Articles

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2021-0-10-3-11
УДК 669.14.018.8
Sevalnev G.S., Sevalneva T.G., Kolmakov A.G., Dulnev K.V., Krylov S.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОРРОЗИОННОСТОЙКИХ СТАЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ МЕХАНИЗМОМ ОБЪЕМНОГО УПРОЧНЕНИЯ

Исследованы структура, фазовый состав и твердость коррозионностойких сталей с различным механизмом объемного упрочнения. Установлено, что после упрочняющей обработки стали марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш имеют приблизительно одинаковую твердость с содержанием мартенсита 50, 90 и 75 % (объемн.) соответственно. Результаты трибологических испытаний на изнашивание в условиях сухого трения свидетельствуют, что лучшей износостойкостью обладает сталь марки ВНС9-Ш с TRIP-эффектом. Стали марок ВНС30-Ш с дисперсионным твердением и ВНС72-Ш с закалкой на мартенсит обладают практически одинаковой износостойкостью.

Ключевые слова: трение, износ, трибология, мартенсит, твердость, фрикционное взаимодействие, friction, wear, tribology, martensite, hardness, frictional interaction.

Введение

Комплексно-легированные коррозионностойкие стали являются одним из наиболее востребованных материалов в современном авиационном машиностроении. Поскольку наряду с повышенной коррозионной стойкостью они обладают высоким уровнем механических характеристик [1–5], область применения данных сталей – широкая. Например, их используют в различных узлах агрегатов: от высоконагруженных деталей до подвижных механизмов, испытывающих интенсивный износ и контактную усталость.

Влияние структурообразования на уровень механических свойств коррозионностойких сталей системы легирования Cr–Ni–Mo при работе в условиях статического нагружения широко изучено. Однако постоянное повышение требований к материалу и изменение условий эксплуатации под действием динамических нагрузок требует дальнейших исследований механизмов формирования структуры и свойств, предпочтительных для конкретного узла агрегата.

При разработке новых высокопрочных коррозионностойких сталей в рамках «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» [6, 7] особое внимание следует уделить возможности их работы не только в условиях агрессивных сред, но и при интенсивном изнашивании и контактной усталости [8–10]. Однако при одинаковой твердости износостойкость сталей будет значительно различаться в связи со структурной чувствительностью данной характеристики при изнашивании в условиях сухого трения [11]. Механизм объемного упрочнения таких сталей будет иметь большое значение при работе в паре трения.

Цель данной работы – анализ влияния механизма объемного упрочнения коррозионностойких сталей на формирование триботехнических свойств при работе в условиях сухого трения скольжения в паре со сталью марки ШХ15.

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 8.2. «Высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие свариваемые стали с высокой вязкостью разрушения» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [6].

 

Материалы и методы

В качестве объектов исследования использовали образцы из коррозионностойких сталей марок ВНС9-Ш (23Х15Н5АМ3-Ш), ВНС30-Ш (ЭП866-Ш, 15Х16К5Н2МВФАБ-Ш) и ВНС72-Ш (15Х15Н4ГАМ-Ш) [12–15].

Металлографический анализ структур сталей после упрочняющей термической обработки и исследования дорожек износа проводили на оптическом микроскопе Olympus GX51 при увеличениях ×50, ×500 и ×1000. Для выявления структуры изготовленные микрошлифы подвергали электролитическому травлению  в 10 %-ном растворе щавелевой кислоты.

Для исследования твердости проводили дюрометрический анализ на твердомере DuraScan-20 при нагрузке 10 Н в соответствии с ГОСТ 2999–75.

Объемную долю мартенсита оценивали по количеству магнитной фазы, определяемому методом Штеблейна по намагниченности насыщения в установке баллистического типа.

