Статьи
Исследован процесс штамповки деталей авиационно-космического назначения на специализированных изотермических прессах с усилием 630 и 1600 тс, имеющих дополнительное техническое оснащение. Показаны технологические возможности их эффективного использования при изготовлении деформированных деталей из жаропрочных титановых, никелевых и других сплавов в воздушной атмосфере с использованием штампов из литейного сплава ЖС6У. Исследовано влияние процесса деформации с малыми скоростями в условиях различного градиента температуры между заготовкой и штампом на силовые параметры штамповки, формообразование штамповок и их структуру. Показана возможность использования теплообмена между заготовкой и штампом для повышения эффективности процесса штамповки.
Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 10.2. «Изотермическая деформация на воздухе нового поколения гетерофазных труднодеформируемых жаропрочных сплавов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года»)
Введение
В отличие от обычной горячей штамповки деталей из титановых и никелевых сплавов в подогретых штампах на гидравлических прессах, КГШП и молотах, которую проводят при скоростях деформирования от 10 мм/с и выше, штамповку на специализированных изотермических прессах, оборудованных индукционными установками нагрева штамповых блоков, проводят со скоростью на 1–2 порядка ниже [2–5]. Как правило, скорость рабочего хода таких прессов составляет 0,2–2 мм/с [6]. При этом по сравнению с обычными методами горячей штамповки заготовка длительное время контактирует со штамповым инструментом, изготавливаемом из литейного жаропрочного никелевого сплава ЖС6У [7]. В таких условиях на процесс формообразования заготовки, силовые параметры штамповки и работоспособность штамповой оснастки существенное влияние начинает оказывать происходящий между заготовкой и штампом теплообмен при наличии между ними определенного градиента температуры [8]. Во многих случаях такое влияние на формообразование и, как следствие, формирование структуры в деформируемой заготовке можно рассматривать как дополнительную технологическую возможность специализированных изотермических прессов [2], которые могут быть полезно использованы путем контролируемого отклонения температурных условий штамповки от изотермических с целью повышения эффективности процесса получения штамповок из жаропрочных титановых, никелевых, а также других сплавов.
Материалы и методы
Влияние градиента температуры между заготовкой и штампом на силовые параметры деформации исследовали при осадке цилиндрических заготовок из сплава ВТ9 размером Ø22×130 мм на плоских бойках до высоты 8 мм, соизмеримых с толщиной поперечного сечения лопаток ГТД. Получены сравнительные данные по силовым параметрам деформации в условиях, когда температура заготовки (Тз) превышает температуру штампа (Тш), так и в условиях, когда температура штампа превышает температуру нагрева заготовки под деформацию.
При испытаниях в условиях Тш≤Тз заготовки нагревали до температуры деформации 950°С, а температура нагрева штампов в индукционной установке пресса с усилием 630 тс варьировалась от 600 до 900°С (рис. 1, а), при этом также варьировалась скорость деформирования. Деформация в таких условиях позволила оценить воздействие на силовые параметры процесса двух факторов: влияние теплообмена при контакте заготовки с менее нагретым штампом и скорости деформирования. При отсутствии градиента температуры между заготовкой и штампом (ΔТ=0), т. е. в изотермических условиях, определяющим оказывается влияние на усилие скорости деформирования. При ΔТ=50°С графики зависимости q–ΔТ имеют точку пересечения, в которой влияние скорости деформирования уравнивается влиянием подстывания и упрочнения заготовки от контакта с менее нагретым штампом. При дальнейшем увеличении ΔТ на величину усилия деформирования преимущественное влияние уже оказывает продолжительность контакта заготовки со штампом, которая определяет степень охлаждения поверхности и упрочнения заготовки от менее нагретого штампа. В таких условиях (при скорости деформирования 0,2 мм/с) усилие деформирования оказывается выше, чем усилие, развиваемое при большей скорости 2 мм/с.
При испытаниях в условиях Тш≥Тз (рис. 1, б) температура штампа поддерживалась неизменной 950°С, а температура нагрева заготовки варьировалась от 800 до 950°С. Характер полученных графиков зависимостей показывает, что при отклонении условий от изотермических (в сторону увеличения ΔТ между заготовкой и штампом) пониженная скорость деформирования (0,2 мм/с) обеспечивает дополнительное снижение усилия деформирования за счет нагрева заготовки при контакте с более нагретым штампом, тем самым уменьшая сопротивление материала деформации.
