ВЛИЯНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ И АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА НА ДЕМПФИРУЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ «СПЛАВ–ПОКРЫТИЕ»

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-5-11-11
УДК 629.7.023.224
Д. С. Горлов, А. В. Щепилов
ВЛИЯНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ И АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА НА ДЕМПФИРУЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ «СПЛАВ–ПОКРЫТИЕ»

Показана зависимость демпфирующей способности от толщины нового разработанного покрытия системы AlNiY при виброиспытаниях по первой изгибной форме при резонансе с одинаковой амплитудой возбуждающей силы, соответствующей напряжению 70 МПа в опасном сечении.

Исследованы шероховатость поверхности титанового сплава ВТ6 после нанесения демпфирующего покрытия и эрозионная стойкость нового разработанного покрытия системы AlNiY, а также демпфирующая способность после воздействия абразивного потока.

Работа выполнена в рамках стратегического направления 17. «Комплексная антикоррозионая защита, упрочняющие, износостойкие защитные и теплозащитные покрытия», комплексная проблема 17.3. «Многослойные жаростойкие и теплозащитные покрытия, наноструктурные упрочняющие эрозионные и коррозионностойкие, износостойкие, антифреттинговые покрытия для защиты деталей горячего тракта и компрессора ГТД и ГТУ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») 

Ключевые слова: ионно-плазменное демпфирующее покрытие, демпфирующая способность, эрозионная стойкость.

Введение

Предотвращение усталостных поломок лопаток турбомашин, связанных с повышенным уровнем вибраций, представляет важную задачу двигателестроения. Уменьшение уровня переменных вибронапряжений обеспечивает надежную работу двигателя и увеличение его ресурса, однако значительное снижение напряжений может быть несовместимо с требованиями к другим характеристикам двигателя или привести к значительному утяжелению конструкции, поэтому приходится поддерживать переменные напряжения на допустимом уровне. Для достижения указанной цели выполняются различные мероприятия – в частности, частотная отстройка от резонансов и увеличение конструкционного демпфирования в системе. Полностью отстроиться от резонансных режимов в диапазоне рабочих оборотов часто не представляется возможным, поэтому увеличение конструкционного демпфирования лопаток турбомашин представляет актуальную научно-техническую задачу [2].

Достаточно высокие частоты колебаний лопаток ведут к быстрому накоплению критического числа циклов нагружения и поломкам при наличии факторов, способствующих снижению усталостной прочности: коррозионных и эрозионных повреждений, забоин, дефектов материала, конструкционных концентраторов напряжений, остаточных напряжений в поверхностных слоях после механической обработки и др. [3].

В условиях, где использование демпфирующих элементов затруднительно или не представляется возможным, для снижения переменных напряжений в лопатках компрессора можно использовать специальные демпфирующие покрытия. При этом возникает проблема работоспособности такого покрытия в условиях высоких рабочих температур. Поэтому главной задачей является выбор оптимального сочетания прочностных/пластических свойств покрытия и его стойкости к воздействию высоких температур. Для нанесения демпфирующих покрытий целесообразно использовать вакуумно-дуговой процесс генерации плазмы материала покрытия из литого трубного катода, получаемого в вакуумных индукционных печах, и ионно-плазменное осаждение при высоких и управляемых энергиях частиц [4–7].

 

Материалы и методы

Для исследований эрозионной стойкости изготовили образцы из титанового сплава ВТ6 в виде дисков ø25 мм и толщиной 3 мм.

Для исследований демпфирующей способности изготовили модельные образцы в виде лопатки из титанового сплава ВТ6 толщиной 3 мм c рабочей частью длиной 55 мм и шириной 20 мм. Размеры участка закрепления в оснастке – ширина 40 мм и длина 35 мм. Переход от зоны закрепления до рабочей части выполнен радиусом 15 мм. Поверхностную обработку образцов из титанового сплава ВТ6 с демпфирующим покрытием осуществляли путем виброгалтовки в круговом вибраторе фирмы Rosler.

