Статьи
Проведено исследование особенностей растворения фаз при двухступенчатой гомогенизации опытно-промышленных слитков из сплава В-1481 на основе системы Al–Cu–Li. Показано, что увеличение выдержки на второй ступени способствует практически полному растворению неравновесной эвтектики. Гомогенизация слитков сплава В-1481 по режиму: первая ступень – при температуре на 70–100°С ниже температуры неравновесного солидуса, высокотемпературная вторая ступень – несколько выше температуры неравновесного солидуса, позволяет добиться наиболее полного растворения выделившихся в процессе кристаллизации фаз, а также повышает технологическую пластичность материала при температуре горячей деформации.
Введение
Структура и свойства деформированных полуфабрикатов из алюминиевых, в том числе алюминий-литиевых, сплавов в значительной степени зависят от структуры и качества слитков, получаемых методом непрерывного литья в кристаллизатор скольжения [1–4].
Присутствие лития в сплаве из-за его химической активности требует защиты поверхности расплава при плавке и литье слитков. В связи с этим должны быть разработаны способы защиты сплавов с литием в процессе отливки слитков от потерь лития, насыщения водородом и исключающие появление неметаллических включений. В результате многолетних исследований в экспериментальных и промышленных условиях разработан технологический процесс, включающий приготовление алюминий-литиевого сплава в индукционной печи под флюсом из эвтектической смеси хлоридов лития и калия, продувки хлором, вакуумирования и выдержки расплава в атмосфере сухого аргона [5–7].
Комплекс свойств сплавов зависит не только от их химического состава и режимов термической обработки, но и от сформированной структуры в полуфабрикатах, которая во многом наследуется от структуры слитков. В свою очередь структура слитков определяется их химическим составом в допускаемых нормативной документацией пределах содержания легирующих и примесных элементов, условиями приготовления расплава, процессом его кристаллизации и режимом последующей гомогенизации. Эти факторы влияют на состав, морфологию, размеры и распределение фазовых составляющих в микроструктуре алюминиевой матрицы [8–14].
В настоящее время для современных изделий авиационной техники с целью дополнительного снижения массы элементов обшивки планера требуются обшивочные листы большой ширины. Так, зарубежные авиапроизводители (фирмы Airbus и Boeing) для изготовления планера используют листы шириной ˃2 м, что позволяет сократить количество стыков обшивки фюзеляжа. Получение широких листов из алюминиевых сплавов требует особого подхода и к технологическим режимам получения крупногабаритных слитков.
На протяжении нескольких десятилетий как в России, так и за рубежом активно проводятся исследования, направленные на разработку сплавов системы Al–Cu–Li. Значительный интерес к этим сплавам обусловлен тем, что они обладают наиболее оптимальным среди алюминий-литиевых сплавов сочетанием прочностных и ресурсных характеристик. Вместе с тем сплавы системы Al–Cu–Li имеют повышенную технологичность, что позволяет изготавливать из них все виды полуфабрикатов, которые хорошо деформируются и свариваются всеми видами сварки.
К настоящему времени создан целый класс сплавов системы Al–Cu–Li различного назначения. Начиная с 1960 г. во ФГУП «ВИАМ» были разработаны высоколегированные алюминий-литиевые сплавы с высокими прочностными характеристиками; сплавы с повышенным содержанием лития, обладающие низкой плотностью, а также сплавы с повышенной технологической пластичностью и пониженной склонностью к хрупкому разрушению. В последние годы наблюдается общемировая тенденция по разработке алюминий-литиевых сплавов с повышенными характеристиками вязкости разрушения и трещиностойкости при некотором снижении прочности, обладающих при этом высокой коррозионной стойкостью и удовлетворительной свариваемостью применительно к элементам обшивки и стрингерному набору фюзеляжа, – с целью повышения весовой эффективности изделий.
Анализ полученных данных в области исследования влияния содержания легирующих элементов на структуру и свойства сплавов системы Al–Cu–Li нового поколения показал, что многие сплавы с высокими характеристиками вязкости разрушения содержат небольшие количества редкоземельных элементов (Sc, Zr, In, Ce и др.), которые модифицируют литую структуру и препятствуют протеканию рекристаллизации. Скандий и цирконий, кроме того, улучшают свариваемость сплавов.
Основные легирующие элементы Cu, Li и Mg в процессе старения создают упрочняющие метастабильные фазы. Кроме того, магний оказывает твердорастворное упрочнение.
