Статьи
В результате проведенной научно-исследовательской и экспериментальной работы по возможности определения содержания бора в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27 применен фотометрический метод анализа. Основным реагентом выбран Н-резорцин. С использованием данного реагента реакция проходит в слабокислой среде, отсутствует необходимость экстракции образующегося комплекса органическими растворителями.
При проведении эксперимента установлено, что один из компонентов припоя – ниобий – взаимодействует с реагентом Н-резорцином и тем самым отрицательно влияет на возможность правильного определения содержания бора. Маскирующим реагентом, позволяющим получить корректные результаты анализа, выбран комплексон III. Для предотвращения потерь бора в процессе пробоподготовки необходимо добавлять фосфорную кислоту.
В результате проведенных исследований разработана методика определения содержания бора в интервале концентраций 0,1–3,0% (по массе) в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27.
Введение
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ) является крупнейшим материаловедческим центром России. Сотрудниками института разработано и внедрено в изделия авиационно-космической техники ~96% «летающих» материалов. Стратегические направления развития материалов авиационно-космического назначения на период до 2030 г. изложены в работах [1–6].
Разработка и производство новых материалов авиационного назначения, многие из которых используются в качестве конструкционных, требуют решения проблем получения неразъемных соединений. Эти задачи реализуются с помощью сварки и пайки [7–11].
Основные направления разработок припоев для сплавов на различных основах представлены в работах [12–16].
Сварка и пайка принадлежат к тем технологическим процессам, которые широко используются в самых различных отраслях промышленности, в том числе авиационной. При производстве современных воздушных лайнеров, вертолетов, изделий космической техники сварку и пайку применяют для изготовления фюзеляжей, панелей, крыльев, двигателей, топливных баков, трубопроводов, узлов шасси, деталей приборов и радиоаппаратуры и т. п.
Припои на основе никеля обычно применяются, когда нужна устойчивость к коррозии и/или к экстремально высоким температурам. Они идеальны для пайки низколегированной стали и сплавов на основе никеля. Эти припои чаще всего находят применение в авиационно-космической и металлургической промышленностях, в алмазных инструментах. Припои могут быть в форме порошка и пасты. Пайка обычно происходит в защитной среде или в вакууме.
Припои ВПр24 и ВПр27 на никелевой основе при использовании современной технологии пайки обеспечивают:
– жаростойкость паяных соединений на уровне жаростойкости основного материала;
– жаропрочность стыковых соединений на уровне 0,7–0,9 от жаропрочности основного материала;
– совмещение пайки с термообработкой основного материала;
– пайку тонкостенных конструкций с минимальной эрозией основного материала;
– возможность ремонта литых деталей из жаропрочных никелевых сплавов, включая монокристаллические сплавы.
На рис. 1 представлены лопатки турбины с использованием паяных соединений.
Рис. 1. Лопатки турбины с использованием паяных соединений
В состав припоев на основе никеля входят в качестве основных различные легирующие элементы, содержание которых представлено в таблице.
Химический состав припоев на основе Ni
Содержание элементов, % (по массе) |
||||||
Cr |
Fe |
B |
Si |
W |
C |
V |
6,0–8,0 |
3,0–5,0 |
1,5–3,0 |
4,0–5,5 |
5,0–7,0 |
0,05–0,15 |
0,05–0,1 |
Каждый из элементов, введенных в состав припоев, выполняет свою положительную роль, влияя на качество процесса сварки или пайки: образование монолитной, однородной композиции сварного шва; отсутствие трещин в самом шве и околошовной зоне; образование неразъемного соединения после окончания сварки или пайки и др. Поэтому очень важны инструментальные методы для определения содержания легирующих элементов в составе припоев различных марок.
Исследованию химического состава припоев на различных основах посвящены, в частности, работы [17, 18].
Для фотометрического определения содержания бора в никелевых припоях при выборе реагента руководствуются следующими соображениями:
– реакция должна протекать в водной среде без использования концентрированных минеральных кислот;
– необходимо по возможности избегать экстракции органическими растворителями;
– реакция должна быть селективной – мешающие определению бора ионы должны маскироваться в ходе анализа.
