НОВЫЕ ПРИСАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВАРКИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ АЛЮМИНИЙ-ЛИТИЕВЫХ СПЛАВОВ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2016-0-9-4-4
УДК 621.745.435
А. А. Скупов, Е. Н. Иода, М. Д. Пантелеев
НОВЫЕ ПРИСАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВАРКИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ АЛЮМИНИЙ-ЛИТИЕВЫХ СПЛАВОВ

Разработаны составы присадочных материалов на основе системы Al–Cu с добавками Sc, Hf, Nd, Ag, обеспечивающими повышение стойкости к образованию горячих трещин и механических свойств сварных соединений высокопрочных алюминий-литиевых сплавов по сравнению с показателями, полученными для варианта сварки с использованием серийного присадочного материала Св-1201. Показана перспективность использования этих присадочных материалов для изготовления сварных конструкций и повышения их эксплуатационной надежности и долговечности

Ключевые слова: присадочные материалы, сварка, алюминий-литиевые сплавы, редкоземельные металлы, легирование алюминиевых сплавов, filler materials, welding, aluminum-lithium alloys, rare-earth metals, modification alloying of aluminum alloys.

Введение

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 10.8. «Технологии сварки плавлением новых конструкционных материалов» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

Повышение весовой эффективности изделий авиационной техники является актуальной задачей и может быть достигнуто путем разработки и применения новых перспективных материалов и технологии их неразъемного соединения, самой распространенной из которых является сварка. Во ФГУП «ВИАМ» в последние годы разработаны новые алюминий-литиевые сплавы третьего поколения, такие как высокопрочные свариваемые сплавы В-1461 (Al–Cu–Li), содержащий цинк, и В-1469 (Al–Cu–Li), содержащий серебро. К сплаву В-1461 предъявляются основные требования по высокому уровню ресурсных характеристик и сохранению высокой прочности и пластичности в широком интервале рабочих температур от -250 до +160°С. Он предназначен для применения в виде листов, плит и прессованых профилей для обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа современных самолетов различного назначения. Сплав В-1469 рекомендован для элементов, работающих на сжатие длительно во всех климатических условиях до температуры 150°С (верхние поверхности крыла, лонжероны, балки, стрингеры и другие детали фюзеляжа). Применение данных сплавов в сварных конструкциях позволит снизить массу изделий на 10–15% по сравнению с клепаными [2–5]. Изготовление крупногабаритных сварных конструкций из высокопрочных алюминий-литиевых сплавов связано с большими сложностями вследствие их склонности к образованию горячих трещин, пористости, а также разупрочнению под воздействием термического цикла сварки плавлением (σв.св≤0,6σв) [3–8].

Повысить эксплуатационные характеристики сварных соединений этих сплавов возможно благодаря применению новых присадочных материалов. Известно, что эффективность действия модификатора по мере увеличения его концентрации исчерпывается при определенном его содержании в сплаве. Дальнейшее увеличение содержания модификатора сверх этого предела нецелесообразно из-за образования грубых выделений интерметаллидов, не участвующих в процессе измельчения зерна. Поэтому необходимо комплексное модифицирование одновременно несколькими модификаторами, образующими соединения, не способные к взаимному объединению и коагуляции [9].

Наиболее перспективным направлением легирования алюминиевых сплавов является введение компонентов из переходных групп – Mn, Zr, Ti, редких (РМ) и редкоземельных металлов (РЗМ). Уменьшение склонности к образованию горячих трещин, повышение прочности и пластичности алюминиевого сплава связано с измельчением зерна, полным или частичным подавлением процессов рекристаллизации в сплаве, с непосредственным упрочняющим воздействием частиц дисперсоидов. Снижение склонности к трещинообразованию в этом случае достигается за счет понижения температуры перехода от жидко-твердого состояния к твердожидкому, т. е. понижения верхней границы температурного интервала хрупкости (ТИХ) и таким образом сужения диапазона его значений, а также снижения температуры начала линейной усадки и уменьшения напряжений в шве к моменту завершения кристаллизации. В последние годы Американской алюминиевой ассоциацией зарегистрирован ряд сплавов (марки 2039, 2094, 2095, 2195, 7009), легированных серебром. Серебро хорошо растворяется в алюминии (0,6–0,7% (по массе) при комнатной температуре), образуя два интерметаллидных соединения Ag3Al и Ag2Al, обеспечивающих значительный модифицирующий эффект и повышение прочностных характеристик алюминиевого сплава [10–17].

