Статьи
Проведены исследования защитного действия органических и неорганических ингибиторов коррозии, их совместного действия на развитие трещины в высокопрочных сталях в водных средах и при введении в состав лакокрасочного покрытия.
Установлено, что среди неорганических солей и оксидов наиболее эффективными при защите высокопрочных сталей от хрупкого разрушения являются хроматы, обеспечивающие наибольшее время до разрушения образцов и наилучшую защиту стали от общей коррозии.
Исследования показали, что наибольшее защитное действие, обеспечивающееся наличием синергического эффекта, оказывают смеси неорганических и органических ингибиторов коррозии.
Введение
В различных отраслях техники широкое применение находят высокопрочные конструкционные стали (низколегированные стали, прочностные характеристики которых обеспечиваются соответствующей термообработкой), имеющие предел прочности до 2000 МПа. Однако с увеличением прочности отмечается снижение сопротивления коррозионному растрескиванию. Особенно большую опасность оно представляет для деталей из высокопрочных конструкционных сталей с мартенситной структурой, которые эксплуатируются при больших рабочих напряжениях.
Вопрос защиты высокопрочных сталей, которые применяются для изготовления ответственных деталей в авиационной технике от коррозионного растрескивания, является актуальным и связан в первую очередь с повышением надежности и долговечности изделий. Поэтому представляло интерес исследовать влияние различных ингибиторов коррозии, применяемых при изготовлении ингибированных лакокрасочных материалов, на коррозионное растрескивание высокопрочных конструкционных сталей.
Для защиты от коррозии в водных средах применяют лакокрасочные покрытия (ЛКП), неорганические и органические ингибиторы коррозии. При изучении механизма защитного действия ЛКП большинство исследователей исходят из концепции, что пленка не влияет на механизм процесса коррозии металла, а выполняет роль диффузионного барьера. В случае деградации слоя ЛКП и появления трещин и пористости защитное действие его снижается [1–9]. Многими исследователями показано, что использование ингибирующих добавок к ЛКП позволяет обеспечить приемлемую защиту металлических поверхностей даже в условиях нарушения ЛКП. Защитное действие комплексного ЛКП основано на взаимодействии входящих в его состав ингибиторов с энергетически неоднородными участками металлической поверхности с нарушенным ЛКП. Большинство ингибиторов коррозии замедляют коррозионные процессы путем блокирования анодных (выход ионов металла в раствор) и катодных (нейтрализация электронов ионами-деполяризаторами) зон путем адсорбции молекул ингибитора за счет сил физического и химического взаимодействия [10–13]. Для того чтобы ингибитор создавал защитную пленку в местах нарушенного ЛКП, необходимо чтобы он имел некоторую подвижность, т. е. за счет поверхностно-активных свойств диффундировал из ЛКП и адсорбировался на металлической поверхности. При определении эффективности защитного действия того или иного ингибитора, необходимо учитывать не только его защитное действие, но и возможность перехода из ЛКП без существенного нарушения его барьерных свойств [14–18].
Изучение влияния добавок (ингибиторов), входящих в состав лакокрасочного покрытия, на развитие трещин в высокопрочных конструкционных сталях необходимо проводить в водных растворах, что позволяет значительно облегчить выбор и оптимальный состав наиболее эффективных ингибиторов [19].
Хрупкое разрушение высокопрочных конструкционных сталей в коррозионных средах (коррозионное растрескивание) происходит в три стадии: зарождение трещины, стабильный рост, лавинообразное разрушение.
Считают, что долговечность изделий из высокопрочных конструкционных сталей в большинстве случаев определяется стадией стабильного роста трещины, так как различные дефекты (риски, царапины, структурные неоднородности и т. п.), инициирующие рост трещины под нагрузкой, могут возникать в процессе получения стали в высокопрочном состоянии или при нарушении условий ее эксплуатации. В этих случаях образование и развитие трещины может происходить под действием коррозионной среды и растягивающих напряжений.
