ОСОБЕННОСТИ МОРОЗОСТОЙКИХ РЕЗИН НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ КАУЧУКОВ

Статьи

 




УДК 621.315.616.7
ОСОБЕННОСТИ МОРОЗОСТОЙКИХ РЕЗИН НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ КАУЧУКОВ

Представлены особенности применения морозостойких резин на основе различных каучуков в авиации и космонавтике. При эксплуатации низкотемпературных резин в изделиях для авиации и космонавтики требуются – наряду с высокими упругодеформационными характеристиками – сочетание морозостойкости с высокой озоно- и атмосферостойкостью, работоспособность во всепогодных условиях, а ряде случаев необходима и стойкость к воздействию агрессивных сред. Систематизированы особенности применения морозостойких резин, используемых в авиации и космонавтике, на основе каучуков различных типов. В проведенном исследовании определены факторы, влияющие на морозостойкость резин, изготовленных из полярных и неполярных каучуков. Выявленные в работе закономерности позволяют в максимальной степени прогнозировать свойства морозостойких резин на основе различных каучуков.

Ключевые слова: морозостойкость, резины, каучуки

Морозостойкие резины широко применяются в различных областях техники [1–9]. Особенностью работы низкотемпературных резин в области авиации и космонавтики является сочетание морозостойкости с высокой озоно- и атмосферостойкостью, эксплуатацией во всепогодных условиях, а в ряде случаев необходима и стойкость к воздействию агрессивных сред. Влияние различных рецептурных и технологических факторов на свойства морозостойких резин рассмотрены в работе [10].

Представляет интерес систематизация особенности применения используемых в авиации и космонавтике морозостойких резин на основе различных каучуков [11–22].

Резины на основе неполярных каучуков. Число каучуков, резины из которых могут надежно эксплуатироваться при температурах -50÷-60°С, ограничено. Наиболее морозостойким каучуком общего назначения является некристаллизующийся каучук СКМС-10. Резины из него работоспособны при температурах до -70°С, однако их использование затруднено из-за неудовлетворительных технологических свойств каучука вследствие его жесткости. Некристаллизующийся бутадиен-стирольный каучук (БСК) растворной полимеризации марки ДССК-18 также обеспечивает высокую морозостойкость и не требует термопластикации, однако его промышленный выпуск в настоящее время осуществляется в ограниченном количестве.

Перспективным каучуком для работы в условиях Арктики является синтетический пропиленоксидный каучук (СКПО), который имеет низкую температуру стеклования Тс (-74°С), малую склонность к кристаллизации и высокий коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению Kв=0,63 (при -50°С).

Следует отметить, что применение резин на основе неполярных каучуков общего назначения в авиации и космонавтике ограничено их низкой атмосферо- и озоностойкостью.

Резины на основе фторкаучуков. Резины на основе фторкаучуков не являются морозостойкими вследствие отсутствия двойных связей в главной цепи и наличия полярных фторсодержащих групп в боковой цепи. Однако они необходимы для экстремальных условий авиации и космонавтики, когда требуется высокая масло- и топливостойкость, а также устойчивость к воздействию высокого давления. Относительно морозостойки каучуки СКФ-260, СКФ-260В и СКФ-260 МПАН. Серийно выпускаются резиновые смеси на основе фторкаучуков 51-1742 и 51-1780, работоспособные при температуре до -40°С.

Резины на основе бутадиен-нитрильных каучуков (БНК). Морозостойкость резин на основе сульфонатных нитрильных каучуков (СКН) определяется содержанием нитрила акриловой кислоты. С увеличением его содержания морозостойкость резин падает. При этом чем ниже температура Тс, тем хуже маслостойкость каучука и резин на его основе. Из производимых в России БНК наилучшую морозостойкость имеет каучук СКН-18 и заменивший его БНКС-18. Однако при замене эмульгатора при переходе от сульфонатного каучука (СКН) к парафинатному (БНКС) морозостойкость ряда резин снижается. Это связано не с ухудшением низкотемпературных свойств самого каучука, а с изменением структуры вулканизата в присутствии эмульгатора. Введение пластификаторов является эффективным способом повышения морозостойкости БНК. В зависимости от содержания и типа пластификатора минимальная рабочая температура резин из СКН составляет:

Марка резины

Температурный интервал, °С

СКН-18, БНКС-18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . -45÷-55

СКН-26, БНКС-26 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . -40÷-50

СКН-40, БНКС-40 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . -10÷-30.

