Статьи
Проведен сравнительный анализ скорости термоокислительной деструкции пленкообразователей различной природы и доказана необходимость использования полиорганосилоксанов для разработки термостойких шпатлевок.
Обоснован выбор неорганических термостойких наполнителей, обеспечивающих минимальные внутренние напряжения в покрытиях шпатлевок с учетом влияния наполнителей на скорость термоокислительной деструкции полиорганосилоксанов. Приведены результаты оценки технологических, физико-механических, реологических и диэлектрических свойств шпатлевок марок КО-0035, КО-0066, КО-0067 и КО-0070, а также их теплостойкости при нагревании в изотермических условиях и в газодинамическом потоке.
Введение
Несмотря на достаточно большой объем информации, касающейся термостойких кремнийорганических покрытий [1–4], обобщающие сведения о свойствах и областях применения термостойких кремнийорганических шпатлевок в научно-технической литературе практически отсутствуют.
Вместе с тем они находят достаточно широкое применение в производстве сверхзвуковых летательных аппаратов для защиты элементов конструкций из стеклопластиков от газоэрозионного износа и могут найти применение в изделиях нового поколения [5, 6]. Цель данной работы – восполнить этот пробел.
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 15. «Наноструктурированные, аморфные материалы и покрытия» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [5].
Материалы и методы
В процессе проведения исследований использованы кремнийорганические смолы марок К-9, КО-08, КО-915, КО-945, К-23-Э(3Н) и неорганические дисперсные наполнители и пигменты промышленного производства, а также стандартные для лакокрасочных материалов и покрытий методы испытаний по ГОСТ.
Величину внутренних напряжений определяли по методике А.Г. Санжаровского [7], реологические свойства – с использованием прибора специальной конструкции (рис. 1), диэлектрические свойства – с помощью стенда специальной конструкции (рис. 2). Устойчивость покрытий к газоэрозионному износу можно оценивать прямыми или косвенными методами. К прямым методам относятся аэродинамические и газодинамические испытания, к косвенным – термомеханические и реологические исследования.
Более доступными и простыми являются газодинамические методы, когда испытания покрытий проводятся на моделях в потоке выхлопных газов газотурбинного двигателя. Схема такого стенда представлена на рис. 3. Регулируя расстояние от сопла, можно обеспечить требуемый режим испытаний, что и было использовано в данной работе.
Рис. 1. Прибор для определения термомеханических и реологических свойств полимеров и покрытий при малых нагрузках:
а – схема прибора; б – конструкция ячейки; 1 – корпус; 2, 3 – механизм подъема стола; 4 – стол; 5 – образец с покрытием; 6 – индентор; 7 – корпус термостата; 8 – нагревательный элемент; 9 – механизм нагружения; 10 – съемный груз; 11 – шток; 12 – электромагнитная катушка; 13 – измерительная головка; 14–16 – регистрирующие устройства; 17 – покрытие; 18 – металлический диск
Рис. 2. Стенд для определения диэлектрических характеристик покрытий на частоте 1010 Гц:
а – схема стенда; б – круглая короткозамыкающая заглушка; 1 – стабилизатор напряжений;
2 – генератор электромагнитного излучения с частотой 1010 Гц; 3 – измерительная волноводная линия; 4 – волновод для перехода прямоугольного сечения волноводной линии в круглое;
5 – узел охлаждения цилиндрического волновода; 6 – муфель; 7 – термопара круглой короткозамыкающей заглушки; 8 – блок регулирования температуры муфеля и заглушки; 9 – согласующее устройство; 10 – измеритель сигналов
Рис. 3. Стенд для газодинамических испытаний покрытий: 1 – входное устройство; 2 – компрессор; 3 – камера сгорания; 4 – турбина; 5 – форсажная камера; 6 – выходное сопло; 7 – модель; а – расстояние от входного сопла до модели
Результаты и обсуждение
Исследование термостойкости пленкообразователей различных классов методом динамического термогравиметрического анализа (ДТГА) показало, что только полиорганосилоксаны могут рассматриваться в качестве пленкообразователей термостойких покрытий для работы при температурах ˃400°С (табл. 1), так как все остальные классы пленкообразователей полностью разрушаются при температуре 900°С.
