Статьи
Сталь ВНС65-Ш является сталью переходного класса с σв≥1670 МПа, которая предназначена для силовых деталей и узлов изделий авиационной техники. В статье изложены результаты исследования влияния диффузионно-подвижного водорода (ДПВ) на пластичность стали. Показано отрицательное влияние поверхностного «наклепа» на удаление ДПВ при термообработке.
Исследованы режимы термообработки, обеспечивающие минимальное содержание ДПВ в образцах и восстановление пластичности стали. Показано положительное влияние обезводороживающей термообработки в вакуумной печи на восстановление пластичности.
Введение
В рамках инновационных разработок ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации комплексной научной проблемы 8.2. «Высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие свариваемые стали с высокой вязкостью разрушения» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») для высоконагруженных силовых деталей самолетов пятого поколения применена суперпрочная коррозионностойкая сталь ВНС65-Ш с σв≥1670 МПа и высокими характеристиками надежности [1–5].
Повышение прочности неизбежно сопровождается снижением ударной вязкости и возрастанием чувствительности к концентраторам напряжений, т. е. остро встает вопрос об обеспечении надежности работы металла в эксплуатационных условиях.
Материал для исследования – высокопрочная коррозионностойкая сталь ВНС65-Ш переходного (аустенито-мартенситного) класса с σв≥1670 МПа. Сталь выплавляли заданного фазового состава с контролем в процессе выплавки магнитности литых проб и доводкой химического состава до заданной величины магнитности, что позволяет получить в микроструктуре стали заданное количество остаточного аустенита и тем самым обеспечить наряду с высокой прочностью высокие значения пластичности и вязкости.
Для получения высокой прочности сталь легирована углеродом и азотом (в сумме ΣC+N≈0,27%), кремнием и кобальтом. Высокое сопротивление коррозионному растрескиванию обеспечивается легированием молибденом и кремнием. Легирование стали церием, лантаном и иттрием позволяет уменьшить содержание примесей и измельчить зерно [4].
Получение высокого комплекса механических и коррозионных свойств обеспечивает разработанный режим упрочняющей термообработки (закалка, обработка холодом и низкий отпуск).
По сравнению с существующими широко применяемыми высокопрочными сталями аналогичного назначения, сталь ВНС65-Ш обладает преимуществами по прочностным характеристикам и превосходит эти стали по усталостной долговечности более чем на 30%.
Выплавка высокопрочных коррозионностойких сталей, легированных азотом, на металлургических заводах в основном производится в открытых дуговых или индукционных печах с последующим электрошлаковым переплавом. Однако при внедрении этих сталей для деталей, изготавливаемых из крупных полуфабрикатов, имели место случаи разрушения ответственных деталей [6].
Увеличение толщины детали привело при кратковременных испытаниях на растяжение к снижению пластических характеристик (в основном поперечного сужения), особенно на образцах, вырезанных из центральной зоны сечения заготовки. Образцы после испытания на разрыв имели кристаллические вырывы в зоне излома, так называемые «флокены при растяжении», возникающие на стадии образования на образцах шейки.
Ранее авторами работ [7–9] установлено, что снижение пластичности высокопрочных коррозионностойких сталей приводит к повышенному содержанию водорода, количество которого в центре заготовки больше, чем на периферии.
В отличие от малолегированных и среднелегированных высокопрочных сталей для коррозионностойких сталей опасность хрупкого разрушения под действием водорода существенно выше, так как повышенное содержание хрома в коррозионностойких сталях резко тормозит диффузию водорода и его удаление в процессе нагревов при горячей деформации и термической обработке [10, 11].
Современные гипотезы водородной хрупкости сталей основаны на том факте, что под действием растягивающих напряжений диффузионно-подвижная часть водорода (в виде атомов или протонов) перемещается в зону максимальных напряжений, в которой с течением времени создаются высокие концентрации водорода [12].