 

Наиболее морозостойкими (работоспособны – до -55°С) являются серийные резины следующих марок: В-14-1, 7-В-14-1, 7130, 7-7130, 51-1666-2, ИРП-1353, ИРП-1352, 51-1668, 51-1683, 98-1, 4326-1 НТА, 57-037, ИРП-1078.

Резины на основе этилен-пропиленовых каучуков (СКЭП). Морозостойкость резин на основе тройного каучука (СКЭПТ) определяется происходящими процессами микрокристаллизации, скорость и степень которых тем меньше, чем выше содержание пропилена. Для получения морозостойких резин предпочтительнее выбирать каучуки с высоким содержанием пропиленовых звеньев и относительно невысокой молекулярной массой. Пластификаторами резин на основе каучуков СКЭП и СКЭПТ служат насыщенные соединения, такие как парафиновые и минеральные масла. В смесях на основе СКЭПТ применяют вулканизующие пластификаторы – низкомолекулярные полибутадиены с высоким содержанием винильных соединений и без функциональных концевых групп. На основе морозостойких смесей СКЭП и СКЭПТ, работоспособных в интервале температур от -50 до +150°С, получают серийные резины марок: ИРП-1375, ИРП-1376, ИРП-1377, 51-1481, 51-1524, 51-5015, ПС-04, 57-7018, 9123, 6235, 2682,
18-429.

Резины на основе силоксановых каучуков. Важнейшим преимуществом резин на основе силоксановых каучуков является возможность длительной эксплуатации в очень широком интервале температур: от -50÷-55 до 250–270°С (кратковременно – до 300–330°С), морозостойких композиций – от -80 до -90°С, а также стойкость к воздействию озона, влаги, УФ-излучения. Макромолекулы полиорганосилоксанов имеют форму спиралей, что обеспечивает высокую сегментальную подвижность, следствием чего являются низкие значения температуры Тс. В то же время большая гибкость цепей и регулярность строения полисилоксанов приводят к высокой способности к кристаллизации при низких температурах. Характерной особенностью этих каучуков является повышенная способность к кристаллизации при увеличении густоты пространственной сетки до определенного предела, зависящего от типа и содержания наполнителя, а также антиструктурирующей добавки. Таким образом, морозостойкость резин на основе силоксановых каучуков полностью определяется процессами стеклования и кристаллизации каучука. Средства рецептурного управления морозостойкостью резин для данных каучуков практически отсутствуют. Высокая скорость кристаллизации полисилоксанов приводит к тому, что даже кратковременная их морозостойкость определяется не стеклованием, а кристаллизацией. Наиболее морозостойки (сохраняют эластичность до температур -80÷-90°С) резины на основе каучука СКТЭ-30, содержащие этильные звенья, а также СКТФВ-2101 и СКФВ-2103, содержащие 8–10% (мольн.) дифенилсилоксановых звеньев. Для изготовления резиновых деталей, которые должны эксплуатироваться до температур -55÷-60°С, используют резины следующих марок: ИРП-1265, ИРП-1266, ИРП-1267, ИРП-1338, ИРП-1354, ИРП-1401. При необходимости продолжительной эксплуатации деталей следует проверять их длительную морозостойкость.

