Статьи
Проведен обзор термореактивных связующих, применяемых для производства трехслойных сотовых панелей пола в отечественной и зарубежной практике, выделены основные типы. Приведены механические свойства и огнестойкость панелей пола на фенолформальдегидных и эпоксидных связующих. Описаны некоторые составы связующих и пути их физической и химической модификации, необходимые для удовлетворения требованиям по прочности и пожаробезопасности. Обозначены особенности производства сотовых панелей, в зависимости от типа связующего. Сделан вывод о направлении исследований при разработке новых связующих для панелей пола авиационной техники.
Введение
Одной из главных задач авиастроения является снижение массы летательных аппаратов, что значительно уменьшает расход топлива и приводит к снижению стоимости авиаперевозок [1]. С середины ХХ века снижение массы производится путем замены металлических деталей авиационной техники на изделия из полимерных композиционных материалов (ПКМ) [2, 3]. Композитные конструкции обеспечивают не только общее снижение массы, но и увеличивают прочностные характеристики летательного аппарата [4]. К настоящему времени доля применения ПКМ в конструкции самолета может достигать 50% и значительная их часть сосредоточена в материалах внутренней отделки, таких как панели стен, пола, потолка, перегородок, кресел и многое другое.
Для создания панелей интерьера и пола самолетов широко используются трехслойные сотовые панели (ТСП) благодаря своей легкости, высокой удельной прочности, жесткости и технологичности. Трехслойная сотовая панель представляет собой сборку из заданного количества слоев препрега (2–3 слоя с каждой стороны), между которыми заключен сотовый заполнитель, обеспечивающий требуемую жесткость конструкции без использования большого количества слоев препрега [5, 6]. Для создания трехслойной сотовой панели связующее в препреге должно отвечать таким требованиям, как быстрый цикл отверждения; достаточная адгезионная прочность к сотовому заполнителю, которая позволяет отказаться от использования клеевого слоя между препрегом и сотами; умеренные физико-механические и тепловые характеристики отвержденной матрицы; низкая стоимость. Отдельной строкой идут требования по пожаробезопасности сотовых панелей интерьера, которые прописаны в Авиационных правилах АП-25 [7]. Такие требования, как горючесть, дымообразование, тепловыделение и токсичность продуктов горения, во многом зависят от природы связующего в препреге и наличия клеевого слоя. В настоящее время основными типами связующих для создания ТСП являются фенолформальдегидные связующие ввиду их доступности и отличных показателей по комплексу пожаробезопасных свойств, а также эпоксидные связующие, которые удовлетворяют требованиям по физико-механическим характеристикам, а при добавлении антипиренов и по горючести.
Состояние дел в отечественной авиационной промышленности
В отечественной промышленности до недавнего времени основным связующим для создания ТСП интерьера было связующее марки ФПР-520, разработанное во ФГУП «ВИАМ», которое применялось совместно с эпоксидным клеевым слоем между сотами и препрегом [8].
Поскольку требования по пожаробезопасности ПКМ, применяемых для создания летательных аппаратов, постоянно ужесточаются, требуется дальнейшее увеличение огнеупорных свойств фенолформальдегидных связующих и отказ от клеевого слоя между препрегом и сотовым заполнителем.
Вследствие этого разработаны фенолформальдегидные связующие марок ФПР-520Г и РС-Н. Связующее ФПР-520Г является модификацией связующего ФП-520, в которое введен дисперсный наполнитель – антипирен [9]. Такая модификация связующего позволила снизить тепловыделение за 2 мин с 51 до 9 кВт·мин/м2 при отказе от клеевого слоя за счет улучшенной способности связующего образовывать галтели на сотах в процессе отверждения, однако для изготовления препрега требуется специальная фильера на пропиточной машине, которая обеспечивает неравномерный нанос связующего на стеклоткань. Для отказа от необходимости использования сложного технологического оборудования при изготовлении препрега во ФГУП «ВИАМ» разработано связующее марки РС-Н [10], которое обладает еще более пониженным тепловыделением при горении, а ТСП на его основе обходятся без применения клеевого слоя и могут производиться на существующем оборудовании без использования специальных приемов и средств. Известно также фенолформальдегидное связующее марки ВСФ-16М, которое обладает сравнимыми со связующим ФПР-520Г характеристиками пожаробезопасности, удовлетворяет требованиям АП-25 и позволяет производить ТСП по ускоренной технологии формования crush-core [10, 11]. В настоящее время практически безальтернативно для пропитки арамидной бумаги при производстве сотового заполнителя используют модифицированное фенолформальдегидное связующее марки БФОС.