Рис. 1. Влияние градиента температуры между заготовкой и штампом на силовые параметры деформации заготовок из титанового сплава ВТ9 при Тш≤Тз (а) и Тш≥Тз (б): ● – Vд=2 мм/с; ■– Vд=0,2 мм/с (ΔТ=Тз-Тш; Тз=950°С)
Штамповка на специализированных изотермических прессах при малых скоростях деформирования в условиях температурного градиента (ΔТ) между заготовкой и штампом оказывает влияние не только на силовые параметра процесса, но и на характер течения металла и формирование типа структуры по объему деформированной заготовки [9].
Благодаря контролируемой величине ΔТ между заготовкой и штампом, можно не только управлять формой заготовки при свободной осадке, но и влиять на заполнение металлом узких полостей гравюры штампа. В частном случае, при осадке цилиндрической заготовки малого диаметра из сплава ВТ9 по схеме «на плите с отверстием» показано влияние температурного градиента между заготовкой и штампом на глубину заполнения металлом отверстия (Z) (рис. 2).
При Тш≤Тз заготовку нагревали до 950°С, а температуру инструмента изменяли от 450 до 950 °С (рис 2, а). В процессе осадки скорость деформирования составляла 0,2 мм/с, степень деформации 70%. При значительной величине ΔТ подстывание приконтактных с инструментом слоев заготовки ограничивает течение металла в полость штампа, так как деформация локализуется преимущественно в средних слоях заготовки. По мере приближения условий деформации к изотермическим глубина заполнения резко увеличивается и достигает значения Z=5 мм.
Наиболее интенсивное заполнение полости происходит при условиях, когда Тш≥Тз (рис. 2, б). Повышенное затекание металла в полость штампа в этом случае обеспечивается дополнительным прогревом приконтактной с инструментом зоны заготовки, ее разупрочнением относительно центральной зоны.
Рис. 2. Влияние градиента температуры между заготовкой и штампом на оформление тонкого элемента штамповки из титанового сплава ВТ9 (ΔТ=Тз–Тш; Тз=950°С) при Тш≤Тз (а) и Тш≥Тз (б)
Рис. 3. Влияние градиента температуры между заготовкой и штампом на структурное состояние штамповок из сплава ВТ9: а – при Тш<Тз; б – при Тш=Тз; в – при Тш>Тз; г – при Тш>Тз и Тш<Тз
Влияние ΔТ между заготовкой и штампом на структурное состояние штамповок показано при осадке цилиндрических заготовок из сплава ВТ9 на шайбы на изотермическом прессе с усилием 6,3 МН (рис. 3). В исходном состоянии материал заготовки имел однородную макроструктуру 5-го балла. После осадки при Тш˂Тз в структуре выражены зоны преимущественного течения металла и затрудненной деформации. В приконтактных зонах сохранена непроработанная исходная структура. Форма отштампованной заготовки имеет характерную бочкообразность, как следствие высокую неравномерность деформации. В условиях, когда Тш=Тз, влияние сил контактного трения и тепловой эффект также могут приводить к существенной неравномерности деформации и неоднородности структуры шайбы. Отштампованная в таких условия заготовка имеет заметную бочкообразность и видимые зоны затрудненной деформации в приконтактных областях заготовки. В условиях, когда Тш˃Тз, обеспечивается преимущественное течение приконтактных слоев заготовки вследствие их прогрева от штампа и разупрочнения в процессе деформации. В результате этого зона затрудненной деформации смещается к центральной части заготовки (рис. 3, в), а в приконтактных зонах имеет удовлетворительную степень проработки структуры материала. С целью получения заготовок (шайб) с однородной проработанной структурой по всему объему заготовки при свободной осадке с ограниченной деформацией, в некоторых случаях (в зависимости от геометрии заготовки, исходной структуры, физических свойств сплава и других факторов) целесообразно применять двухстадийную осадку с изменением знака ΔТ между заготовкой и штампом. Первую стадию осадки проводят в условиях, когда Тш˃Тз, для проработки структуры в приконтактных зонах, а вторую – при Тш˂Тз, для проработки структуры центральной части заготовки. На второй стадии (рис. 3, г) устраняется «обратная» бочкообразность заготовки, приобретенная на первой стадии, и ее форма вновь приближается к цилиндрической.
Результаты
Технологические приемы штамповки с контролируемым температурным градиентом между заготовкой и штампом используются в условиях ФГУП «ВИАМ» на специализированных изотермических прессах при серийном производстве штампованных заготовок как из титановых, так и жаропрочных сплавов [10].
