Статьи
На специально разработанных образцах сплава ВТ3-1 экспериментально установлено, что морская вода приводит к повышению условного предела выносливости при симметричном цикле нагружения, в условиях циклического растяжения и циклического сжатия.
Методом растровой электронной микроскопии установлено, что в условиях циклического сжатия развитие усталостных трещин сопровождается формированием фасетчатого рельефа, образующего ручейки с продольными складками. При испытании в морской воде фасетки имеют хрупкий вид, в то время как в воздушной атмосфере на их поверхности наблюдаются признаки пластической деформации. При симметричном цикле нагружения и при циклическом растяжении в морской воде формируются усталостные бороздки, как и в воздушной атмосфере.
Введение
Использование сплавов на основе титана в конструкциях авиационных ГТД и ГТУ обусловлено их высокими удельными свойствами, такими как прочность и жаропрочность в комплексе с высокой стойкостью к воздействию коррозионно-активных сред. Однако случаются отказы ГТД, связанные с разрушением крупногабаритных деталей из двухфазных титановых сплавов – например, лопаток вентилятора и дисков компрессора высокого и низкого давления. В ряде научных работ также установлено, что разрушение происходило при совместном воздействия среды и действующих напряжений [1, 2].
Развитие трещины по данному механизму протекает при низких значениях действующих растягивающих напряжений. При этом разрушение носит локальный характер, и большая часть детали не подвергается коррозионному повреждению. Данный вид разрушения можно определить как замедленное разрушение в коррозионно-активной среде, которое может быть связано как с использованием ГТД в условиях морского базирования авиационной техники, так и с эксплуатацией наземных ГТУ в атмосфере, содержащей соединения хлора.
Элементы конструкции ГТД и ГТУ в процессе эксплуатации находятся в сложном напряженно-деформированном состоянии. Нагрузки, которые испытывают детали, могут быть как статическими, так и циклическими. При этом повторные нагрузки могут носить характер как малоциклового, так и многоциклового усталостного нагружения, а напряжения, действующие при разрушении, могут быть как растягивающими, так и сжимающими.
Оценка влияния эксплуатационных условий работы деталей ГТД на свойства материалов должна послужить базой для улучшения химического состава и структурно-фазового состояния сплавов [3–6], совершенствования конструкций и технологий производства узлов и агрегатов [7–10].
Существует достаточно большое количество научных работ по исследованию замедленного разрушения титановых сплавов под напряжением в коррозионно-активных средах [11–13]. В работе [14] проведены исследования влияния морской воды на пороговые значения коэффициентов интенсивности напряжений (КИН) в условиях статического и малоциклового нагружения. Эти исследования показали, что КИН в морской воде значительно ниже, чем на воздухе (до 3 раз – для сплава ВТ3-1), а поверхности разрушения имеют хрупкий фасеточный рельеф.
Поведение двухфазных титановых сплавов в условиях высокочастотного многоциклового нагружения в морской воде на данный момент не исследовано.
Следует также отметить, что в настоящее время широкое распространение получили испытания образцов при симметричном и асимметричном усталостном нагружении в области циклического растяжения [15], а поведение металлических материалов в области циклического сжатия изучается лишь в ограниченном числе работ [16, 17].
Однако еще в середине ХХ века профессор С.И. Кишкина (Ратнер) отмечала, что сжимающие напряжения при усталостном нагружении приводят к разрушению конструкционных сталей и алюминиевых сплавов [18]. Было показано, что при усталостных испытаниях в области сжатия образцов раскисленной конструкционной стали и деформированного алюминиевого сплава образовывались трещины, ориентированные перпендикулярно к приложенным сжимающим нагрузкам. Показано также, что для этих материалов при уровне циклической долговечности N=106 циклов при одностороннем сжатии предел выносливости более чем на 50% выше, чем при симметричном цикле нагружения, и на 40% выше, чем в условиях одноосного растяжения.
В данной работе исследовано влияние коэффициента асимметрии цикла нагружения (КАЦ) на сопротивление многоцикловой усталости (МнЦУ) титанового сплава ВТ3-1 на воздухе и в морской воде.
