ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ СВАРНОГО ШВА ЖАРОПРОЧНОГО СПЛАВА ВЖ159-ИД

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2019-0-3-27-34
УДК 669.017:669.018.44
Л. И. Паршуков, Н. А. Ефремов
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ СВАРНОГО ШВА ЖАРОПРОЧНОГО СПЛАВА ВЖ159-ИД

Цель выполненной работы разработка технологии электронно-лучевой сварки жаропрочного деформируемого сплава на основе никеля марки ВЖ159-ИД(ХН58МБЮ-ИД) и определение оптимальных режимов термообработки (состаренных) образцов-имитаторов из этого сплава. Получение качественных сварных соединений, сохраняющих жаропрочные свойства и способность к дисперсионному упрочнению,требуется при ремонтных работах, а также в случае перехода на новую технологию изготовления сварных узлов.

Ключевые слова: жаропрочные дисперсионно-твердеющие сплавы, сварной шов, электронно-лучевая сварка, механические свойства, жаропрочные стали, термическая обработка, сплав ВЖ159-ИД, heat-resistant age-hardened alloys, weld seam, electric beam welding, mechanical behavior, heat-resisting steel, heat-treating, alloy VZh159-ID.

Введение

С учетом приоритетных направлений и критических технологий развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных указом Президента РФ №899 от 7 июля 2011 г., жаропрочные никелевые сплавы входят в список приоритетных стратегических направлений развития материалов и технологий. Эти материалы с улучшенными служебными характеристиками необходимы для создания изделий авиационной техники нового поколения [1–10].

Сварной шов дисперсионно-твердеющих сплавов (по сравнению с основным металлом) обладает меньшими значениями механических свойств – прочности и пластичности. Это вызвано изменением состава, структуры и напряженно-деформированного состояния в шве при плавлении металла. Вследствие этого становится актуальной задача, направленная на исследование структуры и свойств швов дисперсионно-твердеющих сплавов.

В результате проведенных исследований появляется возможность восстанавливать конструкционную прочность сварного изделия не термической обработкой всего изделия, а локальной термической обработкой сварного соединения, что существенно влияет на энергозатраты и продолжительность обработки изделия. В рамках данной работы также выполнена отработка режимов локальной термоциклической обработки сварных соединений для обеспечения максимальных механических свойств сварных соединений из сплава ВЖ159-ИД.

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 10.8. «Технологии сварки плавлением новых конструкционных материалов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

 

Материалы и методы

На установке электронно-лучевой сварки АЭЛТК-11-486 на образцах из деформированного жаропрочного сплава ВЖ159-ИД толщиной 10 мм отработаны режимы сварки. Проведены штатная термическая обработка сварных образцов, металлографические и металлофизические исследования, механические испытания на растяжение, статический изгиб, ударный изгиб образцов сварных соединений.

Исследование структуры проводили методом рентгеноструктурного анализа на автоматизированном дифрактометре ДРОН-3 с использованием монохроматизированного медного излучения. Для анализа рентгенограмм использовали пакет программ MIS&A.

Анализ термостимулированной сегрегации компонентов материала сварного шва сплава ВЖ159-ИД (ХН58МБЮ-ИД) проводили методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии. Исследования выполнены на спектрометре ЭС-2401 с использованием излучения магниевого анода для возбуждения спектра фотоэлектронов. Исследования выполнены в условиях высокого вакуума (10-6 Па). Температуру образца контролировали хромель-алюмелевой термопарой с точностью 3°С.

Методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии проведен анализ с целью определения температурных интервалов структурных изменений в материале шва при термообработке и оптимальных температурах упрочняющей термообработки. Нагрев образца осуществляли ступенчатым способом при электронно-лучевом нагреве держателя образца. Исследуемую поверхность шва, сваренного со скоростью 6 мм/c, предварительно очищали ионной бомбардировкой ионами аргона с энергией 0,9 кэВ при плотности ионного тока 12 мкА/см2 c целью удаления поверхностных загрязнений и оксидных слоев. Выдержка при каждой температуре, обозначенной на графиках сегрегационных зависимостей, составляла 5 мин.

Сварные швы получали методом электронно-лучевой сварки с различными скоростями движения луча. Сварные детали имели вид труб с толщиной стенки ~12 мм. Скорость сварки составляла 3; 6 и 12 мм/с. В одном случае сварку проводили в два прохода со скоростью 12 мм/с. Анализировали продольное сечение швов.