Исследована шероховатость поверхности образцов из титанового сплава ВТ6 с демпфирующим покрытием после нанесения и последующих поверхностных обработок. Измерение шероховатости поверхности проводили согласно ГОСТ 2789–73 на длине 15 мм (чувствительность) с помощью профилометра-профилографа Hommel Tester T500. В качестве параметра для оценки шероховатости использовали параметр Rа.

Испытания на демпфирующую способность проводили на вибростенде ETS Solution MPA 403-M124M при температурах 20 и 400°С согласно СТО 1-595-2-506–2016.

Испытания на относительную эрозионную стойкость проводили согласно ММ1.595-2-352–2008 на испытательном стенде – для испытаний использовали кварцевый песок Люберецкого карьера со средней фракцией 300 мкм. Испытания проводили при углах атаки 70 и 20 град в течение 3 циклов. Время цикла составляло 2 мин, давление воздуха 3 ат (0,3 МПа) при средней скорости частиц 50 м/с.

Образцы для испытаний на демпфирующую способность подвергали абразивному износу по экспериментальной методике ВИАМ на новом лабораторном стенде для эрозионных испытаний (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Схема нового лабораторного стенда для испытаний на эрозионную стойкость:

1 – образец; 2 – крестообразный распылитель; 3 – бункер для подачи абразива; 4 – позиции крепления образцов под разными углами к абразивному потоку; 5 – двигатель

 

Принцип работы стенда заключается в обдувке исследуемых образцов, расположенных под разными углами к абразивному потоку, абразивным материалом. В данной работе в качестве абразива использовали кварцевый песок Люберецкого карьера, просеянный через сито с ячейками размером 1 мм. Абразив, засыпанный в бункер установки, расположенной в верхней части, самотеком поступал в роторный распылитель, имеющий крестообразную форму. За счет центробежной силы песок абразивной струей эродировал исследуемые образцы. Масса песка составляла 1,7 кг. Продолжительность полного расхода песка составляла 45–50 с.

 

Результаты

Для исследований влияния шероховатости поверхности и абразивного износа на демпфирующую способность композиции «сплав–покрытие» на ионно-плазменной установке МАП-3 с автоматизированной системой управления технологическим процессом наносили новое демпфирующее покрытие на основе алюминиевого сплава, легированного никелем и редкоземельным металлом – иттрием. Толщину покрытия варьировали – от 20 до 100 мкм. Нанесение проводили в одном технологическом цикле с периодической выгрузкой образцов при напылении покрытия толщиной, кратной 20 мкм [8–12].

После нанесения демпфирующего покрытия системы Al–Ni–Y проведены испытания на демпфирующую способность при температуре 20°С. Данные зависимости эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y различной толщины и без него при температуре 20°С и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа в исходном состоянии представлены в табл. 1 [13].

Оценку демпфирующей способности рассчитывали по формуле, по которой амплитуду образца в резонансе после нанесения покрытия умножали на 100 и полученное значение делили на амплитуду образца в резонансе до нанесения покрытия. Полученный результат далее вычитали из 100. Данное значение означает на сколько процентов снизилась амплитуда колебаний свободного конца образца.

 

Таблица 1

Зависимость эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6
с покрытием системы
AlNiY различной толщины и без него при температуре 20°С
и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа в исходном состоянии

Условный

номер

образца

Толщина
покрытия,
мкм

Без покрытия

С покрытием

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

1

20

490,6

1,46

499,2

1,33

2

40

492,8

1,45

500,9

1,3

3

60

488,6

1,45

499,8

1,24

4

80

498,5

1,45

513,3

1,13

5

100

496,3

1,45

515,8

1

 

Установлено, что с увеличением толщины покрытия демпфирующая способность повышается:

 

Толщина покрытия, мм

Эффективность демпфирования, %

20

9

40

10,3

60

14,5

80

22

100

31

 

После испытаний на демпфирующую способность замеряли шероховатость покрытия и далее образцы подвергали поверхностной виброгалтовке в круговом вибраторе фирмы Rosler [14]. После 1 ч обработки замеряли шероховатость поверхности и далее проводили испытания на демпфирующую способность. Данные зависимости эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y различной толщины и без него при температуре 20°С и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа после виброгалтовки в течение 1 ч представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Зависимость эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6
с покрытием системы
AlNiY различной толщины и без него при температуре 20°С
и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа после виброгалтовки в течение 1 ч