Материалы и методы
Для определения влияния морской воды и КАЦ на сопротивление титанового сплава ВТ3-1 МнЦУ проведены испытания образцов из прутковой заготовки Æ50 мм. Химический состав прутковой заготовки соответствует сплаву ВТ3-1 по ОСТ1-90013–81 (табл. 1).
Таблица 1
Химический состав сплава ВТ3-1 для изготовления образцов
Образец |
Содержание химических элементов, % (по массе) |
|||||||||
Al |
Mo |
Cr |
Si |
Fe |
C |
Zr |
O |
N |
H |
|
Пруток |
6,40 |
2,30 |
1,28 |
0,22 |
0,39 |
0,08 |
0,35 |
0,06 |
0,03 |
0,010 |
ОСТ1 90013–81 |
5,5–7,0 |
2,0–3,0 |
0,8–2,0 |
0,15–0,4 |
0,2–0,7 |
≤0,10 |
≤0,50 |
≤0,18 |
≤0,05 |
≤0,015 |
Примечание. Ti – основа.
Прутковую заготовку подвергали термической обработке по режиму двойного отжига с нагревом в однофазную β-область для получения структуры с крупным β-зерном и пластинчатой структурой, соответствующей 3 баллу по 10-балльной шкале макроструктур и 6–7 типу по 9-типной шкале микроструктур согласно ПИ 1.2.785–2009, проявляющей бо́льшую чувствительность к условиям испытаний, чем с бимодальной микроструктурой [9].
Для проведения фрактографических исследований использовали растровый электронный микроскоп.
С целью исследования влияния КАЦ на сопротивление МнЦУ разработана геометрическая форма образца, рабочая часть которого имеет форму клина и механический концентратор напряжений (надрез) радиусом r=1 мм. Данная форма образца позволила получить асимметричные значения действующих напряжений в надрезе и с противоположной стороны от него при усталостном нагружении (рис. 1, а) [18].
Рис. 1. Образец для испытаний на МнЦУ при различных значениях коэффициента асимметрии цикла нагружения (1 – место наклейки тензорезистора):
а – форма образца; б – схема нагружения образца с использованием индивидуального
контейнера для коррозионно-активной среды
Испытание данных образцов проводили по СТО 1-595-17-467–2015 при симметричном цикле нагружения (R=-1),в условиях циклического растяжения (при R: 0; 0,3; 0,5) и циклического сжатия (при R=∞; 3).
Для того чтобы избавиться от разрывов в значениях КАЦ при R=∞, использовали расчет нормированного коэффициента асимметрии цикла нагружения (Rnorm), описанный в СТО 1-595-17-467–2015. При этом нормированный коэффициентRnorm равен среднему значению напряжений, действующих при циклическом нагружении, отнесенному к разности (размаху) напряжений в цикле:
(1)
где (2)
В ходе испытаний образец подвергали периодическому нагружению при четырехточечном изгибе в плоскости симметрии образца при заданном значении коэффициента R при частоте нагружения 100 Гц с использованием резонансной испытательной машины RUMUL. За базу испытания взято количество циклов нагружения – N=106. При испытаниях в морской воде использовали индивидуальные контейнеры для каждого образца (рис. 1, б).
Перед проведением испытаний на один из образцов наклеивали тензорезистор TML UFLA-3-350-11. Наклейку датчика проводили на плоскую поверхность образца в зоне, противоположной надрезу радиусом r (рис. 1, а), совмещая ось деформации тензорезистора с осью симметрии образца.
Результаты и обсуждение
При испытаниях задавали размах значений изгибающего момента ΔM, а также коэффициентR, что определяло амплитудные значения изгибающего момента – Mmin и Mmax. Расчет напряжений σmin и σmax, действующих в надрезе при нагружении, проводили в соответствии с геометрической формой образца.
Напряжения σ, действующие в надрезе, зависят от изгибающего моментаM следующим образом:
σ=С∙M (3)
где С – константа.
Для расчета константы С экспериментально получали значения деформаций со стороны, противоположной надрезу при загрузке образца. Образец с тензорезистором пошагово статически нагружали в упругой области в условиях – от статического сжатия до статического растяжения.
