ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗМЕРОВ ОБРАЗЦОВ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИ РАСТЯЖЕНИИ ЖАРОПРОЧНЫХ ТИТАНОВЫХ И НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2018-0-3-86-94
УДК 620.172.254
С. А. Голынец, М. А. Горбовец, В. А. Каранов
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗМЕРОВ ОБРАЗЦОВ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИ РАСТЯЖЕНИИ ЖАРОПРОЧНЫХ ТИТАНОВЫХ И НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ

Как известно, для испытаний на кратковременную и длительную прочность жаропрочных титановых и никелевых сплавов, применяемых для лопаток и дисков компрессора, в основном используются стандартные образцы диаметром 5 мм и расчетной длиной 25 мм.

В конструкции газотурбинных двигателей применяются лопатки небольших размеров, что вызывает необходимость проведения контроля материала этих лопаток на малых образцах диаметром 3 мм и расчетной длиной 15 мм.

Данная работа посвящена оценке влияния размеров образцов на характеристики кратковременной и длительной прочности жаропрочных титановых сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18 и никелевых сплавов ВЖЛ12У, ЖС6У.

Ключевые слова: титановые сплавы, никелевые сплавы, размер образцов, кратковременная прочность, длительная прочность, механические свойства, titanium alloys, nickel alloys, samples parameters, tension test, stress-rupture, mechanical properties.

Введение

Во всем мире в течение достаточно длительного времени наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли жаропрочных титановых и никелевых сплавов в конструкциях авиационной техники всех типов и назначений [1–3].

Жаропрочные титановые и никелевые сплавы широко применяются для изготовления деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), включая рабочие лопатки компрессора. Так, для лопаток компрессора низкого давления, как правило, применяют двухфазные титановые сплавы ВТ3-1, ВТ6, ВТ8, ВТ9, работоспособные при температурах до 350–500°С [4, 5]. Для лопаток ступеней компрессора высокого давления (КВД), где возрастают рабочие температуры, применяют более жаропрочные псевдо-α-титановые сплавы типа ВТ18 или жаропрочные стали [6, 7]. В настоящее время рассматривается возможность применения рабочих лопаток КВД из материалов на основе интерметаллидов титана [8]. Большинство рабочих и сопловых лопаток авиационных ГТД, а также стационарных газотурбинных установок (ГТУ) отливают из литейных жаропрочных никелевых сплавов, основы создания производства и применения которых в авиации заложены академиком С.Т. Кишкиным [9, 10].

В качестве объектов исследования выбраны жаропрочные титановые сплавы различных классов: ВТ3-1, ВТ9, ВТ18 и никелевые литейные жаропрочные сплавы ВЖЛ12У, ЖС6У.

Двухфазный титановый сплав ВТ3-1 относится к системе легирования Ti–Al–Mo–Cr–Fe–Si. Количество стабильной β-фазы в сплаве после стандартного изотермического отжига составляет ~14% [11].

Сплав ВТ9 относится к двухфазным титановым сплавам системы Ti–Al–Mo–Zr–Si. Содержание стабильной β-фазы в сплаве ВТ9 в отожженном состоянии находится на уровне 9%.

Сплавы ВТ3-1 и ВТ9 применяют для изготовления лопаток и дисков газотурбинных двигателей типа Д30, АЛ-31Ф, Д18 и др.

Сплав ВТ18 относится к классу псевдо-α-титановых сплавов и имеет наименьшее количество β-фазы среди жаропрочных титановых сплавов – на уровне 1,5%. Особенностью сплава ВТ18 системы Ti–Al–Zr–Mo–Nb–Si является наибольшее содержание алюминия (α-стабилизатора) и циркония, что приводит к образованию интерметаллидной фазы Ti3Al [12].