При разработке алюминий-литиевых сплавов нового поколения уделялось внимание не только концентрации элементов (Cu и Li), но и влиянию соотношения Cu/Li, режимов упрочняющей термической обработки на вид метастабильных фаз, морфологию их выделений и количественное соотношение. В сплавах системы Al–Cu–Li при распаде пересыщенного твердого раствора в широком температурно-временно́м интервале в зависимости от концентраций Cu и Li и их соотношения могут выделяться следующие основные упрочняющие фазы: δ'(Al3Li), θ'(Al2Cu), (Al2CuLi). Максимальное влияние на уровень прочностных характеристик после старения оказывает T'1-фаза – в 2–10 раз больший, чем δ'-фаза. Фаза θ' обычно образуется одновременно с δ'-фазой и ее объемная доля зависит от соотношения Cu/Li. В некоторых алюминий-литиевых сплавах, содержащих Mg, в упрочнении также участвует и фаза S' (Al2CuMg). Фаза S' приводит к такому же эффекту, как и δ'-фаза, но величина упрочнения возрастает с повышением степени пластической деформации перед старением. Для обеспечения высокой вязкости разрушения в зарубежных сплавах системы Al–Cu–Li также рекомендуется придерживаться следующего соотношения: Cu+5/3%Li<5,2.
Введение Ag, In и Sn приводит к заметному ускорению процессов старения. Частицы, обогащенные этими элементами и выделившиеся на ранней стадии старения, выступают как гетерогенные участки образования θ'-фазы, при этом коагуляция фазы происходит намного медленнее. Малые добавки Sn задерживают процесс естественного старения, но ускоряют выделения дисперсной метастабильной фазы θ' при искусственном старении, что приводит к повышению прочностных свойств.
Повышение весовой эффективности изделий авиационной техники может быть достигнуто путем применения алюминий-литиевых сплавов, которые обладают повышенным модулем упругости и пониженной плотностью в сравнении с традиционными алюминиевыми сплавами. Одним из таких материалов является перспективный высокоресурсный алюминий-литиевый сплав марки В-1481, который обладает высокими характеристиками трещиностойкости, сравнимыми с характеристиками дюралюминов. Благодаря повышенной технологической пластичности сплава В-1481 возможно изготовление из него различных видов полуфабрикатов, в том числе тонких листов, полученных методом холодной рулонной прокатки, которые могут быть применены для элементов обшивки фюзеляжа.
В связи с этим с целью повышения коррозионной стойкости, обеспечения высокой технологичности при прокатке и улучшения качества поверхности листов из алюминий-литиевого сплава актуальной является задача исследования влияния различных режимов гомогенизации на механические свойства и структуру крупногабаритных слитков из алюминий-литиевого сплава марки В-1481.
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 8.1. «Высокопрочные свариваемые алюминиевые и алюминий-литиевые сплавы пониженной плотности с повышенной вязкостью разрушения» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [15, 16].
Материалы и методы
В качестве объекта для исследований использовали темплеты от крупногабаритных плоских слитков из алюминий-литиевого сплава В-1481 размером (толщина×высота×ширина) 30×200×815 мм.
Приготовление расплава проводили на промышленном агрегате в составе индукционной тигельной печи и электрического вакуумного миксера.
Литье слитка производили с использованием флюса в лотке и кристаллизаторе сечением 390×1360 мм. Уровень металла регулировали пневматическим регулятором. Термическую обработку (отжиг и гомогенизацию) проводили в печах с принудительной циркуляцией воздуха.
Макроструктурный анализ слитков проводили в литом состоянии после травления в (5–20)%-ном растворе гидроксида натрия (NaOH) в диапазоне температур от 50 до 60°С с последующим осветлением в 30%-ном растворе азотной кислоты (HNO3).
Исследование микроструктуры и состава фаз гомогенизированных образцов осуществляли на полированных шлифах с помощью сканирующего электронного микроскопа JSM–5900 LV с приставкой электронно-зондового микроанализатора локальностью 1÷2 мкм.
Контроль микроструктуры с определением фактического среднего размера микрозерна проводили на долевых микрошлифах после травления реактивом Келлера и анодного оксидирования в соответствии с ГОСТ 21073.3 и МР07-019.
В соответствии с ММ1.595-36-403–2009 и РТМ1.2.032–83 дифференциально-термический анализ (ДТА) сплава проводили на установке DSC 404 F1 для измерения теплоемкости в следующем порядке. Исходный образец сплава помещали в измерительную ячейку термоанализатора, нагревали до 670–680°С и в процессе нагрева фиксировали термоэдс через промежутки времени, равные 5 с. После достижения температуры 670–680°С образец совместно с измерительной ячейкой извлекали из термоанализатора и охлаждали на воздухе, фиксируя термоэдс с тем же временны́м шагом. Изучение влияния режимов гомогенизации на характер термограмм и микроструктуру сплава В-1481 проводили на образцах после закалки с температуры гомогенизационного отжига.