В этой связи, независимо от причин, вызвавших появление трещины, испытания высокопрочных сталей проводили на образцах с предварительно выращенной трещиной. Это дает возможность определить факторы, способные затормозить развитие трещины, а также исключить погрешности различного рода, связанные с длительностью протекания инкубационного периода развития трещины, т. е. до момента ее зарождения, и, соответственно, с изменением условий испытаний. Одновременно подобная методика дает возможность значительно повысить точность и сократить число испытаний.
Целью данной работы являлось изучение влияния органических и неорганических ингибиторов коррозии на коррозионное разрушение высокопрочных сталей [20–25].
Работа выполнялась в рамках реализации комплексного научного направления 17.7. «Лакокрасочные материалы и покрытия на полимерной основе» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [16].
Материалы и методы
Исследование влияния неорганических и органических ингибиторов коррозии на развитие коррозионных трещин проводили в водной среде, для чего готовили водные вытяжки ингибиторов коррозии. Исследования проводили на основе серийно применяемых лакокрасочных материалов путем их модификации органическими и неорганическими ингибиторами коррозии [7]. На практике для защиты высокопрочных сталей от коррозии широкое применение нашли хроматные грунтовки на основе акриловой АК-070 (ГОСТ 25718–73) и эпоксиднополиамидной ЭП-076 (ТУ 6-10-755–84) смол [8].
В качестве модификаторов выбрали следующие неорганические соли: хроматы, фосфаты, молибдаты, вольфраматы, которые являются эффективными неорганическими ингибиторами в нейтральных средах. При выборе других солей исходили из их невысокой растворимости в водных растворах и возможного гидролиза, стимулирующего образование труднорастворимых соединений на поверхности стали марки 30ХГСН2А. Исследовали также оксиды некоторых металлов, широко используемых в качестве наполнителей в составе грунтовочных покрытий.
В качестве органических ингибиторов коррозии использовали вещества, нашедшие широкое применение для защиты от коррозии металлов в различных условиях.
Испытания проводили на образцах из стали 30ХГСН2А (ГОСТ 11269–76), термообработку – по режиму: закалка при 900°С в течение 15 мин в масле + отпуск при 200°С в течение 3 ч, затем охлаждение на воздухе. На образцах из стали 30ХГСН2А без нанесенного ЛКП путем усталостного нагружения предварительно выращивали трещину. Затем образец с трещиной выдерживали под статической нагрузкой в коррозионной среде. Результатом исследований явилось измерение времени от момента приложения нагрузки к образцу с трещиной и погружения его в ингибированную дистиллированную воду до момента разрушения образца.
Измерения электродных потенциалов проводили на потенциостате ПИ-50-1.
Результаты
Результаты по исследованию влияния неорганических и органических ингибиторов коррозии на время разрушения образцов из высокопрочной стали, а такжеданные по рН и состоянию поверхности образца к моменту разрушения приведены в табл. 1 и 2. Данные табл. 1 показывают, что в пределах выбранной группы ингибиторов время до разрушения стали существенно различается.
