Статьи
Рассмотрены наиболее функциональные шпатлевочные системы на основе эпоксидной полимерной системы, наполненной сферическим алюминиевым порошком. Проведены исследования влияния содержания металлического наполнителя в полученных композициях и его удельной поверхности на прочностные характеристики – прочность и относительное удлинение при разрыве. Определено влияние удельной поверхности наполнителя и режима отверждения композиции на физико-механические свойства шпатлевочного слоя, его твердость, а также стойкость с минеральному маслу ЛЗ-МГ-2.
Введение
Развитие высокоскоростной авиации предъявляет новые требования к качеству внешних поверхностей самолетов. Такие неизбежные элементы поверхности, как регламентированные зазоры определенной величины между торцами обшивок и панелей, нахлесточные соединения обшивок внешней поверхности изделия, выходящие на теоретический контур изделия, значительно ухудшают аэродинамические характеристики летательного аппарата [1–5].
При отливке деталей из алюминиевых сплавов типа АЛ5, АЛ9, ВАЛ5 и др. наряду с допустимыми дефектами литья встречаются отдельные поры и раковины глубиной 1–3 мм, которые по условиям работы деталей недопустимы, поскольку приводят к снижению сопротивления усталости металла и способствуют развитию коррозии [5–7].
Для выравнивания внешней поверхности летательных аппаратов (щелей, зазоров, ступенек), а также неровностей в местах крепежных соединений широко применяются шпатлевочные материалы. Как правило, такие материалы являются высоконаполненными системами, на основе полимерных пленкообразующих веществ.
Шпатлевочные материалы, которые могут быть использованы для выравнивания внешней поверхности, а также заполнения дефектов литья, должны соответствовать следующим основным требованиям:
– легко наноситься на поверхность, заполняя углубления за минимальное количество технологических операций;
– обеспечивать надежное заполнение зазоров между деталями при минимальной усадке при отверждении;
– обеспечивать аэродинамические и декоративные свойства поверхности;
– хорошо обрабатываться технологическим инструментом;
– обладать высокой адгезией к металлу; устойчивостью к вибрации и перепадам температур от -60 до +135°С, а также механической прочностью и эластичностью.
Следует отметить, что физико-механические свойства шпатлевочных материалов зависят как от химической природы полимерного пленкообразующего, так и от химической природы и структуры наполнителей.
В качестве полимерного пленкообразующего для создания шпатлевочных материалов могут использоваться низкомолекулярные диановые олигомеры или эпоксикремнийорганические сополимеры, так как они не содержат летучих компонентов – в частности, растворителей, обуславливающих увеличение пористости и усадки при отверждении [8, 9].
Содержание наполнителей в шпатлевочных материалах колеблется в пределах от 1:3 до 1:5 и более. Такое высокое содержание наполнителей придает шпатлевочным материалам необходимые технологические свойства [10]. В качестве наполнителей при разработке шпатлевочных материалов чаще всего используют тальк, микротальк, оксиды различных металлов, а также слюду. Однако шпатлевочные материалы, содержащие вышеуказанные наполнители, обладают низкими механической прочностью и виброустойчивостью [8, 11].
Наиболее перспективным направлением при разработке шпатлевочных материалов является создание металлополимерных композиций, в которых в качестве наполнителя используется металлический сферический порошок. Металлополимерные композиции, выполняющие роль шпатлевочных материалов, могут быть использованы как для устранения дефектов литья (заделки пор и раковин) на деталях корпусов из алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, так и для выравнивания внешней поверхности летательного аппарата с целью обеспечения заданных аэродинамических характеристик [12].
Помимо природы наполнителя его содержание в композиции и удельная поверхность могут значительным образом повлиять на важнейшие характеристики шпатлевочного материала, а именно – на прочность, эластичность, адгезию к подложкам и т. д. [10, 13–15].
Данная работа посвящена исследованию свойств металлополимерных композиций, используемых в качестве шпатлевочных материалов, и влияния характеристик наполнителя на эксплуатационные свойства таких композиций для выравнивания поверхности и заделки дефектов литья.
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 17. «Комплексная антикоррозионная защита, упрочняющие, износостойкие защитные и теплозащитные покрытия», комплексная научная проблема 17.7. «Лакокрасочные материалы и покрытия на полимерной основе» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [16].