Условный

номер

образца

Толщина
покрытия, мкм

Без покрытия

С покрытием

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

1

20

490,6

1,46

499

1,3

2

40

492,8

1,45

502,2

1,28

3

60

488,6

1,45

499

1,25

4

80

498,5

1,45

515,9

1,07

5

100

496,3

1,45

518,3

1,07

 

Показано, что после 1 ч поверхностного выглаживания с увеличением толщины покрытия демпфирующая способность повышается:

 

Толщина покрытия, мм

Эффективность демпфирования, %

20

10

40

11,7

80

26,2

 

При толщинах 60 и 100 мкм эффективность демпфирования уменьшилась – с 14,5 до 13,8% и с 31 до 26,2% соответственно.

Затем образцы снова обработали в круговом вибраторе фирмы Rosler в течение 1 ч. Данные зависимости эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y различной толщины и без него при температуре 20°С и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа после 2 ч виброгалтовки представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Зависимость эффективности демпфирования образцов из титанового сплава ВТ6
с покрытием системы
AlNiY различной толщины и без него при температуре 20°С
и напряжении в опасном сечении образца 70 МПа после 2 ч виброгалтовки

Условный

номер

образца

Толщина покрытия, мкм

Без покрытия

С покрытием

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

Частота
резонанса,
Гц

Амплитуда

свободного конца образца, мм

1

20

490,6

1,46

502,1

1,35

2

40

492,8

1,45

500,2

1,32

3

60

488,6

1,45

499,6

1,25

4

80

498,5

1,45

513,6

1,17

5

100

496,3

1,45

515,3

1,1

 

Установлено, что с увеличением толщины покрытия демпфирующая способность уменьшается:

Толщина покрытия, мм

Уменьшение эффективности

демпфирования, %

20

с 10 до 7

40

с 11,7 до 8,9

80

с 26,2 до 19,3

100

с 26,2 до 24,1

 

При толщине покрытия 60 мкм эффективность демпфирования не изменилась и составила 13,8%.

Данные по шероховатости поверхности в зависимости от толщины и последующей обработки демпфирующего покрытия системы Al–Ni–Y в круговом вибраторе фирмы Rosler представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Параметры шероховатости поверхности в зависимости от толщины и

продолжительности обработки демпфирующего покрытия

системы AlNiY в круговом вибраторе фирмы Rosler

Условный

номер

образца

Толщина покрытия, мкм

Средний параметр шероховатости Ra поверхности с покрытием после виброгалтовки в течение, ч

Без обработки

1

2

1

20

2,57

0,76

0,74

2

40

3,19

1,09

0,92

3

60

3,16

1,87

1,18

4

80

3,1

1,52

1,25

5

100

4,24

2,31

1,61

 

Показано, что с увеличением продолжительности поверхностной обработки величина микронеровностей уменьшается. Наименьшее значение зафиксировано на образце из титанового сплава ВТ6 с демпфирующим покрытием толщиной 20 мкм после 2 ч виброгалтовки, наибольшее – при толщине 100 мкм.

При эксплуатации ГТД при взлете и посадке лопатки компрессора испытывают воздействие абразивного потока. С целью исследования стойкости разработанного демпфирующего покрытия к абразивному износу проведены испытания на лабораторной установке для испытания композиции образцов на относительную эрозионную стойкость при температуре 20°С. Исследование эрозионной стойкости проводили на дисковых образцах с нанесенным покрытием толщиной 60 мкм при углах атаки абразивного потока в 70 и 20 град. Это имитирует прямой (на входной кромке) и касательный (на корыте и выходной кромке) соударение абразива с лопаткой компрессора ГТД. Перед испытаниями образцы подвергали виброгалтовке в течение 1 ч. Данные по исследованиям приведены в табл. 5 [15], все образцы прошли три цикла испытаний.

