СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ЛИСТОВ ИЗ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СПЛАВА В-1341 СИСТЕМЫ Al–Mg–Si

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-12-3-3
УДК 669.017.165
Г. Г. Клочков, В. В. Овчинников, Ю. Ю. Клочкова, В. А. Романенко
СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ЛИСТОВ ИЗ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СПЛАВА В-1341 СИСТЕМЫ Al–Mg–Si

В работе решена задача по разработке промышленной технологии рулонной прокатки тонких листов из сплава В-1341 системы Al–Mg–Si и выбрана температура горячей прокатки, исследовано влияние режимов термической обработки на структуру и механические свойства листов. Представлены результаты комплексных исследований промышленных листов толщиной 1,5 мм из сплава В-1341, легированного кальцием. Исследована анизотропия механических свойств листов в различных состояниях поставки, проведены структурно-фазовые исследования, оценена кристаллографическая текстура и комплекс технологических характеристик при холодном формообразовании. Проведено сравнение со сплавами группы АМг, в том числе по технологическому маршруту изготовления детали

Ключевые слова: сплав В-1341, Al–Mg–Si, кальций, прокатка, листы, термическая обработка, структура, механические свойства, коррозионная стойкость, технологичность, свариваемость,V-1341 alloy, Al–Mg–Si, calcium, rolling, sheets, heat treatment, structure, mechanical properties, corrosion resistance, workability, weldability.

Введение

Постоянно растущий интерес к применению алюминиевых сплавов в транспортном машиностроении и расширение областей их применения в авиационных конструкциях связаны с комплексом ценных свойств этих сплавов, среди которых следует отметить прочностные характеристики в сочетании с малой плотностью и высокой коррозионной стойкостью, хорошую технологичность в процессе литья, деформации, формообразования и механической обработки. Возможность соединения алюминиевых деталей с помощью сварки, пайки, склеивания, клепки и других механических способов, способность к нанесению защитных и декоративных покрытий сделали алюминиевые сплавы основным материалом в различных конструкциях.

С развитием машиностроения и авиационно-космической техники к алюминиевым сплавам предъявляются все более жесткие требования:

– высокая технологичность при изготовлении различных видов полуфабрикатов при металлургическом производстве и деталей из них, что способствует сокращению операционных и температурно-временны́х циклов изготовления изделий, а также сборки узлов конструкции;

– хорошая свариваемость;

– отсутствие в составе дорогостоящих, редкоземельных легирующих элементов и высокотоксичных компонентов, которые попадают в воздушную атмосферу в процессе обработки сплава и при сварке [1–3].

Из алюминиевых сплавов предъявленным требованиям в наибольшей степени удовлетворяют сплавы систем Al–Mg–Si и Al–Mg, по зарубежной классификации это сплавы серий 6ххх и 5ххх соответственно. Эти сплавы при низком или среднем уровне прочности обладают высокой коррозионной стойкостью, хорошей пластичностью в горячем и холодном состоянии, свариваемостью; легко поддаются холодной гибке, штамповке и глубокой вытяжке, цветному анодированию и эмалированию. За рубежом они применяются в автомобилестроении и авиационно-космической технике. В самолетах различных модификаций из сплавов серии 6xxx выполняются сварные панели фюзеляжа, подвесные топливные баки, трубопроводы и другие детали бортовых систем [4, 5].

В России конструкции, изготавливаемые с применением холодной листовой штамповки и сварки, выполняются преимущественно из сплавов системы Al–Mg марок АМг2 и АМг4. Однако эти сплавы обладают относительно низкой прочностью, сварные детали не являются вакуум-плотными при изготовлении из листов толщиной ˂2 мм, склонны к наклепу в процессе деформации и формообразования, формированию деформационных полос при правке растяжением [6].

Анализ зарубежного опыта показывает, что для аналогичных целей успешно применяются листы из сплавов серии 6ххх [7, 8]. В отечественной практике нашли широкое применение всего четыре сплава этой системы – АД31, АД33, АД35 (преимущественно в виде прессованных полуфабрикатов для строительства) и АВ (в виде тонких листов для лонжеронов лопастей вертолетов), тогда как в международном реестре алюминиевых деформируемых сплавов насчитывается около ста марок.

