Статьи
Проведено исследование влияния содержания легирующих элементов (алюминия, олова, кремния и железа) на прочность и жаропрочность псевдо-α-сплава ВТ46 при комнатной и повышенных температурах (500 и 550°С). Установлено, что снижение содержания таких элементов, как алюминий, олово, кремний, по сравнению с номинальным составом приводит к снижению характеристик длительной прочности материала. Железо оказывает существенное влияние только на уровень кратковременной прочности при относительно низких температурах испытаний.
Введение
ФГУП «ВИАМ» является основным разработчиком материалов, применяемых в авиационной и космической технике, в Российской Федерации [1–5]. Научная школа по созданию авиационных титановых сплавов и технологий изготовления полуфабрикатов, действующая в ВИАМ, насчитывает более 65 лет [6–11]. Актуальными задачами при разработке новых титановых сплавов для газотурбинных двигателей являются: повышение удельных характеристик прочности и жаропрочности, повышение технологичности и снижение себестоимости изготовления полуфабрикатов, обеспечение стабильности комплекса механических свойств. Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 2.2. «Квалификация и исследование материалов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1]. Перспективным направлением исследований является повышение уровня прочностных характеристик псевдо-α-сплавов, так как гарантированный уровень прочности серийно применяемых сплавов этого класса не превышает 930 МПа. Данная работа посвящена исследованию структуры и механических свойств нового высокопрочного жаропрочного титанового сплава ВТ46, который предназначен для изготовления силовых статорных и корпусных деталей ГТД с рабочей температурой до 550°С взамен серийного сплава ВТ20.
Материалы и методы
Для проведения исследования в условиях ФГУП «ВИАМ» методом двойного вакуумно-дугового переплава (ВДП) изготовлено четыре слитка. Первый слиток с условным номером 0 по химическому составу близок к номинальному составу для сплава ВТ46, при шихтовке остальных слитков снижали содержание одного из четырех легирующих элементов (Al, Fe, Sn, Si). Результаты анализа химического состава слитков после второго переплава приведены в табл. 1.
Таблица 1
Химический состав (основные компоненты) слитков из сплава ВТ46
Условный номер плавки (элемент) |
Содержание элементов, % (по массе) |
|||||||||
Al |
Mo |
Zr |
Nb |
V |
Sn |
Si |
Fe |
C |
O |
|
0 |
6,3 |
2,1 |
2,4 |
0,9 |
1,0 |
3,2 |
0,28 |
0,20 |
0,005–0,009 |
0,04–0,05 |
1 (минимум Al) |
5,4 |
1,9 |
2,0 |
1,0 |
0,7 |
2,4 |
0,22 |
0,23 |
||
2 (минимум Fe) |
5,8 |
1,9 |
2,2 |
0,7 |
0,7 |
2,3 |
0,23 |
0,15 |
||
3 (минимум Sn) |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
0,9 |
0,7 |
1,8 |
0,22 |
0,22 |
||
4 (минимум Si) |
6,2 |
2,1 |
2,5 |
0,7 |
0,9 |
2,4 |
0,15 |
0,20 |
Микроструктура слитков сплавов 0–4 после второго переплава, исследованная на образцах, вырезанных из периферийной зоны донной части в поперечном сечении, приведена на рис. 1.
Рис. 1. Микроструктура слитков с условными номерами 0–4 (см. табл. 1)
Для получения деформированных полуфабрикатов слитки сплавов 1–4 диаметром 130 мм подвергали однократной всесторонней ковке при температуре нагрева заготовок в однофазной области и двукратной всесторонней ковке при температурах двухфазной области на прессе с усилием 1600 т. Полученные кованые прутки из сплавов 1–4 размером Ø55×(100–130) мм осаживали на высоту 28–30 мм по образующей и подкатывали на стане продольной прокатки до толщины 16–18 мм, нагрев (подогрев) заготовок под деформацию проводили при температурах верхней части (α+β)-области. Из слитка сплава 0 диаметром 160 мм по аналогичной схеме изготовлен кованый пруток размером Ø135×320 мм, который после механической обработки осаживали в торец на высоту 42 мм с правкой граней при температурах нагрева (подогрева), соответствующих верхней части (α+β)-области. Внешний вид деформированных полуфабрикатов приведен на рис. 2.
Типичная микроструктура материала после деформации приведена на рис. 3.