 

Результаты и обсуждение

С использованием структурно-аналитической теории прочности выполнена оценка напряженного состояния сварного шва, произведен расчет эволюции напряженно-деформированного состояния в материале ВЖ159-ИД во время нанесения сварного шва. Эта модель может быть применена для зон термического влияния и в фазе остывания после кристаллизации, а также при локальной упрочняющей термообработке [11]. На рис. 1 представлены результаты расчета изменения напряженно-деформированного состояния.

 

 

Рис. 1. Зависимость температуры и напряженно-деформированного состояния в сварном шве от продолжительности процесса сварки

 

Из расчетных результатов следует, что при рассматриваемых условиях нагружения наибольшие изменения полной остаточной деформации происходят в зоне воздействия теплового потока. Как в результате сварки, так и при локальной термообработке при старении, в сварном шве возникают механические напряжения, сопоставимые с пределом текучести и даже превышающие его [12].

Под действием внутренних напряжений в сварных швах, преимущественно плазменных и аргоно-дуговых, возникают продольные трещины, расположенные в центральной осевой части шва, где действуют максимальные растягивающие напряжения.

Полученные расчетные значения деформации и напряжений находят полное подтверждение с измеренными значениями линейных размеров образцов после сварки.

Особенностью всех сварных соединений является наличие остаточных напряжений после сварки, которые при определенных условиях могут привести к развитию трещин и в конечном счете к разрушению сварного узла. Наибольшую опасность представляют поперечные растягивающие напряжения. Поэтому процесс уменьшения остаточных напряжений сводится в основном к термообработке сварного соединения.

Известно, что в результате нагрева до высоких температур шов и околошовная зона претерпевают расширение. Действие со стороны менее нагретой части детали на высокотемпературную зону вызывает в ней деформации сжатия, переходящие в пластическую деформацию. Деформация, возникающая при последующем полном остывании, препятствует сжатию шва и вызывает при этом растягивающие напряжения в шве [13]. Снижение уровня остаточных напряжений осуществляется термообработкой всего сварного узла. Нагрев, создаваемый термообработкой, приводит к релаксации остаточных напряжений, возникших при сварке, значительно снижает их, повышая тем самым прочность шва.

В случае, когда сваркой соединены предварительно состаренные (упрочненные) детали и сварной шов не имеет прочности основного металла, снижение уровня остаточных напряжений в шве целесообразно осуществить локальной термообработкой материала в зоне термического влияния от сварки.

Локальная термоциклическая обработка должна обеспечить дисперсионное упрочнение шва, не перегревая материал выше температуры старения, и должна проводиться достаточно быстро во времени для предотвращения перестаривания окружающего шов основного материала [14].

Ранее показано, что основные сегрегационные изменения в поверхностных сверхтонких слоях происходят при нагреве в первые 2–3 мин, далее состав выходит на насыщение, при этом явлении на поверхности (по температурному интервалу) отражаются процессы, происходящие в объеме сплава при этих же температурах [15]. Результаты температурных исследований представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Термостимулированные сегрегации в сварном шве сплава ВЖ159-ИД

 

Из представленных зависимостей видно, что концентрации молибдена, ниобия и алюминия претерпевают заметные изменения при температурах 450–510°С. Это – компоненты, которые могут быть ответственны за формирование упрочняющих фаз в объеме шва: Ni3(AlNb), NbC, Ni6NbMo, Cr4,6MoNi2,1. Формирование фаз с участием молибдена, ниобия и хрома наиболее вероятно, так как сегрегационно эти компоненты зависимы. Исходя из этого, упрочняющую термообработку сварных швов данного сплава следует проводить при температурах 460–510°С (но не менее 460°С). Циклическая термообработка может ускорить процессы старения в сварном шве.

Положение дифракционной линии (311) связано с параметром решетки матрицы, поэтому изменение содержания легирующих элементов в твердом растворе привело к смещению линии. Для сплава ВЖ159-ИД большинство основных легирующих элементов (Al, Nb, Mo) сильно увеличивают параметр решетки никеля, хром мало влияет на этот параметр. Растворение избыточных фаз приводит к увеличению параметра решетки, а выделение – к уменьшению. Ширина линии (311) зависит от дисперсности кристаллов, микронапряжений, внутризеренной и межзеренной неоднородности по составу. Для литых высоколегированных сплавов влияние последнего фактора на ширину дифракционных линий обычно наиболее значительно. Поэтому считали, что уширение линии (311) связано главным образом с неоднородностью твердого раствора.

В табл. 1 приведены результаты обработки рентгенограмм. Для исходного образца обнаруживаются слабые дифракционные линии упрочняющей фазы γ'-Ni3Al, тугоплавкого карбида NbC и хромистой фазы Cr4,6MoNi2,1, которая образуется в результате распада твердого раствора на основе Ni; возможно также присутствие фазы Ni6NbMo, образующейся на основе неоднородностей Mo и Nb.

