Статьи
Приведены результаты исследований штамповки из интерметаллидного титанового сплава марки ВТИ-4. С целью уточнения положения сплава на диаграмме состояния Ti–Al–Nb предложено выполнять расчет вклада β-стабилизирующих элементов относительно ниобия (Nb). Изучено изменение микроструктуры материала в зависимости от закалки с температур, соответствующих различным фазовым областям. Исследована зависимость твердости материала от структурно-фазового состояния. Установлено, что понижение температуры закалки приводит к росту значений твердости, что обусловлено выделением упорядоченной О-фазы и уменьшением объемного содержания пластичной β-фазы.
Введение
Деформируемые сплавы на основе орторомбического алюминида титана Ti2AlNb, также известные как орто-сплавы, благодаря высоким удельным прочностным характеристикам, жаропрочности и жаростойкости являются в настоящее время наиболее перспективным классом материалов для изготовления деталей современных авиационных двигателей, максимальная рабочая температура которых находится в диапазоне от 600 до 700°С [1–4]. В первую очередь данные материалы предназначены для замены жаропрочных сплавов на основе никеля, обладающих значительно большей плотностью (до 8,3 г/см3). Снижение массы деталей благодаря использованию интерметаллидных титановых орто-сплавов позволит повысить мощность, экономичность и ресурс эксплуатации двигателей.
Деформируемые интерметаллидные титановые сплавы марок ВИТ1 и ВТИ-4, созданные специалистами ФГУП «ВИАМ» [5, 6], находят применение в двигателях современной разработки; активно ведется доработка промышленных технологий производства из них различных деталей и узлов [7–9]. Однако проблема обеспечения гарантированного уровня пластичности при изготовлении крупногабаритных полуфабрикатов на промышленном оборудовании сохраняется ввиду отсутствия на предприятиях изотермических условий деформации.
Микроструктура деформируемых орто-сплавов характеризуется тремя фазами: О (Ti2AlNb), α2 (Ti3Al) и β/B2. Упорядоченные интерметаллидные фазы О и α2 обладают крайненизкой пластичностью; β-фаза, присутствие которой обусловлено высоким содержанием β-стабилизаторов (в первую очередь Nb), выступает в роли пластичной матрицы. Микроструктура орто-сплавов может варьироваться в широком диапазоне в зависимости от способов деформационной и термической обработки. Для работы при высоких температурах важно сформировать термически стабильную однородную структуру: равноосную, пластинчатую или бимодальную [2]. Уровень механических характеристик титановых орто-сплавов напрямую зависит от морфологии структуры [2, 10]. Изменяя температурно-временны́е параметры термической обработки, можно управлять уровнем пластичности, прочности и жаропрочности.
В работе изучено влияние закалки с температур, соответствующих существованию различных фазовых областей, на структурно-фазовое состояние и твердость штамповки из сплава ВТИ-4. Работа выполнена в рамках реализациикомплексного научного направления 7.1. «Интерметаллидные сплавы на основе титана» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [11–13].
Материалы и методы
Исследования проводили на деформированной заготовке (штамповке) диаметром 250 мм и толщиной 45 мм из интерметаллидного титанового сплава марки ВТИ-4 (рис. 1). Химический состав сплава приведен в табл. 1. Слиток, предназначенный для деформационной обработки, был изготовлен трехкратным вакуумно-дуговым переплавом с расходуемым электродом. Деформированная заготовка была получена всесторонними перековами слитка с постепенным понижением температуры деформации, осадкой и штамповкой в изотермических условиях.
Рис. 1. Внешний вид штамповки из сплава ВТИ-4
Таблица 1
Химический состав штамповки из сплава ВТИ-4
Содержание элементов, % (по массе)/% (атомн.) |
||||||||
Легирующие элементы |
Примеси |
|||||||
Ti |
Al |
Nb |
Zr |
V |
Mo |
Si |
O |
Fe |
Основа |
11,00/22,00 |
39,50/23,00 |
1,28/0,76 |
1,00/1,10 |
0,74/0,42 |
0,11/0,21 |
0,04/0,14 |
0,01/0,01 |
После деформационной обработки из штамповки вырезаны образцы размером 20×15×15 мм, которые подвергали закалке в диапазоне температур от 900 до 1100°С с разной длительностью выдержки и скоростью охлаждения.