При нагружении фиксировали значения приложенного изгибающего момента Mи показания тензорезистора – величину относительной упругой деформации εТ. Это позволило построить калибровочную зависимость деформации εТ, наведенной на образец из сплава ВТ3-1 со стороны, противоположной надрезу радиусом r, от величины изгибающего момента M (рис. 2). Полученный массив данных обработали методом наименьших квадратов, в результате чего получили зависимость
εТ=А∙M, (4)
где А – коэффициент пропорциональности, равный 105,71∙10-6 Н-1∙м-1.
В соответствии с законом Гука упругие напряжения σТ зависят от величины упругой деформации εТ:
σТ=Е∙εТ, (5)
где Е – модуль упругости сплава ВТ3-1, равный 115 ГПа [20].
Рис. 2. Калибровочный график зависимости деформации εТ по данным тензорезистора
в точке 1 (рис. 1, а) от приложенного момента изгиба М на установке CRACKTRONIC
Подставив выражение (4) в уравнение (5), определили упругие напряжения σТ в зависимости от величины приложенного изгибающего момента M:
σТ=Е∙А∙M. (6)
Величина произведения коэффициента концентрации напряжений в надрезе Kt (сечение А–А, рис. 1, а) и коэффициента асимметрии момента сопротивления KW рабочего сечения со стороны надреза и противоположной стороны образца соответствует отношению величины напряжения σ, действующего в надрезе, к величине напряжения σТ, действующего в области наклеенного тензорезистора (рис. 1, а):
(7)
Методом конечных элементов с использованием программного обеспечения ANSYS определили значения KW и Kt (рис. 3). Рассчитанные коэффициенты составили -1,54 и 2,68 соответственно.
Рис. 3. Рабочее сечение образца с наложенной сеткой конечных элементов и шкалой напряжений при действии изгибающего момента 40 Н·м
Сопоставив уравнения (6) и (7), представляем константу С из уравнения (3) в виде:
С=KW∙Kt·Е∙А=-50,21 МПа/(Н∙м). (8)
В ходе испытаний на определение условного предела выносливости задавали начальное амплитудное значение изгибающего момента при усталостном нагружении. Это значение соответствовало напряжению, действующему в надрезе, 0,8 от предполагаемого значения условного предела выносливости для сплава ВТ3-1 при R=-1 и заданном уровне циклической долговечности N=106 циклов.
После того, как испытуемый образец отработал заданную базу без разрушения, повышали величину размаха момента в цикле нагружения ΔM на 2 Н·м при неизменном коэффициентеR.
Проведение испытаний на МнЦУ прекращали при падении резонансной частоты испытательной машины Fна величину ˃0,5%, что являлось свидетельством начала развития разрушения в образце.
При появлении трещины на образце в процессе испытаний в качестве условного предела выносливости при заданном значении коэффициентаR принимали размах напряжений, действующих в надрезе при циклическом испытании, – ΔσRN, т. е. значения, полученные при предыдущем режиме, при котором образец отстоял заданную базу.
В ходе испытаний титанового сплава ВТ3-1 на МнЦУ при различных значениях КАЦ от циклического сжатия R=3 (Rnorm=-1) до циклического растяжения R=0,5 (Rnorm=1,5) на воздухе и в морской воде определены значения условного предела выносливости ΔσRN (табл. 2, рис. 4).