 

Таблица 5

Относительный эрозионный износ образцов из титанового сплава ВТ6
с демпфирующим покрытием толщиной 60 мкм и без него

Условный номер

образца

Относительный эрозионный износ/эрозионная стойкость, раз,

при угле атаки абразивного потока, град

70

20

1*

1

1

2

1,55/0,6

1,32/0,8

3

1,34/0,7

1,13/0,9

4

1,87/0,5

1,5/0,7

5

1,97/0,5

1,55/0,6

6

2,29/0,4

1,37/0,7

* Образец без покрытия (контрольный).

 

Установлено, что демпфирующее покрытие системы Al–Ni–Y незначительно повышает эрозионную стойкость образца из титанового сплава ВТ6 относительно образца без покрытия: в 0,54 раза – при угле атаки абразивного потока 70 град и 0,74 раза – при угле 20 град.

Исследована зависимость демпфирующей способности после воздействия абразивного потока на новое разработанное покрытие системы Al–Ni–Y. Эрозионные испытания проводили на новом лабораторном стенде с роторной системой подачи абразива. Поскольку испытания на демпфирующую способность проводили по первой изгибной форме колебаний, то обдувке подвергали только место на образцах для демпфирования с максимальными напряжениями. Образцы располагали под прямым углом к абразивному потоку.

После обдувки образцов установлено, что покрытия толщиной 20 и 40 мкм от воздействия абразивного потока слетели, а толщиной от 60 до 100 мкм – остались.

Внешний вид испытанных образцов титанового сплава ВТ6 с демпфирующим покрытием после испытаний на эрозионную стойкость представлен на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Внешний вид образцов из титанового сплава ВТ6 с демпфирующим покрытием толщиной 40 (а) и 80 мкм (б) после испытаний на эрозионную стойкость

Данные по демпфирующей способности образцов из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y после воздействия абразивного потока представлены в табл. 6.

 

Таблица 6

Данные по демпфирующей способности образцов из титанового сплава ВТ6
с покрытием системы
AlNiY после воздействия абразивного потока

Условный номер

образца

Толщина
покрытия,

мкм

Без покрытия

С покрытием

Эффективность демпфирования,

%

Частота

резонанса,

Гц

Амплитуда

свободного

конца образца,

мм

Частота

резонанса,

Гц

Амплитуда

свободного

конца образца,

 мм

1

20

490,6

1,46

495,3

1,25

13,8

2

40

492,8

1,45

497,3

1,28

11,7

3

60

488,6

1,45

490,1

1,24

14,5

4

80

498,5

1,45

511,5

1,14

21,3

5

100

496,3

1,45

514,8

1,12

22,7

 

Установлено, что демпфирующая способность после воздействия абразивного потока на образцах из титанового сплава ВТ6 со слетевшим покрытием увеличивается – образцы 1 и 2. Вероятно, это связано с поверхностным упрочнением титанового сплава ВТ6 абразивным потоком.

Исследовали демпфирующую способность образцов из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y толщиной 80 и 100 мкм после воздействия абразивного потока при температуре 400°С. Испытания при повышенной температуре проводили с возбуждающей силой такой же величины, как и для испытаний при температуре 20°С. Данные представлены в табл. 7.

 

Таблица 7

Данные по демпфирующей способности образцов из титанового сплава ВТ6
с покрытием системы
AlNiY толщиной 80 и 100 мкм
после воздействия абразивного потока при температуре 400°С

Условный номер

образца

Толщина
покрытия,

мкм

Без покрытия

С покрытием

Эффективность
демпфирования,

%

Частота

резонанса,

Гц

Амплитуда

свободного

конца образца,

мм

Частота

резонанса,

Гц

Амплитуда

свободного

конца образца,

мм

4

80

498,5

1,45

481

0,58

60

5

100

496,3

1,45

483

0,54

63

 

Показано, что демпфирующая способность составила 60% для образца из титанового сплава ВТ6 с покрытием системы Al–Ni–Y толщиной 80 мкм и 63% – для образца толщиной 100 мкм.

 

Обсуждение и заключения

В данной статье показана зависимость демпфирующей способности от толщины нового разработанного покрытия системы Al–Ni–Y при виброиспытаниях по первой изгибной форме при резонансе с одинаковой амплитудой возбуждающей силы, соответствующей напряжениям 70 МПа в опасном сечении.

