Статьи
Сообщается об исследовании влияния на чувствительность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением их химического состава, термической обработки и микроструктуры. Показано, что бинарный сплав системы Ti–Al, содержащий 3% (по массе) Al, обладает низкой чувствительностью к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах испытаний 400 и 500°C. При увеличении содержания Al в титановых сплавах до 5–8% (по массе) их склонность к растрескиванию существенно возрастает.
Выявлена положительная роль Fe и Mo, отсутствие влияния V и отрицательная роль Sn в качестве легирующих элементов в сплавах системы Ti–Al для повышения их стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах испытаний 400 и 500°C. Показано, что влияние Zr и Cr неоднозначно и зависит от содержания в сплавах Al и температуры испытаний.
Установлено, что при температурах испытаний <500°C отожженное состояние обеспечивает более высокую стойкость к растрескиванию от горячесолевой коррозии титановых сплавов, чем термически упрочненное. При температуре 500°C и выше влияние термообработки нивелируется.
Введение
Титановые сплавы находят широкое применение в изделиях авиационной техники [1–8], эксплуатирующейся во всеклиматических, в том числе морских, условиях, где возможно образование на их поверхности отложений морской соли.
Известно, что контакт с NaCl – основным компонентом морской соли – способен при повышенных температурах (≥250°C) вызывать горячесолевую коррозию титановых сплавов. При этом на их поверхности появляются коррозионные поражения в виде питтингов и язв, сопровождающиеся охрупчиванием, что при одновременном воздействии растягивающих напряжений может стать причиной возникновения коррозионных трещин [9–15].
В связи с тем, что титановые сплавы являются сложнолегированными композициями, представляет интерес изучение влияния на их чувствительность к растрескиванию таких факторов, как их химический состав, термическая обработка и микроструктура.
В данной работе исследовали влияние легирующих элементов (алюминия, олова, циркония, ванадия, молибдена, хрома и железа), термической обработки (отжиг, закалка+старение) и типа микроструктуры на склонность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии.
Материалы и методы
Влияние алюминия и других легирующих элементов изучали на специально изготовленных композициях сплавов. Влияние алюминия в диапазоне промышленного легирования исследовали на сплавах системы Ti–Al, содержащих 3; 5 и 8% (по массе) Al.
Принимая во внимание, что большинство промышленных титановых сплавов легировано алюминием, влияние других элементов изучали на тройных сплавах, созданных на основе бинарных сплавов систем Ti–5Al и Ti–8Al. Количество вводимых добавок соответствовало 2–4% (по массе). Исследовано влияние большинства элементов (Sn, Zr, V, Mo, Cr, Fe), вводимых в промышленные титановые сплавы.
Модельные сплавы выплавляли в виде слитков массой 20 кг в вакуумной печи с расходуемым электродом методом двойного переплава.
Исходными материалами для изготовления слитков служили: титановая губка марки ТГ100, алюминий, железо, цирконий, хром и олово, которые вводили в чистом виде, а также молибден и ванадий, вводимые в виде двойных лигатур, содержащих алюминий.
Ковку слитков модельных сплавов после обточки на Ø185 мм осуществляли при температурах β-области, чтобы обеспечить идентичную структуру при хорошей технологичности, в том числе и сплавов с 8% (по массе) Al. Изотермический отжиг заготовок под образцы проводили по режиму: нагрев при температуре 0,8·tп.п в течение 1 ч, охлаждение до 400°C с печью, далее – на воздухе (где tп.п – температура полиморфного превращения).
Химический состав модельных сплавов и температуры полиморфного превращения приведены в табл. 1.