Рассмотренные ранее фенолформальдегидные связующие удовлетворяют требованиям по пожаробезопасности, однако не в полной мере обеспечивают прочностные характеристики, которыми должны обладать трехслойные сотовые панели пола (ТСПП) авиационной техники. В настоящее время имеются данные только по использованию стеклопластиков марок КАСТ-В и КАСТ-ВС на основе фенолформальдегидного связующего ВФБ-1, которые применялись для изготовления ТСП пола в самолетах Ил-18, Ил-62, Ан-24, Ту-144, Ту-154 и др. [12], где необходимая прочность ТСП достигалась за счет использования высокомодульных стеклянных наполнителей, а недостатком таких ТСП пола являлась завышенная масса [13].
Для повышения прочностных характеристик без увеличения плотности панелей пола в отечественной авиапромышленности стали использовать эпоксидные связующие. Связующее марки ЭП-2МК представляет собой композицию на основе полиизоцианата и эпоксидной смолы, модифицированную антипиреном. Произведенные на основе связующего ЭП-2МК и наполнителей ТСПП демонстрируют хорошее соотношение «прочность/масса», однако дороговизна гибридной ткани Т-42/1-76, а также низкая жизнеспособность и высокая липкость препрега, ограничивают возможность широкого применения данного связующего [14].
Для изготовления панелей пола самолета Ан-74 использовали эпоксифенольное связующее марки 5-211-БН, представляющее собой композицию из эпоксидиановой смолы ЭД-20, ее бромированного аналога, смолы УП-631У и анилинофенолформальдегидной смолы СФ-341А [14]. Возможность применения данного связующего при изготовлении ТСПП оценивали также и для самолета Ан-148 [15]. Специалистами ФГУП «ВИАМ» разработан пленочный клей марки ВК-46, который использовался для склеивания сот и обшивки при создании панелей пола в таких самолетах, как Ил-96, Ту-204 и Ан-148 [16]. С целью улучшения прочностных характеристик и снижения дымовыделения при горении, состав клея модифицирован путем уменьшения бромсодержащей эпоксидной смолы и введения бисмалеимидсодержащей эпоксидной смолы. Такая модификация позволила повысить прочностные характеристики клея, одновременно снизив его дымовыделение с характеристики «сильнодымящий» (для клея ВК-46) до «среднедымящий» (для модифицированного клея) с присвоением ему марки ВК-46Б. На основе клея ВК-46 изготовлен клеевой препрег, позволяющий производить ТСПП по упрощенной схеме – без использования клеевой пленки.
На этом марочный ассортимент промышленно выпускаемых связующих для создания панелей пола в отечественной промышленности заканчивается, однако разработка и патентование составов связующих, рекомендованных для производства ТСПП, продолжаются.
В патентах ОАО «НИАТ» [17, 18] связующее состоит из композиции эпоксидных смол ЭД-20, ЭД-22, ЭН-6, УП-631, пластификатора «Диапласт», модификатора полисульфона и отвердителя бис(N,N-диметилкарбамид)дифенилметана. Заявлено, что использование бромсодержащей эпоксидной смолы марки УП-631 позволяет снизить горючесть полимерной матрицы, а высокая адгезия и контролируемая вязкость связующего позволяют отказаться от использования клеевого слоя между сотовым заполнителем и препрегом. В ОАО «НИАТ» провели оценку свойств ТСПП, изготовленных с применением однонаправленного препрега на связующем ТЭС-130H, которые приведены в табл. 1.