Исследования триботехнических характеристик образцов из сталей марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш осуществляли путем испытания образцов на изнашивание в условиях сухого трения скольжения с использованием трибометра Nanovea T-50. Испытания проводили по схеме «стержень–диск» (pin-on-disk) при линейной скорости вращения образца ~0,1 м/с и нагрузке на стержень 10 Н. Контртелом при испытаниях являлся шарик диаметром 6 мм из хромистой стали марки ШХ15-ШД (зарубежный аналог – сталь марки AISI 52100), термообработанной на твердость 64 HRC. Для оценки характера износа и вида фрикционного взаимодействия при трении использовали диаграмму, полученную с датчика LVDT, который показывает износ материала образца и контртела относительно начальной площади контакта. Скорость износа W (в мм3/(Н·м)) рассчитывали по формуле

 

где l – длина окружности дорожки износа, мм; s – площадь сечения канавки износа, мм2;  P – нагрузка, H; Lпуть трения, м.

 

Результаты и обсуждение

Объектами для исследований механического поведения при трибонагружении выбраны три коррозионностойкие стали с различным механизмом объемного упрочнения [16]. Высокий уровень механических характеристик стали марки ВНС9-Ш (с прочностью 1750 МПа) достигается за счет интенсивной пластической деформации, в результате чего формируется TRIP-эффект (Transformation Induced Plasticity – пластичность, наведенная превращением), следствием которого является превращение метастабильного аустенита в мартенсит [12, 13]. Благодаря данному механизму упрочнения в сталях с таким эффектом формируется высокий уровень не только прочностных, но и пластических характеристик.

Сталь марки ВНС30-Ш подвергается закалке на мартенситную структуру с последующим двойным отпуском для реализации механизма дисперсионного твердения и выделения интерметаллидных фаз. Применение такого механизма упрочнения в большинстве случаев не способствует существенному увеличению твердости, однако в значительной степени повышает пределы прочности и текучести. В парах трения выделение мелкодисперсных интерметаллидных фаз оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие, поскольку такие фазы могут способствовать армированию мартенситной матрицы и в то же время являться концентраторами напряжений.

Система легирования стали марки ВНС72-Ш, включающая упрочнение мартенсита за счет совместного воздействия углерода и азота, позволяет достичь повышенного уровня механических свойств. Высокое содержание азота (в пределах от 0,16 до 0,21 % (по массе)) позволяет совместно с такими легирующими элементами, как хром, никель и молибден, обеспечивать наряду с повышенной прочностью высокие характеристики пластичности и ударной вязкости.

Микроструктуры коррозионностойких сталей представлены на рис. 1. Структура стали марки ВНС9-Ш после холодной пластической деформации состоит из мартенсита и аустенита (рис. 1, а). После термической обработки структура сталей марок ВНС30-Ш и ВНС72-Ш состоит из мартенсита и аустенита (рис. 1, б, в). Благодаря дисперсионному твердению структура стали марки ВНС30-Ш дополнительно насыщена карбонитридами хрома типа Cr(C, N) и ванадия типа V(C, N), увеличивающих прочностные характеристики.

 

 

 

Рис. 1. Микроструктуры сталей марок ВНС9-Ш (а  – ×1000),

ВНС30-Ш (б  – ×500) и ВНС72-Ш (в  – ×500)

Методом фазового магнитного анализа исследовано соотношение аустенита и мартенсита в коррозионностойких сталях. По результатам измерения намагниченности насыщения установлено, что в сталях марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш содержание мартенсита составляет: 50, 90 и 75 % (объемн.) соответственно (рис. 2). Результаты исследования твердости образцов свидетельствуют, что после упрочняющих обработок коррозионностойкие стали имели приблизительно одинаковую твердость, несмотря на различный фазовый состав (рис. 3).

 

 

Рис. 2. Содержание мартенсита в коррозионностойких сталях марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш
и ВНС72-Ш после упрочняющей обработки

 

 

Рис. 3. Твердость коррозионностойких сталей марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш после упрочняющей обработки

 

Механическое поведение в условиях трибонагружения сталей в паре трения с контртелом из стали мартенситного класса марки ШХ15-ШД оценивали по характеру изменения коэффициента трения во время испытания в условиях сухого трения скольжения, а также по характеру перемещения датчика LVDT относительно начальной плоскости контакта, дающего информацию по взаимному износу контактирующих тел в паре трения.