Рис. 2. Опытные поковки из сплава ВТ41:
а – поковка толщиной 42 мм из слитка 0; б – подкат из слитка 1 после обрезки краев и термической обработки
Рис. 3. Типичная микроструктура поковки из слитка 0 после деформации
Термическую обработку деформированных заготовок проводили по режиму двойного отжига при температуре первой ступени отжига на 20–30°С ниже температуры полного полиморфного превращения сплавов, продолжительность выдержки составила 2 ч. Обработку на твердый раствор проводили в промышленной печи.
Низкотемпературный отжиг заготовок под образцы для определения механических свойств проводили по одному и тому же режиму для материала всех плавок – нагрев до 570°С, выдержка 5 ч, охлаждение на воздухе. Анализ микроструктуры материала проводили по ПИ1.2.785–2009. Определение механических свойств осуществляли по стандартным методикам (ГОСТ 1497, ГОСТ 9454, ГОСТ 9651, ГОСТ 10145 и др.).
Рис. 4. Микроструктура деформированных заготовок в отожженном состоянии сплавов с условными номерами 0–4 (см. табл. 1)
Микроструктура материала деформированных заготовок в отожженном состоянии, полученная методами оптической и растровой электронной микроскопии, приведена на рис. 4.
Результаты и обсуждение
На поковках плавок 1–4 определены значения твердости материала по Роквеллу в состоянии после первой и второй ступеней отжига (рис. 5). На материале поковки 0 исследовано влияние режимов низкотемпературного отжига на твердость (рис. 6).
Рис. 5. Твердость материала деформированных заготовок после одноступенчатого (□) и двойного (■) отжига (по пять измерений на каждый образец)
Рис. 6. Твердость материала поковки плавки 0 в зависимости от режима второй ступени отжига (по пять измерений на каждый образец)
Механические свойства и длительная прочность деформированных заготовок из сплава ВТ46 после двойного отжига в сравнении с серийными штамповками по ОСТ1 90002 из сплава ВТ20 в отожженном состоянии приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Механические свойства сплава ВТ46 в зависимости от химического состава
(средние значения по трем испытаниям)
Условный номер плавки (см. табл. 1) |
Температура испытания, °С |
Е, ГПа |
σ0,2 |
σв |
δ, % |
KCU, кДж/м2 |
МПа |
||||||
0 |
20 500 550 |
120 85 80 |
- 650 635 |
1095 840 765 |
13,2 18,5 20,0 |
385 - - |
1 (минимум Al) |
20 500 550 |
120 90 79 |
- 605 585 |
1060 770 725 |
16,0 18,0 21,5 |
465 - - |
2 (минимум Fe) |
20 500 550 |
120 92 78 |
- 655 595 |
1050 845 735 |
18,0 17,5 22,5 |
420 - - |
3 (минимум Sn) |
20 500 550 |
120 90 85 |
- 615 585 |
1060 770 725 |
15,5 18,5 21,0 |
390 - - |
4 (минимум Si) |
20 500 550 |
120 89 82 |
- 625 600 |
1060 785 745 |
15,0 18,5 18,5 |
470 - - |
Серийные штамповки из сплава ВТ20 |
20 500 550 |
120 82 - |
940 535 475 |
995 675 625 |
15,5 - - |
545 - - |
Таблица 3
Длительная прочность (τ) сплава ВТ46 при различных температурах
в зависимости от химического состава
Условный номер плавки (см. табл. 1) |
Температура испытания, °С |
σ, МПа |
τ, ч |
Примечание |
0 |
500
550 |
490 530 335 365 |
235 180 235 180 |
Снят -«- -«- -«- |
1 (минимум Al) |
500
550 |
490 530 335 335 |
235 180 143 146 |
-«- -«- Разрушен -«- |
2 (минимум Fe) |
500
550 |
490 530 335 365 |
180 135 180 165 |
Снят -«- -«- -«- |
3 (минимум Sn) |
500
550 |
490 530 335 335 |
180 135 147 207 |
-«- -«- Разрушен -«- |
4 (минимум Si) |
500
550 |
490 530 335 335 |
180 135 169 165 |
Снят -«- Разрушен -«- |
Серийные штамповки из сплава ВТ20 |
500
550 |
440
295 |
100
100 |
Гарантированное значение Среднее значение |