Сплавы системы Al–Mg–Si обладают заметно более высокими прочностными характеристиками по сравнению со сплавами системы Al–Mg, однако для гарантированного применения в промышленности необходимо улучшить их способность к формообразованию при холодной деформации. Одним из существенных факторов, определяющих эту способность, является кристаллографическая текстура. Вопросы штампуемости материала также невозможно рассматривать вне связи с их зеренной структурой. Для получения качественной поверхности штампованных деталей размер зерна в листовом материале не должен превышать величины ~80 мкм [9].

Следует отметить, что в алюминиевых сплавах на параметры структуры существенное влияние оказывают переходные (Fe, Zr, Ti), а также щелочные и щелочно-земельные металлы, например кальций.

В работах многих авторов [10–12] установлено положительное влияние кальция на структуру, механические свойства, технологичность и свариваемость некоторых алюминиевых сплавов. По мнению других авторов, механизм влияния кальция на свойства алюминиевых сплавов определяется системой легирования и является довольно сложным и малоизученным [13, 14]. Но, несмотря на это, в последние годы наблюдается тенденция по введению кальция в качестве легирующего элемента в алюминиевые деформируемые и литейные [15, 16], а также в магниевые сплавы [17–19].

Во ФГУП «ВИАМ» разработан среднепрочный высокотехнологичный коррозионностойкий свариваемый сплав В-1341 системы Al–Mg–Si (типа АВ). Сплав дополнительно легирован модифицирующими добавками кальция, который измельчает зерно и снижает склонность к образованию горячих трещин [20, 21].

В данной статье представлены результаты исследования структуры и свойств листов толщиной 1,5 мм из этого сплава, полученных холодной рулонной прокаткой на одном из ведущих металлургических предприятий России ОАО «КУМЗ» [22].

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 8.1. «Высокопрочные свариваемые алюминиевые и алюминий-литиевые сплавы пониженной плотности с повышенной вязкостью разрушения» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [23].

 

Материалы и методы

Исследования проведены на опытно-промышленных партиях листов толщиной 1,5 мм из сплава В-1341 производства ОАО «КУМЗ».

Микроструктуру исследовали методами оптической микроскопии при помощи микроскопа Neophot 30, оснащенного цифровой камерой фирмы Olympus, и просвечивающей электронной микроскопии на приборе JEM 2100 с приставкой для усиления электронного изображения Erlangshen ES500W Gatan. Степень рекристаллизации определяли на рентгеновском аппарате УРС-60 с максимальной мощностью 60 кВт и силой тока 10 мА.

Кристаллографическая текстура листов изучена по результатам съемки на рентгеновских дифрактометрах ДАРТ УМ и URD6 в Cu Kα-излучении, монохроматизированном от монокристалла графита, с построением прямых полюсных фигур (ППФ) (004).

Исследования механических, технологических и коррозионных характеристик проведены с использованием современного сертифицированного оборудования в соответствии с действующими стандартами и методиками РФ.

 

Результаты и обсуждение

Для выбора температуры горячей прокатки проведены исследования механических свойств слитков сечением 300×1100 мм при повышенных температурах в интервале 300–500°С. Наилучшей пластичностью слитки обладают в интервале температур 390–480°С, в котором значения относительного удлинения и сужения максимальны. Во избежание дополнительных энергозатрат на нагрев заготовок температурный интервал горячей прокатки выбран ближе к нижнему пределу максимальной пластичности. Холодную прокатку рулона листа с толщины 6,0 мм на толщину 1,5 мм проводили без предварительного и промежуточного отжигов.

Как известно, температура нагрева под закалку полуфабрикатов из сплавов типа АВ составляет 520±10°С, также при необходимости допускается нагрев ˃530°С [24]. В качестве нагревательной среды для проведения закалки листов из сплава В-1341 использовали селитровые ванны. Во избежание возникновения внештатных и аварийных ситуаций верхний предел нагрева в селитровых ваннах ограничивают до температур 535–540°С.

Для оценки влияния температуры нагрева под закалку проведено исследование механических свойств листов, закаленных после выдержки при температурах 510–530°С. После закалки образцы подвергали искусственному старению. В листах, закаленных после выдержки при более высокой температуре, уровень прочностных свойств выше и стабильнее, чем при низкой температуре, при схожем уровне пластичности (рис. 1).

 

Рис. 1. Влияние температуры нагрева под закалку на уровень механических свойств листов из сплава В-1341-Т1

 

На технологичность листов, предназначенных для изготовления деталей методами холодной деформации, и качество поверхности этих деталей существенно влияет размер зерна, который для листов из сплава В-1341 не должен превышать 80 мкм.