При изготовлении ТСПП использовали препреги с разным количеством связующего: 28% (по массе) – для наружного слоя и 44% (по массе) – для слоя, прилегающего к сотам. Увеличенное содержание связующего, прилегающего к сотам, позволяет увеличить как прочность клеевого соединения между сотами и обшивкой, так и общую прочность ТСПП [18].
Таблица 1
Свойства трехслойных сотовых панелей пола (ТСПП) различных производителей
Свойства |
Тип панели* |
Значения свойств ТСПП, изготовленных производителем |
|||
ОНПП «Технология» |
Hexcel Composites |
AIM Composites |
ОАО «НИАТ» |
||
Масса 1м2, кг (не более) |
I |
2,8 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
II |
3,6 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
|
III |
5,0 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
|
IV |
– |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
|
Прочность при сжатии, МПа (не менее) |
I |
4,9 |
5,5 |
4,8 |
5,1 |
II |
11,7 |
14,5 |
13,0 |
14,5 |
|
III |
13,7 |
14,5 |
12,0 |
13,0 |
|
IV |
– |
14,5 |
12,0 |
13,0 |
|
Разрушающая нагрузка при изгибе длинной балки, Н (не менее) |
I |
1020 |
1250 |
1100 |
1300 |
II |
1020 |
1290 |
1400 |
1500 |
|
III |
2000 |
2450 |
2450 |
2450 |
|
IV |
– |
2460 |
2450 |
2450 |
|
Прогиб при изгибе длинной балки (450 Н), мм (не более) |
I |
30 |
14,0 |
14,0 |
16,0 |
II |
30 |
15,2 |
15,2 |
15,0 |
|
III |
20 |
10,2 |
14,0 |
12,0 |
|
IV |
– |
14,2 |
14,2 |
12,0 |
|
Разрушающая нагрузка при изгибе короткой балки, Н (не менее) |
I |
1588 |
2000 |
2040 |
2000 |
II |
2607 |
3400 |
3480 |
3200 |
|
III |
2607 |
3400 |
3400 |
3400 |
|
IV |
– |
3400 |
3400 |
3400 |
|
Отслаивание сот от обшивки, Н/76 мм (не менее) |
I |
147 |
330 |
290 |
300 |
II |
147 |
330 |
330 |
250 |
|
III |
255 |
330 |
200 |
200 |
|
IV |
– |
330 |
200 |
200 |
* I – подкресельные панели; II – панели зоны проходов; III – панели зоны входа/выхода; IV – панели багажного
отделения.
Результаты механических испытаний показали, что разработанное ОАО «НИАТ» эпоксидное связующее позволяет изготавливать ТСПП со сравнимыми с зарубежными аналогами характеристиками.
Во ФГУП «ВИАМ» разработан и запатентован состав клеевого связующего пониженной горючести [19], которое содержит в качестве замедлителя горения бромсодержащую эпоксидную смолу с включением бромсодержащего полигидроксиэфира (бромопласта), что позволяет стекло- и углепластику на его основе соответствовать требованиям АП-25 по пожаробезопасности и рекомендуется для изготовления ТСПП.
Связующие для ТСПП – зарубежный опыт
Мировыми лидерами по производству клеевых систем, связующих и препрегов для интерьера авиационной техники являются компании Gurit, Huntsman, Henkel, Cytec, TenCate, Hexion, Gill. Компания Gurit предлагает линейку препрегов для создания ТСПП как на основе фенолформальдегидных связующих, так и эпоксидных смол, модифицированных фосфорсодержащими антипиренами [20]. Хотя для ТСП интерьера предлагается широкий выбор препрегов с фенолформальдегидным связующим, основной ассортимент связующих для создания ТСПП состоит из эпоксидных систем марок EP-112, EP-121, EP-137, EH-250, EH-420 и фенолформальдегидной системы марки PF-801 [21], причем при производстве ТСПП рекомендуется совместное использование препрегов с фенолформальдегидным и эпоксидным связующими, когда препрег с эпоксидным связующим выкладывают непосредственно на соты, а с фенолформальдегидным – поверх него, что обеспечивает надежное приклеивание сот к обшивке и позволяет ТСПП соответствовать требованиям по прочности и пожаробезопасности [22].