Анализ результатов испытаний в условиях сухого трения показал следующее: механизмы фрикционного взаимодействия стали марки ВНС9-Ш, обладающей TRIP-эффектом, и стали марки ВНС30-Ш, упрочняемой дисперсионным твердением посредством выделения интерметаллидных фаз, имеют схожий характер трения (рис. 4). При данном трибосопряжении со сталью мартенситного класса происходит активное разрушение поверхностных пленок образца и контртела с последующим массопереносом продуктов трения в зону трибоконтакта сталей (рис. 5, а, б). Для стали марки ВНС72-Ш, подвергаемой термической обработке на мартенситную структуру, характерен механизм пластического оттеснения материала из зоны контакта (рис. 4 и 5, в).

 

 

Рис. 4. Изменение положения датчика LVDT во времени при испытании на изнашивание
в условиях сухого трения скольжения

 

 

 

Рис. 5. Микроструктуры (×50) дорожек износа после испытания на изнашивание в условиях сухого трения сталей марок ВНС9-Ш (а), ВНС30-Ш (б) и ВНС72-Ш (в)

 

Анализ изменения коэффициента трения при испытаниях в условиях сухого трения скольжения позволил установить, что сталь марки ВНС30-Ш, упрочняемая по механизму дисперсионного твердения, прирабатывается быстрее, чем сталь марки ВНС9-Ш, обладающая TRIP-эффектом (рис. 6). Многократное деформационное воздействие в зоне контакта приводит к постоянному образованию мартенсита деформации в результате TRIP-эффекта. Постоянное образование мартенсита деформации в зоне трибоконтакта стали марки ВНС9-Ш оказывает положительное влияние на уровень износостойкости, однако время приработки до выхода на установившийся режим составило 24 мин, что почти в 2,5 раза больше, чем у стали марки ВНС30-Ш (~10 мин). Следует отметить, что при испытаниях на изнашивание сталь марки ВНС30-Ш обладала стабильным средним коэффициентом трения скольжения (~0,4), в то время как у стали марки ВНС9-Ш этот коэффициент составил ~0,6.

Для образцов из стали марки ВНС72-Ш, после упрочняющей обработки имеющих структуру мартенсита, полученного путем закалки, коэффициент трения, среднее значение которого, так же как и в случае стали марки ВНС9-Ш, составило ~(0,57–0,6), имел высокую амплитуду по сравнению со сталью марки ВНС30-Ш (рис. 7). Время приработки для стали марки ВНС72-Ш составило ~30 мин.

 

 

Рис. 6. Изменение коэффициента трения во времени при испытании на изнашивание
в условиях сухого трения скольжения сталей марок ВНС9-Ш и ВНС30-Ш

 

 

Рис. 7. Изменение коэффициента трения во времени при испытании на изнашивание
в условиях сухого трения скольжения сталей марок ВНС30-Ш и ВНС72-Ш

 

Расчет скорости износа для образцов из коррозионностойких сталей после испытания показал, что наилучшей износостойкостью обладают образцы из стали марки ВНС9-Ш, упрочняемой за счет TRIP-эффекта (рис. 8). По сравнению со сталью марки ВНС30-Ш, упрочняемой дисперсионным твердением, скорость износа стали марки ВНС9-Ш меньше в 3,4 раза, а по сравнению со сталью марки ВНС72-Ш, упрочненной путем закалки на мартенсит, – в 4 раза. Такое снижение скорости износа связано с постоянным упрочнением стали во время пластической деформации, реализуемым при постоянном вдавливании контртела при испытании на изнашивание. Скорость износа стали марки ВНС30-Ш за счет дисперсионного твердения и выделения мелкодисперсных карбонитридных фаз меньше на 20 % по сравнению со сталью марки ВНС72-Ш. Тем не менее коэффициент трения стали марки ВНС30-Ш при выходе на установившийся режим после приработки при трибосопряжении со сталью марки ШХ15 меньше, чем у сталей марок ВНС9-Ш и ВНС72-Ш, и составил 0,4, что является немаловажным фактором при взаимодействии пары трения.