Микроструктура опытных слитков всех плавок – пластинчатая, типичная для псевдо-α- и (α+β)-сплавов в литом состоянии (рис. 1). В процессе деформации и термической обработки при температурах (α+β)-области во всех исследованных полуфабрикатах получена микроструктура глобулярно-пластинчатого типа с объемной долей первичной α-фазы 15–25% (рис. 2). После обработки на твердый раствор (первая ступень отжига), заключающейся в нагреве до температур, близких к температуре полного полиморфного превращения, выдержке и охлаждении на воздухе со скоростью не менее 15°С/мин, средние значения твердости полуфабрикатов плавок 1–4 находятся на одном уровне (рис. 5). После низкотемпературного отжига (старения) максимальная твердость материала достигается для плавок 1 и 4 (с минимальным содержанием алюминия и кремния), что, вероятно, обусловлено большей скоростью распада пересыщенных твердых растворов α- и β-фаз для рассматриваемого режима старения (нагрев до 570°С, выдержка 5 ч, охлаждение на воздухе). Средние значения твердости материала поковки плавки 0 с химическим составом, близким к номинальному, в интервале температур старения 570–650°С практически не изменяются, что свидетельствует о более стабильном состоянии материала (по сравнению с температурами старения 530–550°С). С повышением температуры второй ступени отжига до 700°С твердость материала падает (рис. 6), что обусловлено коагуляцией микродисперсных частиц третичной α-фазы (области с третичной α-фазой выделены на рис. 7, а) и силицидов титана, а также повышением стабильности твердых растворов α- и β-фаз (рис. 7, б).
Рис. 7. Микроструктура поковки плавки 0 после двойного отжига при температуре второй ступени 570 (а) и 700°С (б)
Снижение содержания одного из легирующих элементов в сплаве в исследуемом диапазоне легирования приводит к снижению уровня кратковременной прочности при комнатной температуре в среднем на 30–40 МПа (табл. 2). Минимальный уровень кратковременной прочности зафиксирован на материале плавки 2 с минимальным содержанием железа. Изменение содержания железа на 0,05% (по массе) в сравнении с плавкой 0 приводит к заметному снижению характеристик прочности. В пересчете на структурный эквивалент по молибдену [12, 13] различие в суммарном содержании β-стабилизаторов для плавок 2 и 0 составило 0,5% (табл. 4).
Таблица 4
Уровень легирования плавок сплава ВТ46, выраженный в структурных эквивалентах
по алюминию и молибдену
Условный номер плавки (см. табл. 1) |
[Al]экв, % |
[Mo]экв, % |
Si, % (по массе) |
0 |
8,28 |
3,38 |
0,28 |
1 (минимум Al) |
7,03 |
3,16 |
0,22 |
2 (минимум Fe) |
7,43 |
2,86 |
0,23 |
3 (минимум Sn) |
7,53 |
3,21 |
0,22 |
4 (минимум Si) |
8,08 |
3,25 |
0,15 |
Серийный сплав ВТ20 (среднее значение по результатам контрольных испытаний промышленных плавок) |
8,05 |
3,27 |
– |
Вместе со снижением уровня прочности сплава ВТ46 при комнатной температуре испытаний для плавок с пониженным содержанием одного из легирующих элементов, происходит повышение характеристик пластичности (по относительному удлинению – в среднем на 3–5,5%). Содержание олова практически не оказывает влияния на ударную вязкость, а снижение содержания кремния (с 0,28 до 0,15%) или алюминия (на 1%) приводит к увеличению ударной вязкости KCU – на ~80 кДж/м2.
При температуре испытаний 500°С кратковременная прочность материала всех плавок с пониженным содержанием легирующих элементов (за исключением плавки 2 с минимальным содержанием железа) снижается в среднем на 55–70 МПа. С повышением температуры испытаний до 550°С различие в значениях прочности материалов плавок 1–4 с материалом плавки 0 составляет ~30 МПа.
Результаты испытаний на длительную прочность (табл. 3) показали, что снижение содержания алюминия, олова и кремния в сплаве ВТ46 приводит к снижению долговечности при испытаниях на длительную прочность при температуре 550°С. При температуре испытаний 500°С длительная прочность сплава ВТ46 в большей степени определяется уровнем кратковременной прочности материала, что подтверждается другими исследованиями [14].