Материалы и методы
В качестве объектов исследования выбраны металлополимерные композиции на основе эпоксидных олигомеров с молекулярной массой от 360 до 470. Исследовали полимерные системы с разным содержанием алюминиевого порошка и различной удельной поверхностью (Sуд): 1550–1740 и 4870–5300 см2/г. Алюминиевый порошок вводили в количестве 150, 200, 250 и 300% (по массе) в пересчете на полимерное пленкообразующее.
На основе вышеуказанных металлополимерных композиций получены свободные пленки для изучения их прочностных (σр) и деформационных (εр) характеристик в исходном состоянии и после термического старения при температуре 135°С. Механические свойства свободных пленок определяли на разрывной машине в соответствии с ГОСТ 18299–72 при скорости нагружения образца 5 мм/мин. Исследовано влияние продолжительности отверждения металлополимерных композиций на их твердость.
Исследованы адгезия к алюминиевому сплаву Д16-АТ Ан.Окс.нхр и физико-механические свойства в исходном состоянии и после искусственного старения по циклу ЛИ-14 при температурах -60÷+100°С в течение 10 циклов согласно ММ1.595-15-133–2002. Метод испытаний лакокрасочных покрытий заключается в циклическом воздействии на испытываемый материал попеременно высокой влажности, а также отрицательных и повышенных температур. Один цикл испытаний соответствует воздействию: камеры влажности при φ=98±2% и температуре 23±2°С в течение 16–16,5 ч; охлаждению при температуре -60°С в течение 1 ч; нагреву при температуре 135°С (или 80°С) в течение 2,5 ч; охлаждению при температуре -60°С в течение 1 ч, затем нагреву при температуре 135°С в течение 2,5 ч, охлаждению образцов в течение 15 мин. Твердость металлополимерной композиции определяли в соответствии с ГОСТ 5233–89, прочность при ударе – по ГОСТ 4765–73. Адгезию покрытия на основе металлополимерной композиции определяли в соответствии с ГОСТ 15140–78 методом параллельных надрезов в исходном состоянии и после увлажнения в течение 10 сут. Адгезионную прочность при нормальном отрыве (σадг) определяли по ГОСТ 27890–88, адгезионую прочность при сдвиге (τсдв) – по ГОСТ 14759–69. Стойкость отвержденных металлополимерных композиций к действию синтетического масла ЛЗ-МГ-2 определяли при температурах 20 и 120°С по ГОСТ 9.403–80.
Результаты и обсуждение
Исследовано влияние удельной поверхности алюминиевого порошка и его содержания в полимерной матрице на механические свойства свободных пленок (σр и εр) в исходном состоянии и после термостарения при температуре 135°С в течение 300 ч. Результаты представлены в табл. 1 и на рис. 1–3.
Таблица 1
Свойства свободных пленок металлополимерных композиций
в исходном состоянии и после термостарения
Алюминиевый порошок |
Прочность при разрыве (σр), МПа |
Удлинение при разрыве (εр), % |
Толщина пленки, мкм |
|||||
удельная поверхность Sуд, см2/г |
содержание, % (по массе) |
в исходном состоянии |
после термостарения |
снижение прочности, % |
в исходном состоянии |
после термостарения |
снижение удлинения при разрыве, % |
|
1550–1740 |
150 |
6,9 |
6,0 |
13,0 |
4,3 |
3,1 |
28 |
560–610 |
200 |
7,5 |
6,7 |
10,7 |
4,0 |
2,7 |
32,5 |
460–510 |
|
250 |
8,1 |
7,3 |
9,9 |
3,5 |
2,2 |
37 |
428–458 |
|
300 |
8,4 |
7,6 |
9,5 |
3,0 |
1,6 |
46 |
410–440 |
|
4870–5300 |
150 |
7,3 |
6,6 |
9,6 |
3,9 |
2,7 |
30 |
570–620 |
200 |
8,0 |
7,3 |
8,7 |
3,7 |
2,4 |
35 |
600–680 |
|
250 |
8,4 |
7,7 |
8,3 |
3,3 |
1,7 |
48,5 |
435–445 |
|
300 |
8,7 |
8,0 |
8,0 |
2,8 |
1,3 |
53,5 |
428–445 |
Рис. 1. Прочность при разрыве свободных пленок металлополимерных композиций из алюминиевого порошка с удельной поверхностью 1550–1740 (1) и 4870–5300 см2/г (2) в исходном состоянии (а) и после термостарения при температуре 135°С в течение 300 ч (б)
Рис. 2. Удлинение при разрыве свободных пленок металлополимерных композиций из алюминиевого порошка с удельной поверхностью 1550–1740 (1) и 4870–5300 см2/г (2) в исходном состоянии (а) и после термостарения при температуре 135°С в течение 300 ч (б)
Рис. 3. Снижение прочности (а) и удлинения (б) при разрыве после термостарения при температуре 135°С в течение 300 ч пленок металлополимерных композиций из алюминиевого порошка с удельной поверхностью 1550–1740 (1) и 4870–5300 см2/г (2)
Из полученных результатов следует, что удельная поверхность алюминиевого порошка мало влияет на прочностные и деформационные характеристики свободных пленок металлополимерных композиций. С увеличением содержания алюминиевого порошка в полимерной матрице со 150 до 300% (по массе), независимо от его удельной поверхности, прочность при разрыве (σр) монотонно возрастает, при этом удлинение при разрыве (εр) монотонно снижается.