Таблица 1
Химический состав и температуры полиморфного превращения (tп.п) модельных сплавов
Система сплава |
Содержание легирующих элементов, % (по массе) |
tп.п, °C |
||||||
Al |
Sn |
Zr |
V |
Mo |
Cr |
Fe |
||
Ti–3Al |
2,9 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
960 |
Ti–5Al |
4,5 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
1000 |
Ti–8Al |
7,6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
1050 |
Ti–5Al–4Sn |
5,08 |
3,5 |
– |
– |
– |
– |
– |
1000 |
Ti–5Al–4Zr |
5,1 |
– |
4,0 |
– |
– |
– |
– |
1010 |
Ti–5Al–4V |
5,1 |
– |
– |
3,93 |
– |
– |
– |
950 |
Ti–5Al–4Mo |
5,25 |
– |
– |
– |
4,05 |
– |
– |
960 |
Ti–5Al–3Cr |
5,07 |
– |
– |
– |
– |
3,06 |
– |
950 |
Ti–5Al–4Cr |
4,97 |
– |
– |
– |
– |
3,68 |
– |
940 |
Ti–5Al–4Fe |
4,94 |
– |
– |
– |
– |
– |
3,96 |
925 |
Ti–8Al–2Sn |
8,18 |
1,82 |
– |
– |
– |
– |
– |
1050 |
Ti–8Al–4Zr |
8,2 |
– |
4,1 |
– |
– |
– |
– |
1040 |
Ti–8Al–4V |
8,0 |
– |
– |
3,9 |
– |
– |
– |
1010 |
Ti–8Al–4Mo |
7,6 |
– |
– |
– |
4,0 |
– |
– |
1020 |
Ti–8Al–3Cr |
7,8 |
– |
– |
– |
– |
2,95 |
– |
990 |
Ti–8Al–4Cr |
7,5 |
– |
– |
– |
– |
3,6 |
– |
970 |
Ti–8Al–4Fe |
7,86 |
– |
– |
– |
– |
– |
3,91 |
970 |
Влияние термической обработки и структуры изучали на титановых сплавах: ВТ9 с микроструктурой 2–3 типов в отожженном и термически упрочненном состоянии, ВТ8 с микроструктурой 2–3 и 7–9 типов в отожженном и термически упрочненном состоянии и ВТ3-1 со структурой 1–3, 5–6, 7–8 типов в отожженном состоянии.
Термическую обработку заготовок под образцы осуществляли по серийным режимам, рекомендуемым для исследуемых сплавов. Типы микроструктур соответствуют девятитипной шкале для прутков из (α+β)-титановых сплавов (инструкция ПИ1.2.785–2009 – см. рис. А.3 [16]).
Изучение растрескивания титановых сплавов от горячесолевой коррозии проводили на образцах и установках ZST3/3, предназначенных для испытаний на длительную прочность.
Солевой налет на поверхности образцов создавали послойным пневматическим напылением насыщенного водного раствора NaCl (ч.д.а.) с помощью пульверизатора и последующей сушкой при температуре 105–110°C в течение 15–20 мин до получения слоя заданной толщины. Исследования, проведенные при отработке методики испытаний, показали, что толщина солевых отложений влияет на стойкость титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии, и наибольшей агрессивностью обладает солевой налет толщиной δNaCl≈50 мкм [17]. Поэтому все исследования проводили с солевым налетом данной толщины, что обеспечивало сравнимые условия испытаний, а также ускоряло процесс коррозионного растрескивания, что соответствует реализации исследований в рамках комплексного научного направления 18.2. «Развитие методов климатических испытаний и инструментальных методов исследования» [1].
На рис. 1 показан образец с солевыми отложениями.
Рис. 1. Образец с солевыми отложениями
В результате коррозионных испытаний определяли разрушающие напряжения на базе 100 ч при постоянно действующей нагрузке и заданной температуре, т. е. предел сточасовой длительной прочности – в соответствии с ГОСТ 10145–81 [18].
Влияние легирующих элементов исследовали на модельных сплавах при температурах испытаний 400 и 500°C. Влияние термической обработки и микроструктуры изучали на сплавах: ВТ9 – при температурах 400 и 550°C, ВТ8 – при температуре 500°C и ВТ3-1 – при температурах 400 и 450°C.
В связи с тем, что разрушающие напряжения при контакте с NaCl () не определяют чувствительности металла к растрескиванию, поскольку не учитывают его исходной жаропрочности (σtτ), в результате испытаний определяли а в качестве критерия оценки стойкости титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии приняли относительную величину в %. Эта характеристика позволяет наглядно проследить влияние различных факторов на склонность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии и дать ему количественную оценку.
Результаты и обсуждение
В табл. 2–4 представлены данные по длительной прочности и стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах 400 и 500°C на базе 100 ч модельных титановых сплавов изученных систем легирования, а также приведены данные по пределу прочности () сплавов при температурах испытаний.
В табл. 2 показано, что сплав, содержащий 3% (по массе) Al, является практически не чувствительным к растрескиванию, тогда как с увеличением содержания Al до 5 или 8% (по массе) склонность к растрескиванию сплавов системы Ti–Al существенно возрастает – особенно при 500°C.