Заключение
Проведенное исследование структуры и механических свойств опытных деформированных полуфабрикатов из сплава ВТ46 с различным химическим составом показало, что снижение содержания основных легирующих элементов (алюминий, олово, кремний), определяющих жаропрочность титановых сплавов, в исследованных в работе пределах в большей степени снижают уровень кратковременной прочности в интервале рабочих температур. Долговечность образцов (длительная прочность) при температуре 500°С для базы испытаний ≥100 ч изменяется незначительно, а при 550°С – несколько снижается. Как и в случае сплава ВТ41 [15, 16], железо оказывает значительное влияние на уровень прочностных характеристик сплава ВТ46 при комнатной температуре испытаний. С учетом ранее проведенных исследований [14] построена зависимость величины кратковременной прочности от содержания железа в сплаве ВТ46 (рис. 8). Железо как наиболее «сильный» β-стабилизатор, широко применяемый в промышленных титановых сплавах, способствует образованию третичного распада при низкотемпературном отжиге сплава ВТ46, что обеспечивает повышение уровня дисперсионного упрочнения материала.
Рис. 8. Влияние содержания железа на кратковременную прочность при 20°С поковок из сплава ВТ46 с глобулярно-пластинчатой микроструктурой
Новый высокопрочный жаропрочный сплав ВТ46 при «ослабленном» химическом составе обеспечивает более высокий уровень прочности (на 50–100 МПа) и жаропрочности при температурах 500–550°С (более чем на 50 МПа) по сравнению с серийным сплавом ВТ20. Преимущества по прочностным характеристикам сплава ВТ46 номинального состава составляют при комнатной температуре испытаний 85 МПа и 140–165 МПа – при повышенных температурах. Необходимо отметить, что исследованные в работе слитки изготавливали из чистого сырья – содержание в металле газовых примесей (кислорода и азота), а также углерода находилось на минимальном уровне. Применение углеродсодержащих лигатур, использование более твердой титановой губки и введение отходов при промышленном производстве слитков из сплава ВТ46 позволят дополнительно повысить уровень прочности материала при комнатной температуре на 20–60 МПа.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Каблов Е.Н. Разработки ВИАМ для газотурбинных двигателей и установок // Крылья Родины. 2010. №4. С. 31–33.
4. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» – инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3–9.
5. Орлов М.Р. Стратегические направления развития Испытательного центра ФГУП «ВИАМ» // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 387–393.
6. Хорев А.И., Белов С.П., Глазунов С.Г. Металловедение титана и его сплавов. М.: Металлургия, 1992. 352 с.
7. Павлова Т.В., Кашапов О.С., Кондратьева А.Р., Калашников В.С.Возможности по расширению области применения сплава ВТ8-1 для дисков и рабочих колес компрессора // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №3 (39). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.07.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-5-5.
8. Кашапов О.С., Павлова Т.В. Исследование влияния параметров cтруктуры полуфабрикатов из сплава ВТ41 на механические свойства // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение, 2015. №2 (101). С. 138–145.
9. Савушкин А.Н., Кашапов О.С., Голынец С.А. Влияние скорости нагружения на механические свойства жаропрочных титановых сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №3. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.07.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-4-4.
10. Калашников В.С., Кашапов О.С., Павлова Т.В., Истракова А.Р. Исследование сварных соединений сплава ВТ41, полученных методом ЭЛС // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S5. С. 81–88. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-S5-81-88.
11. Павлова Т.В., Кашапов О.С., Ночовная Н.А. Титановые сплавы для газотурбинных двигателей // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5. С. 8–14.
12. Павлова Т.В., Кашапов О.С., Ночовная Н.А., Беляев М.С. Современные титановые сплавы и технологии, применяемые для деталей и узлов ГТД // Cб. тез. докл. науч.-технич. конгресса по двигателестроению «Двигатели–2012». М.: АССАД, 2012. С. 347–349.
13. Ilyin A., Kolachev B., Volodin V., Ryndenkov D. About the purposefulness of comprasion of titanium alloys in terms of aluminium and Molybdenium equivalents // Titanium 99. Science and technology. 1999. P. 53–60.
14. Кашапов О.С., Павлова Т.В., Истракова А.Р., Калашников В.С. Повышение прочностных характеристик жаропрочных псевдо-α-титановых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S5. C. 73–80. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-S5-73-80.
15. Кашапов О.С., Павлова Т.В., Истракова А.Р., Калашников В.С. Влияние содержания железа на механические свойства поковок из жаропрочного титанового сплава ВТ41 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №10. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.07.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-10-1-1.