Исследования авторов данной статьи показали, что водородное охрупчивание определяет не общее содержание водорода в металле, а только его диффузионно-подвижную часть, выделяющуюся при 200–500°С и обладающую малой энергией связи с дефектами кристаллической решетки. Эта часть водорода (в виде атомов или протонов) постепенно перемещается в зону максимальных напряжений, где создаются высокие концентрации водорода, которые способствуют значительному снижению пластичности стали. Для этого требуется приложение критического (порогового) уровня напряжений, величина которых зависит от типа и структуры стали, концентрации диффузионно-подвижного водорода, типа напряженного состояния и т. д.
Повышенное содержание диффузионно-подвижного водорода (ДПВ) в сталях, кроме пластичности, снижает прочность образцов с острым надрезом, вызывает склонность к замедленному разрушению, снижает малоцикловую усталость [13]. Все это может приводить к преждевременным хрупким разрешениям деталей.
Эффективным методом борьбы с образованием преждевременных хрупких разрушений стали, получаемой с помощью электрошлакового переплава, явилось уменьшение содержания ДПВ путем применения обезводороживающих термических обработок.
Исследования* стали ВНС-2 электрошлакового переплава показали, что при последовательном повышении температуры вакуумного нагрева со 100 до 500°С количество выделяемого водорода возрастает. При 500°С выделяется предельное количество водорода, который считается диффузионно-подвижным. Такое же количество водорода может быть выделено при более низких температурах, но за большее время нагрева. Повышение температуры нагрева с 500 до 600°С не приводит к дополнительному выделению водорода. При нагреве свыше 650–800°С происходит увеличение количества выделяемого водорода, которое приближается к концентрации общего водорода [13]. На рис. 1 представлены данные по выделению водорода в вакууме при последовательных температурах нагрева на стали ВНС-2 [14].
Рис. 1. Выделение водорода в вакууме при последовательных температурах нагрева на стали ВНС-2 (выдержка – до окончания процесса выделения водорода)
Поскольку, как показано в ряде работ**, охрупчивание стали, содержащей водород, связано с концентрацией ДПВ, то возникает вопрос о возможности перехода общего водорода (ОВ) в ДПВ и проявления водородной хрупкости на металле, уже прошедшем обезводороживание и содержащем малое количество ДПВ. По данным работы [14], на стали ВНС-2, прошедшей обезводороживающий отжиг при 500°С и содержащей
* Проведены Н.М. Вознесенской и Р.А. Савинковым.
** Исследования Я.М. Потака и Н.М. Вознесенской.
после этого ~0,1∙10-4% (по массе) (~0,11 см3/100 г Ме) ДПВ и ~7∙10-4% (по массе) (~7 см3/100 г Ме) ОВ, такой переход ОВ в ДПВ не происходит при нагревах стали в печи до высоких температур аустенизации (800–1300°С). Эти результаты могут свидетельствовать о высокой стабильности распределения водорода между низкоэнергетическими (ДПВ) и высокоэнергетическими (ОВ) «ловушками», которое восстанавливается после проведения закалочных нагревов и прохождения мартенситного превращения.
В другой серии опытов* исследована возможность перехода ОВ→ДПВ путем холодной пластической деформации и последующего вылеживания при комнатной температуре. На предварительно обезводороженном металле (сталь ВНС-2), содержащем 0,1∙10-4% (по массе) (0,11 см3/100 г Ме) ДПВ и 2∙10-4% (по массе) (2,2 см3/100 г Ме) ОВ, проводилась холодная деформация со степенью обжатия ~50%. Сразу после деформации было обнаружено некоторое повышенное содержание ДПВ. Вылеживание после деформации при комнатной температуре в течение 4 мес привело к дополнительному росту ДПВ до 0,8∙10-4 % (по массе) (0,9 см3/100 г Ме) и, соответственно, к снижению концентрации ОВ.