Жаропрочные никелевые сплавы ВЖЛ12У и ЖС6У представляют собой твердые растворы на основе никеля с гранецентрированной кубической (ГЦК) решеткой, упрочненные выделениями γʹ-фазы на основе интерметаллида Ni3Аl с упорядоченной ГЦК кристаллической решеткой. Высокая жаропрочность этих сплавов определяется большой объемной долей и высо­кой дисперсностью выделений γʹ-фазы, образующихся при термической обработке пересыщенного γ-твердого раствора на основе никеля. Эти сплавы представляют собой чрезвычайно сложные и точно сбалансированные по химическому и фазовому составу системы, в которые целенаправленно вводятся до 15 легирующих элементов.

Первые отечественные серийные литейные жаропрочные сплавы ЖС6У и ВЖЛ12У разработаны в ВИАМ в 1950–1970-х гг. Это позволило создать литые охлаждаемые турбинные лопатки с равноосной структурой и открыть перспективы в решении ключевой проблемы авиационного двигателестроения – повышении рабочей температуры газа. Следует отметить, что в тот период температура газа на входе в турбину составляла 1200 К, тогда как к настоящему времени она возросла до 1800–1950 К, в том числе благодаря применению новых литейных жаропрочных сплавов и переходу от равноосной к направленной кристаллизации, т. е. созданию в отливках лопаток столбчатой структуры зерен. Это позволило повысить их характеристики жаропрочности, пластичности и термостойкости [13].

Расчеты запаса прочности и прогнозирование ресурса рабочих и сопловых лопаток турбины авиационных ГТД и наземных ГТУ основаны на результатах квалификационных испытаний жаропрочных титановых и никелевых сплавов. Механические характеристики сплавов в диапазоне температурно-силовых условий эксплуатации турбинных лопаток определяют на образцах, заготовки которых получают по технологии производства лопаток, а изготовление образцов и их испытания осуществляют согласно требованиям государственных и международных стандартов.

Механические характеристики жаропрочных титановых и никелевых сплавов при комнатной и повышенной температурах, представленные в отраслевых стандартах и технических условиях, определены на образцах с диаметром рабочей части 5 мм.

В связи с тем, что с изменением размеров рабочего сечения испытуемого образца меняется соотношение его поверхности к объему, необходимо учитывать влияние масштабного фактора на прочностные характеристики сплавов при расчетах запасов прочности конструкции ГТД и ГТУ. Существенное снижение длительной прочности жаропрочных никелевых сплавов с уменьшением поперечного сечения рабочей зоны отмечено в работе зарубежных исследователей [14]. Наиболее интенсивное снижение длительной прочности при уменьшении толщины рабочего сечения образцов с 4,5 до 3 мм наблюдается у жаропрочных сплавов с равноосной кристаллической структурой (до 20%) и в меньшей степени снижение этой характеристики наблюдается у сплавов с монокристаллической структурой (до 10%).

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 2.2. «Квалификация и исследования материалов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [15].

 

Материалы и методы

Исследованию подвергали титановые сплавы ВТ3-1, ВТ9, ВТ18 и никелевые сплавы ВЖЛ12У, ЖС6У. Отобраны катаные прутки Æ35 мм из сплава ВТ3-1 (плавка 1), катаные прутки ø25 мм из сплавов ВТ9 (плавки 2 и 3) и ВТ18 (плавки 4 и 5), полученные в условиях промышленного производства.

Заготовки под образцы вырезали из середины радиуса круга прутка в продольном направлении: из прутка ø35 мм – четыре заготовки (две – для стандартных образцов ø5 мм; две – для образцов ø3 мм). Из прутка ø25 мм вырезали две заготовки: одна – для образца ø5 мм и одна – для образца ø3 мм. Из пластин–«свидетелей», полученных при штамповке лопаток, также изготавливали заготовки под образцы диаметрами 3 и 5 мм.