Старение свободных пленок металлополимерных композиций при температуре 135°С в течение 300 ч приводит к незначительному снижению прочности при разрыве, при этом следует отметить, что с увеличением содержания алюминиевого порошка в полимерной композиции процент снижения прочности при разрыве (σр) монотонно снижается (рис. 3). Причем наиболее интенсивно происходит уменьшение процента снижения прочности при разрыве для композиций, содержащих алюминиевый порошок с Sуд=1550–1740 см2/г. При содержании алюминиевого порошка от 150 до 200% (по массе) снижение прочности составляет 2,3%, затем наблюдается снижение интенсивности изменения процента уменьшения прочности при разрыве. Аналогичные тенденции снижения прочности при разрыве наблюдаются для металлополимерных композиций, содержащих алюминиевый порошок с Sуд=4870–5300 см2/г.
Старение свободных пленок металлополимерных композиций при температуре 135°С также влияет и на удлинение при разрыве, которое характеризует эластичность металлополимерных композиций. Увеличение содержания алюминиевого порошка в полимерной матрице приводит к монотонному снижению эластичности (удлинению при разрыве), при этом следует отметить, что наиболее интенсивно уменьшение удлинения при разрыве наблюдается при содержании алюминиевого порошка ˃200% (по массе).
Из полученных результатов следует, что увеличение содержания алюминиевого порошка в полимерной матрице приводит к увеличению прочности при разрыве (σр) и снижению удлинения при разрыве (εр), наиболее интенсивное снижение которого происходит при содержании алюминиевого порошка в полимерной матрице ˃200% (по массе), независимо от удельной поверхности вводимого в полимер алюминиевого порошка.
Адгезионные и физико-механические свойства металлополимерных композиций на основе эпоксидных олигомеров в значительной степени зависят от режима их отверждения. Режимы отверждения и физико-механические свойства металлополимерных композиций с содержанием порошка 200% (по массе), но с различной удельной поверхностью наполнителя приведены в табл. 2.
Таблица 2
Зависимость адгезионных и физико-механических свойств
металлополимерных композиций от режима отверждения
Удельная поверхность Sуд, см2/г |
Режим отверждения |
Адгезия, балл, по ГОСТ 15140–78* |
Твердость, отн. ед. |
Прочность при сдвиге, МПа |
||
температура, °С |
продолжительность, ч |
в сухом состоянии |
после 10 сут увлажнения |
|||
1550–1740 |
20±2 |
24 |
11 |
21 |
0,23 |
8,2 |
20±2 |
48 |
11 |
21 |
0,43 |
10,3 |
|
120 |
3 |
11 |
21 |
0,57 |
11,5 |
|
4870–5300 |
20±2 |
24 |
21 |
31 |
0,2 |
7,7 |
20±2 |
48 |
21 |
21 |
0,4 |
7,9 |
|
120 |
3 |
11 |
21 |
0,53 |
10,2 |
* При определении адгезии покрытия на основе металлополимерной композиции методом параллельных надрезов металлополимерные композиции наносили на образцы сплава Д16-АТ Ан.Окс.нхр, окрашенные грунтовкой ВГ-28.
