ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СВОЙСТВА УГЛЕПЛАСТИКА ВКУ-29

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-8-8-8
УДК 678.747.2
К. С. Мишуров, Н. Г. Файзрахманов, Н. В. Иванов
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СВОЙСТВА УГЛЕПЛАСТИКА ВКУ-29

Исследовано влияние климатических факторов и эксплуатационных жидкостей на свойства углепластика ВКУ-29 на основе армирующей углеродной ткани и эпоксидного связующего ВСЭ-1212, изготовленного методом автоклавного формования. Показано, что углепластик ВКУ-29 имеет высокий уровень сохранения свойств (не менее 72% от исходного значения) при воздействии факторов внешней среды (тепловое и термовлажностное старение; стойкость к условиям в камере солевого тумана, воде, влаге, топливу, маслу, противообледенительной жидкости и растворителю)и отвечают авиационным требованиям по коррозионной безопасности и горючести.

Ключевые слова: углепластик, углеродные волокна, автоклавное формование, полимерные композиты, CFRP, carbon fiber, autoclave molding, polymer composites.

Введение

Развитие авиационной техники невозможно без совершенствования и внедрения новых материалов и технологий их производства. Полимерные композиционные материалы (ПКМ) прочно завоевали место среди конструкционных материалов в авиационной промышлености [1]. Их применение взамен металлических сплавов обеспечивает снижение массы конструкций, повышение ресурса эксплуатации, снижение трудоемкости изготовления и материалоемкости. Снижение массы авиационных конструкций благодаря применению новых материалов дает возможность снизить потребление топлива, увеличить полезную нагрузку (количество пассажиров и полезного груза) [2–5].

Зарубежные фирмы, такие как Airbus и Boeing, проводят исследования с целью увеличения объема применения углепластиков до 60% массы конструкции летательных аппаратов. В настоящее время фирма Airbus является лидером по объему применения ПКМ. В конструкции самолета А350 композиты занимают ~53% массы планера. Российские авиастроители также стремятся увеличить объемы применения углепластиков в элементах конструкции новых изделий: ПАО «Компания «Сухой» – в самолете SSJ NG, ПАО Корпорация «Иркут» – в самолете МС-21. Решение этой задачи вполне реально с учетом высоких механических свойств углепластиков и современного уровня развития технологий [6, 7].

При эксплуатации и хранении, изделия из ПКМ подвергаются воздействию температуры и влажности окружающего воздуха. В зависимости от конкретного применения, изделия из ПКМ подвергаются либо длительному и непрерывному воздействию температуры и влажности окружающего воздуха, либо кратковременным воздействиям этих факторов. Значения температуры и влажности зависят от климатической зоны и ряда других факторов, непосредственно связанных с назначением изделия, и, следовательно, с условиями эксплуатации. О стойкости ПКМ к совместному или последовательному воздействию температуры и влажности можно судить по изменению их эксплуатационных свойств. Испытания на стойкость полимерных материалов или изделий из них к действию температуры и влаги, которое может быть весьма разнообразным как по интенсивности, так и по продолжительности, проводятся в специальных автоматических тепловлажностных камерах [8–14].

Целью данной работы является исследование стабильности свойств  углепластика, полученного методом автоклавного формования, при воздействии факторов внешней среды (температуры и повышенной влажности) и эксплуатационных жидкостей (топливо, масло, противообледенительная жидкость, растворители).

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 13.2. «Полимерные композиционные материалы» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [15].