Таблица 1

Фазовый состав сварных швов, параметр решетки

и ширина дифракционной линии (311) для Ni-основы швов

Характеристики,

определяемые по

рентгенограммам

Значения свойств для образца при скорости сварки, мм/с

в исходном

состоянии

3

6

12

12

(2 прохода)

Фазовый состав

Ni, Ni3Al, NbC,

Ni6NbMo, Cr4,6MoNi2,1

Ni, Ni3Al, NbC,

Ni6NbMo

Параметр решетки а

Ni-основы, нм

0,3606

0,3615

0,3608

0,3609

0,3616

Интегральная ширина

В-линии (311) Ni, градус

0,77

1,10

1,24

1,14

1,00

 

Фазовый состав всех швов аналогичен: выявлены линии тугоплавкого карбида NbC, который не успевает раствориться в расплавленном металле, кроме того, обнаружены линии фазы Ni6NbMo, образующейся в междендритных участках за счет ликвации Nb и Mo. Наблюдаются также очень слабые сверхструктурные линии γ'-фазы, выделяющейся частично при охлаждении шва. Различие между швами проявляется в интенсивности линий Ni6NbMo, которые имеют наибольшую величину для швов, выполненных при скорости сварки 6 и 12 мм/с. После сварки со скоростью 3 мм/с и двух проходов со скоростью 12 мм/с интенсивность линий этой фазы снижается, что, по-видимому, связано с cохранением в большей степени неоднородности сплава при больших скоростях сварки, связанной с неполным растворением фаз, присутствовавших в исходном сплаве.

В табл. 1 приведены также значения параметра решетки (а) и интегральной ширины линии (В), определенные по линии (311) матрицы сплава. Видно, что параметр решетки исходного сплава характеризуется относительно низкими значениями а=0,3606 нм (мало растворенных в матрице элементов) и В=0,77 градуса (высокая однородность матрицы по составу). Различные режимы сварки по разному влияют на эти характеристики. При малой скорости сварки 3 мм/с и двух проходах со скоростью 12 мм/с параметр решетки приобретает наибольшие значения – а=0,3615 и а=0,3616 нм соответственно, в то же время ширина В остается сравнительно небольшой: 1,1 и 1,0 градуса соответственно. Это свидетельствует о том, что при данных режимах в расплавленном при сварке металле происходит максимальное растворение фаз, имеющихся в исходном расплаве. При увеличении скорости сварки до 6 и 12 мм/с значения параметра решетки получаются меньше – а=0,3608 и а=0,3609 нм соответственно, в то же время эти режимы характеризуются наибольшей шириной линий В: 1,24 и 1,14 градуса соответственно, т. е. твердый раствор материала шва получается обедненным по легирующим элементам и неоднородным по составу. Этот результат согласуется с фазовым анализом, согласно которому в последних образцах повышено содержание фазы Ni6NbMo.

В табл. 2 приведены результаты анализа рентгенограмм для образцов сварных соединений, выполненных при скорости сварки 6 мм/с и после двух проходов со скоростью 12 мм/с, а затем подвергнутых четырехкратному старению. Обнаружены сверхструктурные линии упрочняющей γ'-фазы, карбида NbC и фазы Ni6NbMo. Отличительной особенностью состаренных образцов является присутствие достаточно большого количества фазы Cr4,6MoNi2,1, которая выделяется при старении.

 

Таблица 2

Фазовый состав сварных швов после четырехкратного старения,
параметр решетки и ширина дифракционной линии (311) для
Ni-основы швов

Характеристики, определяемые

по рентгенограммам

Значения свойств для образца при скорости сварки, мм/с

6 (старение)

12 (2 прохода, старение)

Фазовый состав

Ni, Ni3Al, NbC, Ni6NbMo, Cr4,6MoNi2,1

Параметр решетки а Ni-основы, нм

0,3604

0,3605

Интегральная ширина В-линии (311) Ni, градус

0,86

0,79

 

После четырехкратного старения (табл. 2) значения параметров а и В для матрицы сплава приближаются к значениям аналогичных параметров для исходного материала. За счет выделения избыточных фаз уменьшается параметр решетки а=0,3604–0,3605 нм и интегральная ширина линий В=0,79–0,86 градуса, т. е. уменьшаются содержание растворенных легирующих элементов и неоднородность матрицы. Следовательно, образование фазы, содержащей хром, приводит к существенному обеднению матрицы и упрочняющей фазы такими элементами, как Nb и Mo.