Структура листов мелкозернистая, размер зерна не меняется при увеличении выдержки при нагреве под закалку и составляет ~30 мкм (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Микроструктура листов из сплава В-1341-Т1 при нагреве под закалку при температуре 525°С в течение 10 (а) и 30 мин (б)

 

Для улучшения способности к холодному формообразованию необходимо, чтобы в листах не протекали процессы собирательной рекристаллизации и роста зерна, структура должна быть мелкозернистая, прошедшая первичную рекристаллизацию, что подтверждено рентгенограммой (рис. 3).

 

Рис. 3. Рентгенограмма листов из сплава В-1341-Т1

 

Электронно-микроскопическое исследование структуры и фазового состава образцов из листов сплава В-1341 с применением светлопольных методик показало присутствие дисперсоидов округлой формы, которые в ходе распада твердого раствора при старении являются дополнительными местами для гетерогенного зарождения неравновесных фаз.

С помощью темнопольных методик установлен интенсивный распад твердого раствора с образованием Q1'(Al5Cu2Mg8Si6)- и β'(Mg2Si)-фаз (рис. 4). Темнопольные изображения частиц Q1'- и β'-фаз совместно наблюдаются при соблюдении дифракционных условий g=2/3[220] вблизи оси зоны <100>, в этом случае на снимках видны системы характерных для Q1'-фазы стержнеобразных выделений, а также частицы, расположенные «в торец». Разделить изображения Q1'- и β'-фаз представляется довольно сложным, однако можно предположить, что области со сверхдисперсными торцевыми частицами на темнопольных изображениях при g=2/3[220] являются частицами β'-фазы. Кроме того, известно, что гетерогенное зарождение на дислокациях характерно только для Q1'-фазы. Частицы Q1'-фазы также выделяются на высокоугловых границах, образуя зоны, свободные от выделений (ЗСВ).

 

 

Рис. 4. Темнопольное изображение Q1'- и β'-фаз в листах из сплава В-1341-Т1

 

Проведены исследования текстуры и построена функция распределения ориентировок (ФРО) по результатам рентгеновской съемки (рис. 5) срединной части листа после термической обработки, при которой плоскостью съемки являлась плоскость в направлении нормали к плоскости прокатки (плоскость НН).

 

Рис. 5. Функция распределения ориентировок листов из сплава В-1341-Т1

 

Срединные слои исследованного образца характеризуются достаточно слабой текстурой (максимальная ориентационная плотность Р=2,8). Основной текстурный компонент {001}<130> относится к рекристаллизационному типу. Помимо этого, на ФРО видны очень слабые, хаотически распределенные контуры, указывающие на присутствие в материале произвольно ориентированных рекристаллизованных зерен.

Проведенные исследования кинетики искусственного старения при температурах 155–175°С позволили сделать вывод, что максимальный уровень предела прочности и условного предела текучести обеспечивается при бо́льших из исследованных температуре и времени выдержки процесса (рис. 6).

Наилучшей технологической пластичностью листы из сплава В-1341 обладают в свежезакаленном состоянии. При необходимости листы могут поставляться в состоянии Н (без термической обработки), в этом случае закалку проводят на машиностроительном или авиационном заводе и изготавливают детали методами холодной деформации из материала в состоянии наилучшей технологической пластичности – в свежезакаленном. Однако на заводах-изготовителях авиационной и других видов техники не всегда имеется возможность проведения операции закалки. В этом случае листы поставляют в состоянии Т (закалка и естественное старение). При этом высокая технологическая пластичность сохраняется без ограничения срока естественного старения.

Для изучения влияния «вылеживания» на свойства проведено исследование кинетики естественного старения листов. Наиболее интенсивно естественное старение протекает в первые 6 ч после закалки, в этот промежуток времени происходит наибольший прирост значений пределов прочности и текучести. Поэтому изготовление деталей листовой штамповкой с глубокими степенями вытяжки рекомендовано проводить в свежезакаленном состоянии материала. Начиная с 1 сут и вплоть до 8 мес, естественное старение замедляется и практически останавливается, прирост значений по пределам прочности и текучести за этот промежуток времени составляет не более 30 МПа. Исследования минимального радиуса изгиба образцов после естественного старения подтверждают данные, полученные при испытании механических свойств при растяжении. Листы в свежезакаленном состоянии обладают наилучшей технологической пластичностью при радиусе изгиба (0,8–1,2)∙s, где s – толщина листа. После естественного старения в течение 1 мес и 1 года у листов сохраняется удовлетворительная технологическая пластичность при радиусе изгиба (1,3–1,6)∙s. Испытания после трех лет вылеживания листов показали, что уровень технологической пластичности материала не меняется и остается на уровне, установленном ранее.