Таблица 2
Результаты испытаний на определение предела выносливости ΔσRN образцов из
титанового сплава ВТ3-1 в воздушной атмосфере и в морской воде на базе N=106 циклов
Условный номер образца |
R |
Rnorm |
Mmin |
Mmax |
ΔM |
σmin |
σmax |
ΔσRN |
Н·м |
МПа |
|||||||
Воздушная атмосфера |
||||||||
11 |
3,0 |
-1,0 |
-46 |
-14 |
32 |
-2310 |
-703 |
1607 |
12 |
∞ |
-0,5 |
-24 |
0 |
24 |
-1205 |
0 |
1205 |
13 |
-1,0 |
0 |
-8 |
8 |
16 |
-402 |
402 |
803 |
14 |
0 |
0,5 |
0 |
12 |
12 |
0 |
603 |
603 |
15 |
0,3 |
1,0 |
4,3 |
14,3 |
10 |
216 |
718 |
502 |
16 |
0,5 |
1,5 |
10 |
20 |
10 |
502 |
1004 |
502 |
Морская вода |
||||||||
21 |
3 |
-1,0 |
-51,45 |
-15,42 |
36 |
-2583 |
-774 |
1808 |
22 |
∞ |
-0,5 |
-32 |
0 |
32 |
-1607 |
0 |
1607 |
23 |
-1,0 |
0 |
-12 |
12 |
24 |
-603 |
603 |
1205 |
24 |
0 |
0,5 |
0 |
18 |
18 |
0 |
904 |
904 |
25 |
0,3 |
1,0 |
6 |
20 |
14 |
301 |
1004 |
703 |
26 |
0,5 |
1,5 |
10 |
20 |
10 |
502 |
1004 |
502 |
Результаты испытаний обработаны методом наименьших квадратов для построения функциональных зависимостей условного предела выносливости ΔσRN от нормированного коэффициента асимметрии цикла нагружения Rnorm с точностью аппроксимации ˃0,99. Полученные полиномы второго порядка представлены на рис. 4 и имеют следующий вид:
Рис. 4. Зависимость величины условного предела выносливости ΔσRN сплава ВТ3-1
в воздушной атмосфере (■) и морской воде (°) от величины коэффициента асимметрии цикла нагружения Rnorm ( –– , - - - полиномиальные функции)
Результаты испытаний показывают, что, по сравнению с воздушной атмосферой, морская вода повышает значения условного предела выносливости образцов из титанового сплава ВТ3-1 с надрезом радиусом 1 мм при КАЦ: +0,5≤R≤+3,0(1,5≤Rnorm≤-1,0).
Данный эффект связан с тем, что при циклическом нагружении образцов без исходной усталостной трещины разрушение образцов определяется не скоростью роста трещины, а временем до ее зарождения. Наличие морской воды приводит к повышению устойчивости поверхности образца к зарождению усталостной трещины. Это связано с тем, что на полированной поверхности образца не работает механизм охрупчивания, который наблюдается на образцах с исходной трещиной [14], в то время как, согласно результатам исследований [21], материалы, которые разрушаются от поверхности, имеют особенность повышать свои прочностные характеристики при испытаниях в жидких средах. Повышение прочностных характеристик в данном случае обусловлено эффектом поверхностного натяжения жидкой фазы. В случае испытаний на МнЦУ титанового сплава ВТ3-1 развитие трещины начинается от поверхности надреза.
Исследования поверхностей вскрытых усталостных трещин на образцах из сплава ВТ3-1 после испытаний позволили установить влияние КАЦ на особенности формирования изломов. При периодическом сжатии R=3,0 (Rnorm=-1,0) на поверхности разрушения происходит формирование ручьистого рельефа как в воздушной атмосфере, так и в морской воде (рис. 5, а, б). При этом формируются складки, ориентированные поперек фронта растущей трещины – показаны стрелками на рис. 5 а, б. В обоих случаях поверхность излома имеет фасеточное строение, однако на поверхности фасеток образца, испытанного в воздушной атмосфере, наблюдаются сглаженные участки, свидетельствующие о незначительной пластической деформации (рис. 5, в). Следы пластической деформации на изломе образца, испытанного в воздушной атмосфере, обусловлены микропластическим механизмом при развитии трещины по усталостному механизму, аналогично циклическому растяжению с формированием фасеточного рельефа на первой стадии кинетической диаграммы усталостного разрушения двухфазных титановых сплавов с тем отличием, что зона пластичности в вершине трещины значительно меньше.
На образцах, испытанных в морской воде, фасетки являются совершенно плоскими – без признаков пластической деформации (рис. 5, г). Формирование хрупких фасеток при усталостном разрушении образца, испытанного в морской воде в условиях периодического сжатия, обусловлено тем же механизмом охрупчивания, что и при усталостном разрушении титановых сплавов в коррозионно-активных средах [1, 2, 11–14]. Это связано с тем, что в условиях периодического сжатия при наличии пластического гистерезиса в вершине растущей трещины, в момент снижения сжимающей нагрузки, в вершине трещины появляются напряжения растяжения [16].