Таблица 2
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию
в контакте с NaCl модельных сплавов системы Ti–Al
Температура испытания, °C |
Система сплава |
||||
МПа |
|||||
400 |
Ti–3Al |
309 |
294 |
285 |
97 |
Ti–5Al |
442 |
432 |
392 |
91 |
|
Ti–8Al |
633 |
589 |
275 |
47 |
|
500 |
Ti–3Al |
250 |
137 |
128 |
93 |
Ti–5Al |
410 |
226 |
118 |
52 |
|
Ti–8Al |
530 |
392 |
98 |
25 |
Как следует из данных табл. 3 и 4, введение по 4% (по массе) Mo и Fe в сплавы, содержащие Al, приводит к ослаблению их склонности к растрескиванию. Легирование титановых сплавов оловом (2 или 4% (по массе)) является неблагоприятным с точки зрения их стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 500°C.
Особый интерес представляет действие циркония. Введение 4% (по массе) Zr не только не снижает, но даже несколько повышает (сплав на основе Ti–8Al) коррозионную стойкость титановых сплавов при 400°C. В то же время при 500°C чувствительность к растрескиванию тройных сплавов, легированных Zr, значительно выше, чем у бинарных сплавов Ti–Al.
Таблица 3
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию
в контакте с NaCl модельных сплавов на основе Ti–5Al
Температура испытания, °C |
Система сплава |
||||
МПа |
|||||
400 |
Ti–5Al |
442 |
432 |
392 |
91 |
Ti–5Al–4Sn |
509 |
461 |
373 |
81 |
|
Ti–5Al–4Zr |
472 |
451 |
402 |
89 |
|
Ti–5Al–4V |
533 |
530 |
481 |
91 |
|
Ti–5Al–4Mo |
649 |
608 |
549 |
92 |
|
Ti–5Al–3Cr |
649 |
628 |
559 |
89 |
|
Ti–5Al–4Cr |
709 |
667 |
589 |
88 |
|
Ti–5Al–4Fe |
757 |
618 |
559 |
91 |
|
500 |
Ti–5Al |
410 |
226 |
118 |
52 |
Ti–5Al–4Sn |
459 |
255 |
108 |
42 |
|
Ti–5Al–4Zr |
447 |
314 |
79 |
25 |
|
Ti–5Al–4V |
516 |
304 |
157 |
52 |
|
Ti–5Al–4Mo |
616 |
392 |
265 |
66 |
|
Ti–5Al–3Cr |
620 |
412 |
245 |
58 |
|
Ti–5Al–4Cr |
622 |
422 |
255 |
60 |
|
Ti–5Al–4Fe |
658 |
363 |
216 |
73 |
Таблица 4
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию
в контакте с NaCl модельных сплавов на основе Ti–8Al
Температура испытания, °C |
Система |
||||
МПа |
|||||
400 |
Ti–8Al |
633 |
588 |
275 |
47 |
Ti–8Al–2Sn |
678 |
608 |
157 |
23 |
|
Ti–8Al–4Zr |
743 |
736 |
402 |
55 |
|
Ti–8Al–4V |
829 |
765 |
383 |
50 |
|
Ti–8Al–4Mo |
883 |
824 |
549 |
67 |
|
Ti–8Al–3Cr |
948 |
883 |
530 |
59 |
|
Ti–8Al–4Cr |
961 |
903 |
520 |
58 |
|
Ti–8Al–4Fe |
1050 |
873 |
579 |
66 |
|
500 |
Ti–8Al |
530 |
383 |
98 |
26 |
Ti–8Al–2Sn |
599 |
392 |
79 |
20 |
|
Ti–8Al–4Zr |
697 |
559 |
68 |
12 |
|
Ti–8Al–4V |
755 |
471 |
118 |
25 |
|
Ti–8Al–4Mo |
800 |
589 |
177 |
31 |
|
Ti–8Al–3Cr |
850 |
589 |
147 |
25 |
|
Ti–8Al–4Fe |
927 |
434 |
235 |
54 |
Согласно полученным данным, введение 3 или 4% (по массе) Cr в Ti–Al сплавы представляется благоприятным с точки зрения ослабления чувствительности к растрескиванию: при 400°C – сплава Ti–8Al, при 500°C – сплава Ti–5Al.