Термическую обработку заготовок проводили по следующим режимам:

– для сплава ВТ3-1 – отжиг при 870°С в течение 1 ч, охлаждение с печью, выдержка в течение 2 ч, охлаждение на воздухе;

– для сплава ВТ9 – отжиг при 950–970°С в течение 1 ч, охлаждение на воздухе, отжиг при 530°С в течение 6 ч, охлаждение на воздухе;

– для сплава ВТ18 – отжиг при 900°С в течение 1 ч, охлаждение на воздухе.

Химический состав, механические свойства и структура исследованных сплавов удовлетворяли техническим условиям.

Сплавы ЖС6У-ВИ и ВЖЛ12У-ВИ в виде литых прутковых заготовок изготовлены во ФГУП «ВИАМ» на научно-производственном комплексе по изготовлению жаропрочных никелевых сплавов. Данный комплекс включает ряд отдельных участков, оборудованных современным производственным, аналитическим и испытательным оборудованием, что позволяет обеспечить качество изготавливаемой продукции на уровне требований мировых стандартов [16].

Технология получения заготовок из литейных жаропрочных сплавов ЖС6У и ВЖЛ12У включала следующие операции: подготовка шихтовых материалов, выплавка сплава в вакуумной индукционной печи, контроль химического состава литой прутковой заготовки, отливка заготовок под образцы для контроля механических свойств, термическая обработка заготовок, изготовление образцов для проведения механических испытаний.

Данная технология обеспечивает: повышенную чистоту сплавов по газам (кислороду и азоту), примесям (свинцу, висмуту, сере, кремнию и др.) и неметаллическим включениям; получение стабильного химического состава сплавов в узких пределах; высокие и стабильные жаропрочные и  механические свойства сплавов, которые сохраняются после длительной эксплуатации деталей; полное использование при плавке всех образующихся отходов без снижения качества сплавов, что позволяет снизить стоимость сплавов и сэкономить дорогостоящие металлы.

Для выплавки сплавов использовали следующие шихтовые материалы: никель, кобальт, хром, вольфрам, молибден, алюминий, титан, ниобий, ванадий, цирконий, лигатуры «никель–бор», «никель–РЗМ (лантан, церий, иттрий)», отходы литейные и собственные. Отходы полностью очищали от формовочных керамических материалов, краски от люм-контроля и цветной дефектоскопии, маслянистых и других веществ. Перед плавкой все шихтовые материалы, в том числе и отходы, проходили сушку при температуре 200–300°С в течение 3 ч.

Выплавку сплава проводили в вакуумной индукционной печи VIM-50 производства фирмы ALD с емкостью плавильного тигля 350 кг. В тигель загружали никель, кобальт, хром, вольфрам, молибден, ванадий, затем их расплавляли и в расплав последовательно присаживали углерод, титан, ниобий, алюминий. После каждой добавки расплав перемешивали с помощью электромагнитного поля. В конце плавки присаживали цирконий, лигатуры «никель–бор» и «никель–РЗМ». Расплав разливали в стальные трубы с внутренним диаметром 90 мм. Полученные литые прутковые заготовки подвергали механической обработке. Отливку заготовок под образцы проводили в вакуумной порционной печи. Заготовку расплавляли под вакуумом 10-2 мм рт. ст. (1,33 Па), расплав рафинировали 1–2 мин, замеряли температуру расплава, которая составляла 1520°С, затем расплав заливали в горячую керамическую форму. Форму выдерживали под вакуумом в печи 5 мин и охлаждали на воздухе, далее заготовки под образцы были переданы на термическую обработку.

Термическую обработку проводили в муфельных нагревательных печах по режимам:

– для сплава ЖС6У – нагрев до 1210±10°С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе;

– для сплава ВЖЛ12У – без термической обработки.

По химическому составу и механическим свойствам исходные плавки сплавов ВЖЛ12У (плавка 6) и ЖС6У (плавка 7) удовлетворяли требованиям технических условий.

В соответствии с ГОСТ 1497, ГОСТ 9651 и ГОСТ 10145 из заготовок сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У и ЖС6У изготовлены образцы диаметрами 5 и 3 мм для проведения механических испытаний. Чертежи образцов диаметрами 3 и 5 мм для испытаний на растяжение и длительную прочность приведены на рис. 1.