Анализ полученных результатов показал, что на адгезионные и механические свойства, а также твердость металлополимерных композиций существенное влияние оказывают режимы их отверждения. Наиболее высокими адгезионными и механическими свойствами, а также твердостью обладают металлополимерные композиции, отвержденные при температуре 120°С в течение 3 ч. Следует отметить, что металлополимерные композиции, содержащие алюминиевый порошок с удельной поверхностью 1550–1740 см2/г, при одинаковых режимах отверждения обладают более высокой твердостью, прочностью при сдвиге, а также адгезией.
Исследовано влияние удельной поверхности алюминиевого порошка и температуры отверждения металлополимерных композиций с содержанием металлического порошка 200% (по массе) на стойкость к действию синтетического масла ЛЗ-МГ-2. На рис. 4 приведены кинетические кривые изменения массы (набухания) металлополимерных композиций при испытании в синтетическом масле ЛЗ-МГ-2 при температурах 20 и 120°С. Из полученных результатов следует, что процесс набухания металлополимерных композиций в синтетическом масле существенно зависит от режимов отверждения композиций. При температуре испытания 20°С набухание металлополимерных композиций практически не зависит от удельной поверхности алюминиевого порошка (кривые практически совпадают). Через 30 сут испытаний наступает равновесное состояние, для композиции с удельной поверхностью 1550–1740 см2/г набухание составило 0,1%, для композиции с удельной поверхностью 4870–5300 см2/г набухание составило 0,12%. При температуре 120°С набухание металлополимерной композиции возрастает и существенно зависит от удельной поверхности алюминиевого порошка. Для композиции, содержащей алюминиевый порошок с Sуд=1550–1740 см2/г, максимальное значение набухания в масле ЛЗ-МГ-2 составляет 0,78%, равновесное состояние достигается через 30 сут. Для композиции, содержащей алюминиевый порошок с Sуд=4870–5300 см2/г, набухание в масле ЛЗ-МГ-2 протекает более интенсивно, максимальное значение набухания составляет 1,5%, равновесное состояние достигается через 40 сут. Можно предположить, что алюминиевый сферический порошок с Sуд=1550–1740 см2/г способствует образованию более плотной структуры.
Рис. 4. Кинетика изменения массы металлополимерных композиций с содержанием 200% (по массе) алюминиевого порошка с удельной поверхностью 1550–1740 (1, 3) и 4870–5300 см2/г (2, 4) при испытании в масле ЛЗ-МГ-2 при температурах 20 и 120°С
В табл. 3 приведены результаты исследований адгезионных и физико-механических свойств металлополимерной композиции (на основе дианового эпоксидного олигомера), содержащей алюминиевый порошок с удельной поверхностью 1550–1740 см2/г, в исходном состоянии и после искусственного старения по циклу ЛИ-14 при температурах -60÷+100°С в течение 10 циклов.
Таблица 3
Адгезионные и физико-механические свойства покрытий
на основе металлополимерной композиции
Режимы отверждения |
Адгезионная прочность σадг, МПа |
Прочность при сдвиге τсдв, МПа |
Физико-механические свойства |
||
температура, °С |
продолжительность, ч |
прочность при ударе, Дж |
прочность при растяжении, мм |
||
В исходном состоянии |
|||||
20±2 |
24 |
4,12 |
9,2 |
5,0 |
2,2 |
20±2 |
48 |
4,6 |
10,3 |
5,0 |
2,4 |
120 |
3 |
5,8 |
11,5 |
5,0 |
2,5 |
После цикла ЛИ-14 при старении при температурах -60÷+100°С |
|||||
20±2 |
24 |
5,1 |
11,0 |
5,0 |
2,0 |
20±2 |
48 |
5,2 |
10,9 |
5,0 |
2,1 |
120 |
3 |
5,0 |
10,8 |
5,0 |
2,1 |
Из полученных результатов следует, что металлополимерная композиция обладает достаточно высокими физико-механическими свойствами, адгезионной прочностью при нормальном отрыве (σадг), а также при сдвиге (τсдв) как в исходном состоянии, так и после искусственного старения по циклу ЛИ-14 при температурах -60÷+100°С в течение 10 циклов. Искусственное старение не приводит к существенному снижению прочностных характеристик металлополимерных композиций. Применение искусственной сушки при отверждении металлополимерной композиций при температуре 120°С в течение 2 ч способствует повышению адгезионной прочности при нормальном отрыве на 40%, а при сдвиге – на 25%.