Наряду с вышеуказанным приемом использования контролируемого теплообмена между заготовкой и штампом известен и применяется на практике технологический прием, в котором требуемое неравномерное температурное поле в заготовке создается не только за счет теплообмена со штамповым инструментом, но и путем контакта со специально подготовленной холодной заготовкой. В этом случае исходную заготовку нагревают в печи до температуры деформации и сразу после выноса из печи вводят в контакт с подготовленной холодной заготовкой, после чего помещают в штамповый инструмент и деформируют. Таким способом (в частности, свободной осадкой цилиндрической заготовки на плоских бойках) в серийном процессе формируют несимметричную заготовку с контролируемой геометрией, оптимальной для дальнейшей штамповки из нее в закрытом штампе заготовки крыльчатки компрессора из титанового сплава ВТ8 [11, 12].
На рис. 4 представлены серийные деформированные заготовки из жаропрочных титановых сплавов, изготовленные на специализированных изотермических прессах с усилием 630 и 1600 тс с использованием технологического приема создания в исходной заготовке контролируемого неравномерного температурного поля за счет теплообмена со штамповым инструментом. Такой технологический прием позволил изготовить качественные полые тонкостенные заготовки деталей, а также заготовки с тонкими элементами (оребрение, антивибрационная полка лопатки) с оптимальной однородной структурой и высоким КИМ.
В отличие от штамповки заготовок из жаропрочных титановых сплавов, температура нагрева под деформацию которых обычно не превышает 980–1000°С, температура нагрева заготовок под деформацию жаропрочных никелевых сплавов достигает 1130°С и выше. Требуемые удельные усилия деформации этих сплавов, по сравнению с титановыми сплавами, в 1,5–2 раза выше [13]. Исходя из прочностных характеристик литейного сплава ЖС6У и для обеспечения удовлетворительной работоспособности штампов из этого сплава, при штамповке деталей из жаропрочных никелевых сплавов температуру нагрева целесообразно ограничивать (950–980°С) [14], т. е. проводить деформацию не в изотермических, а в приближенных к изотермическим условиях. В этом случае штамповка при Тш˂Тз с градиентом температуры 90–180°С является вынужденной мерой обеспечения стойкости штамповой оснастки из сплава ЖС6У. Отрицательный эффект от отклонения температурных условий штамповки от изотермических можно свести к минимуму с помощью выбора оптимальных скоростных условий деформации.
Рис. 4. Штамповки из титановых сплавов, полученные с использованием метода создания в них контролируемого неравномерного температурного поля
Рис. 5. Схема эксперимента по теплообмену
Рис. 6. Изменение температуры заготовки из сплава ЭП742-ИД в зависимости от температуры нагрева штампа: 1 – до 950°С; 2 – до 900°С; 3 – до 800°С; 4 – до 650°С; 5 – охлаждение на воздухе; 6 – до 400°С
Характер теплообмена между заготовкой и штампом в условиях, приближенных к реально используемым при деформации жаропрочных сплавов на никелевой основе, исследован на модельном инструменте «заготовка–штамп» путем термометрирования зоны контакта заготовки со штампом с помощью хромель-алюмелевой термопары (с регистрацией на самопишущий прибор). Схема проведения эксперимента представлена на рис. 5. Температура нагрева заготовки при этом составляла 1100°С, что соответствовало температуре нагрева под деформацию некоторых жаропрочных никелевых сплавов, а температуру нагрева модельного штампа варьировали в интервале 400–950°С. Для сравнения представлен вариант охлаждения заготовки на воздухе вне контакта со штампом. При охлаждении заготовки на воздухе в подвешенном состоянии за 60 с температура поверхности заготовки снижается с 1100 до 925°С (рис. 6). При контакте со штампом, нагретом до 400°С, охлаждение интенсивнее, чем на воздухе, и за 60 с контакта температура поверхности заготовки составила 875°С. В штампе, нагретом до температур 900–950°С, интенсивного снижения температуры заготовки не происходит. За 60 с в штампе, нагретом до 950°С, поверхностный слой заготовки в зоне контакта снижается с 1100 до 1035°С. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при серийной штамповке реальных деталей из жаропрочных никелевых сплавов (ЭП742, ЭК79, ЭК151, ЭП975, ВЖ175) продолжительность контакта между заготовкой и штампом следует ограничивать. Это достигается путем проведения деформации с верхними значениями диапазона скоростей движения траверсы пресса [15]. Увеличение продолжительности контакта заготовки со штампом в данном случае нежелательно как для деформируемой заготовки, которая охлаждается и теряет пластичность, так и для штампа, поверхностный рабочий слой которого нагревается от контакта с заготовкой и разупрочняется. Опыт серийного производства малогабаритных штамповок дисков из жаропрочных никелевых сплавов [16], а также данные термометрирования в модельном штампе (рис. 5) показывают, что продолжительность деформирования (приложения нагрузки) за один штамповый переход не должна превышать 30–40 с. В этом случае при массовом производстве заготовок дисков достигается удовлетворительная стойкость штамповой оснастки и стабильное качество продукции.