Результаты
Для оценки качества полученного крупногабаритного слитка из алюминий-литиевого сплава В-1481 исследована его макроструктура в литом состоянии. Проведенные исследования показали, что структура по сечению – мелкозернистая однородная (рис. 1). Неметаллических включений типа шлаковых, оксидных плен, пористости, трещин, а также грубых скоплений интерметаллидов – не обнаружено, что свидетельствует о хорошем качестве полученного слитка.
Рис. 1. Макроструктура крупногабаритного слитка из сплава В-1481
В соответствии с ГОСТ Р 50965–96 проведена также оценка слитка на содержание в нем водорода по твердой пробе, которое составило 0,25 см3/100 г при допустимой норме для серийных алюминий-литиевых сплавов – не более 0,35 см3/100 г.
С целью выбора режима гомогенизации слитка из алюминий-литиевого сплава В-1481 проведено исследование температурных интервалов фазовых превращений методом дифференциальной сканирующей калориметрии (ДСК). Дифференциально-термический анализ (ДТА) образца слитка в литом состоянии показал, что температуры плавления эвтектических составляющих и неравновесного солидуса составляют ~504 и 561°С соответственно (рис. 2).
Рис. 2. Термограмма нагрева слитка в литом состоянии из сплава В-1481
Исходя из имеющегося опыта и литературных данных, для обеспечения максимальной как химической, так и структурной однородности полученных слитков, исследованы двухступенчатые режимы гомогенизационных отжигов, при которых температура первой ступени несколько ниже температуры неравновесного солидуса (Т1), а второй ступени – максимально приближена к температуре неравновесного солидуса (Т2).
С учетом результатов исследований температур фазовых превращений методом ДСК, выбраны следующие три режима гомогенизационного отжига:
– первый режим – Т1, 8 ч+Т2, 10 ч;
– второй режим – Т1, 8 ч+Т2, 20 ч;
– третий режим – Т1, 8 ч+Т2, 30 ч.
Охлаждение слитков осуществляется с печью (со скоростью ~30°С/ч) до 260°С, далее – на воздухе.
Изучена микроструктура полученных слитков (рис. 3) сплава В-1481 в литом состоянии и после гомогенизационного отжига по выбранным режимам. Установлено, что структура слитков дендритная, по границам дендритных ячеек α-твердого раствора наблюдаются прослойки эвтектических фаз литейного происхождения, количество которых с увеличением времени выдержки при отжиге уменьшается. Методом микрорентгеноспектального анализа выявлено содержание фаз θ(Al2Cu), T1(Al2CuLi), типичных для сплавов системы Al–Cu–Li (рис. 4, табл. 1).
Рис. 3. Микроструктура сплава В-1481 в литом состоянии
Рис. 4. Интерметаллидные включения в микроструктуре крупногабаритного слитка из сплава В-1481 (литое состояние)
Таблица 1
Локальный химический состав сплава В-1481
Место измерения (см. рис. 4) |
Содержание элементов, % (по массе) |
|||||||
Mg |
Al |
Sc |
Fe |
Cu |
Zn |
Ag |
Ʃ |
|
Средний состав* |
0,4 |
95,4 |
Н/о** |
0,1 |
3,7 |
0,3 |
0,1 |
100,0 |
1 |
1,1 |
41,8 |
0,4 |
3,8 |
52,2 |
Н/о |
0,5 |
99,8 |
2 |
3,1 |
49,6 |
Н/о |
1,0 |
44,5 |
Н/о |
1,7 |
99,9 |
* Локальный анализ с усреднением по площади 500 мкм2.
** Н/о – не определяли.
Для оценки эффективности длительности выдержек на второй ступени гомогенизационного отжига проведена оценка изменения объемной доли избыточных эвтектических фаз слитков из сплава В-1481 (табл. 2). Установлено, что увеличение времени выдержки на второй ступени способствует наиболее полному растворению включений литейного происхождения. В дальнейшем это положительно скажется на технологической пластичности слитков из сплава В-1481 при температурах горячей деформации и на уровне прочностных характеристик готового полуфабриката после искусственного старения.