Легирование ванадием в количестве 4% (по массе) практически не влияет на стойкость Ti–Al сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии в исследованном температурном интервале.
Следует отметить, что введение молибдена, ванадия и железа в количества 4% (по массе) и хрома в количестве 3 или 4% (по массе) благоприятно с точки зрения повышения уровня длительной прочности ( и ) как при 400°C, так и при 500°C по сравнению с бинарными сплавами системы Ti–Al.
На рис. 2 приведено изменение стойкости к растрескиванию в контакте с NaCl сплава ВТ9 в отожженном и термически упрочненном состояниях на базе 100 ч в зависимости от температуры испытаний. Как следует из графика, влияние термообработки неоднозначно и зависит от температуры испытаний. Так, если при температурах 400 и 450°C можно обеспечить более высокую стойкость сплава к растрескиванию, используя отожженное состояние, то при 500°C влияние термической обработки нивелируется. Наконец, при 550°C некоторым, но весьма незначительным преимуществом, не имеющим практического значения, обладает сплав в термически упрочненном состоянии. По-видимому, ослабление влияния термообработки при температурах >450°C связано с активацией процессов диффузии, способствующих распаду метастабильных фаз и развитию процесса коагуляции.
Рис. 2. Изменение стойкости к растрескиванию в контакте с NaCl сплава ВТ9 в отожженном (●) и термически упрочненном состояниях (▲) в зависимости от температуры испытаний (на базе 100 ч)
Некоторое снижение чувствительности сплава к растрескиванию при 550°C связано с изменением характера коррозионных повреждений и развитием относительно равномерной общей коррозии поверхности металла, затрудняющей локальное образование коррозионных трещин.
Существование температурного предела, при котором термическая обработка перестает оказывать влияние на чувствительность сплава к растрескиванию от горячесолевой коррозии, подтверждено и на сплаве ВТ8 (табл. 5).
Таблица 5
Стойкость сплава ВТ8 с различной микроструктурой к растрескиванию
в контакте с NaClпри температуре 500°C
Тип (ПИ1.2.785.2009) |
Термическая |
|||
МПа |
||||
2–3 |
Закалка+старение |
520 |
216 |
42 |
Отжиг |
491 |
216 |
44 |
|
7–9 |
Закалка+старение |
549 |
167 |
30 |
Отжиг |
559 |
167 |
30 |
При температуре испытаний 500°C термическая обработка не оказывает влияния на коррозионную стойкость сплава ВТ8. В то же время обнаружено влияние микроструктуры, размера зерна. Так, крупнозернистая структура 7–9 типов, полученная деформацией из β-области, более склонна к растрескиванию, чем мелкозернистая равноосная структура 2–3 типов, сформированная при деформации из (α+β)-области. Такая закономерность установлена как для отожженного, так и для термоупрочненного состояний. Подобное влияние микроструктуры, размера зерна прослеживается и на сплаве ВТ3-1 в отожженном состоянии (табл. 6). Как следует из данных таблицы, сплав с крупнозернистой пластинчатой микроструктурой 7–8 типов более чувствителен к растрескиванию, чем с мелкозернистой структурой 5–6 и 1–3 типов. В то же время разницы во влиянии на стойкость к растрескиванию от горячесолевой коррозии глобулярно-пластинчатой структуры (5–6 типов) и равноосной (1–3 типов) обнаружено не было.
Таблица 6
Стойкость сплава ВТ3-1 с различной микроструктурой
к растрескиванию в контакте с NaCl
Температура испытания, °C |
Тип микроструктуры (ПИ1.2.785.2009) |
|||
МПа |
||||
400 |
7–8 |
775 |
589 |
76 |
5–6 |
775 |
667 |
86 |
|
1–3 |
795 |
667 |
84 |
|
450 |
5–6 |
628 |
471 |
74 |
1–3 |
628 |
451 |
72 |
Металлографические исследования показали, что характер развития коррозионных трещин зависит от структуры сплава. В сплавах с мелкозернистой структурой 1–3 типов трещины развиваются, огибая частицы α-фазы, а местами и рассекая ее. В металле с микроструктурой 5–6 типов наблюдается смешанный характер растрескивания по телу и вдоль границ зерен, а при крупнозернистой структуре 7–9 типов – в основном транскристаллитное разрушение по телу зерна.
