Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2019-0-8-18-26
УДК 629.7.083
Д. А. Добрынин, Т. В. Павлова, А. Н. Афанасьев-Ходыки, М. С. Алексеева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТНО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЛЯ РЕМОНТА ЛОПАТОК ГТД

Приведен сравнительный обзор традиционных методов (механического, химического и электрохимического) удаления защитных покрытий с поверхности лопаток ГТД с методом электролитно-плазменного удаления покрытий. Осуществлен комплексный ремонт рабочих лопаток ГТД из сплавов типа ЖС, включающий операции очистки внешней поверхности лопаток от нагара, продуктов газовой коррозии и отработанных покрытий состава MеCrAlY с использованием технологии электролитно-плазменного удаления покрытий, горячего изостатического прессования (ГИП) и термической обработки с целью восстановления структуры материала лопаток, дефектоскопического контроля и пайки поврежденных участков поверхности, механической обработки мест пайки, операции нанесения покрытий состава MеCrAlY на внешнюю поверхность лопаток. Показано, что способ электролитно-плазменного удаления покрытий может стать заменой традиционным методам удаления покрытий при ремонте лопаток ГТД.


Введение

При эксплуатации газотурбинных двигателей (ГТД) защитные покрытия [1–8] на поверхности лопаток подвергаются механическим, температурным и химическим воздействиям. Происходит высокотемпературное окисление покрытий, отложение продуктов горения топлива на их поверхности и механическое повреждение покрытий, выражающееся в образовании сколов, трещин и отслоении покрытий от материала основы лопаток. При ремонте лопаток [9], как правило, продукты нагара и оксидный слой удаляют пескоструйной или гидропескоструйной обработкой, после чего производят удаление отработанных защитных покрытий, используя традиционные методы обработки – механическую, химическую и электрохимическую.

Наибольшее количество разработок в области удаления отработавших ресурс жаростойких покрытий принадлежит американским и европейским компаниям. Компания Huffman Corporation (США) предлагает для удаления жаростойких покрытий использовать механическую обработку струей воды с абразивными частицами под давлением от 34 до 374,3 МПа [10]. Компания Alstom Technology Ltd (Швейцария) предлагает комбинированный способ химико-механического удаления поврежденных слоев жаростойких покрытий состава MеCrAlY. Поврежденный слой покрытия обрабатывают фтористым водородом, фтором, политетрафторэтиленовой смолой или фторидом аммония для разрыхления. После этого проводят гидроабразивную обработку поверхности лопаток с низким содержанием абразива и малым размером частиц от продуктов травления покрытия, чтобы не повредить неповрежденные слои покрытия [11, 12]. Компания Siemens Aktiengesellshft (Германия) предлагает подобный способ удаления жаростойких покрытий состава MеCrAlY: внешнюю часть покрытия (от 70 до 95% от общей толщины покрытия) удаляют гидроабразивной обработкой при давлении струи от 0,98 до 9,8 МПа. Во избежание повреждения геометрической формы основы, внутренний слой покрытия удаляют химически в растворе соляной кислоты [13]. Компания Man Turbo AG (Германия) предлагает перед удалением жаростойких покрытий состава MеCrAlY проводить газовое алитирование покрытия для формирования хрупкого слоя β-NiAl над внутренним диффузионным слоем. После чего наружный хрупкий слой удаляют пескоструйной обработкой до внутреннего диффузионного слоя, а диффузионный слой удаляют, используя шлифовальную и абразивную обработку [14]. Аналогичный способ разработан компаниями General Electric (США) [15] и Sermatech International Inc. (Ирландия) [16].

Несмотря на все разнообразие способов механического удаления защитных покрытий с поверхности лопаток ГТД, механическая обработка имеет ряд существенных недостатков: высокая трудоемкость, большие затраты расходуемых материалов и временные затраты, при механической обработке возможно повреждение геометрической формы обрабатываемого изделия и внедрение частичек абразивного материала в основу, являющихся концентраторами напряжений.