Таблица 2
Объемная доля включений в слитках из сплава В-1481
после различных режимов гомогенизации
Условный номер режима |
Режим отжига |
Объемная доля фаз, % |
Без гомогенизации |
4,8 |
|
1 |
Т1, 8 ч+Т2, 10 ч |
2,5 |
2 |
Т1, 8 ч+Т2, 20 ч |
1,81 |
3 |
Т1, 8 ч+Т2, 30 ч |
1,75 |
Микроструктурный анализ слитков в центральных и периферийных слоях после различных режимов гомогенизационного отжига показал, что зёренная структура однородна по сечению и характеризуется средним размером зерна 400–500 мкм вне зависимости от выбранного режима (рис. 5 и 6).
Рис 5. Типичная микроструктура крупногабаритного слитка из сплава В-1481:
а – периферийные слои; б – центральные слои
Рис. 6. Микроструктура центральных и периферийных зон слитка из сплава В-1481 в литом состоянии (а, б) и после режимов гомогенизации (см. табл. 2) 1 (в, г); 2 (д, е) и 3 (ж, з)
Анализ полученных зависимостей механических свойств слитков из сплава В-1481 после различных режимов гомогенизационного отжига от температуры испытания позволил установить, что увеличение времени выдержки на второй ступени гомогенизации не оказало существенного влияния на прочностные характеристики (пределы прочности при растяжении и текучести), однако при этом повысилось относительное удлинение и относительное сужение (рис. 7). Полученные данные позволяют увеличить степень обжатия слитка при горячей прокатке и снизить трудоемкость изготовления горячекатаных полуфабрикатов (листов и плит).
Рис. 7. Механические свойства слитков в зависимости от температуры испытания после режимов гомогенизации (см. табл. 2) 1 (♦), 2 (■) и 3 (▲)
Проведенные исследования подтвердили целесообразность применения ступенчатого режима гомогенизации в слитках из сплава В-1481. При этом возможно совместить операции отжига для снятия внутренних напряжений с первой ступенью гомогенизации, если последнюю ступень проводить сразу после литья слитка.
Установлено, что крупногабаритные слитки из алюминий-литиевого сплава В-1481 обладают хорошей технологической пластичностью в температурном интервале от 380 до 460°С. Полученные результаты могут быть использованы для выбора и отработки температурных и деформационных режимов прокатки.
Обсуждение и заключения
Впервые в условиях металлургического производства изготовлен и исследован крупногабаритный слиток сечением 390×1360 мм из алюминий-литиевого сплава марки В-1481 на основе системы Al–Cu–Li.
Методом ДСК анализа установлено, что температура начала плавления неравновесной эвтектики в негомогенизированном слитке из сплава В-1481 равна ~517°С.
Показана эффективность использования двухступенчатого режима гомогенизации слитков из сплава В-1481 по режиму: первая ступень – при температуре на 70–100°С ниже температуры неравновесного солидуса, высокотемпературная вторая ступень – несколько выше температуры неравновесного солидуса.
Установлено, что температурно-деформационные режимы прокатки полученных крупногабаритных слитков из перспективного алюминий-литиевого сплава В-1481 находятся интервале температур от 380 до 460°С.
2. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S2. С. 3–10.
3. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Клочкова Ю.Ю. Алюминий-литиевые сплавы нового поколения и слоистые алюмостеклопластики на их основе // Цветные металлы. 2016. №8 (884). С. 86–91.
4. Фридляндер И.Н., Чуистов К.В., Березина А.Л., Колобнев Н.И. Алюминий-литиевые сплавы. Структура и свойства. Киев: Наукова думка, 1992. 192 с.
5. Фридляндер И.Н., Колобнев Н.И., Сандлер В.С. Алюминий-литиевые сплавы // Машиностроение: энциклопедия. М.: Машиностроение, 2001. Т. II-3. Цветные металлы и сплавы. Композиционные металлические материалы. С. 156–184.
6. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Ткаченко Е.А., Вахромов Р.О. Алюминиевые деформируемые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 167–182.
7. Приемопередающее устройство: пат. 2463364 Рос. Федерация; заявл. 03.05.11; опубл. 10.10.12, Бюл. №28.
8. Овсянников Б.В., Комаров С.Б. Развитие производства деформированных полуфабрикатов из алюминиево-литиевых сплавов в ОАО «КУМЗ» // Технология легких сплавов. 2014. №1.С. 97–103.
9. Овсянников Б.В., Замятин В.М., Мушников В.С., Оглодков М.С. Термический и микрорентгеноспектральный анализ слитков сплава В-1461 на основе системы Al–Cu–Li // Металловедение и термическая обработка металлов. 2014. №6 (708). С. 12–17.
10. Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Антипов В.В. Перспективные алюминий-литиевые сплавы для самолетных конструкций // Технология легких сплавов. 2007. №2. С. 35–38.