Таблица 1
Влияние неорганических ингибиторов коррозии
на хрупкое разрушение стали 30ХГСН2А
Ингибитор коррозии |
Время до разрушения, ч |
рН |
Значение электродного потенциала стали, В |
Состояние поверхности стального образца |
Дистиллированная вода |
5,3 |
6,8 |
-0,200 |
Коррозия |
SrCrO4 |
37,8 |
7,8 |
+0,200 |
Без изменения |
ZnCrO4 |
30,1 |
7,6 |
+0,240 |
То же |
CaCrO4 |
28,5 |
8,1 |
+0,300 |
-«- |
BaCrO4 |
6,1 |
7,7 |
+0,040 |
-«- |
Ba3(PO4)2 |
44,8 |
7,6 |
-0,400 |
Коррозия |
CrPO4 |
9,1 |
6,2 |
-0,410 |
То же |
BaWO4 |
48,1 |
7,8 |
-0,390 |
-«- |
CoWO4 |
12,7 |
6,7 |
-0,430 |
-«- |
MgMoO4 |
54,3 |
6,2 |
-0,410 |
-«- |
CaMoO4 |
34,5 |
7,0 |
-0,410 |
-«- |
CoC2O4 |
17,7 |
7,2 |
-0,420 |
-«- |
MnC2O4 |
11,2 |
7,0 |
-0,440 |
-«- |
Zn(AlO2)2 |
7,3 |
6,0 |
-0,400 |
-«- |
Mg(AlO2)2 |
14,1 |
9,2 |
-0,410 |
-«- |
BaSiO3 |
47,2 |
8,5 |
+0,100 |
Без изменения |
Cr2O4 |
6,1 |
7,3 |
-0,420 |
Коррозия |
ZnO |
5,8 |
7,1 |
-0,400 |
То же |
MgO |
26,3 |
9,9 |
+0,120 |
Без изменения |
TiO2 |
6,3 |
8,9 |
-0,450 |
Коррозия |
На основании полученных данных (табл. 1) установлено, что в растворах хроматов лишь хромат бария не оказывает существенного влияния на развитие трещины. В остальных хроматах время до разрушения стали увеличивается до 30–37 ч. Стационарные электродные потенциалы стали 30ХГСН2А в растворах хроматов значительно смещены в положительную область по сравнению со значениями в дистиллированной воде. Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что значения рН растворов хроматов несколько смещены в щелочную область.
В растворах вольфраматов и молибдатов также наблюдается увеличение времени до разрушения стали, причем для растворов молибдата магния наблюдается наибольшее время до разрушения по сравнению со всеми исследованными растворами: 54,3 ч. Наименее эффективным оказался вольфрамат кобальта. Для всех растворов молибдатов и вольфраматов имеет место резкое смещение электродного потенциала стали в отрицательную сторону.
Среди фосфатов наиболее эффективным ингибитором является фосфат бария – время до разрушения образцов стали в растворе составляет 44,8 ч, а наименее эффективным – фосфат хрома, время до разрушения в котором равняется 9,1 ч. Стационарные электродные потенциалы металла также смещены в отрицательную сторону.
Оксалаты кобальта и марганца не являются эффективными ингибиторами, значения рН растворов находятся в нейтральной области. В растворах алюминатов время до разрушения образцов составляет 14,1 и 7,3 ч.
Силикат бария смещает электродный потенциал стали в сторону положительных значений, значения рН смещены в щелочную область, а по защитному действию он уступает только молибдату магния. Время до разрушения образцов в растворе силиката бария: 47,2 ч.
Среди оксидов наиболее эффективным является оксид магния – время до разрушения образцов в его растворе составляет 26,3 ч.
Стационарный электродный потенциал стали смещен в область положительных значений до +0,120 В и значения рН находятся в щелочной области. Другие ионы (Cr3+, Zn2+, Al3+) не оказывают существенного влияния на развитие трещины – время до разрушения образцов составляет 5,8–6,3 ч и наблюдается резкое смещение стационарного электродного потенциала в отрицательную сторону.
Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что исследованные ингибиторы коррозии по времени до разрушения образцов практически не различаются. Так, значения рН раствора ингибитора М-2 смещено в щелочную область, однако время до разрушения образцов составляет всего 6,1 ч, а величина стационарного электродного потенциала смещена в положительную область и на металлической поверхности нет коррозионных поражений.
Испытания органических ингибиторов коррозии (табл. 2) показали, что в растворах технических фракций синтетических жирных кислот и ингибиторов марок ВНХ-5, ВНХ-1, ВНХ-12 при низких значениях рН время до разрушения образцов составляет 5,4–7,2 ч, значения электродных потенциалов значительно смещены в область положительных значений.
В растворах ингибиторов марок ВНХ-101, ВНХЛ-49, ИКБ-4, бензотриазола при значениях рН менее 7, время до разрушения образцов составляет 6,5–7,1 ч, стационарный потенциал стали находится в области положительных значений.