Однако в процессе термоокислительной деструкции полиорганосилоксанов происходит не только изменение их химического состава, но и весьма существенное изменение объема пленки (рис. 4), что приводит к возникновению еще одной составляющей внутренних напряжений – внутренних напряжений, возникающих в покрытии в процессе усадки пленкообразователя при термоокислительной деструкции. Эта часть суммарных внутренних напряжений может быть снята путем введения в покрытие достаточно большого числа термостойких наполнителей и пигментов.
Таблица 1
Основные параметры* процесса термоокислительной деструкции полимерных
пленкообразователей, определенные с использованием метода ДТГА [2]
Полимер |
Температура, °С |
Еэф, ккал/моль |
∆W900°, % |
||
t0,01 |
t0,1 |
tmax |
|||
КО-08 |
322 |
540 |
324 |
27,4 |
13,6 |
СП-97 |
430 |
534 |
578 |
33,4 |
100 |
К-9 |
430 |
525 |
598 |
26,7 |
42,8 |
ПФСО |
468 |
522 |
504 |
38,8 |
57,4 |
Ф-42Л |
382 |
430 |
456 |
46,4 |
100 |
СКФ-26 |
334 |
425 |
452 |
28,6 |
100 |
К-23-Э(3Н) |
324 |
408 |
538 |
24 |
62 |
СКФ-32 |
300 |
401 |
462 |
22,4 |
100 |
КО-928 |
156 |
392 |
222 |
16,0 |
19,2 |
Ф-32Л |
342 |
386 |
410 |
19,3 |
100 |
КО-915 |
275 |
368 |
400 |
23,3 |
54,8 |
ЭП-571 |
246 |
322 |
332 |
23,7 |
100 |
ВИАМ-Б3 |
100 |
300 |
125 |
6,6 |
100 |
КО-945 |
168 |
288 |
340 |
19,0 |
83,8 |
ХСПЭ |
172 |
278 |
280 |
13,8 |
100 |
ЭП-730 |
216 |
277 |
322 |
13,8 |
100 |
ПСХ-ЛС |
196 |
246 |
264 |
24,6 |
100 |
АС-16 |
150 |
242 |
256 |
13,3 |
100 |
ПЭФ-3А |
184 |
234 |
214 |
11,8 |
100 |
МЧ-025 |
100 |
175 |
228 |
7,7 |
100 |
*t0,01, t0,1 и tmax – температуры, при которых потеря массы составляет 1; 10% и максимальную соответственно; Еэф – энергия активации процесса термоокислительной деструкции; ∆W900° – потери массы при 900°С.
Рис. 4. Уменьшение истинного объема (Vист) смолы К-9 от потери массы (Δm) в процессе изотермического старения при температуре 700°С [8]
Таким образом, суммарные внутренние напряжения σв.о могут быть рассчитаны по уравнению
σв.о=σв.ф+σв.т+σв.т.у,
где σв.ф – внутренние напряжения, возникающие в результате формирования покрытия; σв.т – термические внутренние напряжения; σв.т.у – внутренние напряжения, возникающие в покрытии при усадке пленкообразователя в процессе термоокислительной деструкции.
Следует отметить, что внутренние напряжения не только могут вызвать разрушение покрытия в результате его недостаточной прочности и деформативности [8, с. 114], но и явиться также причиной снижения адгезии покрытий к подложке [9, с. 224]. В силу изложенных причин внутренние напряжения, длительная прочность и удлинение при разрыве являются важными эксплуатационными характеристиками покрытий [8, с. 120].
Использование дисперсных наполнителей для повышения прочности полимерных композиций достаточно подробно рассмотрено в научно-технической литературе. При этом считают, что для хрупких покрытий, какими и являются кремнийорганические покрытия, длительная прочность составляет 0,4–0,5 от кратковременной [8, с. 112].
Однако использование дисперсных неорганических наполнителей в рецептурах термостойких кремнийорганических покрытий требует оценки их влияния на скорость термоокислительной деструкции кремнийорганических пленкообразователей. Поскольку влияние дисперсного наполнителя на скорость термоокислительной деструкции в основном сказывается в зоне поверхности раздела «полимер–наполнитель», определяли величину удельной поверхности наиболее часто используемых пигментов и наполнителей (табл. 2), а в табл. 3 и 4 указаны потери массы полимерных пленкообразователей, которые (потери) зависят не только от природы дисперсного наполнителя, но и от температуры, продолжительности нагрева и объема наполнения.
