ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОРА В ПРИПОЯХ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ВПр24 И ВПр27

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-9-12-12
УДК 621.791.37.042.2-034.24
В. И. Титов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОРА В ПРИПОЯХ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ВПр24 И ВПр27

В результате проведенной научно-исследовательской и экспериментальной работы по возможности определения содержания бора в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27 применен фотометрический метод анализа. Основным реагентом выбран Н-резорцин. С использованием данного реагента реакция проходит в слабокислой среде, отсутствует необходимость экстракции образующегося комплекса органическими растворителями.

При проведении эксперимента установлено, что один из компонентов припоя – ниобий – взаимодействует с реагентом Н-резорцином и тем самым отрицательно влияет на возможность правильного определения содержания бора. Маскирующим реагентом, позволяющим получить корректные результаты анализа, выбран комплексон III. Для предотвращения потерь бора в процессе пробоподготовки необходимо добавлять фосфорную кислоту.

В результате проведенных исследований разработана методика определения содержания бора в интервале концентраций 0,1–3,0% (по массе) в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27.

Ключевые слова: фотометрирование, Н-резорцин, комплексон III, бор, никелевые припои, photometry, H-resorcinol, complexon III, boron, nickel solders.

Введение

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ) является крупнейшим материаловедческим центром России. Сотрудниками института разработано и внедрено в изделия авиационно-космической техники ~96% «летающих» материалов. Стратегические направления развития материалов авиационно-космического назначения на период до 2030 г. изложены в работах [1–6].

Разработка и производство новых материалов авиационного назначения, многие из которых используются в качестве конструкционных, требуют решения проблем получения неразъемных соединений. Эти задачи реализуются с помощью сварки и пайки [7–11].

Основные направления разработок припоев для сплавов на различных основах представлены в работах [12–16].

Сварка и пайка принадлежат к тем технологическим процессам, которые широко используются в самых различных отраслях промышленности, в том числе авиационной. При производстве современных воздушных лайнеров, вертолетов, изделий космической техники сварку и пайку применяют для изготовления фюзеляжей, панелей, крыльев, двигателей, топливных баков, трубопроводов, узлов шасси, деталей приборов и радиоаппаратуры и т. п.

Припои на основе никеля обычно применяются, когда нужна устойчивость к коррозии и/или к экстремально высоким температурам. Они идеальны для пайки низколегированной стали и сплавов на основе никеля. Эти припои чаще всего находят применение в авиационно-космической и металлургической промышленностях, в алмазных инструментах. Припои могут быть в форме порошка и пасты. Пайка обычно происходит в защитной среде или в вакууме.

Припои ВПр24 и ВПр27 на никелевой основе при использовании современной технологии пайки обеспечивают:

– жаростойкость паяных соединений на уровне жаростойкости основного материала;

– жаропрочность стыковых соединений на уровне 0,7–0,9 от жаропрочности основного материала;

– совмещение пайки с термообработкой основного материала;

– пайку тонкостенных конструкций с минимальной эрозией основного материала;

– возможность ремонта литых деталей из жаропрочных никелевых сплавов, включая монокристаллические сплавы.

На рис. 1 представлены лопатки турбины с использованием паяных соединений.

 

 

Рис. 1. Лопатки турбины с использованием паяных соединений

 

В состав припоев на основе никеля входят в качестве основных различные легирующие элементы, содержание которых представлено в таблице.

 

Химический состав припоев на основе Ni

Содержание элементов, % (по массе)

Cr

Fe

B

Si

W

C

V

6,0–8,0

3,0–5,0

1,5–3,0

4,0–5,5

5,0–7,0

0,05–0,15

0,05–0,1

 

Каждый из элементов, введенных в состав припоев, выполняет свою положительную роль, влияя на качество процесса сварки или пайки: образование монолитной, однородной композиции сварного шва; отсутствие трещин в самом шве и околошовной зоне; образование неразъемного соединения после окончания сварки или пайки и др. Поэтому очень важны инструментальные методы для определения содержания легирующих элементов в составе припоев различных марок.

Исследованию химического состава припоев на различных основах посвящены, в частности, работы [17, 18].

Для фотометрического определения содержания бора в никелевых припоях при выборе реагента руководствуются следующими соображениями:

– реакция должна протекать в водной среде без использования концентрированных минеральных кислот;

– необходимо по возможности избегать экстракции органическими растворителями;

– реакция должна быть селективной – мешающие определению бора ионы должны маскироваться в ходе анализа.