Введение в водный раствор ингибитора ТАЛ-2 смещает рН в щелочную область до значения 8,6, однако время до разрушения образцов составляет всего 7,0 ч, а потенциал смещен в сторону отрицательных значений.
Ингибиторы марок ИФХАНГАЗ, ИФХАН-100, ИКБ-2, ИКБ-2-2 не тормозят процесс хрупкого разрушения высокопрочной стали и не защищают сталь от общей коррозии.
Ингибиторы марок ЛБ-39, ЛБ-123, ЛБ-40 также не увеличивают время до разрушения образцов в водных вытяжках.
Таблица 2
Влияние органических ингибиторов коррозии
на хрупкое разрушение стали 30ХГСН2А
Ингибитор коррозии |
Время до разрушения, ч |
рН |
Значение электродного потенциала стали, В |
Состояние поверхности стального образца |
Дистиллированная вода |
5,3 |
6,8 |
-0,200 |
Коррозия |
ВНХ-5 |
5,4 |
5,7 |
+0,240 |
Без изменения |
Технические фракции СЖК |
5,9 |
6,7 |
+0,340 |
То же |
М-2 |
6,1 |
9,4 |
+0,220 |
-«- |
ВНХ-1 |
7,0 |
6,5 |
+0,180 |
-«- |
ВНХ-12 |
7,2 |
6,2 |
+0,120 |
-«- |
Бензотриазол |
7,0 |
6,0 |
+0,086 |
-«- |
ВНХ-101 |
7,1 |
7,0 |
+0,050 |
-«- |
ВНХЛ-49 |
6,9 |
6,9 |
+0,040 |
-«- |
ИКБ-4 |
6,5 |
6,8 |
+0,040 |
-«- |
ТАЛ-2 |
7,0 |
8,6 |
-0,020 |
-«- |
ЛБ-39 |
5,0 |
6,6 |
-0,020 |
-«- |
ИФХАНГАЗ |
4,9 |
– |
-0,175 |
Коррозия |
ИФХАН-100 |
4,8 |
– |
-0,250 |
То же |
ИКБ-2 |
5,4 |
7,2 |
-0,280 |
-«- |
ИКБ-2-2 |
6,0 |
7,0 |
-0,300 |
-«- |
ТАЛ-3 |
6,2 |
7,2 |
-0,300 |
-«- |
ЛБ-123 |
6,5 |
7,9 |
-0,360 |
-«- |
ЛБ-40 |
6,8 |
6,6 |
-0,409 |
-«- |
Для повышения надежности защиты высокопрочных сталей от хрупкого разрушения исследована возможность совместного применения органических и неорганических ингибиторов коррозии. При исследовании влияния смесей ингибиторов коррозии на хрупкое разрушение использовали органические и неорганические ингибиторы коррозии, оказывающие наибольшее влияние на процесс торможения развития коррозионной трещины, обеспечивающие смещение электродного потенциала в область положительных значений и наилучшую защиту стали от общей коррозии. Среди неорганических ингибиторов выбрали: SrCrO4, ZnCrO4, CaCrO4, Ba3(PO4)2, BaWO4, MgMoO4, CaMoO4, BaSiO3, а среди органических – ингибиторы марок: ВНХ-5, М-2, ТАЛ-2, СЖК, ВНХ-101, ВНХ-12, ВНХЛ-49, бензотриазол.
Наиболее эффективными оказались смеси неорганического ингибитора коррозии хромата стронция и органических ингибиторов коррозии марок ВНХ-5 или М-2, или ТАЛ-2, или СЖК.
В растворах указанных смесей образцы не разрушаются в течение более 3000 ч. Защитные свойства смеси повышаются в 75–600 раз по сравнению с защитными свойствами отдельно взятых хромата и органического ингибитора.