Таблица 2
Величина удельной поверхности дисперсных термостойких пигментов и наполнителей [2]
Удельная поверхность, м2/г (м2/см3), наполнителя или пигмента |
|||||||||||
слюда |
Cr2O3 |
ZnO |
PbO |
ZrO2 |
TiO2 |
тальк |
красный |
SiO2 |
MgO |
микроасбест |
Al2O3 |
4,7 (13,4) |
1,45 (7,8) |
7,15 (40) |
1 (9,5) |
3,6 (19) |
3,5 (17) |
6,7 (20) |
13,6 (65) |
31,4 (90) |
30,8 (98) |
23,3 (60) |
19,2 (66) |
Таблица 3
Потери массы кремнийорганической смолы К-9 в композициях,
содержащих дисперсные пигменты или наполнители
(из расчета 10 м2 поверхности наполнителя на 1 см3 смолы) [2]
Температура нагрева, °С |
Продолжительность нагрева, ч |
Потери массы, %, смолы с термостойкими дисперсными наполнителями или пигментами |
||||||
без наполнителя (смола) |
ZrO2 |
TiO2 |
ZnO |
Al2O3 |
MgO |
SiO2 |
||
250 |
1 25 1000 |
1,3 3,5 4,3 |
1 2,65 3,6 |
1,05 2,5 3 |
0,65 2 3,5 |
0,4 1,85 3,4 |
0,2 1,5 2,8 |
0,54 2,4 3,1 |
350 |
1 15 100 |
5 5,75 6,05 |
3,2 3,45 4,45 |
4,1 5 5,15 |
3,6 3,8 4,55 |
4,85 5,65 5,95 |
2,75 3 4,55 |
3,45 4,15 4,9 |
700 |
5 мин 15 мин |
22 40 |
20,5 38 |
20 35 |
19,5 37 |
20,5 36,5 |
22 37,5 |
18 29 |
Продолжение
Температура нагрева, °С |
Продолжительность нагрева, ч |
Потери массы, %, смолы с термостойкими дисперсными наполнителями или пигментами |
|||||
тальк |
микроасбест |
молотая слюда |
Cr2O3 |
красный |
PbO |
||
250 |
1 |
1,8 |
1,6 |
1,46 |
1,1 |
2,4 |
1,6 |
|
25 |
3,9 |
4 |
3,25 |
2,45 |
4,7 |
5,9 |
|
1000 |
4,9 |
5,7 |
3,9 |
5 |
6 |
14,3 |
350 |
1 |
2 |
2,9 |
3,7 |
6,05 |
6,75 |
11,9 |
|
15 |
2,65 |
3,95 |
4,3 |
8 |
7,7 |
15,3 |
|
100 |
4,25 |
5,05 |
5,05 |
10,5 |
8 |
19,55 |
700 |
5 мин |
21,5 |
23 |
23,5 |
25 |
22 |
62 |
|
15 мин |
39,5 |
36 |
45 |
46 |
34 |
60 |
Таблица 4
Потери массы кремнийорганической смолы К-23-Э(3Н) в композициях,
содержащих дисперсные пигменты или наполнители
Температура нагрева, °С |
Продолжительность нагрева, ч |
Потери массы, %, смолы с термостойкими дисперсными наполнителями или пигментами |
|||||
без наполнителя (смола) |
TiO2 |
ZnO |
тальк |
молотая слюда |
Cr2O3 |
||
300 |
100 |
8 |
6,2 |
8,8 |
4,5 |
4,5 |
10,5 |
350 |
100 |
8 |
8,1 |
12 |
4,8 |
5,8 |
12 |
400 |
10 |
16 |
18 |
12 |
10,5 |
15,8 |
13,2 |
700 |
5 мин |
32 |
27,5 |
35 |
22 |
27 |
31 |
Согласно теории гетерогенного катализа, дисперсные системы, которые изменяют реакционную способность адсорбированных молекул и не проявляют при этом признаков химического взаимодействия, относятся к катализаторам (положительный катализ) или антикатализаторам (отрицательный катализ).
Как показало изучение электропроводности, значительная часть дисперсных наполнителей и пигментов – например, оксиды железа, ванадия, меди, марганца, свинца, цинка, магния, алюминия; сульфиды вольфрама, молибдена и цинка; алюмосиликаты, а также другие соединения – в настоящее время классифицируются как полупроводники, что объясняется наличием примесей и отклонениями от стехиометрического состава [10].