После проведения ряда экспериментов установлено, что вышеизложенным требованиям в основном удовлетворяет реагент Н-резорцин. При этом реакция протекает в слабокислой среде, образующийся комплекс не требуется экстрагирования. Установлено также, что один из компонентов сплава – ниобий – взаимодействует с Н-резорцином. С целью исключения влияния ниобия на результаты определения содержания бора опробовали различные комплексанты: винная и щавелевая кислоты, перекись водорода, комплексон III. В результате эксперимента выявлено, что наиболее эффективное действие на этот процесс оказывает комплексон III, который и был выбран в качестве маскирующего реагента для мешающих ионов.

Структурная и 3D-формулы Н-резорцина представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Структурная (а) и 3D-формула (б) Н-резорцина

 

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 2.1. «Фундаментально-ориентированные исследования» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

 

Материалы и методы

Для проведения исследований и разработки анализа на содержание бора в никелевых припоях применяются следующие материалы:

– смесь кислот хлористоводородной и азотной в соотношении 3:1;

– кислота фосфорная разбавленная (1:1);

– гидроксид натрия – 20%-ный водный раствор;

– кислота борная;

– кислота уксусная (1 М раствор);

– стандартный раствор бора;

– комплексон III – 15%-ный водный раствор;

– ацетатный буферный раствор с рН=4,55;

– Н-резорцин – 0,065%-ный водный раствор.

При проведении исследований используется спектрофотометр ПЭ-5400В.

  

Результаты

Подготовка проб к исследованию

Разложение проб (0,1–0,2 г) проводили в 20 мл смеси хлористоводородной и азотной кислот в соотношении 3:1. Раствор помещали в конические колбы вместимостью 125 мл без холодильников и с холодильниками с ловушкой летучих фракций у основания, которые соединяли с горлом колбы с помощью шлифа. В качестве исследуемых проб использовали припои соответствующих марок с известным содержанием бора.

При разложении проб в течение 15, 30 и 60 мин (с холодильником) потерь бора не обнаружено. Разложение тех же проб без использования холодильников (в открытых колбах) приводило к потерям бора на ~20% вследствие летучести компонентов с парами воды и кислот.

Для предотвращения этого явления использовали добавки различных веществ, предотвращающих потери бора при разложении проб. В качестве добавок попытались ввести в раствор пробы:

– маннита (1 г);

– 2,5 мл фосфорной кислоты;

– маннита (1 г) с 2,5 мл фосфорной кислоты.

В результате детального изучения влияния добавок на потери бора в процессе разложения проб установлено, что наиболее перспективной и эффективной является добавка фосфорной кислоты: на каждые 20 мл смеси хлористоводородной и азотной кислот рекомендуется вводить 2 мл фосфорной кислоты в соотношении 1:1.

 

Построение градуировочного графика

Для построения градуировочного графика использовали навески аналогичного сплава, не содержащего бор, в которые перед растворением вводили стандартный раствор бора. Готовили 5 навесок сплава массой 1 г и помещали их в конические колбы вместимостью 125 мл. В каждую из колб добавляли стандартный раствор бора, мл: 1,25; 2,50; 3,75; 5,00; 6,25. Добавляли 2 мл фосфорной кислоты, 20 мл смеси кислот, закрывали колбы воздушным холодильником. Далее процесс проводили по следующей схеме.

 

Выполнение анализа

Навеску материала массой 0,1 г помещали в коническую колбу вместимостью 125 мл. Добавляли 2 мл фосфорной кислоты (1:1), 20 мл нагретой до кипения смеси кислот. Колбу закрывали воздушным холодильником и осторожно нагревали на теплой плите. Процесс растворения продолжался 25–30 мин. Затем раствор охлаждали, переводили в мерную колбу вместимостью 50 мл, разбавляли водой до метки и перемешивали. Далее раствор фильтровали, отбирали аликвотную часть фильтрата (1 мл) в стакан емкостью 50 мл. К аликвотной части раствора добавляли 5 мл буферного раствора, 10 мл раствора комплексона III; рН раствора устанавливали в интервале 4,55–4,65. После этого раствор переводили в мерную колбу емкостью 50 мл, добавляли 5 мл раствора Н-резорцина, разбавляли до метки водой, перемешивали и проводили фотометрирование. Массовую долю бора вычисляли по градуировочному графику.