Для ТСПП самолета Airbus A380 компания Gurit разработала препрег марки EP-137UD на основе эпоксидного связующего и углеволокна, поскольку характеристика «прочность/масса» для самолета с площадью пола 550 м2 (в модификации A380-800) приобретает критическое значение. Отказ от использования слоя с фенолформальдегидным связующим не привел к значительному ухудшению пожаробезопасных свойств и выходу за рамки требований FAR-25 (табл. 2).
Таблица 2
Свойства трехслойных сотовых панелей (ТСП), изготовленных на связующем
марки EP-137 c разными армирующими наполнителями
Свойства |
Стандарт испытаний |
Значения свойств ТСП с армирующим наполнителем состава |
|
E-glass (48 г/м², содержание связующего 40±3%) |
12K HTS+E-glass (205 г/м², содержание связующего 50±3%) |
||
Прочность при изгибе, МПа |
ISO 178 |
600 |
1100 |
Модуль упругости, ГПа |
ISO 178 |
19 |
100 |
Прочность при межслойном сдвиге, МПа |
AITM 1.0019 |
40 |
60 |
Горючесть, см/с/с |
AITM 2.0002A |
3/0/0 |
– |
Оптическая плотность дыма, отн. ед. |
AITM 2.0007A |
60 |
– |
По заявлению компании Gurit, недавно разработанный препрег марки PB1000 на основе связующего бензоксазинового типа позволяет создавать ТСП с пожаробезопасностью на уровне панелей на основе фенолформальдегидных связующих. Преимуществами бензоксазинового связующего (в сравнении с фенолформальдегидными связующими) являются как высокие прочностные характеристики пластика, так и отсутствие свободного фенола и формальдегида в изделии. Высокая прочность достигается за счет монолитности полимерной матрицы, поскольку отверждение бензоксазинового связующего протекает без выделения низкомолекулярных летучих продуктов [23]. Прочностные характеристики стеклопластика на основе препрега марки PB1000 в сравнении с типичным стеклопластиком на основе фенолформальдегидного связующего приведены в табл. 3.
Таблица 3
Свойства стеклопластика на основе препрега марки PB1000
Свойства |
Стандарт испытаний |
Значения свойств для препрега |
|
PB1000 |
фенолформальдегидного |
||
Прочность при изгибе, МПа |
ISO 178 |
550 |
320 |
Модуль упругости, ГПа |
ISO 178 |
22 |
16 |
Прочность при межслойном сдвиге, МПа |
AITM 1.0019 |
28 |
18 |
Горючесть, см/с/с |
AITM 2.0002A |
6/0/0 |
6/0/0 |
Оптическая плотность дыма, отн. ед. |
AITM 2.0007A |
19 |
5 |
Максимальная скорость тепловыделения, кВт/м2 |
AITM 2.0006 |
50 |
30 |
Общее тепловыделение, кВт·мин/м2 |
AITM 2.0006 |
25 |
25 |
Компания Hexcel производит широкий ассортимент ТСП для интерьера. Для изготовления панелей пола компания предлагает безгалогенное быстроотверждаемое фенолформальдегидное связующее марки HexPly M41, обеспечивающее высокие пожаробезопасные свойства ТСПП, которые находятся на уровне свойств материалов, разработанных конкурирующими производителями. Компания Hexcel также запатентовала пленочные эпоксидные связующие для изготовления ТСПП. Составы связующих в целом являются классическими для пленочной формы и включают различные эпоксидные смолы на основе диаминов и дифенолов, эпоксиноволаки, активные эпоксидные разбавители, отвердители на основе ароматических диаминов и их эвтектические смеси, а также термопласты, такие как полисульфон и полиэфиримид. В качестве антипирена используется тетрабромбисфенол А или эпоксидная смола на его основе [24].