С.З. Рогинским установлено [11], что если ширина запрещенной зоны достигает нескольких электрон-вольт, то концентрация электронов в полосе проводимости ничтожно мала и образуется диэлектрик, в котором практически отсутствуют электронная проводимость и окраска в видимой части спектра, и наоборот – при ширине запрещенной зоны, равной 1,2–1,4 эВ, достигается электронная проводимость, характерная для полупроводников, и увеличивается интенсивность окраски в видимой части спектра.
Когда на поверхности полупроводника адсорбируется какое-либо органическое соединение, происходит переход электронов и дырок непосредственно на орбитали адсорбированной молекулы, хотя этот переход не реализуется для огромного количества валентно-насыщенных молекул, которые характерны для процесса адсорбции и катализа [11].
Следует отметить, что в работах по гетерогенному катализу не рассматриваются системы «полимер–дисперсный наполнитель», хотя эти системы широко применяются на практике.
Вместе с тем не только определение потери массы полимерных пленкообразователей в процессе нагревания и ИК и ЯГР спектров, но и результаты хроматографического анализа позволяют отнести дисперсные наполнители к катализаторам или антикатализаторам процесса термоокислительной деструкции.
Выявлены и внешние признаки, подтверждающие участие электронов запрещенной зоны в процессе термоокислительной деструкции и группировании активных центров на определенных участках поверхности наполнителя.
Сравнение интенсивности окраски термостойких покрытий, в которые для придания требуемого цвета вводились термостойкие цветные пигменты с шириной запрещенной зоны 1,2–1,4 эВ, до и после нагрева показывает, что после нагрева интенсивность окраски покрытий во всех случаях снижается в большей или меньшей степени, в то время как нагрев того же пигмента в тех же условиях, но вне полимерной матрицы не приводит к заметному изменению интенсивности окраски.
Очень часто в процессе нагрева цветных термостойких покрытий на их поверхности появляются пятна диаметром 2–5 мм, интенсивность окраски которых значительно ниже, чем у остальной поверхности, что, согласно теории «активных
ансамблей», свидетельствует о группировании активных центров на определенных участках поверхности наполнителей и пигментов.
При выборе дисперсных наполнителей необходимо учитывать такой показатель, как критическая объемная концентрация дисперсного наполнителя, которая в значительной степени зависит от величины удельной поверхности наполнителя. С учетом этого показателя наибольший интерес представляют оксиды свинца и хрома и молотая слюда. Однако оксид свинца является катализатором процесса термоокислительной деструкции полиорганосилоксанов (табл. 3), а по сравнению с оксидом хрома только чешуйки молотой слюды обладают армирующим эффектом.
Исследование внутренних напряжений, возникающих в пленках покрытий, содержащих молотую слюду различной дисперсности, показало, что с увеличением размера частиц внутренние напряжения сначала снижаются, а затем возрастают, меняя знак (рис. 5). Это свидетельствует о возможности введения в покрытие молотой слюды с такой дисперсностью, что внутренние напряжения, возникающие в покрытии, будут близки к нулю, а также о влиянии размера частиц молотой слюды на величину внутренних напряжений.
Рис. 5. Зависимость внутренних напряжений (σв.н) в кремнийорганическом покрытии от размера частиц молотой слюды (а)
Таким образом, термостойкое кремнийорганическое покрытие с минимальными внутренними напряжениями должно содержать либо частицы молотой слюды со строго определенными размерами (что практически трудно осуществить), либо смесь частиц всех размеров, взятых в определенном соотношении, что и применяется на практике.
Снижение внутренних напряжений в покрытиях при использовании молотой слюды достигается не только за счет формы ее частиц и их соотношения по размерам, но и благодаря низкой удельной поверхности молотой слюды (13,5 м2/см3), что позволяет вводить ее в бóльших количествах, чем другие дисперсные наполнители, и в тем большей степени снижать внутренние напряжения.
С использованием молотой слюды определенной дисперсности разработаны шпатлевки КО-0066 (на основе лака КО-915) и КО-0070 (на основе блоксополимера К-23-Э(3Н)), технические характеристики которых приведены в табл. 5 и 6.
При температурах, превышающих 500°С, термостойкость покрытий с шпатлевками КО-0066 и КО-0070 ограничивается уже минутами, что объясняется снижением прочности покрытий в результате деструкции кремнийорганических пленкообразователей, сопровождающейся увеличением внутренних напряжений в покрытиях в результате их усадки.