Следует отметить, что разработанные металлополимерные композиции, содержащие оптимальное количество (200% (по массе)) сферического алюминиевого порошка, достаточно технологичны, легко наносятся шпателем, разравниваются и после сушки обрабатываются различными механическими инструментами, в частности фрезой.
Заключения
Проведенные исследования показали, что металлополимерные композиции на основе диановых эпоксидных олигомеров, содержащие оптимальное количество сферического алюминиевого порошка с удельной поверхностью 1550–1740 см2/г, обладают высокими адгезионными, физико-механическими, а также технологическими свойствами и могут быть использованы в качестве шпатлевки для выравнивания поверхности и заделки дефектов литья.
Сопоставляя результаты, полученные при исследовании металлополимерных композиций, можно сделать следующие выводы:
– свойства металлополимерных композиций – прочность (σр) и удлинение (εр) при разрыве – зависят от содержания алюминиевого порошка в композиции и не зависят от его удельной поверхности;
– адгезионные и физико-механические свойства, прочность при сдвиге, устойчивость к синтетическому маслу ЛЗ-МГ-2 металлополимерных композиций зависят от режима их отверждения и удельной поверхности алюминиевого порошка.
Металлополимерные композиции, выполняющие роль шпатлевочных материалов, могут быть использованы как для устранения дефектов литья (заделки пор и раковин) на деталях корпусов из алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, так и для выравнивания внешней поверхности летательного аппарата в целях обеспечения заданных аэродинамических характеристик.
Благодарности
Авторы выражают благодарность сотрудникам ФГУП «ВИАМ» Г.Г. Шаповалову, Н.Н. Иванниковой и Н.А. Коврижкиной за помощь в изготовлении металлополимерных композиций, а также за обсуждение результатов и объективную критику при написании данной статьи.
2. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Оспенникова О.Г. Перспективные алюминиевые сплавы и технологии их соединения для изделий авиакосмической техники // Тез. докл. 2-й Междунар. конф. «Алюминий-21. Сварка и пайка». СПб., 2012. Ст. 8 (CD).
3. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. №2 (14). С. 16–21.
4. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки – основа инноваций // Крылья Родины. 2016. №5. С. 8–18.
5. Шавнев А.А., Курбаткина Е.И., Косолапов Д.В. Методы соединения алюминиевых композиционных материалов (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2017. №3 (48). С. 35–42. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-3-35-42.
6. Жиликов В.П., Каримова С.А., Лешко С.С., Чесноков Д.В. Исследование динамики коррозии алюминиевых сплавов при испытании в камере солевого тумана (КСТ) // Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 18–22.
7. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Медведев И.М. Обзор зарубежного опыта исследований коррозии и средств защиты от коррозии // Авиационные материалы и технологии. 2015. №2 (35). С. 76–87. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-76-87.
8. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А. Основные направления повышения эксплуатационных, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники // Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 96–102.
9. Еськов А.А., Лебедева Т.А., Белова М.В. Лакокрасочные материалы с пониженным содержанием летучих веществ (обзор) // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №6. Ст. 08. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.02.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-6-8-8.
10. Герасимова Л.Г., Скороходова О.Н. Наполнители для лакокрасочной промышленности. М.: ЛКМ-пресс, 2010. 224 с.
11. Кузнецова В.А., Кузнецов Г.В., Шаповалов Г.Г. Исследование влияния молекулярной массы эпоксидной смолы на адгезионные, физико-механические свойства и эрозионную стойкость покрытий // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2014. №8. Ст. 08. URL: http//www.viam-works.ru. (дата обращения: 01.02.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-8-8-8.
12. Павлюк Б.Ф. Основные направления в области разработки полимерных функциональных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 388–392. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-388-392.
13. Нарисава И. Прочность полимерных материалов. Пер. с японского. М.: Химия, 1987. 364 с.
14. Луценко А.Н., Славин А.В., Ерасов В.С., Хвацкий К.К. Прочностные испытания и исследования авиационных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 527–546. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-527-546.
15. Металлополимерная композиция: пат. 2618031C1 Рос. Федерация; заявл 02.06.16; опубл. 02.05.17.
16. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N., Lukin V.I., Ospennikova O.G. Perspektivnyye alyuminiyevyye splavy i tekhnologii ikh soyedineniya dlya izdeliy aviakosmicheskoy tekhniki [Perspective aluminum alloys and technologies of their connection for aerospace products] // Tez. dokl. 2-y Mezhdunar. konf. «Alyuminiy-21. Svarka i payka». SPb., 2012. St. 8 (CD).
3. Kablov E.N. Materialy novogo pokoleniya – osnova innovatsiy, tekhnologicheskogo liderstva i natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Materials of the new generation - the basis of innovation, technological leadership and national security of Russia] // Intellekt i tekhnologii. 2016. №2 (14). S. 16–21.
4. Kablov E.N. Iz chego sdelat budushcheye? Materialy novogo pokoleniya, tekhnologii ikh sozdaniya i pererabotki – osnova innovatsiy [What to make the future from? Materials of the new generation, technologies of their creation and processing - the basis of innovation] // Krylya Rodiny. 2016. №5. S. 8–18.
5. Shavnev A.A., Kurbatkina E.I., Kosolapov D.V. Metody soyedineniya alyuminiyevykh kompozitsionnykh materialov (obzor) [Methods for joining of aluminum composite materials (review)] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №3 (48). S. 35–42. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-3-35-42.
6. Zhilikov V.P., Karimova S.A., Leshko S.S., Chesnokov D.V. Issledovanie dinamiki korrozii alyuminievyh splavov pri ispytanii v kamere solevogo tumana (KST) [Research of dynamics of corrosion of aluminum alloys when testing in the salt spray chamber (SSC)] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №4. S. 18–22.
7. Kablov E.N., Startsev O.V., Medvedev I.M. Obzor zarubezhnogo opyta issledovanij korrozii i sredstv zashhity ot korrozii [Review of international experience on corrosion and corrosion protection] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №2 (35). S. 76–87. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-76-87.
8. Kondrashov E.K., Kuznetsova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A. Osnovnyye napravleniya povysheniya ekspluatatsionnykh, tekhnologicheskikh i ekologicheskikh kharakteristik lakokrasochnykh pokrytiy dlya aviatsionnoy tekhniki [The main directions of improving the operational, technological and environmental performance of paint coatings for aircraft] // Rossiyskiy khimicheskiy zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 96–102.
9. Eskov A.A., Lebedeva T.A., Belova M.V. Lakokrasochnye materialy s ponizhennym soderzhaniem letuchih veshhestv (obzor) [Paint-and-lacquer materials with lowered content of volatile organic compounds (review)] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №6. St. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: February 01, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-6-8-8.
10. Gerasimova L.G., Skorokhodova O.N. Napolniteli dlya lakokrasochnoy promyshlennosti [Fillers for paint and varnish industr]. M.: LKM-press, 2010. 224 s.
11. Kuznetsova V.A., Kuznetsov G.V., Shapovalov G.G. Issledovanie vliyaniya molekulyarnoj massy epoksidnoj smoly na adgezionnye, fiziko-mehanicheskie svojstva i erozionnuyu stojkost pokrytij [Investigation of epoxy resin molecular mass influence by physiomechanical property and erosive resistant of coatings] // Trudy VIAM: elektron. nauchn.-tehnich. zhurn. 2014. №8. St. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: February 01, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-8-8-8.
12. Pavlyuk B.F. Osnovnye napravleniya v oblasti razrabotki polimernyh funktsionalnyh materialov [The main directions in the field of development of polymeric functional materials] // Aviatsionnye materialy i tekhnologii. 2017. №S. S. 388–392. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-388-392.
13. Narisava I. Prochnost polimernykh materialov. Per. s yaponskogo [Strength of polymeric materials. Trans. from Jap.]. M.: Khimiya, 1987. 364 s.
14. Lutsenko A.N., Slavin A.V., Erasov V.S., Khvackij K.K. Prochnostnye ispytaniya i issledovaniya aviacionnyh materialov [Strength tests and researches of aviation materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 527–546. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-527-546.
15. Metallopolimernaya kompozitsiya: pat. 2618031C1 Ros. Federatsiya [Metal-polymer composition: pat. 2618031C1 Rus. Federation]; zayavl 02.06.16; opubl. 02.05.17.
16. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.