На основе этих результатов сделан вывод, что пластическая деформация приводит к дроблению (разрушению) ловушек для ОВ (сульфиды, карбиды) и способствует его переходу в диффузионно-подвижное состояние. Установление нового равновесия требует некоторого времени, и вылеживание пластически деформированного металла обеспечивает большую степень перехода ОВ→ДПВ.
Следует отметить, что малая скорость дегазации наводороженного металла также зависит от наличия на свободной поверхности оксидных пленок, хотя скорость доставки водорода к поверхности может быть достаточно велика [14, 15].
При исследовании механических свойств крупных поковок из стали ВНС65-Ш получены неудовлетворительные свойства по характеристикам пластичности – в основном значений поперечного сужения (ψ). В связи с этим проведены исследования влияния содержания ДПВ в поковках из стали ВНС65-Ш и различных режимов обезводороживания на восстановление пластичности стали.
Материалы и методы
Исследования проводили на металле крупных поковок размером 170×500×800 мм из стали ВНС65-Ш, полученных свободной ковкой на прессах со степенью укова 8. Поковки предназначены для изготовления ответственных деталей планера. Из поковок вырезали заготовки размером 15×15×70 мм, которые обрабатывали по различным режимам обезводороживающей и упрочняющей термической обработки.
Механические свойства определяли при растяжении образцов ø5 мм, изготовленных из заготовок после окончательной термообработки.
Содержание ДПВ определяли** на анализаторе водорода марки АВ-1 на образцах ø4 мм и длиной 7 мм, которые вырезали из головок образцов после испытания при растяжении.
Перед упрочняющей термической обработкой заготовки из стали ВНС65-Ш для удаления ДПВ подвергали обезводороживающему отпуску с выдержкой 15 ч. Нагрев под закалку проводили как в вакуумной печи с ускоренным охлаждением после выдержки в атмосфере азота (при давлении 5 ат), так и в атмосферной печи с последующим охлаждением в масле. Продолжительность выдержки при нагреве под закалку менялась с 1 до 3 ч.
Часть заготовок перед обезводороживающим отпуском подвергали поверхностному наклепу с обдувкой корундом.
* Проведены Н.М. Вознесенской.
** Исследование содержания ДПВ в образцах проведено Д.М. Давыдовым.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 представлено влияние среды нагрева (вакуумная или атмосферная печь) при обезводороживании и при нагреве при температуре закалки на механические свойства и содержание ДПВ в образцах из стали ВНС65-Ш.
Таблица 1
Механические свойства и содержание диффузионно-подвижного водорода (ДПВ)
в образцах, изготовленных из заготовок размером 15×15×70 мм без обдувки корундом
перед обезводороживающим отпуском
Печь для нагрева заготовок |
σв |
σ0,2 |
δ5 |
ψ |
Содержание ДПВ [Н], |
|
для обезводороживающего отпуска |
для закалки с выдержкой в течение 3 ч** |
МПа |
% |
|||
Вакуумная* |
Вакуумная |
1710 1720 |
1290 1310 |
20,0 21,0 |
58,0 56,0 |
0,10–0,12 |
Атмосферная |
Вакуумная |
1670 1710 |
1260 1360 |
21,0 22,0 |
55,0 56,0 |
0,12–0,13 |
Вакуумная |
Атмосферная |
1700 1710 |
1270 1280 |
18,5 19,5 |
48,0 51,0 |
0,13–0,15 |
Атмосферная |
Атмосферная |
1700 1720 |
1320 1290 |
20,0 19,0 |
50,0 48,0 |
0,20 |
* Вакуум 10-2 мм рт. ст. (133,3·10-2 Па).
** После закалки проводили обработку холодом и отпуск.
Из полученных данных видно, что после термообработки в вакуумной и атмосферной печах механические свойства, включая пластические характеристики (δ и ψ), удовлетворяют предъявляемым требованиям. Содержание ДПВ в образцах не превышало 0,2 см3/100 г Ме. Лучшие результаты получены после обезводороживания в вакуумной и атмосферной печи с последующим нагревом под закалку в вакуумной печи – средние значения поперечного сужения составляют ψ=56–57%. Содержание ДПВ составляло 0,10–0,13 см3/100 г Ме.