Обсуждение и заключения
На процесс формообразования заготовки, в условиях низких скоростей рабочего хода специализированных изотермических прессов, существенное влияние оказывает теплообмен между заготовкой и штампом при наличии между ними определенного градиента температуры.
За счет контролируемого теплообмена между заготовкой и штампом можно изменять характер течения металла для управления формой заготовки при свободной осадке или интенсивностью затекания металла в полость штампа.
Технологические приемы с использованием контролируемого градиента температуры между заготовкой и штампом могут быть применены при серийном производстве штампованных заготовок из никелевых и титановых жаропрочных сплавов на специализированных изотермических прессах. Использование этих приемов позволяет получать изделия с повышенным КИМ и оптимальной структурой.
2. Пономаренко Д.А., Моисеев Н.В., Скугорев А.В. Штамповка дисков ГТД из жаропрочных сплавов на изотермических прессах // Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 13–16.
3. Пономаренко Д.А., Моисеев Н.В., Скугорев А.В. Эффективная технология изготовления дисков ГТД из жаропрочных никелевых сплавов // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2013. №10. С. 13–17.
4. Ломберг Б.С., Бакрадзе М.М., Чабина Е.Б., Филонова Е.В. Взаимосвязь структуры и свойств высокожаропрочных никелевых сплавов для дисков газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2011. №2. С. 25–30.
5. Разуваев Е.И., Лебедев Д.Ю., Бубнов М.В. Формирование ультрамелкозернистой и наноразмерной структуры в металлах и сплавах методами деформации // Авиационные материалы и технологии. 2010. №3. С. 3–8.
6. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С., Сидоров В.В. Приоритетные направления развития технологий производства жаропрочных материалов для авиационного двигателестроения // Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2013. №3. С. 47–54.
7. Разуваев Е.И., Моисеев Н.В., Капитаненко Д.В., Бубнов М.В. Современные технологии обработки металлов давлением // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №2. Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 10.09.2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-2-3-3.
8. Кишкин С.Т. Создание, исследование и применение жаропрочных сплавов: избранные тр. (К 100-летию со дня рождения). М.: Наука, 2006. 407 с.
9. Савушкин А.Н., Кашапов О.С., Голынец С.А. Влияние скорости нагружения на механические свойства жаропрочных титановых сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №3. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 10.09.2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-4-4.
10. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение в XXI веке. Перспективы и задачи // Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2002: юбилейный науч.-технич. сб. М.: МИСИС–ВИАМ, 2002. С. 23–47.
11. Кашапов О.С., Новак А.В., Ночовная Н.А., Павлова Т.В. Состояние, проблемы и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №3. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 10.09.2015).
12. Скугорев А.В., Бурханова А.А., Ночовная Н.А., Изотова А.Ю. Эффективность применения изотермической деформации при изготовлении штамповок из титановых сплавов // Титан. 2013. №1 (39). С. 31–34.
13. Каблов Е.Н., Ломберг Б.С., Оспенникова О.Г. Создание современных жаропрочных материалов и технологий их производства для авиационного двигателестроения // Крылья Родины. 2012. № 3–4. С. 34–38.
14. Каблов Е.Н., Голубовский Е.Р. Жаропрочность никелевых сплавов: учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1998. 464 с.
15. Бакрадзе М.М., Овсепян С.В., Шугаев С.А., Летников М.Н. Влияние режимов закалки на структуру и свойства штамповок дисков из жаропрочного никелевого сплава ЭК151-ИД // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №9. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 10.09.2015).
16. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Комплексная инновационная технология изотермической штамповки на воздухе в режиме сверхпластичности дисков из супержаропрочных сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 129–141.
2. Ponomarenko D.A., Moiseev N.V., Skugorev A.V. Shtampovka diskov GTD iz zharoprochnykh splavov na izotermicheskikh pressakh [Punching of disks GTD from hot strength alloys on isothermal presses] // Aviacionnye materialy i tekhnologii. 2013. №1. S. 13–16.
