УСТАЛОСТНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАЛИ ВКС-9 В УСЛОВИЯХ СИММЕТРИЧНОГО НАГРУЖЕНИЯ «РАСТЯЖЕНИЕ–СЖАТИЕ» И «ИЗГИБ С ВРАЩЕНИЕМ»

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-9-11-11
УДК 620.178.35
А. В. Гриневич, В. С. Ерасов, Н. А. Якушева, А. Л. Терехин
УСТАЛОСТНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАЛИ ВКС-9 В УСЛОВИЯХ СИММЕТРИЧНОГО НАГРУЖЕНИЯ «РАСТЯЖЕНИЕ–СЖАТИЕ» И «ИЗГИБ С ВРАЩЕНИЕМ»

Приведены результаты усталостных испытаний высокопрочной стали ВКС-9, разработанной для применения в шасси самолетов и других высоконагруженных деталях летательных аппаратов. Проиллюстрирована основная сложность разработки высокопрочных сталей, обусловленная тем, что несущая способность конструкции с концентратором напряжений оказывается существенно ниже предела прочности, определенного на стандартном образце. Наряду с оценкой сопротивления материала хрупкому разрушению критерий усталостного разрушения также является основой определения несущей способности. Исходя из аппаратурного оснащения, отечественная практика испытаний на усталость базировалась на нагружении по схеме «изгиб с вращением». Американские справочники предоставляют данные по усталости, полученные при испытаниях по схеме нагружения «растяжение–сжатие». Для корректного сравнения данных по усталости  проведены сравнительные испытания высокопрочной стали ВКС-9 по различным схемам нагружения. Установлено, что пределы ограниченной выносливости на базах 104–106 циклов при испытании по схеме нагружения «изгиб с вращением» превышают пределы выносливости, определенные при испытаниях по варианту «растяжение–сжатие».

Ключевые слова: высокопрочная сталь, усталостные испытания, хрупкое разрушение, пределы выносливости, циклическое нагружение, чистый изгиб с вращением, high-strength steel, fatigue tests, brittle fracture, fatigue limits, cyclic loading, pure bending with rotation

Введение

Проблема разработки высокопрочных материалов всегда являлась приоритетной для авиационного материаловедения, поскольку доминирующим критерием, характеризующим совершенство конструкции летательного аппарата, является отношение массы полезного груза к массе конструкции. Единственным направлением в реализации существенного снижения массы конструкции является использование все более высокопрочных материалов, позволяющих уменьшить рабочее сечение детали. Для материаловеда прочность ассоциируется, прежде всего, с характеристиками, полученными при стандартных испытаниях гладких образцов на одноосное растяжение, – пределом прочности (временно́е сопротивление) и пределом текучести материала. Однако оперирование конструкторами только показателями прочности, полученными при стандартных испытаниях на растяжение, привело к многочисленным авариям и катастрофам конструкций из высокопрочных материалов. Катастрофическое разрушение конструкции обусловлено переходом пластичного состояния материала в хрупкое, которое зависит от вида напряженно-деформированного состояния материала, влияния внешних факторов (температура, радиация, поверхностно-активная среда) и масштабного эффекта [1].

Влияние напряженно-деформированного состояния на несущую способность наглядно продемонстрировано в работе [2] для сталей с различным уровнем прочности. Для стального образца с надрезом несущая способность оказалась на уровне =1300 МПа при прочности σв=2300 МПа, определенной на гладком образце. Для стали с прочностью σв=1350 МПа образец с аналогичным надрезом показал несущую способность на уровне =2250 МПа. Надрез, создающий трехосное напряженно-деформированное состояние в материале образца, фактически поменял местами стали с разным уровнем прочности, выдвинув на первое место по несущей способности сталь с низким пределом прочности [3–5]. Поскольку в большинстве конструкций присутствуют концентраторы напряжений, то материаловед сталкивается с крайне сложной задачей обеспечения высокого уровня прочности для любых вариантов напряженно-деформированного состояния, в том числе и с учетом воздействия внешних факторов [6–12].

Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) является лидером по разработке материалов с предельно возможным уровнем прочности. В середине 50-х годов прошлого века в лаборатории «Конструкционные и специальные стали» разработали сталь марки ЭИ643 с пределом прочности σв=  кгс/мм2 (1960 МПа). Поскольку было очевидно, что повышение статической прочности стали может привести к снижению надежности конструкции из-за вероятности хрупкого разрушения были выполнены обширные прочностные испытания с привлечением модельных образцов. На образце-проушине получили овализацию отверстия при нагрузке 121000 кгс (1190 кН) без разрушения ушка серьги. Напряжения разрушения при изгибе трубчатых образцов значительно (в 1,5 раза) превышали предел прочности стандартных образцов, а потеря несущей способности происходила из-за потери устойчивости трубы в сжатой зоне. Испытания сварных модельных образцов из стали ЭИ643 при многократных статических нагрузках (2·103–6·103 циклов нагружения) также показали высокую конструкционную прочность. Несмотря на положительные результаты по характеристикам статической усталости, применение стали было ограничено. Сталь марки ЭИ643 рекомендовалась для применения в деталях шасси, осях, болтах, шпильках, работающих на срез, и в других деталях, не имеющих значительных концентраторов напряжений.

Альтернативной разработкой лаборатории в области высокопрочных сталей явилась сталь марки ВКС-1 с уровнем прочности по техническим условиям (ТУ) не менее 190 кгс/мм2 (1860 МПа). Сталь была рекомендована для обечаек емкостей разового действия, работающих кратковременно под внутренним давлением, причем оговаривалось, что обечайки изготавливаются раскаткой без продольных швов. Следует отметить существенное уточнение содержания углерода в стали в процессе ее производства.

Перечень конструкционных высокопрочных сталей был дополнен разработками из сталей баллистического применения. Сталь КВК-42 с уровнем прочности не менее 190 кгс/мм2 (1860 МПа) также предназначалась для тонкостенных емкостей с бесшовными обечайками изделий разового применения.

Формально, когда требования конструкторов к материалу деталей шасси повысились до 200 кгс/мм2 (1960 МПа), ни одна отечественная сталь не удовлетворяла этим условиям, что привело в итоге к применению американской стали марки 300М для деталей шасси самолета МС-21. В справочнике MMPDS-02 наряду со статической прочностью стали 300М приводились ее усталостные характеристики, что обеспечивало возможность оценки ресурса шасси [13]. Отсутствие данных по усталостной долговечности высокопрочных сталей явилось основанием для проведения данной работы.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 2.2. «Квалификация и исследования материалов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [14].

 

Материалы и методы

Сотрудниками ФГУП «ВИАМ» (Э.А. Елисеевым, Н.Г. Покровской, Н.А. Самченко, Н.А. Якушевой) лаборатории «Конструкционные и специальные стали», возглавляемой В.И. Громовым, в сжатые сроки были выполнены исследования по разработке стали с прочностью 200 кгс/мм2 (1960 МПа) для замены американской стали марки 300М. Ведущий научный сотрудник Н.Г. Покровская предложила использовать резервы вязкости разрушения стали ВКС-9 при жесткой регламентации углерода. Разработанная в середине 80-х годов прошлого столетия сталь ВКС-9 характеризовалась пределом прочности σв=195–215 кгс (1910–2100 МПа), относительным удлинением δ5=9%, относительным сужением ψ=40% и вязкостью разрушения, достигающей K1с=300 кгс/мм3/2 (95 МПа  ). Сталь рекомендовалась к производственному опробованию для изготовления механически обрабатываемых деталей, в том числе деталей шасси. Совершенствование метода выплавки с жесткой регламентацией содержания углерода позволило решить крайне сложную, как следует из вышесказанного, проблему – достижение уровня прочности не менее 200 кгс/мм2 (1960 МПа).

Разработана технология изготовления крупногабаритных полуфабрикатов (поковки сечением 300×300 и 350×350 мм) из стали ВКС-9, выплавленной методом ИД (ВИ+ВДП). При выплавке содержание углерода находится в регламентированном диапазоне, обеспечивающем требования к статической прочности для стали. Аналогичные требования вынуждены соблюдать и американские разработчики стали 300М, что следует из градации механических характеристик, представленных в справочнике MMPDS-02.

Промышленное изготовление поковок сечением 300×300 и 350×350 мм осуществляли на АО «Металлургический завод «Электросталь». Научное сопровождение изготовления поковок, а также проведение всех технологических операций по изготовлению и термической обработке образцов осуществляли сотрудники лаборатории «Конструкционные и специальные стали» ФГУП «ВИАМ».

Разработанная во ФГУП «ВИАМ» сталь марки ВКС-9 предназначена для применения в высоконагруженных деталях и агрегатах летательных аппаратов, а также для замены американской стали 300М, используемой в настоящее время для изготовления шасси самолета МС-21.