Совместное применение других хроматов – цинка и кальция с органическими ингибиторами коррозии к повышению защитных свойств смеси не приводит – время до разрушения образцов составляет не более 35 ч. Внешний вид металлической поверхности остается без изменений в течение всего времени испытания – на поверхности отсутствуют коррозионные поражения.
Сочетание органических ингибиторов коррозии с фосфатами, молибдатами, силикатами, алюминатами к повышению защитных свойств смеси не приводит – время до разрушения образцов в растворах составляет от 24,8 до 40,1 ч.
Обсуждение и заключения
Известно, что скорость роста трещины во многом зависит от напряжений, возникающих в металле. Эти напряжения обусловлены структурой металла и могут быть охарактеризованы понятием остроты трещины. Так, для вязкого материала напряжения меньше и ниже скорость роста трещины, для хрупкого – напряжения выше и выше скорость развития трещины. В данной работе проведен анализ влияния коррозионной среды на развитие трещины, т. е. на скорость ее развития и напряжения на линии фронта ее распространения. Коррозионная среда приводит к изменению скорости роста трещины за счет создания либо дополнительных напряжений на линии фронта путем формирования на линии фронта продуктов коррозии большего объема или наводороживания металла, либо к снижению напряжений путем растворения части металла (закруглению острой трещины), т. е. к снижению уровня напряжений.
Установлено, что среди неорганических ингибиторов коррозии (солей и оксидных соединений) наиболее эффективными при защите высокопрочных сталей от хрупкого разрушения являются хроматы (в частности – хромат стронция), обеспечивающие наибольшее время до разрушения образцов и наилучшую защиту стали от общей коррозии.
Уровень интенсивности напряжений анодной σа (а) и катодной σк (б) зон при смещении электродного потенциала поверхности соответственно в анодную и катодную области и действие растягивающей силы F
Измерение потенциала поверхности образца в ингибированной дистиллированной воде показало, что смещение потенциала поверхности в анодную область (0¸+0,4 В) приводит к увеличению времени до разрушения образца, смещение в катодную (0¸-0,4 В) –
к снижению. На рисунке показано перераспределение катодных и анодных зон в ингибированной дистиллированной воде.
Изменение электродного потенциала поверхности образца свидетельствует о процессах, происходящих на поверхности, и превалировании одного из двух основных процессов. Так, замедление за счет образования двойного электрического слоя большой емкости растворения ионов металла на аноде приводит к смещению потенциала в катодную область, а замедление деполяризации, например водородом, на катоде приводит к смещению потенциала в анодную область. Таким образом, при смещении потенциала в катодную область поверхность металла образца не корродирует – является катодом, следовательно трещина служит активным анодом и металл в вершине трещины активно растворяется, что приводит к закруглению трещины и снижению напряжений (рис. 1, а). При смещении потенциала поверхности образца в анодную область происходит обратный процесс – трещина становится катодом и снятия напряжений не происходит, трещина растет быстрее (рис. 1, б).
Исходя из полученных результатов, можно заключить следующее:
1. Для высокопрочных сталей, таких как сталь 30ХГСН2А, работающих в высоконапряженном состоянии, наиболее важным фактором, обеспечивающим длительную эксплуатацию, является снижение скорости роста трещины.
2. Скорость коррозии поверхности стали в ингибированной дистиллированной воде не должна учитываться при оценке скорости роста трещины. Для высокопрочных сталей должны быть использованы другие критерии оценки стойкости, такие как определение скорости роста трещины при статическом и знакопеременном нагружении в коррозионных средах.
3. Наиболее эффективными ингибирующими добавками в ЛКП являются MgMoO4 (54,3 ч), BaWO4 (48,1 ч), BaSiO3 (47,2 ч), Ba3(PO4)2 (44,8 ч), CaMoO4 (34,5 ч). Органические добавки, по-видимому из-за большой молекулярной массы и стерических затруднений, при доставке в вершину трещины для защиты высокопрочных сталей от растрескивания неэффективны.