Присутствие фазы Cr4,6MoNi2,1 считается нежелательным явлением, поскольку она обладает небольшим упрочняющим эффектом, но сильно охрупчивает жаропрочные сплавы [17]. Склонностью к образованию фаз, содержащих хром, отличаются хромоникелевые сплавы, содержащие более 20% Cr, поэтому неудивительно их обнаружение в сплаве, содержащем до 28% Cr. Одной из возможных причин образования при старении швов фазы Cr4,6MoNi2,1 является ее зарождение в местах с повышенной концентрацией легирующих элементов при кристаллизации шва вследствие ликвации элементов. Поэтому в качестве меры борьбы с выделением фазы, содержащей хром, может быть рекомендовано применение режимов сварки, способствующих повышению однородности материала шва и увеличению продолжительности гомогенизирующего отжига.

С учетом металлофизических исследований получены сварные соединения, часть из которых состарили. Далее проводили механические испытания на изгиб, растяжение и ударную вязкость образцов из исследуемого сплава. Результаты механических испытаний представлены в табл. 3. Следует отметить, что значения равномерного удлинения (δ) для шва значительно занижено. Наиболее объективным параметром пластичности сварного шва считают угол загиба (α) при испытании на статический изгиб [14].

 

Таблица3

Результаты механических испытаний образцов

Режим обработки

Значения свойств при испытании на

статическое растяжение

ударный изгиб

статический изгиб

σв, Н/мм

δ, %

работа

удара, Дж

U, Дж/см

нагрузка Р, кг

угол изгиба

α, градус

Сварное соединение, выполненное электронно-лучевой сваркой в закаленном состоянии

823

7,5

8,5

17,7

385

88

823

8,5

6,5

92,0

395

127

833

8,5

7,0

14,0

390

119

Сварное соединение, выполненное электронно-лучевой сваркой после полной термообработки (закалка+старение)

1009

7,0

8,5

14,6

500

52

1000

7,0

6,5

14,0

520

43

1039

7,0

7,0

14,6

Заключения

1. В расплавленном металле шва происходит различное (в зависимости от режима сварки) растворение избыточных фаз, присутствовавших в исходном расплаве. Увеличение продолжительности пребывания металла в расплавленном состоянии способствует более полному растворению избыточных фаз.

2. Вследствие ликвации легирующих элементов при кристаллизации шва в его материале образуются избыточные фазы типа Ni6NbMo, которые приводят к неоднородности материала шва по составу.

3. Наиболее благоприятными режимами сварки для образования однородного и насыщенного легирующими элементами материала шва являются сварка со скоростью 3 мм/с и с двумя проходами со скоростью 12 мм/с.

4. В результате четырехкратного старения в материале шва возникают упрочняющая фаза Ni3Al и охрупчивающая хромистая фаза типа Cr4,6MoNi2,1, образование которой может быть вызвано неоднородностью сплава по легирующим элементам. Поэтому для уменьшения выделения данной фазы можно рекомендовать увеличение длительности гомогенизирующего отжига.