Для косвенного подтверждения повышения износостойкости путем формирования TRIP-эффекта при интенсивной пластической деформации в зоне контакта проведены измерения твердости дорожек износа после испытаний на всех марках сталей. По результатам анализа измерений установлено, что твердость стали марки ВНС9-Ш в зоне контакта трибосопряжения увеличилась с 550 до 740 HV (на 35 %), что может свидетельствовать о прохождении мартенситного превращения (рис. 9).

 

 

Рис. 8. Скорость износа коррозионностойких сталей марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш при испытании на изнашивание в условиях сухого трения скольжения

 

 

Рис. 9. Результаты измерения твердости образцов из сталей марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш
и ВНС72-Ш до () и после испытаний на изнашивание (■) в условиях сухого трения

 

Аналогичные измерения проведены для дорожек износа сталей марок ВНС30-Ш и ВНС72-Ш. По результатам измерений установлено, что твердость стали марки ВНС30-Ш увеличилась с 535 до 570 HV, а стали марки ВНС72-Ш – с 520 до 590 HV. Такое незначительное повышение твердости может свидетельствовать лишь о протекании поверхностной пластической деформации образцов в зоне контакта трибосопряжения.

Результаты проведенных исследований показывают, что наиболее перспективной коррозионностойкой сталью для работы в условиях интенсивного изнашивания является сталь марки ВНС9-Ш благодаря упрочнению при интенсивной пластической деформации путем реализации TRIP-эффекта.

Заключения

Узлы современных агрегатов в авиационном машиностроении нередко работают в условиях экстремальных нагрузок и могут подвергаться интенсивному изнашиванию, что приводит к преждевременному выходу из строя узла агрегата или всего изделия. Исследование механизмов фрикционного взаимодействия пары трения является актуальной задачей в настоящее время.

Современные представления об износостойкости во многом строятся на гипотезе о повышении износостойкости при увеличении твердости контактируемых поверхностей. Однако данная характеристика является структурно зависимой величиной: высокая твердость не обязательно приведет к повышенной износостойкости.

Коррозионностойкие стали являются одним из перспективных материалов, которые способны работать в условиях как статических, так и динамических нагрузок, что позволяет широко использовать их в условиях авиационного машиностроения.

Проведен сравнительный анализ коррозионностойких сталей с различным механизмом объемного упрочнения и получения высокого уровня прочностных свойств. По результатам исследования структуры и фазового состава установлено, что содержание мартенсита в структуре сталей марок ВНС9-Ш, ВНС30-Ш и ВНС72-Ш составляет: 50, 90 и 75 % (объемн.) соответственно. В структуре стали марки ВНС30-Ш также присутствуют мелкодисперсные карбонитридные избыточные фазы. Анализ результатов измерения твердости образцов позволил установить, что после упрочняющей обработки рассматриваемые марки сталей имели приблизительно одинаковую твердость.

Результаты трибологических испытаний на изнашивание в условиях сухого трения скольжения свидетельствуют, что у сталей марок ВНС9-Ш и ВНС30-Ш реализуется механизм фрикционного взаимодействия путем разрушения поверхностных пленок с последующим массопереносом материала трения в зону контакта, а у стали марки ВНС72-Ш – механизм упругого оттеснения материала из зоны контакта. Самым низким коэффициентом трения (~0,4) и самым малым временем приработки (~10 мин) среди исследуемых марок сталей обладает сталь марки ВНС30-Ш.

Анализ скорости износа позволил установить, что наилучшая износостойкость у стали марки ВНС9-Ш, которая обладает механизмом упрочнения при интенсивной пластической деформации путем реализации TRIP-эффекта. Для косвенного подтверждения данного эффекта проведены измерения твердости дорожки износа после испытаний. По результатам измерений установлено, что твердость после испытаний на изнашивание в условиях сухого трения скольжения увеличилась на 35 %, что может свидетельствовать о протекании мартенситного превращения.