Поскольку шасси самолета работает в условиях периодически повторяющихся нагрузок, то необходима оценка работоспособности материала в условиях действия переменных напряжений [15, 16]. Усталостная долговечность зависит от множества факторов, среди которых определяющим является вид нагружения, характеризующий напряженно-деформированное состояние образца [17–19].

В отечественной практике масштабные исследования усталостной долговечности конструкционных материалов проводились на испытательных машинах, реализующих нагружение по схеме «чистый изгиб с вращением». Данный вариант испытаний имитирует напряженное состояние валов и осей большинства машин и механизмов, в которых действуют нагрузки, приводящие к изгибающим моментам. В этом случае, как и в реальных механизмах, реализуется цикл нагружения с коэффициентом асимметрии R=-1, который представляется наиболее опасным по отношению к циклам со средним напряжением. При нагружении по схеме «чистый изгиб с вращением» в образце реализуется неоднородное напряженно-деформированное состояние, когда максимальные напряжения возникают только на поверхности образца, а в центре образца они равны нулю.

В образце, испытываемом по варианту нагружения «растяжение–сжатие», создается однородное напряженно-деформированное состояние. При этом в процесс деформации включается все сечение образца, а не только поверхностные слои, как это имеет место для варианта «чистый изгиб с вращением». В американском справочнике MMPDS-02 усталостные характеристики приводятся для схемы нагружения «растяжение–сжатие».

Для корректного сравнения усталостных характеристик, полученных по различным схемам нагружения, проведены сравнительные испытания стали ВКС-9 как в условиях одноосного «растяжения–сжатия», так и «чистого изгиба с вращением».

Усталостные испытания в условиях «растяжение–сжатие» проводили на испытательной машине резонансного типа TESTRONIC 100 с блоком управления ТОРР (рис. 1). Максимальная статическая нагрузка составляет 100 кН, размах переменной нагрузки 100 кН, точность измерения статической и переменной нагрузки 0,5%, стабильность переменной нагрузки лучше 0,5%. Эскиз и общий вид образца представлены на рис. 2.

 

 

 

Рис. 1. Общий вид испытательной машины TESTRONIC 100 (а) и установленный в захваты машины образец (б)

 

Теоретический коэффициент концентрации напряжения для данного образца равен Kt=1,02 [3]. Испытания проводили в лабораторных условиях (температура испытаний Т=20±5°С, влажность ψ=35–45%) при асимметрии цикла «растяжение–сжатие» R=-1 и частоте испытаний f=83 Гц. Ось образцов соответствовала продольному направлению поковки. Для получения высокого качества рабочей поверхности образца использовали продольную полировку, позволяющую исключить в рабочей зоне поперечные риски, являющиеся одним из факторов значительного разброса усталостных характеристик.

 

Рис. 2. Эскиз (а) и общий вид образца (б) при испытании по схеме «растяжение–сжатие»

 

Наряду с испытаниями по циклу «растяжение–сжатие» проведены испытания стали ВКС-9 в условиях «чистого изгиба с вращением». Испытания проводили на испытательной машине Zwick/Roell UBM 200. Максимальный изгибающий момент составлет 200 Нм, класс точности 1, максимальная частота вращения шпинделя машины для усталостных испытаний 6000 об/мин. Регулировка частоты вращения обеспечила возможность проведения усталостных испытаний при изгибе с частотой, принятой при испытаниях в условиях «растяжение–сжатие». Частоту вращения шпинделя устанавливали 5000 об/мин, что соответствует частоте нагружения 83 Гц. Общий вид испытательной машины и зоны установки образца представлены на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Общий вид испытательной машины Zwick/Roell UBM 200 (а) и опоры с цанговыми захватами и с установленным образцом (б)

 

Оригинальность испытательной машины Zwick/Roell UBM 200 состоит в создании изгибающего момента в плоскости установочного стола в отличие от стандартных машин, в которых нагружающее устройство создает изгибающий момент в плоскости груза. Изгибающий момент на образце создается жестким рычагом, к которому прикладывается усилие через гибкую систему с нормируемым грузом. Рычаг крепится к опоре, в цанговый захват которого зажимается образец. Для передачи изгибающего момента на образец необходимо, чтобы опора с цанговым захватом была подвижна. Задача подвижности нагружающей опоры решается путем «вывешивания» ее на воздушной подушке для чего используется воздушный компрессор. При данном решении проблема учета усилия трения и его влияния на изгибающий момент отпадает. Сложности, вызванные необходимостью использовать воздушный компрессор, окупаются простотой и точной оценкой изгибающего момента.