2. Каблов Е.Н. Композиты: сегодня и завтра // Металлы Евразии. 2015. №1. С. 36–39.
3. Каблов Е.Н. Ключевая проблема – материалы // Тенденции и ориентиры инновационного развития России: сб. информ. матер. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВИАМ, 2015. С. 458–464.
4. Каблов Е.Н. Создание национальной сети климатических станций – необходимое условие надежности и ресурса авиационной техники // Крылья Родины. 2010. №8. С. 3–6.
5. Нормы летной годности самолетов транспортной категории: АП-25. 5-е изд., с поправками 1–8. М.: Авиаиздат, 2015. 278 с.
6. Нормы летной годности гражданских легких самолетов: АП-23. 4-е изд., с поправками 1–5. М.: Авиаиздат, 2014. 207 с.
7. Кириллов В.Н., Старцев О.В., Ефимов В.А. Климатическая стойкость и повреждаемость полимерных композиционных материалов, проблемы и пути решения // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 412–423.
8. Кириллов В.Н., Вапиров Ю.М., Дрозд Е.А. Исследование атмосферной стойкости полимерных композиционных материалов в условиях атмосферы теплого влажного и умеренно теплого климата // Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 31–38.
9. Платонов М.М., Назаров И.А., Нестерова Т.А. Тканепленочные материалы для надувных авиационных средств спасения // Новости материаловедения. Наука и техника: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №2. Ст. 06. URL: http://www.materialsnews.ru (дата обращения: 20.02.2017).
10. Платонов М.М., Назаров И.А., Нестерова Т.А. Тканепленочные материалы для надувных авиационных средств спасения // Сб. докл. конф. «Теплоизоляционные и текстильные материалы авиационного назначения». М.: ВИАМ, 2013. С. 7.
11. Нестерова Т.А., Платонов М.М., Шаракина Л.А. Оценка свойств пожаробезопасного тканепленочного материала для дорожки скольжения спасательного трапа // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2014. №10. Ст. 09. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 20.02.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-9-9.
12. Сорокин А.Е., Бейдер Э.Я., Изотова Т.Ф., Николаев Е.В., Шведкова А.К. Исследование свойств углепластика на полифениленсульфидном связующем после ускоренных и натурных климатических испытаний // Авиационные материалы и технологии. 2016. №3 (42).
С. 66–72. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-3-66-72.
13. Сорокин А.Е., Бейдер Э.Я., Перфилова Д.Н. Влияние климатических факторов на свойства углепластика на полифениленсульфидном связующем // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №1. Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 20.02.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-1-10-10.
14. Кириллов В.Н., Ефимов В.А., Шведкова А.К., Николаев Е.В. Исследование влияния климатических факторов и механического нагружения на структуру и механические свойства ПКМ // Авиационные материалы и технологии. 2011. №4. С. 41–45.
15. Ефимов В.А., Шведкова А.К., Коренкова Т.Г., Кириллов В.Н. Исследование полимерных конструкционных материалов при воздействии климатических факторов и нагрузок в лабораторных и натурных условиях // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S2. С. 68–73.
16. Барботько С.Л., Нестерова Т.А., Кириенко О.А., Вольный О.С. Исследование влияния эксплуатационных и климатических факторов на горючесть текстильных материалов авиационного назначения // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №3. Ст. 12. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 20.02.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-12-12.
17. Платонов М.М., Шульдешов Е.М., Нестерова Т.А., Сагомонова В.А. Акустические полимерные материалы нового поколения (обзор) // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №4. Ст. 09. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 16.02.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-4-9-9.
18. Алифанов Е.В., Чайкун А.М., Венедиктова М.А., Наумов И.С. Особенности рецептур резин на основе этиленпропиленовых каучуков и их применение в изделиях специального назначения (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2015. №2 (35). С. 51–55. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-51-55.
19. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» //Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
20. Нестерова Т.А., Платонов М.М., Назаров И.А., Барботько С.Л. Исследования по разработке нового материала для баллонета пневматического трапа для аварийного покидания кабины вертолета // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №12 (48). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 20.02.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-12-7-7.
2. Rozenfeld I.L., Rubinshtejn F.I. Antikorrozionnye gruntovki i ingibirovannye lakokrasochnye pokrytiya [Corrosion inhibiting primers and inhibited paint coatings]. M.: Himiya, 1980. S. 95–112.
3. Ingibitor «Reakor-2» korrozionno-mehanicheskogo razrusheniya nizkolegirovannyh stalej: pat. 2068628 Ros. Federaciya. №94010478/02 [Reakor-2 inhibitor of corrosion and mechanical destruction of low-alloy steels: pat. 2068628 Rus. Federation. No. 94010478/02]; zayavl. 25.03.94; opubl. 27.10.96, Byul. №30. 5 s.
4. Rahmankulov D.L., Bugaj D.E., Gabitov A.I., Golubev M.V., Laptev A.B., Kalimullin A.A. Ingibitory korrozii [Corrosion inhibitors]. Ufa: Reaktiv, 1997. T. 1: Osnovy teorii i praktiki primeneniya. S. 117–128.
5. Bugaj D.E., Golubev M.V., Laptev A.B. i dr. O zashhitnyh svojstvah nekotoryh aminov, ketosulfidov, acetalej i ih analogov pri ingibirovanii korrozii pod napryazheniem stroitelnoj stali [About protective properties of some ammines, cetosulfides, atsetaly and their analogs at corrosion inhibition energized building steel]// Bashkirskij himicheskij zhurnal. 1996. T. 3. №4. S. 59–63.
6. Astafev V.I., Radaev Yu.N, Stepanova L.V., Shiryaeva L.K. Nakoplenie povrezhdennosti i razrushenie metallov v usloviyah korrozionnogo rastreskivaniya pod napryazheniem [Accumulation of povrezhdennost and destruction of metals in the conditions of stress corrosion cracking]. Samara: Izd-vo Samar. un-ta, 1998. 123 s.
7. Gareev A.G., Nasibullina O.A., Rizvanov R.G. Issledovanie osobennostej korrozionnogo rastreskivaniya pod napryazheniem obrazca stali H70, otobrannogo iz ochagovoj zony razrusheniya [Research of features of stress corrosion cracking of sample of the X70 steel which has been selected from zone of destruction] // Neftegazovoe delo. 2015. T. 13. №4. S. 244–248.
8. n-izobutil-n-2-trimetilsililoksi(etil)-n-ciklogeksan-2-onilmetilamin v kachestve ingibitora kor-rozionno-mehanicheskogo razrusheniya nizkolegirovannyh stalej: pat. 2119492 Ros. Federaciya. №93047885 [n-isobutyl-n-2-threemethylsililoxi(etil)-n-ciclogexan-2-onilmethylamine as inhibitor of corrosion and mechanical destruction of low-alloy steels: pat. 2119492 Rus. Federation. No. 93047885]; zayavl. 15.10.93; opubl. 27.09.98, Byul. №30. 5 s.
9. Bugaj D.E., Laptev A.B., Gabitov A.I. Uchet haraktera adsorbcii ingibitorov na stali pri opredelenii zashhitnyh svojstv v serovodorodnyh sredah pri korrozii pod napryazheniem [Accounting of nature of adsorption of inhibitors on steel at determination of protective properties in hydrosulphuric environments at corrosion energized] // Bashkirskij himicheskij zhurnal. 1994. T. 1. №2. S. 25–27.
10. Bugaj D.E., Gabitov A.I., Laptev A.B. i dr. Mehanizm zashhitnogo dejstviya ingibitorov stress-korrozii klassa acetalej [Mechanism of protective effect of inhibitors stress corrosion of class of the acetale] // Bashkirskij himicheskij zhurnal. 1994. T. 1. №2. S. 28–32.