Структуру образцов исследовали методом оптической микроскопии с использованием инвертированного металлографического микроскопа Olympus GX51 и программного комплекса для анализа изображений SIAMS-700. Подготовку шлифов осуществляли по стандартным методикам.
Измерение твердости образцов по Роквеллу проводили на универсальном твердомере Qness Q150R с использованием нагрузки 1500 Н. Значения твердости определяли по 5 отпечаткам.
Результаты и обсуждение
Эксплуатационные характеристики деталей из титановых и интерметаллидных титановых сплавов зависят от технологии деформационной обработки, которая влияет на равномерность проработки материала, формирует вид макроструктуры и фактически предопределяет характер структурно-фазового состояния полуфабриката. Так, измельчение крупнозернистой литой или деформированной структуры возможно только в процессе горячей обработки материала давлением путем всесторонней ковки в различных фазовых областях, промежуточных подогревов при температурах, обеспечивающих прохождение рекристаллизации, а также благодаря использованию фигурных и рифленых бойков [14, 15]. Однако структура материала, формирующаяся в процессе лишь одной деформационной обработки, является нестабильной и, как правило, не обеспечивает требуемый уровень механических характеристик. Поэтому рациональный выбор режима термической обработки – не менее важный этап при проведении исследований, поскольку он обеспечивает формирование определенной морфологии и параметров микроструктуры в полуфабрикате, что в конечном счете определяет комплекс служебных характеристик детали.
Следует отметить, что деформируемые интерметаллидные титановые орто-сплавы являются структурно-чувствительным классом материалов, поэтому, варьируя параметры термической обработки, посредством порой даже незначительного изменения морфологии микроструктуры, можно управлять уровнем пластичности и жаропрочности, а также рядом других характеристик материала [16, 17]. Таким образом, и в настоящее время проблема выбора термической обработки для конкретного вида полуфабриката из сплава заданного химического состава не теряет своей актуальности.
Упрочняющая термическая обработка интерметаллидных титановых орто-сплавов, как правило, является двухступенчатой и состоит из закалки и старения. Поскольку вторая ступень термообработки достаточно продолжительна, то на первом этапе данной работы стояла задача провести «экспресс-оценку», проанализировав влияние первой ступени (закалки) с различных температур, длительности выдержки и скорости охлаждения на структуру и твердость, что не требует проведения трудоемких операций по изготовлению образцов и привлечению разрывных испытательных машин.
Для выбора температур закалки образцов из сплава ВТИ-4, соответствующих диапазонам существования различных фазовых областей, проанализирована диаграмма состояния Ti–Al–Nb. Усредненный химический состав исследуемой штамповки из сплава ВТИ-4 приведен в табл. 1.
С целью уточнения положения на диаграмме состояния исследуемого сплава, легированного не только алюминием (Al) и ниобием (Nb), но и другими элементами, выступающими в роли α- и β-стабилизаторов и влияющими на границы существования фазовых областей, использовали традиционные для титановых сплавов эквиваленты [Al]eq и [Mo]eq. Эквивалент α-стабилизаторов и нейтральных упрочнителей, введенный Розенбергом [18], описывается следующим соотношением, % (по массе):
[Al]eq=%Al+%Sn/3+%Zr/6+10%O. (1)
Уровень легирования элементами, стабилизирующими b-фазу, для титановых сплавов рассчитывается через эквивалент по молибдену [19, 20]:
[Mo]eq=%Mo+%Nb/3,3+%Ta/4+%W/2+%V/1,4+%Cr/0,6+%Mn/0,6+
+%Fe/0,4++%Co/0,9+%Ni/0,8. (2)
Данный эквивалент вычисляется из значений критических концентраций, свыше которых фиксируется β-фаза: 15V; 36Nb; 45Ta; 6,5 Cr; 11 Mo; 22W; 6,5 Mn; 4,5 Fe; 9,5 Co; 8,5 Ni (% (по массе)). Поскольку при работе с интерметаллидными титановыми орто-сплавами основной вклад в стабилизацию β-фазы вносит именно ниобий, то для косвенной оценки влияния других легирующих элементов расчет для исследуемого сплава выполнен относительно Nb, исходя из установленных значений критических концентраций:
%Nb+%Mo/0,31+%Ta/1,25+%W/0,61+%V/0,42+%Cr/0,18+
+%Mn/0,18+%Fe/0,13+%Co/0,26+%Ni/0,24. (3)
Эквиваленты [Al]eq и рассчитанные по формулам (1) и (3), представлены в табл. 2.