 

Материалы и методы

Объектом исследования является изготовленный методом автоклавного формования конструкционный углепластик ВКУ-29 на основе равнопрочной углеродной ткани Porcher (арт. 4510) с поверхностной плотностью 200±10 г/м2 и связующего марки ВСЭ-1212. Физико-механические характеристики углепластика ВКУ-29 представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Свойства конструкционного углепластика ВКУ-29, изготовленного

методом автоклавного формования

Свойства

Значения свойств

Предел прочности, МПа:

при растяжении

при сжатии

при межслойном сдвиге

при сдвиге по методу Иосипеску

при изгибе

 

1900

990

80

93

1190

Модуль упругости, ГПа:

при растяжении

при сжатии

при сдвиге по методу Иосипеску

при изгибе

 

123

110

3,5

110

 

 

Углепластик марки ВКУ-29 (см. рисунок) рекомендуется для изготовления конструкций гражданской авиационной техники, в том числе деталей силовых конструкций планера: крыла, центроплана, элементов механизации, звукопоглощающих конструкций двигателя. Углепластик марки ВКУ-29 может эксплуатироваться в диапазоне температур от -60 до +120°С с кратковременным забросом температуры до 150°С. Уровень сохранения свойств углепластика ВКУ-29 при максимальной рабочей температуре 120°С составляет: 89% – по пределу прочности при растяжении, 82% – по пределу прочности при сжатии, 71% – по пределу прочности при изгибе.

 

 

Углепластик ВКУ-29

 

Исследование влияния внешней среды (температуры и влажности) и эксплуатационных жидкостей на свойства углепластика ВКУ-29 проводили в указанных далее условиях.

Тепловое старение проводили в воздушном термостате при температуре 120°С. Максимальное отклонение температуры от заданной для термостата не превышало ±0,5°С.

Ускоренное тепловлажностное старение углепластика исследовали в соответствии с ГОСТ 9.707–81 при температуре 60°С и относительной влажности 85%. Испытания проводили в камере тепловлажностного старения Climats (Франция) с автоматическим поддержанием заданного режима испытаний; погрешность поддержания температуры составляла ±2°С, погрешность влажности: ±3%. После экспозиции в камере определяли пределы прочности углепластика при изгибе и сдвиге.

Влагостойкость образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре и влажности 98%. Определяли изменение пределов прочности углепластика при изгибе и сдвиге и привес образца в результате поглощения влаги в соответствии с ГОСТ 4650–80.

Водостойкость образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре в воде. Определяли изменение пределов прочности углепластика при изгибе и сдвиге и привес образца в результате поглощения воды в соответствии с ГОСТ 4650–80.

Топливостойкость образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре в топливе ТС-1. Определяли изменение пределов прочности при изгибе и сдвиге и привес образца в результате сорбции топлива, испытания проводили в соответствии с ГОСТ 12020–72.

Маслостойкость образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре в масле ИПМ-10 и МС-8П. Определяли изменение пределов прочности при изгибе и сдвиге и привес образца в результате сорбции, испытания проводили в соответствии с ГОСТ 12020–72.

Стойкость к противообледенительной жидкости образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре в противообледенительной жидкости Арктика ДГ. Определяли изменение пределов прочности при изгибе и сдвиге и привес образца в результате сорбции, испытания проводили в соответствии с ГОСТ 12020–72.

Стойкость к растворителям образцов из углепластика исследовали после выдержки в течение 90 сут при комнатной температуре в денатурированном спирте и нефрасе. Определяли изменение пределов прочности при изгибе и сдвиге и привес образца в результате сорбции, испытания проводили в соответствии с ГОСТ 12020–72.

Механические испытания образцов из углепластика проводили на испытательной машине Zwick/Roel Z400 в соответствии с ASTM D 7264/D 7264M (предел прочности при изгибе) и ASTM D 2344/D 2344M (предел прочности при сдвиге).

 

Результаты

В табл. 2 представлены результаты испытаний углепластика ВКУ-29 после экспозиции в камере тепловлажностного старения при температуре 60°С и относительной влажности 85%. Установлено, что после экспозиции в этих условиях в течение 90 сут уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 91% при 20°С и 77% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 95 и 89% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах.