Установлено, что с увеличением толщины нанесенного покрытия демпфирующая способность повышается и соответствует значениям при температуре 20°С:

 

Толщина покрытия, мм

Эффективность демпфирования, %

20

9

40

10,3

60

14,5

80

22

100

31

 

После поверхностной обработки в виде виброгалтовки демпфирующая способность после 1 ч поверхностного выглаживания с увеличением толщины покрытия повышается при толщинах 20, 40 и 80 мкм и составляет соответственно: 10; 11,7 и 26,2%. При толщинах 60 и 100 мкм эффективность демпфирования уменьшилась – с 14,5 до 13,8% и с 31 до 26,2% соответственно.

После двух часов виброгалтовки демпфирующая способность уменьшается при толщинах покрытия: 20 мкм – с 10 до 7%; 40 мкм – с 11,7 до 8,9%; 80 мкм – с 26,2 до 19,3%; 100 мкм – с 26,2 до 24,1%. При толщине 60 мкм эффективность демпфирования не изменилась и составила 13,8%.

Показано также, что с увеличением толщины демпфирующего покрытия величина микронеровностей возрастает, что связано с наличием микрокапельной фазы. Характерно, что после поверхностного выглаживания шероховатость поверхности демпфирующего покрытия снижается и при этом демпфирующая способность также снижается, что связано с уменьшением толщины покрытия.

Демпфирующее покрытие разрабатывалось для снижения напряжений в лопатке компрессора ГТД. Особенности работы лопаток компрессора ГТД предполагают эрозионное воздействие на перо, особенно на вертолетных двигателях, поэтому испытания на эрозионную стойкость демпфирующего покрытия представляют значительный интерес.

На первой стадии испытывали образцы по стандартной лабораторной методике на стойкость к эрозионному воздействию, при котором образец обдувается под углом 70 град, имитирующему лобовой удар о входную кромку лопатки, и под углом 20 град – касательный удар о корыто и выходную кромку лопатки. Демпфирующее покрытие толщиной 60 мкм прошло испытание на относительную эрозионную стойкость – выдержало 3 цикла.

Установлено, что демпфирующее покрытие системы Al–Ni–Y незначительно повышает эрозионную стойкость образца из титанового сплава ВТ6 относительно образца без покрытия: в 0,54 раза – при угле атаки абразивного потока 70 град и 0,74 раза – при угле 20 град.

Образцы с демпфирующим покрытием испытывали на стойкость к абразивному износу на новом эрозионном стенде с более жесткими условиями проведения испытаний.

После обдувки абразивным потоком образцов с демпфирующим покрытием после поверхностной виброгатовки обнаружено, что покрытия толщиной 20, 40 и 60 мкм слетели, а покрытия толщиной 80 и 100 мкм прошли жесткий цикл испытаний.

Испытания на демпфирующую способность после эрозионного воздействия показали увеличение демпфирования на образцах из титанового сплава ВТ6 со слетевшим покрытием. Вероятно, это связано с поверхностным упрочнением от воздействия абразивного потока.

Эксплуатация лопаток компрессора предполагает работу при повышенной температуре. Испытания на демпфирующую способность образцов из титанового сплава ВТ6 с устоявшим покрытием системы Al–Ni–Y после эрозионного воздействия при температуре 400°С показали снижение амплитуды свободного конца образца больше чем в 2 раза при одинаковой возбуждающей силе такой же величины, как и для испытаний при температуре 20°С.

Показано, что демпфирующая способность возросла и составила в среднем 61,5%.

Представленные данные можно использовать в дальнейших работах для повышения служебных характеристик разрабатываемых материалов. 