Рис. 5. Морфология поверхности разрушения образцов из сплава ВТ3-1, испытанных в воздушной атмосфере и морской воде, при различных значениях коэффициента асимметрии цикла нагружения:
а, в – поверхность усталостного разрушения образца 11 (Rnorm=-1,0; воздушная атмосфера); б, г – поверхность усталостного разрушения образца 21 (Rnorm=-1,0; морская вода); д, е – поверхности усталостного разрушения образцов 16 и 26, испытанных при Rnorm=1,5 в воздушной атмосфере и в морской воде соответственно
При симметричном цикле нагружения (R=-1,0) и циклическом растяжении (R: 0; 0,3; 0,5) разрушение сплава ВТ3-1 в обеих средах происходит с формированием усталостных бороздок, образующих фронт развития усталостной трещины (рис. 5, д, е). Появление вязкого бороздчатого рельефа в изломах образцов, испытанных в морской воде, свидетельствует о том, что скорость движения усталостной трещины в образцах превышает пороговую (максимальную) скорость развития коррозионной трещины, определенную в работе [14]. По этой причине, несмотря на воздействие морской воды, развитие усталостной трещины происходит с формированием вязких бороздок.
Полученные в работе данные по разрушению титанового сплава в морской воде в условиях многоциклового усталостного нагружения не противоречат результатам испытаний в условиях статического и малоциклового усталостного нагружения, а дополняют их, формируя полную картину поведения двухфазных титановых сплавов при воздействии морской воды.
Заключения
Впервые получены результаты по многоцикловой усталости двухфазного титанового сплава в морской воде, в том числе в условиях циклического сжатия.
Морская вода приводит к повышению предела выносливости образцов из титанового сплава ВТ3-1 с концентратором радиусом 1 мм в интервале значений коэффициента асимметрии цикла нагружения от циклического сжатия до циклического растяжения: +0,5≤R≤+3,0 (1,5≤Rnorm≤-1,0).
Развитие усталостных трещин в условиях циклического сжатия сопровождается формированием ручьистого рельефа с продольными складками.
На поверхности фасеточного рельефа образцов, испытанных в воздушной атмосфере, наблюдаются признаки пластической деформации, в то время как фасетки на изломах образцов, испытанных в морской воде, имеют совершенно хрупкий вид.
При симметричном цикле нагружения и в области циклического растяжения разрушение в обеих средах развивается с формированием усталостных бороздок.
2. Оспенникова О.Г., Наприенко С.А., Лукина Е.А. Исследование причин образования трещин на ступице диска КВД из сплава ВТ8 наземной ГТУ // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2018. №12 (72). Cт. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 28.12.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-12-97-106.
3. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С., Боков К.А. Опыт ВИАМ в области разработки и исследования экономнолегированных титановых сплавов нового поколения // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №9 (45). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 17.12.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-5-5.
4. Каблов Е.Н., Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Новак А.В. Исследование структуры и свойств жаропрочных сплавов на основе алюминидов титана с микродобавками гадолиния // Материаловедение. 2017. №3. С. 3–10.
5. Ночовная Н.А., Кашапов О.С., Быков Ю.Г., Карамян К.А. Исследование влияния режимов термической обработки на структуру и механические свойства основного материала и материала сварного шва рабочего колеса типа «блиск» из сплава ВТ41 в конструкции КВД перспективного двигателя // Электрометаллургия. 2017. №11. С. 15–19.
6. Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Боков К.А. Современные экономнолегированные титановые сплавы: применение и перспективы развития // Металловедение и термическая обработка металлов. 2016. №9 (735). С. 8–15.
7. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
8. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
9. Кашапов О.С., Павлова Т.В., Ночовная Н.А. Влияние режимов термической обработки на структуру и свойства жаропрочного титанового сплава для лопаток КВД // Авиационные материалы и технологии. 2010. №2. С. 8–14.