Таблица 5
Основные контролируемые характеристики шпатлевки КО-0066
Показатель |
Значения показателя |
Цвет шпатлевочного слоя |
Зеленый, оттенок не нормируется |
Внешний вид шпатлевочного слоя |
После высыхания поверхность шпатлевки должна быть однородной: без пузырей, трещин и посторонних включений |
Массовая доля нелетучих веществ, % |
67±2 |
Остаток на сите №01, % |
2,5–4,5 |
Время высыхания шпатлевки до степени 3 при температуре 250±2°С, ч (не более) |
3,5 |
Способность к нанесению |
Шпатлевка должна хорошо наноситься при рабочей вязкости на окрашиваемую поверхность краскораспылителем |
Твердость шпатлевочного слоя, усл. ед. (не менее), М-3 ТМЛ (маятник А) |
0,25 0,2 |
Термостойкость при температуре 400±2°С, ч (не менее) |
5 |
Таблица 6
Основные контролируемые характеристики шпатлевки КО-0070
Показатель |
Значения показателя |
Цвет пленки шпатлевки |
Светло-серый, оттенок не нормируется |
Внешний вид пленки |
Высохшая пленка должна быть ровной, не иметь механических включений |
Условная вязкость, с, полуфабриката шпатлевки при температуре 20,0±0,5°С по вискозиметру типа ВЗ с диаметром сопла 4,000±0,015 мм |
18–20 |
Массовая доля нелетучих веществ полуфабриката шпатлевки, % |
74–78 |
Остаток на сите №01 при промывке полуфабриката шпатлевки толуолом, % |
3–5 |
Твердость пленки шпатлевочного слоя по прибору типа М-3, усл. ед. (не менее) |
0,25 |
Термостойкость шпатлевочного слоя при температуре 400±10°С, ч |
5 |
Жизнеспособность шпатлевки после добавления отвердителя А-39 марки В при температуре 20±5°С, ч (не менее) |
24 |
Однако внутренние напряжения отсутствуют в телах, сохраняющих геометрические размеры при снижении вязкости ˂1013 Па·с. Это свойство твердых тел реализовано при разработке шпатлевок КО-0035 и КО-0067М, в которых в качестве основного наполнителя также использовалась молотая слюда.
В качестве пленкообразователя шпатлевки КО-0035 (табл. 7) использована кремнийорганическая смола К-9, на основе которой разработаны наиболее термостойкие стеклопластики, но для снижения вязкости покрытия при температурах ˃400°С в смолу К-9 введено определенное количество кремнийорганического лака КО-08, используемого в рецептурах наиболее термостойких лакокрасочных покрытий, а в рецептуре шпатлевки КО-0035 – выполняющего функции термостойкого пластификатора.
Таблица 7
Основные контролируемые характеристики шпатлевки КО-0035
Показатель |
Значения показателя |
Цвет пленки шпатлевки |
Зеленый, оттенок не нормируется |
Внешний вид пленки |
После высыхания должна быть однородной: без пузырей и посторонних включений |
Массовая доля нелетучих веществ, % |
66–70 |
Остаток на сите №01 после мокрого просеивания, % |
2,5–4,5 |
Время высыхания шпатлевки до степени 3 при температуре 210±2°С, ч (не более) |
3 |
Способность к нанесению |
Шпатлевка при рабочей вязкости должна хорошо наноситься на окрашиваемую поверхность краскораспылителем |
Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), усл. ед. (не менее) |
0,2 |
В табл. 8 представлены результаты испытаний, подтверждающие эффективность применения молотой слюды в рецептуре шпатлевки КО-0035.
Таблица 8
Прочность на разрыв и внутренние напряжения в покрытиях на основе смолы К-9
Свойства |
Значения свойств покрытия на основе |
|
смолы К-9 |
шпатлевки КО-0035 |
|
Толщина, мкм |
200+20 |
200-20 |
Внутренние напряжения в покрытии, МПа |
+0,52 |
-0,115 |
Прочность пленки покрытия на разрыв при постоянной нагрузке, МПа |
0,4–0,5 |
2,5–3,0 |
С использованием прибора для определения термомеханических и реологических свойств (рис. 1) построена номограмма для определения вязкости (рис. 6) и определена вязкость покрытия шпатлевки КО-0035 (табл. 9).
