Статьи
Рассмотрены коррозионностойкие литейные алюминиевые сплавы. Приведена информация об их механических характеристиках и свойствах, а также результаты экспериментов, которые проведены с алюминиевыми литейными сплавами с разным содержанием магния и добавочных легирующих элементов на коррозионную стойкость и их поведение в агрессивной среде. Описаны преимущества, недостатки и особенности уже существующих сплавов, а также выявлены пути их совершенствования. Особенно актуальна проблема низкой температуры эксплуатации существующих коррозионностойких алюминиевых литейных сплавов.
Введение
Современные тенденции развития машиностроения предусматривают необходимость снижения металлоемкости, энергоемкости и массы металлических деталей, поэтому задача материаловедения состоит в разработке легких сплавов с необходимыми эксплуатационными характеристиками [1, 2].
Важно, чтобы при эксплуатации деталь не теряла свои свойства, особенно те, на которые может повлиять окружающая среда и условия, в которых она применяется. Агрессивная окружающая среда может пагубно сказаться на прочностных характеристиках детали. Таким образом, в современном мире разрабатываются материалы, которые будут обладать высокими показателями коррозионной стойкости. Сама по себе коррозия – это процесс, в ходе которого металл взаимодействует с окружающей средой. Это взаимодействие протекает либо путем непосредственного химического соединения (химическая коррозия), либо в результате деятельности образующихся на поверхности металла гальванических элементов (электрохимическая коррозия).
Химическая коррозия – это процесс, при котором взаимодействует металлическая поверхность и окружающая среда по механизму химических гетерогенных реакций. Процессы взаимодействия металла и атмосферы, а также различных водных сред (растворы щелочей, кислот, солей) относятся к электрохимической коррозии [3].
Коррозию также можно разделить на сплошную и местную.
Местная коррозия образуется отдельными участками на поверхности металла, при этом она бывает:
– пятнами, когда диаметр поражения больше глубины проникновения;
– язвами, когда диаметр поражения равен глубине проникновения;
– точечной (питтинговой), когда диаметр меньше глубины проникновения коррозии в металл;
– межкристаллитной, когда разрушение сосредоточено по границам кристалла; она вызывается разностью потенциалов между границей области и прилегающими зернами.
В современном мире актуальны сплавы с высокими коррозионными свойствами в различных средах. Такие сплавы могут быть широко применимы в разных средах и разных условиях. Их явным преимуществом является то, что они могут быть применимы без специальных защитных противокоррозионных покрытий. Повышения коррозионной стойкости в сплавах на основе алюминия можно добиться за счет уменьшения активности катодных примесей. На практике же к таким сплавам относятся сплавы системы Al–Mg с добавлением других элементов [4].
Выделим три группы коррозионностойких литейных алюминиевых сплавов:
Al–Mg, Al–Mg–Si, Al–Mg–Zn, и рассмотрим каждую группу в отдельности и в сравнении друг с другом.
Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 10.10. «Энергоэффективные, ресурсосберегающие и аддитивные технологии изготовления деформированных полуфабрикатов и фасонных отливок из магниевых и алюминиевых сплавов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [5].
Обзор свойств сплавов системы Al–Mg
Сплавы системы Al–Mg условно делят на три группы: низколегированные – с содержанием магния <6% (по массе) (АМг5Мц (АЛ28)), среднелегированные – с 6,0–9,4% (по массе) Mg (АМг6л.ч. (АЛ23-1), АМг9л.ч. (АЛ311), ВАЛ16), высоколегированные – с 9,5–13% (по массе) Mg (АЛ8, АМг10ч. (АЛ27-1)).
Основной проблемой магналиев является сравнительно невысокая рабочая температура – от 80 до 150°C. Низкая жаропрочность сплавов системы Al–Mg объясняется высоким коэффициентом диффузии магния. При длительном действии температур ˃80°C также образуются хрупкие частицы β-фазы (Al3Mg2), которые находятся по границам зерен твердого раствора, являясь концентраторами напряжений [6].