Одной из последних разработок компании Cytec является фенолформальдегидное связующее CYCOM 6826, препрег из которого перерабатывается по технологии сrush сore, а ТСП имеет высокие пожаробезопасные свойства. Препрег на этом связующем не требует наличия эпоксидной клеевой пленки, что снижает массу ТСП и не ухудшает ее (панели) горючесть [25].
Компания 5M s.r.o. разработала эпоксидную фольгу марки LFX038, пригодную для создания панелей пола по пленочной технологии. Использование галогенсодержащей эпоксидной смолы в составе связующего обеспечивает требуемую огнестойкость изготовленных ТСПП. Отверждение препрегов осуществляется при температуре 120°С за 30–60 мин за счет использования ускорителей полимеризации имидазольного типа [26, 27].
Gill Corporation также использует эпоксидные матрицы для производства ТСПП. Панели пола марок Gillfloor 4709 для самолета Boeing 777 и Gillfloor 4809 для самолета Boeing 787 изготовлены на основе эпоксидных связующих и углеволокна с применением эпоксидного пленочного клея [28].
Заключения
Проблема создания связующих для ТСПП состоит в том, что для достижения необходимых показателей, таких как высокая адгезия к сотовому заполнителю, огнестойкость, низкое дымовыделение и токсичность дыма, необходимо использовать совершенно разные компоненты или функциональные добавки, которые либо несовместимы друг с другом, либо, улучшая одну из характеристик, приводят к снижению другой. Невысокая стоимость связующего и короткий цикл отверждения также являются ключевыми параметрами. Несмотря на дешевизну фенолформальдегидных связующих и высокие пожаробезопасные характеристики пластиков, ТСП на их основе удовлетворяют требованиям по прочности только при изготовлении из них элементов интерьера. Для производства панелей пола как в отечественной, так и в зарубежной практике зачастую используют эпоксидные связующие, которые обеспечивают требуемые прочностные характеристики ТСПП. Высокую горючесть эпоксидных связующих чаще всего принято компенсировать введением галогенсодержащих эпоксидных смол или модификаторов и, хотя требования АП-25 в части токсичности дыма для ТСПП не предъявляются, при разработке новых связующих для панелей пола необходимо учитывать, что в будущем введение таких норм практически неизбежно. Ведущие зарубежные авиастроительные корпорации уже ввели внутренние стандарты оценки токсичности дыма при горении ТСП интерьера, поэтому отказ от галогенсодержащих антипиренов является ключевым фактором при разработке новых связующих для изготовления ТСП. Для повышения прочности панелей пола без увеличения массы и ухудшения пожаробезопасных свойств, в зарубежной практике переходят к использованию легких и высокопрочных углеродных волокон. Другим решением для повышения прочности является применение отличных от фенолформальдегидных и эпоксидных типов связующих – например, циановых эфиров или бисмалеимидов.
2. Раскутин А.Е. Российские полимерные композиционные материалы нового поколения, их освоение и внедрение в перспективных разрабатываемых конструкциях // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
3. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
4. Каблов Е.Н., Старцев В.О. Системный анализ влияния климата на механические свойства полимерных композиционных материалов по данным отечественных и зарубежных источников (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2018. №2 (51). С. 47–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-47-58.
5. Лукина Н.Ф., Петрова А.П., Мухаметов Р.Р., Когтёнков А.С. Новые разработки в области клеящих материалов авиационного назначения // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 452–459. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-452-459.
6. Малышева Г.В., Гращенков Д.В., Гузева Т.А. Оценка технологичности использования клеев и клеевых препрегов при изготовлении трехслойных панелей //Авиационные материалы и технологии. 2018. №4 (53). С. 26–30. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-26-30.
7. Барботько С.Л. Развитие методов оценки пожаробезопасности материалов авиационного назначения // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 516–526. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-516-526.
8. Вешкин Е.А., Постнов В.И., Застрогина О.Б., Сатдинов Р.А. Технология ускоренного формования трехслойных сотовых панелей интерьера самолета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. №4. С. 799–805.