 

 

Рис. 6. Кинетические кривые искусственного старения листов из сплава В-1341 при
температурах 155 (а), 165 (б) и 175°С (в)

Для оценки возможности проведения операции гибки листов в состоянии полной термической обработки (Т1) определен минимальный радиус изгиба на листах толщиной 1,5 мм после искусственного старения rmin=(1,5–1,8)∙s, что свидетельствует об удовлетворительной технологической пластичности материала.

Известно, что на технологичность листов при изготовлении из них деталей методами холодной деформации, в том числе с глубокими степенями вытяжки, помимо факторов, описанных ранее, большое влияние оказывает анизотропия материала. Для оценки изотропности листов толщиной 1,5 мм проведены испытания механических свойств на образцах, ориентированных под различными углами к направлению оси прокатки. Заготовки испытывали в состоянии Т (закалка и естественное старение) и Т1 (закалка и искусственное старение) (табл. 1).

 

Таблица 1

Механические свойства листов из сплава В-1341-Т (Т1)

в зависимости от направления вырезки образца

Направление

вырезки образца

Предел прочности

σв, МПа

Предел текучести

σ0,2, МПа

Относительное удлинение δ,%

Сплав В-1341-Т

Д

250–255

185–190

28,0–28,5

15 град

255–260

185–190

29,0–30,5

30 град

250–260

180–185

31,0–31,5

45 град

255

180–195

28,5–30,5

60 град

250–255

175–185

28,5–31,0

75 град

250–255

170–180

28,0–30,0

П

255–260

175–180

27,5–28,5

Сплав В-1341-Т1

Д

330–335

305–310

13,5–17,5

15 град

330–340

300–305

13,0–15,0

30 град

335–340

300–310

12,0–15,0

45 град

330–335

305–315

14,0–16,0

60 град

335–340

300–310

13,0–15,0

75 град

335–340

305–310

14,0–15,0

П

330–340

300–305

13,5–17,0

 

В листах как в состоянии Т, так и в состоянии Т1, отсутствует анизотропия механических свойств, поэтому деформация во время холодной листовой штамповки будет распределяться во всех направлениях равномерно.

В результате проведенных исследований разработана нормативная документация на изготовление и поставку листов промышленного производства из сплава В-1341 с гарантированным уровнем свойств (табл. 2).

 

Таблица 2

Гарантированные механические свойства листов из сплава В-1341

Состояние испытываемых образцов

σв, МПа

σ0,2, МПа

δ, %

Т1

≥330

≥260

≥10

Т

≥200

≥150

≥20

 

Для оценки технологичности промышленных листов из сплава В-1341 при холодном формообразовании проведены комплексные исследования и определены коэффициенты штампуемости при гибке (минимальный радиус изгиба rmin), отбортовке (коэффициент отбортовки Kотб), вытяжке (коэффициент вытяжки Kвыт) и выдавке (коэффициент выдавки Kвыд) (табл. 3). Листы обладают повышенной (в сравнении с листами из сплавов группы АМг) технологической пластичностью при холодной листовой штамповке [24], при этом не нагартовываются при деформации, тогда как при изготовлении деталей из сплавов АМг2, АМг4 и АМг6 требуется проводить межоперационные отжиги из-за наклепа материала.

 

Таблица 3

Характеристики штампуемости листов

Сплав,

состояние

Показатель

δ10, %

(не менее)

rmin

Kотб

Kвыт

Kвыд, %

В-1341-Т

20,0

(0,5–1)∙s

1,2–1,25

1,9–1,95

29–35

АМг2-М

18,0

(0,8–1,0)∙s

1,4–1,5

1,85–1,95

17–20

АМг4-М

20,0

(1,0–1,2)∙s

1,4–1,5

1,8–1,9

17–20

АМг6-М

15,0

(1,2–1,5)∙s

1,4–1,5

1,8–1,9

17–20

s – толщина листа, мм.