Среди методов химического удаления защитных покрытий с поверхности лопаток ГТД наибольшее распространение получили способы удаления защитных покрытий в растворах неорганических кислот (серной, соляной, фосфорной и азотной). Компания General Electric (США) [17] для селективного удаления жаростойких покрытий предлагает использовать концентрированные растворы на основе минеральных кислот – до 80% (по массе): HxAF6 (A – Si, Ge, Ti, Zr, Al, Ga), HNO3, HCl, H3PO4, при пониженных температурах. Компания Dayton Process B.V. (США) [18] предлагает для удаления защитных покрытий использовать фторуглеродную очистку, в основе которой термическое разложение политетрафторэтилена до тетрафторэтилена, и последующее гидрирование последнего с образованием фтористоводородной кислоты и этана. Компанией United Technologies Corporation (США) [19] предложен способ химического удаления жаростойких покрытий состава MеCrAlY в растворах на основе серной, соляной, фосфорной и плавиковой кислот или в их смесях с добавкой соединений трехвалентного железа (Fe3+) в количестве 5,5–6,5 г/л.

Что касается российских разработок, то наиболее распространенными методами удаления защитных покрытий с лопаток ГТД являются методы химической и электрохимической обработки.

В Уфимском государственном авиационном техническом университете разработан способ химического удаления жаростойких покрытий в растворах на основе азотной кислоты с добавками соляной кислоты и ингибиторов коррозии при температуре раствора не более 20°С [20]. Акционерное общество «НПЦ газотурбостроения «Салют» (г. Москва) предлагает для удаления жаростойких покрытий с лопаток ГТД использовать растворы, содержащие азотную и фтористоводородную кислоты с добавками порошка железа и оксида хрома [21]. По предложенному способу удаляют внешнее дефектное покрытие до внутреннего диффузионного слоя. Там же предложен способ для удаления продуктов высокотемпературного окисления, сульфидной коррозии и остатков отработанного защитного покрытия в расплаве бифторида калия с последующей щелочной обработкой [22].

Вопреки широкому распространению способов химического и электрохимического удаления защитных покрытий с лопаток ГТД как в России, так и за рубежом, эти методы обладают рядом существенных недостатков: при химическом удалении защитных покрытий происходит быстрая выработка («старение») растворов; компоненты, применяемые для приготовления растворов и электролитов, имеют высокую стоимость, токсичны, пожаро- и взрывоопасны, имеют высокую коррозионную активность по отношению к материалам оборудования, ввиду чего требуются специальные меры защиты персонала, окружающей среды и оборудования; растворы и электролиты, применяемые для химического и электрохимического удаления защитных покрытий, многокомпонентные – существует сложность их корректировки; при химическом удалении покрытия происходит насыщение поверхности выделяющимся водородом, в результате чего возможно водородное охрупчивание – «разрушение» материала основы.

Последние 15 лет в производство активно внедряется разновидность метода электрохимической обработки поверхности – электролитно-плазменная обработка. Отличие от электрохимической обработки заключается в том, что процесс проводят в электролитах на основе неорганических солей с концентрацией по основному веществу до 10% (по массе) и напряжениях обработки от 200 до 400 В в зависимости от состава обрабатываемого материала. При таких напряжениях вокруг обрабатываемого изделия формируется тонкая (от 50 до 100 мкм) парогазовая оболочка, отделяющая электролит от поверхности изделия с напряженностью электрического поля в оболочке от 104 до 106 В/м. Большие значения напряженности электрического поля в парогазовой оболочке являются причиной возникновения импульсных микроразрядов на микровыступах поверхности обрабатываемого изделия, которые оказывают электроэрозионное воздействие на обрабатываемую поверхность, приводящее к удалению отработанного защитного покрытия с поверхности изделия [23, 24].

Уфимским государственным авиационным техническим университетом предложен способ электролитно-плазменного удаления жаростойких и износостойких покрытий (карбидов, нитридов, покрытий системы NiCrAl) в нагретом от 50 до 90°С электролите на основе неорганической соли аммония с добавкой вещества органической природы и (или) неорганической соли при напряжениях обработки от 180 до 340 В [25]. Во ФГУП «ВИАМ» предложены способ электролитно-плазменного удаления жаростойких покрытий состава MеCrAlY в электролитах на основе неорганических кислот (азотной, серной, соляной и фосфорной) при напряжениях 220 и 380 В и переменном электрическом токе с частотой 50 Гц [26] и способ удаления алюминидного покрытия с использованием метода электролитно-плазменной обработки (при плотностях тока от 50 до 100 А/дм2) в электролитах на основе неорганических кислот с концентрацией по основному веществу до 12% (по массе) [27]. В ООО «НПП «Уралспецтехнология» (г. Уфа) предложен способ контроля полноты удаления защитных покрытий с деталей из жаропрочных сплавов с использованием технологии электролитно-плазменной обработки поверхности деталей в нагретых от 75 до 85°С электролитах на основе солей аммония при напряжениях от 280 до 300 В [28].

