7 okt. 2016 g.). Obninsk: ONPP «Tekhnologiya», 2017. S. 178–181.
41. Produktsiya [Products] // Institut plastmass. Available at: https://www.instplast.ru/ (accessed: November 17, 2019).
42. Poliimidnoye svyazuyushcheye PRIS [Polyimide binder PRIS] // Superplast. Available at: http://superplast.ru/pris (accessed: November 17, 2019).
43. Polimernyye svyazuyushchiye dlya kompozitsionnykh materialov kompanii proizvodstva OOO «Superplast» [Polymer binders for composite materials manufactured by Superplast LLC] // Superplast. Available at: http://dubna-oez.ru/images/data/gallery/299_3057_06_Sal_nikov_A.A._Polimernie_svyazuyuschie_
dlya_kompozitsionnih_materialov_proizvodstva_OOO_%ABSuperplast%BB.pdf (accessed: November 17, 2019).
44. Svyazuyushchiye dlya PKM [Binders for PCM] // ONPP «Tekhnologiya». Available at: https://technologiya.ru/files/1154/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%9F%D0%9A%D0%9C.pdf (accessed: November 17, 2019).
45. Bismaleimidnyye svyazuyushchiye [Bismaleimide binders] // AO «INUMiT». Available at: https://inumit.ru/rus/produkciya-i-uslugi/ugleplastiki/Resins/bismaleimides/ (accessed: November 17, 2019).
46. Produktsiya [Products] // Itecma. Available at: https://itecma.ru/products/ (accessed: November 17, 2019).
47. Vaganov G.V., Yudin V.E., Elokhovskiy V.Yu. Ugleplastiki na osnove poroshkovykh poliimidnykh svyazuyushchikh, modifitsirovannykh uglerodnymi nanokonusami [CFRPs based on powder polyimide binders modified with carbon nanocones] // Polimernyye materialy i tekhnologii. 2015. T. 1. №1. S. 38–44.
48. Mukhametov R.R., Akhmadiyeva K.R., Soloveva N.A., Gulyayev A.I. Povysheniye vodostoykosti bismaleimidnogo svyazuyushchego [Increase in water resistance of bismaleimide binder] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2017. №5 (53). St. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 17, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-5-8-8.
49. Muhametov R.R., Dolgova E.V., Merkulova Yu.I., Dushin M.I. Razrabotka bismaleimidnogo termostoikogo svyazuiushchego dlya kompozitsionnyh materialov aviacionnogo naznacheniya [Development of heat-resistant bismaleimide binder for composites for aeronautical application] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №4 (33). S. 53–57. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-4-53-57.
50. Sposob polucheniya rasplavnykh poliimidnykh svyazuyushchikh polimerizatsionnogo tipa: pat. 2666734 Ros Federatsiya. №2017135540 [A method of producing melt polyimide binders of the polymerization type: US Pat. 2666734 Rus. Federation. No. 2017135540]; zayavl. 05.10.17; opubl. 12.09.18.
51. Zharinov M.A., Shimkin A.A., Akhmadiyeva K.R., Zelenina I.V. Osobennosti i svoystva rasplavnogo poliimidnogo svyazuyushchego polimerizatsionnogo tipa [Features and properties of solvent-free PMR-type polyimide resin] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2018. №12 (72). St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 17, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-12-46-53.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.