Главной целью многих работ являлось повышение температур эксплуатации коррозионностойких сплавов. Легирование марганцем и хромом повышает стабильность и термостабильность твердого раствора вследсвтие высокой акцепторной способности с атомами магния [7].
Помимо низкой жаропрочности магналии склонны к естественному старению, что приводит к снижению пластичности сплавов и коррозии их под напряжением (КПН). Чем больше содержание магния в сплаве, тем эти недостатки более выражены. Стойкость к КПН повышают марганец и цирконий [8].
Для того чтобы избежать последствий естественного старения, исследователи разных стран при создании новых сплавов ограничивали содержание магния в них 10% (по массе). В целях повышения коррозионной стойкости под напряжением в новые сплавы вводили небольшие добавки переходных элементов, что способствует образованию частиц соединений типа Al3Ti, Al12Mg2Cr2, Al12Mg2Mn, располагающихся по границам зерен прерывисто. Частицы соединений по отношению к зерну твердого раствора являются катодами, что препятствует развитию процессов коррозионного растрескивания под напряжением [9].
Проведена работа по исследованию изменения свойств при длительном естественном старении (в течение 11 лет), результаты которой представлены в табл. 1 [10]. Выяснилось, что сплавы, содержащие магния ˃8,8% (по массе), приобретают под влиянием естественного старения бо́льшую склонность к межкристаллитной коррозии.
Таблица 1
Влияние естественного старения на механические свойства
алюминий-магниевых сплавов различного состава
Содержание магния, % (по массе) |
После закалки |
После закалки и естественного |
||||||
σв |
σ0,2 |
δs, % |
KCU, Дж/м2 |
σв |
σ0,2 |
δs, % |
KCU, Дж/м2 |
|
МПа |
МПа |
|||||||
1,3 |
120 |
75 |
17 |
21 |
120 |
75 |
– |
– |
3,3 |
145 |
85 |
5 |
22 |
130 |
80 |
6,5 |
14 |
5,3 |
155 |
110 |
5 |
18 |
175 |
100 |
6,0 |
14 |
7,2 |
185 |
135 |
4 |
16 |
205 |
125 |
5,0 |
14 |
9,0 |
215 |
145 |
7 |
17 |
245 |
145 |
7,0 |
16 |
10,7 |
350 |
185 |
20 |
14 |
305 |
235 |
2,0 |
10 |
12,4 |
370 |
195 |
20 |
25 |
390 |
345 |
1,3 |
– |
13,6 |
295 |
205 |
10 |
15 |
400 |
355 |
0,5 |
3 |
14,4 |
345 |
215 |
9 |
8 |
390 |
355 |
0,6 |
2 |
Следует отметить, что присутствие небольшого количества меди, железа и кремния в сплавах типа магналий также тормозит развитие процессов межзеренного растрескивания, но такие добавки (или примеси) снижают общую коррозионную стойкость этих сплавов. В табл. 2 приведены механические свойства алюминий-магниевого сплава, содержащего примеси железа и кремния [10].