Эскиз образца для испытания на чистый изгиб и его общий вид представлены на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Эскиз (а) и общий вид образца (б) для испытания по схеме «чистый изгиб с вращением»

 

Теоретический коэффициент концентрации напряжения для данного образца равен Kt=1,02. Испытания проводили в лабораторных условиях при асимметрии цикла R=-1 и частоте испытаний f=83 Гц. Заготовки под образцы вырезали в продольном направлении – ось образцов соответствовала продольному направлению поковки. Для получения высокого качества рабочей зоны образцов в качестве финишной операции применяли продольную полировку, аналогичную полировке образцов, испытываемых по циклу «растяжение–сжатие».

 

Результаты испытаний

Результаты усталостных испытаний в условиях схемы «растяжение–сжатие» представлены в табл. 1 и отражены на рис. 5, а.

 

Таблица 1

Результаты усталостных испытаний при «растяжении–сжатии» образцов из стали ВКС-9
из поковок сечением 350×350 и 300×300 мм (продольное направление)

Условный номер

образца

Напряжение, МПа

N,

цикл

Условный номер

образца

Напряжение,

МПа

N,

цикл

551-7

1620

1800

551-1

890

188542

551-2

1520

2660

951-2

890

177700

131-11

1520

1810

951-5

890

437110

21-6

1520

2640

131-3

890

472560

131-12

1375

4600

331-3

890

31260

551-3

1375

7050

331-8

890

970690

21-7

1375

7190

131-16

890

76080

551-4

1235

15070

551-8

825

520700

131-13

1235

9580

131-4

825

1369340

21-8

1235

16680

951-3

825

1532720

551-5

1100

68730

331-10

825

2356830

131-1

1100

52530

131-17

825

331210

131-14

1100

40410

131-19

825

157500

331-1

1100

47110

331-4

825

2850820

331-6

1100

38180

331-9

825

1501670

21-9

1100

51370

551-9

755

>3000000

551-6

960

559840

131-5

755

>3000000

131-2

960

210110

951-4

755

721350

951-1

960

247660

131-18

755

>3000000

131-15

960

201910

131-20

755

2755740

331-2

960

151640

331-5

755

>3000000

331-7

960

155260

551-10

685

>3000000

21-10

960

102310

 

Рис. 5. Кривые усталости стали ВКС-9 при нагружении по схемам «растяжение–сжатие» (а) и «чистый изгиб с вращением» (б) с асимметрией цикла R=-1 и Kt=1,02

 

Максимальные растягивающие и сжимающие напряжения, действующие в образце в условиях чистого изгиба, определяли по формуле:

σ=32·М/3,14·d3=10,19 М/d3,

где М – изгибающий момент; d – диаметр образца.

 

Результаты усталостных испытаний при «чистом изгибе с вращением» образцов из стали ВКС-9 из поковки сечением 300×300 мм представлены в табл. 2 и на рис. 5, б.

 

Таблица 2

Результаты усталостных испытаний в условиях «чистого изгиба с вращением» образцов из стали ВКС-9 из поковки сечением 300×300 мм (продольное направление)

Условный

номер

образца

Напряжение,

МПа

N,

цикл

Примечание

Условный

номер

образца

Напряжение,

МПа

N,

цикл

Примечание

103-9

1570

7900

103-18

980

42330

103-10

1570

5100

103-27

980

395630

103-11

1570

5440

103-28

980

1277900

103-25

1570

8600

103-29

980

1518900

103-13

1375

12750

103-23

930

6000000

Б/р*

103-15

1375

10180

103-24

930

6000000

Б/р

103-14

1180

12940

103-22

885

6000000

Б/р

103-16

1180

37060

103-20

885

1433750

103-26

1180

31850

103-21

885

5868960

103-17

980

114250

103-19

885

8000000

Б/р

* Без разрушения.