 

Таблица 2

Свойства углепластика ВКУ-29 после экспозиции в камере тепловлажностного старения при температуре 60°С и относительной влажности 85%

Свойства

Температура

испытания,

°С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое

значение после

экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1080

120

840

650

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

76

120

53

47

 

Результаты испытаний углепластика ВКУ-29 после теплового старения при 120°С представлены в табл. 3. Установлено, что после теплового старения в течение 2000 ч уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 96% при 20°С и 96% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 99 и 98% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах.

 

Таблица 3

Свойства углепластика ВКУ-29 после теплового старения

при максимальной рабочей температуре 120°С

Свойства

Температура испытания,

°С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое

значение после

экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1140

120

840

810

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

79

120

53

52

 

В табл. 4 представлены результаты исследования водостойкости углепластика ВКУ-29. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в воде уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 87% при 20°С и 76% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 100 и 77% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Количество поглощенной углепластиком влаги не превышает 0,6% от исходной массы образца.

Таблица 4

Водостойкость образцов из углепластика ВКУ-29

Свойства

Температура испытания, °С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое значение после экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1030

120

840

640

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

81

120

53

41

 

В табл. 5 представлены результаты исследования влагостойкости углепластика ВКУ-29. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в среде с повышенной влажностью (98%) уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 91% при 20°С и 75% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 98 и 72% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Количество поглощенной углепластиком влаги не превышает 0,5% от исходной массы образца.

 

Таблица 5

Влагостойкость образцов из углепластика ВКУ-29

Свойства

Температура испытания, °С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое значение после экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1080

120

840

630

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

78

120

53

38

 

В табл. 6 представлены результаты исследования топливостойкости углепластика ВКУ-29. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в топливе ТС-1 уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 93% при 20°С и 75% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 100 и 89% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов из углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,2% от исходной массы образцов.

 

Таблица 6

Топливостойкость образцов из углепластика ВКУ-29

Свойства

Температура испытания, °С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое значение после экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1110

120

840

630

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

83

120

53

47

 

В табл. 7 представлены результаты исследования маслостойкости углепластика ВКУ-29. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в масле ИПМ-10 уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 94% при 20°С и 82% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 98 и 87% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов из углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,1% от исходной массы образцов. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в масле МС-8П уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 94% при 20°С и 80% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 100 и 91% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов из углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,1% от исходной массы образцов.

 

Таблица 7

Маслостойкость образцов из углепластика ВКУ-29

Свойства

Температура испытания, °С

Контрольный

показатель

(исходное

значение)

Фактическое значение

после экспозиции

в масле

ИПМ-10

МС-8П

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1120

1120

120

840

690

670

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

78

82

120

53

46

48

 

В табл. 8 представлены результаты исследования стойкости углепластика ВКУ-29 к противообледенительной жидкости. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в противообледенительной жидкости Арктика ДГ уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 93% при 20°С и 89% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 96 и 83% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,3% от исходной массы образцов.

 

Таблица 8

Стойкость углепластика ВКУ-29 к противообледенительной жидкости

Свойства

Температура испытания, °С

Контрольный

показатель

(исходное значение)

Фактическое значение после экспозиции

Предел прочности при изгибе, МПа

20

1190

1110

120

840

750

Предел прочности при межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

77

120

53

44

 

В табл. 9 представлены результаты исследования стойкости углепластика ВКУ-29 к растворителям. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в растворителе (денатурированный спирт) уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 96% при 20°С и 100% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 94 и 85% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов из углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,3% от исходной массы образцов. После выдержки в течение 90 сут образцов из углепластика с незащищенными торцами в растворителе нефрас уровень сохранения прочности углепластика ВКУ-29 при изгибе составляет 97% при 20°С и 85% – при 120°С, а при сдвиге – соответственно 100 и 92% в сравнении с исходными значениями при указанных температурах. Привес образцов из углепластика при выдержке их в эксплуатационных жидкостях не превышает 0,05% от исходной массы образцов.