 

Технологический цикл изготовления листов и деталей из сплава В-1341 значительно короче и менее энергозатратен (не менее чем на 50%), чем для сплава АМг6 (рис. 7). Во-первых, при прокатке листов из сплава В-1341 отсутствует необходимость проведения предварительного и промежуточных отжигов, тогда как сплав АМг6 нагартовывается при прокатке и происходит падение его технологической пластичности, что затрудняет дальнейшую деформацию. Промежуточные отжиги позволяют повысить технологичность листов и продолжить прокатку. Например, для изготовления листов толщиной 1,5 мм из сплава АМг4 необходим один промежуточный отжиг, из сплава АМг6 – два, из сплава В-1341 – отжиги не требуются. Низкая технологичность высоколегированных магналиев сказывается и при изготовлении из них деталей методами холодной листовой штамповки – происходит наклеп и снижается технологическая пластичность, а следовательно, необходимо проводить промежуточные отжиги. Штампованные детали из листов сплава В-1341 можно применять как в естественно состаренном, так и в искусственно состаренном состоянии. При этом операцию искусственного старения возможно совместить с операцией сушки лакокрасочного покрытия (ЛКП) при финишной отделке готовой продукции.

  

 

Рис. 7. Технологические маршруты изготовления деталей из сплавов В-1341 (а) и АМг6 (б)

Сплав В-1341 хорошо сваривается точечной и аргоно-дуговой сваркой. При изготовлении сварных узлов рекомендуется следующая схема процесса: закалка+сварка+искусственное старение. Наиболее сбалансированные свойства сварных соединений при аргоно-дуговой сварке обеспечивает применение присадочной проволоки марок Св-1217 и Св-АМг63 [25].

 

Заключение

Благодаря комплексу свойств, представленных в статье, сплав В-1341 в виде листов толщиной 0,6–3,0 мм нашел применение в конструкции российского самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100) для изготовления трубопроводов, в том числе сварных, и патрубков сложной конфигурации элементов системы кондиционирования воздуха; элементов законцовки и лобовика крыла.

 