Рис. 3. Фрагменты коррозионных трещин в сплаве ВТ3-1 (в отожженном состоянии) с микроструктурой 1–3 типов (а – ×600) и 7–8 типов (б – ×340)
На рис. 3 показан вид коррозионных трещин в сплаве ВТ3-1 с микроструктурой 1–3 и 7–8 типов.
Заключение
Установлено, что бинарные сплавы системы Ti–Al с содержанием Al до 3% (по массе) обладают низкой чувствительностью к растрескиванию от горячесолевой коррозии. Выявлено, что с увеличением содержания Al в титановых сплавах до 5–8% (по массе) их склонность к растрескиванию возрастает.
Изучено влияние легирующих элементов (Sn, Zr, V, Mo, Cr, Fe) на склонность сплавов на основе Ti–5Al и Ti–8Al к растрескиванию от горячесолевой коррозии. Установлено, что введение по 4% (по массе) Mo и Fe положительно влияет на стойкость к растрескиванию сплавов на основе Ti–5Al и Ti–8Al при температурах испытания 400 и 500°C. Обнаружено, что введение Sn (2 или 4% (по массе)) приводит к повышению чувствительности сплавов на основе Ti–5Al и Ti–8Al к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 500°C. Показано, что легирование Zr в количестве 4% (по массе) не влияет (сплав Ti–5Al) или даже несколько повышает (сплав Ti–8Al) стойкость к растрескиванию при 400°C и существенно снижает ее при 500°C. Выявлено, что введение 3 или 4% (по массе) Cr благоприятно с точки зрения повышения стойкости к растрескиванию при 400°C (сплав Ti–8Al) и 500°C (сплав Ti–5Al). Обнаружено, что легирование V в количестве 4% (по массе) не оказывает влияния на коррозионную стойкость изученных композиций при температурах 400 и 500°C. Показано, что введение Mo, Fe, Cr и V в исследованных концентрациях благоприятно с точки зрения повышения уровня длительной прочности ( ) по сравнению с бинарными Ti–Al сплавами как при 400°C, так и при 500°C.
Установлено, что подбор режимов термообработки может стать одним из путей повышения стойкости титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 450°C. Показано, что при температуре ≥500°C вид термообработки не оказывает существенного влияния на стойкость исследованных сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии.
Обнаружено, что мелкозернистая равноосная структура 1–3 типов и глобулярно-пластинчатая структура 5–6 типов обеспечивают более высокую стойкость титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии, чем крупнозернистая структура 7–9 типов. Выявлено, что характер развития коррозионных трещин зависит от типа микроструктуры и размера зерна титановых сплавов.
2. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России // Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
4. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
5. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по титановым сплавам для «Бурана» и перспективные направления их развития // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 10–14.
6. Кашапов О.С., Новак А.В., Ночовная Н.А., Павлова Т.В. Состояние, проблема и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №3. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.05.2016).
7. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №2. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.05.2016).
8. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение: итоги и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2002. Т. 72. №1. С. 3–12.
9. Солонина О.П., Глазунов С.Г. Титановые сплавы. Жаропрочные титановые сплавы. М.: Металлургия, 1976. 448 с.
10. Колачев Б.А., Ливанов В.А., Буханова А.А. Механические свойства титана и его сплавов. М.: Металлургия, 1974. 543 с
11. Горынин И.В., Ушаков С.С, Хатунцев А.Н., Лошакова И.Л. Титановые сплавы для морской техники. СПб.: Политехника, 2007. 387 с.
12. Синявский С.В. Сопротивление титановых сплавов различным видам коррозионного растрескивания // Технология легких сплавов. 2010. №4. С. 80–85.
13. Li S.Q., Lei J.F., Liu Y.-Y., Yu B.-X., Li Y.-L., Yang R. Fushi Kexue yu Fandhu Jishu. Hot-salt stress corrosion of titanium alloys of Ti811 and TC4 // Corros. Sci. And Prol. Tehnol. 2010. V. 22. N2. P. 79–84.
14. Xiong Y., Zhu S., Wang F. Synergistic corrosion behavior of coated Ti60 alloys with NaCl deposit in moist air at elevated temperature // Corros. Sci. 2008. V. 50. P. 15–22.
15. Ulrich Zwicker. Titan und Titanlegierungen. Springer-Verlag Berlin. Heidelberg. New York, 1974. 512 p.
16. Металлографический анализ титановых сплавов: ПИ1.2.785.2009. М.: ВИАМ, 2009. 45 с.