 

Обсуждение и заключения

В результате проведенных исследований и экспериментов найдены оптимальные условия определения содержания бора по его фотометрической реакции с Н-резорцином в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27. Установлено, что мешающее влияние ниобия на результаты анализа устраняется введением в анализируемый раствор реагента комплексон III. При подготовке пробы к анализу необходимо добавлять фосфорную кислоту для предотвращения потерь бора при растворении навески.

Итогом работы стала методика определения содержания бора в интервале концентраций 0,1–3,0% (по массе) в припоях на основе никеля ВПр24 и ВПр27.

 

Благодарности

Автор выражает благодарность ведущему научному сотруднику, к.х.н Николаю Валерьевичу Гундобину и ведущему инженеру Людмиле Васильевне Пилипенко, чьи рабочие материалы были использованы при подготовке статьи.

 


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
3. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки – основа инноваций // Крылья Родины. 2016. №5. С. 8–18.
4. Каблов Е.Н. Контроль качества материалов – гарантия безопасности эксплуатации авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2001. №1. С. 3–8.
5. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение в XXI веке. Перспективы и задачи // Авиационные материалы. Избранные труды ВИАМ 1932–2002. М.: МИСИС–ВИАМ, 2002. С. 23–47.
6. Каблов Е.Н. Тенденции и ориентиры инновационного развития России: сб. науч.-информ. матер. 3-е изд. М.: ВИАМ, 2015. 720 с.
7. Лукин В.И., Ковальчук В.Г., Саморуков М.Л., Гриднев Ю.М. Исследование влияния технологии ротационной сварки трением деформируемого жаропрочного никелевого сплава ВЖ175 на структуру и прочностные характеристики сварных соединений // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. №SP2. С. 114–121.
8. Сорокин Л.И. Свариваемость жаропрочных сплавов, применяемых в авиационных газотурбинных двигателях // Сварочное производство. 1997. №4. С. 4–11.
9. Лукин В.И., Сорокин Л.И., Багдасаров Ю.С. Свариваемость литейных жаропрочных никелевых сплавов типа ЖС6М // Сварочное производство. 1997. №6. С. 12–17.
10. Лукин В.И., Семенов В.Н., Старова Л.Л. и др. Образование горячих трещин при сварке жаропрочных сплавов // МиТОМ. 2007. №12. С. 7–14.
11. Хорунов В.Ф., Максимова С.В. Пайка жаропрочных сплавов на современном этапе // Сварочное производство. 2010. №10. С. 24–27.
12. Рыльников В.С. Вопросы по пайке, решенные в процессе изготовления изделия «Буран» // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 33–34.
13. Лукин В.И., Банас И.П., Ковальчук В.Г., Голев Е.В. Аргоно-дуговая сварка высокопрочной цементуемой стали ВНС-63 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №8. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
14. Афанасьев-Ходыкин А.Н., Лукин В.И., Рыльников В.С. Высокотехнологичные полуфабрикаты жаропрочных припоев (ленты и пасты на органическом связующем) // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №9. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
15. Рыльников В.С., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Галушка И.А. Технология пайки конструкции типа «блиск» из разноименных сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №10. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
16. Рыльников В.С., Афанасьев-Ходыкин А.Н., Красиков М.И. Исследование ремонтной технологии исправления дефектов паяных соединений топливных коллекторов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №12. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017).
17. Титов В.И., Гундобин Н.В., Пилипенко Л.В. Определение ниобия в припое ВПр17 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №5. Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-5-10-10.
18. Титов В.И., Гундобин Н.В., Пилипенко Л.В. Разработка метода определения содержания фосфора в припое ВПр18 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №11. Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-11-11.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N. Materialy dlya izdeliya «Buran» – innovacionnye resheniya formirovaniya shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for «Buran» spaceship – innovative solutions of formation of the sixth technological mode] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
3. Kablov E.N. Iz chego sdelat budushhee? Materialy novogo pokoleniya, tehnologii ih sozdaniya i pererabotki – osnova innovacij [What the future to make of? Materials of new generation, technology of their creation and processing – basis of innovations] // Krylya Rodiny. 2016. №5. S. 8–18.