16. Кашапов О.С., Павлова Т.В., Истракова А.Р., Калашников В.С. Влияние содержания железа на механические свойства прутков из жаропрочного титанового сплава ВТ41 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №3. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.07.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-2-2.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Kablov E.N. Razrabotki VIAM dlya gazoturbinnyh dvigatelej i ustanovok [Development of VIAM for gas turbine engines and installations] // Krylya Rodiny. 2010. №4. S. 31–33.
4. Kablov E.N. Materialy dlya izdeliya «Buran» – innovacionnye resheniya formirovaniya shestogo tehnologicheskogo uklada [Materials for «Buran» spaceship – innovative solutions of formation of the sixth technological mode] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №S1. S. 3–9.
5. Orlov M.R. Strategicheskie napravleniya razvitiya Ispytatelnogo centra FGUP «VIAM» [Strategic directions of development of the Test center FSUE «VIAM»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 387–393.
6. Horev A.I., Belov S.P., Glazunov S.G. Metallovedenie titana i ego splavov [Metallurgical science of titanium and its alloys]. M.: Metallurgiya, 1992. 352 s.
7. Pavlova T.V., Kashapov O.S., Kondrateva A.R., Kalashnikov V.S.Vozmozhnosti po rasshireniyu oblasti primeneniya splava VT8-1 dlya diskov i rabochih koles kompressora [Opportunities to expand the VT8-1 alloy application for disks and compressor rotor wheels] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2016. №3 (39). St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 21, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-3-5-5.
8. Kashapov O.S., Pavlova T.V. Issledovanie vliyaniya parametrov ctruktury polufabrikatov iz splava VT41 na mehanicheskie svojstva [Research of influence of parameters of structure of semi-finished products from alloy ВТ41 on mechanical properties] // Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroenie, 2015. №2 (101). S. 138–145.
9. Savushkin A.N., Kashapov O.S., Golynec S.A. Vliyanie skorosti nagruzheniya na mehanicheskie svojstva zharoprochnyh titanovyh splavov [An influence of loading rate on mechanical properties of heat-resistant titanium alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №3. St. 04. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 21, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-4-4.
10. Kalashnikov V.S., Kashapov O.S., Pavlova T.V., Istrakova A.R. Issledovanie svarnyh soedinenij splava VT41, poluchennyh metodom ELS [Investigation of VT41 alloy welded joints produced by EBW] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S5. S. 81–88. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-S5-81-88.
11. Pavlova T.V., Kashapov O.S., Nochovnaya N.A. Titanovye splavy dlya gazoturbinnyh dvigatelej [Titanium alloys for gas turbine engines] // Vse materialy. Enciklopedicheskij spravochnik. 2012. №5. S. 8–14.
12. Pavlova T.V., Kashapov O.S., Nochovnaya N.A., Belyaev M.S. Sovremennye titanovye splavy i tehnologii, primenyaemye dlya detalej i uzlov GTD [Modern titanium alloys and the technologies applied to details and GTD nodes] // Sb. tez. dokl. nauch.-tehnich. kongressa po dvigatelestroeniyu «Dvigateli–2012». M.: ASSAD, 2012. S. 347–349.
13. Ilyin A., Kolachev B., Volodin V., Ryndenkov D. About the purposefulness of comprasion of titanium alloys in terms of aluminium and Molybdenium equivalents // Titanium 99. Science and technology. 1999. P. 53–60.
14. Kashapov O.S., Pavlova T.V., Istrakova A.R., Kalashnikov V.S. Povyshenie prochnostnyh harakteristik zharoprochnyh psevdo-α-titanovyh splavov [Strengthening of high-temperature near-α-titanium alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2014. №S5. C. 73–80. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-S5-73-80.
15. Kashapov O.S., Pavlova T.V., Istrakova A.R., Kalashnikov V.S. Vliyanie soderzhaniya zheleza na mehanicheskie svojstva pokovok iz zharoprochnogo titanovogo splava VT41 [Effect of iron content on mechanical properties of forgings from heat-resistance titanium alloy VТ41] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №10. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 21, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-10-1-1.
16. Kashapov O.S., Pavlova T.V., Istrakova A.R., Kalashnikov V.S. Vliyanie soderzhaniya zheleza na mehanicheskie svojstva prutkov iz zharoprochnogo titanovogo splava VT41 [An effect of iron content on mechanical properties of bars made of heat-resistant titanium alloy VТ41] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №3. St. 02. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 21, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-3-2-2.