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Шорр Б.Ф., Серебряков Н.Н. Расчетно-экспериментальный анализ амплитудно-зависимых характеристик демпфирования в деталях и материалах // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2011. №3. С. 91–99.
3. Устинов А.И., Мовчан Б.А., Скородзиевский В.С. Исследование демпфирующей способности плоских образцов из титанового сплава Ti–6%Al–4%V с покрытиями из олова и иттрия // Проблемы прочности. 2001. №4. С. 55–61.
4. Мубояджян С.А., Помелов Я.А. Защитные покрытия для лопаток компрессора ГТД // Авиационные материалы и технологии. М.: ВИАМ, 2003. Вып.: Высокожаропрочные материалы для современных и перспективных газотурбинных двигателей и прогрессивные технологии их производства. С.116–131.
5. Шорр Б.Ф., Мельникова Г.В., Серебряков Н.Н. Расчетно-экспериментальное исследование эффективности демпфирующих покрытий для рабочих лопаток турбомашин // Прочность материалов и элементов конструкций: тр. Междунар. науч.-техн. конференции. Киев: Ин-т проблем прочности им. Г.С. Писаренко НАН Украины, 2011. С. 133–141.
6. Мубояджян С.А., Горлов Д.С., Щепилов А.А., Коннова В.И. Исследование демпфирующей способности ионно-плазменных покрытий // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S5. С. 67–72. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s5-67-72.
7. Горлов Д.С., Мубояджян С.А., Щепилов А.А., Александров Д.А. Влияние ионной имплантации на демпфирующую способность композиции «сплав–ионно-плазменное покрытие» // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №2. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.03.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-2-4-4.
8. Панин П.В., Дзунович Д.А., Ширяев А.А. Исследование термической стабильности структуры титанового сплава ВТ6 после термоводородной обработки // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №3. Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.03.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-6-6.
9. Мубояджян С.А., Александров Д.А., Горлов Д.С., Егорова Л.П., Булавинцева Е.Е. Защитные и упрочняющие ионно-плазменные покрытия для лопаток и других ответственных деталей компрессора ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 71–81.
10. Мубояджян С.А., Александров Д.А., Горлов Д.С. Нанослойные упрочняющие покрытия для защиты стальных и титановых лопаток компрессора ГТД // Авиационные материалы и технологии. 2011. №3. С. 3–8.
11. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S2. С. 3–10.
12. Каблов Е.Н., Мубояджян С.А. Ионное травление и модифицирование поверхности ответственных деталей машин в вакуумно-дуговой плазме // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. №SP2. С. 149–163.
13. Артеменко Н.И., Мубояджян С.А. Инженерная методика оценки величины и характера внутренних напряжений в однослойных упрочняющих конденсированных покрытиях // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №1. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.03.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-1-4-4.
14. Лаптева М.А., Белова Н.А., Раевских А.Н., Филонова Е.В. Исследование зависимости шероховатости, морфологии поверхности и количества дефектов структуры от мощности лазера, скорости сканирования и типа штриховки в жаропрочном сплаве, синтезированном методом СЛС // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №9. Ст. 09. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.03.2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-9-9.
15. Горлов Д.С., Мубояджян С.А., Щепилов А.А., Александров Д.А. Исследование эрозионной стойкости и теплостойкости ионно-плазменных демпфирующих покрытий // Авиационные материалы и технологии. 2016. №2 (41). С. 11–17. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-2-11-17.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Shorr B.F., Serebryakov N.N. Raschetno-eksperimentalnyj analiz amplitudno-zavisimyh harakteristik dempfirovaniya v detalyah i materialah [The rated and experimental analysis of amplitude and dependent characteristics of damping in details and materials] // Problemy mashinostroeniya i nadezhnosti mashin. 2011. №3. S. 91–99.
3. Ustinov A.I., Movchan B.A., Skorodzievskij V.S. Issledovanie dempfiruyushhej sposobnosti ploskih obrazcov iz titanovogo splava Ti–6%Al–4%V s pokrytiyami iz olova i ittriya [Research of damping capacity of flat samples from Ti-6%Al-4%V titanium alloy with coverings from tin and yttrium] // Problemy prochnosti. 2001. №4. S. 55–61.