Модифицирующее действие различных легирующих металлов в конечном счете должно определяться их реакционной способностью, выражаемой критерием степени неоднородности d-электронных оболочек. В качестве такого критерия использована величина 1/Nn (где N – главное квантовое число d-оболочки; n – число электронов на d-оболочке), которая получила название акцепторной способности d-электронной оболочки атома переходного металла. Чем больше акцепторная способность атомов легирующего компонента, тем более активно он взаимодействует с Al и, следовательно, тем более сильным модификатором является. Самые эффективные модификаторы – Sc, Ti, Zr, Hf. Чем круче идет линия ликвидус на диаграмме состояния «алюминий–модифицирующий элемент», тем более эффективным модификатором он является [18].

В настоящее время в качестве присадочного материала для сварки высокопрочных алюминий-литиевых сплавов в России используются сплавы системы Al–Cu марок Св-1201, Св-1207 и Св-1217, а за рубежом – сплав той же системы марки 2319. Однако они не обеспечивают получения оптимального сочетания характеристик прочности, пластичности и стойкости к образованию горячих трещин в сварном соединении. Таким образом, учитывая значительное влияние РМ и РЗМ на свойства алюминиевых сплавов, целесообразно введение их в состав присадочных материалов для сварки высокопрочных алюминий-литиевых сплавов системы Al–Cu–Li [19].

 

Материалы и методы

Исследования проводили на листовых полуфабрикатах высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461 (толщина 2,5 мм) и В-1469 (толщина 2,2 мм). Стойкость к образованию горячих трещин оценивалась по методике МГТУ им. Н.Э. Баумана на специальной установке ЛТП 1-6. Критерием количественной оценки технологической прочности металла по данной методике служит величина критической скорости деформации растяжения Vкр металла шва в процессе кристаллизации, при которой в нем начинают возникать горячие трещины. Методы исследования и геометрические размеры образцов для определения механических характеристик (σв, α, KCU) сварных соединений соответствуют ГОСТ 6996–66. Испытания по определению малоцикловой усталости сварных соединений проводили согласно ГОСТ 25.502–79, исследования микроструктуры – с помощью сканирующего электронного микроскопа Verios 460, конфокального лазерного сканирующего микроскопа Olympus Lekst OLS3100. Фрактографический анализ изломов проводили с помощью растрового электронного микроскопа JSM-6490LV (фирмы Jeol).

 

Результаты

Для исследования влияния состава присадочного материала на механические свойства и склонность к образованию горячих трещин высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461 и В-1469, а также на основании анализа научных литературных данных выбраны экспериментальные композиции присадочных материалов для сварки, содержащие: Cu, Mn, Sc, Ti, Zr, Hf, Ce, Nd, Y, Dy, Ag.

Выбраны технологические параметры процессов плавки и литья экспериментальных составов присадочных материалов на основе системы Al–Cu, легированных РЗМ, обеспечивающие защиту расплава от окисления, дегазацию и снижение вероятности образования крупных интерметаллидных фаз. С использованием выбранных параметров технологических процессов плавки, литья и последующей пластической деформации изготовлены присадочные материалы 10 выбранных экспериментальных составов.

Горячие трещины являются недопустимым дефектом при сварке плавлением алюминиевых сплавов. Поэтому при исследовании свариваемости какого-либо материала в первую очередь оценивают его стойкость к образованию горячих трещин. Существует большое количество специальных проб для количественной оценки технологической прочности сплавов («рыбий скелет», крестовая проба, кольцевая проба и др.). В данной работе выбрана методика оценки трещиностойкости МГТУ им. Н.Э. Баумана, так как она предусматривает использование автоматической аргоно-дуговой сварки (ААрДЭС) на специальной установке ЛТП 1-6 вместо ручной.