9. Кондрашов Э.К., Постнов В.И., Петухов В.И., Кавун Н.С., Абрамов П.А., Юдин А.А., Барботько С.Л. Исследование свойств трехслойных панелей на модифицированном связующем ФПР-520Г // Авиационные материалы и технологии. 2009. №3. С. 19–23.
10. Застрогина О.Б., Швец Н.И., Серкова Е.А., Вешкин Е.А. Пожаробезопасные материалы на основе фенолформальдегидных связующих // Клеи. Герметики. Технологии. 2017. №7. С. 22–27.
11. Серкова Е.А., Швец Н.И., Застрогина О.Б., Постнов В.И., Барботько С.Л., Вешкин Е.А. Быстроотверждаемое фенолформальдегидное связующее, перерабатываемое по «сrush core» технологии, для пожаробезопасных материалов интерьера // Тезисы докладов XIX конференции «Конструкции и технологии получения изделий из неметаллических материалов». Обнинск. 2010. С. 70–71.
12. Баранников А.А., Вешкин Е.А., Постнов В.И., Стрельников С.В. К вопросу производства панелей пола из ПКМ для летательных аппаратов (обзорная статья) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2017. Т. 19. №4 (2). С. 198–212.
13. Душин М.И., Ермолаев А.М., Катырев И.Я., Нейдонов П.Н. Углепластики в панелях пола трехслойной конструкции // Авиационная промышленность. 1978. №6. С. 8–12.
14. Двейрин А.З., Майорова Е.В. Анализ эффективности внедрения интегральных конструкций с трубчатыми элементами из полимерных композиционных материалов // Вопросы проектирования и производства конструкций летательных аппаратов. 2011. №4. С. 65–77.
15. Дементьева Л.А., Тюменева Т.Ю., Шарова И.А. Клеи с пониженной горючестью для авиационной техники // Научные публикации сотрудников ВИАМ [Электронный ресурс]. URL: https://viam.ru/public/files/2011/2011-205777.pdf (дата обращения: 29.04.2019).
16. Состав и способ изготовления связующего, препрега и сотовой панели: пат. 2460745. Рос. Федерация; заявл. 29.12.10; опубл. 10.09.12.
17. Термоплавкое связующее, способ получения его, препрег и сотовая панель, выполненные на его основе: пат. 2486217. Рос. Федерация; заявл. 21.12.11; опубл. 27.06.13.
18. Шокин Г.И., Шершак П.В., Андрюнина М.А. Опыт разработки и освоения производства сотовых панелей пола из отечественных материалов // Авиационная промышленность. 2017. №1. С. 32–40.
19. Препрег на основе клеевого связующего пониженной горючести и стеклопластик, углепластик на его основе: пат. 2676634. Рос. Федерация; заявл. 19.04.18; опубл. 09.01.19.
20. Resins curable into fire-retardant and heat-resistant plastic materials, and method for their preparation: pat. EP 0356379A1; publ. 28.02.90.
21. Aerospace Qualified Prepreg Materials // Gurit: офиц. сайт. URL: https://www.gurit.com/Our-Business/Composite-Materials/Prepregs/Aerospace (дата обращения: 29.04.2019).
22. Advanced materials for aircraft interiors. Compositesworld: официальный сайт. [электронный ресурс]. URL: https://www.compositesworld.com/articles/advanced-materials-for-aircraft-interiors (дата обращения: 26.04.2019).
23. Rimdusit S., Jubsilp C., Tiptipakorn S. Alloys and Composites of Polybenzoxazines: Properties and Applications. Springer Science & Business Media, 2013. 164 p.
24. Aircraft floor and interior panels using edge coated honeycomb: pat. US 7988809B2; publ. 02.08.11.
25. CYCOM 6826 | Cytec, CYCOM 6826, Phenolic Resin | Aircraft products | Cytec | 48862 JACO Aerospace Products [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-aircraftsupply.com/products/ Cytec/48862/CYCOM-6826 (дата обращения: 26.04.2019).
26. Epoxy foil resins // 5M S.R.O. Company: офиц. сайт. URL: https://www.5m.cz/en/products/epoxidove-pryskyrice/epoxy-foil-resins (дата обращения: 05.05.2019).