Рис. 6. Номограмма для определения вязкости покрытий при продолжительности погружения в них сферической поверхности (z=5 мм) на глубину 0,25 (1); 0,5 (2) и 1 мм (3)
Таблица 9
Вязкость покрытия из шпатлевки КО-0035 толщиной 0,5 мм
Температура испытания, °С |
Вязкость при достижении температуры испытаний, Па·с |
Продолжительность выдержки при температуре испытания, за которую вязкость превысит 109 Па·с, мин |
350 700 |
104–105 ~108 |
3,5 0,5 |
Как следует из результатов, представленных в табл. 9, при введении в рецептуру шпатлевки КО-0035 метилфенилполисилоксановой смолы КО-08 вязкость покрытия шпатлевки КО-0035 в интервале температур 350–700°С сохраняется только в течение 0,5–3,5 мин. Поэтому при разработке шпатлевки КО-0067 использовали другой принцип, а именно – превращение слоя покрытия при температурах ˃700°С в высоковязкий неорганический расплав.
Для этого использовали гетерогенный катализатор процесса термоокислительной деструкции, который позволил обеспечить за короткое время получение диоксида кремния из полиорганосилоксана (рис. 7) и вошел в состав образовавшегося неорганического покрытия вместе с молотой слюдой и диоксидом кремния, создав высоковязкий расплав.
Рис. 7. Скорость образования SiO2 в процессе термоокислительной деструкции кремнийорганического сополимера К-23-Э(3Н) с гетерогенным катализатором (1) и без него (2)
В табл. 10 представлены результаты определения вязкости покрытия шпатлевки КО-0067, из которых видно, что в отличие от шпатлевки КО-0035 вязкость покрытия шпатлевки КО-0067 с повышением температуры снижается, но при этом существенно превышает максимальное значение напряжений трения (табл. 11).
Таблица 10
Вязкость покрытия шпатлевки КО-0067 толщиной 0,5 мм
Температура испытания, °С |
Вязкость при достижении температуры испытаний, Па·с |
Продолжительность выдержки, мин, при температуре испытания, за которую вязкость снизится на 10% |
900 |
~107 |
1 |
1000 |
105 |
1 |
1100 |
5×103 |
1 |
1200 |
103 |
0,5 |
Таблица 11
Зависимость напряжения трения от скорости и высоты полета [12, 13]
Скорость полета – число М |
Напряжение трения на поверхности, МПа, при высоте полета, км |
|||
0,5 |
1 |
5 |
10 |
|
1,2 |
0,14 |
0,13 |
0,08 |
0,04 |
2 |
0,38 |
0,36 |
0,22 |
0,11 |
3 |
0,86 |
0,8 |
0,5 |
0,2 |
3,5 |
1,2 |
1,0 |
0,7 |
0,3 |
В табл. 12 приведены основные контролируемые характеристики шпатлевки КО-0067, а в табл. 13 – сравнительные данные по термостойкости и диэлектрическим свойствам для шпатлевок марок КО-0066, КО-0035 и КО-0067.
Таблица 12
Основные контролируемые характеристики шпатлевки КО-0067
Показатель |
Значения показателя |
Цвет шпатлевочного слоя |
От светло-желтого до светло-коричневого, оттенок не нормируется |
Внешний вид шпатлевочного слоя |
После высыхания поверхность шпатлевки должна быть ровной, однородной: без пузырей и механических включений |
Условная вязкость шпатлевки по вискозиметру типа ВЗ с диаметром сопла 4,000±0,015 мм при температуре 20±0,5°С, с |
12–30 |
Массовая доля нелетучих веществ, %: шпатлевочной пасты суспензии |
53–59 67–74 |
Остаток на сите №01 шпатлевочной пасты после мокрого просеивания, % |
1,0–3,5 |
Время высыхания до степени 3 при температуре 200±2°С, ч (не более) |
3 |
Твердость шпатлевочного слоя по маятниковому прибору типа М-3, усл. ед. (не менее) |
0,3 |
Способность к нанесению |
Шпатлевка должна удовлетворительно наноситься на поверхность краскораспылителем |
Термостойкость шпатлевочного слоя при температуре 1000±3°С, ч (не менее) |
3 |
Таблица 13
Термостойкость и диэлектрические свойства
термостойких кремнийорганических шпатлевок
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств шпатлевок марок |
||
КО-0035 |
КО-0066 |
КО-0067 |
||
Термостойкость на стеклотекстолите в изотермических условиях, ч |
250 300 400 |
2000 2000 500 |
500 500 5 |