Исследовано влияние составов экспериментальных присадочных материалов на стойкость к образованию горячих трещин высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461 и В-1469. Сварку проводили с использованием присадочных материалов экспериментальных составов (110) и серийной присадочной проволоки марки Св-1201 (табл. 1).

 

Таблица 1

Результаты испытаний на стойкость к образованию горячих трещин
сплавов В-1461 и В-1469

Маркировка присадки

Состав присадочных материалов

Vкр, мм/мин, сплавов

В-1461

В-1469

1

Al–4Cu–Mn–Sc–Ti–Zr–Hf–Nd–Ag

1,8

2,7

2

Al–6Cu–Mn–Sc–Ti–Zr–Hf–Nd–Ag

3,5

3,64

3

Al–6Cu–Sc–Ti–Zr–Dy–Ag

2,34

3,42

4

Al–6Cu–Mn–Ti–Zr–Hf–Ce–Ag

3,42

2,7

5

Al–6Cu–Mn–Sc–Hf–Ce–Y

2,1

3,1

6

Al–6Cu–Mn–Sc–Ce–Nd–Dy

2,55

2,7

7

Al–6Cu–Mn–Sc–Hf–Dy–Ag

2,7

2,89

8

Al–10Cu–Mn–Sc–Ti–Zr–Hf–Nd–Ag

3,64

3,9

9

Al–10Cu–Sc–Ce–Nd–Dy

2,34

2,89

10

Al–10Cu–Mn–Hf–Ce–Nd–Dy

2,1

2,55

Св-1201

Al–6Cu–Mn–Ti–Zr

2,34

2,55

 

Из данных табл. 1 видно, что наибольшей стойкости к образованию горячих трещин при сварке высокопрочных алюминий-литиевых сплавов удалось достичь путем применения присадочных материалов, содержащих 6 и 10% Cu с добавлением РЗМ (Sc, Nd), Hf и Ag.

Для дальнейших исследований влияния состава присадочного материала на механические свойства и структуру сварных соединений проведена ААрДЭС стыковых заготовок листовых полуфабрикатов сплавов В-1461 и В-1469. Для сварки использовали экспериментальные присадочные материалы, легированные РЗМ, благодаря которым удалось достичь максимальных значений Vкр, и серийная сварочная проволока марки Св-1201.

Проведены испытания сварных соединений листовых заготовок сплавов В-1461 и В-1469 (табл. 2). Анализ механических свойств показал, что максимальная прочность и минимальное разупрочнение при удовлетворительных показателях ударной вязкости и пластичности сварных соединений обоих сплавов достигается при использовании экспериментальной присадочной проволоки, содержащей 10% Cu с добавками Sc, Hf и Nd.

 

Таблица 2

Механические свойства сварных соединений сплавов В-1461 и В-1469

Сплав

Присадка

σв.св,
МПа

Kв.свв

σв.шва,

МПа

KCUц.щ

KCUз.с**

α, град

кДж/м2

В-1461

Al–6Cu–Sc–Hf–Nd

Al–10Cu–Sc–Hf–Nd

Св-1201

380

395

360

0,72

0,75

0,68

295

295

290

155

160

120

95

100

85

45

40

40

В-1469

Al–6Cu–Sc–Hf–Nd

Al–10Cu–Sc–Hf–Nd

Св-1201

405

410

370

0,74

0,75

0,67

310

325

305

165

175

160

130

150

125

65

55

60

  * Центр шва.

** Зона сплавления.

 

Металлографические исследования показали, что в сварных соединениях отсутствуют дефекты типа пор, оксидных включений и трещин, характерные для сварки плавлением высокопрочных алюминий-литиевых сплавов. Максимальный размер зерна характерен для швов, выполненных серийной присадкой Св-1201, в которой содержится 6% Сu, Ti и Zr. Величина зерна в швах, выполненных с этой присадкой, составляет 50–90 мкм (рис. 1, а). Введение в состав присадочных материалов РЗМ (Sc, Nd) и Hf приводит к измельчению дендритной структуры шва (рис. 1, б), размер зерна в этом случае составляет от 5 до 25 мкм.