Для более наглядного сопоставления результатов усталостных испытаний данные, полученные при испытании в условиях «растяжение–сжатие» и при «чистом изгибе с вращением», представлены совместно на рис. 6. Анализ показывает, что при высоком уровне амплитуд усталостного цикла (˃1000 МПа) разброс усталостных характеристик для образцов, испытанных на одном уровне напряжений, незначителен. Разброс по усталостным характеристикам существенно увеличивается при уменьшении амплитуды цикла и соответственно увеличению усталостной долговечности. Разброс значений почти на порядок при базах испытаний 106 циклов нагружения характерен для высокопрочных сталей, в том числе для сталей марок 300М и AISI 4340.

 

 

Рис. 6. Кривые усталости стали ВКС-9 при нагружении по схемам «растяжение–сжатие» () и «чистый изгиб с вращением» ()

 

Пределы ограниченной выносливости для образцов, испытанных при нагружении по схеме «растяжение–сжатие», оказываются несколько ниже показателей, полученных по схеме испытаний «чистый изгиб с вращением». Снижение предела ограниченной выносливости для цикла нагружения «растяжение–сжатие» по сравнению с «чистым изгибом с вращением» на базе испытаний 104 циклов нагружения составляет ~7%. Увеличение базы испытаний до 2·106 циклов приводит к снижению значений, достигающему 19%. Снижение предела ограниченной выносливости при схеме испытаний «растяжение–сжатие» обусловлено бо́льшим вовлечение материала, работающего в условиях максимальных напряжений, тогда как при «чистом изгибе с вращением» максимальные напряжения затрагивают только поверхностные слои.

Пределы ограниченной выносливости для стали ВКС-9 для нагружения по схемам «чистый изгиб с вращением» и «растяжение–сжатие» составляют соответственно: 1200 и 1060 МПа на базе 6·104 циклов, 1100 и 940 МПа на базе 2·105 циклов и 1080 и 920 МПа на базе 3·105 циклов.

Поскольку ряд образцов (103-19, 103-22, 103-23, 103-24) не разрушились на базе испытаний 6·106 циклов, то их испытание было продолжено при более высоких напряжениях. Результаты испытаний образцов (103-19, 103-22, 103-23, 103-24), повторно испытанных по схеме «чистый изгиб с вращением», представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Усталостная долговечность образцов после повторных испытаний

Условный номер образца

Напряжение, МПа

N, цикл

103-19

980

906850

103-22

980

1087910

103-23

950

6000000 (Б/р*)

103-24

950

1875490

* Без разрушения.

 

Результаты повторных усталостных испытаний образцов из стали ВКС-9 подтвердили ее высокие характеристики ограниченной выносливости, которые практически не изменились, несмотря на значительную предварительную усталостную наработку.

 

Заключения

Проведены сравнительные усталостные испытания образцов из стали ВКС-9 при частоте нагружения 83 Гц и коэффициенте концентрации напряжений Kt=1,02 как в условиях нагружения «растяжение–сжатие» с коэффициентом асимметрии R=-1, так и симметричного нагружения «чистый изгиб с вращением».

Установлено, что значения пределов ограниченной выносливости при испытании гладких образцов из стали ВКС-9 при симметричном нагружении «чистый изгиб с вращением» превышают значения пределов ограниченной выносливости при нагружении «растяжение–сжатие» на базе 105 циклов – на 12%, а на базе 106 – на 16%.

Значения предела ограниченной выносливости на базе испытаний 6·104 циклов для гладких образцов из стали ВКС-9 находятся на уровне: 1200 МПа при нагружении по схеме «чистый изгиб с вращением» и 1060 МПа при симметричном нагружении по схеме «растяжение–сжатие».