17. Захарова Л.В. Влияние кислорода воздуха и толщины солевых отложений на коррозионное растрескивание титановых сплавов при высоких температурах в контакте с NaCl // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2014. №10. Ст. 12. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.05.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-12-12.
18. ГОСТ 10145–81. Металлы. Метод испытания на длительную прочность. М: Изд-во стандартов, 1981. 7 с.
2. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovatsionnoy modernizatsii Rossii [Modern materials – basis of innovative modernization of Russia] // Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
3. Antipov V.V. Strategiya razvitiya titanovyh, magnievyh, berillievyh i alyuminievyh splavov [Strategy of development of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
4. Kablov E.N. Materialy dlya izdeliya «Buran» – innovacionnye resheniya formirovaniya shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for «Buran» spaceship – innovative solutions of formation of the sixth technological mode] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
5. Khorev A.I. Fundamentalnye i prikladnye raboty po titanovym splavam dlya «Burana» i perspektivnye napravleniya ikh razvitiya [Fundamental and applied projects on titanium alloys and prospective areas of their development as applied to «Buran» spaceship] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 10–14.
6. Kashapov O.S., Novak A.V., Nochovnaya N.A., Pavlova T.V. Sostoyanie, problemy i perspektivy sozdaniya zharoprochnyh titanovyh splavov dlya detalej GTD [Condition, problems and perspectives of creation of heat resisting titanium alloys for GTE details] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №3. St. 02. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: May 26, 2016).
7. Horev A.I. Fundamentalnye i prikladnye raboty po konstrukcionnym titanovym splavam i perspektivnye napravleniya ih razvitiya [Fundamental and applied works on structural titanium alloys and perspective directions of their development] //Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №2. St. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: May 26, 2016).
8. Kablov E.N. Aviatsionnoe materialovedenie: itogi i perspektivy [Aviation materials science: results and perspectives] // Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 2002. T. 72. №1. S. 3–12.
9. Solonina O.P., Glazunov S.G. Titanovye splavy. Zharoprochnye titanovye splavy [Titanium alloys. Heat resisting titanium alloys]. M.: Metallurgiya, 1976. 448 s.
10. Kolachev B.A., Livanov V.A., Bukhanova A.A. Mekhanicheskie svoystva titana i ego splavov [Mechanical properties of titanium and its alloys]. M.: Metallurgiya, 1974. 543 s
11. Gorynin I.V., Ushakov S.S, Khatuntsev A.N., Loshakova I.L. Titanovye splavy dlya morskoy tekhniki [Titanium alloys for sea equipment]. SPb.: Politekhnika, 2007. 387 s.
12. Sinyavskiy S.V. Soprotivlenie titanovykh splavov razlichnym vidam korrozionnogo rastreskivaniya [Resistance of titanium alloys to different types of corrosion cracking] // Tekhnologiya legkikh splavov. 2010. №4. S. 80–85.
13. Li S.Q., Lei J.F., Liu Y.-Y., Yu B.-X., Li Y.-L., Yang R. Fushi Kexue yu Fandhu Jishu. Hot-salt stress corrosion of titanium alloys of Ti811 and TC4 // Corros. Sci. And Prol. Tehnol. 2010. V. 22. N2. P. 79–84.
14. Xiong Y., Zhu S., Wang F. Synergistic corrosion behavior of coated Ti60 alloys with NaCl deposit in moist air at elevated temperature // Corros. Sci. 2008. V. 50. P. 15–22.
15. Ulrich Zwicker. Titan und Titanlegierungen. Springer-Verlag Berlin. Heidelberg. New York, 1974. 512 p.
16. Metallograficheskiy analiz titanovykh splavov: PI1.2.785.2009 [Metallographic analysis of titanium alloys: production instruction 1.2.785.2009]. M.: VIAM, 2009. 45 s.
17. Zakharova L.V. Vliyanie kisloroda vozdukha i tolshchiny solevykh otlozheniy na korrozionnoe rastreskivanie titanovykh splavov pri vysokikh temperaturakh v kontakte s NaCl [Influence of oxygen of air and thickness of salt deposits on corrosion cracking of titanium alloys at high temperatures in contact with NaCl] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2014. №10. St. 12. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: May 26, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-12-12.
18. GOST 10145–81. Metally. Metod ispytaniya na dlitelnuyu prochnost [Metals. Test method on long durability]. M: Izd-vo standartov, 1981. 7 s.