Таблица 2
Эквиваленты α-стабилизаторов и нейтральных упрочнителей [Al]eq
и β-стабилизаторов рассчитанные относительно ниобия
Содержание элементов, % (по массе)/% (атомн.) |
|
[Al]eq |
|
11,60/23,50 |
44,35/26,10 |
Ввиду отсутствия в научно-технической литературе квазибинарного разреза равновесной диаграммы состояния Ti–Al–Nb для содержания алюминия 23,5% (атомн.), анализ диапазонов существования фазовых областей сплава ВТИ-4 проводили по политермическому разрез Ti–23Al–Nb (% (атомн.)), который представлен на рис. 2.
Рис. 2. Политермический разрез Ti–23Al–Nb (% (атомн.)) системы Ti–Al–Nb
Для оценки влияния закалки, осуществляемой из разных фазовых областей, на изменение структурного состояния и твердости материала выбраны несколько режимов, представленных в табл. 3.
Таблица 3
Параметры закалки образцов из сплава ВТИ-4
Температура нагрева, °С |
Время выдержки, мин |
Среда охлаждения |
1100 |
20 |
Вода |
1050 |
||
1000 |
||
950 |
||
900 |
||
1100 |
20 |
Воздух |
1050 |
||
1000 |
||
950 |
||
900 |
||
1100 |
60 |
Воздух |
1050 |
||
1000 |
||
950 |
||
900 |
Микроструктура штамповки из сплава ВТИ-4 в исходном деформированном состоянии представлена частицами О-фазы в виде отдельных глобулей и их конгломерата, которые расположены в матрице (β+О) (рис. 3). Наблюдаются также мелкодисперсные частицы α2-фазы, равномерно распределенные по сечению.
Рис. 3. Микроструктура (а – ×500; б – ×1500) штамповки из сплава ВТИ-4 в исходном деформированном состоянии
При закалке с температур 1100 и 1050°С микроструктура сплава ВТИ-4 представлена дисперсными выделениями вторичной α2-фазы в теле и по границам зерен первичной β-фазы (рис. 4). Следует отметить, что наличие при температуре 1100°С α2-фазы не соответствует фазовой области на диаграмме состояния (рис. 2). Для уточнения полученных результатов необходимо дополнительное проведение дифференциального термического анализа с целью точного определения температур фазовых превращений. При температуре 1050°С количество α2-фазы возрастает, что обусловлено положением сплава ВТИ-4 на диаграмме состояния (рис. 2) и подтверждается правилом отрезков. Скорость охлаждения и длительность выдержки влияют на количество α2-фазы незначительно. Только при закалке с 1050°С в воде фиксируется большее ее количество.
При закалке с температуры 1000°С, которая находится вблизи границы перехода из двухфазной (β+α2)-области в трехфазную (β+α2+О)-область, при охлаждении в воде в структуре фиксируются дисперсные выделения вторичной α2-фазы в теле и по границам зерен первичной β-фазы. Охлаждение на воздухе способствует прохождению диффузионных процессов и приводит к увеличению объемной доли и размера дисперсных выделений α2-фазы внутри первичной β-фазы. Увеличение времени выдержки при заданной температуре приводит к частичному растворению α2-фазы и выделению из них О-частиц.
Закалка с 950°С формирует структуру, представленную глобулярными частицами О- и α2-фазы в β-матрице, размер которых при уменьшении скорости охлаждения увеличивается. Повышение длительности выдержки также приводит к укрупнению О-частиц.