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Серенсен С.В. Сопротивление материалов усталостному и хрупкому разрушению. М.: Атомиздат, 1975. 192 с.
2. Ужиг Г.В. Прочность в машиностроении. М.: Машиностроение, 1958. 68 с.
3. Петерсон Р. Коэффициенты концентрации напряжений. М.: Мир, 1977. 302 с.
4. Бойцов Б.В. Надежность шасси самолета. М.: Машиностроение, 1976. 216 с.
5. Одесский П.Д., Шувалов А.Н., Емельянов О.В. Оценка сопротивления зарождению усталостных трещин в сварных соединениях стальных конструкций // Деформация и разрушение. 2016. №9. С. 30–35.
6. Панин В.Е., Каблов Е.Н., Плешаков В.С. и др. Влияние ультразвуковой ударной обработки на структуру и сопротивление усталости сварных соединений высокопрочной стали ВКС-12 // Физическая мезомеханика. 2006. Т. 9. №2. С. 85–96.
7. Панин В.Е., Каблов Е.Н., Почивалов Ю.И., Панин С.В., Колобнев Н.И. Влияние наноструктурирования поверхностного слоя алюминий-литиевого сплава 1424 на механизмы деформации, технологические характеристики и усталостную долговечность // Физическая мезомеханика. 2012. Т. 15. №6. С. 107–111.
8. Геров М.В., Владиславская Е.Ю., Терентьев В.Ф. и др. Исследование усталостной прочности сплава Ti–6Al–4V, полученного методом селективного лазерного плавления // Деформация и разрушение. 2016. №5. С. 14–20.
9. Беляев М.С., Горбовец М.А. О разрыве кривых малоцикловой усталости жаропрочного никелевого сплава // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S4. С. 103–108. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-s4-103-108.
10. Гриневич А.В., Румянцев Ю.С., Морозова Л.В., Терехин А.Л. Исследование усталостной долговечности алюминиевых сплавов 1163-Т и В95о.ч.-Т2 после поверхностного упрочнения // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S4. С. 93–102. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-s4-93-102.
11. Каблов Е.Н., Морозова Л.В., Григоренко В.Б., Жегина И.П., Фомина М.А. Исследование влияния коррозионной среды на процесс накопления повреждений и характер разрушения конструкционных алюминиевых сплавов 1441 и В-1469 при испытаниях на растяжение и малоцикловую усталость // Материаловедение. 2017. №1. С. 41–48.
12. Писарев В.С., Матвиенко Ю.Г., Елеонский С.И., Одинцев И.Н. Влияние малоцикловой усталости на параметры механики разрушения по данным метода спекл-интерферометрии // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2016. №6. С. 44–56.
13. Metallic Materials Properties Development and Standardization (MMPDS). Federal Aviation Administration, 2005. Р. 2-59–2-62.
14. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
15. Бойцов Б.В., Кишкина С.И., Кравченко Г.Н. и др. Долговечность шарнирно-болтовых соединений летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1996. 256 с.
16. Терентьев В.Ф., Петухов А.Н. Усталость высокопрочных металлических материалов. М.: ЦИАМ, 2013. 515 с.
17. Кузьмин О.В., Тихомирова Е.А., Сундуков М.Ю., Азизов Г.Н., Сидохин Е.Ф. Новый способ термоциклических испытаний сопротивления материала термической усталости в авиационном производстве // Авиационные материалы и технологии. 2013. №4. С. 51–53.
18. Муравьев В.В., Муравьева О.В. Оценка роста усталостных трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов акустико-эмиссионным методом // Деформация и разрушение. 2016. №9. С. 24–29.
19. Беляев М.С., Терентьев В.Ф., Горбовец М.А., Бакрадзе М.М., Гольдберг М.А. Малоцикловая усталость при заданной деформации и параметры упругопластического деформирования жаропрочного сплава ВЖ175 // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S4. С. 87–92. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-s4-87-92.
1. Serensen S.V. Soprotivlenie materialov ustalostnomu i hrupkomu razrusheniyu [Resistance of materials to fatigue and brittle failure]. M.: Atomizdat, 1975. 192 s.
2. Uzhig G.V. Prochnost v mashinostroenii [Durability in mechanical engineering]. M.: Mashinostroenie, 1958. 68 s.
3. Peterson R. Koefficienty koncentracii napryazhenij [Factors of concentration of tension]. M.: Mir, 1977. 302 s.
4. Bojcov B.V. Nadezhnost shassi samoleta [Reliability of the chassis of airplane]. M.: Mashinostroenie, 1976. 216 s.
5. Odesskij P.D., Shuvalov A.N., Emelyanov O.V. Ocenka soprotivleniya zarozhdeniyu ustalostnyh treshhin v svarnyh soedineniyah stalnyh konstrukcij [Assessment of resistance to origin of fatigue cracks in welded connections of steel designs] // Deformaciya i razrushenie. 2016. №9. S. 30–35.