Неоспоримыми преимуществами электролитно-плазменной обработки по сравнению с методами механической, химической и электрохимической обработки поверхности являются высокая производительность процесса, невысокая стоимость компонентов электролитов, их малый расход и небольшая токсичность, возможность равномерной обработки изделий, имеющих сложную геометрическую форму, при использовании противоэлектродов, имитирующих геометрическую форму обрабатываемого изделия.

К главному недостатку описанных способов электролитно-плазменного удаления защитных покрытий можно отнести многокомпонентность применяемых электролитов, в результате чего возникает сложность в их корректировке. Поэтому во ФГУП «ВИАМ» разработан двухкомпонентный электролит на основе неорганической соли и подобраны режимы для удаления жаростойких покрытий состава MеCrAlY с поверхности лопаток ГТД из жаропрочных сплавов типа ЖС. По разработанным технологиям проведено удаление отработанных жаростойких покрытий состава MеCrAlY с внешней поверхности рабочих лопаток ГТД из сплавов типа ЖС при проведении комплексного ремонта лопаток, включающего: операции очистки внешней поверхности лопаток от нагара, продуктов газовой коррозии и отработанных покрытий; горячее изостатическое прессование (ГИП) и термическую обработку с целью восстановления структуры материала лопаток; дефектоскопический контроль и пайку поврежденных участков поверхности; механическую обработку мест пайки; операцию нанесения покрытий состава MеCrAlY на внешнюю поверхность лопаток.

В работе приведены результаты комплексного ремонта рабочих лопаток ГТД из сплавов типа ЖС и показана возможность использования метода электролитно-плазменной обработки для удаления отработанных жаростойких покрытий состава MеCrAlY.

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 17.3. «Многослойные жаростойкие и теплозащитные покрытия, наноструктурные упрочняющие эрозионно- и коррозионностойкие, износостойкие, антифреттинговые покрытия для защиты деталей горячего тракта и компрессора ГТД и ГТУ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [29].

 

Материалы и методы

Для работы использовали годные по результатам дефектоскопического контроля (не имеющие сквозных трещин в теле лопатки) рабочие лопатки ГТД из сплавов типа ЖС с отработанными покрытиями состава MеCrAlY.

Очистку лопаток от нагара и продуктов газовой коррозии проводили пескоструйной обработкой электрокорундом фракций 25A, F100 в пескоструйной камере КСО-110-М.

Для удаления отработанных покрытий состава MеCrAlY с внешней поверхности лопаток использовали установку для электролитно-плазменной обработки поверхности, разработанную во ФГУП «ВИАМ».

Для восстановления структуры очищенных от отработанного покрытия лопаток проводили горячее изостатическое прессование (ГИП) и термическую обработку лопаток по режимам, разработанным во ФГУП «ВИАМ».

Дефектоскопический контроль лопаток проводили по ГОСТ 18442–80 с использованием метода капиллярного люминесцентного контроля с III классом чувствительности, обеспечивающим выявление дефектов с минимальной шириной раскрытия 10 мкм.

Для ремонта дефектов лопаток методом пайки использовали пасты композиционных припоев разработки ФГУП «ВИАМ».

Механическую обработку мест пайки лопаток проводили абразивными дисками толщиной 5 мм и шарошками различной формы (сферическими, цилиндрическими, коническими).

Для нанесения покрытий состава MеCrAlY на внешнюю поверхность лопаток использовали установку МАП-3 для ионно-плазменного напыления покрытий.

Металлографические исследования лопаток на полноту удаления отработанных покрытий и для оценки толщины нанесенных покрытий состава MеCrAlY на отремонтированные лопатки проводили на металлографическом микроскопе Olympus GX51 с цифровой системой обработки изображений при увеличениях ×200 и ×500.

Металлофизические исследования структуры восстановленных лопаток проводили на раствором электронном микроскопе JSM 6490LV.