5. Произведен расчет напряженно-деформированного состояния сварного шва исследуемого жаропрочного сплава ВЖ159-ИД.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Оспенникова О.Г. Сварка и пайка в авиакосмической промышленности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Сварка и безопасность. 2012. Т. 1. С. 21–30.
4. Каблов Е.Н. Тенденции и ориентиры инновационного развития России: сб. науч.-информ. матер. М.: ВИАМ, 2013. 543 с.
5. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S2. С. 3–10.
6. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 36–52.
7. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Каблов Д.Е. Особенности структуры и жаропрочных свойств монокристаллов <001> высокорениевого никелевого жаропрочного сплава, полученного в условиях высокоградиентной направленной кристаллизации // Авиационные материалы и технологии. 2011. №4. С. 25–31.
8. Каблов Е.Н. России нужны материалы нового поколения // Редкие земли. 2014. №3. С. 8–13.
9. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение: итоги и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2002. Т. 72. №1. С. 3–12.
10. Лукин В.И., Овсепян С.В., Ковальчук В.Г., Саморуков М.Л. Особенности ротационной сварки трением высокожаропрочного никелевого сплава ВЖ175 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №12 (60). Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.11.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-12-1-1.
11. Лихачев В.А., Малинин В.Г. Структурно-аналитическая теория прочности. Л.: Наука, 1992. 470 с.
12. Паршуков Л.И. Исследование сварных соединений в условиях контролируемого нагрева близлежащих областей // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №8 (56). Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.11.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-8-6-6.
13. Паршуков Л.И., Гильмутдинов Ф.З., Скупов А.А. Исследование сварных швов мартенситостареющей стали типа 03Н18К9М5Т после локальной термоциклической обработки // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №7 (55). Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.11.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-6-6.
14. Паршуков Л.И., Гильмутдинов Ф.З. Электронно-лучевая сварка и локальная термообработка сварных швов из жаропрочных сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №5 (53). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.11.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-5-3-3.
15. Никитенков Н.Н. Основы анализа поверхности твердых тел методами атомной физики. Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2012. 203 с.
16. Способ упрочнения дисперсионно-твердеющих сплавов: пат. 2399684 Рос. Федерация; опубл. 20.09.10.
17. Химушин Ф.Ф. Нержавеющие стали. М.: Металлургия, 1967. 800 с.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Kablov E.N., Lukin V.I., Ospennikova O.G. Svarka i payka v aviakosmicheskoy promyshlennosti. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Welding and brazing in the aerospace industry. Materials of the All-Russian scientific-practical conference] // Svarka i bezopasnost. 2012. T. 1. S. 21–30.
4. Kablov E.N. Tendentsii i oriyentiry innovatsionnogo razvitiya Rossii: sb. nauch.-inform. mater. [Trends and benchmarks of innovative development of Russia: collection scientific-inform materials]. M.: VIAM, 2013. 543 s.
5. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemelnye elementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare-earth elements are materials for modern and future high technologies] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S2. S. 3–10.
6. Kablov E.N., Petrushin N.V., Svetlov I.L., Demonis I.M. Nikelevye litejnye zharoprochnye splavy novogo pokoleniya [Nickel foundry heat resisting alloys of new generation] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. C. 36–52.
7. Kablov E.N., Bondarenko Yu.A., Kablov D.E. Osobennosti struktury i zharoprochnyh svojstv monokristallov <001> vysokorenievogo nikelevogo zharoprochnogo splava, poluchennogo v usloviyah vysokogradientnoj napravlennoj kristallizacii [Features of structure and heat resisting properties of monocrystals of <001> high-rhenium nickel hot strength alloys received in the conditions of high-gradient directed crystallization] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №4. S. 25–31.
8. Kablov E.N. Rossii nuzhny materialy novogo pokoleniya [Russia needs new generation materials] // Redkiye zemli. 2014. №3. S. 8–13.
9. Kablov E.N. Aviatsionnoye materialovedeniye: itogi i perspektivy [Aviation Materials: Results and Prospects] // Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 2002. T. 72. №1. S. 3–12.
10. Lukin V.I., Ovsepyan S.V., Kovalchuk V.G., Samorukov M.L. Osobennosti rotatsionnoy svarki treniyem vysokozharoprochnogo nikelevogo splava VZh175 [The peculiarities of rotational friction welding of superalloy VG175] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2017. №12 (60). St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 01, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-12-1-1.
11. Likhachev V.A., Malinin V.G. Strukturno-analiticheskaya teoriya prochnosti [Structural and analytical failure theory]. L.: Nauka, 1992. 470 s.
12. Parshukov L.I. Issledovaniye svarnykh soyedineniy v usloviyakh kontroliruyemogo nagreva blizlezhashchikh oblastey [Research of welded joints under conditions of controlled heating of close areas] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2017. №8 (56). St.06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 01, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-8-6-6.
13. Parshukov L.I., Gilmutdinov F.Z., Skupov A.A. Issledovaniye svarnykh shvov martensitostareyushchey stali tipa 03N18K9M5T posle lokalnoy termotsiklicheskoy obrabotki [Investigation of welding seals of martency steel steel type 03n18k9m5t after local thermocyclic treatment] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2017. №7 (55). St. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (November 01, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-6-6.
14. Parshukov L.I., Gilmutdinov F.Z. Elektronno-luchevaya svarka i lokal'naya termoobrabotka svarnykh shvov iz zharoprochnykh splavov [Electron beam bonding and local heat treatment welded seams from hot strength alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2017. №5 (53). St. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (November 01, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-5-3-3.
15. Nikitenkov N.N. Osnovy analiza poverkhnosti tverdykh tel metodami atomnoy fiziki [Fundamentals of analysis of the surface of solids by atomic physics]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekh. un-ta, 2012. 203 s.
16. Sposob uprochneniya dispersionno-tverdeyushchikh splavov: pat. 2399684 Ros. Federatsiya [Method of hardening precipitation hardening alloys: Pat. 2399684 Rus. Federation]; opubl. 20.09.10.
17. Khimushin F.F. Nerzhaveyushchiye stali [Stainless steel]. M.: Metallurgiya, 1967. 800 s.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.