Таблица 2
Механические свойства сплава системы Al–Mg
при различном содержании железа, кремния и магния
Химический состав, % (по массе) |
Механические свойства |
||||
Fe |
Si |
Mg |
σв, МПа |
σ0,2, МПа |
δ5, % |
0,10 |
0,10 |
8,90 |
280 |
150 |
12,5 |
0,10 |
0,12 |
12,20 |
375 |
190 |
21,0 |
0,11 |
0,10 |
14,80 |
230 |
– |
17,5 |
0,10 |
0,07 |
10,50 |
370 |
175 |
26,5 |
0,37 |
0,22 |
10,30 |
330 |
175 |
17,5 |
0,38 |
0,07 |
10,50 |
370 |
175 |
24,5 |
0,10 |
0,34 |
11,30 |
290 |
170 |
13,0 |
0,37 |
0,37 |
10,40 |
270 |
165 |
10,5 |
0,11 |
0,26 |
10,80 |
305 |
170 |
16,5 |
0,22 |
0,29 |
10,70 |
305 |
170 |
15,6 |
0,21 |
0,11 |
10,40 |
375 |
175 |
26,0 |
0,17 |
0,36 |
10,20 |
275 |
165 |
11,0 |
0,54 |
0,15 |
10,70 |
360 |
185 |
20,5 |
0,55 |
0,29 |
10,40 |
320 |
170 |
17,0 |
0,52 |
0,37 |
11,10 |
295 |
170 |
15,5 |
0,54 |
0,47 |
10,90 |
280 |
180 |
10,0 |
0,39 |
0,49 |
11,10 |
265 |
165 |
9,5 |
0,25 |
0,48 |
10,60 |
245 |
160 |
7,5 |
0,12 |
0,47 |
10,70 |
245 |
165 |
7,0 |
0,75 |
0,14 |
11,70 |
345 |
190 |
13,5 |
0,77 |
0,52 |
11,10 |
210 |
160 |
2,5 |
Из данных табл. 2 следует, что лучшими механическими свойствами (при минимальном содержании примесей) обладают сплавы с содержанием магния 10,5% (по массе). При содержании магния 12,20% (по массе), показатель удлинения снизился, а показатель прочности остался высоким. Сплав с содержанием магния ˂9% (по массе) имеет относительно низкие механические свойства. При повышении содержания железа до 0,38% (по массе) немного снижается значение удлинения. Увеличение содержания кремния более негативно сказывается на механических свойствах. Это происходит, очевидно, потому что образуется соединение Mg2Si вследствие большого сродства кремния к магнию. Количество этого соединения в сплаве пропорционально количеству процентной доли кремния в сплаве. Весь этот процесс выглядит следующим образом: Mg2Si кристаллизуется в форме так называемого «китайского шрифта» и располагается по границам зерен, при этом нарушая связь зерен твердого раствора.
В работе [11] исследовано влияние на сплав системы Al–10,5% (по массе) Mg добавок молибдена, а также обработки фторцирконатом калия. При обработке K2ZrF6 и одновременном введении молибдена в количестве 0,1% (по массе) происходит значительное измельчение зерна сплава. Это ведет к увеличению числа интерметаллидов, что обеспечивает более мелкозернистую структуру, так как интерметаллиды являются центрами кристаллизации. Значения механических свойств при этом увеличиваются в ~1,5 раза.
В модифицированных сплавах, содержащих ˃9% (по массе) магния, воздействию межкристаллитной коррозии подвергается только верхний, поверхностный слой металла, и с течением времени коррозия не получает сильного развития. Особенно снижает развитие межкристаллитной коррозии комплексная модификация сплава молибденом и цирконием.
В немодифицированном сплаве одновременно происходят межкристаллитная коррозия (из-за выделения β-фазы), которая способствует разупрочнению сплава, и процесс естественного старения, который, наоборот, упрочняет сплав. В итоге прочность сплава даже уменьшается после 1000 сут коррозионных испытаний.
Преимущество модифицированных сплавов наблюдается не только по значениям предела прочности и склонности к межкристаллитной коррозии, но и по значению относительного удлинения. У модифицированных сплавов падение пластичных свойств происходит после 500 сут коррозионных испытаний, в то время как у исходного сплава резкое ухудшение свойств наблюдается уже после 100 сут испытаний. Причем у модифицированных сплавов падение пластичности объясняется естественным старением (процесс охрупчивания), а не межкристаллитной коррозией.
В сплавах, содержащих ˂9% (по массе) магния, процесс межкристаллитной коррозии не получает сколько-нибудь заметного развития. Чем больше содержание магния, тем шире интервал кристаллизации. Из-за этого возникает литейная неоднородность, обнаруживаемая в виде пористости, усадочных рыхлот и оксидных включений в массивных частях отливок [12]. Литейная неоднородность ведет к ухудшению механических свойств на вырезанных из отливок образцах.
Кроме того, у высокомагниевых сплавов предел текучести составляет только 50% от величины предела прочности. Это может привести к образованию закалочных трещин для сложных по конфигурации отливок. Для уменьшения склонности к образованию трещин необходимо закаливать отливки в кипятке либо в подогретом до 50–60°С масле.