 

Результаты и обсуждение

На рис. 1 приведен внешний вид рабочих лопаток ГТД из сплава типа ЖС с отработанным покрытием состава MеCrAlY в исходном состоянии. По результатам металлографических исследований толщина отработанных покрытий состава MеCrAlY на рабочих лопатках из сплава типа ЖС составляла от 40 до 50 мкм (рис. 2).

 

 

Рис. 1. Внешний вид рабочих лопаток из сплава типа ЖС серий 1 (а, б) и 2 (в, г) с отработанным покрытием состава MеCrAlY со стороны корыта (а, в) и спинки (б, г)

 

 

 

Рис. 2. Микроструктура (×500) рабочей лопатки из сплава типа ЖС с отработанным покрытием состава MеCrAlY, нанесенным на внешнюю поверхность со стороны корыта (а) и спинки (б)

Перед удалением отработанных покрытий состава MеCrAlY с поверхности рабочих лопаток из сплава типа ЖС проведена пескоструйная обработка внешней поверхности лопаток от нагара и продуктов газовой коррозии. Удаление отработанных покрытий состава MеCrAlY с внешней поверхности рабочих лопаток из сплава типа ЖС проведено по разработанной технологии электролитно-плазменной обработки в двухкомпонентном электролите на основе неорганической соли. Полноту удаления покрытия контролировали по проявлению макроструктуры основного материала на внешней поверхности пера лопаток и по результатам металлографических исследований.

На рис. 3 приведен внешний вид рабочих лопаток ГТД из сплава типа ЖС после электролитно-плазменного удаления отработанных покрытий состава MеCrAlY с внешней поверхности лопаток. По результатам металлографических исследований отработанные покрытия состава MеCrAlY удалены с внешней поверхности рабочих лопаток из сплава типа ЖС (рис. 4, а, б).

 

Рис. 3. Внешний вид рабочих лопаток из сплава типа ЖС с равноосной (а, б) и направленной (в, г) структурой после электролитно-плазменного удаления покрытия состава MеСrAlY, нанесенного со стороны корыта (а, в) и спинки (б, г)

 

 

Рис. 4. Микроструктуры (а, б – ×200; в, г – ×10000) рабочих лопаток из сплава типа ЖС
с равноосной (а, в) и направленной (б, г) структурой после удаления отработанных покрытий состава MеCrAlY (а, б) и после восстановления структуры (в, г)

По режимам, разработанным во ФГУП «ВИАМ», проведено горячее изостатическое прессование (ГИП) и термическая обработка рабочих лопаток из сплава типа ЖС, очищенных от отработанных покрытий состава MеCrAlY. На растровом электронном микроскопе JSM 6490LV проведен анализ микроструктуры рабочих лопаток из сплава типа ЖС после ГИП и термической обработки (рис. 4, в, г). По результатам анализа установлено, что кубическая морфология γʹ-фазы восстановлена.

После ГИП и термической обработки рабочих лопаток ГТД из сплава типа ЖС проведен дефектоскопический контроль внешней поверхности лопаток на наличие дефектов с использованием метода капиллярного люминесцентного контроля с III классом чувствительности, обеспечивающим выявление дефектов с минимальной шириной раскрытия 10 мкм.

По результатам люминесцентного контроля установлено, что основные дефекты лопаток из сплава типа ЖС – трещины на торцевой периферической части лопаток протяженностью не более 3 мм. Трещины имели поверхностный характер, без проникновения во внутреннюю полость охлаждающих каналов. Для последующего ремонта проведена механическая обработка трещин абразивными дисковыми инструментами до полного удаления.

Внешний вид дефектов рабочих лопаток из сплава типа ЖС до и после механической зачистки приведен на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Внешний вид дефектов рабочих лопаток из сплава типа ЖС до (а) и после механической зачистки (б)

 

После механической зачистки проведена пайка мест разделки трещин композиционными припоями разработки ФГУП «ВИАМ» и механическая обработка мест пайки абразивными дисковыми инструментами и шарошками до выравнивания поверхности.

Для контроля мест пайки на наличие дефектов после механической обработки проведен дефектоскопический контроль лопаток с использованием метода люминесцентного контроля. Результаты люминесцентного контроля показали, что в отремонтированных участках лопаток из сплава типа ЖС отсутствуют дефекты.

Внешний вид рабочих лопаток из сплава типа ЖС двух серий после механической обработки мест пайки поврежденных участков поверхности приведен на рис. 6.