После проведения ряда экспериментов установлено, что вышеизложенным требованиям в основном удовлетворяет реагент Н-резорцин. При этом реакция протекает в слабокислой среде, образующийся комплекс не требуется экстрагирования. Установлено также, что один из компонентов сплава – ниобий – взаимодействует с Н-резорцином. С целью исключения влияния ниобия на результаты определения содержания бора опробовали различные комплексанты: винная и щавелевая кислоты, перекись водорода, комплексон III. В результате эксперимента выявлено, что наиболее эффективное действие на этот процесс оказывает комплексон III, который и был выбран в качестве маскирующего реагента для мешающих ионов.
Структурная и 3D-формулы Н-резорцина представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структурная (а) и 3D-формула (б) Н-резорцина
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 2.1. «Фундаментально-ориентированные исследования» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].
Материалы и методы
Для проведения исследований и разработки анализа на содержание бора в никелевых припоях применяются следующие материалы:
– смесь кислот хлористоводородной и азотной в соотношении 3:1;
– кислота фосфорная разбавленная (1:1);
– гидроксид натрия – 20%-ный водный раствор;
– кислота борная;
– кислота уксусная (1 М раствор);
– стандартный раствор бора;
– комплексон III – 15%-ный водный раствор;
– ацетатный буферный раствор с рН=4,55;
– Н-резорцин – 0,065%-ный водный раствор.
При проведении исследований используется спектрофотометр ПЭ-5400В.
Результаты
Подготовка проб к исследованию
Разложение проб (0,1–0,2 г) проводили в 20 мл смеси хлористоводородной и азотной кислот в соотношении 3:1. Раствор помещали в конические колбы вместимостью 125 мл без холодильников и с холодильниками с ловушкой летучих фракций у основания, которые соединяли с горлом колбы с помощью шлифа. В качестве исследуемых проб использовали припои соответствующих марок с известным содержанием бора.
При разложении проб в течение 15, 30 и 60 мин (с холодильником) потерь бора не обнаружено. Разложение тех же проб без использования холодильников (в открытых колбах) приводило к потерям бора на ~20% вследствие летучести компонентов с парами воды и кислот.
Для предотвращения этого явления использовали добавки различных веществ, предотвращающих потери бора при разложении проб. В качестве добавок попытались ввести в раствор пробы:
– маннита (1 г);
– 2,5 мл фосфорной кислоты;
– маннита (1 г) с 2,5 мл фосфорной кислоты.
В результате детального изучения влияния добавок на потери бора в процессе разложения проб установлено, что наиболее перспективной и эффективной является добавка фосфорной кислоты: на каждые 20 мл смеси хлористоводородной и азотной кислот рекомендуется вводить 2 мл фосфорной кислоты в соотношении 1:1.
Построение градуировочного графика
Для построения градуировочного графика использовали навески аналогичного сплава, не содержащего бор, в которые перед растворением вводили стандартный раствор бора. Готовили 5 навесок сплава массой 1 г и помещали их в конические колбы вместимостью 125 мл. В каждую из колб добавляли стандартный раствор бора, мл: 1,25; 2,50; 3,75; 5,00; 6,25. Добавляли 2 мл фосфорной кислоты, 20 мл смеси кислот, закрывали колбы воздушным холодильником. Далее процесс проводили по следующей схеме.
Выполнение анализа
Навеску материала массой 0,1 г помещали в коническую колбу вместимостью 125 мл. Добавляли 2 мл фосфорной кислоты (1:1), 20 мл нагретой до кипения смеси кислот. Колбу закрывали воздушным холодильником и осторожно нагревали на теплой плите. Процесс растворения продолжался 25–30 мин. Затем раствор охлаждали, переводили в мерную колбу вместимостью 50 мл, разбавляли водой до метки и перемешивали. Далее раствор фильтровали, отбирали аликвотную часть фильтрата (1 мл) в стакан емкостью 50 мл. К аликвотной части раствора добавляли 5 мл буферного раствора, 10 мл раствора комплексона III; рН раствора устанавливали в интервале 4,55–4,65. После этого раствор переводили в мерную колбу емкостью 50 мл, добавляли 5 мл раствора Н-резорцина, разбавляли до метки водой, перемешивали и проводили фотометрирование. Массовую долю бора вычисляли по градуировочному графику.