4. Kablov E.N. Kontrol kachestva materialov – garantiya bezopasnosti ekspluatacii aviacionnoj tehniki [Quality control of materials – security accreditation of operation of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2001. №1. S. 3–8.
5. Kablov E.N. Aviacionnoe materialovedenie v XXI veke. Perspektivy i zadachi [Aviation materials science in the XXI century. Perspectives and tasks] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy VIAM 1932–2002. M.: MISIS–VIAM, 2002. S. 23–47.
6. Kablov E.N. Tendencii i orientiry innovacionnogo razvitiya Rossii: sb. nauch.-inform. mater. 3-e izd. [Tendencies and reference points of innovative development of Russia: collection scientific informatsio ny materials. 3rd ed.]. M.: VIAM, 2015. 720 s.
7. Lukin V.I., Koval'chuk V.G., Samorukov M.L., Gridnev Yu.M. Issledovanie vliyaniya tehnologii rotacionnoj svarki treniem deformiruemogo zharoprochnogo nikelevogo splava VZh175 na strukturu i prochnostnye harakteristiki svarnyh soedinenij [Research of influence of technology of rotational friction bonding of deformable heat resisting VZh175 nickel alloy on structure and strength characteristics of welded connections] // Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroenie. 2011. №SP2. S. 114–121.
8. Sorokin L.I. Svarivaemost zharoprochnyh splavov, primenyaemyh v aviacionnyh gazoturbinnyh dvigatelyah [Bondability of the hot strength alloys applied in aviation gas turbine engines] // Svarochnoe proizvodstvo. 1997. №4. S. 4–11.
9. Lukin V.I., Sorokin L.I., Bagdasarov Yu.S. Svarivaemost' litejnyh zharoprochnyh nikelevyh splavov tipa ZhS6M [Bondability of cast heat resisting nickel alloys of the ZhS6M type] // Svarochnoe proizvodstvo. 1997. №6. S. 12–17.
10. Lukin V.I., Semenov V.N., Starova L.L. i dr. Obrazovanie goryachih treshhin pri svarke zharoprochnyh splavov [Formation of hot cracks when welding hot strength alloys] // MiTOM. 2007. №12. S. 7–14.
11. Horunov V.F., Maksimova S.V. Pajka zharoprochnyh splavov na sovremennom etape [The soldering of hot strength alloys at the present stage] // Svarochnoe proizvodstvo. 2010. №10. S. 24–27.
12. Rylnikov V.S. Voprosy po pajke, reshennye v processe izgotovleniya izdeliya «Buran» [Some problems of brazing solved in the course of manufacture of «Buran» reusable spaceship] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 33–34.
13. Lukin V.I., Banas I.P., Kovalchuk V.G., Golev E.V. Argono-dugovaya svarka vysokoprochnoj cementuemoj stali VNS-63 [TIG welding of high-strengthened cemented steel VNS-63] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №8. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
14. Afanasev-Hodykin A.N., Lukin V.I., Rylnikov V.S. Vysokotehnologichnye polufabrikaty zharoprochnyh pripoev (lenty i pasty na organicheskom svyazuyushhem) [High-tech semi-finished high-temperature solders (tape and paste on an organic binder] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №9. St. 02. Available at: http://viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
15. Rylnikov V.S., Afanasev-Hodykin A.N., Galushka I.A. Tehnologiya pajki konstrukcii tipa «blisk» iz raznoimennyh splavov [Technology of the soldering of design of the blisk type from heteronymic alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №10. St. 02. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
16. Ryl'nikov V.S., Afanas'ev-Hodykin A.N., Krasikov M.I. Issledovanie remontnoj tehnologii ispravleniya defektov payanyh soedinenij toplivnyh kollektorov [Research of repair technology of correction of defects of sweated connections of fuel manifolds] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №12. St. 02. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017).
17. Titov V.I., Gundobin N.V., Pilipenko L.V. Opredelenie niobiya v pripoe VPr17 [Determination of niobium in VPr17 solder] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №5. St. 10. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-5-10-10.
18. Titov V.I., Gundobin N.V., Pilipenko L.V. Razrabotka metoda opredeleniya soderzhaniya fosfora v pripoe VPr18 [Development of a method for determination of phosphorus in the solder VPr18] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №11. St. 11. URL: http://www.viam-works.ru (accessed: June 01, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-11-11.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.