200 100 Не рекомендуется |
Термостойкость на стеклотекстолите при одностороннем нагревании, мин |
500 600 700 800 1000 1200 |
12 12 3 2 1 |
12 3 2 1 0,5 |
Не рекомендуется То же -«- >5 >5 >5 |
Не рекомендуется |
||||
Диэлектрическая проницаемость при частоте |
300 500 600 700 800 900 1000 |
3,27 3,2 3,16 3,1 3,22 – – |
3,25 3,23 3,2 3,2 3,1 – – |
3,8 3,7 4 4,98 4,61 4,32 4,61 |
Тангенс угла диэлектрических потерь при частоте 1010 Гц |
300 500 600 700 800 900 1000 |
0,015 0,02 0,02 0,028 0,035 – – |
0,024 0,023 0,021 0,021 0,023 – – |
0,02 0,014 0,017 0,1 0,06 0,1 0,15 |
Рис. 8. Внешний вид части поверхности конусов из стеклопластика после газодинамических испытаний:
а – при температуре 450°С в течение 2,5 ч на фенолфурфурольном стеклотекстолите ФН – покрытие шпатлевкой на основе смолы ВИАМ-Б3 (табл. 1) с молотой слюдой (справа) и шпатлевкой КО-0066 (слева); б – при температуре 800°С в течение 1 мин на кремнийорганическом стеклотекстолите СК-9МР (смола К-9) – покрытие шпатлевкой КО-0066 (справа) и шпатлевкой КО-0067 (слева)
Для оценки устойчивости к газоэрозионному износу, шпатлевки марок КО-0066 и КО-0067 испытаны в потоке выхлопных газов газотурбинного двигателя (рис. 3). Внешний вид части поверхности макетных конусов после испытаний представлен на рис. 8.
Заключения
Разработана кремнийорганическая радиопрозрачная шпатлевка КО-0067 с термостойкостью 1200°С, не имеющая аналогов в мире, которая может использоваться не только в авиационно-космической технике, но и на внешней поверхности универсального спасательного средства для эвакуации в случае пожара персонала инженерных сооружений, работающего в акваториях морей, в том числе на арктическом шельфе [14]. Для защиты от увлажнения в атмосферных условиях, шпатлевки марок КО-0035, КО-0066 и КО-0067 обычно применяются в системах с эмалями на основе фторсополимеров [15]. Особое значение для шпатлевок такого типа, работающих в экстремальных условиях, приобретает контроль качества покрытий [16].
2. Кондрашов Э.К., Семенова Л.В. Термоокислительная стабильность ненаполненных и дисперсно-наполненных полимерных пленкообразующих // Авиационные материалы и технологии. 2003. Вып.: Лакокрасочные материалы и покрытия. С. 36–41.
3. Семенова Л.В. Термостойкая эмаль ВЭ-63 // Авиационные материалы и технологии. 2003. Вып.: Лакокрасочные материалы и покрытия. С. 41–44.
4. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Лебедева Т.А., Малова Н.Е. Антикоррозионные, терморегулирующие, термостойкие и влагозащитные лакокрасочные покрытия МКС «Буран» // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 137–141.
5. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
6. Каблов Е.Н., Гращенков Д.В., Исаева Н.В., Солнцев С.С., Севостьянов В.Г. Высокотемпературные конструкционные композиционные материалы на основе стекла и керамики для перспективных изделий авиационной техники // Стекло и керамика. 2012. №4. С. 7–11.
7. Санжаровский А.Т. Физико-механические свойства полимерных и лакокрасочных покрытий. М.: Химия, 1975. 264 с.
8. Кондрашов Э.К., Владимирский В.Н., Бейдер Э.Я. Эрозионностойкие лакокрасочные покрытия. М.: Химия, 1989. 136 с.
9. Чеботаревский В.В., Кондрашов Э.К. Технология лакокрасочных покрытий в машиностроении. М.: Машиностроение, 1978. 296 с.
10. Киселев Ф.Ф., Крылов С.В. Адсорбционные процессы на поверхности полупроводников и диэлектриков. М.: Наука, 1978. 255 с.
11. Рогинский С.З. Электронные явления в гетерогенном катализе. М.: Наука, 1975. 270 с.
12. Голенко Ю.В., Кондрашов Э.К., Старина А.И. Определение реологических свойств покрытия эмали ФП-5105 // Оборонная техника. 1977. №7. С. 73–74.
13. Голенко Ю.В., Кондрашов Э.К., Старина А.И. Исследование реологических свойств лакокрасочных покрытий при реально действующих нагрузках // Авиационная промышленность. 1977. №5. С. 27–28.