11. Istoriya aviacionnogo materialovedeniya. VIAM – 80 let: gody i lyudi / pod obshh. red. E.N. Kablova [History of aviation materials science. VIAM is 80: years and people / gen. ed. by E.N. Kablov]. M.: VIAM, 2012. 520 s.
12. Kablov E.N. Aviacionnoe materialovedenie: itogi i perspektivy [Aviation materials science: results and perspectives] // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2002. T. 72. №1. S. 3–12.
13. Kablov E.N. Materialy i himicheskie tehnologii dlya aviacionnoj tehniki [Materials and chemical technologies for aviation engineering] // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 82. №6. S. 520–530.
14. Kurs M.G., Laptev A.B., Kutyrev A.E., Morozova L.V. Issledovanie korrozionnogo razrusheniya deformiruemyh alyuminievyh splavov pri naturno-uskorennyh ispytaniyah. Chast 1 [Research of corrosion destruction of deformable aluminum alloys at natural accelerated tests. Part 1] // Voprosy materialovedeniya. 2016. №1. S. 116–126.
15. Kablov E.N. Himiya v aviacionnom materialovedenii [Chemistry in aviation materials science ] // Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3–4.
16. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
17. Chebotarevskij V.V., Kondrashov E.K. Tehnologiya lakokrasochnyh pokrytij v mashinostroenii [Technology of paint coatings in mechanical engineering]. M.: Mashinostroenie, 1978. S. 76–105.
18. Kondrashov E.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A. Osnovnye napravleniya povysheniya ekspluatacionnyh, tehnologicheskih i ekologicheskih harakteristik lakokrasochnyh pokrytij dlya aviacionnoj tehniki [The main directions of increase of utilization, technical and ecological properties of paint coatings for aviation engineering] // Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 96–102.
19. Semenova L.V., Malova N.E., Kuznetsova V.A., Pozhoga A.A. Lakokrasochnye materialy i pokrytiya [Paint and varnish materials and coatings] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 315–327.
20. Nefyodov N.I., Semyonova L.V. Tendencii razvitiya v oblasti konformnyh pokrytij dlya vlagozashhity i elektroizolyacii plat pechatnogo montazha i jelementov radiojelektronnoj apparatury [Development tendencies in the field on conformal coating for the moisture protection and electrical insulation of printed-circuit boards and electronic elements] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №1. S. 50–52.
21. Kozlova A.A., Kondrashov E.K., Deev I.S., Shhegoleva N.E. Issledovanie vliyaniya frakcionnogo sostava i udelnoj poverhnosti antikorrozionnyh pigmentov na zashhitnye svojstva epoksidnyh pokrytij [Research of influence of fractional structure and specific surface of anticorrosive pigments on protective properties of epoxy coverings] // Korroziya: materialy, zashhita. 2013. №3. S. 42–48.
22. Kozlova A.A., Kondrashov E.K., Deev I.S. Zashhitnye svojstva lakokrasochnyh pokrytij na osnove ftorsoderzhashhego plenkoobrazuyushhego [Protective properties of paint coatings on the basis of the fluorinated film-forming] // Korroziya: materialy, zashhita. 2014. №4. S. 43–48.
23. Yakovlev A.D. Himiya i tehnologiya lakokrasochnyh pokrytij: ucheb. posob. dlya vuzov [Chemistry and technology of paint coatings: manual for higher education institutions]. L.: Himiya, 1981. S. 166–170.
24. Kondrashov E.K., Kuznecova V.A., Semenova L.V., Lebedeva T.A., Malova N.E. Razvitie aviacionnyh lakokrasochnyh materialov [Development of aviation paint and varnish materials] // Vse materialy. Enciklopedicheskij spravochnik. 2012. №5. S. 49–54.
25. Semenova L.V., Nefedov N.I. Primenenie epoksidnyh modificirovannyh gruntovok v sistemah LKP [Application of modified epoxy primers in the painting systems] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №3. S. 38–44. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-3-38-44.