Резины на основе фторсилоксановых каучуков. Особый интерес с точки зрения морозостойкости представляют резины на основе каучука СКФТ-50. При температуре -90°С они не кристаллизуются и не требуют введения пластификаторов, улучшающих морозостойкость, т. е. они не теряют морозостойкость при длительной эксплуатации. Менее работоспособны резины из каучука СКТФТ-100. Их рекомендуется использовать при температурах до -50°С, и закономерности поведения таких резин при низких температурах аналогичны закономерностям их поведения при микрокристаллизации. Все свойства резин на основе фторсилоксановых каучуков находятся в прямой зависимости от содержания в них трифторпропильных звеньев, связанных с атомом кремния. Однако увеличение содержания трифторпропильных звеньев, обеспечивающее работоспособность резин в жидких углеводородных средах, значительно снижает морозостойкость резин. У них линейно возрастает Тс с увеличением содержания этих звеньев. Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению Kв резин на основе каучуков СКФТ-50 и СКТФТ-100 при -50°С составляет 0,6 и 0,2 соответственно. Несмотря на это, резины на основе фторсилоксановых каучуков являются наиболее морозостойкими материалами для эксплуатации в топливах и других углеводородных средах. На основе фторсилоксановых каучуков производятся серийные резины марок 51-1434 (температура эксплуатации: -50÷-55°С), 51-1570 и 51-1749 (температура эксплуатации: -70°С). Выпускаются также резины марок: ФС-55-1 и ФС-55-2, предназначенные для работы при -60°С; ФС-55 и ФС-55-3 – для работы при -55°С. При необходимости продолжительной эксплуатации деталей из резин на основе каучука СКТФТ-100 следует проверять их длительную морозостойкость.