Благодарности

Авторы статьи выражают благодарность специалистам: ФГУП «ВИАМ» – Р.И. Гиршу, Е.А. Лукиной, С.В. Сбитневой; ОАО «КУМЗ» – Б.В. Овсянникову и В.И. Попову и ИМЕТ РАН – В.Ф. Шамраю, которые внесли неоценимый вклад в проведенную работу.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №2. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.11.2017).
2. Каблов Е.Н. Алюминиевые сплавы в авиакосмической технике. М.: Наука, 2001. 192 с.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
4. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Ткаченко Е.А., Вахромов Р.О. Алюминиевые деформируемые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 167–182.
5. Фридляндер И.Н., Грушко О.Е., Овчинников В.В. и др. Структура, способность к выдавке и свариваемость листов из сплава типа «Авиаль», легированного кальцием // Создание, исследование и применение алюминиевых сплавов: избранные труды к 100-летию со дня рождения Фридляндера И.Н. М.: Наука. 2013. С. 166–178.
6. Колачев Б.А., Ливанов В.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1981. 414 с.
7. Hirsch J., Laukli H.I. Aluminium in innovative light-weight car design // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 46–53.
8. Aiura T., Sakurai T. Development of Aluminum Alloys and New Forming Technology for Automotive Parts // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 62–67.
9. Клочков Г.Г., Грушко О.Е., Попов В.И., Овчинников В.В., Шамрай В.Ф. Структура, технологические свойства и свариваемость листов из сплава В-1341 системы Al–Mg–Si // Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С. 3–8.
10. Курдюмов А.В., Инкин С.В., Чулков В.С., Шадрин Г.Г. Металлические примеси в алюминиевых сплавах. М.: Металлургия, 1988. 143 с.
11. Грушко О.Е., Иванова Л.А., Инкин С.В. и др. Влияние примесных элементов на технологическую пластичность алюминиево-литиевых сплавов // Технология легких сплавов. 1992. №1. С. 53–56.
12. Грушко О.Е., Шевелева Л.М. Примеси щелочных и щелочно-земельных металлов в алюминиево-литиевом сплаве 1420 // Цветные металлы. 1994. №4. С. 48–52.
13. Park H.-W., Jeong I.-S., Kim Y.-H., Lim S.-G. Effect of Ca addition on microstructure of semi-solid Al–Zn–Mg al alloys during reheating // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 1726–1729.
14. Furu T., Telioui N., Behrens C., Hasenclever J., Schaffer P. Trace elements in aluminium alloys: their origin and impact on processability and product properties // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 282–289.
15. Дриц А.М., Рохлин Л.Л., Добаткина Т.В., Никитина Н.И., Тарытина И.Е. Исследование влияния дополнительного легирования на окисляемость при нагреве сплавов алюминия с магнием // Цветные металлы. 2011. №6. С. 67–71.
16. Стригавкова Е., Вайс В., Михна С. Исследование структуры и жидкотекучести сплава системы Al–Si–Mg с различным содержанием кальция // Металлург. 2012. №9. С. 84–88.
17. Рохлин Л.Л., Добаткина Т.В., Никитина Н.И., Тарытина И.Е. Свойства магниевых сплавов, легированных кальцием // Металлургия машиностроения. 2008. №2. С. 31–35.
18. Рохлин Л.Л. и др. Магниевые сплавы, легированные кальцием // МиТОМ. 2009. №4. С. 14–19.
19. Белов В.Д., Колтыгин А.В., Белов Н.А., Плисецкая И.В. Инновации в области литейных магниевых сплавов // Металлург. 2010. №5. С. 67–70.
20. История авиационного материаловедения. ВИАМ – 80 лет: годы и люди / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ, 2012. 520 с.
21. Клочков Г.Г., Клочкова Ю.Ю., Романенко В.А. Влияние температуры деформации на структуру и свойства прессованных профилей сплава В 1341 системы Al–Mg–Si // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №9. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.11.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-1-1.
22. Скорняков В.И., Антипов В.В., Семовских С.В. Развитие металлургического производства Каменск-Уральского металлургического завода для полуфабрикатов из новых алюминиевых сплавов // Цветные металлы. 2013. №9. С. 30–33.
23. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
24. Колобнев И.Ф. Термическая обработка алюминиевых сплавов. М.: Металлургиздат, 1961. 413 с.
25. Грушко О.Е., Овчинников В.В., Алексеев В.В., Гуреева М.А., Шамрай В.Ф., Клочков Г.Г. Структура, способность к выдавке и свариваемость листов из сплавов системы Al–Mg–Si // МиТОМ. 2007. №7 (625). С. 15–22.
1. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemelnye elementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare earth elements – materials of modern and future high technologies] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №2. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: Novemder 15, 2017).
2. Kablov E.N. Alyuminievye splavy v aviakosmicheskoj tehnike [Aluminum alloys in aerospace equipment]. M.: Nauka, 2001. 192 s.
3. Antipov V.V. Strategiya razvitiya titanovyh, magnievyh, berillievyh i alyuminievyh splavov [Strategy of development of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
4. Antipov V.V., Senatorova O.G., Tkachenko E.A., Vahromov R.O. Alyuminievye deformiruemye splavy [Aluminum deformable alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 167–182.