4. Muboyadzhyan S.A., Pomelov Ya.A. Zashhitnye pokrytiya dlya lopatok kompressora GTD [Protecting covers for GTD compressor blades] // Aviacionnye materialy i tehnologii. M.: VIAM, 2003. Vyp.: Vysokozharoprochnye materialy dlya sovremennyh i perspektivnyh gazoturbinnyh dvigatelej i progressivnye tehnologii ih proizvodstva. S.116–131.
5. Shorr B.F., Melnikova G.V., Serebryakov N.N. Raschetno-eksperimentalnoe issledovanie effektivnosti dempfiruyushhih pokrytij dlya rabochih lopatok turbomashin [Rated pilot study of efficiency of damping coatings for working blades of turbomachines] // Prochnost materialov i elementov konstrukcij: tr. Mezhdunar. nauch.-tehn. konferencii. Kiev: In-t problem prochnosti im. G.S. Pisarenko NAN Ukrainy, 2011. S. 133–141.
6. Muboyadzhyan S.A., Gorlov D.S., Shhepilov A.A., Konnova V.I. Issledovanie dempfiruyushhej sposobnosti ionno-plazmennyh pokrytij [Study of damping capacity of ion-plasma coatings] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S5. S. 67–72. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s5-67-72.
7. Gorlov D.S., Muboyadzhyan S.A., Shhepilov A.A., Aleksandrov D.A. Vliyanie ionnoj implantacii na dempfiruyushhuyu sposobnost kompozicii «splav–ionno-plazmennoe pokrytie» [The influence of ion implantation on the damping ability of the composition «аlloy–ion-plasma coating»] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2017. №2. St. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 03, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-2-4-4.
8. Panin P.V., Dzunovich D.A., Shiryaev A.A. Issledovanie termicheskoj stabilnosti struktury titanovogo splava VT6 posle termovodorodnoj obrabotki [Research on thermal stability of VT6 titanium alloy structure after thermohydrogen treatment] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №3. St. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 03, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-6-6.
9. Muboyadzhyan S.A., Aleksandrov D.A., Gorlov D.S., Egorova L.P., Bulavinceva E.E. Zashhitnye i uprochnyayushhie ionno-plazmennye pokrytiya dlya lopatok i drugih otvetstvennyh detalej kompressora GTD [Protective and strengthening ion-plasma coverings for blades and other responsible details of the GTE compressor] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 71–81.
10. Muboyadzhyan S.A., Aleksandrov D.A., Gorlov D.S. Nanoslojnye uprochnyayushchie pokrytiya dlya zashhity stalnyh i titanovyh lopatok kompressora GTD [Nanolayer strengthening coverings for protection of steel and titanic compressor blades of GTE] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2011. №3. S. 3–8.
11. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemelnye elementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare-earth elements are materials for modern and future high technologies] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S2. S. 3–10.
12. Kablov E.N., Muboyadzhyan S.A. Ionnoe travlenie i modificirovanie poverhnosti otvetstvennyh detalej mashin v vakuumno-dugovoj plazme [Ion etching and modifying of surface of responsible details of machines in vacuum and arc plasma] // Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroenie. 2011. №SP2. S. 149–163.
13. Artemenko N.I., Muboyadzhyan S.A. Inzhenernaya metodika ocenki velichiny i haraktera vnutrennih napryazhenij v odnoslojnyh uprochnyayushhih kondensirovannyh pokrytiyah [Engineering method of estimating the magnitude and nature of the internal stresses in the condensed monolayer reinforcing coatings] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №1. St. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 03, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-1-25-35.
14. Lapteva M.A., Belova N.A., Raevskih A.N., Filonova E.V. Issledovanie zavisimosti sherohovatosti, morfologii poverhnosti i kolichestva defektov struktury ot moshhnosti lazera, skorosti skanirovaniya i tipa shtrihovki v zharoprochnom splave, sintezirovannom metodom SLS [Dependence of roughness, surface morphology structure and number of defects on the power of the laser, scanning speed and the type of hatching in the high-temperature alloys synthesized by SLS] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №9. St. 09. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 03, 2017). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-9-9.
15. Gorlov D.S., Muboyadzhyan S.A., Shhepilov A.A., Aleksandrov D.A. Issledovanie erozionnoj stojkosti i teplostojkosti ionno-plazmennyh dempfiruyushhih pokrytij [The research of erosion resistance and heat resistance of the ion-plasma damping coatings] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2016. №2. S. 11–17. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-2-11-17.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.