27. Krípal L. Mechanical testing of composite specimens made by RFI technology // Aviation. 2007. Vol. 11. P. 6–14.
28. Floor panels // The Gill Corporation: офиц. сайт. URL: https://www.thegillcorp.com/home.php?cPath=38_23 (дата обращения: 05.05.2019).
2. Raskutin A.E. Rossiiskie polimernye kompozitsionnye materialy novogo pokoleniia, ikh osvoenie i vnedrenie v perspektivnykh razrabatyvaemykh konstruktsiiakh [Russian polymer composite materials of new generation, their exploitation and implementation in advanced developed constructions] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
3. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
4. Kablov E.N., Startsev V.O. Sistemnyj analiz vliyaniya klimata na mekhanicheskie svojstva polimernykh kompozitsionnykh materialov po dannym otechestvennykh i zarubezhnykh istochnikov (obzor) [Systematical analysis of the climatics influence on mechanical properties of the polymer composite materials based on domestic and foreign sources (review)] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2018. №2 (51). S. 47–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-47-58.
5. Lukina N.F., Petrova A.P., Muhametov R.R., Kogtjonkov A.S. Novye razrabotki v oblasti kleyashhih materialov aviacionnogo naznacheniya [New developments in the field of adhesive aviation materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 452–459. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-452-459.
6. Malysheva G.V., Grashchenkov D.V., Guzeva T.A. Otsenka tekhnologichnosti ispolzovaniya kleyev i kleyevykh prepregov pri izgotovlenii trekhsloynykh paneley [Evaluation of technological use efficiency of adhesives and glue prepregs in the manufacture of three-layer panels] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2018. №4 (53). S. 26–30. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-26-30.
7. Barbotko S.L. Razvitie metodov ocenki pozharobezopasnosti materialov aviacionnogo naznacheniya [Development of the fire safety test methods for aviation materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 516–526. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-516-526.
8. Veshkin E.A., Postnov V.I., Zastrogina O.B., Satdinov R.A. Tekhnologiya uskorennogo formovaniya trekhsloynykh sotovykh paneley interera samoleta [Accelerated molding technology of three-layer honeycomb interior panels of an aircraft] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2013. T. 15. №4. S. 799–805.
9. Kondrashov E.K., Postnov V.I., Petukhov V.I., Kavun N.S., Abramov P.A., Yudin A.A., Barbotko S.L. Issledovaniye svoystv trekhsloynykh paneley na modifitsirovannom svyazuyushchem FPR-520G [Research of properties technological panels on the modified binding FPR-520G] // Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2009. №3. S. 19–23.
10. Zastrogina O.B., Shvets N.I., Serkova E.A., Veshkin E.A. Pozharobezopasnyye materialy na osnove fenolformaldegidnykh svyazuyushchikh [Fireproof materials based on phenol-formaldehyde binders] // Klei. Germetiki. Tekhnologii. 2017. №7. S. 22–27.
11. Serkova E.A., Shvets N.I., Zastrogina O.B., Postnov V.I., Barbotko S.L., Veshkin E.A. Bystrootverzhdayemoye fenolformaldegidnoye svyazuyushcheye, pererabatyvayemoye po «crush core» tekhnologii, dlya pozharobezopasnykh materialov interera [Fast-curing phenol-formaldehyde binder, processed by «crush core» technology, for fireproof interior materials] // Tezisy dokladov XIX konferentsii «Konstruktsii i tekhnologii polucheniya izdeliy iz nemetallicheskikh materialov». Obninsk. 2010. S. 70–71.
12. Barannikov A.A., Veshkin E.A., Postnov V.I., Strelnikov S.V. K voprosu proizvodstva paneley pola iz PKM dlya letatelnykh apparatov (obzornaya statya) [On the production of floor panels from PCM for aircraft (review article)] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2017. T. 19. №4 (2). S. 198–212.