Проведенные исследования представленных коррозионностойких сталей с различным механизмом объемного упрочнения позволили установить, что наилучшие результаты при работе в экстремальных условиях и\нтенсивного изнашивания показала сталь, обладающая TRIP-эффектом. Практически одинаковая твердость и различное содержание мартенсита исследуемых сталей подтвердили структурную зависимость данной характеристики при трибологических испытаниях.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н., Бакрадзе М.М., Громов В.И., Вознесенская Н.М., Якушева Н.А. Новые высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие стали для аэрокосмической техники разработки ФГУП «ВИАМ» (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (58). С. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
2. Тонышева О.А., Вознесенская Н.М., Шестаков И.И., Елисеев Э.А. Влияние режимов высокотемпературной термомеханической обработки на структуру и свойства высокопрочной коррозионностойкой стали аустенито-мартенситного класса 17Х13Н4К6САМ3ч // Авиационные материалы и технологии. 2017. № 1 (46). С. 11–16. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-1-11-16.
3. Shi F., Tian P.C., Jia N. et al. Improving intergranular corrosion resistance in a nickel-free and manganese-bearing high-nitrogen austenitic stainless steel through grain boundary character distribution optimization // Corrosion Science. 2016. Vol. 107. P. 49–59.
4. Вознесенская Н.М., Тонышева О.А., Леонов А.В., Дульнев К.В. Влияние водорода на свойства высокопрочной коррозионностойкой стали ВНС65-Ш (18Х13Н4К4С2АМ3-Ш) и пути устранения водородной хрупкости // Труды ВИАМ. 2018. № 10 (70). Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 01.06.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-10-3-9.
5. Bannykh O., Blinov V., Lukin E. High-strength economically alloyed corrosion-resistant steels with the structure of nitrogen martensite // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2016. Vol. 130. No. 1. P. 012001.
6. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения и цифровые технологии их переработки // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 4. С. 331–334.
7. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. № 2 (14). С. 16–21.
8. Романенко Д.Н., Севальнев Г.С., Леонов А.А. и др. Повышение трибологических характеристик стали 18ХГТ после цементации и упрочняющей термической обработки // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 1 (62). Ст. 02. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 20.05.2021). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-13-21.
9. Sevalnev G.S., Tsukanov D.V., Zubkov N.N. et al. Improvement of Austenitic Steel Tribological Properties by Deformational Cutting // Metallurgist. 2021. Vol. 65. P. 169–176. DOI: 10.1007/s11015-021-01145-6.
10. Kolmykov V.I., Romanenko D.N., Abyshev K.I., Bedin V.V. Efficiency of surface hardening by carburizing steel objects operating under abrasive wear conditions // Chemical and Petroleum Engineering. 2015. Vol. 51. No. 1–2. P. 58–61.
11. Герасимов С.А., Куксенова Л.И., Лаптева В.Г., Оспенникова О.Г., Алексеева М.С., Громов В.И. Инженерия поверхности и эксплуатационные свойства азотированных конструкционных сталей: учеб. пособие / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ, 2019. 600 с.
12. Terent’ev V.F., Ashmarin A.A., Blinova E.N. et al. Mechanical properties and structure of a VNS9-Sh steel as functions of the tempering temperature // Russian metallurgy (Metally). 2019. Vol. 2019. No. 4. P. 403–408.
13. Бецофен С.Я., Ашмарин А.А., Терентьев В.Ф. и др. Фазовый состав и остаточные напряжения в поверхностных слоях трип-стали ВНС9-Ш // Деформация и разрушение материалов. 2020. № 6. С. 12–20.
14. Жегина И.П., Луценко А.Н., Мубояджян С.А., Белоус В.Я., Котельникова Л.В. Характер разрушения стали ЭП866-Ш с покрытиями // Вопросы материаловедения. 2009. № 4. С. 150–156.
15. Тонышева О.А. Особенности формирования структуры и свойств при выплавке, термической обработке и пластической деформации коррозионностойких свариваемых хромоникелевых сталей, легированных азотом: дис. … канд. техн. наук. М., 2014. 138 с.