5. Fridlyander I.N., Grushko O.E., Ovchinnikov V.V. i dr. Struktura, sposobnost k vydavke i svarivaemost' listov iz splava tipa «Avial», legirovannogo kalciem [Structure, push ability and bondability of sheets from alloy of the Avial type alloyed by calcium] // Sozdanie, issledovanie i primenenie alyuminievyh splavov: izbrannye trudy k 100-letiyu so dnya rozhdeniya Fridlyandera I.N. M.: Nauka. 2013. S. 166–178.
6. Kolachev B.A., Livanov V.A., Elagin V.I. Metallovedenie i termicheskaya obrabotka cvetnyh metallov i splavov [Metallurgical science and thermal processing of non-ferrous metals and alloys]. M.: Metallurgiya, 1981. 414 s.
7. Hirsch J., Laukli H.I. Aluminium in innovative light-weight car design // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 46–53.
8. Aiura T., Sakurai T. Development of Aluminum Alloys and New Forming Technology for Automotive Parts // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 62–67.
9. Klochkov G.G., Grushko O.E., Popov V.I., Ovchinnikov V.V., Shamraj V.F. Struktura, tehnologicheskie svojstva i svarivaemost listov iz splava V-1341 sistemy Al–Mg–Si [Structure, technological properties and bondability of sheets from alloy V-1341 of Al–Mg–Si system] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №1. S. 3–8.
10. Kurdyumov A.V., Inkin S.V., Chulkov V.S., Shadrin G.G. Metallicheskie primesi v alyuminievyh splavah [Metal impurities in aluminum alloys]. M.: Metallurgiya, 1988. 143 s.
11. Grushko O.E., Ivanova L.A., Inkin S.V. i dr. Vliyanie primesnyh elementov na tehnologicheskuyu plastichnost' alyuminievo-litievyh splavov [Influence of elements of impurity on technological plasticity of aluminum-lithium alloys] // Tehnologiya legkih splavov. 1992. №1. S. 53–56.
12. Grushko O.E., Sheveleva L.M. Primesi shhelochnyh i shhelochno-zemelnyh metallov v alyuminievo-litievom splave 1420 [Impurity of alkali and alkaline earth metals in aluminum-lithium alloy 1420] // Tsvetnye metally. 1994. №4. S. 48–52.
13. Park H.-W., Jeong I.-S., Kim Y.-H., Lim S.-G. Effect of Ca addition on microstructure of semi-solid Al–Zn–Mg al alloys during reheating // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 1726–1729.
14. Furu T., Telioui N., Behrens C., Hasenclever J., Schaffer P. Trace elements in aluminium alloys: their origin and impact on processability and product properties // Proceedings of the 12 ICAA. 2010. P. 282–289.
15. Dric A.M., Rohlin L.L., Dobatkina T.V., Nikitina N.I., Tarytina I.E. Issledovanie vliyaniya dopolnitelnogo legirovaniya na okislyaemost pri nagreve splavov alyuminiya s magniem [Research of influence of additional alloying on oxidability when heating alloys of aluminum with magnesium] // Tsvetnye metally. 2011. №6. S. 67–71.
16. Strigavkova E., Vajs V., Mihna S. Issledovanie struktury i zhidkotekuchesti splava sistemy Al–Si–Mg s razlichnym soderzhaniem kalciya [Research of structure and fluidity of alloy of Al–Si–Mg system with the different content of calcium] // Metallurg. 2012. №9. S. 84–88.
17. Rohlin L.L., Dobatkina T.V., Nikitina N.I., Tarytina I.E. Svojstva magnievyh splavov, legirovannyh kalciem [Properties of the magnesium alloys alloyed by calcium] // Metallurgiya mashinostroeniya. 2008. №2. S. 31–35.
18. Rohlin L.L. i dr. Magnievye splavy, legirovannye kalciem [The magnesium alloys alloyed by calcium] // MiTOM. 2009. №4. S. 14–19.
19. Belov V.D., Koltygin A.V., Belov N.A., Pliseckaya I.V. Innovacii v oblasti litejnyh magnievyh splavov [Innovations in the field of cast magnesium alloys] // Metallurg. 2010. №5. S. 67–70.
20. Istoriya aviacionnogo materialovedeniya. VIAM – 80 let: gody i lyudi / pod obshh. red. E.N. Kablova [History of aviation materials science. VIAM is 80: years and people / gen. ed. byE.N. Kablov]. M.: VIAM, 2012. 520 s.
21. Klochkov G.G., Klochkova Yu.Yu., Romanenko V.A. Vliyanie temperatury deformacii na strukturu i svojstva pressovannyh profilej splava V-1341 sistemy Al–Mg–Si [Influence of deformation temperature on structure and properties of extruded products of Al–Mg–Si alloy V-1341] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №9. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (data obrashheniya: November 15, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-1-1.
22. Skornyakov V.I., Antipov V.V., Semovskih S.V. Razvitie metallurgicheskogo proizvodstva Kamensk-Uralskogo metallurgicheskogo zavoda dlya polufabrikatov iz novyh alyuminievyh splavov [Development of metallurgical production of Kamensk-Uralsky Metallurgical Works for semi-finished products from new aluminum alloys] // Tsvetnye metally. 2013. №9. S. 30–33.
23. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
24. Kolobnev I.F. Termicheskaya obrabotka alyuminievyh splavov. M.: Metallurgizdat, 1961. 413 s.
25. Grushko O.E., Ovchinnikov V.V., Alekseev V.V., Gureeva M.A., Shamraj V.F., Klochkov G.G. Struktura, sposobnost k vydavke i svarivaemost listov iz splavov sistemy Al–Mg–Si [Structure, pushability and bondability of sheets from Al-Mg-Si system alloys] // MiTOM. 2007. №7 (625). S. 15–22.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.