В табл. 2 представлено влияние продолжительности выдержки при закалке и поверхностного наклепа с обдувкой корундом заготовок перед обезводороживанием на механические свойства образцов и содержание в них ДПВ.
Таблица 2
Влияние обдувки корундом заготовок размером 15×15×70 мм
перед обезводороживающим отпуском и продолжительности выдержки
при температуре закалки на содержание диффузионно-подвижного водорода (ДПВ)
и значения поперечного сужения (ψ) стали ВНС65-Ш
Состояние поверхности заготовок |
Печь для обезводороживающего отпуска в течение 15 ч |
Нагрев под закалку** в атмосферной печи в течение, ч |
Механические свойства |
Содержание ДПВ [Н], см3/100 г Ме |
|
σв, МПа |
ψ, % |
||||
Обдувка корундом |
Атмосферная
Вакуумная* |
1 2 3 3 |
1730 1740 1700 1710 |
18–22 30 38 40 |
0,66–0,72 0,48–0,60 0,40 0,36 |
Без обдувки корундом |
Атмосферная |
3 |
1720 |
50 |
0,22 |
* Вакуум 10-2 мм рт. ст. (133,3·10-2 Па).
** После закалки проводили обработку холодом и отпуск.
Из полученных данных видно, что в образцах, изготовленных из заготовок с обдувкой корундом перед обезвороживающим отпуском, при выдержке при температуре закалки в течение 1 ч содержится повышенное количество ДПВ (0,66‒0,72 см3/100 г Ме), что привело к резкому снижению значений поперечного сужения (ψ=18–20% вместо требуемых ψ≥45%).
Увеличение продолжительности выдержки при нагреве под закалку до 2 и 3 ч заготовок с обдувкой корундом перед обезводороживающим отпуском приводит к некоторому снижению содержания ДПВ до 0,48–0,6 см3/100 г Ме (после 2 ч выдержки) и до 0,36–0,40 см3/100 г Ме (после 3 ч выдержки) и повышению значений поперечного сужения до 40 и 38% соответственно.
Сравнение данных, представленных в табл. 1 и 2, показывает, что в заготовках, прошедших обдувку корундом перед обезводороживающим отпуском с выдержкой 15 ч и последующей закалкой с выдержкой от 1 до 3 ч, содержится повышенное количество ДПВ, что связано с созданием на поверхности наклепанного слоя, который затрудняет при обезводороживающем нагреве диффузию водорода в металле и удаление его из заготовок.
Таким образом, при пластической деформации поверхности на ней образуется большое количество дефектов и затрудняется перемещение водорода внутри металла и удаление его из заготовок.
На рис. 2 представлены характер излома (рис. 2, а) и состояние поверхности цилиндрического образца (рис. 2, б) после испытания на растяжение с низким поперечным сужением (ψ≈18%). Содержание ДПВ составляет ~0,7 см3/100 г Ме. На рис. 3 представлена микроструктура образца с ψ=18% после испытания на растяжение. Видно, что характер излома образца с низким поперечным сужением малопластичный
и имеет кристаллические вырывы – «флокены при растяжении».
Рис. 2. Характер излома (а) и состояние поверхности (б) образцов из поковки стали
ВНС65-Ш (y=18%) после испытания на растяжение:
а – кристаллические площадки в изломе – «флокены при растяжении»; б – трещины на гладкой части образца параллельно излому
Рис. 3. Микроструктура образца из поковки стали ВНС65-Ш (микрошлиф вдоль оси образца) после испытания на растяжение – трещины в теле образца параллельны поверхности излома
На поверхности цилиндрической части образца и в теле образца (рис. 3) имеются трещины, параллельные поверхности излома, образовавшиеся в процессе испытания. Показано [7], что образование параллельных трещин свидетельствует о повышенном содержании в металле образцов ДПВ.