 

 

Рис. 6. Внешний вид рабочих лопаток из сплава типа ЖС серий 1 (а, б) и 2 (в, г) после
механической обработки мест пайки со стороны корыта (а, в) и спинки (б, г)

На внешнюю поверхность отремонтированных рабочих лопаток ГТД из сплава типа ЖС по технологии ионно-плазменного напыления на установке МАП-3 нанесены жаростойкие покрытия состава MеCrAlY толщиной от 40 до 50 мкм. Внешний вид лопаток из сплава типа ЖС двух серий, с нанесенными покрытиями состава MеCrAlY, приведен на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Внешний вид отремонтированной рабочей лопатки из сплава типа ЖС серий 1 (а, б)
и 2 (в, г) с покрытием состава MеCrAlY, нанесенным со стороны корыта (а, в) и спинки (б, г)

 

Заключения

Метод электролитно-плазменного удаления дефектных и отработанных защитных покрытий с поверхности лопаток ГТД может стать альтернативной заменой традиционным методам (механическому, химическому и электрохимическому) удаления покрытий при ремонте лопаток ГТД. Основными преимуществами данного метода по сравнению с традиционными методами удаления покрытий являются возможность полной автоматизации и высокая производительность процесса, для приготовления электролитов используются малотоксичные вещества с концентрацией основного вещества в электролите не более 10% (по массе).

Показано, что данный способ может быть использован для удаления отработанных жаростойких покрытий состава MеCrAlY с поверхности рабочих лопаток ГТД из сплава типа ЖС, при этом контроль полноты удаления покрытий можно осуществлять по проявлению макроструктуры материала основы, что значительно облегчает идентификацию момента окончания процесса.