 

Таблица 9

Стойкость углепластика ВКУ-29 к растворителям

Свойства

Температура испытания,

°С

Контрольный

показатель

(исходное

значение)

Фактическое значение после

экспозиции в растворителе

денатурированный

спирт

нефрас

Предел прочности при

изгибе, МПа

20

1190

1140

1160

120

840

890

710

Предел прочности при

межслойном сдвиге τxz, МПа

20

80

75

80

120

53

45

49

 

Обсуждение и заключения

Проведены исследования по влиянию факторов внешней среды (температуры и влажности) и эксплуатационных жидкостей на стабильность свойств углепластика ВКУ-29, изготовленного методом автоклавного формования. Показано, что уровень сохранения свойств углепластика ВКУ-29 после экспозиции в камере тепловлажностного старения составляет не менее 77%, при воздействии максимальной рабочей температуры 120°С в течение 2000 ч – не менее 96%, при воздействии эксплуатационных жидкостей – не менее 72% (при испытаниях при комнатной и максимальной рабочей температуре 120°С).


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России // Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Гуняев Г.М., Кривонос В.В., Румянцев А.Ф., Железина Г.Ф. Полимерные композиционные материалы в конструкциях летательных аппаратов // Конверсия в машиностроении. 2004. №4 (65). С. 65–69.
4. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520–530.
5. Хрульков А.В., Душин М.И., Попов Ю.О., Коган Д.И. Исследования и разработка автоклавных и безавтоклавных технологий формования ПКМ // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 292–301.
6. Гуляев И.Н., Зеленина И.В., Раскутин А.Е. Углепластики на основе углеродных тканей импортного производства и российских растворных связующих // Вопросы материаловедения. 2014. №1 (77). С. 116–125.
7. Платонов А.А., Душин М.И. Конструкционный углепластик ВКУ-25 на основе однонаправленного препрега // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №11. Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 29.04.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-6-6.
8. Ефимов В.А., Шведкова А.К., Коренькова Т.Г., Кириллов В.Н. Исследование полимерных конструкционных материалов при воздействии климатических факторов и нагрузок в лабораторных и натурных условиях // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S2. С. 68–73.
9. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Кротов А.С., Кириллов В.Н. Климатическое старение композиционных материалов авиационного назначения. III. Значимые факторы старения // Деформация и разрушение материалов. 2011. №1. С. 34–40.
10. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Кротов А.С., Кириллов В.Н. Климатическое старение композиционных материалов авиационного назначения. I. Механизмы старения // Деформация и разрушение материалов. 2010. №11. С. 19–27.
11. Кириллов В.Н., Старцев О.В., Ефимов В.А. Климатическая стойкость и повреждаемость полимерных композиционных материалов, проблемы и пути решения // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 412–423.
12. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Кротов А.С., Кириллов В.Н. Климатическое старение композиционных материалов авиационного назначения. II. Релаксация исходной структурной неравновесности и градиент свойств по толщине // Деформация и разрушение материалов. 2010. №12. С. 40–46.
13. Каблов Е.Н., Гращенков Д.В., Ерасов В.С., Анчевский И.Э., Ильин В.В., Вальтер Р.С. Стенд для испытания на климатической станции ГЦКИ крупногабаритных конструкций из ПКМ // Сб. докл. IX Междунар. науч. конф. по гидроавиации «Гидроавиасалон-2012», 2012. С. 122–123.
14. Каблов Е.Н., Старцев О.В., Медведев И.М., Панин С.В. Коррозионная агрессивность приморской атмосферы. Ч. 1. Факторы влияния (обзор) // Коррозия: материалы, защита. 2013. №12. С. 6–18.
15. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1. С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
1. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovacionnoj modernizacii Rossii [Modern materials are the base of innovative modernization of Russia] // Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Gunyaev G.M., Krivonos V.V., Rumyancev A.F., Zhelezina G.F. Polimernye kompozicionnye materialy v konstrukciyah letatel'nyh apparatov [Polymeric composite materials in designs of flight vehicles] // Konversiya v mashinostroenii. 2004. №4 (65). S. 65–69.
4. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlya aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies for aviation engineering] // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
5. Hrulkov A.V., Dushin M.I., Popov Yu.O., Kogan D.I. Issledovaniya i razrabotka avtoklavnyh i bezavtoklavnyh tehnologij formovaniya PKM [Researches and development autoclave and out-of-autoclave technologies of formation of PCM] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 292–301.
6. Gulyaev I.N., Zelenina I.V., Raskutin A.E. Ugleplastiki na osnove uglerodnyh tkanej importnogo proizvodstva i rossijskih rastvornyh svyazuyushhih [Carbon plastics on the basis of carbon fabrics of import production and the Russian solution binding] // Voprosy materialovedeniya. 2014. №1 (77). S. 116–125.
7. Platonov A.A., Dushin M.I. Konstrukcionnyj ugleplastik VKU-25 na osnove odnonapravlennogo preprega [Carbon composites VKU-25 based on unidirectional prepregs] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №11. St. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: April 29, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-11-6-6.
8. Efimov V.A., Shvedkova A.K., Korenkova T.G., Kirillov V.N. Issledovanie polimernyh konstrukcionnyh materialov pri vozdejstvii klimaticheskih faktorov i nagruzok v laboratornyh i naturnyh usloviyah [Investigation of polymer composite materials under effect of climatic factors and loads in laboratory and environmental conditions] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S2. S. 68–73.
9. Kablov E.N., Starcev O.V., Krotov A.S., Kirillov V.N. Klimaticheskoe starenie kompozicionnyh materialov aviacionnogo naznacheniya. III. Znachimye faktory stareniya [Climatic aging of composite materials of aviation assignment. III. Significant factors of aging] // Deformaciya i razrushenie materialov. 2011. №1. S. 34–40.
10. Kablov E.N., Starcev O.V., Krotov A.S., Kirillov V.N. Klimaticheskoe starenie kompozicionnyh materialov aviacionnogo naznacheniya. I. Mehanizmy stareniya [Climatic aging of composite materials of aviation assignment. I. Aging mechanisms] // Deformaciya i razrushenie materialov. 2010. №11. S. 19–27.
11. Kirillov V.N., Startsev O.V., Efimov V.A. Klimaticheskaya stojkost i povrezhdaemost polimernyh kompozicionnyh materialov, problemy i puti resheniya [Climatic firmness and damageability of polymeric composite materials, problems and solutions] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 412–423.
12. Kablov E.N., Starcev O.V., Krotov A.S., Kirillov V.N. Klimaticheskoe starenie kompozicionnyh materialov aviacionnogo naznacheniya. II. Relaksaciya ishodnoj strukturnoj neravnovesnosti i gradient svojstv po tolshhine [Climatic aging of composite materials of aviation assignment. II. Relaxation of initial structural non-equilibrium and gradient of properties on thickness] // Deformaciya i razrushenie materialov. 2010. №12. S. 40–46.
13. Kablov E.N., Grashhenkov D.V., Erasov V.S., Anchevskij I.E., Ilin V.V., Valter R.S. Stend dlya ispytaniya na klimaticheskoj stancii GCKI krupnogabaritnyh konstrukcij iz PKM [The stand for testing for the GCCT climatic stations of large-size designs from PKM] // Sb. dokl. IX Mezhdunar. nauch. konf. po gidroaviacii «Gidroaviasalon-2012», 2012. S. 122–123.
14. Kablov E.N., Starcev O.V., Medvedev I.M., Panin S.V. Korrozionnaya agressivnost' primorskoj atmosfery. Ch. 1. Faktory vliyaniya (obzor) [Corrosion aggression of the seaside atmosphere. P.1. Factors of influence (overview)] // Korroziya: materialy, zashhita. 2013. №12. S. 6–18.
15. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.

Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.