Испытания на растяжение и длительную прочность образцов из сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У и ЖС6У проводили на испытательной машине KAPPA 50DS [17, 18]. Методика проведения испытаний соответствовала ГОСТ 1497, ГОСТ 9651 и ГОСТ 10145. Режимы испытаний на растяжение и длительную прочность сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У и ЖС6У приведены в табл. 1.

 

 

 

Рис. 1. Образцы диаметрами 3 (а) и 5 мм (б) для испытаний на растяжение и длительную прочность

 

Таблица 1

Режимы испытаний на растяжение и длительную прочность

сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У, ЖС6У

Сплав

Растяжение при температуре испытания Тисп, °С

Длительная прочность

Тисп, °С

Напряжение, МПа

ВТ3-1

20 и 450

450

640

ВТ9

20 и 500

500

640

ВТ18

20 и 600

600

275

ВЖЛ12У

20

975

196

ЖС6У

20

975

226

 

Результаты и обсуждение

Проведены испытания на растяжение при температурах 20, 450, 500, 600°C и длительную прочность при температурах 450, 500, 600, 975°C образцов из сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У и ЖС6У. Для каждого сплава, вида полуфабриката и температурного уровня испытывали по 5 образцов на каждый вид испытаний. Средние значения предела прочности, относительного удлинения и относительного сужения представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Средние значения предела прочности (σв), относительного удлинения (δ)

и относительного сужения (ψ) сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18,ВЖЛ12У, ЖС6У

Сплав

Условный

номер плавки

Вид

полуфабриката

Диаметр

образца, мм

Тисп,

°С

σв,

МПа

δ

ψ

%

ВТ3-1

1

Пруток

5

20

1050

14,5

36

3

1040

15,5

42

5

450

760

19,5

56

3

760

20,5

55

Пластина-«свидетель»

5

20

1060

16

43

3

1060

16,5

43

5

450

770

20

61

3

770

20

60

ВТ9

2

Пруток

5

20

1120

17,5

48

3

1160

16,5

49

5

500

835

21,5

73

3

835

22,5

72

Пластина-«свидетель»

5

20

1070

18

48

3

1070

16

48

5

500

775

22

71

3

785

21

70

3

Пруток

5

20

1165

14,5

47

3

1185

14

45

Пластина-«свидетель»

5

20

1175

15

44

3

1165

16

46

5

500

855

19

65

3

855

19

65

ВТ18

4

Пруток

5

20

1040

18,5

35

3

1020

18,5

35

5

600

700

23

46

3

690

23,5

52

Пластина-«свидетель»

5

20

1070

18,5

32

3

1070

19

33

5

Пруток

5

20

990

20

47

3

1040

20

46

5

600

650

28

50

3

670

28

52

Пластина-«свидетель»

5

20

1070

17,5

41

3

1060

17

41

5

600

680

29

55

3

660

29

59

ВЖЛ12У

6

Литая

заготовка

5

20

960

8,3

12

3

950

7,2

12,5

ЖС6У

7

Литая

заготовка

5

20

980

6

10

3

970

5,5

11

 

Средние значения времени до разрушения и относительного изменения времени до разрушения представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Средние значения времени до разрушения сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18,ВЖЛ12У, ЖС6У

Сплав

Условный

номер плавки

Вид

полуфабриката

Диаметр образца,

мм

Тисп, °С

σ, МПа

τр, ч

Относительное

изменение времени до разрушения, %

ВТ3-1

1

Пруток

5

450

640

291

100

3

189

65

Пластина-«свидетель»

5

148

100

3

95

65

ВТ9

2

Пруток

5

500

640

109

100

3

88

80

Пластина-«свидетель»

5

119

100

3

94

75

3

Пруток

5

211

100

3

148

70

Пластина-«свидетель»