Несмотря на перечисленные недостатки, сплавы системы Al–Mg имеют значительные преимущества. Помимо общей высокой коррозионной стойкости, превышающей коррозионную стойкость всех остальных групп алюминиевых сплавов, высоколегированные магналии имеют довольно высокие механические свойства. У сплава АЛ8 (из основных легирующих элементов содержит только магний в количестве от 9,3 до 10,0% (по массе)) – σв³285 МПа, δ³9%.
Высокая общая коррозионная стойкость обусловлена образованием плотной оксидной пленки, интенсивно растущей в течение первых 500 сут. Далее скорость окисления стабилизируется [11].
Среди сплавов данного типа сплав АМг5Мц обладает практически самой высокой коррозионной стойкостью. Повышенная стойкость объясняется присутствием марганца, благотворно влияющего на коррозионные свойства чистого алюминия и некоторых алюминиевых сплавов. Механические свойства сплава можно повысить на 20–30 МПа, введя 0,1–0,2% циркония. Значительное повышение свойств также наблюдается при использовании шихты повышенной чистоты.
Сплав АМг5Мц не обнаруживает склонности к КПН при комнатной и повышенной до 100°С температурах и выдержке в течение длительного времени (до 1000 ч). Но при сравнительно кратковременной выдержке при температуре ˃100°C сплав показывает резкое ухудшение работоспособности в коррозионной среде, что делает невозможным его применение при повышенных температурах.
Сплавы, содержащие ˂6% (по массе) магния, как и сплав АМг5Мц, имеют невысокие прочностные свойства. Повышение содержания магния ведет к повышению прочности, поэтому разработанных малолегированных сплавов не так много.
Сплавы АЛ23-1 и АЛ23, содержащие магний в количестве от 6 до 7% (по массе), применяются в литом и закаленном состоянии. В закаленном состоянии эти сплавы не склонны к межкристаллитной коррозии. По значениям предела прочности они находятся между сплавами АМг5Мц и АЛ8.
Высокопрочные сплавы АМг10, АМг10ч. в закаленном состоянии имеют предел прочности ˃320 МПа и относительное удлинение ˃12% . Наличие в сплавах бериллия, титана и циркония (по сравнению со сплавом АЛ8) уменьшает склонность к коррозионному растрескиванию (КР).
Изучалась склонность к КР под действием нагрева с целью определения температур, при которых в течение длительного времени сплавы АЛ8, АМг10ч. и АМг5Мц способны сохранять сопротивление КПН, а также для установления допустимости кратковременного нагревания деталей из этих сплавов в процессе их изготовления (например, при пропитке, нанесении защитных покрытий и пр.) [11]. Образцы из этих сплавов подвергали старению при 70, 100, 125, 150°С в течение 1–1000 ч в зависимости от температуры нагрева, а затем испытывали под напряжениями, равными 0,8–0,9 от уровня напряжений, при которых не происходит КР, определенного для исходного состояния.
Установлено, что для сплава АМг5Мц КПН не уменьшается при нагревах до 100°С в течение длительного промежутка времени и допускаются кратковременные нагревы до 150°С без потери работоспособности в коррозионной среде. Для сплавов АЛ8, АМг10ч. нагревы ˃80°С недопустимы. Сплав АМг10ч., структура которого стабилизирована дополнительным легированием, имеет более высокую стойкость к КПН. Устойчивость твердого раствора сплава АМг5Мц выше, чем у сплавов с 10% (по массе) магния, поэтому сплав АМг5Мц более стоек к коррозионному растрескиванию.
Современный сплав, при разработке которого обобщили исследования и опыт работы с магналиями, – это сплав ВАЛ16 [5, 13]. Он содержит от 7,5 до 8,5% (по массе) магния и легирован марганцем, хромом, титаном, цирконием и бериллием. Следовательно, механические и коррозионные свойства сплава ВАЛ16 немного превышают свойства сплава АМг6л. Однако по жаропрочности и температуре эксплуатации он превосходит остальные магналии. При использовании термостабилизирующего отжига температура эксплуатации сплава ВАЛ16 составляет 140°C длительно и 150°C кратковременно.