Рис. 1. Микроструктура шва сварного соединения сплава В-1469, выполненного ААрДЭС:

а – центр шва с присадкой Св-1201; б – центр шва с присадкой, легированной РЗМ

 

Анализ результатов испытаний на малоцикловую усталость (МЦУ) показал, что применение присадочных проволок экспериментальных составов позволило повысить значения МЦУ сварных соединений по сравнению со сварочной проволокой Св-1201 (табл. 3). Для исследования характера разрушения образцов при испытании на МЦУ проведен фрактографический анализ, который показал, что изломы сварных образцов, полученных с присадками, легированными РЗМ, характеризуются большей локальной пластичностью, отсутствием сварочных дефектов и формированием ямочного рельефа с наличием мелких интерметаллидных фаз, содержащих частицы РМ и РЗМ (рис. 2).

 

Таблица 3

Малоцикловая усталость сварных соединений сплавов В-1461 и В-1469

Сплав

Присадка

Напряжение  , МПа

МЦУ: число циклов
до разрушения

В-1461

Al–6Cu–Sc–Hf–Nd

157

196

>300000

108420

Al–10Cu–Sc–Hf–Nd

157

196

>300000

177680

Св-1201

157

196

>300000

78700

В-1469

Al–6Cu–Sc–Hf–Nd

157

196

260950

133080

Al–10Cu–Sc–Hf–Nd

157

196

>300000

98100

Св-1201

157

196

110030

60300

 

Методом растровой электронной микроскопии проведено исследование влияния химического состава присадочного материала на распределение упрочняющих фаз в шве и зоне сплавления сварных соединений сплавов В-1461 и В-1469, выполненных ААрДЭС с использованием экспериментальных присадочных материалов, легированных РЗМ. Установлено, что интерметаллидные фазы, содержащие Nd, Hf , Ti и Sc, распределяются в основном в материале шва, при этом в зоне сплавления присутствие этих частиц не зафиксировано (рис. 3).

 

Рис. 2. Строение излома сварных соединений, выполненных с присадочным материалом, легированным РЗМ,

сплавов В-1461 (а) и В-1469 (б)

 

 

 

Рис. 3. Микроструктуры зоны сплавления (а, в) и центра шва (б, г) сплавов В-1461 (а, б) и
В-1469 (в, г)

 

Рис. 4. Микроструктуры частиц, содержащих Nd (а) и Hf, Ti и Sc (б)

 

Установлены размеры и форма частиц, содержащих РЗМ:

– интерметаллиды, содержащие Nd, – частицы неправильной или прямоугольной формы размером ~10 мкм, также встречаются одиночные частицы размером ~30 мкм;

– интерметаллиды, содержащие Hf, Ti и Sc, – частицы округлой формы размером 5–20 мкм (рис. 4).

 

Обсуждение и заключение

Таким образом, показано, что легирование присадочных материалов РМ и РЗМ (Sc, Nd, Hf) обеспечивает измельчение дендритной структуры и уменьшение размера зерна, что позволяет повысить значение стойкости к образованию горячих трещин, а также механические свойства (особенно МЦУ) сварных соединений высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461 и В-1469 по сравнению с показателями, полученными при применении серийной присадочной проволоки Св-1201.

Полученные результаты показывают перспективность использования присадочных материалов, легированных РМ и РЗМ, для изготовления сварных конструкций, выполненных сваркой плавлением (аргоно-дуговой, лазерной, гибридной). 