10. Каблов Е.Н., Кашапов О.С., Павлова Т.В., Ночовная Н.А. Разработка опытно-промышленной технологии изготовления полуфабрикатов из псевдо-альфа-титанового сплава ВТ41 // Титан. 2016. №2 (52). С. 33–42.
11. Pilchak A.L., Young A.H., Williams J.C. Stress corrosion cracking facetcrystallography of Ti–8Al–1Mo–1V // Corrosion Science. 2010. Vol. 52. P. 3287–3296.
12. Cao S., Lim C.V.S., Hinton B., Wu X. Effects of microtexture and Ti3Al (α2) precipitates on stress-corrosioncracking properties of a Ti–8Al–1Mo–1V alloy // Corrosion Science. 2017. Vol. 116. P. 22–33.
13. Chattoraj I. Stress corrosion cracking (SCC) and hydrogen-assisted cracking in titanium alloys // Stress Corrosion Cracking. Cambridge: Woodhead Publishing, 2011. P. 381–408.
14. Орлов М.Р., Наприенко С.А. Разрушение двухфазных титановых сплавов в морской воде // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №1 (49). Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.12.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-1-10-10.
15. Горбовец М.А., Ночовная Н.А. Влияние микроструктуры и фазового состава жаропрочных титановых сплавов на скорость роста трещины усталости // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №4 (40). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.10.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-3-3.
16. Морозова Л.В., Орлов М.Р. Исследование причин разрушения зубчатых колес в процессе эксплуатации // Сб. докл. VI Всерос. конф. по испытаниям и исследованиям свойств материалов «ТестМат». М.: ВИАМ, 2015. С. 19.
17. Морозова Л.В., Орлов М.Р. Усталостное разрушение ведущей конической шестерни газотурбинного двигателя из стали 16Х3НВМФМБ // Сталь. 2015. №2. С. 68–71.
18. Ратнер С.И. Разрушение при повторных нагрузках. М.: Гос. изд-во оборон. пром-сти, 1959. 352 с.
19. Способ определения предела выносливости металлических материалов: пат. 2603243 Рос. Федерация; заявл. 07.10.15; опубл. 01.11.16.
20. Авиационные материалы: справочник. М.: МАП, 1973. Т. 5: Магниевые и титановые сплавы. 585 с.
21. Штремель М.А. Разрушение в 2 кн. М.: МИСиС, 2014. Кн. 1. Разрушение материала. 670 с.
2. Ospennikova O.G., Napriyenko S.A., Lukina E.A. Issledovaniye prichin obrazovaniya treshchin na stupitse diska KVD iz splava VT8 nazemnoy GTU [Study of operational destruction of the GTP compressordisk of alloy VT8] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2018. №12 (72). St. 11. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: December 28, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-12-97-106.
3. Nochovnaia N.A., Panin P.V., Kochetkov A.S., Bokov K.A. Opyt VIAM v oblasti razrabotki i issledovaniia ekonomnolegirovannykh titanovykh splavov novogo pokoleniia [VIAM experience in the field of development and research of economically alloyed titanium alloys of new generation] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2016. №9 (45). St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: December 17, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-9-5-5.
4. Kablov E.N., Nochovnaya N.A., Panin P.V., Alekseyev E.B., Novak A.V. Issledovaniye struktury i svoystv zharoprochnykh splavov na osnove alyuminidov titana s mikrodobavkami gadoliniya [Study of the structure and properties of superalloys based on titanium aluminides with gadolinium microadditives] // Materialovedeniye. 2017. №3. S. 3–10.
5. Nochovnaya N.A., Kashapov O.S., Bykov Yu.G., Karamyan K.A. Issledovaniye vliyaniya rezhimov termicheskoy obrabotki na strukturu i mekhanicheskiye svoystva osnovnogo materiala i materiala svarnogo shva rabochego kolesa tipa «blisk» iz splava VT41 v konstruktsii KVD perspektivnogo dvigatelya [Study of the effect of heat treatment on the structure and mechanical properties of the base material and weld material of the blisk-type impeller from VT41 alloy in the design of high-pressure boiler of a promising engine] // Elektrometallurgiya. 2017. №11. S. 15–19.