5

198

100

3

175

89

ВТ18

4

Пруток

5

600

275

106

100

3

81

76

Пластина-«свидетель»

5

112

100

3

76

67

5

Пруток

5

133

100

3

95

71

Пластина-«свидетель»

5

96

100

3

82

85

ВЖЛ12У

6

Литая

заготовка

5

975

196

64

100

3

59

92

ЖС6У

7

Литая

заготовка

5

975

226

54

100

3

38

70

 

Полученные результаты свидетельствуют, что уменьшение диаметра образцов исследуемых жаропрочных титановых и никелевых сплавов с 5 до 3 мм не приводит к снижению прочностных характеристик при комнатной и повышенной температуре при испытаниях на растяжение.

Значения предела прочности (sв), относительного удлинения (d) и относительного сужения (y) образцов диаметрами 3 и 5 мм практически одинаковы (табл. 2).

Испытания на длительную прочность показали значительное снижение времени до разрушения образцов исследуемых жаропрочных титановых и никелевых сплавов при уменьшении диаметра с 5 до 3 мм (табл. 3, рис. 2):

– для сплава ВТ3-1 – пруток и пластина-«свидетель» 35%;

– для сплава ВТ9 – пруток до 30%, пластина-«свидетель» до 25%;

– для сплава ВТ18 – пруток до 29%, пластина-«свидетель» до 33%;

– для сплава ВЖЛ12У – литая заготовка 8%;

– для сплава ЖС6У – литая заготовка 30%.

Снижение времени до разрушения образцов ø3 мм (по сравнению с образцами Æ5 мм) может быть связано с образованием и развитием трещин непосредственно на рабочей поверхности. Эта особенность обусловлена участием окислительной атмосферы в процессе структурной повреждаемости жаропрочных сплавов в условиях ползучести, а также плосконапряженным состоянием поверхности образцов, способствующим развитию процессов высокотемпературной пластической деформации.

Следует отметить, что результаты выполненных испытаний согласуются с данными зарубежных исследователей [14].

 

Рис. 2. Диаграмма относительного изменения времени до разрушения образцов диаметрами 3 (□) и 5 мм (■) сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ВЖЛ12У, ЖС6У

 

Заключения

1. Исследовано влияние размеров образцов на механические свойства при растяжении жаропрочных титановых и никелевых сплавов.

2. В результате выполненных исследований установлено, что жаропрочные титановые сплавы ВТ3-1, ВТ9, ВТ18 и никелевые сплавы ВЖЛ12У, ЖС6У не проявляют чувствительности к уменьшению диаметра образцов с 5 до 3 мм при испытаниях на растяжение как при комнатной, так и при повышенной температуре испытаний.

3. Установлено, что уменьшение диаметра образцов с 5 до 3 мм сопровождается снижением времени до разрушения сплавов ВТ3-1, ВТ9, ВТ18, ЖС6У – до 35%. Менее чувствительным к изменению диаметра образцов с 5 до 3 мм оказался жаропрочный никелевый сплав ВЖЛ12У. Снижение времени до разрушения составило всего 8%.