Магналии, не содержащие в своем составе бериллия, необходимо плавить под защитным покровным флюсом. Это связано с бо́льшим сродством магния к кислороду, чем у алюминия, что и предотвращает окисление расплава. Оксидная пленка, присутствующая во время плавки алюминий-магниевых сплавов, не справляется с защитой расплава от насыщения водородом, являющегося вредной примесью [14]. Добавление до 0,1% (по массе) бериллия замедляет окисление, уменьшая скорость диффузии ионов. Таким образом, химический состав сплавов АМг10ч. и ВАЛ16 позволяет проводить бесфлюсовую плавку [15].
Обзор свойств сплавов системы Al–Zn–Mg
Сплавы системы Al–Zn–Mg можно разделить на несколько групп: с упрочняющей фазой T (Al2Mg2Zn3) – сплав АЦ4Мг (АЛ24); с содержанием цинка до 3% (по массе) и магния ˃7% (по массе) – сплавы X250, 40B (США); с содержанием цинка ˃5% (по массе) – сплав ВАЛ12. Чем больше цинка в сплаве, тем выше его прочность. Так, у сплава ВАЛ12, отлитого в кокиль, самая высокая прочность среди литейных алюминиевых сплавов – более 540 МПа. Однако сплавы, содержащие большое количество цинка, имеют склонность к межкристаллитной коррозии под напряжением.
Благодаря высокой растворимости цинка, а также его соединений с алюминием и магнием, сплавы системы Al–Zn–Mg имеют особенность – они могут становиться прочнее при заливке формы и дальнейшем остывании, т. е. в ходе естественного старения. Сплавы также способны упрочняться в ходе термической обработки, но и без нее сплавы имеют высокие механические свойства. Сплавы, которые содержат 1% (по массе) цинка, предрасположены к старению, которое приводит к ухудшению их коррозионных и механических свойств. Добавление в сплав небольших количеств марганца повышает его механические свойства и устойчивость к коррозии. Так, содержание марганца до 0,5% (по массе) способствует уменьшению размера зерна, а ˃1% (по массе) ведет к увеличению хрупкости сплава, поэтому оптимальное содержание марганца в сплавах этой системы – от 0,2 до 0,5% (по массе). Добавление в сплав небольшого количества титана (также как и марганца) способствует уменьшению зерна, а значит, и улучшению механических свойств сплава. Из-за образования фазы Mg2Si добавление кремния в сплав пагубно сказывается на механических свойствах сплава и ведет к его охрупчиванию [16].
Сплавы ВАЛ12 и АЛ24 отличаются от других высокими механическими свойствами и небольшим объемным изменением в процессе эксплуатации. Они могут длительно использоваться при температуре до 200 и 150°C соответственно. Но эти сплавы не имеют должной коррозионной стойкости, а также у них пониженные литейные свойства [11]. Особенность сплава АЛ24 в том, что благодаря оптимальному содержанию цинка и магния рабочая температура (150°C) этого сплава является самой высокой из всех сплавов этой системы.
Обзор свойств сплавов системы Al–Mg–Si
Наличие кремния в сплаве уменьшает способность к образованию трещин, а также повышает его жаропрочность. В настоящее время технически невозможно повысить жаропрочность таких сплавов, так как в их структуре присутствует кремний в свободном состоянии, который способствует уменьшению чувствительности к образованию трещин, повышению жаропрочности, а также увеличению жидкотекучести и плотности литья.
Так, особенностью сплава АЛ29 является то, что он может применяться в различных климатических условиях, а отливки из него могут эксплуатироваться без термообработки. У этого сплава хорошая коррозионная стойкость, но для улучшения характеристик его анодируют в хромовой кислоте. По механическим свойствам сплав АЛ29 превосходит сплав АЛ13, но отличается тем, что содержит больше магния и меньше примесей [17].