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» //Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Оспенникова О.Г. Перспективные алюминиевые сплавы и технологии их соединения для изделий авиакосмической техники // Тез. докл. 2-ой Междунар. конф. «Алюминий-21. Сварка и пайка». 2012. Ст. 8.
3. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Жегина И.П., Иода Е.Н., Лоскутов В.М. Особенности и перспективы сварки алюминийлитиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2002. №4. С. 3–12.
4. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Ткаченко Е.А., Вахромов Р.О. Алюминиевые деформируемые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 167–182.
5. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
6. Лукин В.И., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д., Скупов А.А. Влияние термической обработки на характеристики сварных соединений высокопрочных алюминий-литиевых сплавов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №4. Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 12.11.2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-4-6-6.
7. Лукин В.И., Оспенникова О.Г., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д. Сварка алюминиевых сплавов в авиакосмической промышленности // Сварка и диагностика. 2013. №2. С. 47–52.
8. Лукин В.И., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д., Скупов А.А., Овчинников В.В. Сварка трением с перемешиванием высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461, В-1469 // Сварочное производство. 2015. №7. С. 21–25.
9. Никифоров Г.Д. Металлургия сварки плавлением алюминиевых сплавов. М.: Машиностроение, 1972. 164 с.
10. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №2. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 18.02.2015).
11. Лукин В.И., Скупов А.А., Пантелеев М.Д., Горелова Л.П. Зависимость свариваемости сплавов системы Al–Mg (серии 5ХХХ) от соотношения легирующих элементов (Sc, Zr и Mn) // Сварка и Диагностика. 2015. №4. С. 9–12.
12. Лукин В.И., Скупов А.А., Пантелеев М.Д., Иода Е.Н. Влияние добавок скандия на свариваемость алюминиевых сплавов системы Al–Mg // Сварка и диагностика. 2016. №1. С. 13–15.
13. Krupinski М., Labisz K., Dobranski L.A., Rdzawski Z. Derivative thermo analysis of the Al–Si cast alloy with addition of rare earths metals // Archives of Foundry Engineering. 2010. Vol. 10. P. 79–82.
14. Wang Wen-tao, Zhang Xin-ming, Gao Zhi-guo, Jia Yu-zhen, Ye Ling-ying, Zheng Da-wei, Liu Ling. Influences of Ce addition on the microstructures and mechanical properties of 2519A aluminum alloy plate // Journal of Alloys and Compounds. 2010. No. 1–2. P. 366–371.
15. Иванова А.О., Вахромов Р.О., Григорьев М.В., Сенаторова О.Г. Исследование влияния малых добавок серебра на структуру и свойства ресурсных сплавов системы Al–Cu–Mg // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2014. №10. Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.01.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-1-1.
16. Mukhopadhyay A.K. and Reddy G.M. Influence of trace addition of Ag on the weldability of Al–Zn–Mg–Cu–Zr base 7010 alloy // Materials Science Forum. 2002. Vol. 396–402. P. 1665–1670.
17. Рябов Д.К., Вахромов Р.О., Иванова А.О. Влияние малых добавок элементов с высокой растворимостью в алюминии на микроструктуру слитков и холоднокатаных листов из сплава системы Al–Mg–Sc // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №9. Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.01.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-9-5-5.
18. Елагин В.И. Легирование деформируемых алюминиевых сплавов переходными металлами. М.: Металлургия, 1975. 248 с.
19. Дриц А.М., Овчинников В.В. Результаты исследований свариваемости высокопрочных сплавов системы Al–Cu–Li–Mg, легированных серебром, скандием и цирконием // Технология легких сплавов. 2011. №1. С. 29–38.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Kablov E.N., Lukin V.I., Ospennikova O.G. Perspektivnye alyuminievye splavy i tehnologii ih soedineniya dlya izdelij aviakosmicheskoj tehniki [Perspective aluminum alloys and technologies of their connection for products of aerospace equipment] // Tez. dokl. 2-oj Mezhdunar. konf. «Alyuminij-21. Svarka i pajka». 2012. St. 8.
3. Kablov E.N., Lukin V.I., Zhegina I.P., Ioda E.N., Loskutov V.M. Osobennosti i perspektivy svarki alyuminijlitievyh splavov [Features and perspectives of welding of aluminum lithium alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2002. №4. S. 3–12.