Обсуждение и заключения
В результате проведенных исследований и экспериментов найдены оптимальные условия определения содержания бора по его фотометрической реакции с Н-резорцином в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27. Установлено, что мешающее влияние ниобия на результаты анализа устраняется введением в анализируемый раствор реагента комплексон III. При подготовке пробы к анализу необходимо добавлять фосфорную кислоту для предотвращения потерь бора при растворении навески.
Итогом работы стала методика определения содержания бора в интервале концентраций 0,1–3,0% (по массе) в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27.
Благодарности
Автор выражает благодарность ведущему научному сотруднику, к.х.н Николаю Валерьевичу Гундобину и ведущему инженеру Людмиле Васильевне Пилипенко, чьи рабочие материалы были использованы при подготовке статьи.
2. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
3. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки – основа инноваций // Крылья Родины. 2016. №5. С. 8–18.
4. Каблов Е.Н. Контроль качества материалов – гарантия безопасности эксплуатации авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2001. №1. С. 3–8.
5. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение в XXI веке. Перспективы и задачи // Авиационные материалы. Избранные труды ВИАМ 1932–2002. М.: МИСИС–ВИАМ, 2002. С. 23–47.
6. Каблов Е.Н. Тенденции и ориентиры инновационного развития России: сб. науч.-информ. матер. 3-е изд. М.: ВИАМ, 2015. 720 с.
7. Лукин В.И., Ковальчук В.Г., Саморуков М.Л., Гриднев Ю.М. Исследование влияния технологии ротационной сварки трением деформируемого жаропрочного никелевого сплава ВЖ175 на структуру и прочностные характеристики сварных соединений // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. №SP2. С. 114–121.
8. Сорокин Л.И. Свариваемость жаропрочных сплавов, применяемых в авиационных газотурбинных двигателях // Сварочное производство. 1997. №4. С. 4–11.
9. Лукин В.И., Сорокин Л.И., Багдасаров Ю.С. Свариваемость литейных жаропрочных никелевых сплавов типа ЖС6М // Сварочное производство. 1997. №6. С. 12–17.
10. Лукин В.И., Семенов В.Н., Старова Л.Л. и др. Образование горячих трещин при сварке жаропрочных сплавов // МиТОМ. 2007. №12. С. 7–14.
11. Хорунов В.Ф., Максимова С.В. Пайка жаропрочных сплавов на современном этапе // Сварочное производство. 2010. №10. С. 24–27.
12. Рыльников В.С. Вопросы по пайке, решенные в процессе изготовления изделия «Буран» // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 33–34.
13. Лукин В.И., Банас И.П., Ковальчук В.Г., Голев Е.В. Аргоно-дуговая сварка высокопрочной цементуемой стали ВНС-63 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №8. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
14. Афанасьев-Ходыкин А.Н., Лукин В.И., Рыльников В.С. Высокотехнологичные полуфабрикаты жаропрочных припоев (ленты и пасты на органическом связующем) // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №9. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
15. Рыльников В.С., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Галушка И.А. Технология пайки конструкции типа «блиск» из разноименных сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №10. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
16. Рыльников В.С., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Красиков М.И. Исследование ремонтной технологии исправления дефектов паяных соединений топливных коллекторов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №12. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
17. Титов В.И., Гундобин Н.В., Пилипенко Л.В. Определение ниобия в припое ВПр17 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №5. Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-5-10-10.
18. Титов В.И., Гундобин Н.В., Пилипенко Л.В. Разработка метода определения содержания фосфора в припое ВПр18 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №11. Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-11-11.
2. Kablov E.N. Materialy dlya izdeliya «Buran» – innovacionnye resheniya formirovaniya shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for «Buran» spaceship – innovative solutions of formation of the sixth technological mode] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
3. Kablov E.N. Iz chego sdelat budushhee? Materialy novogo pokoleniya, tehnologii ih sozdaniya i pererabotki – osnova innovacij [What the future to make of? Materials of new generation, technology of their creation and processing – basis of innovations] // Krylya Rodiny. 2016. №5. S. 8–18.