При понижении температуры закалки до 900°С размер и объемная доля глобулей О-фазы возрастает. Уменьшение скорости охлаждения приводит к формированию частиц О-фазы, которые принимают вид вытянутых скругленных пластин с различной ориентировкой. Количество мелкодисперсных частиц α2-фазы при понижении температуры закалки с 950 до 900°С практически не изменяется.
После проведения закалок по режимам, приведенным в табл. 3, на образцах измерена твердость по Роквеллу HRC. Результаты измерений представлены на рис. 5. Твердость материала в исходном деформированном состоянии находится на уровне 41,82 HRC.
Рис. 4. Микроструктура (ОМ) штамповки из сплава ВТИ-4 после закалки по различным режимам
Рис. 5. Твердость HRC образцов штамповки из сплава ВТИ-4 в зависимости от температуры нагрева, времени выдержки и условий охлаждения: выдержка в течение 20 мин, охлаждение в воде (♦) и на воздухе (■); выдержка в течение 60 мин, охлаждение на воздухе (Δ)
Анализ полученных результатов показал, что максимальное значение твердости соответствует исходному деформированному состоянию, что объясняется высоким уровнем деформационного наклепа. Однако в данном состоянии структура материала является нестабильной. Проведение термической обработки приводит к снижению уровня остаточных напряжений и обеспечивает уменьшение значений твердости. Минимальные значения твердости (HRС=33,46–34,85) получены в температурном интервале нагрева 1050–1100°С, которые соответствуют двухфазной (β+α2)-области, причем повышение содержания α2-фазы приводит к росту уровня твердости. Снижение температуры нагрева ≤1000°С приводит к росту значений твердости, что обусловлено присутствием при данных температурах в структуре материала упорядоченной О-фазы и уменьшением объемного содержания пластичной β-фазы. Изменение длительности выдержки и скорости охлаждения при данных температурах на значения твердости существенно не влияют.
Таким образом, установлено, что при проведении первой ступени термической обработки интерметаллидного титанового орто-сплава ВТИ-4 нагрев под закалку целесообразно осуществлять в диапазоне температур от 900 до 1000°С, поскольку формирующееся структурно-фазовое состояние материала обеспечивает достижение наибольших значений твердости, что положительно скажется и на прочностных характеристиках. Обладая информацией о структуре материала после закалки, можно спрогнозировать, какой вид она примет после проведения второй ступени термической обработки – старения (пластинчатая или бимодальная), и таким образом управлять комплексом механических характеристик.
Заключения
1. Для косвенной оценки общего вклада элементов, стабилизирующих β-фазу, предложено выполнять расчет относительно ниобия (Nb), исходя из установленных ранее значений их критических концентраций:
%Nb+%Mo/0,31+%Ta/1,25+%W/0,61+%V/0,42+%Cr/0,18+
+%Mn/0,18+%Fe/0,13+%Co/0,26+%Ni/0,24.
2. Исследовано влияние температуры, времени выдержки и скорости охлаждения при проведении закалки на структуру образцов из сплава ВТИ-4. Установлено, что закалка с температур 1100 и 1050°С формирует микроструктуру, представленную дисперсными выделениями вторичной α2-фазы в теле и по границам зерен первичной β-фазы. При закалке с температур от 1000 до 900°С в сплаве фиксируется трехфазное состояние, представленное зернами первичной β-фазы, мелкодисперсными частицами α2-фазы и глобулями О-фазы. С понижением температуры и скорости охлаждения объемная доля глобулей О-фазы возрастает, они принимают вид вытянутых скругленных пластин с различной ориентировкой.
3. Изучено влияние параметров закалки и характера микроструктуры на твердость штамповки из сплава ВТИ-4. Минимальные значения твердости характерны для микроструктуры, представленной фазами β и α2. Нагрев под закалку в диапазоне температур от 900 до 1000°С приводит к росту значений твердости, что обусловлено формированием в структуре материала упорядоченной О-фазы и уменьшением объемного содержания пластичной β-фазы.