11. Рябова Е.Н., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С. Особенности структуры и свойств листов из сплавов системы Al–Cu–Li–Mg // Металлургия машиностроения. 2015. №1. С. 17–19.
12. Оглодков М.С., Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Алексеев А.А., Лукина Е.А. Влияние термомеханической обработки на свойства и структуру сплава системы Al–Cu–Mg–Li–Zn // Авиационные материалы и технологии. 2010. №4. С. 7–11.
13. Антипов В.В., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б. Развитие алюминий-литиевых сплавов и многоступенчатых режимов термической обработки // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 183–195.
14. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Михайлов Е.Д. Алюминий-литиевые сплавы для самолетостроения // Металлург. 2012. №5. С. 31–35.
15. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
16. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemelnye elementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare-earth elements are materials for modern and future high technologies] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S2. S. 3–10.
3. Kablov E.N., Antipov V.V., Klochkova Yu.Yu. Alyuminij-litievye splavy novogo pokoleniya i sloistye alyumostekloplastiki na ih osnove [Aluminum-lithium alloys of new generation and layered aluminum glass plastics on their basis] // Tsvetnye metally. 2016. №8 (884). S. 86–91.
4. Fridlyander I.N., Chuistov K.V., Berezina A.L., Kolobnev N.I. Alyuminij-litievye splavy. Struktura i svojstva [Aluminum-lithium alloys. Structure and properties]. Kiev: Naukova dumka, 1992. 192 s.
5. Fridlyander I.N., Kolobnev N.I., Sandler V.S. Alyuminij-litievye splavy [Aluminum-lithium alloys] // Mashinostroenie: enciklopediya. M.: Mashinostroenie, 2001. T. II-3. Tsvetnye metally i splavy. Kompozicionnye metallicheskie materialy. S. 156–184.
6. Antipov V.V., Senatorova O.G., Tkachenko E.A., Vahromov R.O. Alyuminievye deformiruemye splavy [Aluminum deformable alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 167–182.
7. Priemoperedayushhee ustrojstvo: pat. 2463364 Ros. Federaciya [Transceiving device: pat. 2463364 Rus. Federation]; zayavl. 03.05.11; opubl. 10.10.12, Byul. №28.
8. Ovsyannikov B.V., Komarov S.B. Razvitie proizvodstva deformirovannyh polufabrikatov iz alyuminievo-litievyh splavov v OAO «KUMZ» [Development of production of the deformed semi-finished products from aluminum-lithium alloys in JSC «KUMZ»] // Tehnologiya legkih splavov. 2014. №1. S. 97–103.
9. Ovsyannikov B.V., Zamyatin V.M., Mushnikov V.S., Oglodkov M.S. Termicheskij i mikrorentgenospektralnyj analiz slitkov splava V-1461 na osnove sistemy Al–Cu–Li [Thermal and microx ray spectral analysis of ingots of alloy V-1461 on the basis of Al–Cu–Li system] // Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov. 2014. №6 (708). S. 12–17.
10. Kolobnev N.I., Hohlatova L.B., Antipov V.V. Perspektivnye alyuminij-litievye splavy dlya samoletnyh konstrukcij [Perspective aluminum-lithium alloys for aircraft designs] // Tehnologiya legkih splavov. 2007. №2. S. 35–38.
11. Ryabova E.N., Kolobnev N.I., Hohlatova L.B., Oglodkov M.S. Osobennosti struktury i svojstv listov iz splavov sistemy Al–Cu–Li–Mg [Features of structure and properties of sheets from Al–Cu–Li–Mg system alloys] // Metallurgiya mashinostroeniya. 2015. №1. S. 17–19.
12. Oglodkov M.S., Hohlatova L.B., Kolobnev N.I., Alekseev A.A., Lukina E.A. Vlijanie termomehanicheskoj obrabotki na svojstva i strukturu splava sistemy Al–Cu–Mg–Li–Zn [Influence of thermomechanical processing on properties and Al–Cu–Mg–Li–Zn system alloy structure] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2010. №4. S. 7–11.
13. Antipov V.V., Kolobnev N.I., Hohlatova L.B. Razvitie alyuminijlitievyh splavov i mnogostupenchatyh rezhimov termicheskoj obrabotki [Development aluminum lithium alloys and multistage modes of thermal processing] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 183–195.
14. Hohlatova L.B., Kolobnev N.I., Oglodkov M.S., Mihajlov E.D. Alyuminij-litievye splavy dlya samoletostroeniya [Aluminum-lithium alloys for aircraft construction] // Metallurg. 2012. №5. S. 31–35.
15. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
16. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.