6. Nochovnaya N.A., Panin P.V., Alekseyev E.B., Bokov K.A. Sovremennyye ekonomnolegirovannyye titanovyye splavy: primeneniye i perspektivy razvitiya [Modern economically alloyed titanium alloys: application and development prospects] // Metallovedeniye i termicheskaya obrabotka metallov. 2016. №9 (735). S. 8–15.
7. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
8. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
9. Kashapov O.S., Pavlova T.V., Nochovnaya N.A. Vliyanie rezhimov termicheskoj obrabotki na strukturu i svojstva zharoprochnogo titanovogo splava dlya lopatok KVD [Influence of modes of thermal processing on structure and property of heat resisting titanium alloy for KVD blades] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2010. №2. S. 8–14.
10. Kablov E.N., Kashapov O.S., Pavlova T.V., Nochovnaya N.A. Razrabotka opytno-promyshlennoy tekhnologii izgotovleniya polufabrikatov iz psevdo-alfa-titanovogo splava VT41 [Development of experimental industrial technology for manufacturing semi-finished products from pseudo-alpha-titanium alloy VT41] // Titan. 2016. №2 (52). S. 33–42.
11. Pilchak A.L., Young A.H., Williams J.C. Stress corrosion cracking facetcrystallography of Ti–8Al–1Mo–1V // Corrosion Science. 2010. Vol. 52. P. 3287–3296.
12. Cao S., Lim C.V.S., Hinton B., Wu X. Effects of microtexture and Ti3Al (a2) precipitates on stress-corrosioncracking properties of a Ti–8Al–1Mo–1V alloy // Corrosion Science. 2017. Vol. 116. P. 22–33.
13. Chattoraj I. Stress corrosion cracking (SCC) and hydrogen-assisted cracking in titanium alloys // Stress Corrosion Cracking. Cambridge: Woodhead Publishing, 2011. P. 381–408.
14. Orlov M.R., Napriyenko S.A. Razrusheniye dvukhfaznykh titanovykh splavov v morskoy vode [Destruction of two-phase titanium alloys in sea water] // Trudy VIAM: electron. nauch.-tehnich. zhurn. 2017. №1 (49). St. 10. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: December 25, .2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-1-10-10.
15. Gorbovets M.A., Nochovnaya N.A. Vliyaniye mikrostruktury i fazovogo sostava zharoprochnykh titanovykh splavov na skorost rosta treshchiny ustalosti [Influence of microstructure and phase composition of heat-resisting titanium alloys on the fatigue crack growth rate] // Trudy VIAM: electron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №4 (40). St. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 03, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-3-3.
16. Morozova L.V., Orlov M.R. Issledovaniye prichin razrusheniya zubchatykh koles v protsesse ekspluatatsii [Study of the causes of the destruction of gears during operation] // Sb. dokl. VI Vseros. konf. po ispytaniyam i issledovaniyam svoystv materialov «TestMat». M.: VIAM, 2015. S. 19.
17. Morozova L.V., Orlov M.R. Ustalostnoye razrusheniye vedushchey konicheskoy shesterni gazoturbinnogo dvigatelya iz stali 16KH3NVMFMB [Fatigue destruction of the leading bevel gear of a gas turbine engine made of steel 16Kh3NVMFMB] // Stal. 2015. №2. S. 68–71.
18. Ratner S.I. Razrusheniye pri povtornykh nagruzkakh [Destruction under repeated loads]. M.: Gos. izd-vo oboron. prom-sti, 1959. 352 s.
19. Sposob opredeleniya predela vynoslivosti metallicheskikh materialov: pat. 2603243 Ros. Federatsiya [The method for determining the endurance limit of metallic materials: pat. 2603243 Rus. Federation]; zayavl. 07.10.15; opubl. 01.11.16.
20. Aviatsionnyye materialy: spravochnik [Aviation materials: a handbook]. M.: MAP, 1973. T. 5: Magniyevyye i titanovyye splavy. 585 s.
21. Shtremel M.A. Razrusheniye v 2 kn. [Destruction in 2 book] M.: MISiS, 2014. Kn. 1. Razrusheniye materiala. 670 s.