4. Kablov E.N. Kontrol kachestva materialov – garantiya bezopasnosti ekspluatacii aviacionnoj tehniki [Quality control of materials – security accreditation of operation of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2001. №1. S. 3–8.
5. Kablov E.N. Aviacionnoe materialovedenie v XXI veke. Perspektivy i zadachi [Aviation materials science in the XXI century. Perspectives and tasks] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy VIAM 1932–2002. M.: MISIS–VIAM, 2002. S. 23–47.
6. Kablov E.N. Tendencii i orientiry innovacionnogo razvitiya Rossii: sb. nauch.-inform. mater. 3-e izd. [Tendencies and reference points of innovative development of Russia: collection scientific informatsio ny materials. 3rd ed.]. M.: VIAM, 2015. 720 s.
7. Lukin V.I., Koval'chuk V.G., Samorukov M.L., Gridnev Yu.M. Issledovanie vliyaniya tehnologii rotacionnoj svarki treniem deformiruemogo zharoprochnogo nikelevogo splava VZh175 na strukturu i prochnostnye harakteristiki svarnyh soedinenij [Research of influence of technology of rotational friction bonding of deformable heat resisting VZh175 nickel alloy on structure and strength characteristics of welded connections] // Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroenie. 2011. №SP2. S. 114–121.
8. Sorokin L.I. Svarivaemost zharoprochnyh splavov, primenyaemyh v aviacionnyh gazoturbinnyh dvigatelyah [Bondability of the hot strength alloys applied in aviation gas turbine engines] // Svarochnoe proizvodstvo. 1997. №4. S. 4–11.
9. Lukin V.I., Sorokin L.I., Bagdasarov Yu.S. Svarivaemost' litejnyh zharoprochnyh nikelevyh splavov tipa ZhS6M [Bondability of cast heat resisting nickel alloys of the ZhS6M type] // Svarochnoe proizvodstvo. 1997. №6. S. 12–17.
10. Lukin V.I., Semenov V.N., Starova L.L. i dr. Obrazovanie goryachih treshhin pri svarke zharoprochnyh splavov [Formation of hot cracks when welding hot strength alloys] // MiTOM. 2007. №12. S. 7–14.
11. Horunov V.F., Maksimova S.V. Pajka zharoprochnyh splavov na sovremennom etape [The soldering of hot strength alloys at the present stage] // Svarochnoe proizvodstvo. 2010. №10. S. 24–27.
12. Rylnikov V.S. Voprosy po pajke, reshennye v processe izgotovleniya izdeliya «Buran» [Some problems of brazing solved in the course of manufacture of «Buran» reusable spaceship] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 33–34.
13. Lukin V.I., Banas I.P., Kovalchuk V.G., Golev E.V. Argono-dugovaya svarka vysokoprochnoj cementuemoj stali VNS-63 [TIG welding of high-strengthened cemented steel VNS-63] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №8. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
14. Afanasev-Hodykin A.N., Lukin V.I., Rylnikov V.S. Vysokotehnologichnye polufabrikaty zharoprochnyh pripoev (lenty i pasty na organicheskom svyazuyushhem) [High-tech semi-finished high-temperature solders (tape and paste on an organic binder] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №9. St. 02. Available at: http://viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
15. Rylnikov V.S., Afanasev-Hodykin A.N., Galushka I.A. Tehnologiya pajki konstrukcii tipa «blisk» iz raznoimennyh splavov [Technology of the soldering of design of the blisk type from heteronymic alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №10. St. 02. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
16. Ryl'nikov V.S., Afanas'ev-Hodykin A.N., Krasikov M.I. Issledovanie remontnoj tehnologii ispravleniya defektov payanyh soedinenij toplivnyh kollektorov [Research of repair technology of correction of defects of sweated connections of fuel manifolds] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №12. St. 02. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
17. Titov V.I., Gundobin N.V., Pilipenko L.V. Opredelenie niobiya v pripoe VPr17 [Determination of niobium in VPr17 solder] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №5. St. 10. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-5-10-10.
18. Titov V.I., Gundobin N.V., Pilipenko L.V. Razrabotka metoda opredeleniya soderzhaniya fosfora v pripoe VPr18 [Development of a method for determination of phosphorus in the solder VPr18] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №11. St. 11. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-11-11.