Заключения
1. Значения поперечного сужения образцов из стали ВНС65-Ш резко снижаются при содержании в стали 0,5–0,72 см3/100 г Ме ДПВ.
2. В изломах образцов из стали ВНС65-Ш с низкими значениями пластичности (ψ) наблюдаются хрупкие кристаллические участки, а на поверхности и внутри сечения – трещины, параллельные излому.
3. В образцах, имеющих значения поперечного сужения ψ=45–47%, удовлетворяющих требованиям ТУ, содержание ДПВ составило 0,10–0,25 см3/100 г Ме.
4. Лучшие результаты значений поперечного сужения (ψ) и низкое содержание (0,10–0,13 см3/100 г Ме) ДПВ получены после проведения обезводороживающей термообработки и нагрева под закалку в вакуумной печи.
5. Обдувка заготовок корундовым песком тормозит обезводороживание в результате создания на поверхности наклепанного слоя, затрудняющего диффузию водорода в металле и удаление его из заготовок.
2. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С., Сидоров В.В. Приоритетные направления развития технологий производства жаропрочных материалов для авиационного двигателестроения // Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2013. №3. С. 47–54.
3. Громов В.И., Вознесенская Н.М., Покровская Н.Г., Тонышева О.А. Высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие стали ФГУП «ВИАМ» для изделий авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 159–174. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-159-174.
4. Тонышева О.А., Вознесенская Н.М. Перспективные высокопрочные коррозионностойкие стали, легированные азотом (сравнительный анализ) // Авиационные материалы и технологии. 2014. №3. С. 27–32. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-3-27-32.
5. Каблов Е.Н., Старцев О.В. Фундаментальные и прикладные исследования коррозии и старения материалов в климатических условиях (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2015. №4 (37). С. 38–52. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-4-38-52.
6. Каблов Е.Н., Сидоров В.В., Каблов Д.Е., Мин П.Г., Ригин В.Е. Ресурсосберегающие технологии выплавки перспективных литейных и деформируемых супержаропрочных сплавов с учетом переработки всех видов отходов // Электрометаллургия. 2016. №9. С. 30–41.
7. Вознесенская Н.М., Потак Я.М., Качанов Е.Б., Шалин Р.Е., Гращенков П.М., Жабина В.А., Шведова Л.В. Влияние водорода на качество высокопрочных коррозионностойких сталей // Новое в металлургии сталей и сплавов. Сер.: Авиационные материалы. 1979. Вып. 2. С. 120–129.
8. Кривоногов Г.С., Каблов Е.Н. Статическая трещиностойкость наводороженных высокопрочных сталей // Авиационные материалы и технологии. 2000. Вып. 2. С. 25–32.
9. Гельд П.В., Рябов Р.А. Водород в металлах и сплавах. М.: Металлургия, 1974. 271 с.
10. Мороз Л.С., Чечулин Б.Б. Водородная хрупкость металлов. М.: Металлургия, 1967. 256 с.
11. Склюев П.В. Водород и флокены в крупных поковках. М.: Машгиз, 1963. 188 с.
12. Котрелл А.Ф. Структура металлов и свойства. М.: Металлургиздат, 1957. 134 с.
13. Каблов Е.Н., Кривоногов Г.С. Работоспособность коррозионностойких сталей при воздействии водорода // Металлы. 2002. №1. С. 42–51.
14. Братухин А.Г., Демченко О.Ф., Долженков Н.Н., Кривоногов Г.С. Высокопрочные коррозионностойкие стали современной авиации. М.: МАИ, 2006. 654 с.
15. Мак-Магон К., Брайнт К., Бенерджи С. Влияние водорода и примесей на хрупкое разрушение стали // Механика разрушения, разрушение материалов. 1979. №17. С. 109–133.
2. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Lomberg B.S., Sidorov V.V. Prioritetnyye napravleniya razvitiya tekhnologiy proizvodstva zharoprochnykh materialov dlya aviatsionnogo dvigatelestroyeniya [Priority directions of development of technologies for the production of heat-resistant materials for aircraft engine industry] // Problemy chernoy metallurgii i materialovedeniya. 2013. №3. S. 47–54.
3. Gromov V.I., Voznesenskaya N.M., Pokrovskaya N.G., Tonysheva O.A. Vysokoprochnye konstrukcionnye i korrozionnostojkie stali FGUP «VIAM» dlya izdelij aviacionnoj tehniki [High-strength constructional and corrosion-resistant steels developed by VIAM for aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 159–174. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-159-174.
4. Tonysheva O.A., Voznesenskaya N.M. Perspektivnyye vysokoprochnyye korrozionnostoykiye stali, legirovannyye azotom (sravnitel'nyy analiz) // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii. 2014. №3. S. 27–32. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-3-27-32.
5. Kablov E.N., Startsev O.V. Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya korrozii i stareniya materialov v klimaticheskih usloviyah (obzor) [The basic and applied research in the field of corrosion and ageing of materials in natural environments (review)] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №4 (37). S. 38–52. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-4-38-52.
6. Kablov E.N., Sidorov V.V., Kablov D.E., Min P.G., Rigin V.E. Resursosberegayushchiye tekhnologii vyplavki perspektivnykh liteynykh i deformiruyemykh superzharoprochnykh splavov s uchetom pererabotki vsekh vidov otkhodov [Resource-saving technologies for smelting promising casting and wrought superhigh-strength alloys with regard to processing all types of waste] // Elektrometallurgiya. 2016. №9. S. 30–41.
7. Voznesenskaya N.M., Potak Ya.M., Kachanov E.B., Shalin R.E., Grashchenkov P.M., Zhabina V.A., Shvedova L.V. Vliyaniye vodoroda na kachestvo vysokoprochnykh korrozionnostoykikh staley [The influence of hydrogen on the quality of high-strength corrosion-resistant steels] // Novoye v metallurgii staley i splavov. Ser.: Aviacionnyye materialy. 1979. Vyp. 2. S. 120–129.
8. Krivonogov G.S., Kablov E.N. Staticheskaya treshchinostoykost' navodorozhennykh vysokoprochnykh staley [Static crack resistance of hydrogen-reinforced high-strength steels] // Aviacionnyye materialy i tehnologii. 2000. Vyp. 2. S. 25–32.
9. Geld P.V., Ryabov R.A. Vodorod v metallakh i splavakh [Hydrogen in metals and alloys]. M.: Metallurgiya, 1974. 271 s.
10. Moroz L.S., Chechulin B.B. Vodorodnaya khrupkost metallov [Hydrogen brittleness of metals]. M.: Metallurgiya, 1967. 256 s.
11. Sklyuyev P.V. Vodorod i flokeny v krupnykh pokovkakh [Hydrogen and flocs in large forgings]. M.: Mashgiz, 1963. 188 s.
12. Kotrell A.F. Struktura metallov i svoystva [Metal structure and properties]. M.: Metallurgizdat, 1957. 134 s.
13. Kablov E.N., Krivonogov G.S. Rabotosposobnost korrozionnostoykikh staley pri vozdeystvii vodoroda [The efficiency of corrosion-resistant steels under the influence of hydroge] // Metally. 2002. №1. S. 42–51.
14. Bratukhin A.G., Demchenko O.F., Dolzhenkov N.N., Krivonogov G.S. Vysokoprochnyye korrozionnostoykiye stali sovremennoy aviatsii [High-strength corrosion-resistant steel of modern aviation]. M.: MAI, 2006. 654 s.
15. Mak-Magon K., Braynt K., Benerdzhi S. Vliyaniye vodoroda i primesey na khrupkoye razrusheniye stali [Effect of hydrogen and impurities on steel brittle fracture] // Mekhanika razrusheniya, razrusheniye materialov. 1979. №17. S. 109–133.