13. Dushin M.I., Ermolayev A.M., Katyrev I.YA., Neydonov P.N. Ugleplastiki v panelyakh pola trekhsloynoy konstruktsii [Carbon plastics in floor panels of a three-layer construction] // Aviatsionnaya promyshlennost. 1978. №6. S. 8–12.
14. Dveyrin A.Z., Mayorova E.V. Analiz effektivnosti vnedreniya integralnykh konstruktsiy s trubchatymi elementami iz polimernykh kompozitsionnykh materialov [Analysis of the effectiveness of the introduction of integrated structures with tubular elements made of polymer composite materials] // Voprosy proyektirovaniya i proizvodstva konstruktsiy letatelnykh apparatov. 2011. №4. S. 65–77.
15. Dementyeva L.A., Tyumeneva T.Yu., Sharova I.A. Klei s ponizhennoy goryuchestyu dlya aviatsionnoy tekhniki [Adhesives with low flammability for aviation technology] // Nauchnyye publikatsii sotrudnikov VIAM. Available at: https://viam.ru/public/files/2011/2011-205777.pdf (accessed: April 29, 2019).
16. Sostav i sposob izgotovleniya svyazuyushchego, preprega i sotovoy paneli: pat. 2460745. Ros. Federatsiya [The composition and method of manufacturing a binder, prepreg and honeycomb: pat. 2460745. Rus. Federation]; zayavl. 29.12.10; opubl. 10.09.12.
7. Termoplavkoye svyazuyushcheye, sposob polucheniya yego, prepreg i sotovaya panel, vypolnennyye na yego osnove: pat. 2486217. Ros. Federatsiya [A hot-melt binder, a method for its preparation, a prepreg and a honeycomb panel based on it: pat. 2486217. Rus. Federation]; zayavl. 21.12.11; opubl. 27.06.13.
18. Shokin G.I., Shershak P.V., Andryunina M.A. Opyt razrabotki i osvoyeniya proizvodstva sotovykh paneley pola iz otechestvennykh materialov [Experience in the development and development of the production of honeycomb floor panels from domestic materials] // Aviatsionnaya promyshlennost. 2017. №1. S. 32–40.
19. Prepreg na osnove kleyevogo svyazuyushchego ponizhennoy goryuchesti i stekloplastik, ugleplastik na yego osnove: pat. 2676634. Ros. Federatsiya [The prepreg based on adhesive bonding low flammability and fiberglass, carbon fiber based on it: pat. 2676634. Rus. Federation]; zayavl. 19.04.18; opubl. 09.01.19.
20. Resins curable into fire-retardant and heat-resistant plastic materials, and method for their preparation: pat. EP 0356379A1; publ. 28.02.90.
21. Aerospace Qualified Prepreg Materials // Gurit. Available at: https://www.gurit.com/Our-Business/Composite-Materials/Prepregs/Aerospace (accessed: April 29, 2019).
22. Advanced materials for aircraft interiors // Compositesworld. Available at: https://www.compositesworld.com/articles/advanced-materials-for-aircraft-interiors (accessed: April: 26, 2019).
23. Rimdusit S., Jubsilp C., Tiptipakorn S. Alloys and Composites of Polybenzoxazines: Properties and Applications. Springer Science & Business Media, 2013. 164 p.
24. Aircraft floor and interior panels using edge coated honeycomb: pat. US 7988809B2; publ. 02.08.11.
25. CYCOM 6826 | Cytec, CYCOM 6826, Phenolic Resin | Aircraft products | Cytec | 48862 JACO Aerospace Products. Available at: https://www.e-aircraftsupply.com/products/ Cytec/48862/CYCOM-6826 (accessed: April 26, 2019).
26. Epoxy foil resins // 5M S.R.O. Company. Available at: https://www.5m.cz/en/products/epoxidove-pryskyrice/epoxy-foil-resins (accessed: May 05, 2019).
27. Krípal L. Mechanical testing of composite specimens made by RFI technology // Aviation. 2007. Vol. 11. P. 6–14.
28. Floor panels // The Gill Corporation. Available at: https://www.thegillcorp.com/home.php?cPath=38_23 (accessed: May 05, 2019).