3. Ponomarenko D.A., Moiseev N.V., Skugorev A.V. Effektivnaya tehnologiya izgotovleniya diskov GTD iz zharoprochnyh nikelevyh splavov [Effective manufacturing techniques of disks GTE from heat resisting nickel alloys] // Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniem. 2013. №10. S. 13–17.
4. Lomberg B.S., Bakradze M.M., Chabina E.B., Filonova E.V. Vzaimosvyaz struktury i svojstv vysokozharoprochnykh nikelevykh splavov dlya diskov gazoturbinnykh dvigatelej [Interrelation of structure and properties of high-heat resisting nickel alloys for disks of gas turbine engines] // Aviacionnye materialy i tekhnologii. 2011. №2. S. 25–30.
5. Razuvaev E.I., Lebedev D.Yu., Bubnov M.V. Formirovanie ultramelkozernistoj i nanorazmernoj struktury v metallah i splavah metodami deformacii [Forming of ultrafine grained and nanodimensional structure in metals and alloys deformation methods] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2010. №3. S. 3–8.
6. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Lomberg B.S., Sidorov V.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya tehnologij proizvodstva zharoprochnyh materialov dlya aviacionnogo dvigatelestroeniya [The priority directions of development of production technologies of heat resisting materials for aviation engine building] // Problemy chernoj metallurgii i materialovedeniya. 2013. №3. S. 47–54.
7. Razuvaev E.I., Moiseev N.V., Kapitanenko D.V., Bubnov M.V. Sovremennye tehnologii obrabotki metallov davleniem [Modern technologies of plastic working of metals] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №2. St. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: September 10, 2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-2-3-3.
8. Kishkin S.T. Sozdanie, issledovanie i primenenie zharoprochnyh splavov: izbrannye tr. (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Creation, research and application of hot strength alloys: chosen works (To the 100 anniversary)]. M.: Nauka, 2006. 407 s.
9. Savushkin A.N., Kashapov O.S., Golynec S.A. Vliyanie skorosti nagruzheniya na mehanicheskie svojstva zharoprochnyh titanovyh splavov [An influence of loading rate on mechanical properties of heat-resistant titanium alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №3. St. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: September 10, 2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-4-4.
10. Kablov E.N. Aviacionnoe materialovedenie v XXI veke. Perspektivy i zadachi [Aviation materials science in the XXI century. Perspectives and tasks] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2002: yubilejnyj nauch.-tehnich. sb. M.: MISIS–VIAM, 2002. S. 23–47.
11. Kashapov O.S., Novak A.V., Nochovnaya N.A., Pavlova T.V. Sostoyanie, problemy i perspektivy sozdaniya zharoprochnyh titanovyh splavov dlya detalej GTD [Condition, problems and perspectives of creation of heat resisting titanium alloys for GTE details] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №3. St. 02. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: September 10, 2015).
12. Skugorev A.V., Burhanova A.A., Nochovnaya N.A., Izotova A.Yu. Effektivnost primeneniya izotermicheskoj deformacii pri izgotovlenii shtampovok iz titanovyh splavov [Efficiency of application of isothermal deformation when manufacturing punchings from titanium alloys] // Titan. 2013. №1 (39). S. 31–34.
13. Kablov E.N., Lomberg B.S., Ospennikova O.G. Sozdanie sovremennyh zharoprochnyh materialov i tehnologij ih proizvodstva dlya aviacionnogo dvigatelestroeniya [Creation of modern heat resisting materials and technologies of their production for aviation engine building] // Krylya Rodiny. 2012. № 3–4. S. 34–38.
14. Kablov E.N., Golubovskij E.R. Zharoprochnost nikelevyh splavov: ucheb. posobie [Thermal stability of nickel alloys: manual]. M.: Mashinostroenie, 1998. 464 s.
15. Bakradze M.M., Ovsepyan S.V., Shugaev S.A., Letnikov M.N. Vliyanie rezhimov zakalki na strukturu i svojstva shtampovok diskov iz zharoprochnogo nikelevogo splava EK151-ID [The influence of quenching on structure and properties nickel-based superalloy EK151-ID forgings] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №9. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: September 10, 2015).
16. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Lomberg B.S. Kompleksnaya innovacionnaya tehnologiya izotermicheskoj shtampovki na vozduhe v rezhime sverhplastichnosti diskov iz superzharoprochnyh splavov [Complex innovative technology of isothermal punching on air in mode of superplasticity of disks from superhot strength alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 129–141.