6. Panin V.E., Kablov E.N., Pleshakov V.S. i dr. Vliyanie ultrazvukovoj udarnoj obrabotki na strukturu i soprotivlenie ustalosti svarnyh soedinenij vysokoprochnoj stali VKS-12 [Influence of ultrasonic shock processing on structure and resistance of fatigue of welded compounds of VKS-12 high-strength steel] // Fizicheskaya mezomehanika. 2006. T. 9. №2. S. 85–96.
7. Panin V.E., Kablov E.N., Pochivalov Yu.I., Panin S.V., Kolobnev N.I. Vliyanie nanostrukturirovaniya poverhnostnogo sloya alyuminij-litievogo splava 1424 na mehanizmy deformacii, tehnologicheskie harakteristiki i ustalostnuyu dolgovechnost [Influence of nanostructuring surface layer aluminum-lithium alloy 1424 on deformation mechanisms, technical characteristics and fatigue life] // Fizicheskaya mezomehanika. 2012. T. 15. №6. S. 107–111.
8. Gerov M.V., Vladislavskaya E.Yu., Terentev V.F. i dr. Issledovanie ustalostnoj prochnosti splava Ti–6Al–4V, poluchennogo metodom selektivnogo lazernogo plavleniya [Research of fatigue resistance of alloy of Ti–6Al–4V received by method of the selection laser melting] // Deformaciya i razrushenie. 2016. №5. S. 14–20.
9. Belyaev M.S., Gorbovec M.A. O razryve krivyh malociklovoj ustalosti zharoprochnogo nikelevogo splava [About discontinuity of LCF diagram in S-N coordinates for Ni-based superalloy] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S4. S. 103–108. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-s4-103-108.
10. Grinevich A.V., Rumyancev Yu.S., Morozova L.V., Terehin A.L. Issledovanie ustalostnoj dolgovechnosti alyuminievyh splavov 1163-T i V95o.ch.-T2 posle poverhnostnogo uprochneniya [Study of fatigue life of 1163-T and V95o.ch.-T2 aluminum alloys after surface hardening] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S4. S. 93–102. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-s4-93-102.
11. Kablov E.N., Morozova L.V., Grigorenko V.B., Zhegina I.P., Fomina M.A. Issledovanie vliyaniya korrozionnoj sredy na process nakopleniya povrezhdenij i harakter razrusheniya konstrukcionnyh alyuminievyh splavov 1441 i V-1469 pri ispytaniyah na rastyazhenie i malociklovuyu ustalost [Research of influence of the corrosion environment on process of accumulation of damages and nature of destruction of structural aluminum alloys 1441 and V-1469 at tension tests and low-cyclic fatigue] // Materialovedenie. 2017. №1. S. 41–48.
12. Pisarev V.S., Matvienko Yu.G., Eleonskij S.I., Odincev I.N. Vliyanie malociklovoj ustalosti na parametry mehaniki razrusheniya po dannym metoda spekl-interferometrii [Influence of low-cyclic fatigue on fracture mechanics parameters according to speckle interferometry method] // Zavodskaya laboratoriya. Diagnostika materialov. 2016. №6. S. 44–56.
13. Metallic Materials Properties Development and Standardization (MMPDS). Federal Aviation Administration, 2005. Р. 2-59–2-62.
14. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
15. Bojcov B.V., Kishkina S.I., Kravchenko G.N. i dr. Dolgovechnost' sharnirno-boltovyh soedinenij letatelnyh apparatov [Durability of sharnirno-bolted connections of flight vehicles]. M.: Mashinostroenie, 1996. 256 s.
16. Terentev V.F., Petuhov A.N. Ustalost vysokoprochnyh metallicheskih materialov [Fatigue of high-strength metal materials]. M.: CIAM, 2013. 515 s.
17. Kuzmin O.V., Tihomirova E.A., Sundukov M.Yu., Azizov G.N., Sidohin E.F. Novyj sposob termociklicheskih ispytanij soprotivleniya materiala termicheskoj ustalosti v aviacionnom proizvodstve [A new thermo-cyclic testing method to measure thermal fatigue resistance of materials in aeronautical engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №4. S. 51–53.
18. Muravev V.V., Muraveva O.V. Ocenka rosta ustalostnyh treshhin v bokovyh ramah telezhek gruzovyh vagonov akustiko-emissionnym metodom [Assessment of growth of fatigue cracks in side frames of carts of freight cars acoustic-emission method] // Deformaciya i razrushenie. 2016. №9. S. 24–29.
19. Belyaev M.S., Terentev V.F., Gorbovec M.A., Bakradze M.M., Goldberg M.A. Malociklovaya ustalost pri zadannoj deformacii i parametry uprugoplasticheskogo deformirovaniya zharoprochnogo splava VZh175 [Low-cycle fatigue for a given deformation and parameters of elastic-plastic deformation of superalloy VZh175] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S4. S. 87–92. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s4-87-92.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.