4. Проведение испытаний на длительную прочность на образцах разного размера может привести к результатам, не удовлетворяющим требованиям технических условий и отраслевых стандартов, поэтому необходима строгая регламентация типа образца при проведении приемо-сдаточных испытаний.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Антипов В.В. Перспективы развития алюминиевых, магниевых и титановых сплавов для изделий авиационно-космической техники // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 186–194. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-186-194.
3. Иноземцев А.А., Башкатов И.Г., Коряковцев А.С. Титановые сплавы в изделиях разработки ОАО «Авиадвигатель» // Современные титановые сплавы и проблемы их развития: сб. М.: ВИАМ, 2010. С. 43–46.
4. Кресанов Ю.С., Качан А.Я., Чигиринский В.В., Бень А.Н. Влияние параметров горячего выдавливания заготовок рабочих лопаток компрессора на качество их изготовления // Вестник двигателестроения. 2009. №2. С. 108–115.
5. Богуслаев В.А., Муравченко Ф.М., Жеманюк П.Д. и др. Технологическое обеспечение эксплуатационных характеристик деталей ГТД. Запорожье: Мотор Сич, 2003. Ч. 1: Лопатки компрессора и вентилятора. 420 с.
6. Кашапов О.С., Павлова Т.В., Ночовная Н.А. Влияние режимов термической обработки на структуру и свойства жаропрочного титанового сплава для лопаток КВД // Авиационные материалы и технологии. 2010. №2. С. 8–14.
7. Каблов Е.Н., Кашапов О.С., Павлова Т.В., Ночовная Н.А. Разработка опытно-промышленной технологии изготовления полуфабрикатов из псевдо-α-титанового сплава ВТ41 // Титан. 2016. №2 (52). С. 33–42.
8. Гейкин В.А. Разработка технологий для новых материалов в двигателестроении // Двигатель. 2017. №3. С. 10–11.
9. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Литейные жаропрочные сплавы нового поколения // 75 лет. Авиационные материалы. М.: ВИАМ, 2007. С. 27–44.
10. Сидоров В.В., Каблов Д.Е., Ригин В.Е. Металлургия литейных жаропрочных сплавов: технология и оборудование / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ, 2016. С. 10–11.
11. Солонина О.П., Глазунов С.Г. Жаропрочные титановые сплавы. М.: Металлургия, 1976. 448 с.
12. Попов А.А., Попова М.А. Изотермические диаграммы выделения силицидных и алюминидных фаз в жаропрочных титановых сплавах // Металловедение и термическая обработка металлов. 2016. №11 (737). С. 23–28.
13. Особенности эксплуатации литейных жаропрочных никелевых сплавов и предъявляемые к ним требования // Литые лопатки газотурбинных двигателей: сплавы, технологии, покрытия / под общ. ред. Е.Н. Каблова. 2-е изд. М.: Наука, 2006. С. 19–34.
14. Duhl D.N. Directionally solidified superalloys // Superalloys II. N.Y.: Wiley-Interscience, 1987. P. 189–214.
15. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
16. Горюнов А.В., Ригин В.Е. Современная технология получения литейных жаропрочных никелевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2014. №2. С. 3–7. DOI: 18577/2071-9140-2014-0-2-3-7.
17. Соловьев А.Е., Голынец С.А., Хвацкий К.К., Асланян И.Р. Проведение статических испытаний при растяжении на машинах фирмы Zwick/Roell // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №8. Ст. 12. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 27.02.2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-8-12-12.
18. Луценко А.Н., Славин А.В., Ерасов В.С., Хвацкий К.К. Прочностные испытания и исследования авиационных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 527–546. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-527-546.
1. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
2. Antipov V.V. Perspektivy razvitiya alyuminievyh, magnievyh i titanovyh splavov dlya izdelij aviacionno-kosmicheskoj tehniki [Prospects for development of aluminium, magnesium and titanium alloys for aerospace engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 186–194. DOI: 10.18577/2107-9140-2017-0-S-186-194.
3. Inozemcev A.A., Bashkatov I.G., Koryakovcev A.S. Titanovye splavy v izdeliyah razrabotki OAO «Aviadvigatel» [Titanium alloys in products of development of JSC «Aviadvigatel»] // Sovremennye titanovye splavy i problemy ih razvitiya: sb. M.: VIAM, 2010. S. 43–46.