Таким образом, метод электролитно-плазменного удаления защитных покрытий может быть рекомендован для промышленного освоения предприятиями, осуществляющими ремонт ГТД.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Эрозионностойкие покрытия для лопаток компрессора газотурбинных двигателей // Электрометаллургия. 2016. №10. С. 23–38.
2. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Помелов Я.А. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей // Конверсия в машиностроении. 1999. №2. С. 42–47.
3. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток ГТД // Литые лопатки газотурбинных двигателей: сплавы, технологии, покрытия. М.: Наука, 2006. С. 531–608.
4. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Луценко А.Н. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей // Металлы. 2007. №5. С. 23–34.
5. Косьмин А.А., Будиновский С.А., Мубояджян С.А. Жаро- и коррозионностойкое покрытие для рабочих лопаток турбины из перспективного жаропрочного сплава ВЖЛ21 // Авиационные материалы и технологии. 2017. №1 (46). С. 17–24. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-1-17-24.
6. Матвеев П.В., Будиновский С.А., Чубаров Д.А. Технология получения ионно-плазменных жаростойких подслоев с повышенным содержанием алюминия для перспективных ТЗП // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S5. С. 56–60. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s5-56-60.
7. Мубояджян С.А., Будиновский С.А. Ионно-плазменная технология: перспективные процессы, покрытия, оборудование // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 39–54. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-39-54.
8. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Жаростойкие и теплозащитные покрытия для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 60–70.
9. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Ягодкин Ю.Д. Перспективы применения ионно-плазменной технологии высоких энергий для межресурсного ремонта лопаток турбин // Авиационные материалы и технологии. 2002. №1. С. 6–13.
10. Method of removing a coating from a substrate: pat. US6905396B1; filed 20.11.03; publ. 14.07.05.
11. Process for treating the surface of a component, made from a Ni based supperalloy, to be coated: pat. US6440238B1; filed 09.08.99; publ. 27.08.02.
12. Method for repairing a thermal barrier coating: pat. US6544346B1; filed 01.07.97; publ. 08.04.03.
13. Method of decoating a turbine blade: pat. US6660102B2; filed 27.12.00; publ. 17.10.02.
14. Process for applying a protective layer: pat. US7736704B2; filed 15.09.04; publ. 10.08.06.
15. Method for selectively removing coatings from metal substrates: pat. US8021491B2; filed 07.12.06; publ. 22.10.09.
16. Method for removal of surface layers of metallic coatings: pat. US6036995A; filed 31.01.97; publ. 14.03.00.
17. Method for removing aluminide coating from metal substrate and turbine engine part so treated: pat. US7270764B2; filed 09.01.03; publ. 03.11.05.
18. Method for cleaning metal parts: pat. US4324594A; filed 02.02.78; publ. 13.04.82.
19. Chemical stripping composition and method: pat. US8859479B2; filed 26.08.11; publ. 28.02.13.
20. Способ удаления жаростойкого покрытия с деталей из жаропрочных никелевых сплавов: пат. 2339738C1 Рос. Федерация; заявл. 27.03.07; опубл. 27.11.08.
21. Способ удаления покрытий с деталей из жаростойких сплавов: пат. 2200211С2 Рос. Федерация; заявл. 07.03.01; опубл. 10.03.03.
22. Способ ремонта лопаток турбины газотурбинного двигателя: пат. 2367554С2 Рос. Федерация. заявл. 08.11.07; опубл. 20.09.09.
23. Электролитно-плазменная обработка и нанесение покрытий на металлы и сплавы // Успехи физики металлов. 2005. Т. 6. С. 273–344.
24. Воленко А.П., Бойченко О.В., Чиркунова Н.В. Электролитно-плазменная обработка металлических изделий // Вектор науки ТГУ. 2012. №4 (22). 2012. C. 144–147.
25. Способ удаления покрытия с металлической подложки: пат. 2094546С1 Рос. Федерация; заявл. 03.04.95; опубл. 27.10.97.
26. Способ удаления жаростойкого металлического покрытия: пат. 2228396С1 Рос. Федерация; заявл. 19.09.02; опубл. 10.05. 04.
27. Способ удаления алюминидного покрытия на основе никеля: пат. 2211261С2 Рос. Федерация; заявл. 12.11.01; опубл. 27.08.03.
28. Способ контроля степени удаления покрытия с деталей из жаропрочных никелевых сплавов: пат. 2440878С2 Рос. Федерация; заявл. 21.04.09; опубл. 27.01.12.
29. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
1. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Erozionnostoykiye pokrytiya dlya lopatok kompressora gazoturbinnykh dvigateley [Erosion-resistant coatings for compressor blades of gas turbine engines] // Elektrometallurgiya. 2016. №10. S. 23–38.
2. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A., Budinovskiy S.A., Pomelov Ya.A. Ionno-plazmennyye zashchitnyye pokrytiya dlya lopatok gazoturbinnykh dvigateley [Ion-plasma protective coatings for blades of gas turbine engines] // Konversiya v mashinostroyenii. 1999. №2. S. 42–47.
3. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Ionno-plazmennyye zashchitnyye pokrytiya dlya lopatok GTD [Ion-plasma protective coatings for GTE blades] // Lityye lopatki gazoturbinnykh dvigateley: splavy, tekhnologii, pokrytiya. M.: Nauka, 2006. S. 531–608.
4. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A., Budinovskiy S.A., Lutsenko A.N. Ionno-plazmennyye zashchitnyye pokrytiya dlya lopatok gazoturbinnykh dvigateley [Ion-plasma protective coatings for gas turbine engine blades]// Metally. 2007. №5. S. 23–34.
5. Kosmin A.A., Budinovskiy S.A., Muboyadzhyan S.A. Zharo- i korrozionnostoykoye pokrytiye dlya rabochikh lopatok turbiny iz perspektivnogo zharoprochnogo splava VZhL21 [Heat and corrosion resistant coating for working turbine blades from promising high-temperature alloy VZhL21] // Aviacionnyye materialy i tekhnologii. 2017. №1 (46). S. 17–24. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-1-17-24.
6. Matveev P.V., Budinovskij S.A., Chubarov D.A. Tehnologiya polucheniya ionno-plazmennyh zharostojkih podsloev s povyshennym soderzhaniem alyuminiya dlya perspektivnyh TZP [Technology for production of ion-plasma heat-resistant bonding sub-layers with increased aluminum content for advanced TBCs] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S5. S. 56–60. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s5-56-60.
7. Muboyadzhyan S.A., Budinovskij S.A. Ionno-plazmennaya tehnologiya: perspektivnye protsessy, pokrytiya, oborudovanie [Ion-plasma technology: prospective processes, coatings, equipment] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 39–54. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-39-54.
8. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Zharostojkie i teplozashhitnye pokrytiya dlya lopatok turbiny vysokogo davleniya perspektivnyh GTD [Heat resisting and heat-protective coverings for turbine blades of high pressure of perspective GTE] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 60–70.
9. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A., Budinovskiy S.A., Yagodkin Yu.D. Perspektivy primeneniya ionno-plazmennoy tekhnologii vysokikh energiy dlya mezhresursnogo remonta lopatok turbin [Prospects for the use of high-energy ion-plasma technology for inter-resource repair of turbine blades] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2002. №1. S. 6–13.
10. Method of removing a coating from a substrate: pat. US6905396B1; filed 20.11.03; publ. 14.07.05.
11. Process for treating the surface of a component, made from a Ni based supperalloy, to be coated: pat. US6440238B1; filed 09.08.99; publ. 27.08.02.
12. Method for repairing a thermal barrier coating: pat. US6544346B1; filed 01.07.97; publ. 08.04.03.
13. Method of decoating a turbine blade: pat. US6660102B2; filed 27.12.00; publ. 17.10.02.
14. Process for applying a protective layer: pat. US7736704B2; filed 15.09.04; publ. 10.08.06.
15. Method for selectively removing coatings from metal substrates: pat. US8021491B2; filed 07.12.06; publ. 22.10.09.
16. Method for removal of surface layers of metallic coatings: pat. US6036995A; filed 31.01.97; publ. 14.03.00.
17. Method for removing aluminide coating from metal substrate and turbine engine part so treated: pat. US7270764B2; filed 09.01.03; publ. 03.11.05.
18. Method for cleaning metal parts: pat. US4324594A; filed 02.02.78; publ. 13.04.82.
19. Chemical stripping composition and method: pat. US8859479B2; filed 26.08.11; publ. 28.02.13.
20. Sposob udaleniya zharostoykogo pokrytiya s detaley iz zharoprochnykh nikelevykh splavov: pat. 2339738C1 Ros. Federatsiya [The method of removing heat-resistant coatings from parts made of heat-resistant nickel alloys: pat. 2339738C1 Rus. Federation]; zayavl. 27.03.07; opubl. 27.11.08.
21. Sposob udaleniya pokrytiy s detaley iz zharostoykikh splavov: pat. 2200211S2 Ros. Federatsiya; [The method of removing coatings from parts of heat-resistant alloys: pat. 2200211S2 Rus. Federation] zayavl. 07.03.01; opubl. 10.03.03.
22. Sposob remonta lopatok turbiny gazoturbinnogo dvigatelya: pat. 2367554S2 Ros. Federatsiya [A method of repairing turbine blades of a gas turbine engine: pat. 2367554S2 Rus. Federation]. zayavl. 08.11.07; opubl. 20.09.09.
23. Elektrolitno-plazmennaya obrabotka i naneseniye pokrytiy na metally i splavy [Electrolyte-plasma processing and coating of metals and alloys] // Uspekhi fiziki metallov. 2005. T. 6. S. 273–344.
24. Volenko A.P., Boychenko O.V., Chirkunova N.V. Elektrolitno-plazmennaya obrabotka metallicheskikh izdeliy [Electrolyte-plasma processing of metal products] // Vektor nauki TGU. 2012. №4 (22). 2012. C. 144–147.
25. Sposob udaleniya pokrytiya s metallicheskoy podlozhki: pat. 2094546S1 Ros. Federatsiya [A method of removing a coating from a metal substrate: pat. 2094546S1 Rus. Federation]; zayavl. 03.04.95; opubl. 27.10.97.
26. Sposob udaleniya zharostoykogo metallicheskogo pokrytiya: pat. 2228396S1 Ros. Federatsiya [A method of removing a heat-resistant metal coating: pat. 2228396C1 Rus. Federation ]; zayavl. 19.09.02; opubl. 10.05. 04.
27. Sposob udaleniya alyuminidnogo pokrytiya na osnove nikelya: pat. 2211261S2 Ros. Federatsiya [The method of removing aluminide coatings based on Nickel: pat. 2211261C2 Rus. Federation ]; zayavl. 12.11.01; opubl. 27.08.03.
28. Sposob kontrolya stepeni udaleniya pokrytiya s detaley iz zharoprochnykh nikelevykh splavov: pat. 2440878S2 Ros. Federatsiya [A method of controlling the degree of removal of the coating from parts of heat-resistant nickel alloys: pat. 2440878C2 Rus. Federation]; zayavl. 21.04.09; opubl. 27.01.12.
29. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.