Проведенный анализ показал, что морозостойкость резин зависит, прежде всего, от типа применяемых для их изготовления каучуков (полярные и неполярные). Морозостойкость резин на основе неполярных каучуков определяется главным образом скоростью кристаллизации при отрицательных температурах. Морозостойкость резин из полярных каучуков – типом и содержанием полярных групп, а также их положением в структуре полимерной цепи. Ингредиенты резиновых смесей, такие как наполнители, пластификаторы, компоненты вулканизующей системы, во многом влияют на морозостойкость резин [10]. Таким образом, выявленные в работе закономерности позволяют в максимальной степени прогнозировать свойства морозостойких резин на основе различных каучуков.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Большой справочник резинщика: В 2 ч. М.: ООО «Техинформ». 2012. 1385 с.
2. Нудельман З.Н. Фторкаучуки: основы, переработка, применение. М.: ООО «ПИФ РИАС». 2007. 383 с.
3. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
4. Каблов Е.Н. Химия в авиационном материаловедении //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 3–4.
5. Елисеев О.А., Краснов Л.Л., Зайцева Е.И., Савенкова А.В. Разработка и модифицирование эластомерных материалов для применения во всеклиматических условиях //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 309–314.
6. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
7. Махлис Ф.А., Федюкин Д.Л. Терминологический справочник по резине. М.: Химия. 1989. 400 с.
8. Технология резины: Рецептуростроение и испытания: Пер. с англ. /Под ред. Дж.С. Дика. СПб.: Научные основы и технологии. 2010. 620 с.
9. Швейцер Ф.А. Коррозия пластмасс и резин. СПб.: Научные основы и технологии. 2010. 637 с.
10. Чайкун А.М., Елисеев О.А., Наумов И.С., Венедиктова М.А. Особенности построения рецептур морозостойких резин //Авиационные материалы и технологии. 2013. №3. С. 53–55.
11. Говорова О.А., Вишницкий А.С., Чубарова Г.В., Морозов Ю.Л. Разработка атмосферостойких резин с улучшенными низкотемпературными и адгезионными свойствами //Каучук и резина. 1999. №2. С. 18–20.
12. Маскулюинате О.Е., Морозов Ю.Л., Сухинин Н.С. и др. Влияние способа введения пластификатора на свойства парафинатных каучуков БНКС и стандартные резины на их основе //Каучук и резина. 2006. №3. С. 14–17.
13. Петрова Н.Н. Особенности создания резин уплотнительного назначения для эксплуатации в условиях холодного климата //Каучук и резина. 2005. №6. С. 27–29.
14. Петрова Н.Н., Портнягина В.В. Резины на основе смесей пропиленоксидного каучука и политетрафторэтилена //Каучук и резина. 2007. №4. С. 8–11.
15. Кучерский А.М., Вараксин М.Е., Глейзер Л.Б. Влияние плотности сшивания резин на их морозостойкость //Каучук и резина. 1987. №11. С. 18–20.
16. Кузнецова О.В., Донской А.А., Маркин Э.А. Резины на основе фторсилоксановых эластомеров: Состояние и перспективы развития //Каучук и резина. 2007. №3. С. 37–43.
17. Чайкун А.М., Наумов И.С., Елисеев О.А. Фторсилоксановые резины: некоторые аспекты применения //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 35–36.
18. Анисимов Б.Ю., Дыбман А.С., Имянитов Л.С., Поляков С.А. Гидрирование бутадиен-нитрильных каучуков //Каучук и резина. 2007. №2. С. 32–38.
19. Корнев Ю.В., Яновский Ю.Г., Бойко О.В. и др. Нанодисперсный минерал шунгит – новый усиливающий наполнитель для эластомерных композиций //Промышленное производство и использование эластомеров. 2011. №4. С. 36–41.
20. Петрова Н.Н., Портнягина В.В. Морозостойкие резины нового поколения /В сб. трудов Международной науч.-технич. конф. «Форум горняков – 2012». Днепропетровск. 2012. С. 219–226.
21. Крюкова А.Б., Кузнецова М.Н., Канаузова А.А., Аматина Т.С., Митина Е.Л., Врачева Р.А. Сравнительные свойства резин на основе этилен-пропиленовых каучуков отечественного и зарубежного производства для применения в авиационной технике /В сб. трудов II Всероссийской науч.-технич. конф. «Каучук и резина – 2010». М. 2010. С. 363–364.
22. Шуваева А.В. Резинотканевые мембранные материалы на основе гидрированных бутадиен-нитрильных каучуков: Автореф. дис. к.т.н. М. 2011. 23 с.
23. Котова С.В., Михайлов С.И., Фомина А.А. Особенности современного рынка бутадиен-нитрильных каучуков //Каучук и резина. 2012. №6. С. 33–35.
1. Bol'shoy spravochnik rezinschika [Great handbook of rubber workers]: V 2 ch. M.: OOO «Tehinform». 2012. 1385 s.
2. Nudel'man Z.N. Ftorkauchuki: osnovy, pererabotka, primenenie [Fluoroelastomers: Fundamentals. Processing. Applications]. M.: OOO «PIF RIAS». 2007. 383 s.
3. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologiy ih pererabotki do 2030 goda [Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
4. Kablov E.N. Himiya v aviatsionnom materialovedenii [Chemistry in the aviation materials science] //Rossiyskiy himicheskiy zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3–4.