С целью повышения температуры эксплуатации разработан сплав АЛ22, который содержит большое количество магния – от 10,5 до 13% (по массе), что позволяет применять его в закаленном состоянии. Для того чтобы улучшить его прочностные и литейные свойства сплав легируют добавками титана и бериллия. По жаропрочности, прочности и технологическим характеристикам сплав АЛ22 превосходит сплав АЛ13. Для достижения максимальной прочности сплава, магния в нем должно быть 13% (по массе) – верхний предел, а кремния – минимальное количество. Пониженная пластичность является самым большим недостатком группы сплавов этой системы. Для того чтобы отливать детали сложной формы необходимо содержание магния по нижнему пределу, а кремния – по верхнему.
Заключения
За последние годы в области литейного производства появились новые современные технологии, которые касаются как самих методов литья, так и получаемых сплавов. В данной статье рассмотрены литейные сплавы на основе алюминия, имеющие хорошие параметры коррозионной стойкости; приведены механические характеристики и свойства некоторых сплавов, рассмотрены их достоинства и недостатки, а также поставлены задачи на перспективу. В первую очередь, это повышение температуры эксплуатации группы алюминиевых литейных коррозионностойких сплавов без потери свойств, а самое главное – коррозионной стойкости. Современные сплавы, относящиеся к этой группе, могут сохранять свои свойства до 150°C (ВАЛ16). Актуальной задачей в настоящее время является создание алюминиевого литейного сплава с повышенными коррозионной стойкостью и температурой эксплуатации, но сплав с повышением температуры не должен терять свои механические и коррозионные свойства.
2. Дуюнова В.А., Волкова Е.Ф., Уридия З.П., Трапезников А.В. Динамика развития магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 225–241. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-225-241.
3. Побежимов П.П., Нефедова Л.П., Белов Е.В. Металлургия коррозионностойких алюминиевых сплавов и отливок. М.: Металлургия, 1989. 150 с.
4. Алюминий. Металловедение, обработка и применение алюминиевых сплавов. Пер. с англ. / под ред. А.Т. Туманова, Ф.И. Квасова, И.Н. Фридляндера. М.: Металлургия, 1972. 664 с.
5. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
6. Томашов Н.Д., Чернова Г.П. Теория коррозии и коррозионностойкие конструкционные сплавы. М.: Металлургия, 1986, 358 с.
7. Гончаренко Е.С., Мельников А.В., Черкасов В.В., Вертоградский В.А. Влияние режимов закалки на структуру и свойства сплава системы Al–Mg // Металловедение и термическая обработка металлов. 1997. №6. С. 13–16.
8. Илларионов Э.И., Колобнев Н.И., Горбунов П.З., Каблов Е.Н. Алюминиевые сплавы в авиакосмической технике / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука, 2001. 192 с.
9. Колобнев И.Ф. Жаропрочность литейных алюминиевых сплавов. М.: Металлургия, 1973. 320 с.
10. Фридляндер И.Н. Алюминиевые сплавы. М.: Металлургия, 1971. Т. 4: Промышленные алюминиевые сплавы. 450 с.
11. Постников Н.С. Коррозионностойкие алюминиевые сплавы. М.: Металлургия, 1976. 300 с.
12. Белоусов Н.Н., Егорова В.А. Новое в теории и практике литейного производства. М.: Машгиз, 1957. 55 с.
13. Лебедев В.М., Корнышева И.С., Гончаренко Е.С. и др. Современные литейные алюминиевые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2002. №2. С. 64–70.
14. Постников Н.С., Черкасов В.В. Прогрессивные методы плавки и литья алюминиевых сплавов. М.: Металлургия, 1974. 224 с.
15. Гончаренко Е.С., Трапезников А.В., Огородов Д.В. Литейные алюминиевые сплавы (к 100-летию со дня рождения М.Б. Альтмана) // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2014. №4. Ст. 02. URL: http://viam-works.ru (дата обращения: 20.06.2018.) DOI: 10.18566/2307-6046-2014-0-4-2-2.
16. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Антипов В.В. и др. Влияние коррозионной среды на скорость роста трещины усталости в алюминиевых сплавах // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №3. Ст. 05. URL: http://viam-works.ru (дата обращения 20.06.2018).
17. Фридляндер И.Н. Алюминий и его сплавы. М.: Знание, 1965. 620 с.
2. Duyunova V.A., Volkova E.F., Uridiya Z.P., Trapeznikov A.V. Dinamika razvitiya magnievyh i litejnyh alyuminievyh splavov [Dynamics of the development of magnesium and cast aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 225–241. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-225-241.
3. Pobezhimov P.P., Nefedova L.P., Belov E.V. Metallurgiya korrozionnostojkikh alyuminievykh splavov i otlivok [Metallurgy of corrosion-resistant aluminum alloys and casts]. M.: Metallurgiya, 1989. 150 s.
4. Alyuminij. Metallovedenie, obrabotka i primenenie alyuminievykh splavov. Per. s angl. / pod red. A.T. Tumanova, F.I. Kvasova, I.N. Fridlyandera [Metallurgical science, processing and application of aluminum alloys. Trans. from Eng.]. M.: Metallurgiya, 1972. 664 s.
5. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
6. Tomashov N.D., Chernova G.P. Teoriya korrozii i korrozionnostojkie konstruktsionnye splavy [Theory of corrosion and corrosion-resistant structural alloys]. M.: Metallurgiya, 1986, 358 s.
7. Goncharenko E.S., Melnikov A.V., Cherkasov V.V., Vertogradskij V.A. Vliyanie rezhimov zakalki na strukturu i svojstva splava sistemy Al–Mg [Influence of modes of tempering on structure and property of alloy of Al-Mg system] // Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov. 1997. №6. S. 13–16.
8. Illarionov E.I., Kolobnev N.I., Gorbunov P.Z., Kablov E.N. Alyuminievye splavy v aviakosmicheskoj tekhnike / pod obshch. red. E.N. Kablova [Aluminum alloys in aerospace equipment / gen. ed. by E.N. Kablov]. M.: Nauka, 2001. 192 s.
9. Kolobnev I.F. Zharoprochnost litejnykh alyuminievykh splavov [Thermal stability of cast aluminum alloys]. M.: Metallurgiya, 1973. 320 s.
10. Fridlyander I.N. Alyuminievye splavy [Aluminum alloys]. M.: Metallurgiya, 1971. T. 4: Promyshlennye alyuminievye splavy. 450 s.
11. Postnikov N.S. Korrozionnostojkie alyuminievye splavy [Corrosion-resistant aluminum alloys]. M.: Metallurgiya, 1976. 300 s.
12. Belousov N.N., Egorova V.A. Novoe v teorii i praktike litejnogo proizvodstva [New in the theory and practice of foundry production]. M.: Mashgiz, 1957. 55 s.
13. Lebedev V.M., Kornysheva I.S., Goncharenko E.S. i dr. Sovremennye litejnye alyuminievye splavy [Modern cast aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2002. №2. S. 64–70.
14. Postnikov N.S., Cherkasov V.V. Progressivnye metody plavki i litya alyuminievykh splavov [Progressive methods of melting and molding of aluminum alloys]. M.: Metallurgiya, 1974. 224 s.
15. Goncharenko E.S., Trapeznikov A.V., Ogorodov D.V. Litejnye alyuminievye splavy (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya M.B. Altmana) [Aluminium casting alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2014. №4. St. 02. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 20, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-4-2-2.
16. Khokhlatova L.B., Kolobnev N.I., Antipov V.V. i dr. Vliyanie korrozionnoj sredy na skorost rosta treshhiny ustalosti v alyuminievyh splavah [Influence of the corrosion environment on the growth rate of crack of fatigue in aluminum alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №3. St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 20, 2018).
17. Fridlyander I.N. Alyuminij i ego splavy [Aluminum and its alloys]. M.: Znanie, 1965. 620 s.