4. Установлено, что закалку интерметаллидного титанового орто-сплава ВТИ-4 целесообразно осуществлять при температурах от 900 до 1000°С, поскольку структурно-фазовое состояние материала, формирующееся в данном температурном диапазоне, обеспечивает достижение наибольших значений твердости. Дополнительное проведение старения обеспечит формирование бимодальной структуры с различным объемным содержанием глобулей.
2. Titanium and Titanium Alloys: Fundamental Applications / ed. by С. Leyens, M. Peters. Wiley-VCH Verlag GmbH&Co. KGaA, Weinheim, 2003. 513 p.
3. Development of Ti2AlNb Alloys: Opportunities and Challenges // Advanced Materials and Processes. 2014. P. 23–27.
4. Антипов В.В. Перспективы развития алюминиевых, магниевых и титановых сплавов для изделий авиационно-космической техники // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 186–194. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-186-194.
5. Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него: пат. 2210612 Рос. Федерация. №2001125968/02; заявл. 24.09.01; опубл. 20.08.03.
6. Интерметаллидный сплав на основе титана: пат. 2405849 Рос. Федерация. №2009139791/02; заявл. 28.10.09; опубл. 10.12.10.
7. Родин Е.В., Быков Ю.Г., Кярамян К.А. Применение новых материалов в конструкции КВД перспективного двигателя // Перспективные направления развития авиадвигателестроения: сб. докл. науч.-технич. конф. «Климовские чтения–2016». СПб.: Скифия-принт, 2016. С. 301–308.
8. Уникальные материалы и технологии для новой техники // Вертикаль. 2017. №2. С. 18–23.
9. «Салют» продолжает работы по внедрению в производство новейших интерметаллидных сплавов // Вертикаль. 2017. №5. С. 10–11.
10. Ночовная Н.А., Иванов В.И., Алексеев Е.Б., Кочетков А.С. Пути оптимизации эксплуатационных свойств сплавов на основе интерметаллидов титана // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 196–206.
11. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
12. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
13. Каблов Е.Н. Без новых материалов – нет будущего // Металлург. 2013. №12. С. 4–8.
14. Способ изготовления поковок: а. с. 1499801 СССР, №4071937/27; заявл. 25.05.86; опубл. 10.06.99.
15. Способ изготовления поковок из титановых сплавов: а. с. 1476715 СССР. №4279766/27; заявл. 07.07.87; опубл. 10.06.99.
16. Germann L., Banerjee D., Guedou J.Y., Strudel J.-L. Microstructure – Property Relationships in Newly Developed Multiphase Ti2AlNb-Based Titanium Aluminides // Titanium’2003: Science and Technology: Proc.10th World Conf. on Titanium. Hamburg, 2003. P. 2137–2144.
17. Boehlert C.J., Majumdar B.S., Seetharaman V., Miracle D.B. Part I. The microstructural evolution in Ti-Al-Nb O + Bcc orthorhombic alloys // Metallurgical and Materials Transactions A: Physical Metallurgy and Material Science. 1999. Vol. 30 (9). P. 2305–2323.
18. Rosenberg H.W. Titanium Alloying in Theory and Practice // The Science, Technology and Application of Titanium: Proceedings of an International Conference. Pergamon Press, Oxford, 1970. P. 851–860.
19. Колачев Б.А., Елагин В.И., Ливанов В.А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. 4-е изд. М.: МИСиС, 2005. 432 с.
20. Колачев Б.А., Полькин И.С., Талалаев В.Д. Титановые сплавы разных стран. М.: ВИЛС, 2000. 316 с.
2. Titanium and Titanium Alloys: Fundamental Applications / ed. by С. Leyens, M. Peters. Wiley-VCH Verlag GmbH&Co. KGaA, Weinheim, 2003. 513 p.
3. Development of Ti2AlNb Alloys: Opportunities and Challenges // Advanced Materials and Processes. 2014. P. 23–27.
4. Antipov V.V. Perspektivy razvitiya alyuminievyh, magnievyh i titanovyh splavov dlya izdelij aviacionno-kosmicheskoj tehniki [Prospects for development of aluminium, magnesium and titanium alloys for aerospace engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2017. №S. S. 186–194. DOI: 10.18577/2107-9140-2017-0-S-186-194.