4. Antipov V.V., Senatorova O.G., Tkachenko E.A., Vahromov R.O. Alyuminievye deformiruemye splavy [Aluminum deformable alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 167–182.
5. Antipov V.V. Strategiya razvitiya titanovyh, magnievyh, berillievyh i alyuminievyh splavov [Strategy of development of titanium, magnesium, beryllium and aluminum alloys] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 157–167.
6. Lukin V.I., Ioda E.N., Panteleev M.D., Skupov A.A. Vliyanie termicheskoj obrabotki na harakteristiki svarnyh soedinenij vysokoprochnyh alyuminijlitievyh splavov [Heat treatment influence on characteristics of welding joints of high-strength aluminum-lithium alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №4. St. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: November 12, 2015). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-4-6-6.
7. Lukin V.I., Ospennikova O.G., Ioda E.N., Panteleev M.D. Svarka alyuminievyh splavov v aviakosmicheskoj promyshlennosti [Welding of aluminum alloys in the aerospace industry] // Svarka i diagnostika. 2013. №2. S. 47–52.
8. Lukin V.I., Ioda E.N., Panteleev M.D., Skupov A.A., Ovchinnikov V.V. Svarka treniem s peremeshivaniem vysokoprochnyh alyuminij-litievyh splavov V-1461, V-1469 [Friction bonding with hashing high-strength aluminum-lithium alloys V-1461, V-1469] // Svarochnoe proizvodstvo. 2015. №7. S. 21–25.
9. Nikiforov G.D. Metallurgiya svarki plavleniem alyuminievyh splavov [Metallurgy of fusion welding of aluminum alloys]. M.: Mashinostroenie, 1972. 164 s.
10. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemelnye elementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare earth elements – materials of modern and future high technologies] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2013. №2. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: February 18, 2015).
11. Lukin V.I., Skupov A.A., Panteleev M.D., Gorelova L.P. Zavisimost svarivaemosti splavov sistemy Al–Mg (serii 5XXX) ot sootnosheniya legiruyushhih elementov (Sc, Zr i Mn) [Dependence of bondability of alloys of Al-Mg system (5XXX series) on ratio of doping elements (Sc, Zr and Mn)] // Svarka i Diagnostika. 2015. №4. S. 9–12.
12. Lukin V.I., Skupov A.A., Panteleev M.D., Ioda E.N. Vliyanie dobavok skandiya na svarivaemost' alyuminievyh splavov sistemy Al–Mg [Influence of additives of scandium on bondability of aluminum alloys of Al-Mg system] // Svarka i diagnostika. 2016. №1. S. 13–15.
13. Krupinski М., Labisz K., Dobranski L.A., Rdzawski Z. Derivative thermo analysis of the Al–Si cast alloy with addition of rare earths metals // Archives of Foundry Engineering. 2010. Vol. 10. P. 79–82.
14. Wang Wen-tao, Zhang Xin-ming, Gao Zhi-guo, Jia Yu-zhen, Ye Ling-ying, Zheng Da-wei, Liu Ling. Influences of Ce addition on the microstructures and mechanical properties of 2519A aluminum alloy plate // Journal of Alloys and Compounds. 2010. No. 1–2. P. 366–371.
15. Ivanova A.O., Vahromov R.O., Grigorev M.V., Senatorova O.G. Issledovanie vliyaniya malyh dobavok serebra na strukturu i svojstva resursnyh splavov sistemy Al–Cu–Mg [Effect of small additive of silver on structure and properties of Al–Cu–Mg alloys] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2014. №10. St. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: January 25, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-1-1.
16. Mukhopadhyay A.K. and Reddy G.M. Influence of trace addition of Ag on the weldability of Al–Zn–Mg–Cu–Zr base 7010 alloy // Materials Science Forum. 2002. Vol. 396–402. P. 1665–1670.
17. Ryabov D.K., Vakhromov R.O., Ivanova A.O. [An effect of small additions of elements with high solubility in aluminium on microstructure of ingots and cold-rolled sheets made of Al–Mg–Sc alloy] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №9. St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: January 25, 2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-9-5-5
18. Elagin V.I. Legirovanie deformiruemyh alyuminievyh splavov perehodnymi metallami [Alloying of deformable aluminum alloys transition metals]. M.: Metallurgiya, 1975. 248 s.
19. Dric A.M., Ovchinnikov V.V. Rezultaty issledovanij svarivaemosti vysokoprochnyh splavov sistemy Al–Cu–Li–Mg, legirovannyh serebrom, skandiem i cirkoniem [Results of researches of bondability of high-strength alloys of the Al–Cu–Li–Mg system alloyed by silver, scandium and zirconium] // Tehnologiya legkih splavov. 2011. №1. S. 29–38.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.