14. Бузник В.М., Каблов Е.Н., Кошурина А.А. Материалы для сложных технических устройств арктического применения // Научно-технические проблемы освоения Арктики. М.: Наука, 2015. С. 275–285.
15. Кондрашов Э.К., Малова Н.Е. Лакокрасочные покрытия на основе сополимеров трифторхлорэтилена // Авиационные материалы и технологии. 2015. №2. С. 39–44. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-39-44.
16. Каблов Е.Н. Контроль качества материалов – гарантия безопасности и эксплуатации авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2001. №1. С. 3–8.
2. Kondrashov E.K., Semenova L.V. Termookislitelnaya stabilnost nenapolnennyh i dispersno-napolnennyh polimernyh plenkoobrazuyushhih [Thermooxidizing stability of the unfilled and disperse filled polymeric film-forming] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2003. Vyp.: Lakokrasochnye materialy i pokrytiya. S. 36–41.
3. Semenova L.V. Termostojkaya emal VE-63 [Heat-resistant VE-63 enamel] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2003. Vyp.: Lakokrasochnye materialy i pokrytiya. S. 41–44.
4. Kondrashov E.K., Kuznecova V.A., Lebedeva T.A., Malova N.E. Antikorrozionnye, termoreguliruyushhie, termostojkie i vlagozashhitnye pokrytiya MKS «Buran» [Anticorrosion, temperature-controlled, heat-resistant and vlagozashchitny coatings of ISS «Buran»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 137–141.
5. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
6. Kablov E.N., Grashhenkov D.V., Isaeva N.V., Solncev S.S., Sevostyanov V.G. Vysokotemperaturnye konstrukcionnye kompozicionnye materialy na osnove stekla i keramiki dlya perspektivnyh izdelij aviacionnoj tehniki [High-temperature constructional composite materials on the basis of glass and ceramics for perspective products of aviation engineering] // Steklo i keramika. 2012. №4. S. 7–11.
7. Sanzharovskij A.T. Fiziko-mehanicheskie svojstva polimernyh i lakokrasochnyh pokrytij [Physicomechanical properties of polymer and paint coatings]. M.: Himiya, 1975. 264 s.
8. Kondrashov E.K., Vladimirskij V.N., Bejder E.Ya. Erozionnostojkie lakokrasochnye pokrytiya [Erosion resistance paint coatings]. M.: Himiya, 1989. 136 s.
9. Chebotarevskij V.V., Kondrashov E.K. Tehnologiya lakokrasochnyh pokrytij v mashinostroenii [Technology of paint coatings in mechanical engineering]. M.: Mashinostroenie, 1978. 296 s.
10. Kiselev F.F., Krylov S.V. Adsorbcionnye processy na poverhnosti poluprovodnikov i dielektrikov. M.: Nauka, 1978. 255 s.
11. Roginskij S.Z. Elektronnye yavleniya v geterogennom katalize [The electronic phenomena in heterogeneous catalysis]. M.: Nauka, 1975. 270 s.
12. Golenko Yu.V., Kondrashov E.K., Starina A.I. Opredelenie reologicheskih svojstv pokrytiya emali FP-5105 [Definition of rheological properties of covering of FP-5105 enamel] // Oboronnaya tehnika. 1977. №7. S. 73–74.
13. Golenko Yu.V., Kondrashov E.K., Starina A.I. Issledovanie reologicheskih svojstv lakokrasochnyh pokrytij pri realno dejstvuyushhih nagruzkah [Research of rheological properties of paint coatings at really actual loads] // Aviacionnaya promyshlennost. 1977. №5. S. 27–28.
14. Buznik V.M., Kablov E.N., Koshurina A.A. Materialy dlya slozhnyh tehnicheskih ustrojstv arkticheskogo primeneniya [Materials for difficult engineering devices of the Arctic application] // Nauchno-tehnicheskie problemy osvoeniya Arktiki. M.: Nauka, 2015. S. 275–285.
15. Kondrashov E.K., Malovа N.E. Lakokrasochnye pokrytiya na osnove sopolimerov triftorhloryetilena [Paint coatings based on copolymers of trifluorochloroethylene] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №2 (35). S. 39–44. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-39-44.
16. Kablov E.N. Kontrol kachestva materialov – garantiya bezopasnosti i ekspluatacii aviacionnoj tehniki [Quality control of materials is a security accreditation and operation of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2001. №1. S. 3–8.