4. Kresanov Yu.S., Kachan A.Ya., Chigirinskij V.V., Ben A.N. Vliyanie parametrov goryachego vydavlivaniya zagotovok rabochih lopatok kompressora na kachestvo ih izgotovleniya [Influence of parameters of hot extrusion of preparations of working compressor blades on quality of their manufacturing] // Vestnik dvigatelestroeniya. 2009. №2. S. 108–115.
5. Boguslaev V.A., Muravchenko F.M., Zhemanyuk P.D. i dr. Tehnologicheskoe obespechenie ekspluatacionnyh harakteristik detalej GTD [Technological support of utilization properties of details of GTE]. Zaporozhe: Motor Sich, 2003. Ch. 1: Lopatki kompressora i ventilyatora. 420 s.
6. Kashapov O.S., Pavlova T.V., Nochovnaya N.A. Vliyanie rezhimov termicheskoj obrabotki na strukturu i svojstva zharoprochnogo titanovogo splava dlya lopatok KVD [Influence of modes of thermal processing on structure and property of heat resisting titanium alloy for KVD blades] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2010. №2. S. 8–14.
7. Kablov E.N., Kashapov O.S., Pavlova T.V., Nochovnaya N.A. Razrabotka opytno-promyshlennoj tehnologii izgotovleniya polufabrikatov iz psevdo-α-titanovogo splava VT41 [Development of trial manufacturing techniques of semi-finished products from псевдо-α-титанового alloy ВТ41] // Titan. 2016. №2 (52). S. 33–42.
8. Gejkin V.A. Razrabotka tehnologij dlya novyh materialov v dvigatelestroenii [Development of technologies for new materials in engine building] // Dvigatel. 2017. №3. S. 10–11.
9. Kablov E.N., Petrushin N.V., Svetlov I.L., Demonis I.M. Litejnye zharoprochnye splavy novogo pokoleniya [Foundry hot strength alloys of new generation] // 75 let. Aviacionnye materialy. M.: VIAM, 2007. S. 27–44.
10. Sidorov V.V., Kablov D.E., Rigin V.E. Metallurgiya litejnyh zharoprochnyh splavov: tehnologiya i oborudovanie / pod obshh. red. E.N. Kablova [Metallurgy of foundry hot strength alloys: technology and equipment / gen. ed. by E.N. Kablov]. M.: VIAM, 2016. S. 10–11.
11. Solonina O.P., Glazunov S.G. Zharoprochnye titanovye splavy [Heat resisting titanium alloys]. M.: Metallurgiya, 1976. 448 s.
12. Popov A.A., Popova M.A. Izotermicheskie diagrammy vydeleniya silicidnyh i alyuminidnyh faz v zharoprochnyh titanovyh splavah [Isothermal charts of allocation of silicide and aluminide phases in heat resisting titanium alloys] // Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov. 2016. №11 (737). S. 23–28.
13. Osobennosti ekspluatacii litejnyh zharoprochnyh nikelevyh splavov i predyavlyaemye k nim trebovaniya // Litye lopatki gazoturbinnyh dvigatelej: splavy, tehnologii, pokrytiya / pod obshh. red. E.N. Kablova. 2-e izd. [Features of operation of cast heat resisting nickel alloys and demands made to them / gen. ed. by E.N. Kablov. 2nd ed.]. M.: Nauka, 2006. S. 19–34.
14. Duhl D.N. Directionally solidified superalloys // Superalloys II. N.Y.: Wiley-Interscience, 1987. P. 189–214.
15. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
16. Goryunov A.V., Rigin V.E. Sovremennaya tehnologiya polucheniya litejnyh zharoprochnyh nikelevyh splavov [The modern technology of cast nickel base superalloys production] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №2. S. 3–7.
17. Solovyev A.E., Golynets S.A., Khvatsky K.K., Aslanyan I.R. Provedenie staticheskih ispytanij pri rastyazhenii na mashinah firmy Zwick/Roell [Performing of static tensile tests on Zwick/Roell machines] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №8. St. 12. Available at: http://viam-works.ru (accessed: February 27, 2018). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-8-12-12.
18. Lutsenko A.N., Slavin A.V., Erasov V.S., Khvackij K.K. Prochnostnye ispytaniya i issledovaniya aviacionnyh materialov [Strength tests and researches of aviation materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 527–546. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-527-546.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.