5. Splav na osnove titana i izdelie, vypolnennoe iz nego: pat. 2210612 Ros. Federaciya. №2001125968/02 [Titanium-based alloy and the product which has been executed of it: pat. 2210612 Rus. Federation. No. 2001125968/02]; zayavl. 24.09.01; opubl. 20.08.03.
6. Intermetallidnyj splav na osnove titana: pat. 2405849 Ros. Federaciya. №2009139791/02 [Intermetallidny titanium-based alloy: pat. 2405849 Rus. Federation. No. 2009139791/02]; zayavl. 28.10.09; opubl. 10.12.10.
7. Rodin E.V., Bykov Yu.G., Kyaramyan K.A. Primenenie novyh materialov v konstrukcii KVD perspektivnogo dvigatelya [Application of new materials in design of high-pressure compressor of the perspective engine] // Perspektivnye napravleniya razvitiya aviadvigatelestroeniya: sb. dokl. nauch.-tehnich. konf. «Klimovskie chteniya–2016». SPb.: Skifiya-print, 2016. S. 301–308.
8. Unikalnye materialy i tehnologii dlya novoj tehniki [Unique materials and technologies for new equipment] // Vertikal. 2017. №2. S. 18–23.
9. «Salyut» prodolzhaet raboty po vnedreniyu v proizvodstvo novejshih intermetallidnyh splavov // Vertikal. 2017. №5. S. 10–11.
10. Nochovnaya N.A., Ivanov V.I., Alekseev E.B., Kochetkov A.S. Puti optimizacii ekspluatacionnyh svojstv splavov na osnove intermetallidov titana [Ways of optimization of operational properties of alloys on the basis of titanium intermetallic compound] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 196–206.
11. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
12. Antipov V.V. Strategiya razvitiya titanovyh, magnievyh, berillievyh i alyuminievyh splavov [Strategy of development of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
13. Kablov E.N. Bez novyh materialov – net budushhego [Without new materials – there is no future] // Metallurg. 2013. №12. S. 4–8.
14. Sposob izgotovleniya pokovok: a. s. 1499801 SSSR, №4071937/27 [Way of manufacturing of forgings: copyright certificate 1499801 USSR, No. 4071937/27]; zayavl. 25.05.86; opubl. 10.06.99.
15. Sposob izgotovleniya pokovok iz titanovyh splavov: a. s. 1476715 SSSR. №4279766/27 [Way of manufacturing of forgings from titanium alloys: copyright certificate 1476715 USSR. No. 4279766/27]; zayavl. 07.07.87; opubl. 10.06.99.
16. Germann L., Banerjee D., Guedou J.Y., Strudel J.-L. Microstructure – Property Relationships in Newly Developed Multiphase Ti2AlNb-Based Titanium Aluminides // Titanium’2003: Science and Technology: Proc.10th World Conf. on Titanium. Hamburg, 2003. P. 2137–2144.
17. Boehlert C.J., Majumdar B.S., Seetharaman V., Miracle D.B. Part I. The microstructural evolution in Ti-Al-Nb O + Bcc orthorhombic alloys // Metallurgical and Materials Transactions A: Physical Metallurgy and Material Science. 1999. Vol. 30 (9). P. 2305–2323.
18. Rosenberg H.W. Titanium Alloying in Theory and Practice // The Science, Technology and Application of Titanium: Proceedings of an International Conference. Pergamon Press, Oxford, 1970. P. 851–860.
19. Kolachev B.A., Elagin V.I., Livanov V.A. Metallovedenie i termicheskaya obrabotka cvetnyh metallov i splavov. 4-e izd. [Metallurgical science and thermal processing of non-ferrous metals and alloys. 4th ed.]. M.: MISiS, 2005. 432 s.
20. Kolachev B.A., Polkin I.S., Talalaev V.D. Titanovye splavy raznyh stran [Titanium alloys of the different countries]. M.: VILS, 2000. 316 s.