16. Материаловедение: учебник для вузов / под ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 648 с.
1. Kablov E.N., Bakradze M.M., Gromov V.I., Voznesenskaya N.M., Yakusheva N.A. New high strength structural and corrosion-resistant steels for aerospace equipment developed by FSUE «VIAM» (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 1 (58), pp. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
2. Tonysheva O.A., Voznesenskaya N.M., Shestakov I.I., Eliseyev E.A. Influence of modes of high-temperature thermomechanical processing on structure and properties of high-strength corrosion-resistant steel of austenitic-martensitic class 17Х13Н4К6САМ3ч. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. 1 (46), pp. 11–16. DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-1-11-16.
3. Shi F., Tian P.C., Jia N. et al. Improving intergranular corrosion resistance in a nickel-free and manganese-bearing high-nitrogen austenitic stainless steel through grain boundary character distribution optimization. Corrosion Science, 2016, Vol. 107, PP. 49–59.
4. Voznesenskaya N.M., Tonusheva O.A., Leonov A.V., Dulnev K.V. Hydrogen influence on high-strength corrosion-resistant steel VNS65-Sh properties and ways of elimination of hydrogen embrittlement. Trudy VIAM, 2018, no. 10 (70), paper no. 01. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 1, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-10-3-9.
5. Bannykh O., Blinov V., Lukin E. High-strength economically alloyed corrosion-resistant steels with the structure of nitrogen martensite. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2016, vol. 130, no. 1, pp. 012001.
6. Kablov E.N. New generation materials and digital technologies for their processing. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk, 2020, vol. 90, no. 4, pp. 331–334.
7. Kablov E.N. New generation materials – the basis of innovation, technological leadership and national security of Russia. Intellect and technology, 2016, no. 2 (14), pp. 16–21.
8. Romanenko D.N., Sevalnev G.S., Leonov A.A., Udod K.A., Stepanenko E.V. Improving the tribological characteristics of 18KHGT steel after cementation and hardening heat treatment. Aviation materials and technology, 2021. no. 1 (62). paper no. 02. Available at: https://journal.viam.ru (accessed: May 20, 2021). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-1-13-21.
9. Sevalnev G.S., Tsukanov D.V., Zubkov N.N. et al. Improvement of Austenitic Steel Tribological Properties by Deformational Cutting. Metallurgist, 2021, vol. 65, pp. 169–176. DOI: 10.1007/s11015-021-01145-6.
10. Kolmykov V.I., Romanenko D.N., Abyshev K.I., Bedin V.V. Efficiency of surface hardening by carburizing steel objects operating under abrasive wear conditions. Chemical and Petroleum Engineering, 2015, vol. 51, no. 1–2, pp. 58–61.
11. Gerasimov S.A., Kuksenova L.I., Lapteva V.G., Ospennikova O.G., Alekseeva M.S., Gromov V.I. Surface engineering and operational properties of nitrided structural steels: textbook. Ed. E.N. Kablov. Moscow: VIAM, 2019, 600 p.
12. Terent’ev V.F., Ashmarin A.A., Blinova E.N. et al. Mechanical properties and structure of a VNS9-Sh steel as functions of the tempering temperature. Russian metallurgy (Metally), 2019, vol. 2019, no. 4, pp. 403–408.
13. Betzofen S.Ya., Ashmarin A.A., Terentyev V.F. et al. Phase composition and residual stresses in surface layers of trip-steel VNS9-Sh. Deformatsiya i razrushenie materialov, 2020, no. 6, pp. 12–20.
14. Zhegina I.P., Lutsenko A.N., Muboyadzhyan S.A., Belous V.Ya., Kotelnikova L.V. The nature of destruction of steel EP866-Sh with coatings. Voprosy materialovedeniya, 2009, no. 4, pp. 150–156.
15. Tonysheva O.A. Features of the formation of structure and properties during smelting, heat treatment and plastic deformation of corrosion-resistant welded chromium-nickel steels alloyed with nitrogen: thesis, Cand. Sc. (Tech.). Moscow, 2014, 138 p.
16. Materials science: textbook. Ed. B.N. Arzamasov, G.G. Mukhina. Moscow, 2001, 648 p.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.