5. Eliseev O.A., Krasnov L.L., Zaytseva E.I., Savenkova A.V. Razrabotka i modifitsirovanie elastomernyh materialov dlya primeneniya vo vseklimaticheskih usloviyah [Development and Modification of Elastomeric Materials for Application under All-Climatic Conditions] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 309–314.
6. Graschenkov D.V., Chursova L.V. Strategiya razvitiya kompozitsionnyh i funktsional'nyh materialov [Development strategy of composite and functional materials] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
7. Mahlis F.A., Fedyukin D.L. Terminologicheskiy spravochnik po rezine [Terminological handbook of rubber]. M.: Himiya. 1989. 400 s.
8. Tehnologiya reziny: Retsepturostroenie i ispytaniya [Rubber technology: Compounding and testing]: Per. s angl. /Pod red. Dzh.S. Dika. SPb.: Nauchnye osnovy i tehnologii. 2010. 620 s.
9. Shveytser F.A. Korroziya plastmass i rezin [Corrosion of plastics and rubbers]. SPb.: Nauchnye osnovy i tehnologii. 2010. 637 s.
10. Chaykun A.M., Eliseev O.A., Naumov I.S., Venediktova M.A. Osobennosti postroeniya retseptur morozostoykih rezin [Compounding principles in the field of frost-resistant rubbers] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2013. №3. S. 53–55.
11. Govorova O.A., Vishnitskiy A.S., Chubarova G.V., Morozov Yu.L. Razrabotka atmosferostoykih rezin s uluchshennymi nizkotemperaturnymi i adgezionnymi svoystvami [Development of weather-resistant rubbers with improved low-temperature and adhesion properties] //Kauchuk i rezina. 1999. №2. S. 18–20.
12. Maskulyuinate O.E., Morozov Yu.L., Suhinin N.S. i dr. Vliyanie sposoba vvedeniya plastifikatora na svoystva parafinatnyh kauchukov BNKS i standartnye reziny na ih osnove [An influence of the plasticizing method on properties of paraffinate butadiene-nitrile raw rubbers and standard rubbers based on them] //Kauchuk i rezina. 2006. №3. S. 14–17.
13. Petrova N.N. Osobennosti sozdaniya rezin uplotnitel'nogo naznacheniya dlya ekspluatatsii v usloviyah holodnogo klimata [Features of the production of seal-purpose rubbers for operation under cold weather conditions] //Kauchuk i rezina. 2005. №6. S. 27–29.
14. Petrova N.N., Portnyagina V.V. Reziny na osnove smesey propilenoksidnogo kauchuka i politetraftoretilena [Rubbers based on mixtures of propylene oxide rubber and polytetrafluorethylene] //Kauchuk i rezina. 2007. №4. S. 8–11.
15. Kucherskiy A.M., Varaksin M.E., Gleyzer L.B. Vliyanie plotnosti sshivaniya rezin na ih morozostoykost' [An effect of rubber crosslink density on their frost resistance] //Kauchuk i rezina. 1987. №11. S. 18–20.
16. Kuznetsova O.V., Donskoy A.A., Markin E.A. Reziny na osnove ftorsiloksanovyh elastomerov: Sostoyanie i perspektivy razvitiya [Rubbers based on fluoro-silicone elas-tomers: Current state and development trends] //Kauchuk i rezina. 2007. №3. S. 37–43.
17. Chaykun A.M., Naumov I.S., Eliseev O.A. Ftorsiloksanovye reziny: nekotorye aspekty primeneniya [Fluoro-silicone rubbers: some aspects of application] //Aviatsionnye ma-terialy i tehnologii. 2013. №2. S. 35–36.
18. Anisimov B.Yu., Dybman A.S., Imyanitov L.S., Polyakov S.A. Gidrirovanie butadien-nitril'nyh kauchukov [Hydrogenation of nitrile butadiene rubbers] //Kauchuk i rezina. 2007. №2. S. 32–38.
19. Kornev Yu.V., Yanovskiy Yu.G., Boyko O.V. i dr. Nanodispersnyj mineral shungit – novyj usilivayuschiy napolnitel' dlya elastomernyh kompozitsiy [Nanodispersed mineral shungite is a new reinforcing filler for elastomeric compositions] //Promyshlennoe pro-izvodstvo i ispol'zovanie elastomerov. 2011. №4. S. 36–41.
20. Petrova N.N., Portnyagina V.V. Morozostoykie reziny novogo pokoleniya [Frost-resistant rubbers of new generation] /V sb. tru-dov Mezhdunarodnoy nauch.-tehnich. konf. «Forum gornyakov–2012». Dnepropetrovsk. 2012. S. 219–226.
21. Kryukova A.B., Kuznetsova M.N., Kanauzova A.A., Amatina T.S., Mitina E.L., Vra-cheva R.A. Sravnitel'nye svoystva rezin na osnove etilen-propilenovyh kauchukov otechestvennogo i zarubezhnogo proizvodstva dlya primeneniya v aviatsionnoy tehnike [Comparative properties of rubbers based on ethylene-propylene raw rubbers of domestic and foreign production for the use in aeronautical engineering] /V sb. trudov II Vse-rossiyskoy nauch.-tehnich. konf. «Kauchuk i rezina–2010». M. 2010. S. 363–364.
22. Shuvaeva A.V. Rezinotkanevye membrannye materialy na osnove gidrirovannyh butadien-nitril'nyh kauchukov [Rubber-fabric membrane materials based on hydrogenated nitrile butadiene rubbers]: Avtoref. dis. k.t.n. M. 2011. 23 s.
23. Kotova S.V., Mihaylov S.I., Fomina A.A. Osobennosti sovremennogo rynka butadien-nitril'nyh kauchukov [Features of the modern market of nitrile butadiene rubbers] //Kauchuk i rezina. 2012. №6. S. 33–35.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.